Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Кудар, Кударенко

восстановление родословной со времен Геродота или как минимум с 15 века

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 * 5 6 7 8 9 10 11 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир
valcha
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 24831
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 20416



severinn написал:
[q]
Руслан ЧЕЛАХСАЕВ // К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЭТНОНИМА КУДАР
[/q]




Версия Ю.А. Дзиццойты сводится к тому, что лексема, лежащая в основе этно-топонима кудар, восходит к одному из самоназваний
скифов – скуда, означавшему, по В.И. Абаеву, «стрелок из лука», «лучник».
Ученый (Ю.А. Дзиццойта) продемонстрировал возможные варианты фонетических изменений, которые могло претерпеть данное слово в процессе многовекового употребления. В результате проведенных изысканий он пришел к выводу, что топоним «Къуыдар» в древнеосетинском языке означал «скифская земля», «страна скифов» (3).
Гипотеза Ю.А. Дзиццойты вполне убедительна: его лингвистические изыскания учитывают сведения письменных, археологических и др. источников, введенные в оборот к концу 80-х годов XX века, что позволило включить данную гипотезу в учебник по истории Осетии (4).

Не менее убедительна догадка, высказанная Нафи Джусойти и в развернутом виде представленная А. Агнаевым. Ученые предложили под этнонимом кудар разглядеть одно из родовых скифских подразделений – катиаров, сведения о которых имеются в поведанной Геродотом генеалогической легенде скифов. А. Агнаев лингвистическими методами продемонстрировал возможность перехода катиар в кудар, а его этимология близка к значению «люди, занимающиеся разведением скота», «скотоводы» (5). Семантическая составляющая данной гипотезы не противоречит имеющимся научным сведениям, удостоверяющим преимущественно скотоводческий уклад хозяйства скифских племен.
Авторы обеих гипотез, несмотря на различные представления путей генезиса, рассматриваемых этнонима и топонима, едины в том, что
слово кудар связано со скифами.

Предлагаемая ниже этимология этого термина также неотделима от истории скифских племен.

1. Прежде всего, напомним о произошедшем в начале I тыс. до н.э., в эпоху раннего железа, важном событии, связываемом учеными с
североиранскими племенами. В этот период в степях Евразии утвердилась новая эффективная форма производящего хозяйства –
кочевое скотоводство, возникновению которого способствовали географический, климатический, экономический, культурно-
исторический и др. факторы. Новый метод хозяйствования способствовал массовому освоению североиранцами верховой езды, и с
этого периода начинается собственно скифская история. Благодаря своей мобильности, скифские племена быстро распространились по всей Великой Евразийской степи, протянувшейся от Дуная до Хуанхэ. К середине I тыс. до н.э. на этих пространствах археологически
отчетливо прослеживаются следующие культуры скифского типа: культура скифов Причерноморья; савроматская – на равнинах
Предкавказья, в низовьях Волги и на Южном Урале; культура саков в Казахстане и Средней Азии; пазырыкская культура на Алтае; тагарская культура Тувы; культура юэчжи в северо-западном Китае; культура Ордоса на Хуанхэ и др. Известный скифолог Д.С. Раевский отмечал: «Те, кто в наши дни говорят об особом евразийском характере Российской державы, оперирует, по существу, теми же географическими категориями, которые для античного мира стояли за названием “Скифия”» (6).
Наукой надежно установлено, что прямыми потомками североиранских (скифо-сарматских) племен по языковой
принадлежности, религиозным, культурным и др. воззрениям являются современные осетины.
Данные факты предоставляют возможность расширить поле поиска, не ограничиваясь при рассмотрении этнонима кудар только древнегреческим материалом.
2. Взгляд на вопрос с позиций, учитывающих евразийский характер скифского мира, позволяет выделить в этом ареале ряд топонимов и
этнонимов, имеющих с термином кудар схожий согласно-частотный ряд к- д-р.

