Забродские
Минская обл. Любаньский р-н д. Мордвиловичи.
Stretta Минск Сообщений: 936 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1788 | Наверх ##
25 сентября 2014 11:16 3 октября 2014 8:54 Откуда переселились? Да ниоткуда, местные мы, «тутэйшыя», как говорил наш классик: между Смольговым и Мордвиловичами до сих пор есть курганы-могильники 10-11 веков. Значит, тысячу лет назад наши предки выбрали эту благодатную для жизни местность. Да, после разделов РП был вектор направления переселения из России в «Северо-Западный край»: чиновники за новыми должностями, новые собственники жалованных за службу конфискованных у участников восстаний земель. Но «наша с Вами» чиншевая шляхт а, получившая свои наделы ещё от Слуцких князей и Радзивиллов «за службу» (об этом свидетельствует название земельного участка определенной величины – «конь» (почитайте вот ЭТУ тему) перемещалась, в основном, из застенка в застенок, в поисках новой, лучшей земли. Что касается вероисповедания, привожу цитаты из ревизских сказок 1795 г.: « В застенку Смольгове живущие на владельческой земле платя владельцу за землю денежный оброк …. люди именуемые земяне, вольныя, оседлыя, веры греческой» « Земяне или имянуемые бояре в сей деревне Сороги на земле господской живущие, инвентаром от дедица поданные, и по силе того же инвентара с повеления двора Уречского должность исполняющие оседлые веры греческой»
То, что «греческой» здесь нужно читать, как «греко-российской», т.е. православной, а не «греко-римской» - униатской - подтверждают сохранившиеся МК Яремицкой (Смольгов) и Языльской (Сороги) церквейЗа годы перелистывания метрических книг (конец 18-го – начало 20 вв.) встретилась только одна запись о жителе Смольгова «веры уняцкой» и несколько католиков – обитателей смольговских фольварков, в застенках – ни одного. На кладбищах Смольгова и Мордвилович все надписи на памятниках – на русском, нет ни одного надгробия с характерной для захоронений католиков надписью латинкой. Для объективности нужно сказать, что дореволюционных надгробий на этих кладбищах совсем немного. Так что поляки считать обитателей наших застенков поляками никак не могли. --- С уважением
=С.В.=
Ищу: Михаловские, Масаковские, Дыбовские, Козловские, Забродские, Савичи (Слуцкий, Бобруйский, Игуменский и Минский уезды)
Все мои личные данные и сведения о моих предках размещены мною на сайте добровольно, специально для поиска род | | |
Stretta Минск Сообщений: 936 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1788 | Наверх ##
25 сентября 2014 11:33 Что касается фамилий. Самый ранний имеющийся в НИАБ инвентарь имения Уречье, куда входил застенок Мордвиловичи, датирован 1671 г. Фамилии там уже есть – по застенку Сороги (там тоже жили мои предки – Масаковские) практически те же, что и в списках 1860х гг. Один раз встретила запись, где фамилия предка была написана не Масаковский, а Масак. Но по одному эпизоду понять, ошибка это или ключ к истине, невозможно. В обнищание крупных землевладельцев и пополнение, за счёт этого, рядов мелкой шляхты, я не верю. Крупных - единицы, а мелких - тьма. За счёт единиц не могут возникнуть тысячи. Как это ни банально звучит, число чиншевой шляхты увеличивалось из года в год за счёт естественного прироста населения. Полученный за службу "конь" можно было передавать по наследству сыновьям, делить на более мелкие участки. Мой предок Григорий Масаковскомй примерно в 1800 г. переселился из Сорог в Смольгов, где родил шестерых сыновей - где же напасёшься на всех земельных участков! --- С уважением
=С.В.=
Ищу: Михаловские, Масаковские, Дыбовские, Козловские, Забродские, Савичи (Слуцкий, Бобруйский, Игуменский и Минский уезды)
Все мои личные данные и сведения о моих предках размещены мною на сайте добровольно, специально для поиска род | | |
Stretta Минск Сообщений: 936 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1788 | Наверх ##
25 сентября 2014 11:39 Самый болезненный вопрос - о языке общения. Приступаю с трепетом На каком языке говорили? Мой прапрадед поселился в Смольгове примерно в 1860 г. переехал из другого застенка. В 1930 семью моего деда «раскулачили» и сослали в Пермский край. Старшему ребенку в семье – моему отцу, было тогда 10 лет. Вспоминает его младшая сестра: «Боялась выходить к доске: все ученики в классе громко смеялись, когда мы, отвечая у доски, говорили вместо «прибавить» и «вычесть» - «прыкласці» и «адняць». Только директор школы относился сочувственно: «Ладно, отвечай по-белорусски, я всё пойму»». После таких "уроков" мой отец за всю жизнь не произнёс ни одной фразы на белорусской мове, и в паспорте у него была национальность «русский». Чтобы выжить, надо было стать таким, как все. Главным внешним отличием был язык общения. Он был ликвидирован в первую очередь. Раз и навсегда. А если взять более далёких предков? Мы знаем только современную литературную белорусскую мову, а слышим её в основном из СМИ какой-то упрощённо-огрублённой. Вряд ли на таком языке говорили жители смольговских и мордвиловичских околиц. Язык общения зависел ещё и от сословной принадлежности. Если в Мордвиловичах состав жителей был однороден – только чиншевая шляхта, то местность под названием Смольгов включала два фольварка, два шляхетских застенка и одну (две, если учесть совсем рядом расположенную деревню Неволож) крестьянскую деревню. Сразу отбросим фольварки: их арендаторы принадлежали к числу довольно знатных белорусских родов – конечно, в период «за Польшей» они говорили по-польски, на этом же языке велись и инвентари имений. Из воспоминаний моей тёти (1923 г.р.): «Жители нашей деревни назывались «шляхта», а соседней – «мужики». Между собой не дружили, молодёжь даже на танцы друг к другу не ходила. Даже говорили на разных языках». (На сегодня всё - плита зовёт!  ) --- С уважением
