Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Забродские

Минская обл. Любаньский р-н д. Мордвиловичи.

← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 5 ... ... 15 16 17 18 19 20 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Радомир
Stretta

Stretta

Минск
Сообщений: 936
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 1788
Откуда переселились? Да ниоткуда, местные мы, «тутэйшыя», как говорил наш классик: между Смольговым и Мордвиловичами до сих пор есть курганы-могильники 10-11 веков. Значит, тысячу лет назад наши предки выбрали эту благодатную для жизни местность. Да, после разделов РП был вектор направления переселения из России в «Северо-Западный край»: чиновники за новыми должностями, новые собственники жалованных за службу конфискованных у участников восстаний земель. Но «наша с Вами» чиншевая шляхт а, получившая свои наделы ещё от Слуцких князей и Радзивиллов «за службу» (об этом свидетельствует название земельного участка определенной величины – «конь» (почитайте вот ЭТУ тему) перемещалась, в основном, из застенка в застенок, в поисках новой, лучшей земли.

Что касается вероисповедания, привожу цитаты из ревизских сказок 1795 г.:

«В застенку Смольгове живущие на владельческой земле платя владельцу за землю денежный оброк …. люди именуемые земяне, вольныя, оседлыя, веры греческой»

«Земяне или имянуемые бояре в сей деревне Сороги на земле господской живущие, инвентаром от дедица поданные, и по силе того же инвентара с повеления двора Уречского должность исполняющие оседлые веры греческой»


То, что «греческой» здесь нужно читать, как «греко-российской», т.е. православной, а не «греко-римской» - униатской - подтверждают сохранившиеся МК Яремицкой (Смольгов) и Языльской (Сороги) церквейЗа годы перелистывания метрических книг (конец 18-го – начало 20 вв.) встретилась только одна запись о жителе Смольгова «веры уняцкой» и несколько католиков – обитателей смольговских фольварков, в застенках – ни одного.
На кладбищах Смольгова и Мордвилович все надписи на памятниках – на русском, нет ни одного надгробия с характерной для захоронений католиков надписью латинкой. Для объективности нужно сказать, что дореволюционных надгробий на этих кладбищах совсем немного.
Так что поляки считать обитателей наших застенков поляками никак не могли.
---
С уважением
=С.В.=
Ищу: Михаловские, Масаковские, Дыбовские, Козловские, Забродские, Савичи (Слуцкий, Бобруйский, Игуменский и Минский уезды)
Все мои личные данные и сведения о моих предках размещены мною на сайте добровольно, специально для поиска род
Stretta

Stretta

Минск
Сообщений: 936
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 1788
Что касается фамилий. Самый ранний имеющийся в НИАБ инвентарь имения Уречье, куда входил застенок Мордвиловичи, датирован 1671 г. Фамилии там уже есть – по застенку Сороги (там тоже жили мои предки – Масаковские) практически те же, что и в списках 1860х гг. Один раз встретила запись, где фамилия предка была написана не Масаковский, а Масак. Но по одному эпизоду понять, ошибка это или ключ к истине, невозможно.

В обнищание крупных землевладельцев и пополнение, за счёт этого, рядов мелкой шляхты, я не верю. Крупных - единицы, а мелких - тьма. За счёт единиц не могут возникнуть тысячи. Как это ни банально звучит, число чиншевой шляхты увеличивалось из года в год за счёт естественного прироста населения. Полученный за службу "конь" можно было передавать по наследству сыновьям, делить на более мелкие участки. Мой предок Григорий Масаковскомй примерно в 1800 г. переселился из Сорог в Смольгов, где родил шестерых сыновей - где же напасёшься на всех земельных участков! biggrin1.gif
---
С уважением
=С.В.=
Ищу: Михаловские, Масаковские, Дыбовские, Козловские, Забродские, Савичи (Слуцкий, Бобруйский, Игуменский и Минский уезды)
Все мои личные данные и сведения о моих предках размещены мною на сайте добровольно, специально для поиска род
Stretta

Stretta

Минск
Сообщений: 936
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 1788
Самый болезненный вопрос - о языке общения. Приступаю с трепетом 101.gif

На каком языке говорили?
Мой прапрадед поселился в Смольгове примерно в 1860 г. переехал из другого застенка. В 1930 семью моего деда «раскулачили» и сослали в Пермский край. Старшему ребенку в семье – моему отцу, было тогда 10 лет.
Вспоминает его младшая сестра: «Боялась выходить к доске: все ученики в классе громко смеялись, когда мы, отвечая у доски, говорили вместо «прибавить» и «вычесть» - «прыкласці» и «адняць». Только директор школы относился сочувственно: «Ладно, отвечай по-белорусски, я всё пойму»». После таких "уроков" мой отец за всю жизнь не произнёс ни одной фразы на белорусской мове, и в паспорте у него была национальность «русский». Чтобы выжить, надо было стать таким, как все. Главным внешним отличием был язык общения. Он был ликвидирован в первую очередь. Раз и навсегда.

