На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Биография - Сестрорецк - рапорт VII Съезду Советов
Если говорить официальным языком того времени, то "станция Сестрорецк под руководством т.Зайцева добилась больших успехов в работе и заслужила право подписать рапорт Седьмому Всесоюзному съезду Советов как лучшая из 42-х станций 7-го Заневского отделения Октябрьской железной дороги"
7.07.1934 года ЦИК СССР принял постановление о созыве 7 съезда Советов PR-компания по подготовке к съезду была развернута на высшем уровне! В частности, 10.09.1934 в газете "Сталинец" было опубликовано открытое письмо орденоносцев железнодорожного транспорта под заголовком "завоевывайте право рапорта хозяину нашей великой Родины - VII съезду Советов". Там в конце было написано: "Товарищи! в начале января собирается всесоюзный съезд Советов. Мы предлагаем развернуть соревнование станций, отделений и дорог за право рапорта начальника станции, отделения и дороги съезду Советов о выполнении государственного плана перевозок". И такое соревнование было развернуто. Правда, по каким критериям, кем и когда подводились итоги соревнования - я из газеты "Сталинец" (а я просмотрела подшивку за 1934 год) так и не поняла. Возможно, эту информацию можно найти в документах фонда ОктЖД в ЦГА. Но кроме самого соревнования, оригинально был решен вопрос с доставкой этих рапортов в Москву. Доставить их должны были лыжники в ходе "звездно-лыжной эстафеты". В газете "Сигнал" от 27.11.1934 есть статья "Звездная эстафета имени VII съезда Советов". Там сказано, что приказом начальника политуправления НКПС тов.Полонского объявлена звездная эстафета, посвященная съезду Советов. "Штаб руководства эстафетой приступил к работе. Детально разрабатываются маршруты звездной эстафеты, проверяется наличие лыж, подбираются физкультурники из числа активных общественников, с тем чтобы обеспечить проведение культурно-массовой работы в процессе пробега" То есть участники эстафеты должны были пройти по определенному маршруту, включающему станции, получившие право подписать рапорты съезду, забрать эти рапорты и доставить их в Москву. Ну и дополнительно эстафета служила поводом для проведения как культурно-массовых мероприятий, так и различных производственных проверок по пути следования. Собственно старт эстафеты состоялся 12.01.1935 года. Как написано в газете "Сигнал" от 11.01.1935, "Сегодня гонцы социалистического Ленинграда заканчивают последние приготовления. Завтра, ровно в 10 утра, из Васкелово, Ладожского озера, Невской Дубровки, Шлиссельбурга, умело владея лыжами, выйдут первые участники эстафеты". В дальнейшем в газете Сигнал регулярно публиковались заметки о ходе эстафеты - в той части, которая относилась к Заневскому отделению. Ну а финишировала эстафета 24 января (съезд открылся 28 января) в Москве. В газете "Сталинец" от 25.01.35 сообщается, что "340 участников эстафеты... с честью донесли и передали 120 рапортов, полученных в пути от лучших отделений, станций, дистанций, депо, ударных бригад и отдельных ударников Октябрьской дороги." Значит, рапорт С.Т. был в числе этих 120 рапортов, доставленных в Москву.
Сам рапорт, подписанный начальником станции Зайцевым, парторгом Балашовым и председателем депутатской группы Пирожковым, опубликован в однодневной сестрорецкой газете "За Советы". В соответствии с постановлением ЦИК от 27.09.1934 выборы в городские советы должны были быть проведены с 20 ноября по 10 декабря 1934 года (выборы открытые, депутаты избираются на собраниях работников предприятий и организаций) Вот 21 ноября и вышла газета "За Советы", то есть фактически агитационный листок к выборам. Именно здесь станция Сестрорецк названа "лучшей из 42 станций Заневского отделения". Правда, заметке о старте звездно-лыжной эстафеты ("Сигнал", 11.01.1935) было сказано, что право на рапорт Всесоюзному съезду Советов добились девять станций 7-ого отделения: Товарная-Финляндская, Сестрорецк, Белоостров, Шувалово, Рахья, Ржевка, Дача Долгорукова. Так что получается, что Сестрорецк - не лучшая, а одна из девяти лучших станций. К тому же непонятно, когда успели подвести итоги: газета "За Советы" вышла 21.11.1934, а эстафета по доставке рапортов в Москву стартовала только в январе 1935. Если судить по тексту рапорта, то при проведении конкурса вообще учитывался период с 1 апреля по 1 сентября (то есть это период весенне-летних перевозок).
Текст рапорта приведен на фото. Кроме важных, но не слишком понятных мне цифр по выполнению плановых показателей, есть в нем такая фраза: "Во время массовых летних пассажирских и осенних перевозок не было ни одного случая брака как по технической, так и по коммерческой работе". Эта фраза станет одной из причин исключения С.Т. из партии.
Биография - Сестрорецк - производственное нарушение
Началось все 21.01.1935 с нарушения на станции Сестрорецк, когда поезд был принят на занятый путь.
