Дрозд
Общая тема.
Дрозд Дмитрий | Наверх ##
28 сентября 2006 23:51 12 октября 2007 19:17вот и прошел долгожданный АРХИВНЫЙ день. я получил для себя важные ответы: 1. До сих пор стоял вопрос, где все-таки жили мои предки дворяне Ярошевичи. В брачном обыске моей прпрабабки место рождения указано неразборчиво - я прочел его как Германово или Германовка - но ни в одном географическом указателе не сомг найти этого населенного пункта - а продолжать поиски не зная этой информации практически невозможно. И вот сегодня в одном деле я встретил запись о Ярошевичах из Германово. Все-таки, Германово прихода Минского Свято-Троицкого костела. Третий документ подтвердил мне то, что я сам давно знал - но никак не мог найти документальных подтверждений - мои предки жили в деревне Семково Минского уезда. Просматривая ревизские сказки - я не нашел их фамилии. И вот я нашел в конторе нотариуса дело о жалобе крест. Лисицкого о взыскании с него денег в пользу крест. Высоцкого - и это было дело об одном моем предке. правда не по прямой линии - скорее всего это родной брат моего прадеда. Вот такие приятные для меня новости. в списках однодворцев Слуцкого уезда видел неутвержденных в дворянстве Мохартов. Может мои, может нет - но все-равно приятно. | | |
Дрозд Дмитрий | Наверх ##
3 октября 2006 13:42 3 октября 2006 13:47Лена Карта у меня всей Беларуси - очень подробнвя - геншаба. Так что если нужен какой другой регион - обращайся. просмотрел я только три метрики: 957 / 8, 10, 13 - одно из этих дел я смотрел не очень внимательно - так как там только Каменский и, кажется, Раковский костелы - мне не очень-то они нужны. Для нас с тобой оказались очень полезными именно Минские костелы - Свято-Троицкий, Кальварийский и Мариинский. Вот там мы и нашли основную массу людей. Нужно узнать, где еще есть именно эти костелы. В Кальварийском - как ты помнишь были списки - что было очень удобно. Но как мне кажется, метрик Минских костелов совсем мало. Если верить тому, что на сайте - их вообще можно по пальцам пересчитать: Минский 1701-1799, 1827-1839, 1835-1845 937 /4 4 1834-1841 957 /1 2 1836-1838, 1859 741 ? 1838,1870 937 /2 2 1893 957 /1 1
Если ты сможешь - выясни, пожалуйста. Я заказал на четверг описи - будем искать. Всем хороши католические метрики - кроме одного - нет отчеств! | | |
Helena Минск Сообщений: 2513 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2417 | Наверх ##
3 октября 2006 21:52 с отчествами осторожнее, если совпадает - еще не значит, что можно [q] объединить всех родных братьев и сестер[/q]
В ревизии 1842 года есть два Теодора Григорьева Жаврида, только одному 14 лет, а другому 67. А в метрических книгах как ты их различишь, если они, например, указаны в восприемниках... По поводу сословия невесты: в 9 из 10 случаев совпадает с сословием жениха. У меня пока все невесты однодворцев сами из однодворцев, хотя не факт, конечно... | | |
Дрозд Дмитрий | Наверх ##
8 октября 2006 14:32спасибо БелоРус, а Вы какие еще метрики изучаете? каких церквей? Мои предки приблизительно так по церквям "рассортированы": 1. Дрозд, Ярошевич, Шиманский, - Минский Екатериновский собор, Тарасовская церковь, Хмаро-Городецкая (это в Семковом городке - иногда пишут просто Городоксакая или Городецкая) В Хмаро-Городецкой встречаются и Высоцкие. Ярошевичи встречаются в Минском Злато-Горском костеле. 2. Малиновский, Мандрики - Прилукская, Винцковская. 3. Мохарты, Синицкие - Загальская, Лясковическиая. Предположительно, Глуский костел. | | |
БелоРус Вена Сообщений: 355 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 25
| Наверх ##
9 октября 2006 6:00 В настоящее время я просматриваю микрофильмы с метрическими книгами Вилейского уезда за 1799-1842 гг. Так получилось, что на пленке оказались дела нескольких церквей Минского и Бобруйского уездов.
Меня в принципе интересуют две фамилии: Змеевские и Побединские, а также в какой-то мере Шишко, как первый муж моей прабабушки. --- С уважением, БелоРус
Ищу: Костром./Иванов. - Тарбеевы, Ражевы, Чистяковы, Шешины, Шаховы, Якуновы; Вилен./Минск. - Зм{и,е}евские, Побединские, Шишко, Крушинские; Латвия - Лац, Лацис, Спранцис, Сигман, Данишевские, Лацитис-Данишевский; Черниг./Полтав. - Петриченко, Погибко, Чорненко/Черненко, Гайдай | | |
татиа Москва Сообщений: 2741 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1283
| Наверх ##
9 октября 2006 23:58 9 октября 2006 23:59Мандрика Дрозд, Нет, это Полтавской губернии, Прилукского уезда Ольшанская волость. Украина, словом.
| | |
БелоРус Вена Сообщений: 355 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 25
| Наверх ##
11 октября 2006 6:48 Из метрики бракосочетавшихся приходской г.у. Дорской церкви Минского уезда за 1835 год:
мая 19 обвенчался Мартин Дрозд из д. Бобров с Домициной (или Доминикой - ужасный почерк и приходского священника!) Нелюбовой из села Нелюбов - оба прихожане Дорской церкви. Свидетели: Даниил (или Данила) Зенька из селения Волчков и Степан Хоханович из селения Волчков.
