ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Подстёгины

Московская обл\ губерния.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир
realdozor

realdozor

Мюнхен
Сообщений: 508
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 812
Мои предки Подстёгины и Шуваловы — выходцы с окрестностей города Орехово-Зуево Московской области: деревни Красная Дубрава) - ранее: Барская Дубрава (также Дуброва) Московской губ., Богородский (позднее - Зуевский и Орехово-Зуевский) уезд, Федоровская волость - из рабочих*
ЦГАМО, ф. 2510, оп. 1, д. 3724, л. 261-261об.

Прадед Егор Егорович Подстегин (1896 - 15.01.1962 г.), по рассказам моей бабушки Зинаиды Егоровны Колесник (в девичестве - Подстегиной), до войны "строил социализм в отдельно взятом городе" (как я теперь понимаю - в "отдельно взятой" городской больнице - Первой Советской). Имея за плечами 3 класса образования, прадед в партии не состояли и был обычным рабочим с "золотыми руками". Будучи завхозом больницы, хотел перевести ее на паровое отопление. Для этого вступил в артель (или создал ее?) по производству саней для подвод, которые в окрестных деревнях пользовались спросом. Дела у артели шли неплохо, позволяя откладывать определенные сбережения.
Как и многие его современники, был арестован по доносу (по другой версии - "за самоуправство") и "строил Беломорканал". Эта версия о репрессиях пока не подтвердилось, как и про Беломорканал, который строили в 1931-33 гг. (прадед был арестован и выпущен в 1941-м — написал заявление и был призван на фронт). Однако выяснилось, что, возможно, был репрессирован его старший брат Степан, который, действительно был коммунистом и, по семейной легенде, "работал в Кремле". Его детей разобрали братья — с детьми Егора Егоровича жила дочь Степана (как звать — неизвестно), а также (со слов младшей дочери Егора, Ираиды Егоровны) еще один племянник — Сергей Подстегин. Это мог быть как сын Степана, так Луки или Сергея Егоровича Подстегиных.

Его отец: Подстегин Егор Михайлович
Мать: Анна Ефимовна

Братья: Лука (1892), Степан (1893), Петр (1901), Сергей (1911)
Сестры: Ольга и Анна Подстегины (со слов Зин. Ег.); также: Гликерия (девица в 1899, МК) и Александра (1899, девица в 1916, ИС)

Прабабушка: Шувалова Елизавета Михайловна (1900 - 25.05.1941 г.) похоронена в родной Барской (Красной) Дубраве. Со слов ее младшей дочери Ираиды, Елизавета Михайловна работала прачкой в городской больнице (той самой, где Егор Егорович был истопником-кочегаром) — там и простыла от постоянной сырости в помещении. Егор Егорович, как бы предчувствуя такое развитие событий, на заработанные (на производстве саней в артели) сбережения провел в городскую больницк отопление, за что и поплатился — был арестован по доносу. Супруга вскоре простудилась и умерла от туберкулеза — за месяц до начала войны.
У нее был родной брат, Шувалов Иван Михайлович, и две сестры: Таисия и Елена. Согласно Исповедальным ведомостям Богородицерождественской церкви, что на речке Вырке, от 1916 г., у Елизаветы Михайловны также было два дяди: Иван Никифорович и Василий Никифорович Шуваловы (братья отца). Кроме сестер Таисии и Елены, была еще одна сестра Александра и самая младшая сестра — Клавдия, запись № 272).

Её отец: Шувалов Михаил Никифорович (родовая ветка ТУТ)
Её мать: Мария Степановна
Младший брат: Иван Михайлович (4)*
Сестры: Таисья (1), Елена (2), Александра**, Клавдия (3) Михайловны
* Со слов Елизаветы Викторовны (внучки Егора Егоровича и Елизаветы Михайловны), Ивана Михайловича Шувалова она хорошо помнит. У него есть сын Михаил Иванович (в честь деда) и дочь Нина Калуцкая (Шувалова) — они были на свадьбах детей Виктора Егоровича, родня поддерживает с ними связь.
** Таисья была одинокая, а у Елены есть дочь — Екатерина, живут они в пос. Демихово, это где-то в 3 км от Подстегиных. А вот про Александру потомки никогда не слышали.


Дети Подстегиных все уже родились в 1-й городской сов.больнице О.-Зуево, молодожены перебрались из Дубравы:
1. Старшая дочь: Клавдия Егоровна Подстегина (16.10.1922, О.-Зуево - 18.11.2013, Химки, Подмосковье), в браке с Михаилом Мироновым.
У их единственного сына Александра Михайловича Миронова (29.09.1951 г.р., О.-Зуево; сейчас после инсульта - лежачий) в браке (15.02.1975г.) с Натальей Дмитриевной Рассказовой (08.01.1957, Химки, Подмосковье - 20.05.2019) было двое детей: дочь Катерина (1975 г.р.) и сын Максим (1979 г.р., погиб молодым). Катя Миронова вышла замуж рано, живет в Химках с отцом, у нее второй брак (2019) и взрослый сын Виталий (1993 г.р.) — в первом браке, работает с отцом в частной фирме. Катерина после 15 лет работы в Сбербанке в 2018-м году уволилась, чтобы ухаживать за родителями (у обоих - в 2017-18 инсульты).
У деда Миши Миронова также дочь Людмила от 1-го брака (ок. 1946, инсульт в 2017 одновременно с Мироновыми, тоже лежачая), у нее — сын Павел (Катин двоюродный брат). У него — маленький сын Михаил (в честь деда Миши).

2. Средняя дочь: Зинаида Егоровна Подстегина (24.05.1924, О.-Зуево - 15.10.2013, г.Луганск, Украина) — с мужем Прокофием Тихоновичем Колесником (родовая ветка ТУТ) после войны жили в Луганске, дети: дочь Раиса Прокофьевна (1946 г.р.) и Валерий Прокофьевич (16.06.1957-15.06.2020) Колесники. Дядя Валерий умер, не дожив 1 день до своего 63-хлетия (сердце).
Раиса Прокофьевна была в Орехово-Зуево дважды, второй раз - уже девушкой (лет 15?) - была близка с Ольгой (дочерью б. Зины Лукиной) и Людой Мироновой (дочерью д. Миши).
У Раисы Прокофьевны в браке с Касьяненко Юрием Васильевичем (родовая ветка ТУТ) — единственный сын Ростислав Юрьевич Касьяненко (1971 г.р.). У него 3-й брак и 4 сына; живут с супругой Анной во Львове. У Валерия Прокофьевича две дочери: Ирина Валерьевна (в разводе, у нее дочь, живут в Москве) и Надежда Валерьевна (замужем, сын и дочь, живут в США).

