⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Ершовы/Ершевы Удорской земли Все ЕРШОВЫ Яренского уезда Вологодской губернии,с середины 17в и до 20-х годов 20в, по моему глубокому убеждению,принадлежат одному роду.
|
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 8 9 10 11 12 * 13 14 15 16 ... 19 20 21 22 23 24 Вперед → Модераторы: N_Volga, Радомир |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3283 | http://www.agiks.ru/patterns/OC-25/current/udorskij.htm Туристско-рекриационный потенциал МО МР «Удорский» 1. Туристическая привлекательность МО МР «Удорский» Первые люди появились на территории современного Удорского района в III тысячелетии до н.э. Археологами в бассейне верхней Мезени обнаружены относящиеся к той эпохе поселение Кыстырью и стоянка Усогорск II. В XIII столетии берега Вашки начали заселять древние коми. А в конце XIV в., когда началась христианизация вычегодских коми, немалая часть тех, кто сохранил приверженность древним языческим богам, тоже ушли с берегов Вычегды на Вашку. К сожалению, о населении Удоры XIII–XV вв. мало что известно. Люди жили тогда на берегах Вашки, а на верхней Мезени располагались их охотничьи и рыболовные угодья. К древнейшим населенным пунктам Удоры принадлежат Вендинга, впервые упомянутая в исторических документах в 1490 г., и Важгорт (первое упоминание – 1495 г.). Известно, что в начале XVII в. существовали Пучкома, Ертом, Кривое, Коптюга и некоторые другие поселения. Удорцы – этническая группа коми-зырян, довольно долго жившая в изоляции, поэтому сформировавшая свой диалект коми языка, а также свои традиции. Удорская земля – богатый и живописный северный край, край песен и самобытного фольклора, который хранит глубокие тайны таких народных промыслов и ремёсел, как ткачество, вязание, вышивание, береста, художественная обработка дерева, плетение корзин из ивовых прутьев и сосновой лучины. Неотъемлемой частью культурного наследия района являются храмы. Имеется сложившийся праздничный календарь. В районе регулярно проводятся и собирают немало слушателей и зрителей Дни коми книги. Праздник проходит каждый год в различных населенных пунктах. В рамках праздника проводится выставка изделий декоративно-прикладных промыслов, выступление фольклорных коллективов района. В празднике принимают участие известные поэты и писатели Республики Коми. Довольно много проводится в районе и обрядовых календарных праздников. Район охватывает междуречье Вашки и Мезени. Ландшафт типичный для северного региона – огромные таежные массивы с разветвленной сетью малых рек и ручьев, воды которых собираются в крупные реки Вашка и Мезень. Всего в районе около 200 озер. Реки богаты семгой, миногой, нельмой, сигом, пелядью, хариусом, ельцом, язем, лещом, окунем, щукой. Во все времена главным богатством района являлись леса, их площадь составляет 87,5% площади всего района. На северо-востоке района простираются склоны Тиманского Кряжа (Четласского Камня). В районе разработана своя муниципальная программа развития туризма. Необходимо отметить, что программа мероприятий по развитию туризма в Удорском районе уже начала работать. И первыми действенными шагами можно считать сбор информационной базы и разработку маршрутов. Для начала становления туризма на сегодня разработано пять туристических маршрутов. Из них четыре автомобильно-пешеходных тура «Корабельная чаща», «Иоаникиева келья», «Четласский камень», «Северная деревня» и один автомобильно-лодочный маршрут по реке Йирва. В туристических целях предполагается использовать старинную коми деревню Патраково – поселение, основанное в конце 16 века. Рядом с деревней расположено уникальное соленое озеро, родники с целебной водой, есть все возможности для организации охоты и рыбалки, сбора дикоросов. Возможные направления развития туризма на территории МО МР «Удорский». Туристические ресурсы района позволяют развивать ряд туристических направлений, которые условно можно разделить на 2 группы: 1- так называемая «красная группа» - это туристические направления, которые возможно продвигать (при создании соответствующей инфраструктуры) на окружном, всероссийском и международном уровне: - этнография, история, краеведение; - хобби-туры – охота, рыбная ловля, сбор дикоросов. - агротуризм (ностальгический и этнопознавательный сельский туризм); 2 – «синяя группа» - это туристические направления, развитие которых будет перспективно на региональном, муниципальном уровне: - спортивно-познавательный водный туризм для групп школьников, семейных групп; - спортивно-познавательный пеший, лыжный велосипедный туризм для молодежи. 