Из метрики бракосочетавшихся прихожан греко-униатской воскресенско Минской церкви Минского уезда за 1836 год:
февраля 2 обвенчались Онуфрий сын Федора (а может и Тодора или Тидора) Ярошевича, вдовец и Леговиция ... (не разобрал слово или имя), дочь Марка Витковского из д. Маноповщезны (возможно не правильно!) - оба крестьяне помещика Вериги и прихожане Воскресенско-Минской церкви. Свидетели: Лукаш Ярошевич и Василь Черноушка --- С уважением, БелоРус
Ищу: Костром./Иванов. - Тарбеевы, Ражевы, Чистяковы, Шешины, Шаховы, Якуновы; Вилен./Минск. - Зм{и,е}евские, Побединские, Шишко, Крушинские; Латвия - Лац, Лацис, Спранцис, Сигман, Данишевские, Лацитис-Данишевский; Черниг./Полтав. - Петриченко, Погибко, Чорненко/Черненко, Гайдай | | |
Дрозд Дмитрий | Наверх ##
14 октября 2006 22:59Спасибо, БелоРус Первые совсем не мои - вотрые очень близко - и очень интересно, что в наших краях были и греко-униаты. Возможно будет интересно посмотреть эти метрики. Но пока еще с католиками не разобрался. В любом случае - спасибо. | | |
Vadim Verenich Сообщений: 443 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 67
| Наверх ##
16 октября 2006 14:55 Rapsod rycerski "Mohort" opowiada historię życia i śmierci kresowego rycerza, obrońcy wiary i Ojczyzny. Postać ta, którą na kartach swojego dzieła przywołuje Pol, istotnie żyła w czasach stanisławowskich. Rycerz ów poległ w 1792 roku na bruszkowieckiej grobli, zasłaniając odwrót brygady Wielhorskiego. Tło historyczne poematu sięga od wojny szwedzkiej z roku 1709 (młodość Mohorta) do bitwy pod Lipskiem, w której poległ ks. Józef Poniatowski. Główna i najdramatyczniejsza część poematu odnosi się do ostatnich chwil istnienia Rzeczypospolitej. Szymon Mohort to starzec przeszło stuletni, którego drogowskazem w życiu jest obowiązek wobec Boga i Ojczyzny. Dwa pierwiastki: narodowość i religijność, te charakterystyczne cechy literackiej twórczości poety, występują tu silniej niż gdziekolwiek. Splatając się ściśle ze sobą, nadają poematowi wyraźne piętno. "Mohort jest tedy chrześcijaninem szczerym i żarliwym, wierzy bez zastrzeżeń i połowiczności, jeno duszą całą wierzy tą wiarą prostaczków, która z dziecięcym rzewnym uczuciem każe przyjmować podane prawdy i czoło przed nimi uchyla w pokorze. W modlitwie jest 'wszystek i cały', surowo przestrzega przepisów Kościoła. (...) Równie po prostu pojmuje swoje obowiązki wobec Ojczyzny, polityka wielka nic go nie obchodzi, w konspiracje przeciw prawowitej władzy nigdy się nie bawił. Jego rzeczą jest słuchać, nie krytykować; słuchać króla, a jeszcze bardziej może wodza, bo przecież pan Mohort jest żołnierzem i to nie rzemieślnikiem-kondotierem, ale rycerzem prawdziwym, pojmującym swój zawód jak kapłaństwo" - pisze Dropiowski.
Warto przypomnieć, że sławny kiedyś, dziś niesłusznie zapomniany "Mohort", w okresie niewoli narodowej był stawiany niemal na równi z "Panem Tadeuszem". Zamiarem poety było skupić w "Mohorcie" wszystko to, co tylko stara Polska miała wartościowego. Profesor Władysław Dropiowski wspomina: "Poeta chciał zasuwającą się w cień przeszłość utrwalić i przekazać pamięci, tak jak Mickiewicz swoich 'ostatnich woźnych trybunału', kluczników, podkomorzych, etc. w 'Ostatnim zajeździe' na Litwie. Postać tedy starego porucznika z ukraińskich kresów jest symbolem staropolszczyzny orężnej, rolnej, pobożnej, symbolem, który ma przemawiać do młodszego pokolenia: oto takie były u ojców animusze, taki duch, takie cnoty, tak żyli, tak umierali. (...) I znowu nasuwa się porównanie z 'Panem Tadeuszem'. Jak Mickiewicz zestawił dwa światy: wymierający stary i nowy, odmienny mniejszy duchem, choć nie różny zasadniczo, tak i u Pola 'Mohort' znajduje swoje pendant w ks. Józefie, który właśnie jest tym reprezentantem nowszej epoki". Zacytujmy tutaj jeden z piękniejszych fragmentów tego słynnego poematu:
Kto Boga w sercu, a kord ma przy boku, ten znać powinien, że oko puklerzem, że cała dusza ma być wiecznie w oku. Kto nie ma oka - nie będzie rycerzem, A kto rycerzem - ten już po zakonie Znać to powinien, czego bronić trzeba: Więc naprzód stawać ma w wiary obronie, I Maryi Panny, tej królowej nieba, Potem w obronie granicy i - basta! Bo reszta z tego już człeku wyrasta. A kto się takim puklerzem uzbroi, Kto przy Kościele i granicy stoi, Ten się, prócz Boga, niczego nie boi. | | |
Vadim Verenich Сообщений: 443 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 67
| Наверх ##
17 октября 2006 12:04 Все верно, за исключением того, что kresowy rycerz - это не рыцарь-крестоносец, а воин, живущий на Kresach (это модное в польской историографии слово, обозначающее окраины Речи Посполитой, в первую очередь украинские земли, но позднее термин wschodnie kresy стал употреблятся и в отношении литовских и белоруских земель).
| | |
|