3. Единственный сын: Виктор Егорович Подстегин (03.12.1925 О.-Зуево* - 18.06.1977 О.-Зуево) — после войны вернулся в Орехово-Зуево.
* ЦГАМО, ф. 2510, оп. 1, д. 3724, л. 261-261об.
В браке с Зинаидой Тимофеевной Лукиной (также уроженкой О.-Зуево, отец: Лукин Тимофей Ефимович, 1898 г.р.) у них было трое детей:
3.1. Наталья Викторовна Бродская (1953 г.р.) с мужем Александром Бродским (уже умер) жили на Д.Востоке. Потом приехали в О.Зуево. У них дочь:
- дочь Екатерина Александровна (~1976 г.р.)
3.2. Елизавета Викторовна Тяпко (04.06.1954 г.р.). Трое детей:
- Елена Толстенева (20.11.1977 г.р., профиль ОК), у них с Романом Толстеневым двое сыновей
- Татьяна Киселева (1973 г.р., профиль ОК), у нее: мл. сын Евгений (19; 2001 г.р.) и ст. дочь Ирина (27; 1993 г.р., профиль ОК, замужем за Евгением Варфоломеевым);
- сын Михаил (1989 г.р., профиль ОК), у него ст. дочь - Евгения и младшая (2-й брак) - Ксения (в ясли пошла - 2020).
3.3. Александр Викторович Подстегин (1955 г.р.), у него два сына: старший Виктор, 1979 г.р, младший Павел 1984 г.р. и дочь - Елена (? г.р.).
3.4. Четвертая - Ольга Лукина, дочь Зинаиды Тимофеевны от 1-го брака (1948 г.р.).
Дети и внуки живут дружно в О.-Зуево, встречаются на праздники.
В Красной Дубраве, кроме потомков Шуваловых, живет дочь Елизаветы Тяпко (внучки Егора Егоровича Подстегина по линии сына Виктора) — Татьяна Киселева. Правнучка Подстегиных построила с мужем в Дубраве дом и воспитывает детей на родине предков.
Еще двое потомков Подстегиных-Шуваловых живут рядом, в Демихово: Нина, дочь младшего брата бабушки Лизы - Ивана Михайловича и Катя - дочь сестры дедушки Егора - Таисии или Раи (?). Когда три года назад приезжала Нина Миронова из Ишима, Наташа с Лизой позвали Катю, пришла и Нина (дочь Таисии).

4. Младшая дочь: Ираида, Ирина (в крещении — Раиса) Егоровна Подстегина (22.10.1929 - 05.06.2010) — после ареста отца и смерти мамы перед войной перебралась в Красную Дубраву, к бабушке Марии Степановне Шуваловой и двоюродным сестрам — Елене и Таисии. Ей было тогда 12 лет. Сестры Подстегины звали ее Ириной, а отец Егор Егорович ласково называл свою младшую дочь "Ирландия". После войны она окончила в О.-Зуеве техникум торфяной промышленности и в 1947-48 получила распределение на Урал, в Свердловскую область — пос. Басьяновский Верхне-Салдинского района Свердловской области. Там и встретила будущего мужа, Геннадия Афонасьевича Миронова (ее супруг — однофамилец [не брат] с Михаилом, мужем сестры Клавдии Подстегиной). После брака (14.06.1951 г. в пос. Басьяновском) у Ираиды и Геннадия родилось двое детей: дочь — дочь Нина Ентальцева (1953 г.р.) и сын Вадим Миронов (1960 г.р.). У Вадима дочь, живут в Москве, однако с двоюродными сестрами и братьями (как и с родной сестрой) он не общается (как те считают, "из-за снохи").

Нина Геннадиевна Миронова закончила в Екатеринбурге Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта (УЭМИИТ) и по распределению приехала в сибирский город Ишим (Тюменская область). Тут они и живут с мужем Юрием Ентальцевым, у них трое детей (дочь - Ирина). Сын Сергей (профиль ОК, 26.09.1987 г.р.) живет в Екатеринбурге. По словам Нины, тётю Зину Подстегину (Колесник) она не видела ни разу, а вот с двоюродной сестрой Раисой Колесник, кажется, однажды встречались у тети Клавы в Москве. Деда Егора Нина не помнит — ей был всего 1 год, когда мама приезжала с ней к Егору Егоровичу в О.-Зуево (1954). Тогда собирались все дети Подстегина (Рая Колесник помнит, как она останавливалась у Виктора Егоровича и его дочери - это старшая Ольга).

Прикрепленный файл: 1.png2.png, 614327 байт3.png, 620523 байт4.jfif, 133763 байтПодстегина Александра Егоровна 1899 Р.JPG, 248513 байт
---
Ищу: Касьяненко и Шовкоплясы (с. Ястребенное, Сумской у. Харьк. губ.), Грабовец и Малеванные (д. Поддубовка, Прилукский у. Полтавской губ.), Колесник и Новохацие (сл. Евсуг, Старобельский у. Харьковской губ.), Подстегины и Шуваловы (Бар. Дубрава, Орехово-Зуево)
Лайк (1)
realdozor

realdozor

Мюнхен
Сообщений: 508
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 812

89251578048 написал:
[q]
Я знала эту семью — Подстегина Николая Лукича, его жену Екатерину, детей и внуков. Я сама из Красной Дубравы... Могу рассказать только про них...
[/q]

Как здорово! Вот что рассказала мне односельчанка Подстегиных по Дубраве:

89251578048 написал:
[q]
Подстегин Николай Лукич (родился 19.09.1926 г.) и его жена его Екатерина похоронены на кладбище в Красной Дубраве. Сын их Александр Подстегин тоже уже умер и похоронен там же (детей у него не было). Зато у дочери Ларисы Николаевны Подстегиной (по мужку она — Казакова) было двое детей:
- Татьяна Казакова — внучка Подстегиных
- Павел Казаков — внук
[/q]