2. Государственное регулирование туристской отрасли В 2007 г. была разработана программа развития туризма муниципального района «Удорский». Программа имеет подпрограмму «Сохранение, возрождение и развитие декоративно-прикладных промыслов в Удорском районе на 2007-2011 годы» Программа направлена на создание конкурентно-способного туристического комплекса, способного удовлетворить потребности туристов в разнообразных туристических услугах. Цель программы Обеспечение становления туризма и развитие декоративно-прикладных промыслов как разновидностей рентабельного бизнеса Задачи программы - Изучение и информационная систематизация, практическое использование ресурсов района туристической направленности - Организационное оформление мероприятий по их исследованию и использованию - Учёт, подготовка и повышение квалификации кадров в сфере туризма и декоративно-прикладных промыслов 1 этап:2007-2008 г. - Разработка и реализация системы программных мероприятий; - Рекламно-информационное обеспечение; - Кадровое обеспечение; - Развитие материальной базы в рамках реконструкции и строительства туристических объектов в зонах наибольшего благоприятствования развитию туризма; - Проведение полной инвентаризации природных, исторических, культурных памятников с целью создания полного каталога туристических объектов - Разработка туристических маршрутов и рекламы туристического потенциала района 2 этап: 2008-2011 г. - Работа по модернизации материальной базы; - Строительство новых объектов средств размещения и туристической инфраструктуры; - Развёртывание широкомасштабной рекламной кампании по продвижению местного туристического продукта на внутреннем рынке, интеграцию Удорского района в систему российского туристического рынка. 3. Туристическая инфраструктура Сеть объектов туристической инфраструктуры не развита. Функционирует 1 туристическая база ООО «Перекат» на кордоне «Таёжный», владелец Аброшитов С.А. (сот. тел. 799- 009). Ведется строительство туристической базы ООО «Удорач». Имеется 3 гостиницы, 8 предприятий общественного питания, 1 музей, Дом народного творчества, Центр культуры и досуга, 11 домов культуры. |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3283 | http://www.gazeta-respublika.ru/article.php/36708 Черты и резы на днищах и боках / Надежда Багаева собрала у жителей Удоры 150 родовых знаков Вера Харламова демонстрирует грабли с родовым знаком. Жительница деревни Разгорт 85-летняя Екатерина Александровна Палкина выводит знак своего рода. В газете «Республика» уже сообщалось, что десять объектов нематериального культурного наследия из нашей республики, имеющих огромную духовную ценность, включены в специально созданный российский реестр. Это, в частности, подразумевает, что в дальнейшем они могут быть взяты под защиту ЮНЕСКО. В число сокровищ, дошедших до наших дней, вошли и коми родовые знаки – пасы. Коллекцию этих уникальных древних символов, до сих пор остающихся в ходу среди жителей Удорского района, собрала Надежда Багаева, директор районного Национального музея. Надо сразу заметить, что Надежда Багаева – не единственный энтузиаст, собиратель и исследователь родовых пасов. Уже много лет «р\двуж пас» изучает известный в республике краевед из Корткероса Людмила Королева, собравшая огромную (больше тысячи) коллекцию уникальных символов. Подавляющее большинство родовых знаков, зафиксированных Людмилой Николаевной, принадлежит семьям, издавна обжившим берега Вычегды и ее притоков. Другие же районы Коми долгое