http://hramhabarskoe.ru/index.php/habarskoe-seloСело Хабарское Богородского района Нижегородской области
Хаба́рское — деревня в Богородском районе Нижегородской области. Входит в состав Дуденевского сельсовета. Деревня расположена на правом берегу реки Оки в 45 км от Нижнего Новгорода, в 4 км от пристани Дуденево.
Вдоль правого берега Оки, в том числе и в селе Хабарское, при земляных работах находили различные остатки мамонта, волосатого носорога, исполинского оленя и других крупных млекопитающих животных, обитавших в этих краях много тысячелетий тому назад, когда климат был холодным. В 1911 году село Хабарское входило в состав Дуденевской волости и в Хабарском насчитывалось 159 дворов.
В 1916 году село Хабарское входило в состав Дуденевской волости и жило в нём 745 человек
В середине 1920-х годов начинается строительство водопровода из села Хабарское в Богородск, который был пущен в 1928 году.
В последние годы поселок известен как база горнолыжного туризма.
....
первоначальное название деревни (не пустые же земли получил И.В.Хабар в награду...), опять же по преданию из глубины веков и по версии некоторых коренных жителей (например Геннадия Геннадьевича Маева), - Рябинники. А все потому что у каждого дома росло — красовалось тонкоствольное нарядное деревцо — рябина.» Вот такое предположение... А теперь попробуем вернуться назад, лет эдак на двести...Владельцы села «Хабарское в то время принадлежало сразу двум помещикам: князю Мустафьину(вероятно, татарину, за точность ручаться нельзя, фамилия в разных источниках коверкается безбожно) и Шереметеву. Существовало, как бы, два общества, все зависело от того, на какой улице проживаешь. Одна из улиц принадлежала когда то богачу, по имени Юрий (фамилии никто не помнит). Он возьми да и проиграй всех своих подданных в карты Шереметеву. Улица в память о бывшем владельце стала называться Юрловкой». Легенда по поводу названия улицы кажется немного странной. Богачу, может и принадлежали деньги и какие то ценности, но вряд ли он мог владеть людьми...
«Коротко о владельцах села. Князь Мустафин слыл добрым (хорошим) человеком, появлялся в деревне всего раз в год, во время сбора оброка. А вот Шереметева недолюбливали (вероятно, за то, что наведывался почаще — жил то рядом, в селе Богородском, при этом обращал внимание на непорядки). Осенью — время уборки урожая — на одной стороне деревни за Фоминкой (так называлась однорядная улица), на задах днем и ночью раздавался перестук и людские голоса. Это крестьяне на овине молотили пшеницу и рожь для князя. По другую сторону, за Моисеевичем огородом, с видом на окский простор гудел другой овин — шереметевский. Овины представляли из себя квадратные площадки, внутри которых снимали дерн, чтобы основание было твердым и ровным. На площадку настилались гладко отесанные бревна. Название этих нехитрых сооружений — зеркало. На бревнах складывались снопы, по ним молотили цепами, освобождали от зерна... В этот самый ответственный период, деревня словно бы вымирала...Работали не на себя, батрачили на хозяина. Известен размер шереметевского оброка, он равнялся двадцати пяти пудам ржи на ревизскую душу (лицо мужского пола) в денежном выражении соответствовало десяти рублям серебром. Наделы земли не особенно то и плодородной у крестьян не ахти, да еще большую часть урожая отдавать надо. Хлеба хватало аккурат до Рождества (до середины зимы), нужда гнала на заработки.» Лето было полно работы и забот не только у взрослого населения, но и у детей. Семьи чаще всего были большие, многодетные. Детей к труду приучали очень рано. Девочки с 7 — 8 лет нянчились с младшими братьями и сестрами. Много дел было и в огороде и в уходе за скотиной. Собранные летом ягоды, грибы, дикие яблоки, травы. шиповник помогали разнообразить скудный стол. Мальчишки целыми ватагами отправлялись в « сторону Поторочины за Киянинькин овраг, где диких яблок — навалом. Душистые, кисло — сладкие, они шли на компот, начинку для пирогов, их мочили в кадках. Так же шумно и споро ребятня обирала по берегу реки колючий шиповник. Его сушили, заваривали им чай. При сборе шиповника первенствовали девчонки, мальчишкам за ними по ловкости пальцев никак не угнаться.
