Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Перед внесением данных на разыскиваемого, проверьте, пожалуйста, данные по https://www.obd-memorial.ru и по Электронным Книгам Памяти

23 ОТД. БЕРЛИНСКИЙ АВИАПОЛК

им. Богдана Хмельницкого и Александра Невского

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 * 5 6 7 8 ... 17 18 19 20 21 22 Вперед →
Модераторы: Ella, Gnom7, Gogin10, tatust
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
из книги "Западный Кавказ.Тайна Марухского ледника "В.Гнеушев, А.Попутько
http://wkavkaz.ru/book/maruh/index22.html
.....Да, много отваги и мудрой выдержки довелось проявить нашим летчикам в дни и месяцы, опасные для Грузии. Но они защитили эту прекрасную страну и удивительно ли, что многие из них навсегда после этого остались здесь жить. Остался и Петр Александрович Савельев, летчик, о мастерстве которого рассказывал нам Тарасенко — он одно время летал с ним в горах в качестве радиста.Проживает Петр Александрович сейчас в Тбилиси, работает, если можно применить столь заземленное слово к возвышенной профессии, командиром пассажирского корабля ТУ-104, стало быть, не изменяет конструктору. Те кому доводилось летать на линиях Тбилиси — Москва - Ленинград — Свердловск, наверняка могли видеть этом крепкого еще, пятидесятилетнего летчика с многочисленными орденскими планками, знаком заслуженного пилота гражданского Аэрофлота СССР и значком, означающим, что Савельев не только первоклассный пилот, но и то, что он является первым в стране человеком, налетавшим восемь миллионов километров.
Как часто бывает с людьми, одержимыми одной страстью, Савельев в авиацию попал не сразу же. Словно испытывая его, судьба вначале послала комсомольца Савельева в одно из ленинградских ФЗУ, окончив которое, он два года работал печатником. Но мечта о небе не проходила никогда, и, поняв это, товарищи по работе отправили его как лучшего производственника в Тамбовскую авиашколу. В 1938 году он закончил летное училище, летал на самолетах гражданских, а с первых дней войны стал летчиком военным.
В доме его, не без помощи, вероятно, жены, Марии Александровны, сохранились некоторые интересные документы, в том числе ветхие от времени экземпляры газет за 1941 и 1943 годы. В первой из них, которая называлась “Боевые резервы”, в номере от 13 декабря есть заметка, подписанная пилотом П. Савельевым. Называлась заметка коротко и просто: “Высокая честь”. Вот о чем в ней говорилось сдержанным языком газет военного времени:“Недавно я получил специальное поручение перебросить из пункта 3 в пункт А ответственный груз. В связи с плохой погодой полет осложнялся, но тщательно подготовившись к рейсу, сделав аэронавигационные расчеты, я в сроки, назначенные командованием, доставил груз к месту назначения. На обратном пути пришлось в вечерней темноте пройти над одним из горных перевалов. Внимательно следя за приборами, бдительно наблюдая за ночными ориентирами, мы благополучно долетели до базового аэродрома. Ответственное задание было выполнено
....“Младший лейтенант П. Савельев — мастер ночных полетов в тыл врага. Только за два месяца отважный летчик совершил сорок таких полетов. За самоотверженное выполнение специальных заданий командования и проявленный при этом героизм, тов. Савельев награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды”....

натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
из книги "Западный Кавказ.Тайна Марухского ледника "В.Гнеушев, А.Попутько
http://wkavkaz.ru/book/maruh/index22.html

— Не всегда благополучно заканчивались паши поле ты. Вот хотя бы случай с тем же Васей Кучавой, моим со седом нынешним. Летел он как-то с грузом газет. Неподалеку от Геленджика немцы обстреляли его самолет, и тот загорелся. Пришлось садиться в партизанском районе. Газеты достались партизанам, а Вася пешком вернулся домой. Или вот еще случай. Болтыхов Василий летел однажды на Геленджик на своем ПО-2. Два фрица пристроились за ним на “мессершмиттах” и начали поливать из пулеметов. Болтыхов решил провести испытанный маневр — кинулся в ущелье. Однако немцы не отставали, вошли, что называется, в раж. Болтыхов из одного ущелья ныряет в другое, дело для всех нас привычное еще по Маруху, немцы за ним, и один все-таки нашел свою смерть — в скалу врезался, не успев развернуться за Василием. А Василию уже осталось пролететь одно ущелье, и начнется ровное место, где уже не скроешься. Вот и море завиднелось. Болтыхов тянет к берегу, чуть колесами землю не цепляет. Тут немец и резанул его. Все же он посадил самолет. Немец развернулся, пошел к своим, но тут его зенитки паши сняли. Василий погиб, но позже, на Кубани...