Наверное, нужна предистория. Первого декабря 1934 года был убит Киров. Борьба с "классово-чуждыми элементами" резко усилилась по всей стране. Хотя она, собственно, шла и раньше. В дисциплинарном уставе железнодорожного транспорта сказано: "Не допускается прием на ж.-д. транспорт лиц, лишенных избирательных прав, раскулаченных и имеющих судимость за контрреволюционные и корыстные преступления". В Постановлении ЦК ВКПб "О политотделах на железнодорожном транспорте" принятом 7.10.1933, было сказано: "Чтобы вывести транспорт на дорогу и поднять его на должную высоту, надо вести систематическую борьбу с классовыми врагами на транспорте, с кулаками и прочими вредителями... развернуть борьбу с классово-чуждыми и враждебными элементами... выявлять, разоблачать и удалять их с железнодорожного транспорта" При этом "На деле политическая слепота и наивное благодушие в отношении вредителей и прочих классовых врагов, отсутствие самокритики и трусливое замазывание ошибок в работе — все еще остаются у нас отличительными чертами многих к многих коммунистов и беспартийных активистов на транспорте." И в газете "Сигнал" еще от 28.03.1934 приводятся примеры такой "политической слепоты": знают начальники, что у них "ремонтным рабочим работает сын кулака, сын лишенца, ... что кондуктор сын кулака" - знают, но мер не принимают. А ведь обязаны! Так что "Необходимо немедленно самым беспощадным образом очистить транспорт от классового врага, привлечь к строжайшей ответственности людей, игнорирующих проведение дисциплинарного устава"
Борьба с "классово-чуждыми элементами" наложилась на крутые меры по укреплению дисциплины, связанные с крушением на станции Торбино. О подробностях крушения сообщала газета "Сигнал" 11.01.1935. Крушение произошло 6 января 1935 года. Было получено сообщение о лопнувшем на 218 км (перегон Торбино-Вялка) рельсе. В это время должны были проследовать несколько скорых поездов. Поезд №27 был остановлен на станции Торбино, где он по расписанию не останавливается, и пущен малой скоростью с проводником, чтобы проверить, можно ли проехать по этому рельсу, а в это время другой поезд №25 проскочил закрытые семафоры станции и врезался в этот состав. Погибли 23 человека, около 80 человек пострадало, разбито 11 вагонов. Следствие было закончено быстро, и уже 26.01.1935 в "Сталинце" опубликован приговор, вынесенный на Выездной сессии Транспортной коллегии Верховного суда: машинист поезда №25 и начальник станции Торбино приговорены к лишению свободы на 10 лет каждый, остальные получили от 3 до 8 лет лишения свободы. Началась работа (или, может, кампания) по укреплению трудовой дисциплины и усилению бдительности.
В газете "Сталинец" от 14.02.1935 сообщается о том, что в 7 Заневском отделении в январе было 7 случаев, когда поезд принимался на занятый путь, и только благодаря бдительности паровозных бригад обошлось без крушения и пострадавших. В том числе говорится и о том, что 21.01.1935 поезд был принят на занятый путь на станции Сестрорецк.
Кем и как расследовалось это нарушение, я не знаю, но в январе 1935 года (точную дату на поле для подшивки я не смогла разглядеть, но это, получается, после 21.01 и до 2.02) начальник 7 Заневского отделения направил Начальнику Политотдела Заневского отlеления письмо следующего содержания: "Отд ГУГБ НКВД ст.Ленинград Финл линии Окт ж.д. сообщает, что на станции Сестрорецк, в связи с расследованием о приеме поезда 21.01.1935 выяснено: станция Сестрорецк в 1934 году имела случаи грубого нарушения правил технической эксплоатации параграф 142-146, так например: в марте отправление поезда по неправильному маршруту, то есть вместо ст.Курорт поезд был направлен на ветку завода им.Воскова, в июле - прием поезда на занятый паровозом путь. Сообщая указанное, Отделение имеет сведения, что станция Сестрорецк рапортовала в печати о том, что за 1934 год на станции не имелось ни одного случая нарушения правил технической эксплоатации. Приложение: копия выписки из приказа. Нач. отделения Словинский"
Копии действительно приложены: о том, что виновные в нарушениях были наказаны. На этом письме есть резолюция (видимо, начальника Политотдела Савельева): "Зайцева привлечь к партответственности" То есть виноват Зайцев был не в самих нарушениях (там в каждом случае был конкретный виновник, получивший конкретное наказание), а в том, что скрыл эти нарушения в своем рапорте.
По службе С.Т. никаких взысканий не получил, во всяком случае, в его личном деле (ОктЖД) записей о взысканиях по этому поводу нет. Но 2.02.1935 решением парттройки 7-ого отделения С.Т. был исключен из ВКПб.
