СОВЕТСКИЕ ВОЙСКА В ИРАНЕ
dimarexВедущий историк-генеалог, писатель-краевед Частный специалист Север - Вологда, Антарктида станция ВГД Сообщений: 3232 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3776 | Наверх ##
14 сентября 2012 23:33 14 сентября 2012 23:54 Ella написал: [q] Иранская операция — совместная англо-советская операция Второй мировой войны по оккупации Ирана под кодовым наименованием «Операция „Согласие“» (англ. Operation Countenance) проводилась с 25 августа 1941 года по 17 сентября 1941 года. Её целью являлась защита иранских нефтяных месторождений от возможного захвата их войсками Германии и их союзниками, а также защита транспортного коридора (южный коридор), по которому союзниками осуществлялись поставки по ленд-лизу для Советского Союза.[/q]
Эта операция установила прочный тыл с южного направления, на котором были планы немецкого командования, но в результате оного вся германская агентурная сеть была накрыта и обезврежена, что в дальнейшем и смогло странами-союзниками произвести в 1943 г. Тегеранскую конференцию независимо от находящихся в стране разрозненных групп диверсантов - Д.П.Операция нормализовала ситуацию, поставив Иран в замкнутое пространство и под контроль двух держав коалиции СССР и Британской империи до 1946 г. в этом регионе. --- Чтить! Помнить! Поминать!
Я нужен людям, поэтому и должен... к/с "Черная метка" (Майкл Вестен)
Генеалогические исследования: абсолютно все Вологодские фамилии. Дневник dimarex и почта: dimaximus72@yandex.ru | | |
| Gagloev Новичок
Сообщений: 1 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 7 | Наверх ##
19 марта 2015 23:08 здравствуйте.дед погиб в иране.подскажите с чего начать его поиск. --- слава | | |
| d_karpov Новичок
Сообщений: 16 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 15 | Наверх ##
2 марта 2017 22:57 Доброго времени суток уважаемые форумчане. Недавно выяснилось, что брат моего деда Карпов Анатолий Васильевич, проходил службу в Иране( не проверенные данные) в авиации. В каком звании и должности- нет данных. Известно, что он в 1946году вместе с женой вылетел в отпуск и произошла катастрофа. На просторах интернета выяснилась только катастрофа Ли2 Мешхед. Вопрос, как узнать списки погибших? Прошу оказать содействие. --- Ищу сведения по Карповым из д.Клевенец (Клевицы)Новгородской обл., Насоновым, Леликовым, Ситниковым, Сушковым с.Козловка(Верхние Острошки), с.Озерки Бобровского уезда Воронежской губ. | | |
| Gogin10 Модератор раздела
Сообщений: 3899 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 4447 | Наверх ##
13 апреля 2019 12:16 d_karpov написал: [q] Прошу оказать содействие.[/q]
Здравствуйте. Обратитесь в военкомат по месту его последнего проживания. Rurikow64 То же самое. С Казахстаном не связано, тогда это было одно государство ! | | |
| Zlatko Ленинградская область Сообщений: 288 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3051
| Наверх ##
13 апреля 2019 13:18 rurikow64 написал: [q] Ни на одном сайте он не фигурирует.[/q]
Коллеги, у меня подобная ситуация с дядей. Точно известно, что Тетеря Николай Корнеевич (1922 - 1992) служил в Иране во время ВОВ. Тому, что его нет ни на одном сайте, я не удивляюсь. Не совсем понятно то, что он не имел статуса участника-ветерана ВОВ, хотя сохранились его фото с медалью "За победу над Германией". --- Тетеря, Руденко, Зинченко (Херсонский уезд); Ананьины, Воронкины, Золотаревы, Ерины, Сорокины, Соловьевы, Щуровы ( Беловская вол. Суджанского у.); Горловы и Сизовы (ст. Убеженская Краснодарский край); Ходусовы (Чернигов и Кубань); Савосины (Козельский у.); Кирницкие (Одесса,с.Супруньковцы) | | |
nznz Сообщений: 135 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 77 | Наверх ##
16 декабря 2020 15:37 Ищу Ж тецкого Валентина Феофановича. Это сводный брат моего отца. воевал в мотострелком-где не знаю, т.е в Иране, но часть не знаю.Жил в Ленинграде после войны, женат был на Инне( фамилию не помню),детей не было. Работал в общепите кем то вроде заастоловой. Из рассказа помню что как то его нашел сн о котором он не знал.Проходил лечение в гостпитале чуть ли не в Ташкенте -после ранения. там был военный роман с женщиной- затем в часть. Обычная истоиия.А малчишка выровс. Пригласил на свадьбу.Дядя Валя поехал-там ему подарили два чемодана урюка.Человек он был торговый и не отказался, тем брлее пенсии были неборльшие. Тащил чемоданы-надорвался, слег и умер. было это после 1980г.фото последнее.