Петр Александрович назвал имена тех, кто был неизвестен нам. В частности, и фамилии летчиков, которые летали на перевалы в самые снегопады, — Владимира Ивановича Булгакова, Ивана Васильевича Тарелкина, Дмитрия Тихоновича Тупалова, бывшего заместителя начальника политотдела по комсомолу Закавказской особой авиагруппы, — теперь он работает начальником цеха обслуживания пассажиров в Тбилисском аэропорту. Григория Гогашидзе, летавшего на перевалы очень много. Сейчас он один из лучших работников Тбилисского аэропорта, диспетчер. Память сохранила и других товарищей по боевым дням, хотя и не о каждом сейчас скажешь в точности, где он и кто. Летчики Ф. Н. Пантелеев, Василий Бочаров, Д. М. Кириленко, Виктор Суриков — этот тоже работает диспетчером, как и Гогашпдзе. Тер-Петросян — инженер... Алексей Коврыгин и Николай Томадзе — они и сейчас летают...

Особенно тепло отзывался Петр Александрович о своем боевом отважном летчике Анатолии Федоровиче Вихрове.

— Это настоящий ас, — улыбаясь говорит Савельев. — С первых дней войны он сражался на Западном фронте под Вязьмой, защищал Москву, был постоянным гостем партизан в районе Старой Руссы. Во время одного ночного полета к партизанам получил ранение обеих ног, но все же привел свой самолет на аэродром... В бессознательном состоянии его доставили в госпиталь. Там после излечения врачи вынесли ему “смертный” приговор — запретили летать. И все же он добился от врачей сначала первой уступки — службы в учреждениях тыла, а затем, надежно припрятав медицинскую справку, появился в нашей части. Ему была оказана высокая честь — обеспечивать правительственные полеты во время работы Ялтинской конференции великих держав.
.....А. Ф. Вихров — высокий, стройный, подтянутый, с завидной поенной выправкой. На летнем кителе в три ряда широкие орденские планки. Выглядит Анатолий Федорович молодо, хотя чуть тронутые белизной виски выдают его возраст.
Он до мельчайших деталей помнит события на перевалах. Подробно рассказывает о своих небесных побратимах П. Кванчуке, Н. Ляпине, В. С. Симонянце. О себе же говорит неохотно. И все же под воздействием и при участии Савельева он поведал нам историю лишь одного из четырехсот полетов над перевалами.
— Однажды представитель Ставки Верховного главнокомандования поручил моему экипажу особо тяжелое и важное разведывательное заданно. Мы выполняли его на самолете Р-5 вместе с бортмехаником Степаном Шандрыгиным.
— Сергеем,— поправил Савельев.— Да, ты прав, Сергеем. Мы должны были на бреющем полете пройти над перевалами Марухский, Адзапш, Анчха, Чмахара и сделать визуальное определение — чьи там находятся войска, так как связь в это время отсутствовала. Нам выдали на этот раз парашюты, автоматы, ящики с патронами и гранаты. Нам было приказано: если подобьют — выброситься на парашютах и пробираться к своим войскам. Перевалы Кавказа я знал хорошо, так как летал там с 1938 года и до самого начала войны. И вот вышли на перевал Чмахара. С бреющего полета определили — там находятся фашисты. Они были захвачены врасплох. Пока они собрались открывать огонь, мы сбросили несколько десятков гранат — и скрылись в глубоком ущелье. Взяли курс на перевал Анчха...
Анатолий Федорович на мгновение умолк, посмотрел на Савельева и, как бы ободрившись ответным взглядом Соевого друга, продолжал:
— Здесь было другое. Немецкие егеря неожиданно встретили нас таким дружным и сильным огнем, что даже на бреющем полете проскочить было невозможно. Стреляли с гор, с ущелий, стреляли из всех видов оружия. Трассирующие пули, словно огненная цепочка, приближались к самолету. И вдруг — резкий рывок и... взрыв... Штурвал рванулся из рук. Самолет бросило вверх, и едкий дым полез в кабину. Запахло бензином. Я успел заметить, что стрелка, определяющая температуру воды, поползла вверх к 90°, а затем мгновенно упала до начала шкалы. Все ясно — нет воды, а значит, нет мотора.Чтобы не вспыхнул где-то льющийся бензин, выключаю мотор совсем. На какое-то мгновение стало тихо, будто мы попали в безвоздушное пространство. Душит гарь, И снова разрывы у бортов, вокруг свистят пули. Кричу:
— Сергей, жив?
— Жив.
— Не прыгай, уйдем без мотора.
— Понял.
