Кудрявцевы
Бийский уезд, Алтай
verbezr Сообщений: 1757 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 1751 | Наверх ##
13 ноября 2021 22:17 16 ноября 2021 17:55 Старики – старообрядцы до поселения на Алтае жили в Польше, на реке Ветка. Ветка стала центром старообрядчества, благодаря трудолюбию и предприимчивости достигла процветания. Правительство России предлагало ветковцам вернуться на Родину. Неоднократно получали отказ. В 1735 году был послан военный отряд. Солдаты разорили Ветку, старообрядцев вернули в Россию. Прошло время и Ветка возродилась. На Алтай их переселили по приказу Екатерины с Ветки и Стародубья. В 1762 году Правительствующий сенат на основании манифеста, издал указ о возвращении старообрядцев. В 1764 году на Ветку был послан генерал Маслов. Началась вторая выгонка с Ветки. Маслов за два месяца выслал до двадцати тысяч старообрядцев. Часть их отправили в Забайкалье, а часть на Алтай. В неведомую Сибирь потянулись подводы, груженные домашним скарбом, детьми и стариками. В поисках новых земель, безбедной жизни шли потоки людей на новые места.
Привольно жилось в Уймонской степи, но засуха несколько лет подряд выжигала поля. Отправили императрице Екатерине второй прошение, чтобы она перевела их в разряд «ясашных». В 1791 году царица выполнила просьбу южн-алтайских староверов. Сделала это охотно: ненасильственная колонизация, да и ясак не лишний в казне. Статус ясачного инородца освобождал от рекрутской повинности, но ясачные староверы несли важную государственную службу. Горный Алтай с 1786 года входил в состав России, однако маньчжуро – китайские феодалы Цинской империи продолжали грабить приграничные волости, превращая местное население в «двоеданов». Уймонцы взяли на себя роль защитников границ от набегов цинских отрядов, видимо, отлично с этим справлялись. Ни ркерутчина, ни солдатчина не затронула их вплоть до Первой мировой войны.
| | |
verbezr Сообщений: 1757 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 1751 | Наверх ##
14 ноября 2021 0:30 Переселение на Алтай происходило по разным причинам. И одной из главных причин у большинства - отсутствие свободной земли для земледелия. Нелёгким был этот путь...
Из книги Кучугановой Р.П.
"... Семья Павла Ивановича Шершнёва жила в Рязанской губернии. Гражданская война, разруха, деревнями умирали от голода. Братья Фёдор, Василий, Иван отправились искать хлебные места. Четыре года с детьми и жёнами ехали на телегах. Побирались, зимой на постой становились. Хлеб заработают, летом опять в путь. Вместе с Иваном Евграфовичем и Натальей Антоновной ехали двое детей, третий в дороге родился."
По воспоминаниям Григория Гордеевича Огнёва: "... Деданька рассказывал, что пришёл он с той стороны Бии. Когда они пришли оттедова, казахи их поймали, в три кожи зашили и у костра положили. Кожи были сыры, коровьи, зашили плотно, не вывернешься. А у этих казахов украденная русская девочка жила, шепнула: "Вот они сейчас отгуляют и начнут вас костромить". Мужики просят её: ты подкати нас к костру, нитки сгорят, шов распорется".Вылезли они из шкур да на коней. кони то в сёдлах стояли. Кинулись в плавь через Бию,кони казахов наплывают, наплывают.Хотели они тута -ко поймать деду -то. Возьми он до ботиком шшолкнул одного, тот в воду свалился. Дедка убежал с товарищами" | | |
verbezr Сообщений: 1757 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 1751 | Наверх ##
14 ноября 2021 16:43 Из книги Кучугановой Р.П. "Через лютую боль с чистым сердцем остаться"
Из воспоминаний Кискиной Татьяны Андриановны (очерк "Коммунизм в Нарымских болотах"):
"... Андриан Гаврилович Безрученко, рассказывал, что приехали они сюда до революции. Выбрали место на левом берегу Катуни, в деревне Кайтанак. В семье было десять детей. Бедствовали: ни поесть, ни надеть нечего. Рано пошёл в работники Андриан к Ивойле Кудрявцеву. Хозяин платил за работу скотом: работаешь с лошадьми - лошадей получаешь, с овцами - овец.. Многим переселенцам помог Ивойло Иванович. Андриан Гаврилович вспоминал: Ивойло Иванович был помощником бедных: зерно, плуги, лошадей давал. Хлеб хорошо родился, и мы хлебные стали... Он женился на Бухтарминке, Ульяне Николаевне Кудрявцевой. Семья жила в избушке, перед колхозами, избушку поставили. Андриана Гавриловича забрали осенью 1931 года, пояснили, что мобилизовали в Красную Армию, на самом деле, служил в трудармии, строил Кузбасс. Ульяна Николаевна растила пятерых детей. Семью решили сослать, пришли в дом активисты, приказали: собирайтесь".... Обоз, со ссыльными, вытянулся вдоль ущелья...." "В Бийске погрузили на баржу, баржа со ссыльными была не одна, конца края им не было видно. Сколько народу в Нарым повезли!... Только после восьми лет ссылки семья вернулась домой.... К началу войны дети подросли, пошли защищать родину Степан, Михаил, Дмитрий. Степан и Михаил сложили на фронте свои головы. Дмитрий вернулся домой." | | |
