Василий Александрович Леонтьев
Герой Советского Союза
Страна:
СССР
Годы жизни:
11.01.1917 - 14.06.1985
Место рождения:
Свердловская обл., Березовский р-н, п. Старопышминск
Вид авиации:
Бомбардировочная
Категория:
Летчик
Места службы:
24 бап
06.41÷05.45
Зам. командира аэ
Боевых вылетов:
165
Родился 11.01.1917 г. в поселке Старопышминск, ныне пгт Березовского горсовета Свердловской области в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1939 г. В 1932 г. окончил школу ФЗУ при Березовском рудоуправлении, работал слесарем в Свердловском трамвайном парке, а после окончания аэроклуба в 1937 г. — инструктором-летчиком.
В Советской Армии с 1937 г. В 1938 г. окончил Пермскую военно-авиационную школу летчиков.
Участник советско-финляндской войны 1939 —40 гг. Совершил 38 боевых вылетов. Награжден орденом Красного Знамени.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. С начала до конца войны служил в составе 24 бап.
В первый день войны в боевом вылете на бомбардировку войск противника в районе Бреста самолет СБ Леонтьевы был атакован истребителями противника. Стрелок-радист Иван Иванов был убит, стрелок-бомбардир Назаров - тяжело ранен. Летчик посадил поврежденную машину в расположении своих войск в районе Белая Полдяска, похоронил стрелка-радиста, после чего вернулся в часть.
Леонтьев считался одним из лучших летчиков в полку. Ему поручали выполнение самых ответственных заданий.
16.02.42 г. при выполнении задания на разведку самолет Пе-2 Леонтьева был подбит над территорией противника. Летчик лейтенант В.А.Леонтьев, стрелок-бомбардир мл. лейтенант М.В.Иванов и стрелок-радист ст. сержант В.Г.Шмаренков несколько дней пробирались к своим, не упустив возможности собрать ценные разведывательные данные о противнике. За этот подвиг Леонтьев был награжден орденом Ленина, Иванов и Шмаренко - орденами Отечественной войны.
Зам. командира аэ ст. лейтенант Леонтьев к концу войны совершил 165 боевых вылетов на разведку и бомбардировку войск, оборонительных сооружений и коммуникаций противника, нанес врагу большой урон в живой силе и боевой технике.
15.05.46 г. В.А.Леонтьеву присвоено звание Героя Советского Союза.
С 1948 капитан Леонтьев — в запасе. Жил в Москве. Работал в Министерстве гражданской авиации.
Награжден двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями.
Почетный гражданин г. Березовский Свердловской области. Его именем названа улица в поселке Старопышминск.
Умер 14.6.1985 г.
Источники информации:
1. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. В 2-х томах. — М.: Воениздат, 1987, 1988 гг.
2. Ромазанов С.Н. Годы и люди. В сб. Звезды на крыльях (Воспоминания ветеранов советской авиации). — М.: Воениздат, 1959.
3. Красовский С. А. Жизнь в авиации. — М.: Воениздат, 1968.
4. Мемориал
5. ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 1235, л. 8, 12.
http://allaces.ru/p/people.php?id=00000008971______________________________
Леонтьев В.А. - 15.05.1946 г. - старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 24 бап
http://16va.ru/?p=98______________________________
Боевых Вылетов/ Воздушные Победы/Имя/ Часть/Самолет/Прим.
165 Леонтьев Василий Александрович 24БАП
http://www.wio.ru/aces/aceb2rus.htm_____________________________________
http://letter.aydaya-rost.ru/?page_id=99За все жизнь очень редко мне попадались не совсем люди. Чаще встречал настоящих людей, хороших. Не могу не вспомнить о замечательных командире полка Герое Советского Союза Горбко и комиссаре полка Бецис. Оба летали на боевые задания, оба погибли при выполнении их. Прекрасные боевые товарищи и друзья: командир нашей первой эскадрилье капитан Богомолов. Зная, что я не летаю по приборам, всегда по отечески предостерегал и предупреждал, чтобы не лез в туман, в облачность. Сам же погиб, столкнувшись с землей в тумане. Штурман эскадрильи Майоров. Летчики, мои друзья: Половников Владимир и Умолотов Петр, Поколодный,
Леонтьев, Ус, Дельцов. Прекрасные люди и специалисты-штурманы: Аракчеев, Ланговой, Котов, Бурак, Козленко, Иванов. Стрелки-радисты Паньков, Егоров, Ткач, Потапов, Стеблянко, Игнатьев. Авиатехники Поляков, Качковский, Обухов, Шешунов, Некляев, Бакитько и многие другие оружейники и прибористы, механики и мотористы.
