Лавочное в те времена было привлекательным местом: близко к городу, река, озёра. И в мае 1857 года у соседних помещиков по фамилии Гирш крохотное поместьице (3 крепостных крестьянина и 3 дворовых) с какой-то маленькой усадьбой в Лавочном купила дочь подполковника Александра Васильевна Лазарева. Скорее всего, как летнюю дачу.
Самое же большое поместье в Лавочном на 1861 год (118 мужчин и 125 женщин) принадлежало семейству дворян Гирш. Имелась приличная усадьба (15 дворовых). Хозяйством управлял «прикащик».
Земли дворян Гирш доходили до реки Белой (по ним пролегал бечевник, то есть прибрежная полоса земли, по которой ходили бурлаки с бечевой и тянули суда). Подполковник Павел Иванович Гирш и малолетние его дети владели небольшой усадьбой в Лавочном, которую обслуживали на январь 1862 года шесть мужских душ дворовых (один умер, второго «уволили»).
Дворяне Гирши были военными. На 12-й стене храма Христа Спасителя в Москве на мраморной плите высечено имя убитого в сражении 24 и 26 августа 1812 года при Колоцком монастыре, Шевардине и Бородино подполковника 12-й артиллерийской бригады Гирша.
Наш Павел Иванович Гирш был не молод и уже овдовел (супруга, вероятно, Мария Михайловна). Подполковник скончался примерно в 1867–1868 годах. Большая семья жила в Уфе.
При разделе помещичьих и крестьянских владений в 1860-е годы состоялось необычное соглашение. «Находящийся в центре крестьянской усадьбы господский дом с надворным строением и огородом, занимающий пространство 1440 квадр. саж., предположен к перенесению в другое место». Барский дом, а не крестьянские, подлежал сносу. Видимо, это была старинная усадьба, раз она оказалась в центре села.
Семейству Гирш принадлежала ещё одна деревня Благушино (Старо-Балагушино) к югу от Уфы, выше по течению Уршака от Булгаково (126 душ). Переход крепостных крестьян на выкуп производился по обоим селениям вместе: сельца Благушина и села Лавочного, Введенское.
Сельцо Старо-Балагушино имело второе прозвище Красный Яр. Это привело к путанице, некоторые краеведы ошибочно утверждают, что Гирш имел поместье в соседнем с Лавочным селе Красный Яр, что на Белой. Там жили только удельные крестьяне, помещиков никогда не было.
Переговоры престарелого барина с мужиками Лавочного затянулись и только 10 апреля 1868 года был составлен договор, а 11 января 1869 года Главное выкупное учреждение в Петербурге утвердило ссуду Гиршам в 29 160 руб., которые крестьяне Лавочного частями вносили в казну многие годы.
Но владельцами двух поместий к тому времени были уже наследники умершего подполковника: Александра Павловна Перевощикова, Варвара Павловна Беневская, Наталья Павловна Щеголихина – вышедшие замуж старшие дочери, а также Николай, Иван, Надежда, Екатерина, Варвара и Марья Павловичи Гирш.
Наследники сразу стали распродавать свои доли. Уже в марте 1868 года Александра Павловна Перевощикова, урождённая Гирш, выставила на торги свой «участок земли, из дачи, лежащей при дер. Благушиной». Делами занимался её муж, мировой посредник 2-го участка Тельшевского уезда Ковенской губернии (совр. Литва) Александр Васильевич Перевощиков. Старшая дочь проживала вдали от уфимских краёв.
Старая усадьба в Лавочном, наверняка, окончила своё существование в конце века. На 1874 год у дворянки Марии Гирш при селе Лавочном числилось 1427 дес., в 1895 году за одним из Гиршей, но по сословию уже купцом, числилась лишь усадьба в 0,6 дес. Гирши жили в Уфе вплоть до начала XX века.
В 1861 году в Лавочном имелось ещё одно поместье (84 крепостных крестьян) с обширной усадьбой (19 дворовых) и, что интересно, в документах это имение называлось Лавочное (Воецкое тож). Видимо, исторически оно было связано с дворянами Воецкими, чьи поместья лежали вблизи совр. Кушнаренково.
В Лавочном же земля с крепостными принадлежала дочери секунд-майора Ивана Савича Кублицкого Александре Ивановне Кублицкой, которая в 1863 году оформила выкуп со своими крестьянами (46 душ) за 5520 рублей. Из 8 мужских душ дворовых двое пожелали получить надел, остальные служили до 1863 года. Имение исчезло к началу 1870-х годов.
Поэтому после реформы в Лавочном образовалось два сельских общества (общины) из крепостных разных помещиков – Гиршинское (117 душ) и Кублицкое (46 душ), да ещё было махонькое третье общество государственных крестьян, которое затем прилепилось к гиршинским.
До революции официально числилось три Лавочных. А в 1912 году рядышком лежало небольшое поместье (38 десятин) некоего Л.Н. Ламздорфа с усадьбой на площади в 1,5 десятины. Велось небольшое хозяйство.
Само же Лавочное процветало – церковь с церковно-приходской школой, бакалейная и винная лавки, торговые традиции сохранялись. Зимой жители подрабатывали доставкой дров в Уфу. Почва чернозём, вокруг болота и озёра. Народ не бедствовал. Много купили земли у разорившихся помещиков.
Обильные луга и поёмные сенокосы – держи скотины сколько хочешь! В Лавочном в 1912 году бродили 183 лошади, 280 коров, 707 овец и 134 свинюшки. Обратите внимание на очень крупное овечье поголовье, видимо, в Лавочном были традиции вязания из шерсти. Интересно, что никто не держал пчёл, зато поля вокруг села радовали глаз тучными хлебами.
Хозяйство жителей Лавочного было традиционным (506 дес. посева в 1912 году). Система трёхпольная, 1/3 пашни отдыхала под паром, вторую треть занимали озимые, третью яровые хлеба. Озимая рожь охватывала половину всех посевов – 49%, в яровом поле господствовали гречиха (22%), овёс и просо (по 10%), сеяли также пшеницу, полбу, горох, на огородах выращивали картофель, лён и коноплю, из последних добывали постное масло (подсолнечник был редкостью), да ткали ткани.
В 25 хозяйствах из 74 в 1912 году засевали более 6 десятин на двор, в 1917 году самое крупное хозяйство в Лавочном было в 20,8 десятин посева. Но народ уже начинал мигрировать в Уфу, на лёгкие городские заработки.
Промчалось столетие, опустело Лавочное. Но городские власти наконец-то задумались о необходимости моста через Белую из Черниковки на запад, в сторону Красного Яра. Если проект будет реализован, трасса пойдёт через Лавочное. Возродится старинное торговое село. Будем верить.
А пока не заглянуть ли нам в Карюгино? Одиннадцатого сентября.
Михаил Роднов, доктор исторических наук
http://journalufa.com/19671-is...chnoe.html