23 ОТД. БЕРЛИНСКИЙ АВИАПОЛК
им. Богдана Хмельницкого и Александра Невского
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3742 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 965 | Наверх ##
9 июля 2011 18:18 2 марта 2019 17:40 Сергей Васильевич Свинов Свинов С.В. http://www.allaces.ru/p/people.php?id=00000011077Страна: СССР Годы жизни: - 20.07.1942 Вид авиации: Бомбардировочная Категория: Летчик Места службы: 763 нбап (однополчане http://www.allaces.ru/p/ls.php?div=bap0763t ) ?÷20.07.42 Летчик Мл. лейтенант, летчик. 20.07.42 г. умер от болезни в госпитале г. Краснодар. Похоронен на кладбище г. Краснодар. Источники информации: 1. Мемориал 2. ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 1624, л. 54. *********************************************************************** списки умерших (п.44.справка к приказу 01027/ум. Приказ глав.управ. и комплектования войск крас.армии от 04.11.1942г. http://www.obd-memorial.ru/ орден кр.знамени http://podvignaroda.mil.ru/Фамилия Свинов Имя Сергей Отчество Васильевич Последнее место службы 518 истр. ав. полк Воинское звание мл. лейтенант Причина выбытия умер от болезни Дата выбытия 26.07.1942 Название источника информации ЦАМО Номер фонда источника информации 56 Номер описи источника информации 12220 Номер дела источника информации 65 Номер донесения 1027 Тип донесения Приказ об исключении из списков Дата донесения 04.11.1942 Название части ГУФ и УВ КА http://www.obd-memorial.ru/htm...amp;page=7 Фамилия Свинов Имя Сергей Отчество Васильевич Последнее место службы 5 Возд. Арм. 763 ЛБНАП Воинское звание мл. лейтенант Причина выбытия умер от болезни Дата выбытия 26.07.1942 Название источника информации ЦАМО Номер фонда источника информации 58 Номер описи источника информации 818883 Номер дела источника информации 1624 Номер донесения 22655 Тип донесения Донесения о безвозвратных потерях Дата донесения 02.09.1942 Название части штаб 5 Возд. Арм. http://www.obd-memorial.ru/htm...amp;page=5 ************************************************* Свинов Сергей Васильевич год рождения __.__.1914 лейтенант в РККА с __.11.1941 года место призыва: Астраханский РВК, Сталинградская обл., Астраханский окр., г. Астрахань Орден Красного Знамени Архив ЦАМО фонд 33 опись 682525 единица хранения 196     ***************************************** http://www.e-reading.biz/chapt...retno.htmlРазбирая переписку крымских партизан по вопросам получения ими наград, я наткнулся на письмо: «Председателю штаба партизанского движения т. Пономаренко. Разрешите обратиться к вам по касающемуся нас вопросу. По приказу маршала Буденного С.М. и командующего 5-й ВА генерал-лейтенанта Горюнова с июня 1942 г. была создана группа по связи с крымскими партизанами на самолетах С-2. В составе летчиков cm. л-т Фадеева Я.М., ст. л-т Калмыкова В.П., л-т Молчанова И.И., мл. л-т Свинова С.В. Что мы сделали? Во-первых, наши полеты назывались полеты в глубокий тыл противника с посадкой у крымских партизан. Мы везли продукты, одежду, боеприпасы, а обратно раненых, как командиров, так и бойцов. Наши полеты длились по 8–9 часов ночью на 600 км по территории, занятой противником, так как летали к партизанам из Сочи. Вот наша конкретная работа. Летчик Фадеев сделал 20 полетов с посадкой. Вывез 48 раненых. Летчик Калмыков сделал 26 полетов с посадкой. Вывез 55 раненых. Летчик Молчанов сделал 25 полетов с посадкой. Вывез 50 раненых. Летчик Свинов сделал 7 полетов с посадкой. Вывез 20 раненых партизан.Всего мы вывезли 173 раненых командиров и бойцов, в числе которых полковники Городовиков, Мокроусов, Попов. Председатель Симферопольского горсовета Филиппов, майоры Фурих, Северский и ряд других. Также было сброшено партизанам продуктов и боеприпасов более 8 тонн. Веемы, как летчики, так и техники, командованием партизан и командованием 8-го О.А.