Siegehardus написал:
[q]
Очень хочется узнать про информацию в музее.[/q]
смотрите, что нашла:
Саблы – Партизанское: вся история на виду
Село Партизанское Симферопольского района – бывшее Саблы. Истоки героического саблынского прошлого – еще в восемнадцатом веке. Они в передаваемых из поколения в поколение истинных чувствах любви и глубокого уважения к родному краю. Ныне в селе живут уже пра-пра-правнуки тех крестьян, которых переселили сюда из Киевской губернии по решению владельца усадьбы, генерал-губернатора Андрея Бороздина, чья судьба тесно связана и с Алуштой, Утесом (Кучук-Ламбат – бывшее имение Бороздина). В Партизанской общеобразовательной школе вот уже четверть века действует лучший, пожалуй, в Крыму школьный музей.
Именно здесь побывали алуштинцы, дети крымских партизан Людмила и Татьяна Кособродовы, Светлана Старостенко, Надежда Крапивная с мужем, офицером-подводником Леонидом Дзюбой, председатель оргкомитета по увековечиванию памяти бойцов Алуштинского партизанского отряда при городской ветеранской организации Анатолий Демидов, а также заместитель редактора военно-исторического журнала «Military Крым» Михаил Михайлов, фотожурналисты Александр Стрелецкий, Геннадий Иванченко и ваш покорный слуга.
Истории давней листая страницы
Усадьба Саблы принадлежала генерал-лейтенанту Андрею Михайловичу Бороздину, назначенному в 1807 году на пост губернатора. Получил он деревню в качестве приданого своей жены Софьи Давыдовой (сводной – по матери – сестре прославленного генерала Отечественной войны1812 года Николая Раевского). Переведя сюда из Киевской области 90 семейств крепостных, генерал-губернатор произвел в Саблах хозяйственную революцию. В 1815-25 годах здесь жило 549 крепостных обоего пола. Насчитывалось около 100 тысяч овец-мериносов. Имение славилось суконной фабрикой, открытой по призыву Министерства внутренних дел – для пошива одежды солдатам русской армии. 15 000 аршин сукна ежегодно давала фабрика. Рядом с ней располагалось ателье по пошиву красных тюбетеек-фесок. Жан Франсуа Гамба, посол Франции в Тифлисе, друг А. С. Грибоедова и А. М. Бороздина, сшил здесь себе за 25 франков добротный черный костюм. Из саблынского сукна был пошит и костюм Дюка де Ришелье, генерал-губернатора Новороссийского края.
Особо славились сады Бороздина. Они состояли из пяти отдельных групп – больших при господском доме и малых по реке Альме. Опытные иностранные садоводы работали в Саблах, а культуру садоводства, как полагают, принес в Крым приглашенный А. М. Бороздиным в свое имение французский ученый-химик де Серр. Он принял российское подданство в 1807 году и стал впоследствии симферопольским помещиком Феликсом Антоновичем Дессером. В Саблах было высажено 3620 деревьев (учет велся строгий): яблони, груши, косточковые; а также 2457 венгерских лоз винограда. «Саблынский питомник Бороздина был первым в Крыму рассадником, из которого все желающие в течение многих лет получали нужные им запасы плодовых деревьев», – писал Л. П. Симеренко.
Места здешние помнят многих известных людей. Андрей Михайлович был чрезвычайно гостеприимным хозяином и у него, как отмечают историки, часто собирались представители высшего общества. После отдыха в Гурзуфе в 1821 году, по дороге из Бахчисарая в Симферополь, усадьбу не миновали и генерал Н. Н. Раевский с сыном Николаем и А. С. Пушкиным. Не единожды в 1825 году бывал здесь А. С. Грибоедов. Поэту нравилась не только здешняя природа, но и шикарные приемы, широкая натура Бороздина.
И еще одна любопытная историческая деталь. Саблы – это «крымское гнездо» декабристов. В силу разных обстоятельств в начале девятнадцатого века здесь бывали М. Ф. Орлов, один из активных участников «Союза благоденствия», С. Г. Волконский, И. В. Поджио, В. Н. Лихарев и другие.
На волне больших событий
[ Изображение на стороннем сайте: a86a1b7ad301t.jpg ]
В годы гражданской войны большевики Кузьма Гутенко, Тарас Скрипка, Федор Гавриченко создали в Саблах подпольную ячейку, активно действуя против иностранных интервентов и белогвардейцев. Впоследствии Гутенко погиб в боях под Карасубазаром. В конце 1918-го – начале 1919 годов впервые стали создаваться отряды народных мстителей, накапливался опыт партизанской борьбы. Из донесения начальника штаба белогвардейских войск в Симферопольском уезде начальнику штаба Добровольческой армии 11 января 1919 года: «В деревнях уезда Саблы, Киль-бурун, Давыдовские хутора произведена партизанами мобилизация и организовано вооруженное выступление, которое назначено на ближайшие дни. В указанный район послан карательный отряд с предписанием ликвидировать партизан».
