Левковские
Создание общей родословной Эта тема на карте: Левковский (после 2009)
Ivan Levkovskiy Украина Сообщений: 1476 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8759 | Наверх ##
17 марта 2013 19:29 10 января 18:28 В поисках места захоронения родоначальника Лариона Велавского.Казалось бы в качестве первой версии места этого захоронения мог служить Левковский монастырь или церковь на территории этого монастыря. Итак, проверяем эту версию. Левковский монастырь, кем и когда основан.В 1735 году ксьондз Антоний Ситницкий игумен монастыря Левковского устава святого Василия явил запись перед урядом гродским овручским, которая датирована первой половиной 17-го века. http://books.google.com.ua/boo...mp;f=falseПеревожу с польского сам лист: [q] Roku tysiąc siedinset trzydziestego piątego, miesiąca Ianaury trzynastego dnia.
Na urzędzie grodzkim, w mieście jego królewskiej mości Owruczu, przedemną Wawrzyńcem Walewskim— Lewkowskim, namiesnikiem na ten czas podwoiewodstwa grodskim generału woiewodztwa Kijowskiego i xięgami ninieyszemi, grodzkiemi, kijowskiemi coumrens personaliter przewielebny w Bogu imć xiądz Antoni Sitnicki, ihumen monasteru Lewkowskiego, reguły świętego Bazylego wielkiego, prae via manifestatione, jak prętko transakcya, niżey wyrażona, ad manus dostała się, alias oryginał listu, zapisu zatyłkowego, od niegdy urodzonego imć pana Andrzeya Maluszyckiego, z podpisem ręki tegoż jego mości i ich mosciow panów przyiacioł, przy czterech pieczęciach, monasterowi Świętoinikulskiemu Lewkowskiemu danego i słnżącego, ratione intro contentorum, dla wpisania do xiąg ninieyszych, per oblatam podał, który ruskim pismem pisany, tak się w sobie ma:
List odemnie, Andrzeya Maluszeckiego, dauy jest oycu Ieremijowi Gdyszyńskiemu, ihumenowi monastera świętego Mikołaia, w siele Niewmiryczach nowo fundującego się i braci jego, na summe pieniędzy, na osmdziesiąt i pięć złotych polskich, w ktorey summie postąpiłem jemu ostrów moj, na gruntach Kobylińskich, nazwany Szepelewski, mnie w teyże summie od pana Jerzego Wyhowskiego zastawiony i zapisany, i prawo swoie, od pana Wyhowskiego mnie dane, oycu ihumenowi i braci jego wyżey mianowanego monastera tym listem, zapisem swoim wlewam i do rąk oycu ihumenowi i braci jego oddałem, i w dzierźaniu tego ostrowa, na ten ostrów dane monasterowi świętego Mikołaia, przeszkody czynić niemam, pod wszystkiemi kondycyiami i obowiązkami, w tym liście w srzedzinie opisanemi. U tego zapisu podpisy rąk temi słowy: Andrzey Maluszycki, własną ręką; oczewisto proszony do tego listu pieczętarz od pana Andrzeya Maluszeckiego, Hipolit Rodkiewicz, miecznyk ziemi kijowskiey. własną ręka. Pieczętarz, ustnie proszony od imć pana Maluszyckiego, do tego listu pieczęć przyłożyłem i ręką podpisał Iwan Niewmierzycki, ręką własną; oczewisto proszony do tego listu pieczętarz od pana Andrzeya Maluszyckiego, Michał Lewkowski, ręką własną, woźny. Który że to oryginał zapisu, za podaniem i prośbą wysz mianowanego imci podawaiącego, a za moim urzędowym przyięciem, wszystek, z początku aż do końca, słowo w słowo, jak się w sobie ma, do xiąg ninieyszych jest ingrossowany. Книга гродская киевская записовая, поточная и декретовая, годъ 1680—1735, ,№ 46; лист 351 на оборотѣ.
[q] "Лист от меня, Андрея Малюшицкого, данный отцу Иеремии Гдышинскому, игумену монастыря святого Миколая, в селе Невмиричах новофундующемуся, и братии его, на сумму пенезей 85 злотых польских, в которой сумме поступил ему остров мой, на грунтах Кобылинских, названный Шепелевский, мне в той же сумме от пана Юрия (Георгия) Выговского заставленный и записанный, и правом своим от пана Выговского мне данным, отцу игумену и брати его вышей менованого монастыря тым листом и записом своим до рук отца игумена и брати его отдаю, а в держанню того острова даного монастырю святого Миколая, перешкод никому не чинить, согласно законному праву. В того запису подписи тыми словами:
Андрей Малюшицкий, властна рука. Гиполит Родкевич, мечник земли Киевской, очевисто прошоный до того листу печатарь от пана Андея Малюшицкого, властна рука. Иван Невмерицкий, очевисто прошоный до того листу печатарь от пана Андея Малюшицкого, властна рука. Михал Левковский, возный, очевисто прошоный до того листу печатарь от пана Андея Малюшицкого, властна рука."