Топонимы: а) Кударинская степь и река Кудара в Бурятии (к югу от Байкала);
б) Кудара – название реки и населенного пункта на Памире;
в) река Годор, приток Андийского Койсу в Дагестане; г) река Кудиал в южном Дагестане; д) река Кодор и одноименное ущелье в
Абхазии.

Этнонимы: а) Кударинские Буряты – одна из этнографических групп у современных бурят;
б) кудариты – ираноязычные кочевники Средней Азии в IV-V веках н.э.;
в) кудар – одна из составных частей современных осетин. Добавим сюда и фамильные названия (патронимы):
а) Кударенко на Украине; б) Кударян в Армении; в) Гудериан (?) в Германии; г) Кадырбаев (-биев; -беков) в Средней Азии.

Данный перечень можно пополнить.
И хотя по некоторым позициям он полемичен, но, зная, например, о племени саков на Памире (по Б.А. Литвинскому), о малой Алании в районе Кодорского ущелья (по К.Г. Догузову), мы видим некоторые исторические основания для помещения
термина кудар в один ряд с этими наименованиями (7).

3. В самом рассматриваемом этнониме, который мы считаем сложносоставным, предполагается наличие двух осетинских лексем: къуди – хвост и дар – носящий (глаг. дарын – носить), т.е. «носящие
хвосты». В результате сложения и последующего стяжения основ, словосочетание «къуди дар» трансформировалось в кудар, что не
противоречит нормам словообразования как древне-, так и современного осетинского языка (8). В данном термине под лексемой
къуди – хвост разумеется тот вид прически, при котором на голове, чаще обритой, оставляют прядь волос, так называемый «хохол». Ирано-
и тюркоязычные народы этот пучок волос называли кекил, какул, индийцы – шикханда, украинцы – оселедец. Данный атрибут
демонстрировал принадлежность его обладателя к воинскому сословию.
Так, для индийских воинов-кшатриев, наряду с брахманами, принадлежавшими к высшему слою традиционного индийского общества,
была характерна данная прическа. Поэтому их называли шикханди – чубатые.
По сведениям, разбросанным в различных источниках, схожую прическу носили вождь гуннов Аттила (V век н.э.), русский князь
Святослав (X век н.э.), тюркоязычные кочевники кызылбаши (XVI в.н.э.), черкесские и кабардинские уздени, запорожские казаки,
воинская знать у западных славян и мн. др. ( кажется и у некоторых племен индейцев был такой хвост!)

4. Еще одним элементом в наших построениях является славянская лексема, обнаруживающая с рассматриваемым термином формальную и семантическую близость. Это: русск. кудерь, кудря (ед.ч.), кудри (мн.ч.); украинск. кудер (ед.ч.), кудри (мн.ч.); болг. къдър и
сербо-хорватск. кудар, кудра в значениях «кудрявый»; польск. kedzior, чешск. kudrna, словенск. koder в значениях «локон, завиток
волос» (9). Если исходить из предлагаемой нами этимологии, то налицо скифо-славянская изоглосса. Исследовавший проблему подобных лексических схождений В.И. Абаев, отмечал: «По количеству и весу, сепаратные скифо-славянские изоглоссы далеко превосходят сепаратные связи скифов с любым другим европейским языком или языковой группой» (10). По нашему мнению, лексема кудар в славянские языки могла попасть из североиранского (скифо-сарматского) и, судя по единообразию форм, – в эпоху общеславянского единства. Позволим себе также предположить, что слово кудрявый в древнерусском было наполнено иной, чем в современном русском языке, семантикой, и обозначало человека с «кудрей» (хохлом, оселедцем и т.д.) на голове.