verbezr Сообщений: 1757 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 1751 | Наверх ##
16 ноября 2021 17:44 Из воспоминаний Василисы Гавриловны Безрученко, дочери Безрученко Гавриила Петровича (очерк « Муж был красный партизан»):
«На кладбище, в Кайтанаке, стоит памятник. Там похоронен сеструнин муж, его зарубили кайгородовцы. Это было в 1922 году. Отряд партизан остановился в деревне, их преследовали. Дмитрий Тимофеевич забежал домой, жена Арина Гавриловна, спрятала его в печке. Дрова в печку сложила, забегают белые, спрашивают: «Куда ты его дела? Нам сказали, что он в избе.» - Арина Гавриловна: «Ищите, я его в глаза не видела», Через несколько дней, под Катандинским седлом, мужа поймали. Там осталось лежать двенадцать человек. Разули, раздели, оставили в одних кальсонах и зарубили. Арина Гавриловна узнала о смерти мужа, приехала туда верхом и нашла его. Старик подъехал: «Уезжай скорей, белые близко». Кайгородов был в Коксе, утром пришла к нему. Кое –как пробилась, кругом полно постовых. Её провели к командиру, она просила. Чтобы разрешили похоронить мужа. Получила разрешение, добежала до Огнёвки. Запрягла лошадей и привезла тела трёх убитых домой. Похоронили в селе Кайтанак, на кладбище. Арина Гавриловна Лапшина налоги молоком меньше платила, её муж был красный партизан». | | |
verbezr Сообщений: 1757 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 1751 | Наверх ##
16 ноября 2021 17:58 Старики вспоминают: «Это сейчас Уймон стал на Уймон походить. А в те годы даже прясла повалили. Добротные дома сносили, полежат брёвна – их распилят на дрова. Много было безвинно наказанных и униженных. Сажали за крещение, моление, сжигали святые книги, иконы кололи. Много людей за веру сгубили: власти не только чинили произвол, но и помогали людям забыть о чести и порядочности. Завистники писали доносы, мстили за мелочные обиды , отрекались от веры, высмеивали и преследовали тех, кто оставался с богом. Тяжёлая обида на непосильный труд, нищету, душевные страдания остались в памяти многих поколений. Количество уймонцев уменьшилось наполовину. Деревня теряла религию, исчезли общины. Власти ввели запрет на религиозные праздники. Наметили выборы, выпала же на этот день троица. Все принарядились. Травянушки попили, не таясь пели духовные стихи. Власти на веселье смотрели сквозь пальцы, думая, что кержаки празднуют день выборов. Соберутся молиться - ребятишки караулили: не дай бог кто чужой зайдёт. Припишут статью за контрреволюционную пропаганду и агитацию против колхозов, бесплатно увезут куда надо. Подальше прятали старинные книги и иконы. Святые праздники не велено было справлять. Но к чему за всю жизнь привык, в один день не отвыкнешь. Коллективизация, раскулачивание – время тяжёлых испытаний для уймонцев. Разорили целые деревни: Ок – Кол, Подавыдкино, Шёлкино, многих людей арестовали, сослали. Молебный дом в уймоне принадлежал наставнику Науму Ивановичу Бочкарёву: сняли верх - устроили кузницу, на нижнем этаже - телятник. | | Лайк (1) |
verbezr Сообщений: 1757 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 1751 | Наверх ##
16 ноября 2021 18:06 После войны преобладающим большинством среди глав домохозяйств являлись женщины. По спискам домохозяйств Верх – Уймонского сельсовета на 1951 г. прослеживается сохранение семейных гнёзд при общем сокращении количества семей традиционными для данной местности фамилиями и увеличением разнообразия фамилий в сёлах. Так, в 1953 г. глав домохозяйств с. Верх – Уймон отмечено: Бочкарёвых – 18, Черновых – 10, Блиновых, Казанцевых, Клепиковых, Ленских – 8, Затеевых, Макаровых, Огнёвых, Хабаровых – 4, Агаповых, Атамановых, Безрученко, Зубакиных, Ивановых, Иванниковых, Кудрявцевых, Решетовых, Соколенко, Черепановых – 2. 77 фамилий упоминается раз. Эти данные свидетельствуют о том, что приблизительно одинаковое число хозяйств старообрядцам (77 хозяйств) и жителям , переселившимся в эти места относительно недавно (77 хозяйств).