Боевой опыт, приобретенный народными мстителями в те годы, пригодился саблынцам во время Великой Отечественной войны. Григорий Степанович Гнатенко в 2009 году сделал музею исторический подарок. Рассказ о нем вызывает в сердце боль, страшные картины минувшего не могут не вызвать слез.
«В ноябре 1943 года, когда фашисты сжигали Нижние Саблы, рано утром жителей согнали на площадь у школы. На шоссе стояли автомашины с пулеметами на кабинах. Накануне дома по улице Шоссейной сожгли, заходя в каждый, приказывая людям ложиться на пол лицом вниз и расстреливая их из автоматов. После в дома приносили солому и поджигали. Коле Костриченко, пареньку лет 15-16, чудом удалось спастись, и до вечера он просидел в дерезе, раненый в ухо и в голень, а вечером пришел к своей бабушке (моя мама – Пелагея Кузьминична Гнатенко). Мне было четыре годика. Мы ходили к его дому, посмотреть на пожарище и трупы, все плакали. Уходя со двора, моя мама увидела тачку и попросила ее у Коли. Он разрешил. Мы взяли тачку, посадили в нее маленького брата Федю и повезли в Симферополь. А в декабре 1943 года мы пошли с этой тачкой в Тельманский (ныне Красногвардейский) район, к брату моего отца. Дядя Вася сделал нам кибитку из одеял, туда посадили Федю, а мама, старшая сестра Фрося и я потянули эту тачку в деревню Нейлибенталь за 80 км от Симферополя. Этой тачкой позже мы с братом (ему уже было 6 лет, а мне 10) возили траву, сено, когда в Салгир приходила вода. Мы вылавливали бревна, палки, доски, все, что приносила вода, и привозили домой. В степном Крыму дрова были роскошью в то время.
В общем, тачка долго помогала нам по хозяйству. В 1959 году мы переехали жить на станцию Отрадная, где жила Фрося. Эта тачка и там нам немного послужила. А со временем необходимость пользования ею отпала. В 1976 году я переехал жить в Симферополь. За этот период от тачки остались ось да колеса. Их я и передаю в музей школы села Партизанское»…
В музее Партизанской школы хранится немало воспоминаний очевидцев. Из воспоминаний Михаила Александровича Шаля (которому было в войну 16 лет): «Отца расстреляли немцы, когда он сделал самодельную рацию и ходил в лес, слушал информацию. Там его и схватили с этим аппаратом. Он был учеником Саблынской школы, учился хорошо. С ним был комсомолец Петр Забияченко. Его расстреляли за то, что он дома хранил солдатскую пилотку со звездочкой…»
У деревеньки Бешуи состоялся большой бой. Около полутора тысяч фашистов при поддержке артиллерии выступили против почти втрое меньшего количества партизан 2-го, 6-го и 7-го отрядов 4-й бригады и 3-го отряда 6-й бригады. Гитлеровцы, очевидно, рассчитывали, что положение партизан осложнит расположившийся неподалеку гражданский лагерь, в котором были старики, женщины, дети, ушедшие в леса из близлежащих деревень. Но это лишь придавало сил партизанам. Умело разработав операцию, они заманили гитлеровцев в ловушку.
Отряд Грузинова уничтожил вражеские батареи. Нескольким группам отряда Гвоздева было приказано овладеть высотой, где были две пулеметные точки врага. В бою за нее погиб Василий Гнатенко. Он бросился на пулеметный расчет и ценой своей жизни заставил его замолчать. Фашисты оказались в партизанских тисках. Около 480 врагов было убито, 350 ранено, 27 взято в плен. Партизаны потеряли 18 человек, 35 было ранено.
Подпольщик Иван Гнатенко поддерживал тесную связь с партизанами из Бахчисарайских лесов и предгорий. Он погиб в Симферополе 11 апреля 1944 года – за два дня до освобождения города. Вместе с Германом Тайшиным они должны были передать подпольщикам взрывчатку и получить сведения о передвижениях противника. Остановились на явочной квартире, оставалось лишь дождаться темноты, чтобы вернуться. Но парней предали. Гнатенко и Тайшин приняли неравный бой. Фашисты притащили пушку и выстрелом разворотили крышу времянки. Первым погиб Герман, а Иван, прыгая с чердачной балки в гущу фашистов, взорвал последнюю гранату. Одна из улиц села Партизанское названа именем героев – братьев Гнатенко.
