23 ОТД. БЕРЛИНСКИЙ АВИАПОЛК
им. Богдана Хмельницкого и Александра Невского
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3742 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 965 | Наверх ##
25 октября 2011 17:06 19 октября 2013 22:53 Савельев П.А. из книги Тарасенко" под крылом самолета".....вот что писала фронтовая многотиражка"Вперед,за Родину " во втором номере от 19.09.1944г.:"Помогайте Красной Армии бить врага,как пилоты Савельев,Романенко,Иванчук!" Под этой шапкой крупным планом помещен портрет летчика Савельева,ему не более 25лет. Савельев пилотирует в горах Кавказа "АНТ-9". Вместе с самолетами "ПО-2" эта огромная машина взлетает с летного поля ,петляя в ущельях гор и чуть не касаясь концами крыльев за скалы. В нарушение всяких мирных правил полета в горах, Савельев смело ведет самолет к цели. "Во фронтовой многотиражке он делится боевым опытом:"нашему экипажу выпала серьезная задача организовать переброску пл воздуху на тяжелом двухмоторном корабле крупную партию боевого груза для наших горных частей. Эту задачу нашему экипажу удалось успешно решить.Мы сделали более 40 вылетов... перебросили десятки тонн срочного военного груза....." ************************************************ http://www.russianclimb.com/russian/pp_letchiki.htmlмладший лейтенант Петр Савельев (летчик с довоенным опытом полетов в горах Кавказа); Владимир Рябченко, Федор Бросалин (после войны работал руководителем полетов в Саратовском аэропорту); Евгений Тарасенко, Василий Кучава (после ВОВ работал в Тбилисском аэропорту), А.Ф.Вихров – настоящий асс горных полетов. Среди летчиков появились представители узкой летной специализации, так младший лейтенант П.А. Савельев специализировался на ночных полетах в тыл врага. Однажды за два месяца он совершил 40 таких полетов. Он был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды. После ВОВ продолжал работать летчиком, в 1958 году ему одному из первых доверили пилотирование новой машиной – ТУ-104. После войны П.А. Савельев стал Заслуженным летчиком гражданской авиации СССР. | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3742 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 965 | Наверх ##
25 октября 2011 18:44 27 октября 2011 0:46 | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3742 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 965 | Наверх ##
25 октября 2011 19:31 22 января 2014 15:01 Шандрыгин ( Дмитрий?)из книги Тарасенко" под крылом самолета". ...Успех боевой работы летчиков в значительной мере зависел от простых "трудяг-технарей", от того,как они подготовят машину к полету. Авиатехник Шандрыгин славился в полку как мастер полевого ремонта.Десяткм вылетов он совершил на перевалы Маруха и Клухора. В середине сентября,выполняя очередной полет он попал с летчиком Владимиром Паршиковым под обстрел зенитных пулеметов врага.Разрывные пули повредили радиатор и маслобак.Пилот еле дотянул до площадки.Паять радиатор и маслобак пришлось в горных условиях, не имея специального инструмента.Благодаря смекалке и мастерству авиатехника Шандрыгина удалось поднять самолет и посадить на базе.Ночью техническая служба инженера Владимирцева восстановила самолет. 28.12.1942г.приказом командира аиаполка Г.С.Чачанидзе летчик Паршиков и бортмеханик Г.Епишев с самолетом Р-5 откомандировывались из партизанской эскадрильи капитана И.Ф.Исаева,базировавшейся в Сочи, в роспоряжение П.А.Брюховецкого. В эти зимние дни летный состав эскадрильи летал к линии фронта по 6-7 боевых вылетов за день. Летчики А.Киреев,А.Рябоконь,В.Булгаков,И.Нижник летали и ночью. На перевалы Кавказа летчик В.Паршиков сделал 400 вылетов. На рассвете самолет Р-5 Паришикова В. загруженный продуктами взлетел с сухумской площадки Бабушеры.Курс к северным склонам Марухского ледника.Внизу под крылом самолета речка Гумиста,справа высота 3156,лететь по ущелью 3 минуты,слева Бзыбьский хребет,справа Абхазский...сменив курс строго на север к отрогам Марухского перевала.Еще 2 дня назад он был в Крыму,садился в горах яйлы, вывез оттуда 9 больных и раненых партизан.Но здесь горы другие... -Цель под нами!- крикнул Георгий в переговорную трубку,но было поздно, пришлось делать разворот.