О пользе картотеки.Из забвения волею случая порой приходится извлекать человеческие судьбы, казалось бы, навсегда потерянные для истории
Возможно, высшие силы в преддверии 200-летия 1812 года дают о себе знать. Возможно - просто случайность.
Года 4 назад, когда мое исследование было еще далеко от завершения, я выбил себе разрешение на работу в РГВИА, где первым делом забрался в алфавитный каталог и перво-наперво выписал всех Беров с тем, чтобы затем посмотреть их дела и обнаружить для себя в них рациональные зерна.
Среди многочисленных послжных спсиков мне попался один:
РГВИА. Ф.395 (инспекционный департамент). оп. 60. д. 7379. л.1-3 (1816). Дело по отношении ген-фельдмаршала кн. Барклая де Толли об отдании старшинства Днепровского пехотного полка штаб-капитану Беру (1816).
Заинтересовавшись "высоким" именем, я заказал дело. И был поражен обнаруженной поэзией!
Прямо с первого листа.
РГВИА ф. 395 (Инспекционный деп-т) оп. 60 2 отд. д. 7379. Дело по отношении ген-фельдмаршала кн. Барклая де Толли об отдании старшинства Днепровского пехотного полка штаб-капитану Беру (1816). л. 1-3 (1816). Послужной список.
Л.1.
«Его сиятельству кн. П.М.Волконскому от кн. Барклая де Толли.
18.11.1816. Могилев. (Получено 24.11.1816).
Милостивый государь мой Петр Михайлович!
Адъютант Военного генерал-полицмейстера генерала-лейтенанта Эргеля, Днепровского пехотного полка штаб-капитан Бер за отличие по службе произведен в сей чин приказом моим 18-го июня 1814 г.; при бывшем же в том полку 25 августа сего года производстве на вакансии вновь произведен в штаб-капитанский чин на вакансию в тот же полк. Как Днепровский пехотный полк несостоит под моим начальством, то посему не имея сведение, почему полк полагает штаб-капитана Бера в чин поручика, я прошу покорно Ваше Сиятельство уведомить меня, последовало ли высочайшее утверждение Бера в штаб-капитанский чин по первоначальному производству и учинить зависящие от Вас распоряжения, об отдании ему следующего старшинства.
С истинным почтением и преданностью имею честь быть.
Вашего Сиятельства покорным слугою. Князь Барклай де Толли».
Замечательный образец речи главнокомандующего начала XIX века.
Однако, как это часто бывало в военных документах, имени и отчества у "штабс-капитана Бера" не было указано. И для меня оставалось неясным, относился ли бравый штабс-капитан к моему роду, или же нет.
Спустя некоторое время одна родственница кинула мне вот такую ссылку:
http://officers.wardoc.ru/sear...;proof=yesПройдя по ней, я обнаружил поименный список офицеров 1812 года, а в нем - следующую запись:
"Бер -Подпоручик Днепровского пехотного полка, адъютант генерал-лейтенанта Эртеля".
Нетрудно подсчитать, что в нач. XIX в. в отдельно взятом пехотном полк немцев с нечасто встречающейся фамилией Бер вряд ли было больше одного, а если бы это было не так, то в военных документах они скорее всего означались бы "Бер 1-й" и "Бер 2-й", как это обычно имело место.
Теперь я знал, что Бер служил в указанном полку не менее 4 лет, и за эти годы прошел путь от подпоручика до штабс-капитана.
Но я по-прежнему не знал главного: имени молодого офицера.
И вот наконец, составляя каталог с маркерами (в таблице эксель, со столбцами:
Фамилия
Имя-Отчество
Источники и их содержание
Даты источников
Признак 1 (как правило, род,если он известен, или место рождения)
Признак 2 (если таковое неизвестно, то место службы, а по возможности и весь послужной спсиок залить в ячейку; если нет - просто город, в котором человек "попался" в поле зрения)
Признак 3 (место смерти, или место проживания в зрелом возрасте)
я стал заносить в него вырезки из старых газет.
Здесь я должен признаться, что в поиске некроолгов в старых газетах сильно помогают ссылки генеалога Савелова.
В 1904 г. Л.М.Савелов в библиографическом указателе по истории, геральдике и родословию тульского дворянства (Дворянское Сословие Тульской Губернии. Сост. Яблочковым. Т.2. ч. 1., с. 24) перечисляет следующие источники о роде Бер: «1)Гродно; - 2)Н.-Новгород; - 3)Рязань; - 4)Симбирск; - 5)Полное Собрание Законов; - 6)Пенза; - 7)Газета «Одесский Вестник». 1852. № 47.
Если первые 6 мне были понятны и хорошо известны - это ссылки на ПСЗ и фонды ДДС соответствующих губерний, то газета «Одесский вестник». № 47, за 1852 г. оставалась для меня некоторое время недоступной. Пока я не прибыл в хранилище газет РГБ в Химках, не заказал ее и не получил в тот же день ксерокопию старого издания. В нем был размещен трогательный некролог, написанный вполне в духе того времени:
"Бер, Николай Карлович. На 17-м году жизни [1808/1809 гг. ]
юный еще прапорщик Днепровского пехотного полка – он уже отличился при взятии в плен сераскира Пеклевана со всеми его пашами.
На действительной военной службе с 9 февраля 1809 г. по 11 мая 1839 г.
Участвовал в Отечественной войне и в войне с Турцией, «он участвовал во всех главных сражениях и делах: в России, Польше, Силезии, Саксонии, Богемии, Баварии, Виртемберге, Бадене, Швейцарии и Франции. В Молдавии, Валахии, Болгарии и приобрел имя храброго офицера, как у своих, так и за границей».
С 14 августа 1840 г.
был управляющим Бессарабской палатой гос имуществ и нередко и продолжительно исправлял должность начальника области, за отсутствием военного губернатора .
Кавалер орденов: св. Владимира 3 ст., Анны 2 ст., украшенный императорской короной; медали за взятие Парижа 1814 г., за Турецкую войну 1828 и 1829 гг.
После своей смерти оставил жену и приемную дочь – «сироту-институтку».
Я положил ксерокопию в свой архив и забыл про нее.
И вот вчера, завершая составление каталога, я указал одним из маркеров на Николая Карловича "Днепровский пехотный полк",
мне выскочили 2 МОИХ ЖЕ ссылки.По которым я восстановил послужной список бравого молодого человека.
9 февраля 1809 г. вступил в Днепровский пехотный полк прапорщиком. В том же году отличился в русско-турецкой войне, взяв в плен турецкого наместника.
1812 г в оном полку подпоручиком, адъютант генерал-лейтенанта Эртеля.
18 июня 1814 г. произведен в штабс-капитаны в оном же полку.
Слава русскому оружию!!! и немецким офицерам на русской службе