Резким рывком бросаю самолет в облака и тут же меняю курс к солнечной стороне. На восходящем потоке самолет идет без мотора. От немцев скрылись за горой.
— Только бы дотянуть до селения Псху,— не напрягая голоса, говорю Сергею. Он хорошо слышит меня:
— Но как ты там сядешь?
— Надо сесть,— ответил я как можно спокойнее, хотя сам очень сомневался. Я не раз садился в Псху на крошечном аэродроме. Но тогда был самолет ПО-2, а сейчас Р-5, к тому же без мотора.
“Посажу ли”,— мысленно спрашиваю сам себя. И смотрю вниз. Проплывают горы, лес, ущелья, пропасти.“Надо, надо, надо...”— сверлит мысль в голове.На восходящем потоке без мотора самолет прошел пятнадцать километров. И вот — наш спаситель — крохотный пятачок. Псху. Сели точно: от начала площадки в обрез и до конца площадки перед самым обрывом. Целуемся. Сергей от радости душит меня:
— Молодец, Толя!!!
К нам подбегают наши бойцы. Обнимают и целуют нас. Осматриваем самолет: снаряд попал в маслобак, пробиты передний бензобак, радиатор, шасси, винт, на плоскостях — строки дыр от пуль...
Встречаемся с начальником войск Санчарского направления полковником И. И. Пияшевым. Докладываем подробно о результатах разведки. Он сердечно поблагодарил нас за ценные сведения и представил меня к ордену Боевого Красного Знамени, Шандрыгина — к ордену Красной Звезды....
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
из книги "Западный Кавказ.Тайна Марухского ледника "В.Гнеушев, А.Попутько
http://wkavkaz.ru/book/maruh/index22.html
.....Мы тут же созвонились с Григорием Моисеевичем Любаревым, и он пригласил зайти в любое время. Не откладывая посещения, мы отправились па юго-запад столицы, в один из новых микрорайонов, и там в маленькой квартире встретил нас невысокого роста седой человек с усталым лицом. Болезнь сердца — о ней мы услышали от Вартана Семеновича — сильно подкосила когда-то неутомимую энергию бывшего комиссара, но, как мы тут же убедились, не сделала его равнодушным ни к прошлому, ни к настоящему, ни к будущему. Три инфаркта перенес этот нестарый еще человек, врачи запретили ему выходить даже из квартиры. По глубокому его дыханию можно было догадаться о том, как нелегко ему предаваться воспоминаниям тех тяжелых дней и лет...
— Если говорить об истории полка,— начал свой разговор Григорий Моисеевич,— то следует вспомнить горькие дни нашего отступления и до Ростова и дальше, на Кубань. В той трудной обстановке, в какой оказался Северо-Кавказский фронт, наше командование прилагало все силы для восстановления порядка и боеспособности как на фронте в целом, так и в отдельных частях. Неся огромные потери в технике и людях, мы откатывались псе Дальше на юг, и вот в таких условиях на территории Краснодарского края была создана авиагруппа, в которую я был назначен редактором многотиражки. Создавалась эта группа на базе Ростовского управления Гражданского воздушного флота и командовал ею начальник этого управления Хальнов.Отступая дальше, мы находились в различных местах, пока не осели, в буквальном для авиации смысле, в Тбилиси. Вскоре туда прилетел бригадный комиссар Антонов. заместитель начальника главного управления Гражданского воздушного флота маршала Астахова. Он непосредственно занялся формированием 8-го Отдельного авиаполка. Происходило это в 1942 году.Полк был составлен из ростовчан, тех, кто воевали на Кубани, п из тбилисцев. Командование полком поручили Чачапидзе, комиссаром у него был Пруидзе. Многих из нас, отступавших с Кубани, направили в другие части. Меня, например, Антонов хотел отправить в Куйбышев, чтобы я занялся там редактированием многотиражки Гражданского воздушного флота...
Но Любарову хотелось воевать с врагом непосредственно, и потому он решился зайти к Антонову с просьбой оставить его в полку. Характер у заместителя маршала Астахова был нелегкий. Любаров знал, что он не любит изменять собственные решения, но тем не менее решил просить оставить его в полку в любой должности.
Трудно сказать, чем закончился бы их разговор, если б в кабинете Антонова не находился замполит полковник Иван Поюряев, человек, имевший определенной влияние на Антонова. Григория Моисеевича назначили комиссаром в эскадрилью Брюховецкого.