См. Zespół: 2 / Księgi grodzkie kijowskie Jednostka: 2 / Księgi grodzkie kijowskie Lata: 1680-1735 №3 Л. 351 об.-352https://sadowe.genealodzy.pl/i...amp;zoom=1
https://forum.vgd.ru/file.php?fid=1125760&key=1460121772 (оригинал выписи)
[/q]
[/q]
Отсюда, если мы выясним, когда и кем были выделенные мной личности, то, таким образом, мы выясним точное время основания Левковского монастыря. 1. Юрий (Георгий) Выговский:По поводу родословной Выговских, обратимя к работе В. Сенютовича-Бережного "Рід і родина Виговських". Цитирую автора: [q] Ми не маємо про них джерельних даних старіших від середини 16-го ст. і початків роду не знаємо. Між тим, в Польській Енциклопедії Шляхетській знаходимо цікаву згадку: «Родина походження руського, згідно Яблоновському походить від князів Глинських ...» (том XII стор. 232 В-ва 1938). Ми знаємо, що в дійсності Глинський рід татарського походження та їх родоначальником був князь Лексада, який за часів вел. кн. Вітовта оселився на Русі, охрестився та дістав від вел. кн. місто Глинськ. В середині 16-го стол. Виговські, як видно, вже були досить відомі, бо могли дістати від короля земельні надання. Родовим гніздом цього роду був Овруцький повіт на Волині і там вони ще прозивалися ЛУЧИЧАМИ. ЛУКА, Овруцький боярин, мав жити на початку і в першій чверті 16-го стол., бо його 5 синів ЛУЧИЧІВ: ГРИШКО, СТЕПАН, ІВАН, СЕМЕН та КІРИК дня 24. 8. 1541 р. одержали від короля Жигимонта Старого земельні простори на Київщині, коло Вигова, якими до того користався Станістав Подолянин та, після його смерти, звільнилися. Зі свого боку, брати Лучичі зобов’язалися, що за користання цими землями, будуть нести земську службу. У 1546 році вони дістали королівське підтвердження цього надання «на вічні часи», після чого стали звати себе ВИГОВСЬКИМИ. Про старшого з братів, Гришка, ми знаємо що він, з руки кн. Фридриха Глібовича Пронського, Київського воєводи, став його намісником у Заушу на Виговщині. У братів Виговських були сини, «шляхетні земяне землі Київської», а саме: ІВАН, чи ЯН у Гришка, ГОРДІЙ та ІВАН у Степана, ОЛЕКСАНДР у Івана, ГНАТ та ЯЦКО у Семена. На вальнім соймі у 1611 році Виговські дістали від короля Жигимонта III новий привілей на свої землі. Про життя і діяльність вищезгаданого молодшого покоління «шляхетних земян землі Київської» не залишилося жодних даних, крім Гната Виговського, що мав сина Остапа (Остафія), який залишив по собі помітний слід. Останні брати мали потомство, бо ми зустрічаємо в актах імення інших Виговських, що доводилися родичами гетьманові Іванові: Хведір Виговський, людина близька гетьманові Іванові. Був він намісником Київського воєводи та членом Київського братства (1631 p.). Знаємо що у 1656 році їздив у свій маєток на Виговщині. У 1657 р. їздив гетьманським послом до Москви, а, згідно з В. К. Липинським, бував послом і до Польщі. Йото підпис стоїть під Гадяцькою угодою 1659 року. Дістав від поляків надання містечка Стеблів у 1659 p. (Vol. Legum IV, стор. 649). Іван Виговський. Згідно генеалогові В. Модзалевському, його діяльність проходила в Луцьку. Був членом Луцького Братства у 1619—38 роках. Ян Виговський «Кривий». Згадується під 1658 р. Самійло Виговський, полковник Биховський. Полонений москалями 4. XII, 1659 р. у Ст. Бихові. Василь Виговський, полк. Овруцький, якого Липинський помилково називав братом гетьмана. В осени 1659 р. був заарештований чернігівським полковником Аникієм Силичем. У Сибіру, на засланні, він показав, що гетьманові доводиться дядьком, але не рідним, бо є Остапові (батькові гетьмана) брат двоюрідний. Себе назвав наказним отаманом від Данила Виговського за Дніпром на польській границі у Овручу. Юрій та Ілля Виговські. Обидва служили у коронному війську, а затим у гетьмана Павла Сапіги, доки не приєдналися до козаків. На засланні у Сибіру вони показали, що Юрію гетьман доводиться братом двоюрідним, а Іллі дядьком. У козацькому; війську був Юрій полковником (у Виговського), а Ілля рядовим товаришем. Василь, Юрій та Ілля були заарештовані одночасово й сиділи в кандалах в «опальній тюрмі» в Москві, а затим заслані у Сибір на «великую реку Лену въ Якутскій острогь», куди прибули 24. 5. 1661 р. (див. про них статтю А. А. Востокова «Судьба Выговскихъ и Ивана Нечая» у журналі «Кіевская Старина» за 1890 р. том XXVIII стор. 35—46.) Роман Виговський, офіціял уніятського епископа в Києві. Криштоф Виговський, сотник. Був провідником повстання на Поліссі. Одружений з Мариною Ласскою...[/q]