В Постановлении партийной комисии Октябрьской ЖД от 2.02.1935 (ЦГАИПД.ф.1728 оп.1 д.164924/1 л.3) сказано: "Тов.Зайцев, ДС ст.Сестрорецк, в 1934 году, имея факты происшествий на станции, о чем скрывал, путем очковтирательства и обмана партии рапортовал 7 съезду о работе станции как одной из лучших на отделении. Путем классовой близорукости выдвинул к получению значка ударника Сталинского призыва т.Рябенко, который является раскулаченным. Кроме того, тов.Зайцев, зная заведомо, что тов.Рябенко имеет факт нарушения трудовой дисциплины, покрыл это и дал возможность получить значок ударника. В процессе разбора на парттройке выяснилось, что Зайцев имел вместе с отцом и братом 36 десятин земли, 7 коров, наемную рабочую силу. Постановили: принимая во внимание, что тов.Зайцев: 1) при вступлении в ряды ВКПб не сказал о том, что его отец с братом имели 36 десятин земли и наемную рабочую силу 2) в своей работе попускал злостное очковтирательство, граничащее с обманом партии 3) заведомо зная, что тов.Рябенко имеет происшествия и является раскулаченным, выдвинул его к получению значка ударника Сталинского призыва и дал рекомендацию по вступлению в группу сочувствующих, на основании чего тов. Зайцева из рядов ВКПб исключить председатель парттройки Заневского отделения Октябрьской ЖД Савельев Верно: секретарь Юдин"
С.Т. с исключением из партии не смирился. Он упорно обращался в вышестоящие органы (до ЦК ВКПб) с просьбой (или требованием) восстановить его в партии. И каждый раз по пунктам объяснял необоснованность выдвинутых против него обвинений.
Решающим обвинением при исключении С.Т. из партии был пункт о скрытии социального происхождения. Тут очень кстати оказалось письмо в Полдитотдел Заневского отделения (ЦГАИПД ф.1728 оп.1 д. 164924/1 л.15), о котором я уже писала - о том, что Зайцев имел до революции крупное кулацкое хозяйство и занимался спекуляцией. Правда, письмо датировано 3.02.1935, а исключили С.Т. из партии 2.02. Честно говоря, хотелось бы понять, кто написал это письмо и насколько хорошо этот человек был осведомлен о жизни С.Т., но фамилия на письме неразборчива. И еще хотелось бы понять, почему письмо написано на следующий день после исключения С.Т. из партии - то ли автор письма узнал об этом и решил внести свои "пять копеек", то ли ему предложили написать это письмо "руководящие товарищи", чтобы задним числом подкрепить обвинения против С.Т.
Но, думаю, вопрос о социальном происхождении неизбежно должен был возникнуть при разборе любого персонального дела, и С.Т. должен был признать, что его отец и брат раскулачены (ну а то, что он в это время давно работал на железной дороге и не имел отношения к их хозяйству, в расчет не принималось)
С.Т. пытался доказать, что он свое происхождение не скрывал, что писал об этом в своем заявлении при вступлении в партию, что говорил об этом на партийной чистке, что его социальное происхождение разбиралось на Контрольной Комиссии, когда он ходатайствовал за раскулаченного брата: "при вступлении в партию в 1924 году в своем заявлении я писал подробно, какое имел брат и отец хозяйство, хотя я не имел никакого отношения к хозяйству с 1901 года, а также о раскулачивании брата и отца я не скрывал и во время партийной чистки на станции Окуловка я громогласно об этом рассказывал (пред. по чистке Амосов), кроме того еще ранее в 1930 году когда мною было подано заявление в ЦК ВКПб о пересмотре дела моего брата я был по разбору этого заявления вызван 2.10.1931 в контрольную комиссию Обкома (пред. Медведев), где подробно было рассмотрено мое социальное происхождение, а также на общем партийном собрании станции Ленинград-Пассажирский-Московский обсуждался этот вопрос в 1931 году, следовательно, из изложенного вытекает, что я отнюдь не скрывал о социальном положении, а также и не скрывал при вступлении в партию" (ОктЖД, л.24).
При вступлении в партию С.Т. сведения об отце и брате действительно не скрывал, в его анкете кандидата РКПб написано: "отец вместе с братом в 1912 г с помощью банка крестьянского на выплату купили земли 36 десятин растороб пенья из подлеса болото часть земли распахали а часть опять заросла кустами"(ЦГАИПД ф.1728 оп.1 д.164924 л.4)
Материалы чистки 1933 года в Окуловке я пока не нашла. О ходатайстве за раскулаченного брата я писала здесь , и там действительно подробнейшим образом рассматривалось имущественное положение.
И вообще, как я поняла, дело было не столько в том, скрывал С.Т. свое "социальное происхождение" или нет, а то, что это социальное положение оказалось не вполне подходящим.
Второй пункт обвинений при исключении из партии: "об очковтирательстве, граничащем с обманом партии", то есть о скрытии нарушений на станции Сестрорецк.
О том, какие именно это были нарушения, С.Т. приходилось писать в каждом заявлении, но, во-первых, чувствуется, что он волновался, во-вторых, видимо, использовал привычный профессиональный жаргон, и в-третьих, он все-таки начальник станции, а не писатель. Так что самое понятное изложение этих нарушений есть в машинописной копии его заявления, сделанной при разборе дела в ЦКК (ЦГАИПД, ф.1728 оп.1 д.164924/4 л.16-17) "по технической части за все время было только два производственных нарушения. Первое нарушение было 21 марта. Деж. по ст.Лазаренко при отправке поезда сам переводил стрелку, но не стрелочник, этим самым нарушил правила техн.экспл., за что был объявлен строгий выговор. Второй случай был 18 июля, ревизор движения без согласования с деж.по станции приказал стрелочнику Шадовой выпустить паровоз на 1-й путь в обгон, каковая выполнила распоряжение ревизора не поставив в известность изначально об этом деж.по станции, этим самым нарушив правила техн.эксплоат., за что была уволена со службы."