Все выполняли свой долг перед Родиной честно и добросовестно. Я не знал случая, чтобы где-то кто-то схитрил, словчил. Все понимали важность и необходимость своей работы. Никаких сомнений у нас, летчиков, не было, что скоро враг будет разбит. Мы верили в победу с первых дней войны, несмотря на явное превосходство немцев в технике и их господство в воздухе. Мы старались, чтобы каждый вылет приносил как можно больше потерь врагу. Никто не стонал, не жаловался на трудности, все воспринималось как должное. Очень часто после выполнения задания мы недосчитывались в своих рядах кого-то. Это были для нас самые трудные дни войны. В воздухе господствовала немецкая авиация, отсутствовало сопровождение у нас. Мы всегда подвергались риску, внезапно из облаков или со стороны солнца быть атакованными превосходящими силами. И, несмотря на все, мы были бодры, оптимистичны и верили, что настанет и наш час.
..........................
.....В середине пятидесятых голов я работал пилотом в 78 летном отряде в Ростове-на-Дону. И вот однажды в коридоре аэродромного диспетчерского пункта, куда приходили пилоты получать разрешение на вылет, встретил человека. Он показался мне близко знакомым. Я очень обрадовался, подошел к нему и спросил: «Вы Леонтьев?» Он ответил: «Да»
– А я Утянский, помнишь такого?
Он, глядя куда-то мимо меня, ответил: «Я такого не помню».
Повернулся и ушел, дав понять, что говорить нам не о чем. Я был потрясен. Впервые встретил живого однополчанина, да какого! В Мценске мы вместе жили на одной квартире, ложась спать, он рассказывал о своих вечерних похождениях. В паре, я у него был ведомым, летали на «свободную охоту» за линию фронта, на штурмовку немецких колонн пехоты и авиации. На какой-то миг я усомнился: был ли я и есть ли? Потом стало как-то не по себе, обидно и горько. Я бы простил ему, встретил бы он меня где-то в сомнительном месте? Но здесь? Он выполнял пассажирский рейс Москва-Ростов-Москва на самолете Ил-14 и подписывал задание на вылет. Я на самолете Як-12 летал по санитарным заданиям и тоже пришел за разрешением на вылет. Вот такая произошла встреча с Героем Советского Союза Васькой Леонтьевым.
___________________________________________________________________
№ части Указ
158. ЛЕОНТЬЕВ Василий Александрович 24 бап 15.05.1946
http://www.voenavia.ru/menu/06_heroes-01.html_______________________________________________________________
http://www.rkka.es/Pilotos/all...bomber.htmЛЕОНТЬЕВ Василий Александрович 24 бап LEONT''EV Vasilij Aleksandrovich 24 bap 15.05.1946
********************************************
спасибо за информацию ig-kuv !!!!!
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=15075[
Изображение на стороннем сайте: db28ecea9a9b.jpg ]
Леонтьев Василий Александрович - заместитель командира эскадрильи 24-го бомбардировочного авиационного Орловского Краснознаменного ордена Суворова полка (241-я бомбардировочная авиационная Речицкая дивизия, 3-й бомбардировочный авиационный корпус, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), старший лейтенант.
