Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Перед внесением данных на разыскиваемого, проверьте, пожалуйста, данные по https://www.obd-memorial.ru и по Электронным Книгам Памяти

23 ОТД. БЕРЛИНСКИЙ АВИАПОЛК

им. Богдана Хмельницкого и Александра Невского

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 * 5 6 7 8 ... 17 18 19 20 21 22 Вперед →
Модераторы: Ella, Gnom7, Gogin10, tatust
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
ПТУ №24.Бахчисарай. музейная экспозиция посвященная Бешуйскому бою

[
Изображение на стороннем сайте: 6e0b34d9ac68t.jpg ]
на фото звено выпускников Астраханского аэроклуба активно работавшие в 1942г. на Крымских партизан в составе 764 НЛБАП Крымского фронта(10-7-1942) 5 -й ВА С-К Фронта(07.-11.1942г),5й эскадр.8-го АП ГВФ (09,1942Г), СОВЕРШИЛИ БОЛЕЕ 150 ВЫЛЕТОВ. Молчанов И.И.(лично вывез Б.Городовика), Фадеев Я.М.(полеты на все площадки Крыма.мастер фигурных полетов.прекрасный ремонтник), Калмыков В.П.(37 вылетов в Крым,20-в Белоруссию,72б/вылета),Свинов С.В.(МАСТЕР ПАРАШЮТНОГО СПОРТА умер 26.07.1942г), последнее фото :ЛЕТЧИКИ аСТРАХАНСКОГО АЭРОКЛУБА Свинов С. и Попов Т. у САМОЛЕТА у-2,1941г.

2 ряд фото:
В 1942-1943гг в Сочи базировалась 5-я эскадрилья 8-го авиаполка ГВФ(САМОЛЕТЫ У-2,С-2,ПР-5), которая работала на партизан Крыма. В этой эскадрильи летало звено Нижника И.Я.,сюда же было переведено с Кубани звено И.И.Молчанова.
Звено Нижника И.Я. в 1942г.летало на БАКСАН,16 апр.1943г совершило посадку на Лесной поляне с-з Судака,вывезло ГСС П.Кашубу и его экипаж, потерпевший аварию.
Летали и в Белоруссию.
Нижник И.И.(командир звена), Огарков Н.-пилот,Краснов Л.-пилот.
последнее фото: Аэродром в Сочи.Комэск И.Ф.Исаев(лежит справа) обсуждает с летчиками полет в Крым.

от себя добавлю! на фото справа (сидит)второй- Фадеев Я.М.
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
УРААА!!! получила письма от военного комиссара Астраханской обл!!!!!
Появились новые данные о Фадееве Якове Михайловиче!!:
Призван в 1932г.Сталинским райвоенкоматом Астрахани.
-с 10.10.1932г-01.1933г - в каваллерийском дивизионе войск НКВД г.Кировобад, уволен по болезни. - Что-то новенькое!!!
- вторично призван в 1941г
- с 16.11.1941-18.10.1942гг. -в 764-м легкобомбардировочном авиаполке 5 возд.армии Юж.фронта- командир звена
- с 19.10.1942-22.03.1943гг в 8-м отд.авиаполке ГВФ 5 возд.армии Закавказского фронта - пилот.
- 23.03.1943-16.09.1944гг в 13 отд.авиаполке ГВФ 15 возд.армии Центр.фронта - пилот.
- 17.09.1944-28.07.1945 гг - в 97 отд. авиаполке ГВФ 15 возд.армии -, 2-го Прибалт.фронта- командир корабля!!!!!
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
Ура! получила копии с ДОСААФ России!!!!!!

[
Изображение на стороннем сайте: b71a7cde414dt.jpg ]

приказ начальника военно-воздушных сил РККА от 28 мая 1936г.