С той поры он и сам непосредственно участвовал в создании полка, и вспоминает теперь, что состоял полк из пяти Отдельных эскадрилий, находившихся по существу на положении полков. У каждой из них был свой собственный тыл, командиры эскадрилий имели право принимать самостоятельные решения и часто получали задания тоже самостоятельно.
..Летчики, летавшие на перевалы,— с ними часто летая и комиссар — видели сверху, как торопливо двигались туда войска. Опережая их, они понимали, какие трудности ждут их там, у хребтов. Ведь войска шли в летнем обмундировании, а здесь, куда уже подходили немцы, стояла настоящая зима.
Работа летчиков началась с того, что они возили в горы сено для ишаков транспортных рот. Догоняли войска и, отыскав глазами такую роту, сбрасывали тюки где-нибудь совсем рядом. Бойцы потом смеялись, рассказывая, что ишаки так привыкли к самолетам, привозящим им пищу, что, проголодавшись, задирали морды к небу и оглашали ущелье печальными криками.
Вскоре, однако, пришлось подумать и о продуктах для самих бойцов. Тут дело усложнилось. Тюк сена если и разобьется при падении, то ничего страшного не произойдет: клочья его собрать не так уж сложно. А как быть с мешками муки? Или со стеклянными баллонами водки, которую при подходе к перевалам командование распорядилось выдавать бойцам. Думали над этим недолго. Кто-то из летчиков предложил простой план: сбрасывать надо не полные мешки, а насыпанные на одну треть. При ударе о землю такой мешок оставался целым, лишь часть муки, пробиваясь сквозь ячейки мешковины, вспыхивала белым облачком, медленно оседая на ближайших камнях. Водку стали перевозить в автомобильных камерах, заполняя их наполовину, а то и меньше. Сброшенная сверху, камера начинала кружиться под действием циркуляции жидкости и, падая на землю, получала достаточную амортизацию, чтобы не прорваться. По такому же методу придумали и способы доставки других продуктов, а потом и боеприпасов. И сбрасывали до тех пор, пока в разных местах не были построены посадочные площадки.Но когда в ущельях были построены взлетно-посадочные площадки, начались новые сложности. Как уже известно, большинство личного состава эскадрильи было из ростовчан, людей, которые до того не летали в горах, а тем более не садились там и не взлетали. Обучались в ходе боевых действий.Туда возили военные и продовольственные грузы, оттуда вывозили раненых и одновременно много орехов я прочих лесных продуктов, которыми в изобилии снабжали летчиков местные жители.
На месте дислокации у летчиков были неплохие бытовые условия. Размещались они на квартирах у местных жителей и так с ними сдружились, что часто являлись как бы членами их семей.
Исключительно опасными и ответственными были полеты наших летчиков в тыл врага — к партизанам Крыма. Туда доставляли боеприпасы, а оттуда вывозили раненых и больных. К партизанам всегда надо было летать только ночью, ориентируясь на костры, из которых слагались определенные геометрические фигуры, каждый раз новые, чтобы немцы не смогли устроить ложные посадочные площадки.
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
ПТУ №24.Бахчисарай. музейная экспозиция посвященная Бешуйскому бою

[
Изображение на стороннем сайте: dd636d4a9f7ft.jpg ]

ТБ-З
[
Изображение на стороннем сайте: 05431a51ed63t.jpg ]

ПАРТИЗАНЫ учавствовавшие в охране площадок
[
Изображение на стороннем сайте: a860d3fb079et.jpg ]
на фото Котельников Н.К.,Клемпарский Н.А.

[
Изображение на стороннем сайте: 17baf700c990t.jpg ]
НА ФОТО : В Крым летом 1942-го из Сочи были посланы военно-транспорт.самолеты ТБ-3 из 325 -го ТБАП.28-29 СЕНТ1942г. на площадке в БАКСАНЕ сел самолет ТБ-3ФРН, он вывез 25 партизан. Помазков Г.В.,Маляров Н.П.,Фетисов н.с.,Невежин ВГ,;
14 тяжелобомбардировочный авиаполк он же 11 гвард.Сталинский авиаполк дальнего действия выделил для полета к Крымским партизанам 2 ЛИ-2,ЭКИПАЖ МОСКАЛИНЫ А.Л. ,Поперека Ф.В.-стрелок -радист, летал в Крым с 25 июня по 26 окт.1943г. Сделал 32 посадки,40 сбросов, освоил площадку на Иваненковской казарме , привез из Сочи новый комсостав, оружие.
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
ПТУ №24.Бахчисарай. музейная экспозиция посвященная Бешуйскому бою