время оставались вне зоны внимания исследователей. Ученые такой работой почему-то не занимаются. Других же энтузиастов, кроме Королевой, в республике не было. Пока ей, а по большому счету исторической науке, не подставила плечо Надежда Багаева. Надежда Михайловна на Удоре человек известный. Она трудилась в администрации района, много лет возглавляла районное представительство общественного движения «Коми войтыр». Активная, энергичная женщина вдохнула жизнь и в районный краеведческий музей, когда пришла работать сюда. На новом поприще начала с того, что решила поменять стандартное, обезличенное название учреждения, призванного собирать, беречь духовное и материальное богатство Удоры. Уже вскоре районный музей носил название, отвечающее его сути: национальный. Громкое, многообещающее название требовало новых идей, начинаний, масштабных акций. Что-то натужно выдумывать, долго ломать голову не пришлось. Жительница села Буткан Елизавета Михайловна Шабанова собрала родовые знаки 12 семей – своих односельчан. Скопировав их, Надежда Михайловна, тоже коренная удорчанка, добавила к ним свой, а сотрудница музея Вера Николаевна Харламова, землячка Багаевой (они обе с Мезени), без труда вывела знак своего рода. Эта коллекция и положила начало поиску того, что некоторыми учеными уже в советский период считалось полностью забытым, утраченным, не подлежащим восстановлению. Вскоре сотрудники музея подготовили обращение в райсовет ветеранов, в администрации сельских поселений, обратились к жителям Удоры через районную газету. Смысл всех просьб сводился к одному: вспомнить и вывести знак своего рода, передать его изображение в Национальный музей в Кослане. «Приставали» с расспросами и к посетителям музея, особенно к пожилым людям, членам здешнего клуба «Надежда». Этот интерес побудил волну ответного интереса. С оказией, по почте, даже по телефону люди стали передавать, приносить, описывать то, что на протяжении веков служило отличительной особенностью их рода, подчеркивало его индивидуальность, содержало в себе спрессованную информацию. Одним словом – подлинное богатство. Некоторые из информантов Надежды Багаевой смогли с помощью пасов обозначить и показать даже свое родословие. Например, дед «подписывался» двумя горизонтальными полосами. Его старший сын добавлял к ним перпендикулярную палочку, а два других сына свои линии-пасы обозначали с правой и левой стороны. Получался замысловатый «иероглиф», который тем не менее в округе, где проживала семья, мог расшифровать каждый. На некоторых знаках владельческие палочки и закорючки имелись от четырех, а то и пяти поколений одного рода. Такие пасы столетиями лучше любых указателей обозначали лесные охотничьи угодья удорчан. Ими же «штамповали» лодки, различную утварь, рыболовецкое и промысловое снаряжение. Пасы заменяли запоры, засовы, замки. Хотя среди коми раньше не было распространено воровства, но родовой знак, нанесенный на вещь, еще раз подчеркивал, что она принадлежит другому человеку. Кстати, не эти ли черты и резы, почти всегда оставленные на дереве, дали название «родословное древо»? За этими на первый взгляд простыми, незамысловатыми линиями и закорючками спрятана не только разнообразная информация, но и философия. Не случайно, по мнению некоторых ученых, на них опирался, составляя зырянскую азбуку, просветитель Коми края Стефан Пермский. Собирая эти отголоски старины глубокой, Надежда Багаева поняла: необходимо зафиксировать не только символику, но и записывать рассказы людей, дорожащих знаком своего рода, узнать историю их предков, родовых домов, сел, деревень. Короче, описать весь миропорядок жизни, в котором важное место занимали и пасы. Итоги, пусть пока еще только промежуточные, впечатляют. Надежде Багаевой удалось составить банк данных, включающий почти 150 родовых знаков. «Из Муфтюги – 20, Ертома – 19, Важгорта – 11, Макарыба – 9», – перечисляет она населенные пункты и владельческие пометы, чья жизнестойкость вызывает удивление. Надежда Михайловна говорит, что среди прочих удалось увидеть и зарисовать