А вот это интересно! Отец Николая Лукича, Лука Егорович — это родной брат нашего прадеда Егора Егоровича Подстегина (см. фото)
С женой Клавдией Яковлевной проживали в Орехово-Зуево (ул.Ленинская, 123 - ф. 2510, оп.1, дело 4553, стр.23-24 Источник У него, по всей видимости, была младшая сестра Галина Лукинична, которая умерла, так и не выйдя замуж в возрасте 49 лет (1982).
Вместе с Николаем Лукичом — они двоюродные брат и сестра моей бабушки Зинаиды Егоровны, Клавдии Егоровны и Виктора Егоровича Подстегиных.
В этом случае дети Николая, покойный Александр Подстегин и Лариса Казакова — троюродные для моей мамы, дяди Саши Миронова, а также тети Лизы и тети Натальи Подстегиных из О.-Зуево.
Соответственно, дети Ларисы — Татьяна и Павел Казаковы — это уже 4-юродные мои брат и сестра.

Прикрепленный файл: 1892-1974 Лука Егорович.jpeg1921-2012 Екатерина Александровна.jpeg, 1758902 байт1926-2010 Николай Лукич.jpeg, 1196319 байт1933-82 Галина Лукинична.jpeg, 1375709 байт1956-2008 Александр Николаевич.jpeg, 1640889 байт
---
Ищу: Касьяненко и Шовкоплясы (с. Ястребенное, Сумской у. Харьк. губ.), Грабовец и Малеванные (д. Поддубовка, Прилукский у. Полтавской губ.), Колесник и Новохацие (сл. Евсуг, Старобельский у. Харьковской губ.), Подстегины и Шуваловы (Бар. Дубрава, Орехово-Зуево)
Лайк (1)
realdozor

realdozor

Мюнхен
Сообщений: 508
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 812
МК-1875, ЦГА Москвы
1. О рождении
Сын Федор Тимофеев
Родители: Приходской деревни Дубровы крестьянин Тимофей Никитин Подстегин и законная жена его Анастасия Мартынова, оба православного вероисповедания.
В восприемниках: той же деревни крестьянин Михаил Никитин (Подстегин?) и (...) крестьянская жена Матрона Тимофеева.

МК-1896, ЦГА Москвы
1. О рождении
Дочь Стефанида Антониева
Родители: Приходской деревни Дубровы крестьянин Антоний Тимофеев Подстегин и законная жена его Дарья Евсигнеева, оба православного вероисповедания.

1. О рождении
(...)
В восприемниках: уволенный из военной службы по болезни из крестьян Приходской деревни Дубровы Илья Тимофеев Подстегин и той же деревни крестьянская дочь - девица Евдокия Николаева Подстегина.

2. О браке
Уволенный по болезни из действительной военной службы бомбардир 10-й Конно-артиллерийской батареи из крестьян Приходской деревни Дубровы Илья Тимофеев Подстегин (24) православного вероисповедания венчался первым браком с Воскресенской церкви Павловского посада, мещанской девицей Дубровской Слободы, Павловского посада Богородского у., Матроной Никифоровой Гущиной (22) православного вероисповедания, первым браком.

МК-1899, ЦГА Москвы
1. О рождении
Дочь Марфа Антониева
Родители: Приходской деревни Дубровы крестьянин Антоний Тимофеев Подстегин и законная жена его Дарья Евсигнеева, оба православного вероисповедания.

МК-1908, ЦГА Москвы
3. О смерти
В возрасте 82 лет (1826 г.р.) скончался от старости Зуевской волости приходской деревни Дубровы крестьянин Тимофей Никитин Подстегин

МК-1915, ЦГА Москвы
3. О смерти
В возрасте 66 лет (1849 г.р.) скончался от порока сердца Зуевской волости приходской деревни Дубровы крестьянин Николай Тимофеев Подстегин

------

МК-1891
ЦГА Москвы, ОХД до 1917 г., ф. 203, оп. 780, д. 1779

2. О бракосочетавшихся

л. 300об-301
Приходской деревни Дубровы крестьянин Егор Михайлов Подстегин (21), православнаго вероисповедания, 10.02.1891 г. венчается первым браком с Параскевиевской (что у речки Березовки) церкви, деревни Горбачихи крестьянской дочерью, девицею Анной Евфимовой Копалкиной (21), православнаго вероисповедания, первым браком.
Поручители: по жениху — приходской деревни Дубровы крестьяне: Самсон Митрофанов Подстегин, Иван Алексеев Чугунов и Тимофей Никитин Подстегин; по невесте — деревни Горбачихи крестьяне: Феодор Егоров Копалкин, Макар и Евфимий Павловы Копалкины


-----

МК-1897
ЦГА Москвы, ОХД до 1917 г., ф. 203, оп. 780, д. 1849

л. 305об-306
Приходской деревни Дубровы крестьянин Василий Михайлов Подстёгин (20), православнаго вероисповедания, 25.05.1897 г. венчался первым браком с той же деревни Дубровы крестьянской девицей Анной Николаевой Шуваловой (26), православнаго вероисповедания, также первым браком.
Поручители: по жениху — приходской деревни Дубровы крестьяне: Матвей Алексеев Малов, Тимофей Никитин Подстегин и Григорий Васильев Живов; по невесте — той же деревни крестьяне: Василий Иванов Шувалов, Тимофей Евфимов Белов и Никифор Васильев Жарков