[
Изображение на стороннем сайте: 42df7ba70869t.jpg ]

список пилотов запаса закончивших летную подготовку в аэроклубах .Подготовленные к 1935г.
в списке есть фамилии:
Данкевич П.Б.,Серяков В.П.,Меркулов М.М.,Полунин С.К.,Кобзев А.П,Монанаков М.Г,Селезнев И.И,Третьяков А.А,Батурин И.Ф, Бакганов Г.Ф,Извалов И.С,Голубцов Г.К,Ильин К.Н, ИЛЬИН С.Н.,Галкин Г.А,Аверин А.П, Доманов С.С,Никифоров Н.С,Лытнев Л.П,Акубенко В.Е,Богровский нн,Сальников С.Ф.,Баркалов В.Х,Говоров В.Д.,Луценко К.М,Зубков К.Я, Сукачев ИИ,Жмыхов М.И,Матохин А.П,Ситников И.А,Лукин И.С,Хрипушкин И.Н,Маринченко Ф.К,Яков Э.М,Серегин И.И,Павленко Н.С,Туровский н.и,Казарцев С.Т,Сазонов А.П,Козлов М.Д.Никитин В.В,Калинин Ф.В,Черников В.С,Никулин АФ,Павлов П.И,Зюков И.М,Зайцев А.И,Агеев А.М,

[
Изображение на стороннем сайте: 237043260aa8t.jpg ]

В СПИСКЕ:
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
http://beniz.az/club/group/89/...ssage44277

