IrfaНовичок  Черноголовка Сообщений: 9 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 11 | Наверх ##
12 февраля 2023 15:32 Прошу рассмотреть имеющиеся у меня сведения с тем, чтобы помочь мне в исследовании истории моей семьи. Имеющиеся сведения таковы:
1. Крайний известный предок:
Курмышенкова Пелагея Николаевна (в замужестве Рукавишникова), Родилась: 21 октября 1901 года в городе Лысково Горьковской области РСФСР. (Основание: Свидетельство о рождении, актовая запись № 28 в книге Записей актов гражданского состояния от 22 октября 1901 г. Умерла: 24.11.1980 г., от старости.
Родители: отец - Курмышенков Николай Евгеньевич, мать - Курмышенкова Мария Ивановна. Место регистрации их бракосочетания: Покровская церковь, города Лысково ... (Основание: Свидетельство о заключении брака серия III-ОП № 260079, выданное Бюро записи актов гражданского состояния Исполкома Лысковского райсовета трудящихся Горьковской обл. Повторное свидетельство выдано 23.02.1971 года.)
2. Хочу исследовать отцовскую/материнскую линию, найти братьев или сестер, чем занимались, любые воспоминания и т.д.
3. Предположительные места проживания предков: Нижний Новгород, Нижегородская область (губерния), город Лысково (Макарьевский уезд, село Лысково).
4. Известные сведения о бракосочетании (год, место и т.д.) Пелагея Николаевна вышла замуж, ориентировочно в конце 1924, начале 1925 года -- её муж: Фуфаев - Рукавишников Семен Иванович, родился 2 марта 1900 года в городе Лысково Лысковского района Горьковской области РСФСР. (Основание: Актовая запись № 8 в книге записей актов гражданского состояния о рождении 3 марта 1900 года). Отец: Фуфаев - Рукавишников Иван Степанович, русский; мать Фуфаева - Рукавишникова Пелагея Александровна, русская. Это сведения из повторного свидетельства о рождении: II-ОП № 107615 выданном 26 марта 1960 года бюро записи актов гражданского состояния Исполкома Лысковского райсовета трудящихся Горьковской обл. Насколько себя помню часть фамилии - Фуфаев не использовалась. Все дети (6 человек) были записаны как Рукавишниковы. В обиходе всегда употреблялась фамилия Рукавишниковы. Где, когда, по какой причине прилепился Фуфаев к Рукавишникову не знаю.
5. Сословие: мещане. Отец столяр-краснодеревщик держал мастерскую. Мать швея модистка также держала мастерскую.
6. Дополнительные сведения.
Информация о родителях моей бабушки:
Отец -- Курмышенков Николай Евгеньевич (19.11.1878 -- 15.10.1944). Национальность в документах не указана. Предположительно был выходцем "из мордовских краев", возможно, фамилия возникла по названию селения (населенного пункта) откуда приехал. До и после революции держал столярную мастерскую. Мать -- Курмышенкова Мария Ивановна, в девичестве Бударина (22.08.1879 -- 19.07.1952). Держала швейную мастерскую, в которую брали девочек подростков. Первый год девочки были только на подсобных работах: подай, принеси, подмети. К тканям даже не подпускали. Обучение начиналось со второго-третьего года. Мария Ивановна время от времени давала девочкам по куску материала, чтобы показали родителям, с какими тканями девочки работают. Иногда из-за этого от заказчиков были нарекания. Родила 16 детей.
1. Старшая -- Пелагея Николаевна, род. 1901 <...>
2. Иван Николаевич, род. 1902 (?) Погиб на Первой мировой войне. Бабушка рассказывала, когда он приехал с боевых действий сказал, что больше не верит в бога, потому что тот бог в которого он верил не мог допустить такого ужаса.