П. были представлены по заслугам к правительственным наградам. Каков же получился конец? Нас всех вышеуказанных одним приказом перебросили в марте 1943 на Центральный фронт. Наши наградные документы оказались похеренными. Это слова полковника Лобова, потом секретаря Булатова и майора Северского. В результате чего наша работа оказалась незамеченной. Тов. Пономаренко! Что заставило нас написать вам это письмо? Вы прекрасно понимаете, как нам приходилось летать на одномоторных самолетах поперек Черного моря по 8–9 часов, и все время над территорией противника. Потом мы встретили летчиков, которые летают в Крым по нашей дорожке. Сделали по 2–3 полета и уже получили медали «За оборону Севастополя» и медаль партизана. А мы остались незамеченными, и, как говорят, выброшены за борт. Мы, конечно, не просим у вас милостыни, а нам просто показалось обидно, и мы написали это письмишко. За что просим нас извинить. Одновременно просим вас написать нам ответ — в чем мы не правы? Адрес: полевая почта 74 559 «Р» Фадееву, Калмыкову, Молчанову. 20.09.43» [24, с. 43]. Справедливость восторжествовала. Просматривая приказы о награждении крымских партизан медалью «Партизану Отечественной войны», в приказе начальника Белорусского штаба партизанского движения № 435 от 25.07.46 г. среди имен бойцов и командиров прочитал знакомые фамилии: Я.М. Фадеев, В.П. Калмыков, И.И. Молчанов. ___________________________ Так же ЦАМО ф.56 д.12220,о.65 Книга памяти. Астраханская область. Том 5.стр.154 http://obd-memorial.ru/html/im...ac1ff8f7f2Фамилия СВИНОВ Имя Сергей Отчество Васильевич Дата выбытия 26.07.1942 Название источника донесения Книга памяти. Астраханская область. Том 5. стр.154 | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3742 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 965 | Наверх ##
21 июля 2011 16:35 19 августа 2011 0:11 Неоценимую помощь войскам 46-й армии авиаторы оказали в ходе боев на перевалах. Под огнем противника, подвергаясь атакам вражеских истребителей, с трудом преодолевая высокие хребты, летчики мастерски сажали спои воздушные вездеходы По-2 на крохотные площадки, доставляя войскам боеприпасы, продовольствие и обмундирование. Обратными рейсами вывозились раненые. Добрая слава ходила по фронту о летчиках 763-го ночного легкобомбардировочного авиационного полка (командир майор П. И. Кулиш) капитане С. Т. Донец, старших лейтенантах П. А. Жалибо, Н. 3. Короткове и Т. И. Пантелееве, лейтенантах В. М. Дьяконове, М. С. Оганесове и А. С. Суркове, младшем лейтенанте И. Я. Нижнике, которые, искусно маскируясь, спускались в ущелья и точно в срок доставляли оборонявшимся десятки тонн всевозможных грузов. Только в ноябре декабре 1942 года авиаторы армии перевезли более 314 т грузов, вывезли 338 раненых. http://www.e-reading.org.ua/bo...hnaya.html там же : После успешного выполнения задачи по срыву немецкого наступления в районе Мысхако авиация Северо-Кавказского фронта продолжала бои в районе станицы Крымская. В это время были проведены организационные мероприятия. Согласно директиве командующего ВВС Красной Армии из состава 5-й воздушной армии были переданы в 4-ю воздушную армию 236-я и 287-я истребительные, 132-я бомбардировочная авиадивизии, 502-й штурмовой, 742-й отдельный разведывательный и 763-й ночной легкобомбардировочный авиаполки. 2-й смешанный авиакорпус также вышел из оперативного подчинения 5-й воздушной армии{28}. В период с 24 по 30 апреля 1943 года штаб 5-й воздушной армии перебазировался в Репное (8 км восточнее Воронежа), и армия вошла в состав Степного военного округа. Роль ГВФ в войне : http://diplstud.ru/13/dok.php?id=281 | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3742 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 965 | Наверх ##