..................Отец - Копейкин Василий Александрович – военный истребитель, офицер 23-го отдельного Берлинского орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого авиаполка, летал бортмехаником на ЛИ-2, погиб 14 января 1946 года, выполняя спецзадание на подлете к Харькову из Москвы. Воспитал мальчика - боевой товарищ отца, авиационный техник Трофимов Василий Иванович. Мать – Серёгина Зинаида Петровна, будучи начальником медицинской части авиационной службы Закавказского фронта в столице Грузии городе Тбилиси, из-за рождения сына была отправлена в тыл на Украину................................
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
Командир интернационального экипажа http://www.marktreview.net/201...a?page=0,1
Опубликовано в 22.01.2010
2010 Владикавказ
В этом году 10 января исполнилось бы 100 лет со дня рождения участника Великой Отечественной войны, боевого летчика Мурата Николаевича ТЕЗИЕВА.
Уже много лет с нами нет этого человека, но удивительная биография Мурата Николаевича вознесла его на пьедестал людской памяти. После выхода в отставку он некоторое время работал в гражданской авиации, а позже трудился на предприятиях народного хозяйства нашей республики. Все это время не прекращалось активное военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Он был частым гостем в средних школах, училищах, техникумах. Его рассказы молодежи о фронтовых буднях всегда с интересом слушала учащаяся молодежь. Но фронтовые раны давали о себе знать, Мурата Николаевича не стало в 1977 году. Его сын Таймураз и дочь Аза окончили вузы. Таймураз работает в сфере образования, Аза - финансовый работник. У них подрастают дети. Старшего сына Таймураз назвал в честь славного деда - Муратом. Он сейчас служит в армии и заочно учится в СКГМИ.
.. В далеком 1910 году в крестьянской семье родился мальчик, назвали его Муратом. Отец Николай Урусов и ч и мать Надика Дзамболатовна всю жизнь занимались земледелием. Семья жила в селении Кадгарон Ардонского района Северной Осетии. Когда мальчику исполнилось 7 лет, он пошел в первый класс сельской семилетней школы. В 1926 году вступил в комсомол, а в 1930 году поехал учиться в Ленинград, где окончил рабфак и один курс Ленинградского мединститута. Через три года по призыву Ленинского комсомола он поступает в Тамбовскую летную школу, которую с отличием оканчивает. В 26 лет Мурат становится летчиком Грузинского управления гражданского воздушного флота. В ряды КПСС он вступил в 1939-м. И уже через год Мурат Николаевич назначается заместителем командира по летной части 247-го авиаотряда Грузинского управления ГВФ. С 1941 по 1942 г. он - пилот эскадрильи особого назначения Закавказской группы ГВФ.У Мурата Тезиева определенно была счастливая судьба. Всю Отечественную войну он находился в действующих рядах защитников Родины, выполняя задания военного командования. Как истинный патриот и как офицер-коммунист, любое фронтовое задание Мурат Николаевич всегда выполнял с чувством большой ответственности и самоотверженности.
С первых дней войны он был зачислен в отряд особого назначения Закавказского фронта для выполнения специальных заданий командования фронта. Экипажу М. Тезиева было оказано доверие срочно доставить в Тегеран группу офицеров связи с секретным заданием. Спустя некоторое время весь отряд выполнял задания командования на территории Ирана.
В начале 1942 года героические части Черноморского флота захватили плацдарм в Керчи. Авиагруппа 8-го отдельного авиаполка, где с 1942 года служил М. Тезиев, обеспечивала боеприпасами моряков-десантников, что помогло закрепиться, удержать и расширить Керченский плацдарм. Экипаж М. Тезиева на самолете СБ совершал в день по несколько вылетов по доставке боеприпасов нашим морским пехотинцам. В одном из полетов в Керчь при разгрузке груза на прифронтовом аэродроме его самолет был сильно поврежден во время вражеской бомбежки. Экипажу было предложено снять моторы, а самолет списать, как боевые потери. Однако, учитывая острую нужду в каждом самолете, в тяжелейшее для нашей армии время (начало 1942 года) командир самолета М. Тезиев взялся силами экипажа восстановить его. Под открытым небом, в непогоду, в условиях фронтового аэродрома, невзирая на частые обстрелы и бомбежки, экипаж с утра до ночи упорно работал, проявляя инициативу и мастерство, благодаря чему поврежденный самолет за короткий срок был восстановлен и возвращен в строй и продолжал громить врага на фронтах Отечественной войны. В 1942 году гитлеровское командование бросило отборные горнострелковые дивизии на выполнение операции «Эдельвейс» по молниеносному захвату Кавказа. Интернациональный экипаж М. Н. Тезиева состоял из трех человек: командир - осетин, бортмеханик Дмитрий Лазаревич Полевой - еврей и штурман-радист Евгений Иванович Тарасенко - украинец. В это время интернациональному экипажу Тезиева было поручено срочное задание - с утра до ночи через Кавказский хребет доставлять на аэродром Орджоникидзе (г. Владикавказ) реактивные снаряды, необходимые штурмовой авиации, чтобы остановить и разгромить прорвавшуюся к подступам Владикавказа вражескую танковую колонну.