Вину в том, что эти нарушения были скрыты при составлении рапорта, С.Т. частично признает, в заявлении в Дорпарттройку (февраль 1935г) он пишет: "При составлении рапорта не было внесено 2 дефекта неумышленно, а просто было выпущено из виду за давностью времени, тем более что рапорт составлялся скоропалительно... В данном случае считаю себя виновным но не в такой мере как мне предписано." (ЦГАИПД, ф.1728 оп.1 д.164924/1 л.5)
Ну, насчет скоропалительности составления рапорта, может, и есть некоторое лукавство, поскольку, кроме текста самого рапорта, есть заметка в "Сталинце" от 22.09.1934, где "начальник станции Зайцев" тоже пишет, что "брака по технической и коммерческой части не было". Но то, что случаи эти были малозначительными, никаких последствий не имели и о них действительно можно было забыть - это понятно ("два случая дефекта по технической части не являлись происшествиями, а были только производственные нарушения" - ЦГАИПД, ф.1728 оп.1 д.164924/4 л.9)
Биография - Сестрорецк - обвинения - пункт третий фигурант - Рябенко Владимир Петрович (1899-1942)
Теперь третий пункт - о даче рекомендации в сочувствующие стрелочнику Рябенко и выдвижении его на звание Сталинского ударника.
В соответствии с Уставом ВКПб 1934 года "Для организации вокруг ВКП(б) наиболее близких к партии беспартийных активистов, показавших на деле — на производстве свою преданность партии, но еще не подготовленных к вступлению в партию, создаются при первичных партийных организациях группы сочувствующих ВКП(б), безусловно подчиняющихся всем решениям партийных органов. Прием в группы сочувствующих производится решениями заводских, учрежденских и прочих партийных комитетов, политотделов МТС, совхозов и железнодорожного транспорта, с рекомендацией двух членов партии. Организованные в группы сочувствующих ВКП(б) обязаны посещать все открытые партийные собрания, на которых они пользуются правом совещательного голоса, активно бороться за выполнение решений партии и правительства, систематически работать под руководством партийных организаций над повышением своего идейно-политического уровня." Вот, значит, Рябенко вступил в группу сочувствующих, а одну из необходимых рекомендаций ему дал С.Т.
Рябенко неоднократно упоминается в газетах "Сигнал" и "Сталинец" как один из лучших ударников. В газете "Сталинец" от 30.08.1934 в статье "К слету эксплоатационников 7-го отделения" сказано: "Станционные слеты посылают на слет отделения лучших производственников. Среди них... стрелочник Рябенко (Сестрорецк) и многие другие". В газете "Сигнал" от 31.08.1934 под лозунгом "Делегатам первого слета - большевистский привет" помещена статья "Они заслужили звание ударника". Там, в частности, сказано: "...стрелочник станции Сестрорецк Рябенко Владимир и др. многие годы своей жизни отдали железнодорожному транспорту и сейчас являются крепкой опорой политотдела, заслуженно носят почетное звание ударника." Так что Рябенко был делегатом слета ударников 7-го Заневского отделения, а затем в числе лучших ударников избран на общедорожный слет ("Сигнал" 2.09.1934). И 4.09.1934 в газете "Сталинец", где рассказывается об открытии общедорожного слета ударников, помещен портрет Рябенко - делегата слета (к сожалению, фото у меня не получилось). Кроме того, на первой полосе приведен приказ Политуправления НКПС от 2.09.1934 "Согласно списков, представленных подором Окт. ж.д. и просмотренных комиссией Политуправления НКПС, выдать 65 лучшим ударникам Октябрьской жел.дороги значки сталинского ударника", и приведен список этих ударников; вторым в списке идет Владимир Рябенко, производственный стаж 29 лет. Так что Владимир Рябенко получил значок сталинского ударника раньше, чем начальник станции Зайцев. А в газете "Сигнал" от 6.11.1934 (на фото) под огромным заголовком "Люди, рожденные Октябрем", приводится фотография: "Воспитанники политотдела, ударники-значкисты сталинского призыва: Клещатов, Красильников, Николаев, Рябенко, Августин, Адашкевич" И в этой же статье помещен написанный В.Рябенко текст под заголовком "Моя гордость", где он описывает свою трудовую биографию (с 12 лет работал на станции Новохоперская, сначала маляром, затем ремонтным рабочим, в 1933 году переехал в Ленинград, работал кондуктором, составителем поездов, а затем по болезни переведен стрелочником на ст.Сестрорецк) и пишет: "Когда объявили соревнование эксплоатационников, я, как старый транспортник, решил дать образец работы стрелочника. Мы организовали ряд субботников, в которых я играл далеко не последнюю роль. У меня есть специальность маляра, вот я и решил ее использовать - выкрасить в свободное время все скамейки на станции. Кроме того, вставил стекла на всех станционных стрелках, много времени и усилий положил на приведение в порядок стрелочного хозяйства станции... Работал я не за страх, а за совесть, и вот, несколько месяцев тому назад пришла неожиданная радость: наградили меня значком сталинского призыва. Только за этот год я получил три денежных премии. Значок ударника сталинского призыва для меня высшая награда, которую я с гордостью ношу и обязуюсь своей ударной работой поддерживать достоинство этого значка." Рябенко был также членом депутатской группы станции Сестрорецк ("Сигнал" от 27.11.1934) В общем, старый транспортник и лучший ударник.