-Смотри: справа в нас кто то стреляет! Паршиков увидел вспышку огня и почувствовал, что тяга мотора прекратилась.Самолет стал спускаться на громадные скалы,покрытые в расселинах снегом.-Сажай правее- в лес!-крикнул летчику Епишев.Вой ветра,...огромные сосны представляли единственную посадочную площадку.Когда высота самолета над лесом не превышала 5-6 м., Паршиков потянул ручку на себя.Самолет задрав нос,стал хвостом цепляться за верхушки сосен.Крылья отломались,затем клюнув на нос,машина врезалась в чащу. На высоте 20 м.из кабины выбросило Епишева в пушистый снег. В метрах в 30 -ти на опушке упал и самолет.К нему бежали люди и впереди всех был бортовой механик Георгий. В самолете,зажатый переломавшейся кабиной,вниз головой лежал раненый Паршиков.С лица текла кровь.Солдаты ледорубами выломали проем в кабине фюзеляжа и высвободили летчика.-Счастливо отделались,сказал Паршиков.-Ты цел,Жора?- Да ничего,спасибо губокому снегу и толстым елям!Здесь же Епишев установил причину отказа мотора-пулей пробит бензопровод. Подошедшим офицерам горно-стрелковой части Паршиков сдал груз. Новый,1943г., Владимир Паршиков и Георгий Епишев встречали в полевом госпитале на северо- восточных отрогах Марухского перевала. Только 03 .01.1943г., пробился сквозь непогоду летчик Рябоконь сел возле водопада на площадку. Вместе с ним прилетел инженер эскадрильи С.Атаманчук, составивший документ о гибели самолета. из книги Западный Кавказ.Тайна Марухского ледника В.Гнеушев, А.Попутько http://wkavkaz.ru/book/maruh/index22.html .....В частности, и фамилии летчиков, которые летали на перевалы в самые снегопады, — Владимира Ивановича Булгакова, Ивана Васильевича Тарелкина, Дмитрия Тихоновича Тупалова, бывшего заместителя начальника политотдела по комсомолу Закавказской особой авиагруппы..... из книги Тарасенко" под крылом самолета". ....ранней весной нашему экипажу довелось произвести посадку в Майкопе.у одного из строений валялись обломки ТБ-3, сбитого немцами.Местные жители рассказали подробности о воздушном десанте, и судьбе одного из летчиков.в листке "Майкопское эхо" ,выпускаемое фашистами, писали о казни попавшего в плен штурмана Косолпова.тут же была его фотография, с фразой"так будет со всеми, кто пойдет против нас".....на самом деле,в ту ночь были разгромлены не десантники,а немцы....после выполнения задания наши воины собрались на юж.окраине города, откуда партизаны провели их в селение Хамышки.далее до Сухуми они были доставлены на самолетах ПО-2. В вывозе их учавствовали наши летчики И.Нижник,П.Кленин,Красников,Зенкин,Корсаков,Романов,Черный. Все участники были награждены правительственными наградами. Вместе с воинами десантниками возвратился капитан Гаврилов.он последним покинул борт самолета. При пожаре он обгорел.В ночной суматохе не обнаружили Косолапова,он лежал с беребитой ногой и не мог подняться.Раненого штурмана фашисты пытали, а затем повесили. ******************************************** http://www.mvairport.ru/parts/historyЗдесь же хранятся воспоминания о первых полетах и посадках самолетов на воздушной станции. Услышав гул самолета, на станции зажигался костер. По дымовому шлейфу летчик определял направление ветра и совершал посадку. Участниками такого приема самолетов на воздушной станции были минераловодцы Дмитрий Шандрыгин и его сын Сергей, впоследствии ставший отличным авиатехником, участником Отечественной войны, кавалером многих правительственных наград ************************************** не могу сказать с достоверностью, но может это и наш Шандрыгин: .................В музее истории Минераловодского авиапредприятия хранятся фотографии воздушной станции, построенной на выгоне скота, между бутылочным и кирпичным заводами, и ее описание: «...В глинобитном маленьком домике под одной крышей располагались комната начальника воздушной станции и почта. Контора станции и общежитие для экипажей находились в частных домах, арендованных у местных жителей». Здесь же хранятся воспоминания о первых полетах и посадках самолетов на воздушной станции. Услышав гул самолета, на станции зажигался костер. По дымовому шлейфу летчик определял направление ветра и совершал посадку. Участниками такого приема самолетов на воздушной станции были минераловодцы Дмитрий Шандрыгин и его сын Сергей, впоследствии ставший отличным авиатехником, участником Отечественной войны, кавалером многих правительственных наград............ источник: http://mvairport.ru/parts/history***************************************************** | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3742 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 965 | Наверх ##