Тот ли Юрий Выговский (двоюродный брат гетьмана) упоминается в листе Андрея Малюшицкого неизвестно. Но, точно известно, что до начала 17-го века среди Выговских каких-либо других Юриев я, по крайней мере, не обнаружил. Кроме того, если проанализировать актовые записи по Овручскому повету (А. ЮЗР, 4.1), начиная с 1651 года и заканчивая 1699 годом, то мы встречаем следующие имена овруских Выговских: Самуил Лазаревич Нагорненко Выговский Александр Ралченко Выговский Александр Яденко Выговский Ярон и Самуил Семененко Выговский Остап Омелянович Выговский Дмитрий Васильевич Выговский(все 1651) Крыштоф Выговский - сотник Василий Выговский - регент гродский житомирский, скарбник 1663 Маркиан Иванович Выговский Богдана Выговская - мать Ильи Кобылинского 1682 Даниил Выговский Михаил Выговский Константин Выговский Остафий Выговский Микола Выговский Александр Выговский Самуил Выговский (все в 1685) Ян Выговский 1688 Василий Выговский 1695 Как видим, другого Юрия Выговского мы не встречаем. Однако, и этот Юрий, по словам Бережного, погиб под Хотыном, будучи ещё молодым: [q] Про долю цих синів Данилових ми знаємо, що Юрій загинув молодим під Хотиним у 1673 p., а про його брата Василя не залишилося жодних даних.[/q]
Об этом же Юрии пишет историк Мицык: [q] Данило Виговський, брат гетьмана, стане в роки Національно-визвольної війни бихівським полковником, наказним гетьманом під час походу українського війська проти Речі Посполитої 1655 р., а також в роки гетьманату старшого брата. Саме він візьме Люблін 15 жовтня 1655 р. На початку 50 – х рр. ХVII ст. Данило одружився з дочкою Богдана Хмельницького Катериною. Він відзначився і як дипломат, вів переговори з трансільванським послом Ф. Шебеші та московським послом Ф. Бутурліним. 30. 05. 1659 р. король Ян Казимир своїм універсалом – привілеєм підтвердив його, а також дружини та дітей права на володіння м. Смілою і інші маєтності: Костянтинів, Бакли, Орловець, Ольховець у Білоцерківському старостві, В’язівок і Тарасівку у Корсунському старостві (король умисно називав полки Гетьманщини староствами, підкреслюючи їхню належність до Речі Посполитої). Додамо, що до 1648 р. все ці маєтності належали С. Конецпольському, а потім частина з них, насамперед Сміла і В’язівок, у володінні гетьманича Тимоша Хмельницького – брата дружини Д. Виговського (7). Данило загинув у 1659 р., потрапивши у полон до російських військ. Його піддали жорстоким тортурам, залили розпеченим свинцем очі і він прийняв мученицьку смерть. Щоправда, деякі джерела говорять, що Данило Виговський помер від ран на шляху до сибірського заслання. Його дружина Катерина Хмельницька – Виговська вийшла потім заміж за майбутнього гетьмана Павла Тетерю. Син Юрій загинув молодим під час Хотинської битви 1673 р., а син Василь служив київським міським регентом і отримав у дар Великій Вигів та Малий Вигів від свого родича Дорофія Виговськогоhttp://mytsyk.com/getman-ivan-vigovskiy/[/q]
Позднее Александр Коновальчук подтвердит личность этого Юрия: [q] Вы раньше интересовались личностью Юрия Выговского. Так вот, в начале 17 века жил ЮРИЙ Яцкович ВЫГОВСКИЙ, внук Гришка Лучича, даты его жизни мне не известны но в 1617 от фигурировал среди Выговских.https://forum.vgd.ru/post/1231...#pp1460740[/q] 2. Андрей МалюшицкийБояре Малюшицкие известны были, как потомки татарских князей Асанчуковичей-Малюшицких герба Улан в Новогрудском повете с. Малюшицы. Но среди их потомков нет Андрея Малюшицкого. (Дзядулевич, стр. 206-209). Думаю, более подходящими в данном случае являются волынские бояре Малюшицкие - потомственные слуги князей Острожских. Так один из них, приняв псевдоним Суражский (Василий Андреевич Малюшицкий) был известным автором полемических текстов. litopys.org.ua/old14_16/old14_15.htm Хотя он также не подходит в сыновья к нашему Андрею, поскольку умер в 1506 году. О том, что был другой, не княжеско-татарский, а волынский род бояр Малюшицких, также свидетельствуют многочисленные актовые записи, где встречается буркграбий луцкий - Гелияш Малюшицкий (1649) http://www.runivers.ru/bookrea...2/mode/1upКроме того, интересующий нас Андрей Малюшицкий был сыном Анны Солтановны из овручско-волынских Солтанов и упоминается в Актах Люблинского трибунала за 1618 год и за 1624 год. Например: [q] 1618 года мая 7. От Андрея Малюшицкого на Федора з Еловицких, Давида и др. Солтанов, за недопущенье чиненья экзекуции в справе о выделении третьей части добр Белокорович, Газина, Выступович по Анне Солтановне, матце поводового, яко посаг належачей - баниция.
1618 года мая 25. Андрей Малюшицкий в справе о присуждении з Гурияша Солтана и добр его с. Белокоровичи суммы - учинённая возным реквизиция.
29 мая 1618 года эту жалобу на Гурьяша Солтана уже Андрей Малюшицкий адресует польному гетьману, воеводе киевскому Станиславу Жолкевскому.
1624 года июля 17. С инстанции Андрея Малюшицкого пов., на Анну з Березецких вдову и детей Андрея Сурина позв, за невыделение части добр Зазина и Выступович, яко посаг матце пов. Анне Солтановне - узыскана баниция. (Zrodła Dziejowe, T. XXI, Warszawa, 1894, S. 328)[/q]
Кроме того, по суду за белокоровские грунты встречаются и другие Малюшицкие (скорее всего братья Андрея): [q] 20 июня 1618 года С инстанции базилианов киевского монастыря св. Миколая Пустынского пов, на Силу Силуяновича Малюшицкого позв. о забранье подданых пов. Зубкович и Остапович до добр Белокоровичи позв.