Вот как вспоминал об этой операции Мурат Николаевич: «На своем бомбардировщике СБ мы выполняли перелеты через Главный Кавказский хребет в условиях активного действия вражеской авиации, летали по ущельям в условиях плохой видимости и в непогоду. В эти тяжелые дни экипаж совершал по 6-7 боевых вылетов из района г. Тбилиси. Мы не обстреливали врага реактивными снарядами, находящимися в бомбовых люках самолета, а бережно доставляли их на Орджоникидзевский аэродром для наших штурмовиков и истребителей «И-16». А на окраинах аэродрома уже начиналась линия фронта, шли жаркие кровопролитные бои».В боях за город Владикавказ экипаж М. Тезиева совершил свыше 100 боевых вылетов, доставив защитникам города более 200 тонн реактивных снарядов и переправив с поля боя десятки раненых.В октябре 1942 г. экипаж Тезиева был включен в состав 1-й эскадрильи вновь сформированного 8-го авиаполка ГВФ при Закавказском фронте. В боях за освобождение Северного Кавказа - Кубани экипаж отмечался командованием и парторганизацией, как один из лучших в эскадрильи. В канун 1943 года экипаж получил важное задание командующего 4-й воздушной армии генерал-лейтенанта К. А. Вершинина. Надо было срочно доставить из Тбилиси в Москву специальный груз для Генерального штаба Красной Армии, а из Москвы - новогоднюю почту для героических защитников Кавказа и партизан Крыма. Праздничный номер «Правды», доставленный вовремя на фронтовые позиции, был для гитлеровцев, как мина огромной взрывной силы. Газеты и листовки, появившиеся в тылу гитлеровцев, приводили врага в бешенство. Но листовки и газеты к партизанам поступали регулярно, и это поднимало людей на борьбу, удесятеряло силы и несло гибель оккупантам.
Летом 1943 года 8-й авиаполк был переброшен на Воронежский, а позднее на 1-й Украинский фронт в состав 2-й воздушной армии. Здесь экипаж М. Тезиева также успешно выполнял боевые задания: неоднократно летал по заданию командования фронта в осажденный Сталинград, принимал участие в небывалом по масштабам Курском сражении, в боях за освобождение Украины и Киева. В ноябре 1943 г. экипажу Тезиева было поручено почетное и ответственное задание командования 1 - го Украинского фронта доставить из Москвы в освобожденный Киев ордена для награждения бойцов и офицеров, участников форсирования Днепра и освобождения Киева. Несмотря на исключительно неблагоприятные метеоусловия и боевую обстановку, это задание было успешно выполнено.
К 4 часам утра 6 ноября 1943 г. войска 38-й армии полностью подавили сопротивление противника и заняли Киев. В это же утро 6 ноября самолет СБ, пилотируемый Муратом Николаевичем, вылетел в Москву. В задании командования, полученном накануне командиром экипажа М. Тезиевым, предписывалось: получить срочный груз для штаба фронта, вернуться при любой погоде.
Вечером экипаж во главе со своим командиром - на Красной площади. Столица громом орудийных салютов известила весь мир о взятии Киева.7 ноября на Красной площади будет парад, отмечается большой народный праздник. А пока экипаж М. Тезиева решает встречать наступающий праздник в ресторане «Метрополь». Военный патруль, в который входили украинцы, узнав, что экипаж завтра улетает в Киев, помог им пройти в «Метрополь». Весь вечер проходит как в сказке, до поздней ночи летчики гуляют. Произносятся тосты. За Киев! За Победу! За родную Москву! За Сталина! За Родину!Ранним утром 7 ноября, когда столица еще спала, командир М. Тезиев, бортмеханик Д. Полевой и бортрадист-стрелок Е. Тарасенко прибыли на аэродром. Дежурные техники уже готовят самолет к вылету. У самолета стоит автомобиль, из которого выгружаются мешки с клеймом монетного двора, на фронт отправляются правительственные награды - ордена, медали, наградные документы. Вес - одна тонна.Этот подарок очень нужен именно сегодня, в день всенародного праздника 7 ноября. Погода выдалась хорошая. В полдень самолет приземляется на только что разминированном аэродроме в Святошино. С воздуха видны страшные руины Крещатика, догорающие пепелища.Киев! Мурат Николаевич со своими фронтовыми друзьями идет по Крещатику. Отсюда путь дальше на запад. Впереди Житомир, Львов, наша государственная граница! Гитлеровский фашизм будет разбит в собственном логове!
В последующий период экипаж М. Тезиева в составе авиаполка принимал участие в боях за освобождение западной Украины, выполняя ответственные полеты на линию фронта и в тыл противника к партизанам. Перейдя в наступление, Советская Армия вела ожесточенные бои за освобождение Польши, громила немецко-фашистскую армию на территории Германии, штурмовала логово фашизма - Берлин, за что полку было присвоено наименование Берлинского. В составе 23-го отдельного Берлинского орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого авиаполка ГВФ экипаж Мурата Николаевича Тезиева закончил войну в Германии, в Берлине.За проявленные доблесть и мужество в борьбе с немецкими захватчиками патриот и коммунист М. Н. Тезиев был удостоен четырнадцати правительственных наград.
По окончании войны и демобилизации М. Н. Тезиев возвращается в гражданскую авиацию. Работает в картографической экспедиции Главного управления «Дальстроя» в Заполярье. Тысячи пассажиров, сотни тонн груза и почты перевозит его экипаж, налетав несколько миллионов километров над просторами нашей необъятной страны. Однажды, выполняя грузовой рейс на самолете «ЛИ-2» в Восточной Сибири при 50-градусном морозе, в полете отказали моторы. До аэродрома не дотянуть, а внизу тайга. Выход один: на минимальной скорости садиться в лесу. И здесь, как на фронте, проявляется его благородство и верность долгу командира. Он дает команду экипажу: «Всем в хвост» (хвостовая часть - наиболее безопасное место на самолете при аварии), а сам остался за штурвалом и удар принял на себя.В результате все члены экипажа отделались ушибами, а М. Н. Тезиев, покалеченный, с придавленной грудной клеткой, попадает в госпиталь, где в течение 6-ти месяцев врачи боролись за восстановление его здоровья. И только благодаря крепкому организму он встал на ноги. Но летать ему больше не пришлось. При выходе из госпиталя комиссия врачей вынесла безоговорочное решение о непригодности к летной работе по состоянию здоровья. Здоровье потеряно, а с ним и профессия летчика, но благородный долг коммуниста-командира выполнен...
К. А. ХАУТОВ, полковник в отставке, ветеран Вооруженных сил

натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
вот нашла ссылочку: http://clubs.ya.ru/46116860184...em_no=6491


[
Изображение на стороннем сайте: 1c9bafc9ee57t.jpg ]
Алексей Ионович Ехлаков
ушел на войну добровольцем. Принимал участие в битвах за Орел и Курск, форсировании Днепра, освобождении Киева, Польши. В составе 23-го отдельного Берлинского орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого авиаполка Второй воздушной Армии Первого Украинского фронта дошел до Берлина.
Каждый год ветеран ездит в Берлин, где у него живут внуки. Алексей Ионович в совершенстве владеет немецким.
Сначала заподозрил, что Вы немного напутали с названием полка. Оказалось, что не хватает аббревиатуры ГВФ (гражданский воздушный флот - структура, из которой позже вышел всем известный "Аэрофлот").
Ниже, справочно, дана краткая история полка:
23-й отдельный авиационный Берлинский ордена Александра Невского и ордена Богдана Хмельницкого 2 степени полк ГВФ.
Согласно приказу Начальника ГУГВФ от 19.08.1942 № 58 в Тбилиси была сформирована Особая Закавказская авиагруппа ГВФ.
Приказом Начальника ГУГВФ от 04.11.1942 № 0105 Закавказская особая авиагруппа переформирована в 8-й отдельный авиационный полк ГВФ.
По директиве ГШ № орг/10/313978 от 19.10.1944 полк переименован в 23-й отдельный авиационный полк ГВФ.
Приказом ВГ № 0109 от 04.06.1945 полку присвоено наименование «Берлинский».
Указами ПВС от 26.04.1945 и 04.06.1945 награжден орденами Александра Невского и Богдана Хмельницкого 2 степени.


натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
http://beniz.az/club/group/89/...ssage44277