л. 332об-333
Запасно-отпускной рядовой из крестьян приходской деревни Дубровы Илья Онисимов Подстегин (43), православнаго вероисповедания, 13.07.1897 венчался первым браком с Владимирской губернии, Александровскаго уезда, Андреевско-Годуновской волости, погоста Бачевки, деревни Жуковой крестьянская девица Анна Васильева Анирова (27), православнаго вероисповедания, также первым браком
Поручители: по жениху — приходской деревни Дубровы крестьяне: Матвей Иларионов Терентиева, Алексей Саввин Бочаров и Николай Тимофеев Подстегин; по невесте — той же деревни крестьяне: Феодор Платонов Саухин, Игнатий Петров Живов и Спиридон Алексеев Бочаров
---
Ищу: Касьяненко и Шовкоплясы (с. Ястребенное, Сумской у. Харьк. губ.), Грабовец и Малеванные (д. Поддубовка, Прилукский у. Полтавской губ.), Колесник и Новохацие (сл. Евсуг, Старобельский у. Харьковской губ.), Подстегины и Шуваловы (Бар. Дубрава, Орехово-Зуево)
realdozor

realdozor

Мюнхен
Сообщений: 508
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 812
Нашёл дальних родственников по линии Подстёгиных из Москвы (ранее - Орехово-Зуево).
Согласно моей гипотезе, это параллельное с Егором Михайловичем колено потомков Михаила Никитина Подстегина (~1837 г.р.)
или же его братьев. В пользу первой версии говорят похожие с Егором (Георгием) имена в роду - в частности, чередование имён Георгий и Михаил. Если я прав, то Федор, отец Михаила подстегина - также сын Михаила Никитина:
1. Михаил Федоров Подстегин (1903-15.11.1942)
2. Георгий Михайлов(ич) Подстегин (20.10.1933 - 7.09.2001), жена: Мария Михайловна Подстегина (Гвоздева, 15.10.1932 - 27.02.2010), ее отец: Гвоздев Михаил Степанович (1901- 29.10.1981)?
3. Владимир Георгиевич Подстегин
4. Павел Владимирович

Публикую фото с кладбища в О.-Зуево и
анкету 1926-27 гг. по Московской партийной организации РКП(б) - ф.17, оп.9, д.1915, РГАСПИ.

Всесоюзная партийная перепись 1926 года
Подстегин Михаил Федорович 1903 г.р.
Пол: мужской
Республіка: РСФСР
Губ. Московская
Уезд: Орехово-Зуевский
Город: Орехово-Зуево
Народность: великоросс
Родной язык: русский
Грамотность: читает и пишет на русском
Образование:
- сельская школа до 1917г. (3 класса)
- Окончил 1-ю ступень политграмоты (6 мес.) — думаю это по типу политических курсов (Примеч.)
Род производства: государственные торфоразработки
Место работы: отдел топлива Орехово Богородского треста
Партійность: Член партии с 05.09.1925г. (кандидат - с марта 1925). Партбилет #932558
Тип ячейки: рабочая
Член ВЛКСМ: да; в РКП(б) принят через ВЛКСМ
Член профсоюза: Горнорабочих
Работает по найму: с 15 лет, в т.ч. в промышленности и на транспорте: 8 лет.
Основная профессия на момент опроса: слесарь
Основная профессия в теч. 4 лет до вступления в ВКПб: помощник машиниста паровоза
Рабочий стаж:
Торфостанция Никольской фабрики
а) сцепщик вагонов — 4 Года (1918-22);
б) помощник машиниста паровоза — 4 Года (1923-27).
в) слесарь
Общая сумма заработка: за декабрь 1926 г. заработал 53 руб. (за 26 дней), имея 6-й тарифный разряд.
Связь с деревней: жительствует в городе, имеет с отцом полевое хозяйство, оказывая ему материальную помощь.

Прикрепленный файл: 7E57382E-E2AC-4332-BDF6-B28DF7FB31C0.jpegED898E24-8776-4608-B9A0-B8373BE97054.jpeg, 286873 байтA28427F3-C9CF-495F-AE09-E9D1ACEC98CE.jpeg, 221372 байт3095DF27-39A7-4B71-B2FC-9D2B1C3D6C13.jpeg, 273711 байт8236B555-ED03-4BE3-B71F-26264FE305A8.jpeg, 196649 байт7E14A818-A053-43F5-B4ED-1AD7CCE52153.jpeg, 55906 байт
---
Ищу: Касьяненко и Шовкоплясы (с. Ястребенное, Сумской у. Харьк. губ.), Грабовец и Малеванные (д. Поддубовка, Прилукский у. Полтавской губ.), Колесник и Новохацие (сл. Евсуг, Старобельский у. Харьковской губ.), Подстегины и Шуваловы (Бар. Дубрава, Орехово-Зуево)
Лайк (1)
realdozor

realdozor

Мюнхен
Сообщений: 508
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 812
Исповедальные ведомости Богородицерождественской церкви (что на речке Вырке) от 1916 г. гласят (запись № 276):
Георгий Михайлов – 45
Жена Анна Ефимова – 47
Дети:
Лука – 24
Стефан – 23
Георгий – 20 (он же — Егор)
Александра – 17
Петр Егоров – 15
Сергей – 6
Нашли запись ЗАГС о рождении 1 ноября 1927 года у Петра Егорова (1901 г.р.) и Евдокии Подстегиных дочери Лидии.
Домашний адрес: дом 175/192.
П.С. Что же касается отца семейства Егора (Георгия) Михайловича, то его возраст в исповедках несколько корректируется — записью непосредственно на могиле:
7.04.1868-10.09.1942.

П.П.С. Также на кладбище в О.-Зуево есть могила неизвестной нам Людмилы Юрьевны Подстегиной, 35 лет (10.11.1965 - 22.01.2000).

Прикрепленный файл: 20190318_160244 +.jpg20190318_160244 Петр Егоров Подстегин.jpg, 1080895 байт1868-1942 Егор Михайлович.jpeg, 1511863 байт1965-2000 Людмила Юрьевна.jpeg, 1604489 байт
---
Ищу: Касьяненко и Шовкоплясы (с. Ястребенное, Сумской у. Харьк. губ.), Грабовец и Малеванные (д. Поддубовка, Прилукский у. Полтавской губ.), Колесник и Новохацие (сл. Евсуг, Старобельский у. Харьковской губ.), Подстегины и Шуваловы (Бар. Дубрава, Орехово-Зуево)
realdozor

realdozor

Мюнхен
Сообщений: 508
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 812
В 1626 году по переписи с 1587 года была сделана такая запись:

«В селинской волости монастырская вотчина чудова монастыря по выписи с книг Ивана Фефилатива да подъячего /посынка Невзорова/ 7095(1587г.) село Запоноре и Власивское тоже на речке на Понуру а в селе церковь Покров Святые Богородицы древяной клетцкина в церкве образы и книги и ризы и колокола и всё строение мирское…

А Глебовская тоже а в ней крестьян …

А Короткое тож на речке на липице а в ней крестьян…

Дуброва а в ней крестьян…

Деревня Леванидовская а Степановская и Стенинская тож на речке на Липицы а в ней крестьян…