9 августа 2011 0:19 19 октября 2013 23:27 Исаев Иван ФеоктистовичИсаев И.Ф.  на сайте http://podvignaroda.mil.ru/ награжден орденом "Красное Знамя"(в этом же приказе упомянуты Краснов Л.К.,Шуин И.С.,Абросимов П.М.,Баранов Ф.В.,Любаюв Г.М.,Филатов П.М.,Цветков Н.Ф.,Чачанидзе Г.С.,Иванов Е.М.,Михайленко И.А.,Пищик М.А.) Исаев Иван Феоктистович год рождения __.__.1912 капитан в РККА с 01.10.1942 года Орден Красного Знамени Архив ЦАМО фонд 33 опись 682525 единица хранения 199    ******************************* из книги Тарасенко" под крылом самолета". Осенью работы прибавилось кроме армии генерал-полковника Леселидзе (упоминается также в книге на перевалах ГКХ http://www.mountain.ru/article...le_id=4966 )надо стало обслуживать армию генерал-лейтенанта Гречко и войска Черноморской группы,которыми командовал генерал-лейтенант Петров. Фронт боевых действий расширился от Клухора до Новороссийска.Стали летать так же с аэродромов Сочи и Агоя Самолеты типа ПО-2 и Р-5 не справлялись с доставкой требуемого колличества боеприпасов и продовольствия и командир решил включить на выполнение задания экипажы АНТ-9 и ПС-7, управляемые П.Савельевым,И.Моргуновым,Н.Семиным .За четыре месяца работы в сложных условиях горной местности летчики полка доставили войскам защищавшим Кавказ,3265т.военных грузов,вывезли 3905 раненых. ..С наступлением осени 1942г.погода ухудшилась.начались туманы,снегопады.Разведка"пятачков" для приземления ,строительство и оборудование площадок не прекращалось.Для расчистки одного из пятачков у Марухского перевала понадобилось спилить и выкорчевать на высоте более 2тыс.метров более 600деревьев.Пилоты А.А.Черевань и И.Н.Исаев совершали полет на пятачек Марухского перевала.но внезапно пошел дождь,ущелье закрыла облачность.Развернуться негде:слева и справа обрывистые скалы,ишь впереди просвечивается белое пятнышко- надежда на спасение.Самолеты теряют высоту...и вдруг,воздушным потоком их бросает на чудом подвернувшуюся площадку у переднего края обороны.При посадке на самолете Череваня были снесены о валуны шасси,а на машине Исаева прикапотировании сломался винт.Пилотам пришлось возвращаться на базу пассажирами.Вместо них прибыли авиатехники И.Фролов,А.Афанасьев и Г.Покровский.Две недели понадобились им на ремонтные работы,подвергаясь все время минометному обстрелу.После расчистки площадки от камней,засыпания ям,Исаев и Червень вернулись за своими испытанными ПО-2 и стали продолжать полеты. | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3742 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 965 | Наверх ##
26 августа 2011 9:05 29 августа 2011 23:20 фронтовой адрес 23 отд.авиполка ГВФ № 45186 "б", СОГЛАСНО КНИГИ Е.И.ТАРАСЕНКО "ПОД КРЫЛОМ САМОЛЕТА", что соответствует согласно сайта Солдат.ру номеру войсковой части 8ТРАП ГВФ __________________________________________ ВСЕ ДАННЫЕ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ МНОЙ ДОБРОВОЛЬНО С ЦЕЛЬЮ ПОИСКА РОДСТВЕННИКОВ И СОСЛУЖИВЦЕВ ДЕДА | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3742 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 965 | Наверх ##
25 октября 2011 0:14 19 октября 2013 21:53 Ст.л-нт Калмыков Василий Павлович  ..... ИЗ КНИГИ. Курочкин П.М.Курс – пылающий лес..... http://militera.lib.ru/memo/russian/kurochkin_pm/12.htmlНо не всем это удавалось. Особенно много неприятностей доставляла нам Идрица — сильно укрепленный пункт гитлеровцев. Возвращаясь из партизанского края, пилот Василий Калмыков над этим районом был схвачен прожекторами. Его самолет от прямого попадания зенитного снаряда загорелся. Летчика ранило осколком. Биплан вошел в скольжение... Превозмогая боль, Василий выполнил несколько сложных фигур высшего пилотажа, но пламя сбить не сумел. Бензином залило одежду летчика. С обгорелым лицом и руками Калмыков выбросился на парашюте. Как чувствовал, взял его с собой в этот полет. Попутный ветер относил Калмыкова в сторону линии фронта. Спускаясь на парашюте, летчик с тревогой ожидал момента приземления — куда его занесет: на свою или вражескую территорию?.. Неожиданно у самой земли по нему открыли огонь, и он упал на землю... Пулеметная трескотня продолжалась долго. Василий освободился от лямок, отполз в сторону. Вдруг он услышал невдалеке русскую речь. «Здесь я!» — крикнул он. Но никто не подходил. «Что же вы, братцы?» — летчик едва не терял сознание от боли. [102] «Подойти