Такое же соотношение между местными и приезжими (соответственно 32 и 31 хозяйство) было в п. Тихонькая. Среди домохозяев значилось Черепановых – 8, Бочкарёвых, Огнёвых – 5, Захаровых – 3, Клепиковых, Килиных, Шиловых, Челкановых – 2, 25 фамилий упоминалось 1 раз. Наиболее однородное старообрядческое население в 1953 г. было в Огнёвке, среди глав хозяйств которой Кудрявцевых насчитывалось 41, Суртаевых - 14, Казанцевых – 12, Ленских, Адыковых – 2.
С 1930-ых и вплоть до 1990 -ых гг. старообрядческие традиции поддерживались половозрастной группой стариков втайне: "Вот уже все - все поумирали, те кто ещё чуть – чуть то помнит что было раньше. А мы то вот знаем, что всё вот так, потихонечку, всё крадучись, Что помолиться, так вот потихоньку», раньше строго за веру, мамонька у меня потихоньку» (ПМА. 1998, М.С. Артоболевская). | | |
verbezr Сообщений: 1757 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 1751 | Наверх ##
17 ноября 2021 16:25 Нашла ещё одну книгу по Горному Алтаю, где так же упоминаются фамилии жителей Уймонской долины и не только этой местности, но и других районов в связи с раскулачиванием и репрессиям. Встречала в этой книге и фамилии своих родственников, которые вызывались на заседания по раскулачиванию и по другим поводам..
РАЗДЕЛ II РАСКУЛАЧИВАНИЕ КРЕСТЬЯНСТВА (1930–1933 гг.) № 16 Постановление бюро Ойротского Обкома ВКП (б) от 5 декабря 1929 года № 63/1 «О темпах коллективизации сельского хозяйства Ойротии». [г. Улала] 5 декабря 1929 г. Протокол № 63 заседания бюро Ойротского Обкома ВКП (б) от 5 декабря 1929 года.
Вот такое письмо под № 18 по расширению арестов по отношению арестов по статье 58 - 19....
№ 18 Письмо Областного судьи Мотовилова на места о необходимости расширения арестов в отношении крестьян по ст. 58-10.* [г. Улала] 29 января 1930 г. Приложение № 3 к протоколу Чрезвычайного пленума ОК и ОКК ВКП (б) Тов. Семенов: 23/ I 30 г. в ваш аймак приедет выездная сессия Областного суда для рассмотрения дел, согласно предложения Обкома, по обвинению лиц – в уничтожении скота, агитации против коллективизации по 58, 10 cт. УК. Для этого вам необходимо срочно приступить к выявлению таковых. В рубрику этих лиц должны подписать кулака-бая, лишенцы. Для этого необходимо поставить вашу милицию на ноги и оформить на них дела к моему приезду, при чем всех лиц кулаков сразу при выявлении их, садить в каталажку, имущество их все без исключения по описи его изъять от них, дела заводить в такой форме: протокол опроса обвиняемых, сколько у него осталось скота в момент составления протокола, справку сколько у него скота было в момент обложения его налогом в 1929 г. желательно протокол бедняцкого собрания в их злостности, желательно подбор таких кулаков человек 30. Ну пока все, остальное напишет т. Бычков, приготовляйте дела. С ком[мунистическим]приветом Мотовилов 20/ I–30 г. ГАСПД РА. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 563. Л. 29. Подлинник. Машинопись. Подпись машинопись.