И вот вдруг оказалось, что он раскулаченный и "имеет факты нарушения трудовой дисциплины" (ЦГАИПД, ф.1728 оп.1 д.164924/1 л.3) Это именно Рябенко, как пишет газета "Сигнал" от 8.02.1935, принял 21.01.1935 поезд на занятый путь. Досталось ему не меньше, чем С.Т. - он даже с работы был уволен, но затем увольнение было признано несправедливым, и Рябенко был полностью восстановлен в правах. (и здесь я не очень понимаю - то ли прием поезда на занятый путь не являлся слишком серьезным нарушением, то ли виноват в этом был не Рябенко, а кто-то другой, то ли вообще путь был свободен) Судить о ситуации я могу только по тем документам, которые есть в деле С.Т. А документы это такие: - строки в автобиографии С.Т. (ЦГАИПД ф.1728 оп.1 д.164924/1 л.4об), что "Рябенко был принят стрелочником...в деле имелись документы, что он имеет 22-летний стаж рабочий, не раскулачен и справка о его участии в партизанских боях и в настоящее время все подтверждается вторично справками с/с с места его родины" - характеристики Рябенко, написанные его товарищами по партизанскому отряду (ЦГАИПД ф.1728 оп.1 д.164924/4 л.6-7)
текст я пожалуй приведу: "дана Тов.Рябенко Владимиру Петров в том что во время восстания Краснянского в 1919 году он участвовал совместно со мною и после ликвидации восстания Рябенко все-таки не бросил фронта а все пошли в тыл белой Армии в чем и подтверждаю Красный партизан книжка №11 выдана 1934 г Новохоперским штабом к сему Потапенко 6.02.1935" "дана сия гражд.Рябенкову Владимиру Петровичу в том, что Рябенко участвовал в моем отряде в борьбе с белыми бандами и восстании Краснянского. Дал характеристику Красный Гвардеец №билета №12 выдан Новохоперским штабом в чем удостоверяю Глабин"
- копия резолюции начальника дороги (ДН) Синева начальнику 7-го Заневского отделения (ДН-7) о восстановлении Рябенко на работе(ЦГАИПД ф.1728 оп.1 д.164924/4 л.5) - требование зам.прокурора Октябрьской жел.дор. Генкина о высылке материалов, послуживших основанием к увольнению Рябенко для срочного исполнения резолюции нач.дороги тов.Синева о восстановлении Рябенко в прежней должности ((ЦГАИПД ф.1728 оп.1 д.164924/4 л.4) - справка о том, что Рябенко был исключен из членов профсоюза, но при предоставлении документов о социальном положении был восстановлен (ЦГАИПД ф.1728 оп.1 д.164924/5 л.15) - справка от 8.09.1935, подписанная нач.станции Сестрорецк (уже новым) о том, что Рябенко Владимир и Рябенко Евдокия работают на станции Сестрорецк в должности стрелочников и являются ударниками (ЦГАИПД ф.1728 оп.1 д.164924/4 л.3) - строки в автобиографии С.Т (ОктЖД), что "Рябенко восстановлен прокурором и начальником дороги обратно стрелочником на ту же станцию Сестрорецк, за вынужденный прогул 4 месяца ему выплачены деньги" Так что обвинение в том, что С.Т. выдвинул на звание ударника "чуждого элемента", видимо, обоснованным все-таки признать было нельзя.
Согласно данным сайта "Возвращенные имена", Рябенко Владимир Петрович, 1899 г.р., место проживания ст.Лисий Нос, Деловая ул, д.13, умер в марте 1942 года и похоронен на Горском кладбище. Почти наверняка это именно "наш" Рябенко. Но проблема с датой рождения. В 1934 году у Рябенко был производственный стаж 29 лет; работать он начал с 12 лет, значит, он должен быть примерно 1893 года рождения. Но ведь цифирка могла быть написана неразборчиво, и вместо 1893 в базе появился 1899. Хотя и со стажем могли быть расхождения - не 29 лет, как написано в газете, а 22 года, как было написано в документах при приеме его на работу.
Биография - Сестрорецк - обвинения - пункт 3 фигурант Богословский Павел Михайлович
С.Т. обвиняли и в покровительстве не только Рябенко, но и другим "чуждым элементам"
В газете "Сталинец" 20.02.1935 была напечатана заметка "Классовых врагов разоблачать решительно и беспощадно", где, в частности, было написано: "Вот Зайцев, бывший начальник станции Сестрорецк. Скрыв то, что он сын крупного помещика-кулака, Зайцев пробрался в ряды партии и окружил себя кулацким охвостьем. Стрелочником он устроил сына кулака Рябенко, а товарным кассиром - поповского сынка Богословского".
Богословский упоминается и в газете "Сигнал": 4.02.1935 в статье "Кулацкие сынки приютились на транспорте" сказано, что товарный кассир станции Сестрорецк - сын попа. Вообще же, если учесть общий заголовок "До конца разоблачить классового врага" и слова о том, что "это список можно продлить, если внимательно, глубоко изучить каждого работника и сорвать маску с лица классового врага", досталось тогда многим, а могло бы достаться почти каждому.