не можем, заминировано», — сдавленно проговорил кто-то. «Все равно умирать», — подумал Калмыков и пополз на голос. Цепляясь за землю, он потихоньку двигался вперед, останавливался, собираясь с силами, и снова делал крохотный рывок. Истекая кровью, летчик все же дополз до траншеи. Тут его подхватили наши пехотинцы и отправили в госпиталь. «Случайность в кубе», как потом говорили у нас в полку, трижды уберегала судьба Василия от смерти: обычно летал без парашюта, на этот раз взял его, парашют не сгорел и перенес его за линию фронта всего лишь на несколько сот метров, а когда он полз по заминированному полю, то ни одна мина не взорвалась, словно жалея израненного летчика. ...... ***************************************** http://militera.lib.ru/memo/russian/kurochkin_pm/12.htmlНо не всем это удавалось. Особенно много неприятностей доставляла нам Идрица — сильно укрепленный пункт гитлеровцев. Возвращаясь из партизанского края, пилот Василий Калмыков над этим районом был схвачен прожекторами. Его самолет от прямого попадания зенитного снаряда загорелся. Летчика ранило осколком. Биплан вошел в скольжение... Превозмогая боль, Василий выполнил несколько сложных фигур высшего пилотажа, но пламя сбить не сумел. Бензином залило одежду летчика. С обгорелым лицом и руками Калмыков выбросился на парашюте. Как чувствовал, взял его с собой в этот полет. Попутный ветер относил Калмыкова в сторону линии фронта. Спускаясь на парашюте, летчик с тревогой ожидал момента приземления — куда его занесет: на свою или вражескую территорию?.. Неожиданно у самой земли по нему открыли огонь, и он упал на землю... Пулеметная трескотня продолжалась долго. Василий освободился от лямок, отполз в сторону. Вдруг он услышал невдалеке русскую речь. «Здесь я!» — крикнул он. Но никто не подходил. «Что же вы, братцы?» — летчик едва не терял сознание от боли. [102] «Подойти не можем, заминировано», — сдавленно проговорил кто-то. «Все равно умирать», — подумал Калмыков и пополз на голос. Цепляясь за землю, он потихоньку двигался вперед, останавливался, собираясь с силами, и снова делал крохотный рывок. Истекая кровью, летчик все же дополз до траншеи. Тут его подхватили наши пехотинцы и отправили в госпиталь. «Случайность в кубе», как потом говорили у нас в полку, трижды уберегала судьба Василия от смерти: обычно летал без парашюта, на этот раз взял его, парашют не сгорел и перенес его за линию фронта всего лишь на несколько сот метров, а когда он полз по заминированному полю, то ни одна мина не взорвалась, словно жалея израненного летчика. Мастерство высшего пилотажа показал и летчик Владимир Кореневский. В сырую мартовскую ночь у озера Лида снаряд повредил элероны плоскостей и консольную часть верхнего правого крыла. Кореневский вложил всю душу и сердце в этот почти безнадежный полет и привел на базу сильно поврежденный самолет, на борту которого были дети. ...Однажды фашисты сбили и мой самолет. Я еле-еле дотянул до партизанской базы и вынужден был остаться у них. Время было тревожное — каратели сжимали кольцо блокады, и партизанам приходилось туго. Весь день шел ожесточенный бой на подступах к аэродрому. Только к ночи понемногу все затихло... И тут мы услышали знакомый рокот самолета. Летел По-2. Быстро разожгли несколько костров. Вижу — из темноты вынырнула «семерка». На «семерке» летал мой друг Сергей Борисенко! Мастерски посадив самолет, Сергей выскочил из кабины и направился прямо к кострам. Тут он увидел меня. — Петя! Курочкин! — закричал Сергей, обхватывая меня сильными руками. — Что случилось? — Зенитчики перебили левую лыжу... — Я слетаю еще раз и привезу механика с лыжей. А пока почитай вот это, — Сережа достал из планшета письмо... от мамы. — Вот и письма уже получаю с Большой земли, — засмеялся я, торопливо вскрывая конверт. Сергей забрал двух партизан и троих детей, которых нашли в одной из брошенных деревень. Я же решил дождаться [103] механика, чтобы заменить лыжу и вернуться домой на своем самолете. На рассвете