=С.В.=
Ищу: Михаловские, Масаковские, Дыбовские, Козловские, Забродские, Савичи (Слуцкий, Бобруйский, Игуменский и Минский уезды)
Все мои личные данные и сведения о моих предках размещены мною на сайте добровольно, специально для поиска род | | Лайк (1) |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12105 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8001 | Наверх ##
25 сентября 2014 15:39 Stretta написал: [q] веры греческой[/q]
Stretta написал: [q] Греческой – значит, православной. [/q]
Соглашусь, что между Клецком и Бобруйском - огромная область православия на слуцких и любанских землях, в т.ч. и в Смольгове. Но в целом, не все так однозначно, Светлана. Православные - это исповедники веры Греко-Русской (греко-кафолической), т.е. Русскаго обряда. Ибо была вера христианская Греко-Римская - униатская. Последнюю могли еще указать как веру Греко-Унитскую (уницкую, униацкую). --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | |
Geo Z LT Сообщений: 19960 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 13233 | Наверх ##
25 сентября 2014 16:10 GrayRam написал: [q] Какой язык у жемайтов (жмуди - т.е. этих самых литовцев ) [/q]
Извиняюсь, но и Вы загнули. Жемайты только небольшая часть литовцев, около 25-30 процентов.. Моя жена литовка, но о существовании жемайтов только в школе узнала. | | |
Zabrodski Новичок
Сообщений: 19 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 7 | Наверх ##
25 сентября 2014 16:18 25 сентября 2014 16:23 Как только выучиваешь хотя бы один из трех языков.... литовцев. - Уважаемый в многоточии правды нет)))
Где именно я сказал что зная один из трех (украинский, белорусский, польский) - можно понять литовский. Я сказал что зная один из трех языков, разбираясь немного в культуре и истории - ощущается общность трех перечисленных + литовцы. Общность и понимание языка - это разные вещи. Простой пример - Костя Острожский - гетман Литвы, похоронен в Лавре в Киеве - и масса примеров еще есть (имеется ввиду что необязательно было быть жемайтом - чтобы обобщаться в то время с Литвой). --- )) | | |
Geo Z LT Сообщений: 19960 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 13233 | Наверх ##
25 сентября 2014 16:23 Zabrodski написал: [q] Я сказал что зная один из трех языков, разбираясь немного в культуре и истории - ощущается общность трех перечисленных + литовцы. [/q]
Тут ничего удивительного, жили веками в одном государстве. | | |
Zabrodski Новичок
Сообщений: 19 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 7 | Наверх ##
25 сентября 2014 16:58 GrayRam написал: [q] они скорее были подданными Речи Посполитой и считались поляками в момент формирования польского государства. [/q]
Почитал учебник истории по ВКЛ - собсно - теперь маюсь, зачем? - вопрос то в чем? В том что они не были поляками? Они были литовцами? литвинами? жемайтами или беларусами? Конкретизируйте. --- )) | | |
Geo Z LT Сообщений: 19960 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 13233 | Наверх ##
25 сентября 2014 17:21 Zabrodski написал: [q] Почитал учебник истории по ВКЛ[/q]
Как-то вы быстро прочитали. ВКЛ было многонациональным государство, где жили и литовцы (с жемайтами и белорусы, и многие другие. Польша (Корона Польская) это другое государство, которое начало формироваться еще в X веке. С XIV века оно в союзе с ВКЛ. Сначала личная уния (Кревская 1385 года), а с 1569 года (Люблинская уния) объединение в конфедеративное государство Речь Посполитую. Тогда- же украинские земли ВКЛ переходят к Короне Польской. | | |
Zabrodski Новичок
Сообщений: 19 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 7 | Наверх ##
25 сентября 2014 18:02 Ну хорошо))) ну сказал поляками - сказал так как ВКЛ явно просело в союзе с короной и размыли его там сильно в правах - а Польшу явно поперло. Кроме того обсуждаем то мы фамилию Забродский - ну явно не литовская фамилия. А понятия белорус тогда и не существовало. Но тогда кто предки - этнично? Вот бабка у меня была - Артеменя - вот это реально местная белорусская фамилия с понятным местным этносом. А фамилия на -ский - если отбросить предположение, что не просто придуманная, то явно тяготеет к польской культуре.
Наверное мое понимание о Речи Посполитой сложилось из украинского понимания. Украина под Литвой не долго была - потому наверное для меня везде поляки))). --- )) | | |
|