Ну а до этого Богословский тоже упоминался в газете "Сигнал", но исключительно с положительной стороны. Богословский был членом депутатской группы ("Сигнал", 27.111.1934), отмечено, что он работает в драмкружке и принимал участие в оформлении красного уголка ("Сигнал" 13.12.1934), активно занимается в кружке политучебы и "только он, недавно вступивший в группу сочувствующих, показал отличные знания, хорошо усвоил пройденную программу" ("Сигнал", 25.12.1934) Кроме того, он был "пред.произв.сектора МК" его подпись стоит в протоколе заседания комиссии о награждении Зайцева значком сталинского ударника. В общем, активный общественник.
С.Т. в своем заявлении "транспортному прокурору 7-го отдела Фин.уч" пишет, (ЦГАИПД ф.1728 оп.1 д.164924/5 л.10) что обвинения, выдвинутые против него в заметке "Классового врага разоблачать решительно и беспощадно", несправедливы, что Богословский работал товарным кассиром на Финляндском участке в течение 5 лет на станциях Белоостров и Левашово, и в Сесторецк перемещен еще до того, как С.Т. был назначен начальником станции.
А кроме того, в деле приводится справка из Грядского сельсовета Маловишерского района Ленобласти (ЦГАИПД ф.1728 оп.1 д.164924/5 л.9): "Дана Богословскому Павлу Михайловичу в том, что он в 1930 году отказался от отца и в настоящее время связи с ним не имеет" Есть в деле (ЦГАИПД ф.1728 оп.1 д.164924/5 л.26) и заявление Богословского о том, что он, еще будучи несовершеннолетним, связи с отцом не поддерживал, что он учился в советской школе, был в Осоавиахиме и вообще полностью советский человек.
По данным сайта ПамятьНарода, Богословский Павел Михайлович, 1912 года рождения, место рождения - Маловишерский район ст.Гряды, в одном из документов указано воинское звание лейтенант с пометкой "не уст", в другом - рядовой, член ВКПб, пропал без вести в августе (по другим данным в сентябре) 1941 года, жена Богословская Надежда Алексеевна пос.Комарово, Школьная 7 кв.10 (по другим данным В-Горский район с.Пахомовка)
В документах об исключении С.Т. из партии упоминаются и другие фамилии - причем именно фамилии, даже без инициалов. Все-таки я их здесь приведу, чтоб не потерять) Понятно, что начальник Октябрьской дороги Синев, начальник 7-го Заневского отделения Словинский и начальник политотдела 7-го Заневского отделения Савельев - это слишком большое начальство
Но вот более тесно связанные с С.Т. люди: парторг станции Сестрорецк Балашов председатель депутатской группы Пирожков председатель МК Фролов
Биография - Сестрорецк - попытка обжаловать исключение из партии
Исключение из партии было для С.Т. огромным ударом. "Считаю себя не заслуживающим такого убийственного наказания," - пишет он (ЦГАИПД ф.1728 оп.1 д.164924/1 л.4) И С.Т. пытался добиться восстановления в партии.
Вопросами привлечения к ответственности коммунистов, виновных в нарушении партийной этики, дисциплины, требований программы и устава, занималась Центральная Контрольная Комиссия (именно там рассматривалось дело коммунистов, которые вместе с С.Т. подписали ходатайство за его брата, о чем я писала раньше ) В 1934 году Центральная Контрольная Комиссия была преобразована в Комиссию партийного контроля (КПК). Непосредственно разбором персональных дел занимались Партколлегии КПК. Они создавались при уполномоченных КПК в республиках, краях и областях. Но железнодорожный транспорт был "важнейшей отраслью народного хозяйства", и структура парторганизаций там была не такой, как на других предприятиях. На железнодорожном транспорте были созданы политотделы, деятельность которых регулировалась Постановлением ЦК ВКПб от 10 июля 1933 года "О политотделах на железнодорожном транспорте" где, в частности, сказано: "Функции контрольных комиссий в отношении коммунистов-железнодорожников переходят в специально организуемые при политотделах Парткомиссии районов и дорог, назначаемые ЦКК ВКП(б)". В парткомиссиях также создавались партколлегии. Для большей оперативности при партколлегиях создавались парттройки, которые состояли из двух членов партколлегии и одного члена парткомиссии в порядке очередности. Соответственно делом С.Т. занималась первоначально партколлегия политотдела 7-ого отделения Октябрьской железной дороги. Вышестоящей была партколлегия Октябрьской железной дороги, ну а выше - только непосредственно КПК при ЦК ВКПб.
С.Т. был исключен из партии 2.02.1935 решением парттройки политотдела 7-ого отделения ОктЖД (ЦГАИПД ф.1728 оп.1 д.164924/1 л.3, в дальнейшем сокращенно /1 л.3). Решения контрольных комиссий вступало в силу только после утверждения его партийной организацией, и 16 февраля (возможно, раньше, дата стоит карандашом и не очень понятно, к чему относится) партком куста Белоостров исключение подтвердил (/1 л.1)
12.02.1935 С.Т. пишет заявление в Дорпаттройку (то есть в вышестоящую комиссию) с просьбой смягчить наказание, прилагая свою автобиографию и положительные характеристики (/1 л.4-14)
Но тут еще 20.02.35 появляется заметка "Классового врага разоблачать решительно и беспощадно" (фото в прошлом посте), где С.Т. фактически объявляется классовым врагом. И С.Т. 1.03.35 пишет заявление в прокуратуру ОктЖД: "Изложенное в этой статье является сплошной ложью... прошу Вас разобрать это дело по справедливости, за ложь и клевету виновных привлечь к ответственности". Это заявление вместе с сопроводительной запиской прокурора 7 участка Окт жд было направлено в политотдел для приобщения к делу Зайцева (/5 л.10-11, 14)
Партколлегия ОктЖД дело рассмотрела, и 11.03.1935 было решено: решение парттройки подтвердить, из партии исключить.