[
Изображение на стороннем сайте: 6e0b34d9ac68t.jpg ]
на фото звено выпускников Астраханского аэроклуба активно работавшие в 1942г. на Крымских партизан в составе 764 НЛБАП Крымского фронта(10-7-1942) 5 -й ВА С-К Фронта(07.-11.1942г),5й эскадр.8-го АП ГВФ (09,1942Г), СОВЕРШИЛИ БОЛЕЕ 150 ВЫЛЕТОВ. Молчанов И.И.(лично вывез Б.Городовика), Фадеев Я.М.(полеты на все площадки Крыма.мастер фигурных полетов.прекрасный ремонтник), Калмыков В.П.(37 вылетов в Крым,20-в Белоруссию,72б/вылета),Свинов С.В.(МАСТЕР ПАРАШЮТНОГО СПОРТА умер 26.07.1942г), последнее фото :ЛЕТЧИКИ аСТРАХАНСКОГО АЭРОКЛУБА Свинов С. и Попов Т. у САМОЛЕТА у-2,1941г.

2 ряд фото:
В 1942-1943гг в Сочи базировалась 5-я эскадрилья 8-го авиаполка ГВФ(САМОЛЕТЫ У-2,С-2,ПР-5), которая работала на партизан Крыма. В этой эскадрильи летало звено Нижника И.Я.,сюда же было переведено с Кубани звено И.И.Молчанова.
Звено Нижника И.Я. в 1942г.летало на БАКСАН,16 апр.1943г совершило посадку на Лесной поляне с-з Судака,вывезло ГСС П.Кашубу и его экипаж, потерпевший аварию.
Летали и в Белоруссию.
Нижник И.И.(командир звена), Огарков Н.-пилот,Краснов Л.-пилот.
последнее фото: Аэродром в Сочи.Комэск И.Ф.Исаев(лежит справа) обсуждает с летчиками полет в Крым.

от себя добавлю! на фото справа (сидит)второй- Фадеев Я.М.
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
УРААА!!! получила письма от военного комиссара Астраханской обл!!!!!
Появились новые данные о Фадееве Якове Михайловиче!!:
Призван в 1932г.Сталинским райвоенкоматом Астрахани.
-с 10.10.1932г-01.1933г - в каваллерийском дивизионе войск НКВД г.Кировобад, уволен по болезни. - Что-то новенькое!!!
- вторично призван в 1941г
- с 16.11.1941-18.10.1942гг. -в 764-м легкобомбардировочном авиаполке 5 возд.армии Юж.фронта- командир звена
- с 19.10.1942-22.03.1943гг в 8-м отд.авиаполке ГВФ 5 возд.армии Закавказского фронта - пилот.
- 23.03.1943-16.09.1944гг в 13 отд.авиаполке ГВФ 15 возд.армии Центр.фронта - пилот.
- 17.09.1944-28.07.1945 гг - в 97 отд. авиаполке ГВФ 15 возд.армии -, 2-го Прибалт.фронта- командир корабля!!!!!
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
Ура! получила копии с ДОСААФ России!!!!!!

[
Изображение на стороннем сайте: b71a7cde414dt.jpg ]

приказ начальника военно-воздушных сил РККА от 28 мая 1936г.

[
Изображение на стороннем сайте: 42df7ba70869t.jpg ]

список пилотов запаса закончивших летную подготовку в аэроклубах .Подготовленные к 1935г.
в списке есть фамилии:
Данкевич П.Б.,Серяков В.П.,Меркулов М.М.,Полунин С.К.,Кобзев А.П,Монанаков М.Г,Селезнев И.И,Третьяков А.А,Батурин И.Ф, Бакганов Г.Ф,Извалов И.С,Голубцов Г.К,Ильин К.Н, ИЛЬИН С.Н.,Галкин Г.А,Аверин А.П, Доманов С.С,Никифоров Н.С,Лытнев Л.П,Акубенко В.Е,Богровский нн,Сальников С.Ф.,Баркалов В.Х,Говоров В.Д.,Луценко К.М,Зубков К.Я, Сукачев ИИ,Жмыхов М.И,Матохин А.П,Ситников И.А,Лукин И.С,Хрипушкин И.Н,Маринченко Ф.К,Яков Э.М,Серегин И.И,Павленко Н.С,Туровский н.и,Казарцев С.Т,Сазонов А.П,Козлов М.Д.Никитин В.В,Калинин Ф.В,Черников В.С,Никулин АФ,Павлов П.И,Зюков И.М,Зайцев А.И,Агеев А.М,

[
Изображение на стороннем сайте: 237043260aa8t.jpg ]

В СПИСКЕ:
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
http://beniz.az/club/group/89/...ssage44277