 | | |
nznz Сообщений: 135 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 77 | Наверх ##
16 декабря 2020 15:42 >> Ответ на сообщение пользователя nznz от 16 декабря 2020 15:37 вот годов 60-х наверное
 | | |
| AlvinaA Участник
Сообщений: 79 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 24 | Наверх ##
6 апреля 2021 22:21 21 декабря 15:43 Здравствуйте. Мне очень интересна эта тема. Мой отец тоже проходил службу в Иране. И медаль "За победу над Германией" тоже есть. Пока совсем никакой информации. Военкомат говорит, что у него информация только о призыве, остальное надо искать в другом месте. Вот ссылка на статью из журнала "Военное обозрение" - "Малоизвестные страницы военных автоперевозок «персидским коридором» https://topwar.ru/100775-maloi...dorom.htmlА это статья "Наши в Иране" на сайте Кремник. В конце есть комментарии и ссылки https://www.kremnik.ru/node/434692Нашла документ о награждении отца медалью "За победу над Германией". Хотя имя отца в обоих документах написано неверно. Он Зия-зид-дин. Документ подписан генерал-лейтенантом Гайдуковым, стрелковый корпус №58. На сайте Память народа нашла генерала Гайдукова Вениамина Андреевича. "12 января 1943 года был назначен На должность командира 15-го кавалерийского корпуса, дислоцировавшегося в Иране. В январе 1944 года был назначен На должность заместителя командующего 34-й, а затем 4-й армий, а в марте 1945 года — На должность командира 58-го стрелкового корпуса, который дислоцировался в Иране". Далее смотрю Боевую характеристику штабов и частей 15 кк. На стр 4 75 стр. дивизия. Сформирована в г. Сумгаит в период с 20.12.41 по 05.04.42 г. В Иране (штаб в гор. Хой) с 14.04.42 г. "Из наличного состава дивизии 22,8% занято охраной ирано-турецкой границы, причем стрелковые батальоны рассредоточены друг от друга на 30-50 км, что не дает возможности проводить полковые отрядные учения" Ну и т. д. https://pamyat-naroda.ru/docum...ab2040dcv6Из Википедии. "На территории округа САВО была сформирована 53-я армия, которая участвовала в операции по вводу советских войск в Иран с территории Туркменской ССР и затем в соответствии с советско-иранским договором несли службу на территории Ирана". 53-я армия (53 А) — оперативное войсковое объединение (общевойсковая армия) в составе Рабоче-крестьянской Красной Армии СССР во время Великой Отечественной войны. 1 формирование. Сформирована в августе 1941 года в Средне-Азиатском военном округе, где и дислоцировалась до своего расформирования в ноябре 1941 года. Перед армией была поставлена задача охранять государственную границу СССР с Афганистаном. 2 формирование. Вторично сформирована 1 мая 1942 года на основании директивы Ставки ВГК от 26 апреля 1942 года на Северо-Западном фронте на базе южной группы войск 34-й армии. В связи с планомерным наступлением вермахта вглубь СССР персидский коридор, проходивший по территории Трансиранской железной дороги, представлял собой один из наилегчайших путей реализации программы ленд-лиз, осуществлявшейся Соединёнными Штатами по морю. Британские и советские инженеры признавали огромную значимость данной железной дороги и стремились держать её под пристальным вниманием. Возросшее число атак немецких подводных лодок на морские конвои союзников и скорое покрытие моря льдом в районе Архангельска привели к повышению потенциальной опасности использования северного морского маршрута, вследствие чего необходимость интенсивного неограниченного использования Трансиранской железной дороги значительно выросла. К тому же советское правительство вероятно стремилось включить