один нетрадиционный знак – в форме звезды. С улыбкой признается, что с недавних пор излюбленным местом ее поисков стали чердаки и подвалы заброшенных домов. Любую деревянную утварь она непременно перевернет вверх дном и обязательно поглядит по бокам: вдруг пальцы нащупают вырезанные ножом палочки и закорючки – символ чьего-нибудь рода? Только в фондах Национального музея в Кослане в ходе такой необычной инвентаризации с пристальным интересом к днищам и бокам старой утвари удалось выявить двадцать родовых знаков. Сейчас это сокровище Удоры пребывает в папках. Надежда Багаева, как сумела, классифицировала собрание, каждый знак записала на отдельную карточку. Все, кто знакомится с уникальной коллекцией, в один голос предлагают Надежде Михайловне ее издать. Ведь ничего подобного до сих пор в Коми не выпускалось. Она и сама мечтает об этом. Два года подряд проект по оцифровке и изданию родовых знаков Удоры отправляла в Министерство нацполитики РК на проводимый грантовый конкурс. Но оба раза безрезультатно. Из газет узнала, что родовые знаки включены теперь и в российский реестр нематериального культурного наследия. Но почему такая высокая оценка этого пласта истории республики не оборачивается никакой поддержкой тех, кто бережет, собирает, пропагандирует национальное достояние? Вопросы, которые, увы, пока остаются без ответа. Между тем у Надежды Багаевой, ее коллег и помощников активно воплощается в жизнь новая интересная идея. Они взялись воссоздать панораму села Кослан, какой она открывалась с противоположного берега реки Мезени 50 и более лет назад. За последние годы райцентр Удоры сильно изменился, на береговой террасе уже почти не осталось старых домов, исчезают колодцы, амбары, улочки... «Новое должно приходить на место старого. Но часто бывает, не увидишь на привычном месте вековой дом или его ровесницу – раскидистую лиственницу, и что-то защемит внутри», – признается Надежда Михайловна. Точно такие же чувства испытывают и другие ее земляки. Узнав о новом проекте Национального музея, стали приносить сюда ворохи старых фотокарточек, на которых запечатлен Кослан в 70-е, в 50-е, в 30-е годы. «Центральную часть села такой, какой она выглядела раньше, мы воссоздали уже полностью, – рассказывает директор музея. – А когда восстановим всю панораму – сделаем выставку. Ведь это так увлекательно, заглянуть не только вперед, но и оглянуться в прошлое». Анна СИВКОВА. Удорский район |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3283 | Ертомская волость: 1. Вендинга 2. Георгиевская 3. Ертом 4. Жуковская 5. Ибская 6. Коздгинская 7. Кортувская 8. Крестовская 9. Гузнюрдская 10. Лоптюгинская 11. Лязювская 12. Мыткинская |
marfida Новичок Сообщений: 5 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 4 | Родовые знаки, видимо ставились из-за безграмотности. Например,мой прапрадед в 1849 году смастеривший зыбку для своего первенца, подписался и поставил дату. Такую же зыбку видела в этнографическом музее, мастер, изготовивший ее вместо подписи поставил свой родовой знак. |
marfida Новичок Сообщений: 5 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 4 | "...а главное - черная жирная плодоносная земля. " Земля-то как раз и не была плодоносной. В писцовой книге 1608г. записано: "пашни паханые худые земли 8 чети с полу осьминою в поле, а в дву по тому ж; сена 110 копен.." Север как никак да и удобрений тогда не было. Кормились лесом, да рекой. ![]() |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3283 | http://koslan-musej.ucoz.ru/index/vazhgort/0-20 ВАЖГОРТ - село на правом берегу р. Вашки, центр с/а, в 147 км от райцентра, Удорский р-н. Коми поселились на Вашке в XIII-XIV вв. Летопись связывает одну из волн переселений с распространением в Коми крае христианства. Когда на Вычегду пришел монах Стефан и начал борьбу с древними языческими верованиями местного населения, то многие коми, не желавшие принимать новую религию, переселились на Вашку: «А непохотел кто к святой вере быти, отиде (ущли) теи на Удору... с жоны и детьми свои», - повествует летопись. Вероятно, одним из первых населенных пунктов был Важгорт. На это указывает само его название: «важ горт», т.