..................Отец - Копейкин Василий Александрович – военный истребитель, офицер 23-го отдельного Берлинского орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого авиаполка, летал бортмехаником на ЛИ-2, погиб 14 января 1946 года, выполняя спецзадание на подлете к Харькову из Москвы. Воспитал мальчика - боевой товарищ отца, авиационный техник Трофимов Василий Иванович. Мать – Серёгина Зинаида Петровна, будучи начальником медицинской части авиационной службы Закавказского фронта в столице Грузии городе Тбилиси, из-за рождения сына была отправлена в тыл на Украину................................
натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
Командир интернационального экипажа http://www.marktreview.net/201...a?page=0,1
Опубликовано в 22.01.2010
2010 Владикавказ
В этом году 10 января исполнилось бы 100 лет со дня рождения участника Великой Отечественной войны, боевого летчика Мурата Николаевича ТЕЗИЕВА.
Уже много лет с нами нет этого человека, но удивительная биография Мурата Николаевича вознесла его на пьедестал людской памяти. После выхода в отставку он некоторое время работал в гражданской авиации, а позже трудился на предприятиях народного хозяйства нашей республики. Все это время не прекращалось активное военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Он был частым гостем в средних школах, училищах, техникумах. Его рассказы молодежи о фронтовых буднях всегда с интересом слушала учащаяся молодежь. Но фронтовые раны давали о себе знать, Мурата Николаевича не стало в 1977 году. Его сын Таймураз и дочь Аза окончили вузы. Таймураз работает в сфере образования, Аза - финансовый работник. У них подрастают дети. Старшего сына Таймураз назвал в честь славного деда - Муратом. Он сейчас служит в армии и заочно учится в СКГМИ.
.. В далеком 1910 году в крестьянской семье родился мальчик, назвали его Муратом. Отец Николай Урусов и ч и мать Надика Дзамболатовна всю жизнь занимались земледелием. Семья жила в селении Кадгарон Ардонского района Северной Осетии. Когда мальчику исполнилось 7 лет, он пошел в первый класс сельской семилетней школы. В 1926 году вступил в комсомол, а в 1930 году поехал учиться в Ленинград, где окончил рабфак и один курс Ленинградского мединститута. Через три года по призыву Ленинского комсомола он поступает в Тамбовскую летную школу, которую с отличием оканчивает. В 26 лет Мурат становится летчиком Грузинского управления гражданского воздушного флота. В ряды КПСС он вступил в 1939-м. И уже через год Мурат Николаевич назначается заместителем командира по летной части 247-го авиаотряда Грузинского управления ГВФ. С 1941 по 1942 г. он - пилот эскадрильи особого назначения Закавказской группы ГВФ.У Мурата Тезиева определенно была счастливая судьба. Всю Отечественную войну он находился в действующих рядах защитников Родины, выполняя задания военного командования. Как истинный патриот и как офицер-коммунист, любое фронтовое задание Мурат Николаевич всегда выполнял с чувством большой ответственности и самоотверженности.
С первых дней войны он был зачислен в отряд особого назначения Закавказского фронта для выполнения специальных заданий командования фронта. Экипажу М. Тезиева было оказано доверие срочно доставить в Тегеран группу офицеров связи с секретным заданием. Спустя некоторое время весь отряд выполнял задания командования на территории Ирана.
В начале 1942 года героические части Черноморского флота захватили плацдарм в Керчи. Авиагруппа 8-го отдельного авиаполка, где с 1942 года служил М. Тезиев, обеспечивала боеприпасами моряков-десантников, что помогло закрепиться, удержать и расширить Керченский плацдарм. Экипаж М. Тезиева на самолете СБ совершал в день по несколько вылетов по доставке боеприпасов нашим морским пехотинцам. В одном из полетов в Керчь при разгрузке груза на прифронтовом аэродроме его самолет был сильно поврежден во время вражеской бомбежки. Экипажу было предложено снять моторы, а самолет списать, как боевые потери. Однако, учитывая острую нужду в каждом самолете, в тяжелейшее для нашей армии время (начало 1942 года) командир самолета М. Тезиев взялся силами экипажа восстановить его. Под открытым небом, в непогоду, в условиях фронтового аэродрома, невзирая на частые обстрелы и бомбежки, экипаж с утра до ночи упорно работал, проявляя инициативу и мастерство, благодаря чему поврежденный самолет за короткий срок был восстановлен и возвращен в строй и продолжал громить врага на фронтах Отечественной войны. В 1942 году гитлеровское командование бросило отборные горнострелковые дивизии на выполнение операции «Эдельвейс» по молниеносному захвату Кавказа. Интернациональный экипаж М. Н. Тезиева состоял из трех человек: командир - осетин, бортмеханик Дмитрий Лазаревич Полевой - еврей и штурман-радист Евгений Иванович Тарасенко - украинец. В это время интернациональному экипажу Тезиева было поручено срочное задание - с утра до ночи через Кавказский хребет доставлять на аэродром Орджоникидзе (г. Владикавказ) реактивные снаряды, необходимые штурмовой авиации, чтобы остановить и разгромить прорвавшуюся к подступам Владикавказа вражескую танковую колонну.