Иранский Азербайджан и Туркменсахру («Туркменскую степь») в состав своего государства, а также привести к власти в Иране коммунистов. Давление Великобритании и СССР на Иран привело к росту напряжённости и массовым антибританским выступлениям в Тегеране, которые, по мнению англичан, носили пронемецкий характер[4][5]. Стратегическое положение Ирана препятствовало обеспечению безопасности советских нефтеносных районов и тыла Красной Армии и создавало угрозу британским военным маршрутам между Индией и Средиземноморьем[7]:215—216. Вторжение началось из Персидского залива силами ВМФ Великобритании и Австралии, сухопутных и военно-воздушных частей и соединений вооружённых сил Британской империи. С Южного Кавказа при поддержке авиации и Каспийской военной флотилии в северную часть Ирана вошли 44-я, 47-я армии Закавказского фронта, находившегося под командованием генерала Дмитрия Козлова и 53-я армия САВО. В боевых действиях приняли участие около тысячи танков Т-26[4].
  | | |
| Тася52 Новичок
Сообщений: 10 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 4 | Наверх ##
31 октября 2023 11:45 --- Тася52 | | Лайк (1) |
| AlvinaA Участник
Сообщений: 79 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 24 | Персидский коридор для Советского Союза. Откуда и куда Как известно, ленд-лиз – это программа США, Великобритании и Канады по оказанию военной помощи своим союзникам во Второй мировой войне, в том числе и Советскому Союзу, боеприпасами, техникой, продовольствием и стратегическим сырьём, включая нефтепродукты. Маршрутов, по которым к нам поступала эта помощь, было несколько. Обычно все вспоминают знаменитые «арктические конвои». Именно о них имеется большое количество исторической и художественной литературы, сняты художественные и документальные фильмы. Но путь морем до Молотовска (ныне Северодвинск) или Мурманска был не единственным маршрутом, по которому в СССР поступала союзническая помощь. Был ещё очень эффективный тихоокеанский маршрут, который обеспечивал почти половину поставок по ленд-лизу. До 7 декабря 1941 года (день нападения Японии на Пёрл-Харбор) этот маршрут был относительно безопасным, а вот после этого перевозки осуществляли только советские моряки. Все пути контролировались японцами, наши корабли принудительно досматривались, а иногда просто топились. Маршрут был хорош и тем, что составлял всего 18-20 суток от американского побережья до дальневосточных портов и дальше по Транссибирской магистрали. Трансиранский маршрут А вот о том, что значительный поток грузов шёл через Иран, знают далеко не все. Для многих станет открытием, что этим путём объёмы поставок в СССР были больше, чем посредством полярных конвоев. Если брать весь объём грузов, то на долю северного маршрута пришлось 22,6%, а на южный – 23,8%. Правда, чтобы организовать этот маршрут, пришлось решить один небольшой вопрос – оккупировать Иран. Дело в том, что иранские власти и сам шах Реза Пехлеви явно склонялись на сторону Гитлера. И здесь мы должны рассказать о совместной советской и английской операции, которая получила название «Операция «Согласие». В августе 1941 года советские и английские войска вошли в Иран. Особых споров не было, английские войска оккупировали южные районы Ирана, а Советский Союз – северные территории. Операция прошла почти бескровно. Иранское правительство потеряло всякий контроль над страной, а шах вынужден был отречься от престола (он в 1944 году умер в Южной Африке). На престол вступил его 21-летний сын Мохаммед Реза Пехлеви, предпочитавший договариваться с союзниками и даже