е. «старый дом», «старый населенный пункт». Самое раннее известие о Важгорте относится к гораздо более позднему периоду - концу XV столетия. В жалованной грамоте великого князя Ивана III (1490 год) есть такая фраза: «На Удоре три пустоши земли, что отнял владычен слуга... у Митки Гридина сына да дал попу Ивану Никольскому (т.е. служителю церкви святого Николая) на Удоре». Так как, согласно материалам XVI-XVII вв., такая церковь существовала только в Важгорте, можно считать, что в грамоте 1490 речь идет именно о попе, служившем в Важгортской церкви. Следовательно, Важгорт существовал в 1490 Более подробные сведения о Важгорте есть в дозорной книге 1608 В ней написано: «Погост Важгорта. А на погосте церковь Воскресения Христова... да церковь Николы Чудотворца». В погосте насчитывалось 4 церковных и 37 крестьянских дв. Фамилии большинства жителей не названы, указана лишь одна фамилия - Буторов (Бутырев): «Во дворе Гришка да Митька да Иванка Буторовы». Шесть из 37 крестьянских дв. были пусты: «дв. пуст Ивашка Яковлева (Яковлев - отчество), ходит по дворам (т.е. разорился)», «дв. пуст Тимошки Степанова, сшел безвестно в 1602 году», «дв. пуст Алешки Ерофеева, умер в 1602 году», «дв. пуст Павлика Иванова, збежал на Двину во 1602 году» и т.д. 1602 год неслучайно постоянно упоминается в дозорной книге: тогда на Удоре (как, впрочем, и по всему Коми краю да и во всем Русском государстве) из-за тяжелейших двухлетних неурожаев начался страшный голод. В начале XVII в. Важгорт являлся центром волости, в которую входили еще 9 селений. В середине XVII в. в Важгорте насчитывалось 64 дв. Это был один из крупнейших в Коми крае населенных пунктов. Но люди жили лишь в 42 дворах, 22 дв. были пусты. Причиной запустения стали неурожаи 1630-1640-х годов. Они вызвали голод и привели к гибели или бегству жителей: «дв. пуст Ивашка Ондреева сына Дроздова, а он умер во 1633 году, жены и детей не осталось», «дв. пуст Федотка Федорова сына, а он сшел в Сибирь во 1641 году» и т.д. По-прежнему почти все жители перечислены в документе только по именам и отчествам. Названы по фамилии только Дроздов, Гужев и Мальцов. Вместе с Бутыревым это самые древние важгортские фамилии. В переписной книге 1678 появились и другие фамилии: Старцов, Черноусов, Попов, Крошихин, Климентьев, Шибунин, Васютов и Ракин. Всего во II половине XVII столетия в Важгорте насчитывалось 58 дв. 20 из них были пусты: «дв. пуст Мишки Крошихина, сшел на Пинегу и постригся в монастырь, у него сын Фадейко 10 лет, кормитца христовым имянем, а пашни у него нет», «дв. пуст Аверчки Семенова сына Попова, а ныне он живет на Мезени, а пашня его лежит пуста», «дв. пуст Ларки Шибунина, сшел кормитца з женою и з детьми, а где живет, про то неведомо»... В 1719 в Важгорте насчитывался 51 дв. Появились следующие новые фамилии жителей: Доронкин, Мышев, Макрюков, Амосов, Томилов, Сухоев, Черногудов, Денисов, Быков, Карманов, Лукин, Бубнов, Жуков, Канеев, Королев, Сужев, Игушев, Плаксин, Кулаков. В последующее время население Важгорта не увеличилось. В 1873 здесь было 48 дв., 302 жителя. В XIX в. Важгорт стал селом и центром более обширной волости. Теперь в нее входили все населенные пункты, расположенные на Вашке в пределах Коми края (территория нынешних ЁртомскогоПучкомского и других сельсоветов, Благоевского и других поссоветов). В селе размещалась почтовая станция, в 1841 открыли школу, преобразованную в 1860 в училище, а в 1866 - в церковно-приходскую школу с 3 отделениями. В 1869 в школе учились 12 мальчиков, в 1875 - 17 мальчиков и 3 девочки, в 1884 - 37 мальчиков и 6 девочек. «Вологодские епархиальные ведомости» в 1895 писали, что местная школа принадлежит к числу «наиболее выдающихся в учебном и воспитательном отношении», а школьное помещение одно из лучших в Яренском уезде. В селе в 1885 имелось 6 торговых лавок. Ежегодно с 6 по 18 января в Важгорте проводилась ярмарка, на которую съезжались люди со всего