гитлеровцы возобновили бой. В воздухе появился Ю-87 — «лаптежник». Он начал бомбить партизан. К счастью, немец-летчик не увидел мою машину. Она стояла в густом ельнике и сверху была забросана свежим хворостом. Еще одни сутки провел я на партизанской стоянке. А в следующую ночь снова вернулся Борисенко, на этот раз с техником. Отремонтировали самолет, и я благополучно вернулся на родную базу. *************************************************************************** http://www.e-reading.biz/chapt...retno.htmlРазбирая переписку крымских партизан по вопросам получения ими наград, я наткнулся на письмо: «Председателю штаба партизанского движения т. Пономаренко. Разрешите обратиться к вам по касающемуся нас вопросу. По приказу маршала Буденного С.М. и командующего 5-й ВА генерал-лейтенанта Горюнова с июня 1942 г. была создана группа по связи с крымскими партизанами на самолетах С-2. В составе летчиков cm. л-т Фадеева Я.М., ст. л-т Калмыкова В.П., л-т Молчанова И.И., мл. л-т Свинова С.В. Что мы сделали? Во-первых, наши полеты назывались полеты в глубокий тыл противника с посадкой у крымских партизан. Мы везли продукты, одежду, боеприпасы, а обратно раненых, как командиров, так и бойцов. Наши полеты длились по 8–9 часов ночью на 600 км по территории, занятой противником, так как летали к партизанам из Сочи. Вот наша конкретная работа. Летчик Фадеев сделал 20 полетов с посадкой. Вывез 48 раненых. Летчик Калмыков сделал 26 полетов с посадкой. Вывез 55 раненых.Летчик Молчанов сделал 25 полетов с посадкой. Вывез 50 раненых. Летчик Свинов сделал 7 полетов с посадкой. Вывез 20 раненых партизан. Всего мы вывезли 173 раненых командиров и бойцов, в числе которых полковники Городовиков, Мокроусов, Попов. Председатель Симферопольского горсовета Филиппов, майоры Фурих, Северский и ряд других. Также было сброшено партизанам продуктов и боеприпасов более 8 тонн. Веемы, как летчики, так и техники, командованием партизан и командованием 8-го О.А.П. были представлены по заслугам к правительственным наградам. Каков же получился конец? Нас всех вышеуказанных одним приказом перебросили в марте 1943 на Центральный фронт. Наши наградные документы оказались похеренными. Это слова полковника Лобова, потом секретаря Булатова и майора Северского. В результате чего наша работа оказалась незамеченной. Тов. Пономаренко! Что заставило нас написать вам это письмо? Вы прекрасно понимаете, как нам приходилось летать на одномоторных самолетах поперек Черного моря по 8–9 часов, и все время над территорией противника. Потом мы встретили летчиков, которые летают в Крым по нашей дорожке. Сделали по 2–3 полета и уже получили медали «За оборону Севастополя» и медаль партизана. А мы остались незамеченными, и, как говорят, выброшены за борт. Мы, конечно, не просим у вас милостыни, а нам просто показалось обидно, и мы написали это письмишко. За что просим нас извинить. Одновременно просим вас написать нам ответ — в чем мы не правы? Адрес: полевая почта 74 559 «Р» Фадееву, Калмыкову, Молчанову. 20.09.43» [24, с. 43]. Справедливость восторжествовала. Просматривая приказы о награждении крымских партизан медалью «Партизану Отечественной войны», в приказе начальника Белорусского штаба партизанского движения № 435 от 25.07.46 г. среди имен бойцов и командиров прочитал знакомые фамилии: Я.М. Фадеев, В.П. Калмыков, И.И. Молчанов. | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3742 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 965 | Наверх ##