Особое удовольствие - ходить за калиной, рябиной и по орехи. Тут уж главенствовали мальчишки: кусты надо нагибать. для этого требуется сноровка, ловкость и сила. Выбирался самый плодовитый куст. Что бы его нагнуть, надо ухватиться повыше...Чем больше запасешь орехов на зиму, тем лучше, в длинные вечера будет чем развлечься. Орехи хранили в ящиках, кадушках. Где они дозревали. А потом уж досушивали на широкой русской печи. Печь — излюбленное место мальчишек и девчонок, на просторных крестьянских печах выросло не одно младое поколение. Еще мальчишки вместе со взрослыми заготавливали гибкие кусты орешника, стараясь подгонять их под один размер. Шли они на «частокол» коим огораживали огороды. Использовались прутья и для скотников. Стены из них обмазывались глиной с мякиной, получалась мазанка.». Вот такое детство...всегда в движении, в выполнении важной и нужной для всей семьи работы. Многие современные родители наверно возмутятся тем, что дети мало играли и отдыхали, сейчас любой труд для многих детей в тягость. Но так ли это плохо, когда ребенок ощущает себя частью своей большой семьи, с раннего возраста воспитывается послушным, ответственным и трудолюбивым? Не ждет когда для него и за него сделают работу... В русской народной сказке «Гуси — лебеди» читаем про девочку, которая должна была приглядывать за маленьким братом. Но она небрежно отнеслась к просьбе отца и матери, и братец был украден. Удивления и уважения достойно ее дальнейшее поведение. Она не села, не стала плакать, не опустила в беспомощности руки. Эта маленькая девочка, судя по сказке не старше 8 лет принимает решение идти искать брата и исправить свою ошибку. А дальше мы читаем и даже не удивляемся тому, что маленькая девочка проходит одна многие километры, умеет ориентироваться в дремучем лесу, умеет управляться с печкой и хлебами (открыть горячую заслонку, достать тяжелые караваи из печи при помощи специальной деревянной лопаты), быстро собрать урожай с целой яблони, и после всего еще и нести на себе 5 летнего увесистого братца...А теперь представим себе современную девочку 8 лет и можно понять, что для нее такая миссия скорее всего невыполнима.Да, день и малышей и молодежи и людей зрелого возраста и даже стариков был заполнен многими неотложными и важными делами, и к вечеру накапливалась усталость, все спешили домой, поужинать в кругу семьи и отдохнуть. Но есть такая пора у каждого человека — молодость. Когда все силы души и тела находятся в расцвете, впереди так много всего интересного и необычного...И эта жажда общения и познания сильнее физической усталости.«Как бы не выматывал трудовой день и по возвращении вечерним часом домой в голове одна мысль: отдохнуть. выспаться, но заиграет вдалеке гармошка — усталости как не бывало. Это сокольские пожаловали в гости.Деревни Хабарское и Сокол разделяет большущий, глубокий овраг, название у него - Феофанов. Дальше идет Поторочина, овраг, заросший в основном орешником». Про название оврага Феофановым есть грустное народное предание. «Как то выехали в зимнюю пургу жених и невеста на санях. У края оврага ветер сорвал с головы жениха шапку. Он полез за ней в овраг, да и оступился и ух, полетел вниз в снежную толщу. Невеста скорее в Хабарское, подняла тревогу. Нашли Феофана, так звали жениха, только под утро, когда стихла метель. Он был мертв. С тех пор и пошло — Феофанов овраг.Когда хабарские ребята дрались с сокольскими, то гнали пришлых гостей как раз до Феофанова оврага.». Если вспомнить, что семьи были большие, становится понятно какой это был нелегкий труд носить тяжелые ведра с водой из под горы. Коренная жительница деревни Хабарское Потапова Нина Петровна ( 1931 г.р.) хорошо помнит как ходили за водой на родник. Воду для самовара всегда приносили только родниковую! Полоскать белье и зимой и летом так же ходили на родник. Для этой цели на источнике была сделана большая деревянная колода. Отверстие, через которое вода вытекала закрывали, и полоскали в этой совершенно ледяной воде. Еще она рассказала как стирали одеяла. Так как из-за бедности из постельного белья были только простыни и наволочки, одеяла сильно пачкались их стирали и полоскать несли на источник под горой. Обычно это делали вдвоем, потому что приходилось брать длинную крепкую палку. На нее вешалось сырое постиранное одеяло (надо сказать, что одеяла были из простеганной ваты, и при намокании становились очень тяжелыми) и положив концы палки на плечо с ним шли под гору на источник. После полоскания, одеяло снова вешалось на палку и его несли домой. Деревянную колоду на источнике использовали не только для полоскания. Жители деревни Хабарское верили в животворную силу источников, могущих вернуть здоровье. Был такой обычай, если кто то чувствовал недомогание, шли на источник, набирали целую колоду ледяной родниковой воды и в нее ложились, получая исцеление. Отсутствие в деревне достаточного количества колодцев и водоемов привело к ужасной беде. « Событие это перетрясло и перевернуло привычный деревенский уклад до самого основания. Как гнев, как кара Божия, на деревню обрушился все пожирающий, невероятных размеров пожар. В селениях Нижегородской губернии «красный петух» довольно частое явление, но что бы такое...