.................31 мая 2004 года на доме № 4 по улице Студенческой, установлена мемориальная доска памяти Виктора Васильевича Серёгина, - Национального Героя Азербайджана. Серёгин Виктор Васильевич родился 22 марта 1944 года в столице Грузии городе Тбилиси. Вырос будущий герой в авиационной семье: отец и мать были товарищами по курсам планеристов в аэроклубе в довоенное время. Отец - Копейкин Василий Александрович – военный истребитель, офицер 23-го отдельного Берлинского орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого авиаполка, летал бортмехаником на ЛИ-2, погиб 14 января 1946 года, выполняя спецзадание на подлете к Харькову из Москвы. Воспитал мальчика - боевой товарищ отца, авиационный техник Трофимов Василий Иванович. Мать – Серёгина Зинаида Петровна,.будучи начальником медицинской части авиационной службы Закавказского фронта в столице Грузии городе Тбилиси, из-за рождения сына была отправлена в тыл на Украину. Здесь трудилась врачом на скорой помощи, терапевтом в Киевском районе, главным врачом городской поликлиники № 17 по улице Пушкинской. Скончалась мать героя в чине майора медицинской службы в отставке 1 декабря 2001 года. Мать героя Зинаида Петровна Серёгина похоронена на 1-м городском кладбище, напротив парка Молодёжный, по улице Пушкина города Харькова, в Украине................
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
О гибели самолета в урочище Горелом.

В урочище Горелом невдалеке от поселка Гузерипль 18-го февраля 1943 года при выполнении боевого задания потерпел аварию советский самолет «У-2». Он был обнаружен жителями села Хамышки: Вагиным Александром Пантелеевичем, Баландюковым Николаем Павловичем, Дубовским Тихоном Сергеевичем. Грузом самолета были письма и газеты фронту.

Дубовский Тихон Сергеевич вспоминает: «Я, Баландюков Н.П. и Вагин А.П. до войны работали старателями, добывали золото от Гузерипля до верховьев реки Белой. Мы знали все перевалы через Главный Кавказский хребет. Началась война, мы все трое ушли на фронт и все трое были ранены и комиссованы. В Гузерипле Вагин А.П. был назначен начальником опергруппы, а мы с Баландюковым Н.П. пошли работать в госзаповедник наблюдателями. Нам было дано задание обследовать Белореченский перевал. Мы пошли вниз по реке Белой. Не доходя примерно 6 км до поселка Гузерипль, мы обнаружили самолет «У-2» в районе урочища Горелое с левой стороны по течению реки Белой. Кое-как по бревну переправились. Когда подошли к самолету, видим что это наш самолет «У-2». В нем два человека. В тот же день сообщили в Северный отдел госзаповедника. Самолет упал в 1942 году 18-19 февраля. Это мы узнали из газет и писем, которые были в самолете. А обнаружили мы самолет 18 февраля 1943 года.

Самолет упал горизонтально, сбив верхушку дерева, он попал прямо на валун мотором. Летчикам поломало ноги. Они были у них на плечах. Задняя часть самолета была целая и письма и газеты не замокли. У летчиков мы взяли два пистолета «ТТ» и в Гузерипле сдали в милицию. Из документов мы узнали фамилии летчиков. Это были Шульгин и Бирюков».

Тела погибших летчиков были доставлены в поселок Гузерипль и похоронены в братской могиле. Тела вывозили наблюдатели КГЗ Цыркунов Алексей Федотьевич, Никифоров Александр Васильевич и зам. директора КГЗ Архангельский Константин Григорьевич.