16 июля 1624 года. През Станислава Щерского, именем паней Ставецких чинячего, на особу Яна Малюшицкого з процессу о нанесении разных кривд в маетности Белокоровичах, уч. квиты - запис.[/q]
В сопутствующих записях есть очень интересные факты о совместном владении с овручскими Солтанами грунтами в Белокоровичах неких Покотиловичей Пятигорских. (1602 год Ян Покотилович Петигорский совладелец грунтов в Белокоровичах с Павлом Солтаном). Я было уже обрадовался, что нашёл твёрдые доказательства этнического происхождения как Солтанов, так наших Велавских, тем более, что этих Пятигорских, как Дзядулевич https://forum.vgd.ru/file.php?fid=514831&key=1975211692, так и Урусский относят к черкесам Пятигорским. Но, при детальном изучении этого вопроса выявилось следующее: Во-первых с этими Пятигоскими постоянно судятся княжны Острожские (1609 год). Во-вторых, Покотиловичи Пятигорские, как и овручские Солтаны - волынские бояре, бывшие слуги князей Острожских. Об этом чётко и ясно свидетельствуют привилеи Ивану Покотиловичу Петигорскому, где Пятигоры - это название дворыща в районе Здолбунова, и, к сожалению, напрямую не указывают на Пятигорск кавказский. http://www.runivers.ru/bookrea...7/mode/1up3. Гиполит РодкевичСогласно источников Гиполит Родкевич зафиксирован мечником Киевским в строго определённый период: 14 мая 1618 года - 10 июля 1630 года. (№141, Urzednicy wojewodztw kijowskiego i czernihowskiego XV-XVIII wieku, Tom III/4. Kornik 2002, а также Napływ szlachty polskiej na Ukrainę, 1569-1648 http://books.google.com.ua/boo...CDQQ6AEwAQ) Также он упоминается в Актах Люблинского трибунала за 1613 и 1618 годы: [q] 16 августа 1613 года. Николай Стоинский передал на два года в заставу Гиполитовы и Настасье из Ставецких малжонкам Родкевичам добра в воеводстве Киевском лежачие, сёла Хлупляны, Мотениче(? так написано в документе) и Нагоряны в сумме 4000 злотых польских[/q]
Опа! Гиполит Родкевич женат на Настасье Ставецкой. А далее нам прямо указана должность Гиполита - мечник (то что нам нужно): [q] 20 мая 1618 года. Между Иполитом Родкевичем мечником воеводства Киевского пов., а Якобом Марковичем подстаростою Овруцким позв., о гвалтовне поддан. пов. Хлоплянского з местечка Норынска до Хлоплян поврачаючего, в село Серковщину взятье и затрыманье - декрет. [/q]
Что касается Михала Левковского и Ивана Невмерицкого, то такие бояре нам неизвестны раньше 1618 года. Также следует заметить, что в разделе Невмерицких 1552 года наводится детальное описание селища Невмерицкого, где нет ни одного упоминания ни о церкви, ни о монастыре Левковском, что говорит о том, что их тогда ещё не существовало. Таким образом, можно констатировать следующее: Левковский мужской василианский монастырь, а следовательно и Левковская василианская церковь были созданы и начали действовать в период 1618-1630 года, тем более, что Василианские монастыри инициировал Иосиф Рутский, начиная с 1617 года, значит и Левковский монастырь создан не ранее. Участники и создатели этого монастыря были не только бояре Левковские и Невмерицкие, а также их ближайшие родственники овручские Солтаны и Ставецкие, так как один из меценатов монастыря Андрей Малюшицкий был сыном Анны Солтановны, а участник и свидетель этого акта киевский мечник Гиполит Родкевич был женат на Настасье Ставецкой. Захоронение Лариона Велавского на территории монастыря Левковского полностью исключается, поскольку годы его жизни (первая половина 15-го века) приходятся примерно на 200 лет раньше времени создания монастыря.. Продолжение следует... См. мое сообщение "Левковская церковь и монастырь, кем и когда основаны" https://forum.vgd.ru/1231/1829...iew&o=
 | | |
Александр Коновальчук Киев Сообщений: 238 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 292
| Наверх ##
17 марта 2013 22:14 17 марта 2013 22:17 Вопрос о Юрие Выговском сложный. Мне известен Юрий Александрович Выговский из Лучичей, который тоже жил в 17 веке и небыл полковником. И не факт, что больше Юриев небыло. | | |
Ivan Levkovskiy Украина Сообщений: 1476 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8759 | Наверх ##
17 марта 2013 22:56 Александр Коновальчук написал: [q] Вопрос о Юрие Выговском сложный. Мне известен Юрий Александрович Выговский из Лучичей, который тоже жил в 17 веке и небыл полковником. И не факт, что больше Юриев небыло.[/q]
Я не утверждаю, что Юрий был один, а говорю, что другого не находил. Не могли бы Вы указать годы упоминания Юрия Александровича Выговского и указать источник, было бы неплохо. | | |
Александр Коновальчук Киев Сообщений: 238 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 292
| Наверх ##
18 марта 2013 0:11 Источник: ДАКО ф 782 о 1 д 2055 дело о дворянстве Выговских. Документ - копия определения ВДДС от 14.11.1802. Юрий Александрович Выговский сын Александра Ральченка, мог родится в 30-х годах 17 века, но не раньше. Так что врядли это тот Юрий который Вас интересует. А Вам в архивных документах по Вашим родам Выговские не встречались? | | |
Ivan Levkovskiy Украина Сообщений: 1476 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8759 | Наверх ##
18 марта 2013 12:01 8 декабря 2018 13:32 Спасибо, да Юрий Ралченко не подходит, хотя и полковник Юрий не очень. Но, по другим фамилиям вполне достаточно доказательств о времени создания Левковского монастыря. Главное, здесь по Выговским выяснить, что не было Юрия Выговского, скажем в 1529 году, как пытается утверждать господин Невмер, якобы Левковская церковь тогда уже существовала. Есть Выговские в наших документах. Но, это не моя работа, может Сергей Левковский ответит, так было бы более справедливо? Позже Александр Коновальчук напишет: [q] Вы раньше интересовались личностью Юрия Выговского. Так вот, в начале 17 века жил Юрий Яцкович Выговский, внук Гришка Лучича, даты его жизни мне не известны но в 1617 от фигурировал среди Выговских.https://forum.vgd.ru/1231/1829...iew&o=[/q] | | |
Nevmer Сообщений: 573 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 381
| Наверх ##
18 марта 2013 13:51 18 марта 2013 15:09Невмержицкие Господин Невмер ничего не утверждает относительно Левковской церкви. О существовании в 1529 году церкви Св.Николая свидетельствует архивный документ из дела Можаровских. Докажите обратное, Вы же выдвинули предполагаемую дату основания монастыря и церкви. А если принять во внимание, что базилианские монастыри образовывались на базе православных монастырей, то Ваша дата есть весьма сомнительной.
Наконец-то удовлетворил Вашу просьбу относительно Невмиры. Я смотрел оригинал документу от 1591 года относительно Невмиры. Документ подтвердил о существовании судового решение Мартына Гаштольда по Невмире, что больше всего у Вас вызывало недоверия к выписке Станислава Августа ( выполнена на польском языке в 1773 году ). Вся информация совпала. Но я чрезвычайно благодарен за Вашу настойчивость повторно осмотреть этот документ, это позволило обнаружить очень интересные факты.