25 октября 2011 21:04 22 января 2014 15:09 П.А. Брюховецкий ****************************************************** Брюховецкий Петр Андреевичгод рождения __.__.1905 ст. лейтенант в РККА с 15.12.1941 года Орден Красной Звезды Архив ЦАМО фонд 33 опись 682524 единица хранения 534     ************************************************** Брюховецкий Петр Андреевич год рождения __.__.1905 капитан в РККА с 01.12.1941 года Орден Красного Знамени Архив ЦАМО фонд 33 опись 686044 единица хранения 1124    **************************************** Брюховецкий Петр Андреевич ЗАМЕСТИТЕЛЬ КОМАНДИРА ПО ЛЕТНОЙ ЧАСТИ 23 отедльного ордена Ал.Невского авиаполка ГВФ год рождения __.__.1905 майор в РККА с __.12.1941 года Орден Отечественной войны II степени Архив ЦАМО фонд 33 опись 690306 единица хранения 993     ******************************************************* из книги Тарасенко" под крылом самолета". ...за период с 25.08.1942г по 19.09.1942г. П.А.Брюховецкий сделал 32 рейса.Во время одного из них он встретил в воздухе 18"мессершмитов".умело маневрируя он смог обмануть врага и уйти от поражения.За проявленное мужество при выполнении боевых заданий Брюховецкий в числе первых летчиков полка получил орден "Красная звезда". ... Командир Брюховецкий П и старший политрук В.Леонович пришли поздравить отличившегося летчика Ивана Ляхова за рекорд полета- 13 раз за день! И каково было их удивление, когда они застали его (Ляхова) за странным занятием.Сидя на краю капонира,утомленный,растерянный, он с недоумением разглядывал снятый с ноги сапог.В каблуке торчала пуля.Она пробила подошву со стелькой.А летчик даже не почувствовал удара и обнаружил пулю, лишь когда вылез из кабины и зацепился ее тыльной стороной о землю. Книга" летчики и участники ВОВ на перевалах ГКХ" так же упоминается летчик П.Брюховецкий http://www.mountain.ru/article...le_id=4966...... В те далекие дни ранней осени 1942 года Симонянц, молодой лейтенант авиации, служил во 2-й эскадрилье 8-го отдельного авиаполка. Располагалась эскадрилья на маленьком аэродроме в Абхазии, и командовал ею Петр Брюховецкий, который, по словам многих товарищей, был сам бесстрашным летчиком и отличным товарищем. Этому же он учил других. — Я знал его еще по Балтийской школе,— вспоминал Вартан Семенович.—Он был командиром отряда, а я у него инструктором летал. Вместе и к перевалам попади. Время трудное было, что и говорить, но Брюховецкий умея развеять грустное настроение шуткой и песней. Сам он, правда, насколько я помню, петь не умел, но любил, а главное — других умел втянуть в песню. Для плохого настроения тогда были основания: одни только сводки Информбюро чего стоили, и Брюховецкий понимал это. Под его влиянием я тогда вступил в партию, так что воевал с немцами, как говорится, по-коммунистически. Бывало, вернешься из последнего рейса — а делали мы их до девяти, а то и до десяти в день — от усталости с ног валишься, по Брюховецкий подойдет, спросит что-либо так буднично, спокойно, что и самому невольно становится спокойнее. Как бы случайно соберет двух-трех летчиков, кто петь умеет, сядем где-нибудь в тихом месте, он и начинает запевать. Вначале мы слушаем только, но через минуту уже поем либо русскую народную, либо казачью, либо современную для тех дней “Темную ночь...” А ведь и сам он тоже много летал на перевалы и уставал ничуть не меньше нашего... ********************************************* http://www.russianclimb.com/russian/pp_letchiki.html Капитан П.А.Брюховецкий. Фото Е.Тарасенко. 