Терсинец написал:
[q]
РГИА, фонд 797, опись 98, дело 66
Дело о разводе подполковника Владимира Ганскау с Софией Эдуардовной (Орловская Духовная консистория), 21.12.1902 г., на 19 листах.[/q]
На днях, благодаря Ирине, приоткрылась тайна над вторым браком
Владимира Ганскау. Первый брак у него был роскошный - на дочери своего начальника, командира Штаба Гвардии
Бобриковой Ольге. Девушка она была образованная, обучалась в Екатерининском институте благородных девиц, что на Фонтанке. С ней у Владимира было двое детей Николай и Владимир. А потом любовь друг к другу кончилась, а не к друг другу очень даже была, они решили развестись. Поскольку развод тогда дело сложное и причины должны быть серьезные, то Владимир рыцарски взял вину на себя и Ольга могла выйти замуж за кого хотела. А хотела она за Эммануила Шванебаха, поручика. И быстро вышла за него.
А Владимир был осужден на "всегдашнее безбрачие", и отправлен из гвардейского столичного штаба в Туркестан. Знаете где это? Это общее название для Туркмении, Таджикистана, Кыргызстана и прочие наши азиатские колонии, которые мы, россияне, осваивали. Со столицей в Ташкенте.
Так вот там один из успешных офицеров командовал устройством нового кадетского корпуса, служил не за страх, а за совесть. Звали его
Иосиф Михайлович Бонч-Богдановский. И была у него красавица жена - Софья. И двое детей.
Видимо, случилась тут любовь. Немолодой, но еще бравый Владимир и не очень юная Софья... Эх, нет у нас её фотографии.
В 1901 Владимира переводят служить в Орел в 141 Можайский полк. В 1902 Софья начинает процедуру развода со своим мужем. Там он тоже взял вину на себя. И сразу девушка рванула в Орел. Ему 40, ей 34 года. Развод официально прошел все инстанции и 16 сентября был признан. А 30 октября в селе со странным названием Коровье болото священник Виктор Кутепов совершил "незаконный брак без участия псаломщика, повенчал какого-то подполковника, не имеющего права вступать в брак".
Это цитата из доноса в Орловскую Духовную консисторию от другого священника того же села Василия Константинова. Консистория рассмотрела донесение священника церкви Коровье болото Кромского уезда. Дело в отношении Кутепова " О нетрезвости и общем жизнеповедени" - следствие произвести, служить запретить. Короче, влип бедный священник Кутепов.
А дело о разводе (или о незаконности брака) было отправлено в Петербург в Синод. Кажется, дело ясное, что брак совершен с нарушениями и неправомочно, но мы живет в удивительной стране. У нас могут быть всякие обстоятельства. "Дело о высочайшем поведении на приостановление производства дела по Орловской дух. консист. о браке осуждён. дух. Судом на безбрачие... Вл. Ганцкау с Софией Эд. Ганцкау.
Гриф "Совершенно.секретно"
Господину директ. Канц. Обер-прокурора св. Синода
..... Высочайшее ЕИВ повеление о том, что бы означенное дело приостановлено было впредь до особого высоч. Повеления.
Распоряжение - Дело не считалось в числе нерешенных, хранить отдельно, совершенно секретно.
Подпись - Обер прокурор.
1902 год. "
Вот так. Приостановили. И брак считался законным. Дело же хранилось даже несколько отдельно.)))
Да, старший брат Владимира Ганскау Яков был как раз товарищем Обер-прокурора в сенате. А крестный Иван Голубев вообще Членом Государственного Совета. Подозреваю, что до высочайшего ЕИВ дело не доходило. Так все решили.