Деревня Хломово аусово на речке на Липице а в ней крестьян…

Деревня Загряская а Бобовища тож на речке на Мерске а в ней крестьян…

Деревня Нелидова а Ненилова тож на речке на Понуру а вней крестьян…

Деревня Радованная а в ней крестьян…

Деревня Терентьива на речке на Мерске а в ней крестьян…

Деревня Осташово а Мельники и Хмельники тож на речке на Мерске а в ней крестьян…

Деревня Смолева на речке на Понуру а в ней крестьян…

Деревня Новая, а Пучкова тож на речке на Понуру а в ней крестьян…

Деревня Запрудное, а Хушино тож на речке на Понуру а в ней крестьян…

Деревня, что было село Осташково на речке на Бекреневке а в ней крестьян…

Деревня Ворыпаево на речке на Терновке…

Деревня Соболева на речке на Мерске а в ней крестьян…

Деревня Новая а Высокое тож на речке на Косачеише а в ней крестьян…

Деревня Полкова а Леванидова другое тож была в обводних землях а в ней крестьян…

Была деревня Степановская а в ней пашни пахотные…

Пустошь что была деревня Кольково, а Степановская и Поповская тож а в ней пашни…

Была деревня Олфимово на речке на Мерске а в ней пашни…

Пустошь Кормыш а Говоринской тож а в ней пашни лесом поросли…

Пустошь Сорокина а в ней пашни лесом поросли…

Пустошь Обакумцова а в ней пашни лесом поросли…

Пустошь Матвеицова а Обрамово тож а в ней пашни лесом поросли…

Пустошь Нездина селище а Василивское и поросль тож а в ней пашни лесом просли…

Пустошь что была деревня Старое сельцо бисарево а в ней пашни пахотные…

Деревня Товаркова а в ней пашни лесом поросли…

Пустошь что была деревня Мякимова Починок тож а в ней пашни лесом поросли…

Пустошь Пучкова на речке на мерске а в ней пашни пахотные…

Пустошь Вешнякова а в ней пашни пахотные…

Пустошь Короваива а в ней пашни лесом поросли…

Пустошь Овинец? а в ней пашни лесом поросли…

Пустошь Старое а в ней пашни лесом поросли…

Пустошь Кузнецова а в ней пашни лесом поросли…

Пустошь, что был погост Аврамева пустыня а в ней пашни церковные паханные…

Пустошь Житийка на речке на речке на Мартыновке а в ней пашни паханые…

Пустошь Тимошкина была в обводных землях а в ней пашни лесом поросли…

… и всего село да девятнадцать деревень дватцать пустошей а в них 2 двора монастырских 4 попов да 4 пономарёв да двор церковново дьячка да 4 просвирницы да 5 дворов служних да 41 двор крестьянских а людей в них 42 человек да 36 дворов бобыльских а людей в них и вдов тож да 4 двора пусты пашни паханые худые земли 4 чети с четвериком да лесом поросли и с наезжего пашнего 777 чети без четверика и обоего 781 чети в поле а в дву потому же сена 1130 копен лесу пашенново и непашенново 227 десятин с полудесятиною да поверстново лесу в длину на 7 верст а по перек тож а сошного в живущем и в пустее соха а недошло в сошное письмо чети 19 пашни а платити крестьянам з живущево с четырех четий с четвериком…

(лета 7134г. октября в 13 день), (1626 от Р.Х.)

В этой переписи, которая в печати воспроизводится впервые, деревни Ляхово мы не находим, то ли ее не было, то ли она имела другое название. Но здесь видим, как назывались многие деревни ранее, у них двойное название, старое и новое. Местонахождение некоторых пустошей в памяти народной сохранились до настоящего времени, например между Анциферовом и Соболевом есть место, которое носит название Вешняки, там же ближе к Нерской есть место «Избушки», предположительно там тоже ранее была какая то деревня.

Источник: http://ilschool-guslicy.ru/a9-...ahovo.html
---
Ищу: Касьяненко и Шовкоплясы (с. Ястребенное, Сумской у. Харьк. губ.), Грабовец и Малеванные (д. Поддубовка, Прилукский у. Полтавской губ.), Колесник и Новохацие (сл. Евсуг, Старобельский у. Харьковской губ.), Подстегины и Шуваловы (Бар. Дубрава, Орехово-Зуево)
Лайк (1)
realdozor

realdozor

Мюнхен
Сообщений: 508
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 812
>> Ответ на сообщение пользователя realdozor от 23 декабря 2018 17:44

Поискал информацию по Орехово-зуевским старообрядцам.
Ее много, как я уже говорил, есть целый сайт про Старообрядцев Подмосковья.
В общем-то мне интереснее будет сфокусироваться в этом вопросе именно на Барской Дубраве. Начну, все же, с О-Зуево.

Храм Рожества Пресвятыя Богородицы: возрожденный по крупицам
Город Орехово-Зуево был образован из двух населенных пунктов Патриаршины – Орехово и Зуево старообрядцами. Современный статус он получил при Временном правительстве в 1917 г. Орехово находилось в Покровском уезде Владимирской губернии, а Зуево – в Богородском Московской. Из последнего происходили знаменитые Морозовы, при которых эти два села стали мощным промышленным центром. В этих селах издревле находились старообрядческие моленные разных согласий: белокриницкие поповцы окружники, три неокружнических согласия и поморцы.

Первый белокриницкий каменный храм Рожества Пресвятой Богродицы был построен в 1906-1908 гг. В 1930-х гг. был закрыт, обезглавлен и переоборудован в фабричный цех. Священник, о. Георгий Хазов, был расстрелян.

После войны Церкви отдали «черную» моленную неокружников, часть из которых присоединилась к окружникам. Однако та моленная была снесена в середине 1970-х по причине реконструкции района. Власти разрешили общине приобрести земельный участок на Совхозной улице под строительство храма, и община перешла в новопостроенное здание. Церковь на Совхозной улице, в которой в послесоветское время шли службы, более походила на моленный дом.