3. Василий Николаевич, род. 1903 (?). Столяр краснодеревщик. Жену звали Нина, она была из семьи священнослужителей (возможно староверов). Не слишком любила заниматься домашним хозяйством. У них в семье было двое детей -- Станислав и Ирина. Их дочь Ирина имела двух детей Владимира и Ольгу. Станислав Васильевич Курмышенков работал учителем труда. Был дважды женат. Первую жену звали Галина, от которой родились дочери двойняшки и сын Андрей. Андрей с семьей долго жил в родном доме и имеет дочь. Вторую жену (во втором браке) Станислава звали Алексеева Наталья Георгиевна. Умер Станислав в 2000 году от рака желудка.
3. Лидия Николаевна, в замужестве Лицова, род. ок. 1910 или 1912, год смерти не знаю. Муж -- Лицов Иван Павлович. Лидия всю жизнь шила, считалась швеей модисткой. Имели дочь Валентину. Валентина окончила институт иностранных языков. Жила в Херсоне ... Старшая дочь Валентины Света утонула в возрасте 7 лет в Лысково 60-х годах прошлого века. Имеет еще двух дочерей
4. Елизавета Николаевна, в замужестве Склярова. Всю жизнь шила. Считалась швеей модисткой. Имела сына Валерия, который жил в подмосковье и дочь Эмму. Эмма долго ухаживала за теткой Валентиной. _ _ _
5. Антонин Рощин, род. 1918. Почему то у всех детей рожденных после революции 1917 года фамилии Рощины. Воевал во второй отечественной, был ранен. Кажется, у него не было пятки. Мечтал быть агрономом. Закончил педагогический институт. Работал учителем физики в средней школе №2 (старой школе, находившейся «у покрова» и занимавшей 4 здания). Женат был Екатерине Алексеевне. Они имели двух дочерей Татьяну и Ирину. Татьяна умерла в Ульяновске. Она родила сына и дочь. Ирина жила в Нижнем Новгороде имела дочь и внука
6. Валентина Рощина, род. 1921. Последний, 16-й ребенок Николая Евгеньевича и Марии Ивановны. Была призвана в Красную армию в Великую отечественную войну. До конца войны была в частях военных цензоров. Окончила Нижегородский педагогический институт (университет). Работала учителем географии в сельской школе, потом была там завучем в Кременках в Лысковском районе. Замужем никогда не была. Четверо детей Николая Евгеньевича и Марии Ивановны умерли в младенчестве, остальных уже никто не помнит.
Дети Семена и Пелагеи Курмышенковых:
1. Антонина, в замужестве Вершинина, г.ж. 1925-2001.10.11. Муж - Вершинин Федор Васильевич, был военным, полковник. У них в семье было двое детей Михаил и Светлана. Антонина ездила вместе с мужем по стране, куда его посылали служить. Работала товароведом в военторге. Женщина замечательная во всех отношениях, красавица, энергии необыкновенной. Когда приезжала в гости, в родне был праздник. Все вокруг бурлило и кипело. Помню, когда она приезжала почему то обшивала всех. Последний раз была в Лысково в 90-х годах, уже сильно больная, при расставании сказала, что приезжала прощаться. Умерла от диабета.
2. Валентина, в замужестве Копылова, г.ж. 01.01.2027-2007.09.28. Муж Копылов Александр Никифорович. Имела двоих детей Ольгу и Федора. Всю жизнь прожила в г. Лысково. Закончила институт в Нижнем Новгороде. Работала в школе учителем математики, была завучем в Лысковской школе №4. Все, кто у неё учился говорили, что в жизни лучшего учителя у них никогда не было. После ухода на пенсию работала в Лысковском военкомате, по ночам дежурила на телефоне Умерла от старости.
3. Виталий г.ж. 1929.03.29-1986.08.22. Женат на Стрельцовой Галине Ивановне. Дети Людмила и Юрий. Виталий закончил 4 класса начальной школы. Хотя дальше учится в школе не пришлось, очень любил читать, обладал острым умом, хорошей памятью. В детстве помогал отцу шить обувь в мастерской. Дома все ходили в тапочках им сшитых. Был мастером «на все руки», очень отзывчивым человеком. Когда в родне или у соседей нужна была помощь, в первую очередь обращались к нему. Работал на ЛЭТЗ в литейном цехе наладчиком литейных машин. Был очень уважаемом человеком. Одно время был председателем профсоюзного комитета цеха. Увлекался рыбалкой: любил рыбачить на удочку или бреднем. Прекрасно знал и любил окрестные луга и леса. Умер от рака легких.