А если взять более далёких предков? Мы знаем только современную литературную белорусскую мову, а слышим её в основном из СМИ какой-то упрощённо-огрублённой. Вряд ли на таком языке говорили жители смольговских и мордвиловичских околиц. Язык общения зависел ещё и от сословной принадлежности. Если в Мордвиловичах состав жителей был однороден – только чиншевая шляхта, то местность под названием Смольгов включала два фольварка, два шляхетских застенка и одну (две, если учесть совсем рядом расположенную деревню Неволож) крестьянскую деревню. Сразу отбросим фольварки: их арендаторы принадлежали к числу довольно знатных белорусских родов – конечно, в период «за Польшей» они говорили по-польски, на этом же языке велись и инвентари имений.
Из воспоминаний моей тёти (1923 г.р.): «Жители нашей деревни назывались «шляхта», а соседней – «мужики». Между собой не дружили, молодёжь даже на танцы друг к другу не ходила. Даже говорили на разных языках».
(На сегодня всё - плита зовёт! 101.gif )
---
С уважением
=С.В.=
Ищу: Михаловские, Масаковские, Дыбовские, Козловские, Забродские, Савичи (Слуцкий, Бобруйский, Игуменский и Минский уезды)
Все мои личные данные и сведения о моих предках размещены мною на сайте добровольно, специально для поиска род
Лайк (1)
GrayRam
Vita sine libertate nihil

GrayRam

В Молдове ППЖ
Сообщений: 12105
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 8001

Stretta написал:
[q]
веры греческой
[/q]


Stretta написал:
[q]
Греческой – значит, православной.
[/q]

Соглашусь, что между Клецком и Бобруйском - огромная область православия на слуцких и любанских землях, в т.ч. и в Смольгове.
Но в целом, не все так однозначно, Светлана.
Православные - это исповедники веры Греко-Русской (греко-кафолической), т.е. Русскаго обряда. Ибо была вера христианская Греко-Римская - униатская.
Последнюю могли еще указать как веру Греко-Унитскую (уницкую, униацкую).
---
Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Geo Z

Geo Z

LT
Сообщений: 19960
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 13233

GrayRam написал:
[q]
Какой язык у жемайтов (жмуди - т.е. этих самых литовцев )
[/q]

Извиняюсь, но и Вы загнули. Жемайты только небольшая часть литовцев, около 25-30 процентов..
Моя жена литовка, но о существовании жемайтов только в школе узнала.
Zabrodski
Новичок

Сообщений: 19
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 7
Как только выучиваешь хотя бы один из трех языков.... литовцев. - Уважаемый в многоточии правды нет)))

Где именно я сказал что зная один из трех (украинский, белорусский, польский) - можно понять литовский. Я сказал что зная один из трех языков, разбираясь немного в культуре и истории - ощущается общность трех перечисленных + литовцы. Общность и понимание языка - это разные вещи. Простой пример - Костя Острожский - гетман Литвы, похоронен в Лавре в Киеве - и масса примеров еще есть (имеется ввиду что необязательно было быть жемайтом - чтобы обобщаться в то время с Литвой).
---
))
Geo Z

Geo Z

LT
Сообщений: 19960
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 13233

Zabrodski написал:
[q]
Я сказал что зная один из трех языков, разбираясь немного в культуре и истории - ощущается общность трех перечисленных + литовцы.
[/q]

Тут ничего удивительного, жили веками в одном государстве.
Zabrodski
Новичок

Сообщений: 19
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 7

GrayRam написал:
[q]
они скорее были подданными Речи Посполитой и считались поляками в момент формирования польского государства.
[/q]


Почитал учебник истории по ВКЛ - собсно - теперь маюсь, зачем? - вопрос то в чем? В том что они не были поляками? Они были литовцами? литвинами? жемайтами или беларусами? Конкретизируйте.
---
))
Geo Z

Geo Z

LT
Сообщений: 19960
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 13233

Zabrodski написал:
[q]
Почитал учебник истории по ВКЛ
[/q]

Как-то вы быстро прочитали. 101.gif
ВКЛ было многонациональным государство, где жили и литовцы (с жемайтами и белорусы, и многие другие.
Польша (Корона Польская) это другое государство, которое начало формироваться еще в X веке. С XIV века оно в союзе с ВКЛ.
Сначала личная уния (Кревская 1385 года), а с 1569 года (Люблинская уния) объединение в конфедеративное государство Речь Посполитую. Тогда- же украинские земли ВКЛ переходят к Короне Польской.
Zabrodski
Новичок

Сообщений: 19
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 7
Ну хорошо))) ну сказал поляками - сказал так как ВКЛ явно просело в союзе с короной и размыли его там сильно в правах - а Польшу явно поперло. Кроме того обсуждаем то мы фамилию Забродский - ну явно не литовская фамилия. А понятия белорус тогда и не существовало. Но тогда кто предки - этнично? Вот бабка у меня была - Артеменя - вот это реально местная белорусская фамилия с понятным местным этносом. А фамилия на -ский - если отбросить предположение, что не просто придуманная, то явно тяготеет к польской культуре.

Наверное мое понимание о Речи Посполитой сложилось из украинского понимания. Украина под Литвой не долго была - потому наверное для меня везде поляки))).
---
))
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 5 ... ... 15 16 17 18 19 20 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Радомир
Вверх ⇈