Коми края и даже из-за его пределов. Основным товаром на ней были продукты охотничьего промысла и рыба. В 1900 в селе открылась библиотека, в 1904 - временные детские ясли, в 1906 - двухклассное училище, где обучались дети из нескольких селений, в 1909 - больница. Жители занимались земледелием (сеяли рожь, ячмень, лен, выращивали капусту, с XIX в. - картофель), животноводством (держали лошадей, крупный рогатый скот, оленей, овец); была развита охота на боровую дичь и пушных зверей, рыболовство (ловили, в основном, семгу), из отхожих промыслов получила распространение возка леса, а также коновальство, изготовление валенок, чеботарство, портняжничество. В 1918 в Важгорте было 124 дв., 536 жителей, в 1926 - 139 дв., 598 жителей (280 муж., 318 жен.). В 1930 в селе имелись начальная школа, школа крестьянской молодежи, изба-читальня, приемный покой, сельская больница, агропункт, ветеринарный пункт, пароходная стоянка, школа политграмоты (открыта в 1924 ), участок милиции, потребительское общество, кредитное товарищество (возникло в середине 20-х ), агентство госторга, комитет крестьянской общественной взаимопомощи. Созданный здесь колхоз назывался «Партизан» (в январе 1968 он и еще 7 колхозов нижней Вашки стали базой для создания совхоза «Вашкинский»). В 1932 введена в эксплуатацию участковая больница. В 1933 открылась школа-семилетка, преобразованная в среднюю в 1952 В 1943 открыли детдомВ 1970 в Важгорте было 783 жителя, в 1979 - 872 жителя. К 1989 численность населения сократилась до 752 чел. (356 муж., 396 жен., коми). В 1992 в селе жили 714 чел., в 1995 - 647 чел. в 259 хозяйствах. Название происходит от коми слов важ (старый) и горт (дом), означает «старый дом». «старое селение». БОЛЬШИЕ ЧИРКИ (ЧИРК) - деревня на левом берегу р. Вашки, Важгортская с/а, в 23 км от центра с/а, Удорский р-н. Впервые упомянута в дозорной книге 1608: д. Чирка, 11 дв. В 1646 здесь было 29 дв. (в т.ч. 12 пустых - их владельцы во время голода умерли или ушли в Сибирь), один из обитателей носил прозвище Козица, фамилии других неизвестны. В 1678 в деревне насчитывалось 23 дв. (из них 11 пустых - 2 семьи, "покиня пашню, сошли кормитца... на Вычегду”, 1 чел. - на Сысолу, четверо ушли "безвестно”, остальные умерли), в документе названа только 1 фамилия - Беляев. В 1719 в Чирках было 28 дв., их обитатели носили фамилии Беляев, Титов, Гурьев, Максимов, Сидоров. В 1747 здесь жили 80 мужчин (о женщинах нет данных). В 1859 в деревне насчитывалось 17 дв., 85 чел. (33 муж., 52 жен.). В 1870-80-хх появилась земская почтовая станция, в 1898 здесь открылась школа грамоты, в 1911 - земское начальное училище. В 1916 в д. Чирской Большой имелась часовня, 33 дв. Их обитатели сеяли рожь, ячмень, сажали картофель (с середины XIX в.), охотились, занимались рубкой и возкой леса. В 1926 здесь было 36 дв., 150 жителей (70 муж., 80 жен.). В 1930 в деревне располагались пароходная стоянка и красный уголок. В 1939 в д. Большой Чирк было 162 жителя (71 муж., 91 жен.); в 1970 - 144 жителя; в 1979 - 91 житель; в 1989 - 42 жителя (22 муж., 20 жен.); в 1995 - 31 житель в 18 хозяйствах. Название происходит от коми слова КРИВОЕ (КÖДЖ) - деревня на правом берегу р. Вашки, Важгортская с/а, в 6 км от центра сс., Удорский р-н. Одно из древнейших селений на Удоре. В дозорной книге 1608 - погост Кривой Наволок, 31 жилой и 2 пустых дв.; один из владельцев последних умер, другой "сшел безвестно" в 1592, следовательно, в том году селение уже существовало. Жители пахали землю (почвы были малоплодородные, "худые"), держали скот. Огромную роль в хозяйстве играла охота; особенно активно добывали пушных зверей - в документе отмечены 90 слопцов (ловушек) и 85 "плашек горностайных". Кривой Наволок являлся центром небольшой волости, в которую входило еще поселение Шеяса, в 1608 запустевшее ("пашни лесом поросли"). К 1646 в погосте (вошедшем в состав Важгортской вол.) построили деревянную часовню Прокопия Праведного, здесь насчитывалось 52 дв., 20 из них были пусты, их обитатели умерли от голода в 1632-1645 или ушли в Сибирь. Известны только 2 фамилии местного населения - Чукомин и Астафьев. В 1678 Кривой Наволок являлся уже деревней, где имелось 34 жилых и 11 пустых дв. Жители последних ушли "от хлебного недорода" в различные регионы - кто в Сибирь, кто "безвестно"; К.