В 1990 г. в совместное пользование общинам Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) и Древлеправославной поморской церкви (ДПЦ) передали здание поморского храма на Кузнецкой, в одном из пределов которого до недавнего времени продолжали молиться и безпоповцы. Община реставрировала переданную ей поруганную моленную староверов-поморцев Возрождение святыни на долгих 23 года стало смыслом жизни настоятеля храма — протоиерея Леонтия Пименова. Строитель и архитектор, он старался сохранить каждый кирпичик из первоначального здания. В 2013 году поповская часть храма после реконструкции была освящена. Община РПСЦ проводит богослужения в основной части храма, а поморская община располагается в северном приделе - https://rpsc.ru/church/orehovo-zuevo/


* * *

Храм Рожества Пресвятыя Богородицы является памятником градостроительства и архитектуры регионального значения. Сперва в 1884 году община старообрядцев-беспоповцев поморского брачного согласия построила молитвенный дом возле фабрики «Товарищества Зуевской мануфактуры И. Н. Зимина». 22 октября 1884 года его освятили во славу Рожества Пресвятой Богородицы и святителя Николы. На момент постройки моленная не имела звонницы и не была увенчана крестами, что было запрещено для старообрядческих сооружений, но была просторной и вместительной внутри. Имя первого настоятеля неизвестно. В 1893—1904 годах настоятелем был Иван Васильевич Уткин, а после него в 1905—1936 годах настоятельствовал Симеон Васильевич Герасимов.

Жизнь старообрядцев существенно изменилась после издания Указа «Об укреплении начал веротерпимости» в 1905 году. Теперь старообрядцы могли свободно исповедовать свою веру, строить храмы и иметь государственную регистрацию общин. Община была зарегистрирована под названием «Зуевская община старообрядцев поморского брачного согласия». Количество старообрядцев-поморцев быстро росло и моленная не могла вместить всех желающих. Поэтому 17 ноября 1911 года совет общины подаёт прошение московскому губернатору о разрешении на перестройку и расширение храма. Разрешение было получено 10 мая 1912 года. Проект реконструкции разработал московский архитектор Илья Евграфович Бондаренко. Проект включал сооружение боковых приделов и притвора, с надстроенной над ним звонницей; увеличение внутренней площади здания путём переноса западной стены; устройство хоров внутри храма у западной стены.

19 августа 1912 года состоялся торжественный молебен по случаю начала перестройки и закладка внешних углов придела и притворов. Восточный угол южного придела закладывал духовный наставник С. В. Герасимов, западный — Ф. К. Зимин и С. Н. Свешников; углы притвора — Д. Ф. Крюков и Н. Г. Хвальковский; углы дверного придела — М. И. Беляев и М. Р. Дмитриев. Обновлённый храм 22 декабря 1913 года освящали духовные наставники Симеон Васильевич Герасимов и Василий Иванович Смирнов[1]. Расширенный храм мог вместить более тысячи прихожан. В 1916 году Иван Викулович Морозов жертвует общине 10 тысяч рублей на возведение центральной главы храма, но Революция 1917 года разрушила эти планы.

В 1917 году Временное правительство приняло решение о слиянии сёл Орехово и Зуево, а также местечка Никольское в единый город Орехово-Зуево. Таким образом, на территории города оказалось как минимум четыре храма, посвящённых Рождеству Пресвятой Богородицы: православный собор в Зуеве, православная церковь в Орехове, этот храм и построенный в 1908 году с ним по соседству храм старообрядцев-поповцев белокриницкого согласия, приемлющих Окружное послание.

В 1924 году и в марте 1927 года в храме собирался поморский Московский областной духовный совет. 29 февраля 1936 года президиум облисполкома постановил закрыть храм «по просьбам трудящихся», а здание передать под аэроклуб и дом обороны. Старообрядцы написали коллективное письмо, которое подписали около 300 человек, на имя М. И. Калинина с ходатайством о возвращении храма, но это ничего не изменило. Поморцам удалось сохранить иконы и богослужебные книги. Позднее часть икон была пожертвована даугавпилской общине, пострадавшей от пожара, ещё часть — московской общине, а остальные — другим общинам и частным лицам. До распада СССР поморцы Орехово-Зуева продолжали собираться нелегально.

* * *
Древлеправосла́вная помо́рская це́рковь (сокращённо ДПЦ) — современное официальное название крупнейшей религиозной организации староверов поморского согласия. Как и многие беспоповские толки, ДПЦ не имеет трёхчинной иерархии; принятые у поморцев таинства (крещение, исповедь) совершаются мирянами. Общины возглавляются духовными наставниками.

Согласие старообрядцев-беспоповцев, которые после смерти последних дораскольных священников отказались от практики приёма беглых попов (беглопоповство), то есть священников, переходящих из Русской православной церкви. В условиях отсутствия священства службы стали вестись избранными грамотными мирянами. На основе иноческого соловецкого устава был создан Поморский устав для ведения службы мирянам, в котором были опущены слова, которые произносились священниками. Также в Поморье на реке Выг был организован Выговский монастырь, ставший духовным центром всего согласия с конца XVII до середины XIX века. По ним и всё согласие получило наименование Поморского. Выговский монастырь имел свои представительста в Москве и Петербурге, где им стала моленная на Моховой улице, закрытая питерскими властями в 1852 году.

Прикрепленный файл: orehovo-zuevo-lopatin-5-1.jpgorehovo-zuevo-lopatin-8-1.jpg, 121172 байтorehovo-zuevo-lopatin-10-1.jpg, 169976 байтorehovo-zuevo-lopatin-2-1.jpg, 172353 байтorehovo-zuevo-lopatin-3-1.jpg, 95418 байт2023_09_21_orehovo-10osve17.jpg, 213417 байт2023_09_21_orehovo-10osve8.jpg, 208179 байт
---
Ищу: Касьяненко и Шовкоплясы (с. Ястребенное, Сумской у. Харьк. губ.), Грабовец и Малеванные (д. Поддубовка, Прилукский у. Полтавской губ.), Колесник и Новохацие (сл. Евсуг, Старобельский у. Харьковской губ.), Подстегины и Шуваловы (Бар. Дубрава, Орехово-Зуево)
realdozor

realdozor

Мюнхен
Сообщений: 508
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 812
>> Ответ на сообщение пользователя realdozor от 21 января 2024 23:20

В фонде 54 ЦИАМ («Московское Губернское Правление, г. Москва») удалось найти 2 дела о регистрации старообрядческой общины в Барской.Дубраве:
1. 177-3008 – Об учреждении Барско-Дубровской старообрядческой общины в дер. Барская Дуброва Богородского у., 1907-1917 гг.
2. Опись 109, дело 57 «Реестр старообрядческих общин Московской губернии 1908-1912» , 50 лл.