Вот как вспоминал об этой операции Мурат Николаевич: «На своем бомбардировщике СБ мы выполняли перелеты через Главный Кавказский хребет в условиях активного действия вражеской авиации, летали по ущельям в условиях плохой видимости и в непогоду. В эти тяжелые дни экипаж совершал по 6-7 боевых вылетов из района г. Тбилиси. Мы не обстреливали врага реактивными снарядами, находящимися в бомбовых люках самолета, а бережно доставляли их на Орджоникидзевский аэродром для наших штурмовиков и истребителей «И-16». А на окраинах аэродрома уже начиналась линия фронта, шли жаркие кровопролитные бои».В боях за город Владикавказ экипаж М. Тезиева совершил свыше 100 боевых вылетов, доставив защитникам города более 200 тонн реактивных снарядов и переправив с поля боя десятки раненых.В октябре 1942 г. экипаж Тезиева был включен в состав 1-й эскадрильи вновь сформированного 8-го авиаполка ГВФ при Закавказском фронте. В боях за освобождение Северного Кавказа - Кубани экипаж отмечался командованием и парторганизацией, как один из лучших в эскадрильи. В канун 1943 года экипаж получил важное задание командующего 4-й воздушной армии генерал-лейтенанта К. А. Вершинина. Надо было срочно доставить из Тбилиси в Москву специальный груз для Генерального штаба Красной Армии, а из Москвы - новогоднюю почту для героических защитников Кавказа и партизан Крыма. Праздничный номер «Правды», доставленный вовремя на фронтовые позиции, был для гитлеровцев, как мина огромной взрывной силы. Газеты и листовки, появившиеся в тылу гитлеровцев, приводили врага в бешенство. Но листовки и газеты к партизанам поступали регулярно, и это поднимало людей на борьбу, удесятеряло силы и несло гибель оккупантам.
Летом 1943 года 8-й авиаполк был переброшен на Воронежский, а позднее на 1-й Украинский фронт в состав 2-й воздушной армии. Здесь экипаж М. Тезиева также успешно выполнял боевые задания: неоднократно летал по заданию командования фронта в осажденный Сталинград, принимал участие в небывалом по масштабам Курском сражении, в боях за освобождение Украины и Киева. В ноябре 1943 г. экипажу Тезиева было поручено почетное и ответственное задание командования 1 - го Украинского фронта доставить из Москвы в освобожденный Киев ордена для награждения бойцов и офицеров, участников форсирования Днепра и освобождения Киева. Несмотря на исключительно неблагоприятные метеоусловия и боевую обстановку, это задание было успешно выполнено.
К 4 часам утра 6 ноября 1943 г. войска 38-й армии полностью подавили сопротивление противника и заняли Киев. В это же утро 6 ноября самолет СБ, пилотируемый Муратом Николаевичем, вылетел в Москву. В задании командования, полученном накануне командиром экипажа М. Тезиевым, предписывалось: получить срочный груз для штаба фронта, вернуться при любой погоде.
Вечером экипаж во главе со своим командиром - на Красной площади. Столица громом орудийных салютов известила весь мир о взятии Киева.7 ноября на Красной площади будет парад, отмечается большой народный праздник. А пока экипаж М. Тезиева решает встречать наступающий праздник в ресторане «Метрополь». Военный патруль, в который входили украинцы, узнав, что экипаж завтра улетает в Киев, помог им пройти в «Метрополь». Весь вечер проходит как в сказке, до поздней ночи летчики гуляют. Произносятся тосты. За Киев! За Победу! За родную Москву! За Сталина! За Родину!Ранним утром 7 ноября, когда столица еще спала, командир М. Тезиев, бортмеханик Д. Полевой и бортрадист-стрелок Е. Тарасенко прибыли на аэродром. Дежурные техники уже готовят самолет к вылету. У самолета стоит автомобиль, из которого выгружаются мешки с клеймом монетного двора, на фронт отправляются правительственные награды - ордена, медали, наградные документы. Вес - одна тонна.Этот подарок очень нужен именно сегодня, в день всенародного праздника 7 ноября. Погода выдалась хорошая. В полдень самолет приземляется на только что разминированном аэродроме в Святошино. С воздуха видны страшные руины Крещатика, догорающие пепелища.Киев! Мурат Николаевич со своими фронтовыми друзьями идет по Крещатику. Отсюда путь дальше на запад. Впереди Житомир, Львов, наша государственная граница! Гитлеровский фашизм будет разбит в собственном логове!
В последующий период экипаж М. Тезиева в составе авиаполка принимал участие в боях за освобождение западной Украины, выполняя ответственные полеты на линию фронта и в тыл противника к партизанам. Перейдя в наступление, Советская Армия вела ожесточенные бои за освобождение Польши, громила немецко-фашистскую армию на территории Германии, штурмовала логово фашизма - Берлин, за что полку было присвоено наименование Берлинского. В составе 23-го отдельного Берлинского орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого авиаполка ГВФ экипаж Мурата Николаевича Тезиева закончил войну в Германии, в Берлине.За проявленные доблесть и мужество в борьбе с немецкими захватчиками патриот и коммунист М. Н. Тезиев был удостоен четырнадцати правительственных наград.
По окончании войны и демобилизации М. Н. Тезиев возвращается в гражданскую авиацию. Работает в картографической экспедиции Главного управления «Дальстроя» в Заполярье. Тысячи пассажиров, сотни тонн груза и почты перевозит его экипаж, налетав несколько миллионов километров над просторами нашей необъятной страны. Однажды, выполняя грузовой рейс на самолете «ЛИ-2» в Восточной Сибири при 50-градусном морозе, в полете отказали моторы. До аэродрома не дотянуть, а внизу тайга. Выход один: на минимальной скорости садиться в лесу. И здесь, как на фронте, проявляется его благородство и верность долгу командира. Он дает команду экипажу: «Всем в хвост» (хвостовая часть - наиболее безопасное место на самолете при аварии), а сам остался за штурвалом и удар принял на себя.В результате все члены экипажа отделались ушибами, а М. Н. Тезиев, покалеченный, с придавленной грудной клеткой, попадает в госпиталь, где в течение 6-ти месяцев врачи боролись за восстановление его здоровья. И только благодаря крепкому организму он встал на ноги. Но летать ему больше не пришлось. При выходе из госпиталя комиссия врачей вынесла безоговорочное решение о непригодности к летной работе по состоянию здоровья. Здоровье потеряно, а с ним и профессия летчика, но благородный долг коммуниста-командира выполнен...
К. А. ХАУТОВ, полковник в отставке, ветеран Вооруженных сил