5. Отдельного рассмотрения заслуживают некоторые данные этнографического характера. В XVIII-XIX веках, когда в сферу
жизненно важных интересов Российской империи попал Кавказ, началось всестороннее изучение населяющих его народов. Вместе с другими сведениями было выявлено, что представители многих фамилий Южной Осетии, и Кударского ущелья в частности, возводят родословную к различным коленам своего прародителя Ос-Багатара (11). Позже, в результате исследований, проведенных несколькими поколениями этнографов, историков и представителей смежных наук, выяснилось, что Ос-Багатар – это титул военного вождя, выходца из высших аристократических слоев средневековой Осетии-Алании. Так, в греческих, арабских и грузинских письменных источниках сохранились сообщения о трех различных аланских вождях (царях) эпохи Средневековья (V, IX, XIV века), носивших имя Ос-Багатар. Лексема «багатар» в этом имени равнозначна русск. богатырь, монголо- тюркскому багатур, иранск. бахадур (12). Эти сведения, как и само имя Ос-Багатара, дают возможность отнести происходящие от него рода и фамилии к воинскому сословию, высокий социальный статус которого у индоиранских народов в науке хорошо известен. Совокупность изложенных в тезисном виде материалов позволяет сделать определенные выводы. Происхождение субэтнонима кудар мы связываем с обозначенной выше прической, полное семантическое значение которой еще предстоит прояснить. Этимология самого термина кудар близка, на наш взгляд, таким понятиям, как «человек благородного происхождения», «принадлежащий к воинскому сословию», «воин». Предлагаемая версия, однако, не выходит за рамки предположений, и нуждается в дополнительной аргументации.


7 января 2011 г.
Руслан ЧЕЛАХСАЕВ

К ВОПРОСУ
О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЭТНОНИМА КУДАР
severinn написал:
[q]
Руслан ЧЕЛАХСАЕВ // К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЭТНОНИМА КУДАР
www.darial-online.ru/2011_3/chelahsaev.shtml
[/q]


Так всеж - таки "воин" или "человек с кудрей"? Или это одно и тоже? Или скиф-скотовод?


---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
Лайк (1)
severinn

Сообщений: 7222
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2409

valcha написал:
[q]

Так всеж - таки "воин" или "человек с кудрей"? Или это одно и тоже? Или скиф-скотовод?
[/q]

Вероятно, было :
- прямое значение слова , ставшего основой именования отдельного человека и целого народа (племени),
- переносное , описательное , данное соседями и вошедшее в язык соседей (славян),
- этноним , оставшийся у ираноязычных потомков (южных осетин);
- этноним , перешедший в другие, неиранские, языки, в т.ч. в тюркские, вместе с частью этноса (гунны, хазары, огузы, половцы, крымские татары),
- в переносном значении "кочевник"

Когда-то Вы указывали на имя Кудияр .
Стоит сравнить со скифским котиар (форма записи :Петро Кодар - Петр Кудар)


Кудеяр — Википедия
Кудеяр (тюрк. перс. Xudāyār «возлюбленный Богом») — по легендарной версии, брат Ивана Грозного или сын Жигмонда Батори. В устном народном творчестве Кудеяр — легендарный разбойный персонаж русского фольклора...
Также словом «кудеяр» называли кудесника, волшебника; женская форма — «кудеярица».
...П. Н. Петров в во 2-ом томе «История родов Российского дворянства» указывает на
Правотарха Кудеяровича Волкова — представителя костромской ветви Волковых.
ru.wikipedia.org›wiki/Кудеяр

Правотарх Кудеярович - звучит как-то по-скифски (сравните с Таргитай- предок скифов)
Тарх Тархович- первый герой.
Но не забыл и свято хранит имя первого праславянского героя народ. Вероятно, что в русском и славянском фольклоре именно он известен как Тарх Тархович.
velesov-rodnik.narod.ru›simple.tarxtarx1

Древние цивилизации и пророки
Согласно Геродоту, 3500 лет назад предводитель славян Таргитай, известный в славянских былинах как Тарх Тархович, двигаясь на восток, вышел к Днепру.
antiqu.narod.ru›19.htm

Кудеяр-разбойник | Тула Онлайн, Тульский Интернет, Сайты Тулы
Упоминают также, что слово «кудеяр» могло быть названием тюркской должности сборщика податей. «Кудеяр» встречалось как имя собственное в Воронежской, Тамбовской, Саратовской, Харьковской... tula-online.ru›kudeyar

И сейчас есть фамилия Кудьяр

Родовому прозвищу (фамилии) 2500 лет
severinn

Сообщений: 7222
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2409
Теперь еще кудары (кудиары), казахи и венгры (мадьяры)
вся Великая степь от Дуная до Байкала и Алтая (может, и до Японии ?)