25 октября 2011 17:06 19 октября 2013 22:53 Савельев П.А. из книги Тарасенко" под крылом самолета".....вот что писала фронтовая многотиражка"Вперед,за Родину " во втором номере от 19.09.1944г.:"Помогайте Красной Армии бить врага,как пилоты Савельев,Романенко,Иванчук!" Под этой шапкой крупным планом помещен портрет летчика Савельева,ему не более 25лет. Савельев пилотирует в горах Кавказа "АНТ-9". Вместе с самолетами "ПО-2" эта огромная машина взлетает с летного поля ,петляя в ущельях гор и чуть не касаясь концами крыльев за скалы. В нарушение всяких мирных правил полета в горах, Савельев смело ведет самолет к цели. "Во фронтовой многотиражке он делится боевым опытом:"нашему экипажу выпала серьезная задача организовать переброску пл воздуху на тяжелом двухмоторном корабле крупную партию боевого груза для наших горных частей. Эту задачу нашему экипажу удалось успешно решить.Мы сделали более 40 вылетов... перебросили десятки тонн срочного военного груза....." ************************************************ http://www.russianclimb.com/russian/pp_letchiki.htmlмладший лейтенант Петр Савельев (летчик с довоенным опытом полетов в горах Кавказа); Владимир Рябченко, Федор Бросалин (после войны работал руководителем полетов в Саратовском аэропорту); Евгений Тарасенко, Василий Кучава (после ВОВ работал в Тбилисском аэропорту), А.Ф.Вихров – настоящий асс горных полетов. Среди летчиков появились представители узкой летной специализации, так младший лейтенант П.А. Савельев специализировался на ночных полетах в тыл врага. Однажды за два месяца он совершил 40 таких полетов. Он был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды. После ВОВ продолжал работать летчиком, в 1958 году ему одному из первых доверили пилотирование новой машиной – ТУ-104. После войны П.А. Савельев стал Заслуженным летчиком гражданской авиации СССР. | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3742 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 965 | Наверх ##
25 октября 2011 18:44 27 октября 2011 0:46 | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3742 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 965 | Наверх ##
25 октября 2011 19:31 22 января 2014 15:01 Шандрыгин ( Дмитрий?)из книги Тарасенко" под крылом самолета". ...Успех боевой работы летчиков в значительной мере зависел от простых "трудяг-технарей", от того,как они подготовят машину к полету. Авиатехник Шандрыгин славился в полку как мастер полевого ремонта.Десяткм вылетов он совершил на перевалы Маруха и Клухора. В середине сентября,выполняя очередной полет он попал с летчиком Владимиром Паршиковым под обстрел зенитных пулеметов врага.Разрывные пули повредили радиатор и маслобак.Пилот еле дотянул до площадки.Паять радиатор и маслобак пришлось в горных условиях, не имея специального инструмента.Благодаря смекалке и мастерству авиатехника Шандрыгина удалось поднять самолет и посадить на базе.Ночью техническая служба инженера Владимирцева восстановила самолет. 28.12.1942г.приказом командира аиаполка Г.С.Чачанидзе летчик Паршиков и бортмеханик Г.Епишев с самолетом Р-5 откомандировывались из партизанской эскадрильи капитана И.Ф.Исаева,базировавшейся в Сочи, в роспоряжение П.А.Брюховецкого. В эти зимние дни летный состав эскадрильи летал к линии фронта по 6-7 боевых вылетов за день. Летчики А.Киреев,А.Рябоконь,В.Булгаков,И.Нижник летали и ночью. На перевалы Кавказа летчик В.Паршиков сделал 400 вылетов. На рассвете самолет Р-5 Паришикова В. загруженный продуктами взлетел с сухумской площадки Бабушеры.Курс к северным склонам Марухского ледника.Внизу под крылом самолета речка Гумиста,справа высота 3156,лететь по ущелью 3 минуты,слева Бзыбьский хребет,справа Абхазский...сменив курс строго на север к отрогам Марухского перевала.Еще 2 дня назад он был в Крыму,садился в горах яйлы, вывез оттуда 9 больных и раненых партизан.Но здесь горы другие... -Цель под нами!- крикнул Георгий в переговорную трубку,но было поздно, пришлось делать разворот.-Смотри: справа в нас кто то стреляет! Паршиков увидел вспышку огня и почувствовал, что тяга мотора прекратилась.Самолет стал спускаться на громадные скалы,покрытые в расселинах снегом.-Сажай правее- в лес!-крикнул летчику Епишев.Вой ветра,...огромные сосны представляли единственную посадочную площадку.Когда высота самолета над лесом не превышала 5-6 м., Паршиков потянул ручку на себя.Самолет задрав нос,стал хвостом цепляться за верхушки сосен.Крылья отломались,затем клюнув на нос,машина врезалась в чащу. На высоте 20 м.