4. Николай г.ж. 1931-1979.09.27. Женат на Александре. Имел сына Александра В детстве помогал отцу шить обувь в мастерской. Работал на ЛЭТЗ в литейном цехе наладчиком литейных машин. Любил рыбачить, на удочку или бреднем. Долго с семьей жил с родителями, на верхнем этаже дома. Потом ушем на съемную квартиру. Сменили несколько мест. Потом получили квартиру от завода, «на поселке». Умер от рака легких.
Еще двое детей, родившихся у Семена Ивановича и Пелагеи Николаевны, умерли в младенчестве, их имена никто не упомнит.
* * *
Мои воспоминания о моей бабушке
Моя бабашка -- Пелагея Николаевна Курмышенкова (1901-1980), с раннего детства помогала своим маме и бабушке в "домашней мастерской" шить платья для местных модниц. Она окончила 4 класса церковно-приходской школы. Была большой любительницей читать книги: перечитала всё, что можно было найти в городских библиотеках – книги, журналы, газеты. Не сильно различая литературу, математику, историю, химию пр. и пр. По моим детским впечатлениям она поняла и запомнила почти все. Фантастику, кажется, не сильно любила. Читала до последних дней. Про нее говорили, что в доме могла отложить любое дело, если читала интересную книгу. Очень любила Льва Толстого, про Достоевского говорила, что прежде чем его читать, нужно съесть горшок каши. Серьёзно готовилась в монастырь. Знала наизусть Библию на русском и старославянском. Отлично знала все церковные службы. Часто выражала неудовольствие, что священники в церкви сокращали и путали службы. Про себя говорила: «Я православная христианка, а веры критическо-еритической.» Много размышляла над неточностями и историческими неувязками в библии и евангелиях. Отказалась от мысли уйти в монастырь, когда узнала, об обязательном требовании устава каждый вечер коленопреклоненно целовать ручку наставительности монастыря. Очень поздно, по понятию того времени, в 23 года, вышла замуж, чем вызывала неудовольствие младших сестёр. В то время младших сестер не выдавали замуж, пока старшая дочь живет в родительском доме. Со своим будущим мужем познакомилась, когда его родители пришли ее сватать. Против воли родителей не пошла, не это было в ее жизни главным. В доме с самого начала была «генералом». В первые дни после замужества дед, как водится решил кулаками «поучить» молодую жену и показать, кто в доме хозяин. Она в то время печь топила, успела схватить в руку полено, и так деду сказала, «тронешь-убью», что за всю последующую жизнь голос на нее не повысил. По воспоминаниям детства, до последних дней она говорила: «В доме должен быть один хозяин. Пусть я не права, но будет так как я хочу!» И действительно все ее слушались. Что касается власти в государстве придерживалась того же принципа. «Даже, если мне не нравится правительство, я не буду против него выступать, иначе в государстве начнется бардак». Никогда, ничего, ни при каких условиях не брала чужого. В послевоенные голодные годы, когда сыновья с поля принесли кочан капусты, в октябре в дождь со снегом велела отнести на поле, где взяли. До последних дней была модницей и имела отменное чувство юмора. Постоянно что-то перешивала и перекраивала. Ей было уже 70, когда однажды зимним вечером она шла к сестрам: сапожки на каблучке, пальто в талию, на плечах чернобурка, в руке «ридикюль». Кто-то подхватил её сзади за талию, приподнял, и со словами: «девушка, разрешите познакомиться» повернул к себе». Бабушка, еще долго смеялась над его лицом и благодарила, что не уронил, а извинился и тихонечко поставил на землю. _ _ _ |