Родился 11 января 1917 года в поселке Старопышминск, ныне входящем в городской округ «Березовский» Свердловской области, в семье рабочего. Русский. В 1932 году окончил школу ФЗУ при Березовском рудоуправлении, работал слесарем в Свердловском трамвайном парке, а после окончания Свердловского аэроклуба в 1937 году – инструктором-лётчиком аэроклуба. Призван в армию в 1937 году. В 1938 году окончил Пермскую военную авиационную школу лётчиков. Участник советско-финляндской войны 1939 – 1940 годов, на которой совершил 38 боевых вылетов и был награжден в 1940 году орденом Красного Знамени.
Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с июня 1941 года. Сражался в 24-м бомбардировочном авиационном полку на Западном, Брянском, Воронежском, снова Брянском, Центральном, Белорусском, 1-м Белорусском фронтах.
Летал в начале войны на бомбардировщике СБ, с сентября 1941 года – на пикирующем бомбардировщике Пе-2. Дважды ранен.
В 1941 – 1942 годах участвовал в оборонительных боях и ряде наступательных операций на территории Белоруссии, Брянской, Орловской, Курской, Воронежской областей.
Начиная с 1943 года, принимал участие в ряде важнейших операций – Воронежско-Касторненской наступательной операции (24 января – 2 февраля 1943 года); оборонительном этапе Курской битвы (с 5 июля 1943 года), Орловской стратегической наступательной операции (12 июля – 18 августа 1943 года) – завершающем этапе битвы на Курской дуге; Черниговско-Припятской наступательной операции (26 августа – 30 сентября 1943 года); Гомельско-Речицкой наступательной операции (10 – 30 ноября 1943 года); Калинковичско-Мозырской наступательной операции (8 – 30 января 1944 года); Рогачёвско-Жлобинской наступательной операции (21 – 26 февраля 1944 года); Белорусской стратегической наступательной операции "Багратион" – Бобруйской (24 – 29 июня 1944 года), Минской (29 июня – 4 июля 1944 года), Люблин-Брестской (18 июля – 2 августа 1944 года) наступательных операциях; Варшавско-Познанской наступательной операции (14 января – 3 февраля 1945 года) –, составной части Висло-Одерской стратегической операции; Восточно-Померанской стратегической наступательной операции (10 февраля – 4 апреля 1945 года); Берлинской стратегической наступательной операции (16 апреля – 8 мая 1945 года) и штурме Берлина.
К концу войны совершил 165 боевых вылетов на разведку и бомбардировку войск, оборонительных сооружений и коммуникаций противника, нанёс врагу большой урон в живой силе и боевой технике.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за умелое выполнение заданий командования и проявленные при нанесении бомбовых ударов по врагу мужество и героизм Леонтьеву Василию Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После окончания войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах Советской Армии. С 1948 года капитан В.А.Леонтьев – в запасе. Жил в Москве. Работал в Министерстве гражданской авиации, затем старшим научным сотрудником Центрального дома авиации и космонавтики.
Скончался 14 июня 1985 года. Похоронен на Николо-Архангельском кладбище Москвы.
Именем Героя названа улица поселке Старопышминск. Почетный гражданин города Березовский Свердловской области.
Награжден 2 орденами Ленина (29.12.1941; 15.05.1946), орденами Красного Знамени (1940), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (30.12.1944), медалями, в том числе «За отвагу» (3.03.1943).
Из наградного листа на орден Ленина
Младший лейтенант, пилот 24-го бомбардировочного авиационного полка В.А.Леонтьев – смелый, решительный летчик. Имеет 18 успешных боевых вылетов.
2.09.1941 года при ампулометании уничтожил 2 бронемашины и ввел в панику автоколонну врагов, уничтожая огнем своих пулеметов фашистских солдат.
Тов. Леонтьев во выполнении заданий 9 раз подвергался атакам истребителей, но, искусно маневрируя, пользуясь облачностью, всегда приходил на свой аэродром.
6.09.1941 года комиссар полка был подбит зенитной артиллерией противника, но тов. Леонтьев не бросил самолет комиссара и прикрывал его от истребителей противника до места вынужденной посадки.
8.09.1941 года Леонтьев сопровождал командира эскадрильи, который на самолете с неисправным мотором уходил от атакующих его истребителей. Прикрыв командира и отстреливаясь от истребителей, дал ему возможность выйти из боя. Сам же сохранил машину и экипаж.