из кабины выбросило Епишева в пушистый снег. В метрах в 30 -ти на опушке упал и самолет.К нему бежали люди и впереди всех был бортовой механик Георгий. В самолете,зажатый переломавшейся кабиной,вниз головой лежал раненый Паршиков.С лица текла кровь.Солдаты ледорубами выломали проем в кабине фюзеляжа и высвободили летчика.-Счастливо отделались,сказал Паршиков.-Ты цел,Жора?- Да ничего,спасибо губокому снегу и толстым елям!Здесь же Епишев установил причину отказа мотора-пулей пробит бензопровод. Подошедшим офицерам горно-стрелковой части Паршиков сдал груз. Новый,1943г., Владимир Паршиков и Георгий Епишев встречали в полевом госпитале на северо- восточных отрогах Марухского перевала. Только 03 .01.1943г., пробился сквозь непогоду летчик Рябоконь сел возле водопада на площадку. Вместе с ним прилетел инженер эскадрильи С.Атаманчук, составивший документ о гибели самолета. из книги Западный Кавказ.Тайна Марухского ледника В.Гнеушев, А.Попутько http://wkavkaz.ru/book/maruh/index22.html .....В частности, и фамилии летчиков, которые летали на перевалы в самые снегопады, — Владимира Ивановича Булгакова, Ивана Васильевича Тарелкина, Дмитрия Тихоновича Тупалова, бывшего заместителя начальника политотдела по комсомолу Закавказской особой авиагруппы..... из книги Тарасенко" под крылом самолета". ....ранней весной нашему экипажу довелось произвести посадку в Майкопе.у одного из строений валялись обломки ТБ-3, сбитого немцами.Местные жители рассказали подробности о воздушном десанте, и судьбе одного из летчиков.в листке "Майкопское эхо" ,выпускаемое фашистами, писали о казни попавшего в плен штурмана Косолпова.тут же была его фотография, с фразой"так будет со всеми, кто пойдет против нас".....на самом деле,в ту ночь были разгромлены не десантники,а немцы....после выполнения задания наши воины собрались на юж.окраине города, откуда партизаны провели их в селение Хамышки.далее до Сухуми они были доставлены на самолетах ПО-2. В вывозе их учавствовали наши летчики И.Нижник,П.Кленин,Красников,Зенкин,Корсаков,Романов,Черный. Все участники были награждены правительственными наградами. Вместе с воинами десантниками возвратился капитан Гаврилов.он последним покинул борт самолета. При пожаре он обгорел.В ночной суматохе не обнаружили Косолапова,он лежал с беребитой ногой и не мог подняться.Раненого штурмана фашисты пытали, а затем повесили. ******************************************** http://www.mvairport.ru/parts/historyЗдесь же хранятся воспоминания о первых полетах и посадках самолетов на воздушной станции. Услышав гул самолета, на станции зажигался костер. По дымовому шлейфу летчик определял направление ветра и совершал посадку. Участниками такого приема самолетов на воздушной станции были минераловодцы Дмитрий Шандрыгин и его сын Сергей, впоследствии ставший отличным авиатехником, участником Отечественной войны, кавалером многих правительственных наград ************************************** не могу сказать с достоверностью, но может это и наш Шандрыгин: .................В музее истории Минераловодского авиапредприятия хранятся фотографии воздушной станции, построенной на выгоне скота, между бутылочным и кирпичным заводами, и ее описание: «...В глинобитном маленьком домике под одной крышей располагались комната начальника воздушной станции и почта. Контора станции и общежитие для экипажей находились в частных домах, арендованных у местных жителей». Здесь же хранятся воспоминания о первых полетах и посадках самолетов на воздушной станции. Услышав гул самолета, на станции зажигался костер. По дымовому шлейфу летчик определял направление ветра и совершал посадку. Участниками такого приема самолетов на воздушной станции были минераловодцы Дмитрий Шандрыгин и его сын Сергей, впоследствии ставший отличным авиатехником, участником Отечественной войны, кавалером многих правительственных наград............ источник: http://mvairport.ru/parts/history***************************************************** | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3742 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 965 | Наверх ##