объявивший в 1943 году войну Германии. Напомним, что именно в столице Ирана Тегеране с 28 ноября по 1 декабря 1943 года прошла первая в истории конференция «Большой тройки» – СССР, США и Великобритании (вспомним и известный советский фильм «Тегеран-43»). А к осени 1941 года, как казалось, все вопросы были решены и можно было осуществлять поставки по ленд-лизу. Но в тогдашнем Иране практически не было дорог – одни только направления. Никакие транспортные перевозки в больших объёмах там осуществлять было нельзя. Проблему взялись решить американцы. За короткое время были построены Трансиранское шоссе, железная дорога и два порта в Персидском заливе. Сами американцы называли этот маршрут «персидским коридором» (Persian Corridor). Дорога ещё не была закончена, а поставки в Советский Союз были начаты. В самые критические дни ноября 1941 года по дороге прошло около 3000 тонн грузов, в дальнейшем этот поток только возрастал и к маю 1942 года достиг 80 тысяч тонн ежемесячно. В 1943 году этот объём достиг уже 200 тысяч тонн в месяц. Опасные перегрузки Технология процесса была довольно простой. Американцы доставляли грузы в порты Персидского залива, здесь их перегружали на железнодорожный или автомобильный транспорт и везли в порты Каспийского моря. Здесь уже подключалась советская Каспийская флотилия. Часть грузов перевозилась на автомобилях, транспорт шел своим ходом через Иран в советские республики Азербайджан или Туркмению. Надо отметить, что доставка грузов через Каспийское море до конца 1942 года была делом довольно опасным. Немецкие самолёты могли долетать до маршрутов транспортировки и доставляли большие неудобства. Гитлеровцы так уверились в своём успехе, что даже назначили своего адмирала командующим флотом Каспийского моря. Правда, после разгрома нацистов под Сталинградом иранский маршрут стал полностью безопасным. Из поставок по ленд-лизу по персидскому коридору особенно надо отметить морское оборудование и автомобили. Только для нужд Красного флота было доставлено свыше 40 тысяч тонн грузов, среди них были автоматические зенитные пушки, пулемёты, зенитные автоматы. За годы войны американцы поставили в СССР 400 тысяч автомобилей, а только по персидскому коридору их поступило 184 тысячи. Про поставки автомобилей можно было бы сделать целый отдельный рассказ. Американцы – люди предприимчивые и, чтобы оптимизировать процесс, построили в Иране несколько сборочных автомобильных фабрик. Корабли привозили детали, в Иране собирались машины, которые затем отправлялись в воюющий Советский Союз. Маршруты были таковы: Тегеран — Ашхабад, Тегеран — Астара — Баку, Джульфа — Орджоникидзе. Одной из самых востребованных машин стал грузовик «студебеккер». Именно на их шасси до конца войны воевали знаменитые реактивные установки «катюши». 20 тысяч «катюш» на базе надёжных в эксплуатации «студебеккеров» приближали нашу победу. Программа ленд-лиза распространялась на Советский Союз до победы над Японией. 20 сентября 1945 года эти поставки были завершены. Заканчивалась работа и персидского коридора. По предварительным договорённостям, союзники должны были покинуть Иран. Был момент, когда Сталин попробовал оставить за собой часть занятых иранских территорий (южный Азербайджан), но в итоге был вынужден от этих планов отказаться. В мае 1946 года советские солдаты вернулись домой. А созданная союзниками инфраструктура ещё долгое время помогала Ирану развивать экономику. Обложка: тысячи Студебеккеров готвых к отправке в СССР из Ирана. Источник: mix.tn.kz https://histrf.ru/read/article...l574008469 | | Лайк (1) |
|