Популярная газета «Нижегородский листок», 18 июля 1895 года в рубрике «Последние известия из провинции» (от наших корреспондентов): «Горбатов. 11 июля в нашем уезде, в Дуденевской волости, произошел страшный пожар. Сгорела деревня Хабаровское, в которой было около 150 домов, уцелело же всего домов 20, отдельно стоявшего «сиротского» порядка. В деревне нет ни пруда, ни даже колодца, - воду для питья возят бочками из дальнего ключа. При таком условии понятно, что люди и пожарные машины, прибывшие из соседнего села Дуденева. были бесполезны. В таком же отношении, т.е. без воды находится и несколько других деревень ближайшие к Хабаровскому. Помнится, что на последнем губернском, земском собрании поднимался вопрос о деревенских водопроводах. Существование деревень, подобных Хабаровскому без водопровода немыслимо, а выселяться крестьянам некуда, от надела не уйдешь.»
Несколько режет ухо название деревни — Хабаровское, но это на совести автора заметки.
Когда клубы дыма, а затем и огненные языки заплясали над деревней, все взрослое население находилось на покосе в лугах. Нетрудно представить какие чувства взыграли в хабарчанах, когда они поняли, что горит именно их деревня. горят их дома. Потерять дом — потерять все. А там еще и дети малые и старики...
Обезумевшие люди бежали. задыхаясь, карабкались как пауки напрямик по крутой горе с одной только мыслью: потушить, спасти, сохранить..Их встретила плотная, сплошная стена огня, к которой из за обжигающей жары и подступиться невозможно. Жалкие ведра с водой выглядели и ненужными и бесполезными.
Пламя высоко поднималось к небу, при этом стоял какой то грозно — глухой потусторонний нутряной гул, который бросал в дрожь и невольно верилось в нечистую силу. В стороне от огненной стихии толпа люде все увеличивалась. Жители соседних деревень спешили на помощь на подводах. Лошади неслись во весь опор, но вдруг останавливались перед огненной преградой, испуганно расширив глаза. Прибывшие как то сразу сникали, ощущая свою беспомощность перед разбушевавшейся огненной стихией, с жалостью смотрели на заламывающих руки и надрывно голосящих хабарян. И после, когда огонь, насытившись, успокоился, жутко, напряженно — непривычно было ходить по дымящемуся пепелищу, отыскивая глазами очертания знакомых предметов, превратившихся в уголь.
Несколькими днями позже, эта же газета вновь возвращается к бедствию на берегу Оки, на этот раз описывая его с удручающими и поучительными подробностями. «Горбатов. В деревне Хабарской, Дуденевской волости, 11 июля, в 4 часа дня, возник пожар, истребивший почти все строения деревни. Пожар начался во дворе крестьянина Иринарха Балахнина, которого в момент возникновения пожара не было дома и в избе не оставалось никого из его семейных, кроме малолетних внучат его. Старший из этих мальчиков Николай нашел на кровати отца зажигательную спичку, которую зажег о доску забора, а когда она загорелась он испугался и бросил ее на землю. Спичка попала в солому, которая тотчас же вспыхнула. Увидев это дети убежали со двора. Огонь быстро принял громадные размеры и охватил ближайшие строения. Подать помощь было некому: в деревне оставался «лишь старый да малый», так как все рабочее население ушло на сенокос, в луга. За водою приходилось идти далеко, хотя деревня Хабарская стоит на самом берегу р. Оки, который здесь очень высок и крут. Пожаром истреблено 170 крестьянских домов со всеми надворными постройками и имуществом крестьян, которыми понесено убытка до 30.000 рублей имущества, живут теперь в овинниках и амбарах, большая их часть отправилась за сбором пожертвований.»И потянулись по деревням Нижегородской, Костромской, Владимирской губерний за подаянием хабарские погорельцы. Как бы далеко они не уходили от пепелища с мольбой о помощи, им верили и помогали как могли.
Такова на Руси традиция. Земля слухом полнилась, обманывать, паразитировать на чужой беде еще не научились. Солидные пожертвования внесли богатые семьи села Богородского, особенно Сургутовы, Головастиковы... Из местных — зажиточные Мухины, в основном гужевым транспортом: подвести бревна, кирпич, тес. Лес возили от Ключищ. Об оплате не заикались.
Долго деревня напоминала кочевой цыганский табор. Ютились где могли. По ночам женщины по очереди пекли хлеб в уцелевших от пожара печах. Никто не хотел изменять своему месту рождения и жительства.