1942 г. При формировании подобной эскадрильи, летчикам в штабе прямо сказали – самолетов и запчастей нет и не предвидится никакого их получения. Но мы вас обеспечим всеми необходимыми документами и предоставим чрезвычайные права. Условие может быть одно - добывайте себе самолеты, где только найдете машины. Можно и с людьми вместе… Результатом деятельности «снабженцев» стало прибытие нескольких десятков разнотипных машин (ПО-2, СП, транспортных Р-5, учебных У-2), значительная часть которых была уже списана. Ремонт делали своими силами, а проверяли его качество простым способом – разгоняли самолет и взлетали, если при этом он не рассыпался – значит в строй. После ремонта самолеты и летчики перелетели в Абхазию с заданием обслуживать части 46 Армии, защищавшей перевалы ГКХ. Уже в последних числах августа 1942 года вылетели в горы первые машины. Их вели гражданские летчики Иванов, Тульский, Алдатов, Сурков, Давтян, Гелашвили и др. Только за 13 дней сентября они сделали от 64 до 75 вылетов в районы перевалов ГКХ. Это значит, что в сутки каждый из них совершал по 5-6 боевых вылетов. Зоной их деятельности были перевалы центральной части ГКХ, а также районы перевалов Клухорский и Марух, Клыч и Наурский, Санчарский и Белореченский. Естественно, что штатские самолеты не имели никакого вооружения, а летчики были вооружены только табельным оружием - пистолетами «ТТ». Поэтому легкие самолетики часто становились добычей немецких «мессершмитов». Летчики эскадрильи П.Брюховецкого в самых сложных погодных условиях совершали свои, как они говорили – «обычные, рабочие полеты». ********************************** http://wkavkaz.narod.ru/book/maruh/index26.htmlКомандир сводной авиаэскадрильи капитан Петр Андреевич Брюховецкий совершил более ста боевых вылетов на перевалы Главного Кавказского хребта. Он награжден за это орденом Красной Звезды. Фото Е. Тарасенко. 1942 г.  ************************************** фотоальбом с музея СОШ Заветненское [ Изображение на стороннем сайте: 862397621a02.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 903a257fdfdc.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 0c7467393390.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 3185730f88c2.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 003f996d1cdb.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: e111650a07f8.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 2958ce63fbdf.jpg ] | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3742 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 965 | Наверх ##
25 октября 2011 23:24 26 октября 2011 0:08 из книги Тарасенко" под крылом самолета". Осенью работы прибавилось кроме армии генерал-полковника Леселидзе (упоминается также в книге на перевалах ГКХ http://www.mountain.ru/article...le_id=4966 )надо стало обслуживать армию генерал-лейтенанта Гречко и войска Черноморской группы,которыми командовал генерал-лейтенант Петров. Фронт боевых действий расширился от Клухора до Новороссийска.Стали летать так же с аэродромов Сочи и Агоя Самолеты типа ПО-2 и Р-5 не справлялись с доставкой требуемого колличества боеприпасов и продовольствия и командир решил включить на выполнение задания экипажы АНТ-9 и ПС-7, управляемые П.Савельевым,И.Моргуновым,Н.Семиным.За четыре месяца работы в сложных условиях горной местности летчики полка доставили войскам защищавшим Кавказ,3265т.военных грузов,вывезли 3905 раненых. ..С наступлением осени 1942г.погода ухудшилась.начались туманы,снегопады.Разведка"пятачков" для приземления ,строительство и оборудование площадок не прекращалось.Для расчистки одного из пятачков у Марухского перевала понадобилось спилить и выкорчевать на высоте более 2тыс.метров более 600деревьев. Пилоты А.А.Черевань и И.Н.Исаев совершали полет на пятачек Марухского перевала.но внезапно пошел дождь,ущелье закрыла облачность.Развернуться негде:слева и справа обрывистые скалы,ишь впереди просвечивается белое пятнышко- надежда на спасение.Самолеты теряют высоту...и вдруг,воздушным потоком их бросает на чудом подвернувшуюся площадку у переднего края обороны.При посадке на самолете Череваня были снесены о валуны шасси,а на машине Исаева прикапотировании сломался винт.Пилотам пришлось возвращаться на базу пассажирами.Вместо них прибыли авиатехники И.Фролов,А.Афанасьев и Г.Покровский.Две недели понадобились им на ремонтные работы,подвергаясь все время минометному обстрелу.После расчистки площадки от камней,засыпания ям, Исаев и Червень вернулись за своими испытанными ПО-2 и стали продолжать полеты. | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3742 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 965 | Наверх ##