Старообрядческие общины регистрировались и действовали в соответствии с законом от 17 октября 1906 г. "Именной высочайший Указ. О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин и о правах и обязанностях входящих в состав общин последователей старообрядческих согласий и отделившихся от православия сектантов". Дело представляет собой официальный реестр старообрядческих общин, в который вносились записи при их регистрации. По каким-то причинам в данном реестре перечислены не все старообрядческие общины Московской губернии, упомянутые в Памятной книжке 1914 г.
Ниже поданы наиболее ценные сведения, а именно сведения о молитвенных домах/храмах и приход каждого из обществ. На деле, Общества не ограничивались обслуживанием только указанных деревень, но принимали и всех желающих из других ближайших (и не очень) селений. Просто деревни, указанные в реестре как планируемый приход Общества, составляли его "костяк" и обычно жители именно этих деревень и подавали совместно прошения о регистрации своих Обществ.
Как примерно выглядит запись в реестре: лл. 8об.-9 "Уполномоченный от старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии, крестьян деревень Панкратовской, Горшковой, Земневой, Мосягиной и Пищевой, сельский староста д. Панкратовской Куприан Викулов Волков обратился с ходатайством о разрешении учредить в д. Панкратовской старообрядческую общину под наименованием "Панкратовская во имя Святого Великомученика Никиты старообрядцев белокриницкой иерархии община". При этом означенный Волков заявил 1) что просители приемлют священство белокриницкой иерархии 2) что они имеют священника, рукоположенного в сан иерея Московским старообрядческим архиепископом, 3) что деятельность их общины будет распроостраняться на помянутые выше селения и 4) что богослужения будут совершаться в молитвенном доме, находящемся в д. Панкратовской, который они впоследствии желают преобразовать в храм." Заявление поступило 21 февраля и 6 марта 1908 г.
Разрешение губернского или областного правления от 12 марта 1908 г.
Извещение о регистрации отослано 27 мая 1908 г. №928 и 929 Источник

Общины, приемлющие священство Белокриницкой иерархии:
лл. 1об.-3 «Барско-Дубровская старообрядческая община Рождества Пресвятой Богородицы» (д. Барская Дуброва Зуевской вол. Богородского у.). Общество планирует распространять свою деятельность на дд. Барская Дуброва, Алексунино и Нажицы Зуевской вол. Богородского у.
Где будут совершатся богослужения: предполагают в названном селении выстроить храм Во имя Рождества Пресвятой Богородицы на земле, жертвуемой общине местным крестьянином Тимофеем Яковлевым Антоновым.
Источник фото
15325-0.jpg
Каменная церковь в дер. Барская Дуброва Богородского уезда Московской губернии. [ж-л Церковь. М., N28, 12 июля 1909 г., с. 869]

Церковно-общественная жизнь.
Дер. Барская Дубрава, Богородского уезда (от нашего корреспондента)
«1-го января сего 1912 г. состоялось общее собрание членов барско-дубровской старообрядческой общины. Председателем собрания избран единогласно Е. Н. Мышкин. Принят в члены общины Е. Н. Никифоров [Елезвой Николаевич Никифоров, его брат Петр служил священником на Рогожском кладбище. Семья Никифоровых переехала в Богородск из нижегородского Горбатова – ред.], прибывший на собрание по уполномочию почетного председателя общины А. И. Морозова, он же избран и секретарем собрания… Избраны [в совет общины] на 2-е трехлетие: Е. Н. Мышкин, Ф. В. Нажесткин, А. М. Нажесткин, М. Ф. Нажесткин и избраны вновь на 1-е трехлетие: Ф. И. Леонтьев, Я. Н. Лазарев, Д. М. Мышкин, Г. М. Чивин и Я. Н. Мышкин, и кандидатами к ним А. Ф. Нажесткин и Т. Я. Антонов... Избран [казначеем и попечителем] А. М. Нажесткин… Старостою храма избран М. Ф. Нажесткин и помощником ему – С. А. Нажесткин…
Кстати, несколько слов о храме: храм небольшой, но архитектура его, также и иконостас, обращают на себя особое внимание. Видно, что строители желали, чтобы храм этот был памятником древнего благочестия и сохранил такой вид, какой существовал до никоновских времен» (с.101).

Российское старообрядчество после царского манифеста от 17 октября 1906 года получило право на свои периодические издания. Журнал «Церковь» издавался с 1907 по 1914 год. Вышепреведенная публикация вышла вот в этом номере за 1912-й год:
image1.jpeg
В последующие годы, вплоть до 1918 года, журнал стал называться «Слово Церкви». Одним из активнейших корреспондентов журнала был Арсений Иванович Морозов. По слогу и по кругу затронутых тем можно почти безошибочно предположить, что большая часть журнальных публикаций "От нашего корреспондента", принадлежат все тому же Арсению Ивановичу. Следует напомнить, что в те же годы в Богородске и Егорьевске издавался журнал «Старообрядческая мысль».

Генеральный план старообрядческой моленной Богородского уезда (во имя св. Николы в дер. Данилово), 1906 г. Источник
v101.jpg
Пролетарская философия разрушения старого мира сделала своё дело. С лица земли навсегда исчезли многие тысячи православных святынь, в том числе, и старообрядческих. Кампания по ликвидации «культовых учреждений» в Павловском Посаде и его окрестностях была санкционирована Центром. Как и прочие кампании государственной важности, она носила организованный и массовый характер, обставлялась, как выполнение «революционной воли» советского народа, потому и проводилась его же руками.