И протоколы, протоколы, протоколы на основании которых коверкались человеческие судьбы.; дети оставались без родителей, целые семьи исчезали и не было возврата домой...
Вот такая страшная книга про то далёкое и жестокое время, в котором пришлось жить нашим предкам...
Источник: ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ В ГОРНОМ АЛТАЕ (1922 – 1953 гг.) Сборник архивных документов и материалов
О Г Л А В Л Е Н И Е Предисловие………………………………………………………………...4 Раздел I. Социально-экономическая и общественно-политическая ситуация в Горном Алтае в 1922–1929 гг.…………………..............….....11 Раздел II. Раскулачивание крестьянства (1930–1933 гг.). ………….........44 Раздел III. Политические репрессии (1934–1953 гг.) ………………......117 III.1. Политические репрессии в 1934–1936 гг. ………………….....117 III.2. Пик массовых репрессий (1937–1938 гг.) ………………….....145 III.3. «Затухание» репрессий. Спецпереселенцы в Горном Алтае (1939–1953 гг.) .…………………………………………………….....200 Раздел IV. Реабилитация жертв политических репрессий (с 1953 г. по настоящее время)………………………………………......240 Перечень документов ………………………………………………....…258 Список сокращений …………………………………………………...…265 Список использованных источников и литературы ………………....…270
| | Лайк (1) |
verbezr Сообщений: 1757 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 1751 | Наверх ##
17 ноября 2021 17:01 В этой же книге встретилась анкета очень подробная (и состав семьи) жителя села Ильинка, Шебалинского района. (может кому пригодиться...)
№ 73 Анкета арестованного Абышкина М.М.* Наименование органа НКВД Ойротское Областное Управление АНКЕТА АРЕСТОВАННОГО ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ 1. Фамилия Абышкин 2. Имя Отчество Макар Михайлович 3. Год и место рождения Родился «7» августа 1878 г. Ойротской обл., Запсибкрая Шебалинского р-на, село Ильинка
Вот ещё Фамильный СПИСОК , заслуживающий внимания поисковиков (из 100 человек половина была поляками)
№ 108 Пофамильный список семей, высланных в с. Куташ Майминского района, (чел.)* Мицконене – 6 (мать и дети) Холоневска – 1 Эти четыре Ромбовска – 1 женщины были Черковска – 1 графского происхождения Ролинска – 1 Боярунене – 3 Гобене –3 Раджимонене – 3 Даукмене – 3 Гармус – 4 Галвонене –6 Гарштатене – 5 Зубжица – 2 Мурличек – 1 Качинска – 2 Журнамер – 3 Пашковска – 2 Болишкевич – 2 Паулаускене – 4
* В годы Великой Отечественной войны Горный Алтай был местом не только эвакуации, но и местом ссылок людей с территории Западной Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и других республик. Среди них было немало поляков – жителей этих республик, а также из самой Польши. Одной из этих ссыльных является Рита Паршина (в девичестве – Мицканайте), которая в возрасте 9 лет была сюда выслана с родителями. Память Риты сохранила почти все фамилии и имена. Среди жителей, сосланных в Куташ, было более 100 чел.: женщины с детьми, и несколько мужчин пожилого возраста. Из них почти 50 чел. были поляками. В этом списке обозначено количество человек каждой семьи. 229 Домьенене – 5 Матуконене – 4 Граужинене – 3 Шалучкене – 3 Маркунене З. – 1 Маркунене М. – 3 Домьенене – 3 Миколаунене – 3 Олисевичене – 4 Керайтис – 1 Лючицка – 2 Миланене – 2 Эва с братом –2 Лукшене – 4 Клопотовска – 2 Васимовска – 2 Айдикас – 1 Голомбевска – 7 Мацкевич – 4 Лукашевичене – 4 Стрельчунас – 2 Бонзайтене – 2 Подьене – 3 Свилене – 2 Крауялис – 1 Старене – 3 Страздене –2
(Из личного архива Гартман (Ягелло) Н.Э., г. Горно-Алтайск). | | |
verbezr Сообщений: 1757 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 1751 | Наверх ##
17 ноября 2021 17:39 Далее в этой же книге со стр. 240 идут описания дел по реабилитации (много документов и информации по ранее осужденным...