12.09.1941 года при сильном противодействии зенитных средств противника произвел штурмовой налет на колонну противника. уничтожил до роты пехоты, поджег 4 автомашины и автоцистерну с горючим.
19.09.1941 года, летя на разведку, обнаружил автоколонну противника. Снизившись и штурмуя, обстрелял ее пулеметным огнем, причем поджег 5 автомашин. Вторично вылетев на бомбометание обнаруженной автоколонны, был обстрелян зенитной артиллерией, самолет получил пробоины. Снизившись и штурмуя, заставил замолчать зенитную точку противника.
24.09.1941 года при бомбометании железнодорожного узла Шостка, заметив на дороге автоколонну противника, снизился и начал ее штурмовать. Осколок зенитного снаряда попал в козырек кабины. Несмотря на это, тов. Леонтьев закончил штурмовку, поджег несколько автомашин и уничтожил зенитную точку, которая вела по нему огонь.
2.10.1941 года смелыми штурмовыми действиями на дороге Кромы – Орел уничтожил до 8 автомашин противника и большое количество пехоты. В этот день сделал 3 успешных боевых вылета.
При плохих метеорологических условиях одиночным самолетом ходит как «охотник». За время его работы как «охотника» им уничтожено до 15 автомашин противника и 1 цистерна с горючим.
Преданный боец партии Ленина-Сталина. За успешное выполнение заданий командования представляется к правительственной награде – ордену Ленина.
Командир 24 Краснознаменного ближнебомбардировочного авиаполка майор Мельников
4 ноября 1941 года
Из наградного листа на медаль «За отвагу»
27 января 1943 года тов. Леонтьев вел свое звено в составе девятки на бомбометание скопления эшелонов на железнодорожной станции Мармыжи. Перед началом бомбометания звено было атаковано двумя истребителями Ме-109Ф. Несмотря на пулеметный огонь, стервятникам удалось поджечь обоих ведомых лейтенанта Леонтьева. Тов. Леонтьев остается один, и два фашистских стервятника с яростью набрасываются на его самолет. При одной из атак противника тов. Леонтьев был ранен в голову, но продолжал вести самолет, и в одной из атак один стервятник был сбит стрелком-радистом экипажа тов. Леонтьева. Загорелся мотор и на самолете тов. Леонтьева, после чего он с крутым планированием ушел под строй.
Второй стервятник решил добить его, и уже на бреющем полете ему удалось еще раз поджечь самолет. Обливаясь кровью, раненый Леонтьев, имея богатый опыт и железную силу воли, умело посадил самолет в 300 метрах от передовых частей противника и этим спас жизнь себе и экипажу. Под сильным обстрелом противника из пулеметов, ружей и минометов экипаж добрался к своим частям и снова горит желанием выполнить любую боевую задачу.
Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза
Тов. Леонтьев, как заместитель командира эскадрильи, является отличным мастером своего дела, хорошо владеющим самолетовождением и техникой пилотирования в любых метеоусловиях и на любых высотах.
За время участия в Великой Отечественной войне против германского фашизма тов. Леонтьев совершил 165 успешных боевых вылетов на уничтожение техники и живой силы противника, из них более 60 – на разведку в глубокий тыл противника. После получения последней правительственной награды тов. Леонтьев произвел 36 успешных боевых вылетов.
Тов. Леонтьев, как офицер – руководитель, показывает образцы высокой культуры и мастерства в вождении звена, группы и точных бомбовых ударов по сооружениям и опорным пунктам противника. Свое дело любит и отлично знает. Тактически грамотно и умело принимает решения в трудно сложившейся воздушной обстановке. Всегда свою группу выводит точно на заданную цель, учитывая и принимая во внимание все противодействие со стороны противника.
Являясь командиром высоких боевых качеств, несмотря на любые преграды, всегда ведет в бой своих подчиненных смело и решительно, отдавая все свои силы для победы над врагом. В огне врага показывает образцы мужества, отваги и героизма, учит своих подчиненных, как надо добывать победу. При выполнении всех боевых приказов командования пунктуален и решителен, в бою смел и находчив.