Тогда 15.03 С.Т. пишет заявление к КПК при ЦК ВКПб с просьбой пересмотреть решение Партколлегии ОктЖД (/5 л.13), прилагая документы, подтверждающие, что он не скрывал свое социальное происхождение. В частности, он прилагает характеристику, подписанную, видимо, его товарищами по работе на станции Ленинград-Пассажирский-Московский, в том числе Антоном Константиновичем Лавриновичем. Там, в частности, сказано: "Тов.Зайцев не скрывал своего социального происхождения. В 1931 году, когда ему было объявлено обкомом внушение за ходатайство брата, то этот вопрос обсуждался на партийном собрании, и его социальное происхождение" (/5 л.16) К сожалению, протокол именно этого собрания среди имеющихся в ЦГАИПД протоколов (ф.1252 оп.1 д.1-22) я не нашла. Кроме того, насколько я поняла, С.Т. хотел представить в КПК документы о своем вступлении в партию, чтобы можно было проверить, что он там писал о своем социальном происхождении. Но найти эти документы в результате всех партийно-железнодорожных реорганизаций оказалось не так-то легко, и к моменту разбора дела (а для разбора персональных дел "на местах" КПК организовывала "выездные парттройки") С.Т. эти документы получить не сумел, так что ему пришлось отправить их в КПК отдельно 15.04.35 (/3) По всей видимости, в момент разбора дела у членов КПК этих документов не было. В протоколе заседания парттройки стоят даты 7-15 апреля 1935, но в своем более позднем заявлении (/4 л.1) С.Т. называет дату 7.04.1935. Так или иначе, выездная парттройка КПК решение об исключении из партии подтвердила (/2 л.1)
Но С.Т. продолжает бороться. Как раз полностью восстановлен в правах Рябенко, он оказывается не врагом советской власти, а красным партизаном и ударником, и С.Т. повторно, уже 10.09.1935 пишет заявление в КПК при ЦК с просьбой повторно рассмотреть его дело, прилагая документы о восстановлении Рябенко и о разборе производственных дефектов, а также свои характеристики (/4 л.1-19) Документы эти отправляются в Москву в конверте - на фото (/4 л.20). Последняя надежда на председателя КПК тов.Ежова - того самого.
19.10 из КПК направляется письмо в партколлегию ОктЖД с предложением вновь рассмотреть дело Зайцева (/5 л.18) Насколько я понимаю, партколлегия приняла дело к рассмотрению, и выяснилось, что по второму и третьему пунктам обвинений (то есть о сокрытии нарушений и даче рекомендации Рябенко) С.Т. действительно не виноват. Но есть еще первый пункт - о социальном происхождении. И 20.12.1935 Партколлегия ОктЖД отправляет запрос секретарю Полоцкого РК ВКПб с просьбой срочно проверить имущественное положение Тимофея Зайцева (/5 л.19) 13.01.1936 из Полоцкого РК ВКПб в Партколлегию ОктЖД приходит ответ: "Полоцкий РК ВКПб сообщает: согласно данных материалов Булавского с/с гр-н Зайцев Тимофей уроженец д.Подозерье Булавского с/с имел следующее хозяйство: земли 60 га, коров 10 шт, пользовался постоянно наемной рабочей силой. В 1930 г раскулачен и выслан. Помощник секретаря Таранов" (количество десятин и коров во всех справках разное, в 1931 году указывалось 27 га , но все равно кулак)(/5 л.20)
25.01.1936 С.Т. получает повестку - прибыть 29.01.1936 на заседание Дорпарттройки для разбора дела (/5 л.21) И 29.01.1936 Дорпарттройка постановляет: "Ввиду того, что Зайцев скрыл свое соцпроисхождение - нет оснований к пересмотру, в ходатайстве отказать" (/5 л.24)
Все. Вроде добиваться пересмотра дела дальше было бесполезно. Но в своей автобиографии (ОктЖД л.24 об) С.Т. пишет: "Считая себя невиновным и действия ДПК несправедливыми я вторично подал в ЦПКК (так написано! видимо, имеется в виду КПК при ЦК) заявление о пересмотре моего дела." Дата стоит 20.04.1936 Возможно, в фондах КПК где-то можно найти это заявление и выяснить его (заявления) судьбу. Но факт тот, что в дальнейших анкетах С.Т. в графе "партийность" указано "беспартийный"
Что касается трудовой биографии С.Т., то с должности начальника станции Сестрорецк он был еще в конце февраля 1935 года переведен на должность начальника Финляндского вокзала (Старший помощник начальника станции по хозяйственной и коммерческой части). В аттестации от 15.03.1935 (ОктЖД л.21) сказано: "Будучи ДС станции Сестрорецк, проявил большую заботливость в отношении внешнего благоустройства станции и приведения в порядок стрелочного хозяйства, но технически-распорядительная работа станции оставалась неорганизованной... должной труддисциплины и своего авторитета на станции не создал... В своей работе больше склонен заниматься чисто хозяйственными вопросами. Административными качествами обладает средними. Исполнителен, но малоинициативен. По состоянию здоровья исполнять технико-распорядительную работу не может, поэтому целесообразно использовать в качестве начальника вокзала Л-д Пасс-Финл." Начальником Финляндского вокзала С.Т. проработал около года.