Местные власти неоднократно получали из центра подробные инструкции и предписания по закрытию и ликвидации церквей. Первым делом рекомендовалось ликвидировать «двадцатки» и «тройки» (церковные общины и их советы), после чего культовые здания, оставшиеся без хозяев и употребления, можно было закрывать без особых осложнений. Закрытие частных моленных в деревнях не представляло особой проблемы, так как здесь обычно не было официально зарегистрированных общин. Решениями наших сельсоветов они просто реквизировались и передавались колхозам под клубы, избы-читальни, овощехранилища и на прочие «общественные нужды». В начале и середине 1930-х годов такая судьба постигла моленные во многих старообрядческих селениях. На фото: радиоклуб в бывшем здании церкви, 1975 г.
v100.jpg

Могие из руководителей старообрядческих общин в 1930-е годы были арестованы вместе с зажиточными крестянами, бывшими купцами и торговцами.
Старшие по возрасту, как правило, были расстреляны как «члены старообрядческой контрреволюционной повстанческой группировки, ставящей своей целью свержение советской власти путем восстания в стране». Среди них было немало представителей известных старообрядческих фамилий. Например, фабрикантов Руновых, которые были главными попечителями строящихся старообрядческих храмов в деревнях Новая и Барская Дубрава (Церковь. Журнал. №25. С. 798. 1908 г. и №28. с. 869. 1909 г.).
1394168228.6573isaev_4.png
Отец и брат Георгия Семеновича Рунова на момент его ареста в 1931 г. уже были «сосланы в концлагерь».
1394168267.542isaev_5.jpeg
Для самого Георгия Семеновича Рунова мучения не ограничились 5-летним заключением. 27 августа 1937 года он был снова арестован и по обвинению в «принадлежности к контрреволюционной группировке сектантов-старообрядцев, занимавшейся контрреволюционной деятельностью», был расстрелян 27 сентября 1937 года. Источник
runov2.jpg
Вид на бывшую фабрику Руновых в деревне Новая
runov1.jpg
Вид старообрядческого кладбища в деревне Новой (семейное захоронение Руновых тоже находится здесь - Источник)

Что же касается упомянутой старообрядческой церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Барской (ныне - Красной) Дубраве, ее постигла та же участь.
Небольшая кирпичная одноглавая церковь, построенная в 1908 на средства бр. Нажёсткиных, Морозовых и др., принадлежавшая окружнической общине, была закрыта не позже 1930-х, венчания сломаны. Сейчас используется как котельная (2013). Источник-1, Источник-2
22_krasnaya_dubrava_-_byvshaya_staroobryadcheskaya_rojdestva_presvyatoi_bogorodicy_(2013)_1.jpg
22_krasnaya_dubrava_-_byvshaya_staroobryadcheskaya_rojdestva_presvyatoi_bogorodicy_(2013)_2.jpg
22_krasnaya_dubrava_-_byvshaya_staroobryadcheskaya_rojdestva_presvyatoi_bogorodicy_(2013)_3.jpg
Все моленные, или как ещё говорят – молельни, расположены на востоке Московской области. Для наглядности вот карта:
17612_2000.jpg
Олег Шуров в своем рассказе о старообрядчестве в Подмосковье пишет: "В общероссийском сознании принято считать, что после раскола Русской Православной церкви во второй половине XVII века, большая часть старообрядцев бежала от государственной власти в дальние углы России и сопредельных государств. Но уже тогда, в самом центре государства, в Московской губернии, постепенно начал формироваться настоящий старообрядческий анклав. К началу XX века, на немалой по площади территории (от Богородска-Ногинска и Орехово-Зуева, до Егорьевска и Коломенского уезда) жили преимущественно старообрядцы." Источник
Наглядно это демонстрирует фрагмент карты того времени, на которой показаны раскольнические населённые пункты.
16230_original.jpg
Недаром этот край называют иногда старообрядческой Палестиной. Еще, очень часто, эту территорию называют Гуслицы. Но географически понятие "Гуслицы" несколько уже. Вот карта населённых пунктов на 1900 год, жители которых считали себя гусляками, т.е. жителями Гуслицы.
16624_900.jpg
Хотя в целом такое понимание правильное, поскольку именно в Гуслицах были сконцетрированны населенные пункты поголовно заселённые старообрядцами. Само же понятие «волость Гуслица» впервые упоминается в 1339 году в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты. Владимир Лизунов в своей книге «Старообрядческая Палестина» пишет, что после церковной реформы патриарха Никона, расколовшей Русскую церковь и особенно после второго стрелецкого бунта 1698 года, в глухие гуслицкие леса бежало много ревнителей старой веры и уже к концу ХVII столетия в Гуслицах насчитывалось уже 46 деревень. «Свою известность и неповторимую самобытность Гуслицы получили именно благодаря старообрядцам. Укрывшись в прежде глухой и малопроизводительной местности, они со временем сделали её одним из крупнейших духовных центров старообрядчества, а также способствовали её экономическому развитию. Будучи очень бережливыми и расчетливыми, лишённые вредных светских привычек и увлечений, многие старообрядцы быстро богатели, выбивались в люди, становились купцами. Возникшая в результате постоянных преследований религиозная сплочённость помогала поддерживать своих единоверцев, помогать и им выбираться в зажиточные слои. Кадровую политику на своих фабриках купцы-старообрядцы также старались строить по религиозному признаку, что способствовало дальнейшему распространению "раскола" на оставшуюся часть гуслицкого православного населения: "одни крестьяне окрестных деревень делались на фабриках приказчиками, конторщиками и т.п., другие стали работать в своих домах по заказам фабрикантов. Ткацкие станки появились чуть не в каждом доме и прежние бедняки-хлебопашцы и лесники превратились зажиточных промышленников. Богачи их поддерживали, давали средства наживаться, богатеть и самим делаться фабрикантами и миллионерами. Но фабриканты - старообрядцы лишь тем из крестьян давали заработки, лишь тем помогали и доставляли возможность самим делаться богачами, которые стояли с ними под одним знаменем». Основная масса гуслицких староверов в XIX столетии принадлежала к приемлющим священство Белокриницкой иерархии. Представителей других согласий было немного. Практически в каждой деревне была своя моленная. На современной карте Гуслицы и окрестностей это хорошо видно. Многие из них во второй половине 1900-х годов были юридически переоформлены в старообрядческие церкви.

---
Ищу: Касьяненко и Шовкоплясы (с. Ястребенное, Сумской у. Харьк. губ.), Грабовец и Малеванные (д. Поддубовка, Прилукский у. Полтавской губ.), Колесник и Новохацие (сл. Евсуг, Старобельский у. Харьковской губ.), Подстегины и Шуваловы (Бар. Дубрава, Орехово-Зуево)
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир
Вверх ⇈