С чего начинается Родина
[ Изображение на стороннем сайте: ccfd4994511at.jpg ]
С семьи – убеждена завуч по воспитательной работе, руководитель школьного музея Оксана Квития. Именно там, в семьях, воспитывается в детях патриотизм, искренняя, на всю жизнь, любовь к селу, родному краю, к Крыму. А музей закрепляет это в юных душах, помогает подрастающему поколению прочувствовать славное, богатое прошлое своей малой родины на примерах героизма и мужества односельчан, проявленных в разные периоды истории. Связь поколений в Партизанском прослеживается четко. Около 40 процентов учителей здесь – выпускники школы, в том числе и директор Анжела Викторовна Терещенко.
– Тут вся история на виду. Я еще школьницей ходила в этот музей, первым руководителем которого была учитель русского языка Зинаида Семеновна Рагинская, – рассказывает Оксана Николаевна. – Она оформляла музей, созданный при помощи птицефабрики «Южная», регистрировала его. Это было в 1986 году. В создании музея участвовали рабочие фабрики, учителя, жители села, ученики. Была создана панорама Бешуйского боя, которая занимает целую стену. Мы сохраняем первоначальный вид музея и приумножаем то, что было сделано когда-то. Постоянно проводим ремонт, обновляем стенды. В основном, за свои средства и деньги родственников тех людей, чья история связана с селом. Большую работу проводит учитель изобразительного искусства Елена Федоровна Алехина.
Любой, кто приезжает в Партизанское, может посетить школьный музей. И очень часто делает это. Родственники партизан периодически приносят личные вещи, предметы быта – так пополняется коллекция. Сюда приезжают семьи бывших участников войны с внуками, правнуками. Это целые династии. Так, например, побывало около пятидесяти человек из рода Гнатенко. В музее проходят уроки мужества, для гостей в дни празднования освобождения Крыма, на День Победы проводятся экскурсии. Причем, зачастую старшеклассниками, и в этом тоже есть немалый элемент воспитания патриотизма, что является одним из приоритетных направлений школы села Партизанское.
Проводится большая поисковая работа. Школьники глубоко изучают историю села – от возникновения до современности. Разработан специальный экскурсионный маршрут по местам партизанской славы. В музее много уникальных экспонатов, множество фотографий, бюсты героев-партизан. В центре зала установлен символический постамент с именами погибших односельчан.
На одном из стендов – личные вещи А. Палажченко – комиссара 7-го партизанского отряда 4 бригады Южного соединения. Организован отряд был 4 ноября 1943 года, дислоцировался в районе лесного массива Саблы, Бешуи, у рек Мальва и Альма и практически полностью состоял из жителей деревни Саблы. Район боевой деятельности распространялся от железнодорожной станции Альма до Симферополя. Вначале отряд состоял из 25 человек, а на момент выхода из леса уже насчитывал 228 народных мстителей. Командиром отряда был М. Гвоздев, комсоргом С. Кругов. Четвертой бригадой командовал Х. Качусси, комсомольскую организацию возглавляла А. Андреева (ныне Александра Федоровна – председатель Крымской республиканской организации бывших партизан и подпольщиков), начальником разведки был Ф. Якустиди.
Партизаны Крыма не давали покоя захватчикам. Из информации Крымского обкома партии в Центральный штаб партизанского движения о боевых действиях партизанских отрядов 4-го района на 5 апреля 1942 года: «… уничтожено автомашин с грузом и войсками противника – 54, мотоциклов – 2, разгромлено обозов – 9, произведено диверсий по взрыву дорог, мостов, разрушению телефонно-телеграфной связи и др. объектов противника – 26. Из них 2 диверсии на участке железной дороги Симферополь – Бахчисарай, в результате сошел с рельсов паровоз с пятью вагонами, и один паровоз пущен под откос. Произведено налетов на гарнизоны противника – 14, проведено боев с частями и подразделениями гитлеровцев – 26, потери противника убитыми и ранеными солдат и офицеров – 1150 человек…»
Богато генеалогическое древо жителей деревни Саблы-Партизанское. Есть здесь Каталуповы, Куценко, Забияченко, Пономаренко, Кострищенко, Рябошапко, Гавриченко, Казаренко, Гончаренко, Леусенко, Полиенко, Гутенко… Их потомки до сих пор живут в родном селе. В школе учатся, например, около двадцати ребят из семей Полиенко, Гончаренко. Причем, некоторые – в одном и том же классе. Чтобы они знали, кого же вызывают к доске, учителя обращаются по отчеству – Анатолий Сергеевич, или Анатолий Юрьевич...
[ Изображение на стороннем сайте: cc47b5efa75dt.jpg ]
http://www.vestnik.alushta.org..._(2011-14)