натальяА

натальяА

город герой Севастополь
Сообщений: 3742
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 965
вот нашла ссылочку: http://clubs.ya.ru/46116860184...em_no=6491


[
Изображение на стороннем сайте: 1c9bafc9ee57t.jpg ]
Алексей Ионович Ехлаков
ушел на войну добровольцем. Принимал участие в битвах за Орел и Курск, форсировании Днепра, освобождении Киева, Польши. В составе 23-го отдельного Берлинского орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого авиаполка Второй воздушной Армии Первого Украинского фронта дошел до Берлина.
Каждый год ветеран ездит в Берлин, где у него живут внуки. Алексей Ионович в совершенстве владеет немецким.
Сначала заподозрил, что Вы немного напутали с названием полка. Оказалось, что не хватает аббревиатуры ГВФ (гражданский воздушный флот - структура, из которой позже вышел всем известный "Аэрофлот").
Ниже, справочно, дана краткая история полка:
23-й отдельный авиационный Берлинский ордена Александра Невского и ордена Богдана Хмельницкого 2 степени полк ГВФ.
Согласно приказу Начальника ГУГВФ от 19.08.1942 № 58 в Тбилиси была сформирована Особая Закавказская авиагруппа ГВФ.
Приказом Начальника ГУГВФ от 04.11.1942 № 0105 Закавказская особая авиагруппа переформирована в 8-й отдельный авиационный полк ГВФ.
По директиве ГШ № орг/10/313978 от 19.10.1944 полк переименован в 23-й отдельный авиационный полк ГВФ.
Приказом ВГ № 0109 от 04.06.1945 полку присвоено наименование «Берлинский».
Указами ПВС от 26.04.1945 и 04.06.1945 награжден орденами Александра Невского и Богдана Хмельницкого 2 степени.


← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 * 5 6 7 8 ... 17 18 19 20 21 22 Вперед →
Модераторы: Ella, Gnom7, Gogin10, tatust
Вверх ⇈