1. В оригинале указан Микула Ивашкович Немирицкий ( в польской выписке почему -то он указан как Олехнович ), который землю Немирицкую получил по предку своему Невмире от Великого князя Витовта. 2.Лазар Скобейкович спрашивал Микулу Ивашковича " почему он держит землю мою Немирицкую". Здесь трудно что-то утверждать ( может быть этот Лазар был близким родственником Невмиры, например братом или же была какая-то брачная связь ). 3. В этом же документе указано, что предок Сидковичей и Гридковичей есть Микула Ивашкович. Так что версия происхождения Сидковичей и Гридковичей из Можаровских (из дела Можаровских ), не есть правильной.
Сейчас напрашивается версия, что Микула и Ивашко ( известный по заговору князей Глинских ) были родными братьями.
Относительно Выговских. Я уже сообщал информацию, что в Левковском монастыре нанесено оскорбление чести и достоинству Теофиле из Выговских Невмержицкой. Встречаются Выговские и в других архивных документах рода Невмержицких. При возможности буду предоставлять подобную информацию ( по мужской линии ). | | |
Ivan Levkovskiy Украина Сообщений: 1476 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8759 | Наверх ##
18 марта 2013 16:12 18 марта 2013 16:14 Прекрасно. А по Левковским не получили? Нет ли возможности копии выслать мне?
Я уже всё доказал по дате основания монастыря и церкви в Немиричах, будьте внимательнее. | | |
Ivan Levkovskiy Украина Сообщений: 1476 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8759 | Наверх ##
18 марта 2013 19:33 23 мая 9:53 В поисках места захоронения родоначальника Лариона Велавского.Проверяем следующее предполагаемое место погребения нашего славного предка 2. Киево-Печерская ЛавраДля этого обратимся к известной работе АФАНАСИЯ КАЛНОФОЙСКОГО "ТЕРАТУРГИМА" . Кальнофойский, Афанасий, инок Киево-Печерского монастыря, написал (против иезуитов) “Тератургима или чудеса, совершившиеся как в самом Печерском монастыре, так в обеих его пещерах” (на польск. языке, 1638). В книге находится много исторических данных о Печерском монастыре: топографическое описание лавры, ближней и дальней пещеры с планами, и надписи с надгробий положенных в пещерах благодетелей обители. Списки с надгробий в русском переводе помещаются здесь: Афанасий Кальнофойский. Эпитафии фундаторам Лавры / Публ. С.Т. Голубева // Сборник материалов для исторической топографии Киева и его окрестностей. К., 1874. Отд. 2. С. 27-43.https://www.vostlit.info/Texts...ml?id=1496Конечно все эти эпитафии, по крайней мере в стихотворной их части, были составлены единовременно при архимандр. Петре Могиле и не были выбиты на надгробных камнях, но только отпечатаны разнообразным шрифтом, как образец типографического и стихотворного искусства киево-печерских иноков. Копия оригинала ТЕРАТУРГИМА у меня есть, читать очень сложно, но я изучаю, так что пока только смотрите надгробные надписи и эпитафии известных лиц (всё это есть в оригинале, я проверил). Кстати, обратите внимание здесь почти все князья Олельковичи. См. также: Голубев С. Т. Древний помянник Киево-Печерской лавры (конца XV и начала XVI столетия) // ЧИОНЛ. 1892. Кн. 6., стр. 85.http://litopys.org.ua/rizne/pomyanyk_xvi.pdf
КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПОМЯННИК в редакции Афанасия Кальнофойского в составе его книги «ΤΕΡΑΤΟΥΡΓΗΜΑ»https://www.academia.edu/43252...%9C%CE%91_
       | | Лайк (1) |
Ivan Levkovskiy Украина Сообщений: 1476 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8759 | Наверх ##
19 марта 2013 10:27 30 июля 2022 20:54 В поисках места захоронения родоначальника Лариона Велавского.2. Киево-Печерская ЛавраОсновным местом захоронения князей и шляхты служил Успенский собор Киево-Печерской лавры. http://upload.wikimedia.org/wi..._Lavra.jpgХрам сильно пострадал от землетрясения в 1230 году, а в 1240 его разграбили монголы хана Батыя. Собор был отремонтирован в 1470 году Семёном Олельковичем, а значит вероятность захоронения там в этот период Лариона Велавского маловероятна. Упоминания имени Лариона Велавского нет ни в Кальнофойского, ни в Помянике Киево-Печерской лавры. Но, если предположить, что под конец жизни Ларион Велавский мог принять монашеский постриг, можно поискать его и среди захоронений преподобных отцов. Местами захоронения монахов Киево-Печерской лавры (преподобных отцов), которые в мирской жизни могли быть и шляхтичами, служили Ближние и Дальние пещеры. Существует исчерпывающий перечень этих преподобных отцов в Ближних пещерах (преподобного Антония) почивающих: [q] В Собор преподобных отцов входят (в скобках приводится день основной памяти, где и помещены сведения о святом): преподобный Антоний Первоначальник (память 10 июля), преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником (память 10 февраля), преподобный Иоанн Постник (память 7 декабря), преподобная Иулиания дева, княжна Ольшанская (память 6 июля), преподобномученики Феодор и Василий (память 11 августа), преподобный Поликарп, архимандрит Печерский (память 24 июля), преподобный Варлаам, игумен Печерский (память 19 ноября), преподобный Дамиан пресвитер, Целебник (память 5 октября), преподобный Никодим