РАЗДЕЛ IV. РЕАБИЛИТАЦИЯ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ (С 1953 г. ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ) № 115 Постановление Президиума Алтайского краевого суда от 31 мая 1956 г. о реабилитации в отношении А.М. Абышкина и других [г. Барнаул] 31 мая 1956 г. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА
Последние мои сообщения немного не по моей теме не знала куда ЭТО поместить. и поместила у себя. Кому надо , тот найдёт и увидит...
Думаю достаточно... кто захочет найдёт эту книгу и сам поищет своих предков. Я своих нашла и в этой книге... | | |
verbezr Сообщений: 1757 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 1751 | Наверх ##
17 ноября 2021 17:48 И последнее сообщение по книге:
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ В ГОРНОМ АЛТАЕ (1922 – 1953 гг.) Сборник архивных документов и материалов
Перечислю только фамилии людей на кого помещены архивные документы:...( среди которых.есть и фамилии моих родственников):
РАЗДЕЛ IV. РЕАБИЛИТАЦИЯ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ (С 1953 г. ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ) № 115 Постановление Президиума Алтайского краевого суда от 31 мая 1956 г. о реабилитации в отношении А.М. Абышкина и других [г. Барнаул] 31 мая 1956 г
№ 116 Справка от 17.05. 1931 г. Кош-Агачского аймачного исполнительного комитета Ойротской автономной области о социальном положении Турдубаева М. Кош-Агачский аймачный исполнительный комитет Ойротской автономной области Ур. Ак-Арал № 117 Архивная справка Управления МВД СССР по Горно-Алтайской автономной области от 09.06. 1958 г. о социальном положении Урманбетова С. № 118 Справка Алтайского краевого суда от 13.10.1997 г. о реабилитации Санаа В.М. [г. Барнаул] 13 октября 1997 г. МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД 13.10. 97 г. 2-131/ 56 г. 659720, Республика Алтай, с. Шебалино, Санаа Трифону Васильевичу № 123 Справка Прокуратуры Республики Алтай от 22.04. 2002 г. о признании пострадавшим от политических репрессий Качакова А.Н. [г. Горно-Алтайск] 22 апреля 2002 г.
№ 124 Справка о реабилитации Управления внутренних дел Томской области от 27.06. 1995 г. на Ожигова С.Д. [г. Томск] 27 июня 1995 г.
№ 126 Ответ на заявление о месте захоронения и конфискации имущества Казанцева А.Н. Федеральной службы контрразведки Российской Федерации по Алтайскому краю от 05.09. 1994 г. г. Барнаул 5 сентября 1994 г. КОПИЯ Стр 251
№ 127 Архивная справка Комитета по делам архивов Республики Алтай от 03.02. 1994 г. о конфискованном имуществе Казанцева А.Н. [г. Горно-Алтайск] 3 февраля 1994 г
№ 128 Справка о реабилитации Западно-Сибирского окружного военного суда от 01.02. 2001 г. на Казанцева Г.Д. [г. Новосибирск] 1 февраля 2001 г. Стр 253
№ 129 Архивная справка Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Алтай на Кайгородова А.П. ФЕДЕРАЛЬНАЯ Директору Национального СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ музея Республики Алтай РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ им. А.В. Анохина (ФСБ России) Р.М. Еркиновой ___________________________ УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ 08.06. 2009 г. № 9/3 – 1433 Архивная справка Кайгородов Александр Петрович, 1887 г.р., ур. с. Катанда Уймонского аймака Горно-Алтайского уезда. Сын крестьянина-переселенца из Томской губернии. Мать по национальности – алтайка. В 1902 году окончил сельскую школу в Сок-Ярыке. До призыва в царскую армию служил таможенным объездчиком в Кош
№ 130 Архивная справка Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Алтай от 08.06. 2009 г. о признании не подлежащим реабилитации Ташкинова Т. Стр 256 | | |
|