В аварии погибли военные летчики лейтенант Шульгин Леонид Александрович и техник лейтенант Бирюков Василий Ильич. Летчики относились к 4 авиаэскадрилье 8 транспортного авиаполка ГВФ. Этот полк в дальнейшем переименован в 23-й авиаполк ГВФ. Нам не удалось установить причину аварии самолета У-2. Также не удалось установить судьбу писем с фронта, которые остались в самолете.
http://www.svastour.ru/uaz/muzei-zpovednika.htm
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
Не думала жительница Севастополя Наталья Атрохова, что поиски и изучение своих родословных корней выведут на события времён Великой Отечественной. А они, оказалось, связаны не только с её дедом, лётчиком Яковом Михайловичем Фадеевым, но и с очень важной, порой решающей стороной жизни крымских партизан - авиационной поддержкой всего партизанского движения.
"Несколько месяцев тому назад я, разыскивая своих предков, перебирала в который раз фотографии из семейного альбома, - рассказывает Наталья Анатольевна. - Вот дед, в лётной форме, как-то мысль пробежала: был лётчиком, а где и как - неизвестно. Ведь он умер, когда мне было всего восемь лет". И целенаправленный поиск привёл Атрохину сначала к книге известного писателя, лётчика, Героя Советского Союза Василия Емельяненко "Воздушный мост" о взаимодействии советской авиации с крымскими партизанами, а затем и в Народный музей Ичкинского партизанского отряда. Именно там собран уникальный материал по истории 23-го отдельного авиационного Берлинского ордена Александра Невского и ордена Богдана Хмельницкого II степени полка Гражданского воздушного флота. Директор музея Николай Иванович Олейников с поисковиками-школьниками не один год создавал и музейные выставки об авиации, и огромный архив - с именами всех, кто летал или обеспечивал полёты в Крым. Действительно, это были спасительные рейсы. Потеряв из-за собственной недальновидности и разграбления захватчиками и местными жителями горных сёл базы с продовольствием, крымские партизаны вынуждены были голодать уже в конце сорок первого. Суровая зима сорок второго, тяжёлая весна, в лесу многие умирали. Продовольственные операции, то есть мероприятия по добыче продуктов, были единственным спасением: то ли отбирали у предателей своё, разграбленное, либо просили продукты у селян. Надо ли говорить, что в них и стреляли. Борьба за продовольствие была не менее трагичной, чем война с оккупантами. Это увеличивало количество раненых, больных, обессиленных голодом. Надежда была только на Большую землю.
Пока держался Севастополь и полгода где-то на Ак-Монае буксовал Крымский фронт, помощь была ожидаемой. Первыми в апреле сорок второго открыли "воздушные тропы" лётчики Ф. Герасимов и А. Морозов. Первый из Севастополя прилетел в леса заповедника, второй - с Крымфронта к партизанам в Зуйские леса. Затем эти тяжёлые трассы в крымский лес освоили и их коллеги: Ф. Мордовец, В. Битюцкий, А. Романов, И. Нижник, В. Калмыков, С. Свинов, И. Молчанов, Я. Фадеев. И летали они (сначала из Севастополя и из-под Керчи, затем - из Краснодарского края и Сочи) на маленьких самолётах "У-2", "Р-5" и их санитарных вариантах, вселяя надежду в партизан: "Родина помнит!". Привозили продовольствие, боеприпасы, питание для раций, вывозили раненых и больных - по одному-два человека. Это уже в июле и в конце октября на Караби, на разведанную партизанами площадку, сядут большегрузные "ТБ-3" и "воздушные извозчики" "Ли-2", вывезут большую часть израненных и обессиленных партизан.
И уже в 1943-м заработает воздушный мост - от площадок на Караби и на Долгоруковской до Адлера и обратно.
А пока Яша Фадеев пробивается с Кавказа через ночную дымку над морем, отчаянно замерзая все четыреста километров полёта: кабина-то "уточки" ("У-2") открытая. Надо не попасть под вражеские прожекторы, обойти зоны зенитного огня, а главное - найти в ночной темноте те несколько костровых огоньков на крохотных полянах высоко в горах. И сесть! А затем повторить всё в обратном порядке, но уже зная, что во второй кабине есть герой, надеющийся на тебя и на то, что Родина действительно ждёт.
А кто Яков Фадеев? Волжанин, переживший в детстве голод и тиф, от которого умерли отец, сестрёнка и два брата. Семь классов - уже почти учёный, но был и кочегаром, и помощником стармеха на судне, на токаря выучился. Одарённый футболист, кумир всех астраханских мальчишек. И ещё летал в аэроклубе, привлёк в авиацию и младшего брата Анатолия, увы, позже в войну погибшего на самолёте "Пе-2". Страсть к небу сочеталась в Фадееве с трезвым расчётом лётчика-инструктора: покорил своенравный самолёт "УТ-1", стал на нём мастером высшего пилотажа. А в войну летал к партизанам в Крым, на перевалы Кавказа, за что и был награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями "Партизану Великой Отечественной войны" и "За оборону Кавказа". Попадал и в аварии, был сбит под Старым Крымом, но вернулся с пассажирами-партизанами в голодающий лес и снова летал - на радость народным мстителям, назло врагам. После войны жил в Астрахани с любимой и единственной женой Надеждой, по выслуге в лётной работе вышел на пенсию. Простой человек, лётчик от Бога, настоящий герой своего времени.
А каким мог быть ещё "партизанский ангел небесный"?
Вот что написал первый секретарь обкома В. Булатов в отзыве о боевой работе авиаторов за 1943 год, который хранится в республиканском госархиве. "Отличная организация боевой работы, героизм и самоотверженность лётчиков, слаженная работа техсостава, готовившего материальную часть к полётам, определили успех всех заданий, выполненных партизанами Крыма. Помощь авиаполка, оказанная партизанам Крыма, доставившего боеприпасы, вооружение и продовольствие, во многом способствовала усилению борьбы с немецко-румынскими захватчиками в Крыму". Наталье Атроховой, в девичестве Фадеевой, её мужу и старшему сыну Евгению есть чем гордиться. Думаю, славным прошлым своего рода будет окрылена и дочь Натальи Анатольевны, Анастасия. Она, почти двухлетний несмышлёныш, степенно ходила по партизанскому музею, смотрела на фотографии незнакомых людей, среди которых - её прадед, известный "крылатый партизан".