25 октября 2011 23:44 из книги Тарасенко" под крылом самолета". ..В 11.1942г.одна из частей 56-й армии разгромила вражеский штаб и захватила ряд важных документов.Гитлеровское командование бросило на этот участок свежие силы и окружило часть.Вывезти трофейные документы и подбросить ей боеприпасы поручили летчику лейтенанту Петру Лебеденко.Летчик пролетел почти над головами немцев,изежал боя с воздушными немецкими асами и сел в расположении своих войск.Документы были благополучно вывезены. | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3742 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 965 | Наверх ##
25 октября 2011 23:53 22 января 2014 15:26 | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3742 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 965 | Наверх ##
27 октября 2011 1:00 22 января 2014 15:52 Симонянц Владимир Семеновичгод рождения __.__.1914 лейтенант в РККА с __.__.1941 года Архив ЦАМО фонд 33 опись 686044 единица хранения 3738 Орден Отечественной войны II степени http://www.podvignaroda.ru/?n=20687807[ Изображение на стороннем сайте: 830388469f58.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 56c82546fc5a.jpg ] летчик Симонянц из книги "Западный Кавказ.Тайна Марухского ледника " В.Гнеушев, А.Попутько http://wkavkaz.ru/book/maruh/index22.html...Однажды, как обычно, с нашего аэродрома поднялись два маленьких самолета и, развернувшись, взяли курс на Марухскпй перевал. Путь был знаком до мельчайших деталей и потому летчики, сидя в тесных кабинах, лишь изредка посматривали вниз, на проплывающие назад мелкие, поросшие густыми лесами ущелья Абхазского хребта. Первый самолет вел лейтенант Вартан Симонянц, второй вел младший лейтенант Иван Пеньков. Кстати сказать, он тоже жив, и сейчас работает руководителем полетов на аэродроме в городе Воронеже... Моторы гудели все натужнее, набирая высоту. За спинами обоих летчиков, в узкой щели фюзеляжей лежали мешки с мукой. Струнные потоки воздуха, поднимавшиеся от реки к хребту, помогали моторам, н летчики думали только о том, чтобы на подходе к гребню хребта набрать запас высоты метров в триста-четыреста, потому что сразу за хребтом струйные потоки резко изменят направление, с огромной силой устремившись вниз. Летчики хорошо знали коварную силу этих потоков, способных буквально втягивать самолеты в глубокие воронки ущелий. Когда до гребня осталось несколько минут полета и летчики уже потянули на себя штурвалы, чтобы начать набор необходимой высоты, они внезапно заметили неподалеку немецкие самолеты. Ясно было, что немцы пока не заметили наших, но, если не снизиться до предела, непременно заметят и тогда почти наверняка — конец, потому что боя наши “извозчики” принимать не могли. Все вооружение их ограничивалось пистолетами “ТТ” — личным оружием летчиков. Подав соответствующий сигнал Пенькову, Спмонянц начал лететь крадучись, “буквально на животе”, как выразился он впоследствии. Гребень хребта перевалили благополучно, но тут же их потянуло вниз с такой неудержимой силой, что скорость снижения была, по определению Вартана Семеновича, не менее десяти метров в сакунду. Другими словами, это было падение, и, пролетев километра полтора, машина Симонянца плюхнулась в глубокий снег. Иван Пеньков упал чуточку дальше и в стороне. При падении Симонянц ударился коленом так сильно, что чуть не потерял сознание от боли. Выполз кое-как из кабины, насыпав в противогазную сумку муки, ибо не знал, сколько придется пробыть в одиночестве среди бесконечных глубоких снегов. Хорошо, если наши с аэродрома заметили, как они упали, а если нет? До небольшого лесного аэродромчика, оборудованного силами бойцов и инженеров 810-го полка, было отсюда несколько километров. С поврежденной ногой, в условиях почти полной непроходимости нельзя надеяться на скорое избавление от снежного плена. Насыпая муку, Симонянц крепко выругал себя за то, что с утра сегодня сделал внушение бортмеханикам.