Там же от аксакала Мустафы я услышал красивую легенду о визире Мадияре и его младшем брате Алдияре. Позже еще два старика рассказывали сказку о двух братьях Мадиаре и Кудиаре , живших в приволжских степях. Они отправились на запад, Мадиар благополучно туда добрался, а Кудиар был убит. У меня тогда перехватило дыхание: да только ради этого стоило ехать сюда за восемь тысяч километров из Будапешта, чтобы услышать здесь легенду о Хуноре и Мадьяре в азиатском варианте.

А потом в Астане историк родом из Тургая Оранбасар Турашов познакомил нас со своей книгой о происхождении тургайских казахов. В ней процитированы шеджере, где Алдияр и Кудияр тоже назывались двумя братьями Мадиара.[/b
]Казахстанская правда — Певец тургайских мадьяр
kazpravda.kz›rus/obshtestvo/pevec_turgajskih_…


Важную этногенетическую информацию несут в себе генеалогические предания казахов алшынов, которые у них называются шежире. Согласно щежире или родословной казахов-алшынов, прародителем всех алшынских племён является некий Бекарыс, у которого были сыновья Алау и Аргимак. Алау является прародителем алимулы и байулы, а его брат Аргимак- прародителем жетиру. Алимы и байулы собирательно называются Алшын, по имени сына Алау. У Алшына было два сына- Кыдуар/ Кудиар и Кыдырбай. От старшего Кыдуара произошли алимулы, а от младшего Кыдырбая- байулы.
valcha
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 24831
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 20416

severinn написал:
[q]
звучит как-то по-скифски
[/q]


Ну, звучание слов реконструировать сложновато. a_003.gif
http://ru.wikipedia.org/wiki/%...0%B8%D1%87

Читали работы Старостина?
См. в Вики.

Основные работы (монографии, словари)Hurro-Urartian as an Eastern Caucasian Language (совм. с И. М. Дьяконовым). München, 1986. — 113 p.
Реконструкция древнекитайской фонологической системы. М., 1989. — 725 с.
Алтайская проблема и происхождение японского языка. М., 1991. — 298 с Текст
A North Caucasian Etymological Dictionary (совм. с С. Л. Николаевым). Moscow, 1994 — 1406 p. Текст предисловия
A Comparative Dictionary of Five Sino-Tibetan Languages (совм. с И. И. Пейросом). Melbourne, 1996 — 882 p.
Японская грамматика (совм. с В. М. Алпатовым и И. Ф. Вардулем). М., 2000.
Введение в лингвистическую компаративистику (совм. с С. А. Бурлак). М., 2001.
An Etymological dictionary of the Altaic languages (совм. с А. В. Дыбо и О. А. Мудраком). Vol. 1-3. Leiden, 2003. — 2096 p.
Сравнительно-историческое языкознание (совм. с С. А. Бурлак). М., 2005. — 432 с.
Труды по языкознанию. М., 2007. — 928 c. ISBN 5-9551-0186-1
Избранные статьи и докладыСравнительно-историческое языкознание и лексикостатистика // Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока. Часть 1. 1989. (PDF)
Методология сопоставления дальнородственных языковых семей (PDF)
Компьютерная симуляция лексической дивергенции. Доклад, прочитанный в Институте Восточных Культур РГГУ 29 сентября 2005 года (конспект)
Актуальные задачи морфологического анализа и синтеза в интегрированной информационной среде STARLING // Труды международной конференции Диалог’2003. (c С. А. Крыловым)

Популярные статьи и интервью

У человечества был один праязык («Знание — сила», 8, 2003)
Два подхода к изучению языков («Знание — сила», 8, 2003)
О древе языков (обзор мнений) (с А. Ю. Милитаревым)
Школа Злословия с Сергеем Старостиным. Выпуск 13, 11.12.2004