Просфорник (память 31 октября), преподобный Лаврентий Затворник, епископ Туровский (память 29 января), преподобный Афанасий Затворник (память 2 декабря), преподобный Еразм Черноризец (память 24 февраля), преподобный Лука, эконом Печерский (память 6 ноября), преподобный Агапит, врач безмездный (память 1 июня), преподобные Феофил слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке (память 29 декабря), преподобный Нектарий Послушливый (память 29 ноября), преподобный Григорий Иконописец (память 8 августа), священномученик Кукша, просветитель вятичей (память 27 августа), преподобный Алексий Затворник (память 24 апреля), преподобный Савва Богоугодник (память 24 апреля), преподобный Сергий Послушливый (память 7 октября), преподобный Меркурий, епископ Смоленский (память 7 августа), преподобный Пимен Многоболезненный (память 7 августа), преподобный Нестор Летописец (память 27 октября), преподобномученик Евстратий (память 28 марта), преподобный Елладий Затворник (память 4 октября), преподобный Иеремия Прозорливый (память 5 октября), преподобномученик Моисей Угрин (память 26 июля), преподобный Иоанн Многострадальный (память 18 июля), преподобный Марк Гробокопатель (память 29 декабря), преподобный Никола Святоша, князь Черниговский (память 14 октября), мученик Григорий Чудотворец (память 8 января), преподобный Онисим Затворник (память 4 октября и 21 июля), преподобный Матфей Прозорливый (память 5 октября), преподобный Исаия Чудотворец (память 15 мая), преподобный Аврамий Трудолюбивый (память 21 августа), преподобный Нифонт, епископ Новгородский (память 8 апреля), преподобный Сильвестр Чудотворец (память 2 января), преподобный Пимен Постник (память 27 августа), преподобный Онуфрий Молчаливый (память 21 июля), преподобный Анатолий Затворник (память 3 июля), преподобный Алипий Иконописец (память 17 августа), преподобный Сисой Затворник (память 24 октября), преподобный Феофил Затворник (память 24 октября), преподобный Арефа Затворник (память 24 октября), преподобный Спиридон Просфорник (память 31 октября), преподобный Онисифор Исповедник (память 9 ноября), преподобный Симон, епископ Суздальский (память 10 мая), преподобный Никон, игумен Печерский (память 23 марта), преподобный Феофан Постник (память 11 октября), преподобный Макарий (память 19 января), преподобномученик Анастасий диакон (память 22 января), двенадцать мастеров греческих, зодчих Киево-Печерской Великой церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы (память 14 февраля), преподобный Аврамий Затворник (память 29 октября), преподобный Исаакий Затворник (память 14 февраля), мученик Иоанн младенец (общая память с 14000 младенцами, от Ирода в Вифлееме избиенными, 29 декабря), преподобный Илия Муромец (память 19 декабря), преподобный Никон Сухой (память 11 декабря), преподобный Ефрем, епископ Переяславский (память 28 января), преподобный Тит иеромонах (память 27 февраля).
Кроме перечисленных святых, среди Печерских преподобных известно 30 угодников Божиих, от которых сохранились мироточивые главы. В службе преподобным отцам Ближних пещер на 28 сентября упоминаются также преподобный Ефрем священник (песнь 9), о котором иеромонах Афанасий Кальпофпйский в 1638 году писал, что его нетленное тело, облаченное в священнические одежды, лежит напротив святых мощей преподобного Илии Муромца; преподобный Евстафий, бывший в миру златарем (песнь 8). В каноне иеромонаха Мелетия Сирига также упоминаются (песнь 9) святитель Дионисий, архиепископ Суздальский (память 26 июня, а также 15 октября). Святитель был задержан в Киеве Литовским князем при возвращении из Константинополя в сане Московского митрополита. Он скончался 15октября 1384 года и был положен в Антониевой пещере. Кроме преподобных, упомянутых в службах, в Описании иеромонаха Афанасия Кальпофийского 1638 года указывались еще святые, чьи мощи почивали открыто: преподобный Иероним, Затворник и чудотворец, преподобный Меладий, святой старец и чудотворец, преподобный Пергий, святой старец, преподобный Павел, инок чудесно-послушливый. В древних рукописных святцах сохранились имена иереев: преподобного Мелетия, преподобною Серапиона, преподобного Филарета, преподобного Петра. В одном из ответвлений Ближних пещер 24 мая 1853 года были найдены надписи XI века на сводах: "Господи, помози рабу своему Феодосию и Феофилови, аминь, многа лета"; "Иванов гроб пещерника - Иван грешный се де жил и есть"; на дубовой досточке: "Иван пещерник". Так открылись новые имена печерских отцов: Феофил, Феодосий и Иоанн.[/q]