— Много дней те не чистили самолет изнутри, и там было немалое количество продуктов: сухарей, кусочков колбасы... Бортмеханики вычистили и вымыли машину с тщательностью, о которой теперь лейтенант не мог не пожалеть. Перед тем как ползти к аэродрому, Симонянц бегло осмотрел машину. Она зарылась глубоко в снег, но ясно было, что очень серьезных повреждений избежала. Его продвижение по ущелью не напоминало ни ходьбу, ни ползание, потому что ни того ни другого сделать в снегу невозможно было. Скорее оно походило на барахтание утопающего, который, однако, с непостижимой последовательностью приближался к цели. Он заметил немецкий телефонный провод, тянувшийся неизвестно куда, и в мозгу мелькнула неприятная мысль: а не к врагам ли попаду? Потом, рассудив здраво, решил, что немцев тут не может быть, они гораздо выше и дальше, а провод, скорее всего трофейный и проведен нашими связистами. Какое-то время спустя в стороне увидел приземистое здание, сложенное из камней и грубых бревен. Взял курс на него и, через полтора часа “плавания” открыл туго поддававшуюся тяжелую дверь. Внутри увидел деревянные полки, печь я голыши на ней. Рядом стояла огромная кадушка. Понял, что попал в баню, построенную нашими бойцами. Усмехнулся: голь на выдумку хитра. Проголодавшись, пожевал муки, смачивая ее во рту снегом, полурастопленным в ладонях. И снова двигался, утопая в сухом снегу, цепляясь за стволы попадавшихся тонких деревьев, за ветви, свисавшие с лесных великанов. Уже под вечер услышал впереди чью-то речь, слов не разобрал и потому сразу спрятался за дерево, достал из-за пазухи пистолет, стал ожидать, осторожно выглядывая. Вскоре показались какие-то странные фигуры в шинелях неопределенного цвета и фасона, у которых во многих местах виднелись огромные дыры, следы костров. Лица темные и заросшие настолько, что их разглядеть казалось немыслимым. На ногах, когда люди поднимали их для очередного шага, виднелись не то сапоги, не то валенки, подвязанные корой, содранной с деревьев. Фигуры, запыхавшись, остановились совсем близко, осмотрелись, и потом один спросил второго: — Да разве же их тут найдешь? Симонянц обрадовался: свои! Вышел из-за дерева и чуть не стал жертвой собственной неосмотрительности — первый солдат вскинул винтовку и клацнул затвором. Едва успел крикнуть: — Не стреляй, свой я!.. — Тьфу ты, дьявол,— произнес боец, опуская винтовку,— предупреждать надо. А то и до греха недалеко... Теперь идти было легче по протоптанной бойцами тропке, да и спокойнее. Спросил, видели ли они второй самолет. — Ага,— ответил все тот же боец,— оп в той стороне. Туда тоже пошли ребята, приведут твоего дружка, не бойся. А что вы везли нам? — Муку на пироги к Новому году,— пошутил Симонянц. Он ведь знал, что у солдат с хлебом плохо дело, не то что с пирогами. Но боец сказал серьезно: — Да мучица у нас теперь есть, вот как бы начиночки какой, тогда б и пироги можно. “Что ж,— мелькнуло в голове Симонянца,— можно гордиться нам, хорошо поработали, если не голодают теперь ребята...” — Далеко еще? — Подходим,— ответил солдат я показал огромной варежкой вперед. Там, за редеющими деревьями, виднелись полузасыпанные снегом штабные землянки, слева просматривался знакомый аэродром, точнее — посадочная площадка, на которой их сегодня ждали, у входа в одну из землянок стоял часовой и рядом с ним, набросив па плечи шинель внакидку, невысокий человек с простым русским лицом. Симонянц узнал командира полка, вскинул руку для приветствия, но тот остановил: — Проходи скорее, грейся. С ногой-то что такое? И как это вас угораздило свалиться?.. В землянке было жарко натоплено, вкусно пахло борщом из концентратов, светим хлебом. Почти сразу дверь открылась снова, и в землянку ввалился Иван Пеньков. Командир полка гостеприимно угощал, улыбаясь замерзшим летчикам: — Пробуйте, дорогие летуны, это то, что вы нам привозите. Вот только выпить, кроме спирта, ничего не могу предложить... На другой день Симонянц попросил командира полка перетащить машины на аэродром. Тот не возражал и выделил взвод солдат во главе с офицером. Снова пошли, увязая в снегу, к месту падения машин. Пришли, очистили их от снега, отсоединили от фюзеляжа все, что только было возможно и по частям стали переносить. Особенно