Или это интервью?
Круглый стол: Когда и как возникали языки
http://www.lebed.com/2007/art5040.htm


severinn написал:
[q]
Родовому прозвищу (фамилии) 2500 лет
[/q]

Если не привязывать слово (возникшего сочетание звуков для обозначения того или иного предмета или понятия, т. е появления семемы, как минимальной единицы системы содержания) к определенному человеку, то практически всем родовым прозвищам тысячи лет cray.gif . Слово, так или иначе возникшее, возникло вместе с "человеком разумным", который начал Говорить уже в нашем понимании этого процесса.
Помните? В начале было Слово!
Вот когда мальчика из Вашего ГенДерева матушка или батюшка, а может и старейшина поселения\села назвали Кударом\Кудеяром и по какому признаку - это интересно.

---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
severinn

Сообщений: 7222
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2409

valcha написал:
[q]

Вот когда мальчика из Вашего ГенДерева матушка или батюшка, а может и старейшина поселения\села назвали Кударом\Кудеяром и по какому признаку - это интересно.
[/q]

Скорее, в данном случае Кудар - это не имя, а определение принадлежности к племени (народу) , данное живущими вне народа кудар их соседями.
Аналогично, фамилии Половец (Половцев, Кун), Татаринов, Мещеринов (Мещеряков), Перминов, Украинцев (Украинский), Поляков (Поляк, Полак), Литвин (Литвиненко, Литвинов), Кавкасидзев и т.д.
Ejik
Танюша

Ejik

Сообщений: 1955
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 7608
Ejik
Танюша

Ejik

Сообщений: 1955
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 7608
В.В.Руммель. В.В.Голубцов. Родословный сборник русских дворянских фамилий. Том 2. С.-Петербург. 1887 год.
Издание А.С.Суворина.


[
Изображение на стороннем сайте: 3abca3c5ae32.jpg ]
александр серый

полтава украина
Сообщений: 133
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 121
В нашем языке все намного мне кажется проще - слово "кудар походит от кудеяр - разбойник.И в бывшем Зеньковском уезде Полтавской губернии распостраненное имя в связи с тем что заселяли этот пограничный край на рубеже 16-17 столетия украинцы.татары.половцы.степняки беглый с Польши и России народ,а также убийци воры все кто хотел спрятаться от правосудия.Их всех здесь принимали по причине отсутствия рабочей силы.Опуская многое скажу что начиная с 1731 года в селе Малая Павловка ГРунской сотни Гадяцкого полка проживает сем я посполитого Кударя,а потом Кударенка.Числится он и среди казаков позже.Петро Кударенко был войтом села Павловочки и действительно и сейчас есть хутор Кудари который к счастью не вымер находится в живописном лесном месте.Ну а насчет Милорадовичей Вам скажу такое.Мне кажется Вы чересчур все попутали.Все Степановичи,Андреевичи - это потомки МИхаила Милорадовича - старшего брата Гаврилы.По крайней мере в Полтавской губернии жили потомки Михаила и Ильи.Может быть это были двоюродные братья. Александр
---
саша
severinn

Сообщений: 7222
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2409
александр серый
скорее, "кудеяр" (в определении "разбойник") в русских сказаниях происходит от "кудеяр" ("кудар") - наименование от названия представителя степного народа, часть которого в 16-17 веках еще обитала вблизи пограничья с Московским государством и ВКЛ. В
Точно, еще в конце 15 века (ярлык Менгли-Гирея 1472 года "Кудар-город" в Киевской земле).

Просьба подробнее о семье Кудара (Кударенко) в 1731 году: имя его и членов семьи
severinn

Сообщений: 7222
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2409
Катиары (котиары) — скифское племя, упоминается Геродотом, V век до нэ

котиеры - скифское племя, упоминается Плиниемт (Plin., VI, 50), I век н.э.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 * 5 6 7 8 9 10 11 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир
Вверх ⇈