Собор Преподобных отцев Киево-Печерских, в дальних пещерах Преподобного Феодосия почивающих: [q] 1. ПРЕПОДОБНЫЙ ИГНАТИЙ, архимандрит Печерской обители (20 дек.) Исцелял, давая вкушать просфору, на которой он совершал литургию. 2. ПРЕПОДОБНЫЙ СИЛУАН схимник (10 июня и 10 июля) Он проходил послушание сторожа монастырского сада. Однажды, стоя в келье на молитве, он по дару прозорливости узнал, что воры залезли в сад. Тотчас своей молитвой связав их на три дня, так что они не могли двинуться с места, преподобный привел их в чувство раскаяния, наставил их жить трудолюбиво и отпустил. 3. ПРЕПОДОБНЫЙ АГАФОН чудотворец (20 февр.) Его надгробная надпись гласит «Яко пророк, будущая возвещали, яко врач, возложением рук своих, немощныя исцеляяй, яко свят, на небе со святыми во славе, телом же в нетлении с преподобными зде (в пещере) пребываяй» 4. ПРЕПОДОБНЫЙ ЗИНОН постник (30 янв.) 5. ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ диакон (19 янв.) Был отдан в монастырь в детстве по обету, за исцеление его от неизлечимой болезни Здесь он обучился грамоте и особенно полюбил молитву и чтение божественных книг 6. ПРЕПОДОБНЫЙ АХИЛА диакон (4 янв.) Питался одной просфорой в неделю 7. ПРЕПОДОБНЫЙ ИПАТИЙ целебник (31 марта) Питался хлебом и водой Служил больным и исцелял их возложением рук. 8. ПРЕПОДОБНЫЕ МЕРКУРИЙ (4 и 24 нояб.) и ПАИСИЙ (19 июля) Единомысленные по духу и любви Христовой, они были погребены, по их просьбе, в одной могиле. 9. ПРЕПОДОБНЫЙ ЛАВРЕНТИЙ затворник (29 янв.) Жил в темной пещере. 10. ПРЕПОДОБНЫЙ МОИСЕЙ чудотворец (20 июля) Носил железный пояс и крест своей работы. Любил псалмопение и земные поклоны 11. ПРЕПОДОБНЫЙ ИЛЛАРИОН СХИМНИК (21 окт.) По мнению некоторых, он был в миру священником села Берестова и стал митрополитом Киевским, знаменитым проповедником. В обители он писал книги в келье прп. Феодосия, в то время когда прп Феодосий прял нитки, а прп. Никон сшивал книги. 12. ПРЕПОДОБНЫЙ АРСЕНИЙ трудолюбивый (8 мая) Он никогда не был праздней, но всегда занимался или трудом, или молитвой, а пищу принимал по захождении солнца. 13. ПРЕПОДОБНЫЙ ПИМЕН постник, игумен (27 авг.) Днем занимался тяжелыми работами, ночью молился, а пищу принимал раз в неделю. 14. ПРЕПОДОБНЫЙ АФАНАСИЙ затворник (см. 2 дек.) Жил в пещере (XIII в.), в безмолвии, и непрестанно стоял на молитве. 15. ПРЕПОДОБНЫЙ СИСОЙ схимник (6 июля) Великий пещерный подвижник. Предвидел свою кончину. 16. ПРЕПОДОБНЫЙ ГРИГОРИЙ чудотворец (8 янв.) Исцелял болящих сырыми овощами, которыми питался, пил одну воду. 17. ПРЕПОДОБНЫЕ ЛЕОНТИЙ (18 июня) и ГЕРОНТИЙ (1 апреля) Малолетние канонархи, разделяли подвижническую жизнь взрослых иноков в подземном монастыре и оба были пострижены в мантию. Прп. Геронтий произнес стих: «Изведи из темницы душу мою» — и скончался. Прп. Леонтий заступил его и, произнеся стих: «Меня ждут праведницы», предал душу свою Господу. 18. ПРЕПОДОБНЫЙ ПАВЕЛ послушливый (10 сент.) Никогда не нарушал волю настоятеля и не был в праздности. В свободное время или молился, или молол на жерновах. 19. ПРЕПОДОБНЫЙ НЕСТОР некнижный (28 окт.) Ни разу не задремал во время богослужения и старался думать лишь о Боге. Не раз в церкви видел Христа и ангелов и предвидел день своей кончины. 20. ПРЕПОДОБНЫЙ ТИТ воин (27 февр., см. его житие на эту дату) 21. ПРЕПОДОБНЫЙ ПАМВА (ПАМВО) послушливый и затворник (18 июля) Будучи на послушании, был захвачен язычниками и на понуждение отречься от Христа и пытки исповедал Единого Господа, могущего спасти его от плена. Ангел освободил его от уз и поставил здравым в келью. 22. ПРЕПОДОБНЫЙ ЗАХАРИЯ постник (24 марта, см. его житие на эту дату) 23. ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОР князь Острожский (11 авг.) Воевода и защитник Православия. Постригся в Печерской обители в старости. 24. ПРЕПОДОБНЫЙ СОФРОНИЙ затворник (11 марта и 11 мая) Носил власяницу и железный пояс и ежедневно прочитывал всю Псалтирь 25. ПРЕПОДОБНЫЙ ПАНКРАТИЙ иеромонах (9 февр.) Молитвой, постом и помазанием елея исцелял больных. 26. ПРЕПОДОБНЫЙ АММОН затворник (4 окт.) Был в Иерусалиме и на Афоне. Его святую жизнь печерские старцы брали в пример для подражания. 27. ПРЕПОДОБНЫЙ МАРДАРИЙ нестяжатель (13 дек., см. его житие на эту дату) 28. ПРЕПОДОБНЫЙ РУФ затворник (8 апр.) Каждый день он совершенствовался Христа ради в монашеской жизни и был примером для всех трудолюбцев. 29. ПРЕПОДОБНЫЙ ВЕНИАМИН (13 окт.) В миру он был богатым купцом, но, размышляя об изречении: «Кто говорит ложь, погибнет» (Прит 19, 10), он отнес их к себе и услышал слова Спасителя — «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19, 23). Раздал имение свое и поступил в Печерскую обитель. Жил в подвигах молитвы, послушания и нищеты. 30. ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОФИЛ, архиепископ Новгородский (26 окт.) В 1471 г., по кончине святителя Ионы, он был избран на Новгородскую кафедру и стал заступником своей мятежной паствы. В 1480 г. по неизвестной причине он переехал в московский Чудов монастырь. Здесь ему явился в 1485 г. святитель Нифонт Новгородский и напомнил ему его обет поклониться святым Печерским. Он поехал, невзирая на болезнь, По дороге ему явился Спаситель, возвестил ему его кончину, обещал принять его душу и велел положить тело его в пещере. После этого святитель Феофил скончался, а тело его в осмоленной колоде приплыло к Печерскому монастырю и было положено в Дальних пещерах. 31. ПРЕПОДОБНЫЙ МАРТИРИЙ диакон (25 окт.) Он был чудотворцем и изгонял бесов. Те, за кого он молился на амвоне, получали просимое. 33. ПРЕПОДОБНЫЙ ЕВФИМИЙ иеросхимонах (20 янв.) По принятии схимы стал безмолвником. Питался сырым зельем. Достиг общения и собеседования с ангелами. 