М.Чукомин и Ф.Дьяков, переселились на Вычегду, Ф.К.Федчин - на Сысолу. Кроме вышеназванных, обитатели деревни в 1678 имели фамилии Юдин, Крюков, Худяков, Соров, Чичеев, Бродыгин, Люсев, Фомин, Белков. В 1719 в деревне было 34 дв. В 1747 здесь жили 176 мужчин (о женщинах нет данных). В XVIII в. в Кривонаволоцкой построили деревянную часовню Параскевы-Пятницы. В 1873 здесь насчитывалось 26 дв., 163 жителя. В середине XIX в. в деревне действовал торжок. В 1893 открылась школа грамоты, в начале XX в. - библиотека. В 1916 в Кривонаволоцкой имелось 56 дв., часовня, школа, кузница; жители занимались земледелием (выращивали рожь, ячмень, лен, картофель), животноводством, охотой, подрабатывали на рубке, выгонке и возке леса, извозе, коновальстве. В 1926 в деревне насчитывалось 74 дв., 343 жителя (164 муж., 179 жен.). В 1930 в селении имелись школа и красный уголок. В 60-80-е численность населения деревни сокращалась. В 1970 здесь жили 289 чел.; в 1989 - 200 чел. (89 муж., 111 жен., коми); в 1992 - также 200 чел.; в 1995 - 237 чел. в 75 дворах. И. Жеребцов «Где ты живешь». |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3283 | Работая с оцифрованным фондом коллекции метрических книг, в свободное время заглядываю в чужие документы закаченные впрок, в надежде обнаружить свою волость. вот и сегодня заглянул и увидел МК по Ертомской Троицкой церкви за 1904 г. Не устоял и выписал своих Ершовых. 2 / 2 февраля. Евдокия. Дер. Лязювской кр-н Дмитрий Павлович Ершов и законная жена его Ирина Савватиева оба православные. Св-к Александр Баклановский Пс-к Артем Попов Вос-к дер. Кортувской кр-н Алексей Петров Пантелеев и дер. Лязювской солдата Андрея Павлова Ершова жена Анна Федорова. 26/26 июля. Параскеева. Уволенный в запас рядовой Иоанн Иоанов Ершов и законная жена его Мария Петрова оба православные Вос-к села Ертомского кр-а Петра Алексеева ? Качина, дочь девица Мария. 9/10 октября. Дер. Лязовской кр-н Георгий Савватиев Ершов и законная жена его Марья Семенова оба православные. Вос-к дер. Лязювской кр-н Федор Матвеев Ершов. Об умерших: 14/16 февраля дер. Лязювской кр-а Иоана Васильева Ершова дочь Александра 1 год от кашля. 11/13 октября дер. Лязювской кр-н Павел Исидоров Ершов 77 лет от старости. |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3283 | http://sbiblio.com/biblio/archive/bahrushin_ost/05.aspx Владения кодских князей были закреплены за ними московскими государями. Права Алачевых на эти владения имели, как мы видели, корни в глубокой древности. Кода была их „родствен*ной вотчиной", кодские остяки — их „вотчтинными остяками". Эти права утверждались на идее священного происхождения их власти: в семье князя Игичея хранился фетиш — .палтыш-болван, чем он княжил и кодскими остяками владел" 3 . С присоединением к Москве кодские князья попадали в положение вассалов русского царя, от которого получали обратно свою .вотчину* уже на основах пожалования; они, по выражению одной челобитной, „твоим царским жалованьем в Сибирской украйне Кодскою вотчиною и с ясачными людьми пожалованы". „Я владею теми родственными вотчинами но твоей государеве грамоте", — заявлял князь Михаил. Точно так же и „старинные, вотчинные** остяки кодских княвей должны быть ям послушны и платить им ясак и поминки „по государеву указу, по жалованой грамоте* 4 . Всецело на основе пожалования владели Алачевы присоединенными к их вотчинам волостями в соседних уездах Игичею, кроме того, было пожаловано в пожизненное владение поместье на Руси—волость Лена на Выми . Все эти новые земли были пожалованы .