Выполняя боевые задания на разведку в глубокий тыл противника, всегда отлично справлялся с этой почетной задачей и доставлял ценные данные о противнике.
Тов. Леонтьев является участником последних решающих операций в полном и завершающем разгроме германских захватчиков – Варшавской, Кюстринской (по расширению плацдарма западнее Кюстрина) и Берлинской.
Он десятки раз водил звено своей эскадрильи на уничтожение опорных пунктов и скоплений противника непосредственно в самом Кюстрине и в Берлине. Каждый раз, несмотря на плохие метеоусловия и сильное противодействие противника, он пробивался через стену заградительного огня к заданной цели и успешно выполнял приказ.
Тов. Леонтьев, как заместитель командира эскадрильи, много работает над повышением знаний своего летного состава и улучшением техники пилотирования. Несмотря на то, что перед Бобруйской операцией эскадрилья была сформирована из молодого летного состава, прибывшего из школы, он вместе с командиром эскадрильи в течение двух месяцев на оперативном аэродроме подготовил эскадрилью к боевой работе. В настоящее время, громя германских захватчиков, они все вместе показывают образцы отваги и героизма.
За время его работы в эскадрилье она произвела 428 успешных боевых вылетов, не имея ни одной потери со своей стороны.
За время своего участия в Великой Отечественной войне тов. Леонтьев имеет на своем боевом счету 2 сбитых самолета в групповом бою, уничтоженных танков – 48, автомашин – 62, автоцистерн с горючим – 12, железнодорожных вагонов – 72, артиллерийских орудий – 9, разрушенного железнодорожного полотна – свыше 250 метров и много техники и живой силы противника.
Личный состав эскадрильи подготовлен хорошо, боеготовность доведена до 24 – 30 минут. Лично дисциплинирован, требователен к себе и к своим подчиненным. Случаев нарушения воинской дисциплины и аморальных явлений среди личного состава не было.
Примерами его самоотверженной боевой работы могут служить следующие боевые факты:
16 января 1945 года водил звено в составе 9 самолетов Пе-2 на бомбардирование скоплений автомашин в районе Бучек севернее Опочно. При подходе к цели группа была встречена массированным огнем зенитной артиллерии и атакована двумя истребителями противника. Отразив их атаки и маневрируя в зоне зенитного огня, вывел свое звено на заданную цель и сбросил бомбы. В результате было уничтожено 20 автомашин, подтверждением чего служит фотофильм.
11 марта 1945 года водил звено в составе 9 самолетов Пе-2 на бомбардирование опорного пункта противника города Альтдамм. На подступах к заданной цели группа была атакована истребителями противника, и в результате воздушного боя самолет тов. Леонтьева получил серьезные повреждения. Тов. Леонтьев свое звено не оставил и, придерживаясь строя в группе, на одном моторе вышел на заданную цель и сбросил бомбы. В результате бомбометания было уничтожено 7 автомашин, взорван склад с боеприпасами, разрушено 9 домов, что подтверждено фотофильмом.
Успешность всех боевых вылетов также подтверждена фотофильмами (номера фотофильмов приводятся).
Успешность боевых вылетов также подтверждена членами экипажей майора Лабина, капитана Дельцова, капитана Хряпенкова, лейтенанта Абрамова.
За отличное выполнение боевых заданий и проявленные при этом доблесть, мужество и героизм, а также за отличное воспитание личного состава тов. Леонтьев заслуживает высшей правительственной награды – звания «Герой Советского Союза».
Командир 24 бомбардировочного авиационного Орловского Краснознаменного ордена Суворова полка подполковник Соколов
8 мая 1945 года
Из книги «Звезды на крыльях» (Воспоминания ветеранов советской авиации). – М.: Воениздат, 1959.
Генерал-лейтенант авиации в отставке С. Н. Ромазанов. Годы и люди (воспоминания военных лет)
На Брянском фронте
...Близился к исходу третий месяц войны. Формирование войсковых соединений Брянского фронта происходило в боевой обстановке. Ни на минуту не прекращались военные действия авиационных подразделений. С каждым днем они становились организованнее, а, следовательно, и сильнее.
Большую помощь командованию фронта оказывала разведывательная авиация. Вопросами разведки в ВВС фронта руководил подполковник Ларин. Это был дисциплинированный и аккуратный офицер. Он собирал сведения разведки из всех авиаподразделений, систематизировал их и затем составлял ежедневно карту разведки. И не было, пожалуй, дня, чтобы эту карту не потребовал командующий фронтом генерал-полковник А. И. Еременко. Он ее очень ценил. Что же касается летчиков, непосредственно выполнявших воздушную разведку, то среди них сплошь и рядом были люди необыкновенного мужества и благородства. В первые месяцы войны мне как-то почти не приходилось бывать у разведчиков, и вот однажды я решил познакомиться с ими поближе. Это было на аэродроме 24-го авиационного разведывательного полка, в районе Мценска. Беседовал я с командиром полка П. И. Мельниковым. Он особенно восхищался лейтенантом Леонтьевым, называл его храбрецом, следопытом и так далее, а затем пригласил В. А. Леонтьева на беседу. Через минуту к нам вошел невзрачный на вид лейтенант, одетый, как и положено по форме, но с некоторой небрежностью. Разочарованный его внешностью, я в первую минуту подумал, что командир полка преувеличивает достоинства разведчика. В то же время, увидев на его груди орден Красного Знамени, подумал: «Война только началась, а он уже имеет такую высокую награду».
— За что орден получили? — спросил я лейтенанта.
— За финскую войну, — ответил он, улыбаясь.
Заговорил командир полка:
— Отменный разведчик он у нас, любое задание ему по плечу.
Лейтенант смутился.
— Напрасно хвалите, товарищ майор, не стою я похвалы. Вот Лабин или Ус — это разведчики!
И стал рассказывать о боевых действиях своих товарищей. Судя по его рассказам, они были действительно замечательными разведчиками. Однако мне хотелось узнать подробнее о Леонтьеве.
— Теперь расскажите о себе, — попросил я собеседника. Он смутился еще больше и ничего интересного не рассказал.
Уезжал я из полка, познакомившись со многими отличными разведчиками и зная эпизоды из их полетов, но лейтенант Леонтьев так и остался для меня загадкой. Я знал, что командир полка не станет напрасно давать летчику такую высокую характеристику, и в то же время полного впечатления о разведчике я себе не составил. Прибыв в штаб армии, я рассказал об этом командующему. Генерал Полынин рассмеялся:
— А я хорошо его знаю. С первого дня войны знаю.
И рассказал о первом боевом вылете Леонтьева в первый день войны.
Известно, что война началась в воскресенье. Над Бобруйском занималась заря ясного и тихого летнего дня. И вдруг — боевая тревога... С аэродрома поднялись 19 скоростных бомбардировщиков и пошли бомбить авангардные части гитлеровской армии, уже вторгнувшиеся в пределы нашей Родины в районе Бреста. Чем ближе к линии фронта подходили бомбардировщики, тем больше они видели на земле пожаров. Горела земля, клубился черный дым над селами.
Бомбардировщики шли без прикрытия. Над ними вороньем кружили вражеские истребители. Вот они атакуют самолет Леонтьева: над кабиной, под крыльями прочерчивают воздух пулеметные трассы. По истребителям бьет из пулемета стрелок-радист сержант Иванов. Наконец советские самолеты над целью. Растянувшись по большаку, идет колонна танков. Штурман лейтенант Назаров cбрасывает бомбы. Истребители усиливают атаки, стараясь разъединить советские самолеты. Им это удается. Вот они обивают ведущего. Не в силах помочь товарищу, Леонтьев от досады сжимает зубы. Он кладет машину на обратный курс. Их тоже преследует несколько истребителей. Штурман и радист отбиваются от них. Вдруг пулемет радиста захлебнулся — двадцатилетний Ваня Иванов навеки замолчал вместе со своим пулеметом. Истребителям удается вывести из строя один двигатель, затем другой. Леонтьев кладет самолет на крыло, ведет его на посадку. К нему бегут наши пехотинцы. Они помогают Леонтьеву вытащить из кабины раненого штурмана и убитого радиста.
Из штаба вышел лейтенант с черными усиками.
— Что надо — патронов, хлеба?... — торопливо и неприязненно спросил он Леонтьева.
— Шапку сними, — проговорил летчик.
Лейтенант взглянул на убитого, снял шапку. Затем сказал:
— Некогда, браток. Немцы кольцо смыкают. Пробиваться надо.
Товарища хоронил один. Вырыл неглубокую могилу, завернул сержанта в парашют, положил. Перед тем как засыпать землей, вынул из кармана Иванова документы. Среди них недописанное письмо. Оно заканчивалось словами: «Дорогая мама! Жди меня на той неделе в отпуск».
Леонтьев колебался: дописать письмо или отослать, таким. Между тем у штаба разорвался снаряд. Ударили минометы.
— Танки! — крикнул кто-то над самым ухом.
И другой голос:
— Эй, летчик, торопись!
Красноармейцы цепь за цепью устремлялись к оврагу. Леонтьев вынул карандаш, стал писать.
«Дорогая мать! Пишет Вам командир и товарищ Вани. Погиб он смертью героя в первый день войны. Похоронил я его справа от дороги, в трех километрах от местечка Белая Подляска. Мужайтесь, мама!..»
Вынул пистолет и пошел пробиваться к своим.
Вернувшись в часть, обо всем доложил командиру. И снова стал летать на задания. Летал по два — три раза в день, летал на бомбежку, разведку и снова на бомбежку. Почти в каждом полете встречался с истребителями противника, вступал с ними в бой, и если не выходил из боя победителем, то и себя в обиду не давал.
Через два месяца, уже будучи старшим лейтенантом, Василий Леонтьев летал на Пе-2. Друзья часто ему говорили: «Ростом ты у нас вроде бы как самый маленький в полку, а поди как летаешь!.. Откуда только силы у тебя берутся?..» Леонтьев и сам иногда удивлялся своей способности выполнять задания, казавшиеся невероятно трудными.
Однажды его вызвал командир полка майор Мельников.
— Не имею права посылать вас на задание, а дело не терпит, — сказал он, разглядывая карту.
— В чем сложность задания, товарищ майор? — спросил Леонтьев.
— Облачность почти по земле стелется, а в районе цели и того хуже! — проговорил майор, поворачиваясь к окну и как бы приглашая летчика тоже посмотреть на погоду.
— Погода не беда, товарищ майор, как-нибудь справимся.
— С погодой справитесь, а как с зенитчиками будете справляться?.. В Брянске зенитных орудий, как в лесу деревьев!.. А вам придется лететь на малой высоте, чтобы все разглядеть в городе и на железнодорожной станции.
— Зря беспокоитесь, товарищ майор, — утешительно сказал Леонтьев.
— Как зря?
Это было накануне Нового, 1942, года. На разведку города и железнодорожного узла Брянска отправились три боевых товарища: штурман лейтенант Михаил Иванов, стрелок-радист сержант Михаил Артемьев и командир экипажа старший лейтенант Василий Леонтьев. Задание было исключительной важности. Результатами разведки интересовался командующий фронтом. Значит, крайняя нужда заставила командира полка посылать экипаж на такое рискованное дело.
К Брянску летели в облаках, а над городом снизились так низко, что чуть не задели крыльями за фабричные трубы. Зенитчики били по самолету даже тогда, когда его не было видно, по гулу. Когда же Пе-2 вынырнул из облаков, огонь усилился настолько, что над батареями поднялись клубы светлого дыма.
Самолет с красными звездами на крыльях проносился над крышами домов, наводя панический ужас на фашистских зенитчиков. А экипаж был занят делом: Леонтьев пилотировал, штурман и стрелок-радист замечали войска на улицах, эшелоны на станции.
Но чудес не бывает. Самолету не удалось избежать свинцового дождя осколков зенитных снарядов. Заклинил левый мотор, с перебоями стал работать правый. Леонтьев, не дожидаясь, пока он полностью выйдет из строя, повел самолет над открытым полем. Нужно было искать место для посадки. Сесть пришлось в снежные заносы.
Выбираясь из кабины, Леонтьев увидел, что самолет ушел в снег, как в укрытие. Это обрадовало, но тут же напомнило, что задание не выполнено, что нужно еще расспросить местных жителей о немцах, о дорогах.
Хлещет по лицу колючий снег, валит с ног холодный декабрьский ветер, поземка — зги не видать.
Подождали вечера и пошли в село, которое видели при посадке. Дойдя до огородов, легли и поползли по-пластунски. Подползли к избе, заглянули в окно. На лавках лежат два здоровенных немца, у шестка хлопочет старушка. «Накроем», — решил Леонтьев, и все уже хотели входить в избу, как из-за угла вышли три немецких патруля. Летчики выхватили пистолеты; немцы скинули с плеч автоматы, но... поздно. Грянули три выстрела, и фашисты повалились в снег.
— Партизаны!!! — разнеслось по селу. — Партизаны!..
Летчики словно привидения нырнули в метель.
Ночевали в стоге сена.
На утро не выдержали и снова потянулись в село, к теплу. Дым над крышами притягивал, как магнит.
На этот раз подошли к другой избе и постучались. Вышла пожилая женщина и нисколько не удивилась советским летчикам, только сказала:
— По селу дорога проходит, немцы греться заглядывают.
— А в селе стоят немцы?
— Нынче ночью ушли, партизан испугались. Вчера-то партизаны крепкую баню им устроили, говорят — половину перебили.
Здесь остановились, отдохнули. В избу вошел хозяйкин кум — мужчина лет пятидесяти в дубленом полушубке. Расчесывая заиндевелую бороду, сказал:
— Пойдемте в наш райцентр. Там встретим партизан.
— А немцы? — спросили в один голос летчики.
— Немцев там нет — партизанская зона. И большак тоже партизанский. Кругом засады, немцы по нему сейчас не ездят.
— А вот хозяйка говорила, что немцы погреться заезжают.
— Заезжали, теперь отвадили. Собирайтесь!
«Черт его знает, кто он?» — думали летчики, но в райцентр решили идти. И только вышли за село, как на большаке увидели несколько немецких автомашин. Руки летчиков потянулись к пистолетам.
— Ты что же, запродать нас вздумал?
— Что вы, ребята, белены объелись? Как же можно так о человеке думать!
— А машины?
— Так они ж давно тут, брошены! Радиаторы у них заморожены.
В селе зашли в дом, где вчера только располагался, по словам кума, немецкий штаб. Стол был накрыт к встрече Нового года: водка, шампанское, жареные гуси. Компания, видно, разбежалась.
— Выпьем, ребята! — восторженно сказал крестьянин. — Сегодня ведь Новый год!
Летчики переглянулись: только теперь они вспомнили о наступившем 1942 годе.
— Обыщем комнаты! — приказал Леонтьев.
Через несколько минут они нашли карту расположения частей двух немецких соединений и ведомость штаба. В ней были указаны наименования всех частей и соединений, действовавших против советского Брянского фронта.
Скорее домой! Крестьянин подгоняет сани, резвая лошадь мчит их к линии фронта.
Через двое суток Леонтьев сидел перед командующим воздушной армией. Он хорошо понимал, какой важности сведения добыты его экипажем.
Военный совет фронта наградил Леонтьева орденом Ленина, Иванова и Артемьева — орденами Отечественной войны.*
Таким был скромный и неказистый на вид летчик Василий Леонтьев.
……………………………………………………
*Орденом Ленина В.А.Леонтьев был награжден приказом по Брянскому фронту от 29.12.1941 года за 18 боевых вылетов, выполненных к 4 ноября 1941 года (дата подписания представления).
Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)
Источники
Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – Санкт-Петербург, 2010.
Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Т.1. – М., 1987.