34. ПРЕПОДОБНЫЙ КАССИАН затворник (28 авг.) Был смиренен перед всеми, трудолюбив и постник. Он заставил бесов сознаться, как много есть в Печерском монастыре иноков, которых они боятся, и как боятся бесы вообще Печерских святых. Затворился он в пещере перед кончиной. 35. ПРЕПОДОБНЫЙ ПИОР затворник (суббота Сырной седмицы перед Великим постом) Пример для постников и трудолюбцев. Жил в темной пещере в непрестанноймолитве. 36. ПРЕПОДОБНЫЙ ПАФНУТИЙ (15 февр.) Непрестанно плакал, памятуя о часе смертном При кончине увидел ангелов, которые вознесли его душу на небо. 37. ПРЕПОДОБНЫЙ ИОСИФ многоболезненный (4 апр.) Поступил в Печерский монастырь по обету, данному в многолетней болезни, получив исцеление. Жил в молитве, посте и служении братии. 38. ПРЕПОДОБНЫЙ ДИОНИСИЙ (по прозванию Щепа) иеромонах затворник (3 окт.) В 1453 г. на Пасху он вошел в пещеру прп. Антония, чтобы покадить тела усопших, и сказал: «Святые отцы и братья! Сегодня есть великий день! Христос Воскресе!» И отвечал ему от всех святых тел голос, как гром: «Воистину Воскресе!» После этого прп. Дионисий ч затворился в пещере, где и скончался. 39. ПРЕПОДОБНЫЙ МАРТИРИЙ затворник (25 окт.) 40. ПРЕПОДОБНЫЙ ЛУКИАН священномученик (15 окт.) Пострадал от Батыя около 1243 г. согласно надписи на древней его иконе. 41. ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОР молчаливый (17 февр.) Молчание его было средством, чтобы ум его не развлекался ничем земным. 42. ПРЕПОДОБНЫЙ АНАТОЛИЙ затворник, постник, молитвенник и чудотворец (3 июля) 43 ПРЕПОДОБНЫЙ ЛОНГИН вратарь Печерский, прозорливец (16 окт.) Провидя не только дела, но и мысли человеческие, он многих привел к покаянию, а добродетельных укрепил на их пути. 44. Часть мощей СВЯТОГО МЛАДЕНЦА, убиенного за Христа от Ирода, принесенная в 1620 г. Патриархом Иерусалимским Феофаном. 45 Тридцать одна мироточивая глава и одна голень неизвестных святых. Когда их обрели, они источали миро, почему и были положены в Дальней пещере наряду с мощами других угодников Божиих.
Кроме этих угодников упоминаются невидимо почивающие в Феодосиевой пещере: АМФИЛОХИЙ, епископ Владимиро-Волынский (+ 1122, память его 10 окт.); СИМЕОН, епископ Переяславский; ТИМОФЕЙ, с 1127 г. игумен Печерский; АКИНДИН, игумен Печерский (1219—1235), по его предложению прп. Поликарп, архимандрит Печерский (память его 24 июля), написал некоторые жития Печерских подвижников; старцы ЕВЛОГИЙ и СИМЕОН.[/q]
Итак, среди преподобных отцов Печерских мы находим следующие личности с именами Ларион: В Ближних пещерах [q] Лаврентий Затворник - епископ Туровский[/q]
В Дальних пещерах [q] 9. ПРЕПОДОБНЫЙ ЛАВРЕНТИЙ затворник (29 янв.) Жил в темной пещере.
11. ПРЕПОДОБНЫЙ ИЛЛАРИОН СХИМНИК (21 окт.) По мнению некоторых, он был в миру священником села Берестова и стал митрополитом Киевским, знаменитым проповедником. В обители он писал книги в келье прп. Феодосия, в то время когда прп Феодосий прял нитки, а прп. Никон сшивал книги.[/q] Находим о них информацию на православных сайтах: [q] ПРЕПОДОБНЫЙ ЛАВРЕНТИЙ, ЗАТВОРНИК ПЕЧЕРСКИЙ. Преподобный Лаврентий, затворник Печерский, епископ Туровский, в Ближних пещерах, сначала подвизался в затворе в монастыре великомученика Димитрия, построенном великим князем Изяславом в Киеве близ Печерского монастыря, а потом перешел в самую Печерскую обитель, прославился даром исцелений. Из Печерского монастыря он был возведен в 1182 году на кафедру Туровскую (Туров - город в Житковичском районе Гомельской области) и был преемником святителя Кирилла Туровского. Скончался в 1194 году. Погребен в Ближних пещерах, память также 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста.http://days.pravoslavie.ru/Life/life331.htm[/q]
[q] ПРЕПОДОБНЫЙ ЛАВРЕНТИЙ ПЕЧЕРСКИЙ, ЗАТВОРНИК. Подвизался в Киево-Печерском монастыре в ХIII-ХIV вв. Нес трудный подвиг затворничества, упражняясь в посте, молитве и богомыслии. Мощи преподобного Лаврентия почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах.http://days.pravoslavie.ru/Life/life6692.htm[/q]
[q] ПРЕПОДОБНЫЙ ИЛАРИОН, СХИМНИК ПЕЧЕРСКИЙ. Преподобный Иларион, схимник Печерский, строгий аскет, был сподвижником и учеником преподобного Феодосия († 1074; память 3 мая). Подражая своему учителю, преподобный Иларион дни и ночи со слезами молился Богу, соблюдая строгий пост. Современники знали его как книгописателя, который днем и ночью трудился пад переписыванием книг в келлии преподобного Феодосия. В это время наставник пел псалмы и прял шерсть. Преподобный Иларион подвизался в ХI веке. Преподобный погребен в Дальних пещерах. Память его также 28 августа и во 2-ю Неделю Великого поста. http://days.pravoslavie.ru/Life/life4564.htm[/q] См. также: КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПОМЯННИК в редакции Афанасия Кальнофойского в составе его книги «ΤΕΡΑΤΟΥΡΓΗΜΑ»https://www.academia.edu/43252...%9C%CE%91_
       | | Лайк (1) |
severinn Сообщений: 7298 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2431
| Наверх ##
19 марта 2013 19:13 читаю Вашу тему Левковские - интересно ...
В отношении монашеского имени от Ларион - стоит смотреть от канонической формы Илларион , т.е. монашеское будет на "И" : Илия и далее | | |
|