[
Изображение на стороннем сайте: 48bd9e27ae67t.jpg ]

http://www.kp.crimea.ua/newspapers/archive/2010/09/29
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
В первое воскресенье июля каждого года у кургана Дружбы собираются тысячи людей. Сюда приезжают ветераны, чтобы вспомнить былое, поклониться погибшим. Приходят пионеры и комсомольцы, все, кто хочет сердцем прикоснуться к подвигу отцов и дедов.

Бывает здесь и легендарный «батько Марго» — Владимир Иванович Марго, и разведчица Валентина Афанасьевна Бурносова, и комиссар отряда Владимир Николаевич Вакарин, и начальник штаба Леонтий Харитонович Слободской, и мы, «партизанские летчики», все, кто остался жив, — Николай Кулагин, Иван Тутаков, Василий Калмыков, Леонид Горяинов, Рустем Лобженидзе, командир полка Владимир Алексеевич Седляревич...

Партизаны, как ни странно, помнят больше о наших полетах, чем мы сами.

«Дорогой Петр Миронович! Пишет вам спасенная вами Вера Тимофеева, сейчас Богданова. Большой вам, низкий поклон и огромное спасибо от меня лично и всех нас — спасенных детей... Когда нас сажали в самолет, вы все смеялись, что не пустите в самолет, а к крылу привяжете, потому что у меня был большой платок клетками, моей мамы. Нас в самолете было 11 человек, кто поменьше, сидели на коленях у больших. Нам было видно в окошечко, как следили вы за небом, потому что все время светили прожектора и били зенитки. А когда мы были на аэродроме где-то около Невеля, нас обступили люди в военной форме с погонами, которую мы не видели. Мы все решили, что наш самолет сбили немцы, и тогда мы бросили свои узелки в самолет, а сами хотели удрать в лес, спрятаться. Помните, как вы собирали нас? А еще вспоминаю, как нам принесли мешки с печеньем и нас всех угощали. А потом повели в столовую, кормили там. Еще помню, как на аэродроме стояло много замаскированных самолетов, а площадку ровняли трактора с катками. И была на этой площадке избушка, около которой мы сидели и ели печенье...
http://militera.lib.ru/memo/russian/kurochkin_pm/15.html
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 * 5 6 7 8 ... 17 18 19 20 21 22 Вперед →
Модераторы: Ella, Gnom7, Gogin10, tatust
Вверх ⇈