долго мучились с фюзеляжами, которые трудно было тащить через горные речки. Для этой цели строили специальные мостики. Огромные усилия затрачивались также, когда надо было разворачивать фюзеляж между деревьями. Солдаты полушутя-полусерьезно говорили: — Слушай, летчик, на черта тебе эти обломки? Давай бросим. Лишь на десятые сутки, а не на первые, как помнилось Илье Самсоновичу, эта работа была закончена. Сложив части машин прямо под открытым небом, Симонянц улетел в Сухуми и там доложил Брюховецкому о случившемся. Обнимая лейтенанта, Брюховецкий радостно твердил: — Живой ты, Володя, живой! И Иван живой? Вот здорово! Отодвинув от себя, посмотрел на щетинистые щеки, на покрасневшие от морозов и бессонницы глаза, проговорил грустно: — А мы уж тут похоронки на вас составили. Сколько дней искали, ждали, а потом все-таки составили. Ну, здорово, что так все закончилось. Давай, Володя, дуй в баню, потом брейся, потом ко мне для подробного доклада и со своими предложениями... В эскадрилье Вартана Семеновича звали на русский лад — Володей. Помывшись и побрившись, Симонянц вернулся к Брюховецкому, и вместе они разработали план. Остановились на том, что Симонянц и несколько техников вылетят завтра же на место и там сделают все, что возможно сделать пне мастерских, а потом уже докончат ремонт здесь, и ангаре. Когда закончили разговор, Симонянц вышел из штабного помещения и встретил друга — Володю Паршикова. После радостных восклицаний и объятий Володя сказал грустно: — Кабы все возвращались, как ты. А то вот и вчера двое на базу не вернулись. А перед этим еще один гробанулся где-то над Псху... Симонянц промолчал. Высокое, усеянное серебристыми облачками небо висело над побережьем. Здесь было совсем тепло, и Симонянц расстегнул куртку. Вздохнул, проследил глазами, как облака медленно продвигались к погруженному в синеватую дымку Абхазскому хребту, где, он знал это, и сейчас с воем и свистом несутся восходящие и нисходящие струйные потоки, где колючие метели заволакивают пространство, насквозь простреливаемое минами и пулями, и пошел отдыхать. Утром он вылетел с двумя “технарями” к своим машинам. Пехотинцы встретили его радостно, как своего, помогли, чем могли, и еще через несколько дней два маленьких самолетика, коротко разбежавшись, взмыли в холодное небо, провожаемые громкими напутственными криками. Война продолжалась... — А вина я им тогда действительно привез к Новому году,— вспоминает Вартан Семенович.— И если не ошибаюсь, в тот раз летал со мной Володя Паршиков, о котором у нас в эскадрилье совершенно серьезно говорили, что он счастливчик. Ну, посудите сами, не везло ли ему? ...... фотоальбом с музея СОШ Завтненская [ Изображение на стороннем сайте: d74aef587f5c.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: f87ab75e5e46.jpg ] *********************** http://www.mountain.ru/article...le_id=4966Естественно, что штатские самолеты не имели никакого вооружения, а летчики были вооружены только табельным оружием - пистолетами «ТТ». Поэтому легкие самолетики часто становились добычей немецких «мессершмитов». Летчик Василий Болтыхов после полета в горах, вел свой самолет в сторону Геленджика. К нему пристроились два «мессера» и стали обстреливать из пушек и пулеметов. Болтыхов, резко развернулся и повел машину в горы, прижавшись к верхушкам деревьев, стал метаться из одного ущелья в другое. (Такая тактика была очень полезна в узких скалистых ущельях Маруха). Один из немцев не выдержал гонки над дном ущелий и врезался в скалу, второй все же подбил самолет Болтыхова, но он сумел вывести его на позиции своих зениток. Здесь их огнем был сбит и второй «мессер». Сам Василий впоследствии погиб в воздушном бою на Кубани. Самым сложным и опасным при полетах в узких горных ущельях была борьба с различными воздушными потоками: для маскировки летчики прижимались «брюхом» к земле, деревьям и скалам, а при перелете через скалистые гребни на самолеты наваливался сильный нисходящий поток воздуха. Так однажды самолеты летчиков В. Симонянца и В. Паршикова были прижаты воздушным потоком с такой силой, что их машины упали в глубокий снег склона горного ущелья. Зная, что других машин в наличии нет, и им не на чем будет летать, с помощью бойцов-пехотинцев ближайших огневых рубежей, они разобрали самолеты, вынесли их к ближайшему лесному аэродрому, откуда после сборки, им удалось вернуться в родную эскадрилью, где их уже считали погибшими. [ Изображение на стороннем сайте: c15aa54e4f03.jpg ] Летчик Вартан Семенович Симонянц (крайний слева) получает очередной приказ на вылет в горы Кавказа. Фото Е. Тарасенко. 1942 г. | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3742 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 965 | Наверх ##