Видимо, ему хотелось вернуться на работу, связанную непосредственно с движением поездов. А для этого надо было доказать, что здоровье работать на такой должности позволяет. Во всяком случае, в его трудовом списке стоит штамп "Психо-физиологическое испытание проходил. Испытание по технич. коммерч. и телегр. выдержал".
И в 1936 году С.Т. был переведен на станцию Новый Порт ДСП (помощником начальника станции). В характеристике (ОктЖД л.44) сказано: "Тов.Зайцев как командир опытный, знает свое дело хорошо, дисциплинированный, старательный, но по возрасту лет в темпах работы отстает. Принимает участие в общественной жизни" На ст. Новый Порт С.Т. проработал 4 года. Документы, относящиеся к его работе в этой должности, мне доступны только в его личном деле, возможно, удастся найти что-то еще.
В феврале 1940 г. на станции произошло производственное нарушение, в котором, видимо, была вина С.Т., за что он и был наказан: "ДСП станции Н.Порт т.Зайцев за случай приема поезда на занятый путь 15.02.с.г (1940 год) с работы снят произв.тов.судом и общественностью станции он осужден с лишением право работать в течение одного года на работе связанной с движением поездов" (ОктЖД л.48) 26.02.40 С.Т. перемещается на должность балластного диспетчера - не очень представляю, что эта за должность.
А уже в августе С.Т. по личному заявлению переведен в финансовый отдел на должность контролера поездов. (есть книжка "Инструкция контролеру поездов финансового отдела дороги", изданная в 1939 году, так что можно будет узнать в подробностях, что входило в должностные обязанности С.Т.) В этой должности С.Т. и встретит войну.
Как я уже писала , в 1925 году С.Т. женился на моей бабушке, Анастасии Андреевне Василевской. Жили они по адресу Гончарная 11 кв.6.
В 1926 году у них родился сын Леонид (мой дядя). Жила семья, по всей видимости, хорошо, во всяком случае, как говорят списки налогоплательщиков, у Лени была няня, Косиченко Мария Трофимовна, 1889 года рождения (ЦГА ф.1963 оп.180 д.1279)
В 1930 году родилась дочь Рита (моя мама). Кроме того, в 1931 году С.Т. забрал к себе дочку своего раскулаченного брата Фиру . Но в декабре 1936 года она уже вышла замуж и уехала к месту службы мужа. Зато в квартире на Гончарной поселилась вся бабушкина родня.
Первой в 1931 году приехала теща С.Т., Василевская Дарья Ефимовна.
Честно говоря, не очень понятно, почему она приехала. Возможно, это было связано с тем, что в семье оказалось трое детей (Леня, Рита и Фира), одной зарплаты не хватало, и бабушке надо было идти работать (и в 1931 году она устроилась на работу), а кто-то ведь должен был "дом вести". До этого Дарья Ефимовна жила в Стайках с мужем, Василевским Андреем Захаровичем. Значит, получается, она оставила его в Стайках и приехала нянчить внуков. Но возможно, что к Андрею Захаровичу были применены какие-то репрессивные меры. Брат Андрея Захаровича был раскулачен, насколько я понимаю. Сам Андрей Захарович, согласно семейным преданиям, "работать в колхозе не захотел, дом свой отдал колхозу и приехал в Ленинград". Но приехал он в Ленинград только в 1936 году. Так что, вполне возможно, что как раз с 1931 по 1935 год он был выслан из родной деревни, а приехать в "режимный" Ленинград не мог. Ответ на этот вопрос надо искать в Невельском муниципальном архиве, куда я не решаюсь написать.
Андрей Захарович Василевский (тесть) приехал в Ленинград в 1936 году. Согласно семейным преданиям, он работал на заводе "Большевик" (это же пишет С.Т. в своем личном деле - ОктЖД л.40об), а потом у него случился инсульт и он получил инвалидность. В домовой книге (ф.7965 оп. 119 д.270) он уже указан как "пенсионер 2 группы".
В 1939 году приехал бабушкин брат, Василевский Петр Андреевич, который до этого жил в Новгороде, был арестован в 1938 году по 58 статье, но через год освобожден. Место работы его указано в домовой книге как "технорук Гортоп".
Сведений о Валерике, сыне Петра Андреевича, в домовой книге нет, а моя мама помнит, что он тоже жил у них. Насколько я понимаю, Валерик появился на Гончарной в 1938 году, когда Петр Андреевич был арестован и, как можно судить по материалам его дела (за которое огромное спасибо архивистам ФСБ!) оформил развод с женой.
Значит, жена, двое детей, теща, тесть, брат жены и его сын - вот такая семья была у С.Т. накануне войны.