за службу в Сибирской земле". Окончательно покончило московское правительство с Кодою в 1643 г. Оно воспользовалось жалобами остяков на притеснения князя Дмитрия и доносами на него в неправославии, „невмести- мом богомерзком духовном деле". Хотя обвинения не оправдались, нужен был только предлог: вместе с матерью и бабкою старухою Анною он был вызван в Москву „и с того времени... в Коду не отпущен"-. В Москве он был щедро пожалован, записан в москов- ские дворяне с окладом в 1000 четей и 100 рублей, засыпан по- дарками. Вместо Коды он получил вотчину на Вычегде—"волость зовомою Лену, близ Еренского городка, принадлежавшую некогда его деду Игичею. Очевидно, низложение последнего кодского князя было вызвано соображениями фискального характера и отнюдь не рассматривалось как кара за преступление. Позднее мы встречаем князя Дмитрия Алачева при исполнении почетных дворцовых служб. Он, впрочем, прожил недолго в почетном плену, и когда, в октябре 1649 г., скончалась его бабка княгиня Анна, то вся старшая линия князей Алачевых пресеклась, их „роду и племени, никого не осталось" а . Одновременно решена была судьба и другой линии княже- ского рода — Онжиных-Юрьевых: в 1644 г. князю Петру Микифо- рову, правнуку Онжи-Юрьева, было предписано „государеву службу служить в Тобольске" и давать ему, его матери и людям государево денежное и хлебное жалованье, а вотчина его была отписана на государя и положена в ясак \ Сибирскии Приказ, ст. № 27 Таким образом на местах в XVII в. сохранились обломки быв- шей династии. В своей среде мурзы продолжали и под русским владычеством выбирать своих князей; так, мы видели, что в Таба- ринской волости в 1598 г. был избран мурзами и сотниками „на княженье" Боча-мурза. Избрание лишь косвенно было санкцио- нировано русским правительством: по случаю своего избрания новый князь государю челом ударил сороком соболей Наряду с избранием действовало и наследственное право: мурза Исуп, как сказано, был сыном князя Чсгыря, Ортюга был родным сыном последнего независимого кондинского князя Агая; наряду с ним и Емельдяшем упоминаются также их сыновья. Мурзы имели боль- шое значение в Пелымском уезде; с ними сносились воеводы отно- сительно ясака, посылали им подарки: лошадей, сукна, за что они, с своей стороны, отдаривали мягкой рухлядью Но в Конде над всеми местными мурзами, принадлежавшими к княжескому роду, долгое время продолжали стоять находившиеся в русском плену представители старшей княжеской линии, почитавшиеся прямыми наследниками древних князей. В их руках еще в царствование Михаила Федоровича продолжала сохраняться не только в идее, но и в действительности суверенная власть над Кондою, хотя они и жили в почетном плену на московской службе. = Потому как, сохранилось устное предание, что род моего отчима принадлежал к древнему роду по прозвищу Емельгаш и зародился на землях Кодского князя Алычева, получившего землю на Вычегде ," волость зовуемую Лену близ Еренского городка", необходимо рассмотреть версию туземного , вогульского, княжеских линий, одного из боковых ветвей дома Алачеевых. |
iKazak Начинающий Сообщений: 48 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 16 | Хочу поделиться данными по моим предкам Ершовым или Ершевым - они из Двинского уезда местечко между Холмогорами и Архангельском. Самый первый источник, который есть у меня писцовая книга 1622 года, там уже есть 2 семьи Ершовых. Есть скан этих листов. |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3283 | http://ysharipov.ru/ru/russkiy...189-g.html Переписная книга Шенкурской чети Важского уезда 7189 г СПб ИИ РАН колл.115. ед.хр.312 Копия с писцовой приправочной книги 7189 года писца стольника и воеводы Калины Григорьевича Благово да подъячего с приписью Петра Тютчева Важескаго уезду Шенкурской чети Л. 159 деревня Федоровская и Ершева то ж на реке на Ваге. = Если есть деревня, значит были первопоселенцы, которые носили прозвище или фамилию Ершев? |
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 8 9 10 11 12 * 13 14 15 16 ... 19 20 21 22 23 24 Вперед → Модераторы: N_Volga, Радомир |
Генеалогический форум » Фамильные темы » Поиск предков, родичей и/или однофамильцев » Е - Ё » Ен - Ет » Ершовы/Ершевы Удорской земли [тема №41783] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |