СОВЕТСКИЕ ВОЙСКА В ИРАНЕ
nznz Сообщений: 127 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 72 | Наверх ##
16 декабря 2020 15:37 Ищу Ж тецкого Валентина Феофановича. Это сводный брат моего отца. воевал в мотострелком-где не знаю, т.е в Иране, но часть не знаю.Жил в Ленинграде после войны, женат был на Инне( фамилию не помню),детей не было. Работал в общепите кем то вроде заастоловой. Из рассказа помню что как то его нашел сн о котором он не знал.Проходил лечение в гостпитале чуть ли не в Ташкенте -после ранения. там был военный роман с женщиной- затем в часть. Обычная истоиия.А малчишка выровс. Пригласил на свадьбу.Дядя Валя поехал-там ему подарили два чемодана урюка.Человек он был торговый и не отказался, тем брлее пенсии были неборльшие. Тащил чемоданы-надорвался, слег и умер. было это после 1980г.фото последнее.
 | | |
nznz Сообщений: 127 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 72 | Наверх ##
16 декабря 2020 15:42 >> Ответ на сообщение пользователя nznz от 16 декабря 2020 15:37 вот годов 60-х наверное
 | | |
AlvinaA Участник
Сообщений: 78 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 22 | Наверх ##
6 апреля 2021 22:21 16 апреля 2021 10:51 Здравствуйте. Мне очень интересна эта тема. Мой отец тоже проходил службу в Иране. И медаль "За победу над Германией" тоже есть. Пока совсем никакой информации. Военкомат говорит, что у него информация только о призыве, остальное надо искать в другом месте. Вот ссылка на статью из журнала "Военное обозрение" - "Малоизвестные страницы военных автоперевозок «персидским коридором» https://topwar.ru/100775-maloi...dorom.htmlА это статья "Наши в Иране" на сайте Кремник. В конце есть комментарии и ссылки https://www.kremnik.ru/node/434692Нашла документ о награждении отца медалью "За победу над Германией". Документ подписан генерал-лейтенантом Гайдуковым, стрелковый корпус №58. На сайте Память народа нашла генерала Гайдукова Вениамина Андреевича. "12 января 1943 года был назначен На должность командира 15-го кавалерийского корпуса, дислоцировавшегося в Иране. В январе 1944 года был назначен На должность заместителя командующего 34-й, а затем 4-й армий, а в марте 1945 года — На должность командира 58-го стрелкового корпуса, который дислоцировался в Иране". Далее смотрю Боевую характеристику штабов и частей 15 кк. На стр 4 75 стр. дивизия. Сформирована в г. Сумгаит в период с 20.12.41 по 05.04.42 г. В Иране (штаб в гор. Хой) с 14.04.42 г. "Из наличного состава дивизии 22,8% занято охраной ирано-турецкой границы, причем стрелковые батальоны рассредоточены друг от друга на 30-50 км, что не дает возможности проводить полковые отрядные учения" Ну и т. д. https://pamyat-naroda.ru/docum...ab2040dcv6Из Википедии. "На территории округа САВО была сформирована 53-я армия, которая участвовала в операции по вводу советских войск в Иран с территории Туркменской ССР и затем в соответствии с советско-иранским договором несли службу на территории Ирана". 53-я армия (53 А) — оперативное войсковое объединение (общевойсковая армия) в составе Рабоче-крестьянской Красной Армии СССР во время Великой Отечественной войны. 1 формирование. Сформирована в августе 1941 года в Средне-Азиатском военном округе, где и дислоцировалась до своего расформирования в ноябре 1941 года. Перед армией была поставлена задача охранять государственную границу СССР с Афганистаном. 2 формирование. Вторично сформирована 1 мая 1942 года на основании директивы Ставки ВГК от 26 апреля 1942 года на Северо-Западном фронте на базе южной группы войск 34-й армии. В связи с планомерным наступлением вермахта вглубь СССР персидский коридор, проходивший по территории Трансиранской железной дороги, представлял собой один из наилегчайших путей реализации программы ленд-лиз, осуществлявшейся Соединёнными Штатами по морю. Британские и советские инженеры признавали огромную значимость данной железной дороги и стремились держать её под пристальным вниманием. Возросшее число атак немецких подводных лодок на морские конвои союзников и скорое покрытие моря льдом в районе Архангельска привели к повышению потенциальной опасности использования северного морского маршрута, вследствие чего необходимость интенсивного неограниченного использования Трансиранской железной дороги значительно выросла. К тому же советское правительство вероятно стремилось включить Иранский Азербайджан и Туркменсахру («Туркменскую степь») в состав своего государства, а также привести к власти в Иране коммунистов. Давление Великобритании и СССР на Иран привело к росту напряжённости и массовым антибританским выступлениям в Тегеране, которые, по мнению англичан, носили пронемецкий характер[4][5]. Стратегическое положение Ирана препятствовало обеспечению безопасности советских нефтеносных районов и тыла Красной Армии и создавало угрозу британским военным маршрутам между Индией и Средиземноморьем[7]:215—216. Вторжение началось из Персидского залива силами ВМФ Великобритании и Австралии, сухопутных и военно-воздушных частей и соединений вооружённых сил Британской империи. С Южного Кавказа при поддержке авиации и Каспийской военной флотилии в северную часть Ирана вошли 44-я, 47-я армии Закавказского фронта, находившегося под командованием генерала Дмитрия Козлова и 53-я армия САВО. В боевых действиях приняли участие около тысячи танков Т-26[4]. | | |
Тася52 Новичок
Сообщений: 10 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 3 | Наверх ##
31 октября 2023 11:45 --- Тася52 | | Лайк (1) |
AlvinaA Участник
Сообщений: 78 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 22 | Персидский коридор для Советского Союза. Откуда и куда Как известно, ленд-лиз – это программа США, Великобритании и Канады по оказанию военной помощи своим союзникам во Второй мировой войне, в том числе и Советскому Союзу, боеприпасами, техникой, продовольствием и стратегическим сырьём, включая нефтепродукты. Маршрутов, по которым к нам поступала эта помощь, было несколько. Обычно все вспоминают знаменитые «арктические конвои». Именно о них имеется большое количество исторической и художественной литературы, сняты художественные и документальные фильмы. Но путь морем до Молотовска (ныне Северодвинск) или Мурманска был не единственным маршрутом, по которому в СССР поступала союзническая помощь. Был ещё очень эффективный тихоокеанский маршрут, который обеспечивал почти половину поставок по ленд-лизу. До 7 декабря 1941 года (день нападения Японии на Пёрл-Харбор) этот маршрут был относительно безопасным, а вот после этого перевозки осуществляли только советские моряки. Все пути контролировались японцами, наши корабли принудительно досматривались, а иногда просто топились. Маршрут был хорош и тем, что составлял всего 18-20 суток от американского побережья до дальневосточных портов и дальше по Транссибирской магистрали. Трансиранский маршрут А вот о том, что значительный поток грузов шёл через Иран, знают далеко не все. Для многих станет открытием, что этим путём объёмы поставок в СССР были больше, чем посредством полярных конвоев. Если брать весь объём грузов, то на долю северного маршрута пришлось 22,6%, а на южный – 23,8%. Правда, чтобы организовать этот маршрут, пришлось решить один небольшой вопрос – оккупировать Иран. Дело в том, что иранские власти и сам шах Реза Пехлеви явно склонялись на сторону Гитлера. И здесь мы должны рассказать о совместной советской и английской операции, которая получила название «Операция «Согласие». В августе 1941 года советские и английские войска вошли в Иран. Особых споров не было, английские войска оккупировали южные районы Ирана, а Советский Союз – северные территории. Операция прошла почти бескровно. Иранское правительство потеряло всякий контроль над страной, а шах вынужден был отречься от престола (он в 1944 году умер в Южной Африке). На престол вступил его 21-летний сын Мохаммед Реза Пехлеви, предпочитавший договариваться с союзниками и даже объявивший в 1943 году войну Германии. Напомним, что именно в столице Ирана Тегеране с 28 ноября по 1 декабря 1943 года прошла первая в истории конференция «Большой тройки» – СССР, США и Великобритании (вспомним и известный советский фильм «Тегеран-43»). А к осени 1941 года, как казалось, все вопросы были решены и можно было осуществлять поставки по ленд-лизу. Но в тогдашнем Иране практически не было дорог – одни только направления. Никакие транспортные перевозки в больших объёмах там осуществлять было нельзя. Проблему взялись решить американцы. За короткое время были построены Трансиранское шоссе, железная дорога и два порта в Персидском заливе. Сами американцы называли этот маршрут «персидским коридором» (Persian Corridor). Дорога ещё не была закончена, а поставки в Советский Союз были начаты. В самые критические дни ноября 1941 года по дороге прошло около 3000 тонн грузов, в дальнейшем этот поток только возрастал и к маю 1942 года достиг 80 тысяч тонн ежемесячно. В 1943 году этот объём достиг уже 200 тысяч тонн в месяц. Опасные перегрузки Технология процесса была довольно простой. Американцы доставляли грузы в порты Персидского залива, здесь их перегружали на железнодорожный или автомобильный транспорт и везли в порты Каспийского моря. Здесь уже подключалась советская Каспийская флотилия. Часть грузов перевозилась на автомобилях, транспорт шел своим ходом через Иран в советские республики Азербайджан или Туркмению. Надо отметить, что доставка грузов через Каспийское море до конца 1942 года была делом довольно опасным. Немецкие самолёты могли долетать до маршрутов транспортировки и доставляли большие неудобства. Гитлеровцы так уверились в своём успехе, что даже назначили своего адмирала командующим флотом Каспийского моря. Правда, после разгрома нацистов под Сталинградом иранский маршрут стал полностью безопасным. Из поставок по ленд-лизу по персидскому коридору особенно надо отметить морское оборудование и автомобили. Только для нужд Красного флота было доставлено свыше 40 тысяч тонн грузов, среди них были автоматические зенитные пушки, пулемёты, зенитные автоматы. За годы войны американцы поставили в СССР 400 тысяч автомобилей, а только по персидскому коридору их поступило 184 тысячи. Про поставки автомобилей можно было бы сделать целый отдельный рассказ. Американцы – люди предприимчивые и, чтобы оптимизировать процесс, построили в Иране несколько сборочных автомобильных фабрик. Корабли привозили детали, в Иране собирались машины, которые затем отправлялись в воюющий Советский Союз. Маршруты были таковы: Тегеран — Ашхабад, Тегеран — Астара — Баку, Джульфа — Орджоникидзе. Одной из самых востребованных машин стал грузовик «студебеккер». Именно на их шасси до конца войны воевали знаменитые реактивные установки «катюши». 20 тысяч «катюш» на базе надёжных в эксплуатации «студебеккеров» приближали нашу победу. Программа ленд-лиза распространялась на Советский Союз до победы над Японией. 20 сентября 1945 года эти поставки были завершены. Заканчивалась работа и персидского коридора. По предварительным договорённостям, союзники должны были покинуть Иран. Был момент, когда Сталин попробовал оставить за собой часть занятых иранских территорий (южный Азербайджан), но в итоге был вынужден от этих планов отказаться. В мае 1946 года советские солдаты вернулись домой. А созданная союзниками инфраструктура ещё долгое время помогала Ирану развивать экономику. Обложка: тысячи Студебеккеров готвых к отправке в СССР из Ирана. Источник: mix.tn.kz https://histrf.ru/read/article...l574008469 | | Лайк (1) |
AlvinaA Участник
Сообщений: 78 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 22 | «Список Сталина». К годовщине ленд-лиза. 1 октября 1941 года спецпредставитель президента США Аверелл Гарриман в Москве подписал протокол о поставках в СССР. Его утверждение Конгрессом и президентом США включило СССР в программу ленд-лиза. Наиболее удобный способ ревизионизма итогов Второй мировой – спекуляции ленд-лизом. По многим причинам, однако главная заключается в том, что в перечне поставок множество цифр. Для неподготовленного человека столкновение с ними губительно. Сегодня, когда мы справляем 75-ю годовщину завершения Московской конференции 1941 года, на которой были распределены роли союзников в войне, стоит поговорить о том, как противостоять магии тысяч штук и миллионов тонн. Крупнейшая военная сделка в истории Ленд-лиз – тема довольно опасная. Потому что любое её упоминание, как правило, уводит дискуссию в беспредметные споры о вкладе в войну, о том, насколько этот вклад был ценен. Сторонники оценки председателя Госплана Николая Вознесенского упирают на пресловутые 4% (так он оценил удельный вес поставок по ленд-лизу к производству СССР во время войны). Несогласные приводят мнение Анастаса Микояна, оценившего ленд-лиз в лишние полтора-два года войны (которые бы пришлось воевать, если бы не американская помощь). Поэтому для начала нужно освежить в памяти, как и когда ленд-лиз начался. Закон о ленд-лизе был принят в марте 1941 года, т.е. ещё до начала Великой Отечественной. Основой же его было соглашение с Британией о поставке ей военных кораблей в обмен на передачу контроля над военно-морскими базами в Атлантике. Соглашение обоюдовыгодное: баз Великобритания без флота и так бы лишилась, а американской судостроительной промышленности – новые заказы. Однако такая обоюдовыгодность стала лишь частью мотивации «Закона по обеспечению защиты Соединенных Штатов». Во-первых, активность стран Оси делала их военное столкновение с США неизбежным, дело было только в сроках. Во-вторых, завоевательная политика Гитлера ставила крест на европейских долгах ещё за Первую мировую. Так что смысл вмешаться в драку был. Ну а предвыборное обещание Рузвельта не отправлять американскую армию в Европу оставляло только один способ участвовать: поставлять товары и оружие. О чём, собственно, и рассказал президент американскому Конгрессу знаменитую «притчу о садовом шланге». Больше, чем деньги В программе ленд-лиза за всю войну приняли участие более 40 стран мира, стоимость поставок превысила 50 млрд тех долларов (примерно 700-800 млрд на наши деньги). Нас включили в эту схему почти сразу после начала Великой Отечественной: уже с конца июня предварительные соглашения были достигнуты. Однако более основательно всё оформили во время Московской конференции 1941 года, проходившей с 29 сентября по 1 октября. Протокол не означал немедленного начала поставок и требовал ещё голосования в Конгрессе, а также подписи Рузвельта. С последней, впрочем, проблем не возникло: президент умел просчитывать ситуацию гораздо дальше своих коллег и оппонентов. Хотя бы потому, что в нагрузку к ленд-лизу шла Атлантическая хартия (август 1941), пункты которой уже тогда определяли контуры послевоенного мира. А также потому, что Рузвельт был хорошо знаком с практикой послевоенной скупки активов за бесценок – имел к ней отношение в 1920-х. Но сначала нужно было победить, а сухопутных армий (кроме вермахта и РККА) на европейском континенте к моменту конференции не осталось. Поэтому пещерный антикоммунизм отдельных конгрессменов не помешал, на кону стояло значительно больше, чем просто деньги. Сколько из общей суммы ленд-лиза получил СССР? Примерно пятую часть, называется вилка 10,8-11,3 млрд, причём поставки осуществлялись неравномерно. В 1941 году, на программу пре-ленд-лиза и первый протокол, подписанный во время Московской конференции, пришлось примерно 0,5-1% поставок. На 1942 год – 27,6%, остальные 70 с лишним процентов – на 1943-1945 годы. От подробного перечисления номенклатуры уклонимся – в справочной литературе эти сведения вполне доступны. Отметим лишь, что наиболее ценными грузами были отнюдь не вооружения, а грузовики и вездеходы, алюминий, взрывчатка, продовольствие и станки. Главное не учтено Ленд-лиз – тема парная, хотя о паре вспоминают не всегда. А именно: о втором фронте. Хотя это отражено даже в солдатском фольклоре (известно, что американскую тушенку в Красной армии в шутку прозвали «вторым фронтом»). Его открытие было самой долгой волынкой войны. Даже «Аэрокобры» (один из скандалов лендлиза, одну из первых партий перехватила Британия) в конце концов удалось выцыганить, именно на ней Покрышкин сбил 48 самолётов противника. А вот со вторым фронтом не получалось никак: ни в 42-м, ни в 43-м. Вместо этого союзники использовали наземные силы в более им интересных Северной Африке и Италии. И лишь заметные успехи СССР во время летней кампании 1943 года вынудили союзников определиться. Председатель финансового комитета Конгресса США с предельной откровенностью изложил эту прагматичную калькуляцию тогдашнему госсекретарю США Стеттениусу: «...[США] сейчас тратят около 8 миллиардов в месяц. Если бы не те приготовления, которые мы сделали в эти месяцы, выиграв время, война, я убеждён, продолжалась бы на год дольше. В год мы тратим на войну до 100 миллиардов долларов, а кроме того, мы могли бы потерять огромное число жизней лучших сынов страны. Даже сократив войну только на полгода, мы сбережём 48 миллиардов долларов, потратив всего 11 миллиардов, а кровь наших солдат, слезы наших матерей оценить вообще невозможно». Отдельно заметим, что это слова непосредственного участника событий, а не позднейших интерпретаторов и публицистов. Можно до посинения спорить о том, насколько ценными были поставки по ленд-лизу, но американский сенатор сформулировал главное: Америка выкупала у нас жизни своих солдат. Учитывая, что стоимость он назвать затруднился, выкупала довольно дёшево. По сути, перечень товаров, вооружений, штук и тонн – это своеобразный «Список Сталина» (по аналогии со списком Шиндлера). В нём нет имён, но примерное количество людей в этом списке можно прикинуть исходя из средних потерь ВС США начиная с дня высадки в Нормандии. Это ни плохо, ни хорошо. Это факт. И одновременно ответ на все попытки спустя годы произвести ревизию нашего вклада в победу. Автор статьи ЗАЦАРИН ИВАН https://histrf.ru/read/article...liend-liza | | |
Konys777 Новичок
Великие Луки Сообщений: 1 На сайте с 2025 г. Рейтинг: 1 | Наверх ##
10 мая 11:46 10 мая 11:50 Добрый день!
Помогите найти информацию о деде. Всю ВОВ прослужил в ИРАНЕ. Лебедев Иван Федорович, 22.02.1911 г.р. Родился Калининская обл. г. Белый. После войны жил в д. Земцы, Тверская обл. Было 1 фото в форме на обороте было написано 1947 г. Был награжден медалью за Победу над Германией.
С уважением, Артем Лебедев | | |
|