27 октября 2011 1:07 22 января 2014 15:59 Вихров Анатолий Федоровичгод рождения __.__.1917 лейтенант в РККА с 01.12.1941 года Орден Красной Звезды Архив ЦАМО фонд 33 опись 682526 единица хранения 668 http://www.podvignaroda.ru/?n=16372086[ Изображение на стороннем сайте: f57c401d1f3b.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 1d16dde9daf7.jpg ] из книги "Западный Кавказ.Тайна Марухского ледника " В.Гнеушев, А.Попутько http://wkavkaz.ru/book/maruh/index22.htmlОсобенно тепло отзывался Петр Александрович о своем боевом отважном летчике Анатолии Федоровиче Вихрове.— Это настоящий ас, — улыбаясь говорит Савельев. — С первых дней войны он сражался на Западном фронте под Вязьмой, защищал Москву, был постоянным гостем партизан в районе Старой Руссы. Во время одного ночного полета к партизанам получил ранение обеих ног, но все же привел свой самолет на аэродром... В бессознательном состоянии его доставили в госпиталь. Там после излечения врачи вынесли ему “смертный” приговор — запретили летать. И все же он добился от врачей сначала первой уступки — службы в учреждениях тыла, а затем, надежно припрятав медицинскую справку, появился в нашей части. Ему была оказана высокая честь — обеспечивать правительственные полеты во время работы Ялтинской конференции великих держав. | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3742 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 965 | Наверх ##
27 октября 2011 23:17 27 октября 2011 23:32 из книги "Западный Кавказ.Тайна Марухского ледника " В.Гнеушев, А.Попутько http://wkavkaz.ru/book/maruh/index22.html.....Хмурая осень 1942г.затрудняла действия легкомоторных самолетов на перевалах Кавказа.Самолеты базировались на небольших площадках,с которых с трудом можно было взлететь.Ремонт и обслуживание производилось в неприспособленных условиях.И если летчики с успехом выполняли боевые задания командования северной группы войск закавказского фронта, то половину заслуг следовало отдать заботливым авиатехникам. Вот что говорил летчик Бычков В.Г., когда мы с ним встретились на полевом аэродроме станицы Асиновской,где недалеко проходила линия фронта:-Замечательный у меня авиационный техник Глинский!!! мастер своего дела!Недавно отремонтировал двигатель в сложных полевых условиях.Стоянка самолета была обнаружена вражеским разведчиком и по его корректировке подвергалась обстрелу.Но Глинский продолжал устанавливать магнето....... На борту самолета ПО-2 летчика Бычкова Владимира Георгиевича четыре бомбы по 50 кг.,которые надо сбросить на коммуникации врага....Летчик отлично справился с боевым заданием.Сбросив 2 бомбы на станцию Моздок,он заметил ж/д состав идущий в сторону фронта.Первой бомбой разбил паровоз,повредив полотно дороги,вторую сбросил на едущий груженный состав с цистернами.возвращаясь на базу мы видели,как со стороны Моздока,разрезая мглу ночи, белым пламенем горело горючее.А Бычков возвратясь на базу,загрузил еще бомбы,и вернулся к подбитому составу.Гитлеровцы подготовили уцелевшие вагоны к транспротрировке, но Бычков не дал им уйти со станции, разбомбив оставшиеся вагоны. Пять часов полета ночью и столько же днем!Все для фронта! Все для победы! Весной 1943г. летчик Бычков возвращался в Пашковскую с линии фронта,которая проходила под Крымской.Неожиданно его самолет атаковал мессершмитт.Пули рванули обшивку крыла, самолет еле-еле дотянул до Пашковской. ДО аэродрома оставалось не более километра,и снова истребитель! короткая очередь из пулемета, поврежден мотор,тяжело ранен летчик и его пассажир-полковник.Самолет упал возле летного поля.Два месяца летчик В.Г.Бычков находился на лечении. И снова полеты.... | | |
|