25 октября 2011 21:04 22 января 2014 15:09 П.А. Брюховецкий ****************************************************** Брюховецкий Петр Андреевичгод рождения __.__.1905 ст. лейтенант в РККА с 15.12.1941 года Орден Красной Звезды Архив ЦАМО фонд 33 опись 682524 единица хранения 534     ************************************************** Брюховецкий Петр Андреевич год рождения __.__.1905 капитан в РККА с 01.12.1941 года Орден Красного Знамени Архив ЦАМО фонд 33 опись 686044 единица хранения 1124    **************************************** Брюховецкий Петр Андреевич ЗАМЕСТИТЕЛЬ КОМАНДИРА ПО ЛЕТНОЙ ЧАСТИ 23 отедльного ордена Ал.Невского авиаполка ГВФ год рождения __.__.1905 майор в РККА с __.12.1941 года Орден Отечественной войны II степени Архив ЦАМО фонд 33 опись 690306 единица хранения 993     ******************************************************* из книги Тарасенко" под крылом самолета". ...за период с 25.08.1942г по 19.09.1942г. П.А.Брюховецкий сделал 32 рейса.Во время одного из них он встретил в воздухе 18"мессершмитов".умело маневрируя он смог обмануть врага и уйти от поражения.За проявленное мужество при выполнении боевых заданий Брюховецкий в числе первых летчиков полка получил орден "Красная звезда". ... Командир Брюховецкий П и старший политрук В.Леонович пришли поздравить отличившегося летчика Ивана Ляхова за рекорд полета- 13 раз за день! И каково было их удивление, когда они застали его (Ляхова) за странным занятием.Сидя на краю капонира,утомленный,растерянный, он с недоумением разглядывал снятый с ноги сапог.В каблуке торчала пуля.Она пробила подошву со стелькой.А летчик даже не почувствовал удара и обнаружил пулю, лишь когда вылез из кабины и зацепился ее тыльной стороной о землю. Книга" летчики и участники ВОВ на перевалах ГКХ" так же упоминается летчик П.Брюховецкий http://www.mountain.ru/article...le_id=4966...... В те далекие дни ранней осени 1942 года Симонянц, молодой лейтенант авиации, служил во 2-й эскадрилье 8-го отдельного авиаполка. Располагалась эскадрилья на маленьком аэродроме в Абхазии, и командовал ею Петр Брюховецкий, который, по словам многих товарищей, был сам бесстрашным летчиком и отличным товарищем. Этому же он учил других. — Я знал его еще по Балтийской школе,— вспоминал Вартан Семенович.—Он был командиром отряда, а я у него инструктором летал. Вместе и к перевалам попади. Время трудное было, что и говорить, но Брюховецкий умея развеять грустное настроение шуткой и песней. Сам он, правда, насколько я помню, петь не умел, но любил, а главное — других умел втянуть в песню. Для плохого настроения тогда были основания: одни только сводки Информбюро чего стоили, и Брюховецкий понимал это. Под его влиянием я тогда вступил в партию, так что воевал с немцами, как говорится, по-коммунистически. Бывало, вернешься из последнего рейса — а делали мы их до девяти, а то и до десяти в день — от усталости с ног валишься, по Брюховецкий подойдет, спросит что-либо так буднично, спокойно, что и самому невольно становится спокойнее. Как бы случайно соберет двух-трех летчиков, кто петь умеет, сядем где-нибудь в тихом месте, он и начинает запевать. Вначале мы слушаем только, но через минуту уже поем либо русскую народную, либо казачью, либо современную для тех дней “Темную ночь...” А ведь и сам он тоже много летал на перевалы и уставал ничуть не меньше нашего... ********************************************* http://www.russianclimb.com/russian/pp_letchiki.html Капитан П.А.Брюховецкий. Фото Е.Тарасенко. 1942 г. При формировании подобной эскадрильи, летчикам в штабе прямо сказали – самолетов и запчастей нет и не предвидится никакого их получения. Но мы вас обеспечим всеми необходимыми документами и предоставим чрезвычайные права. Условие может быть одно - добывайте себе самолеты, где только найдете машины. Можно и с людьми вместе… Результатом деятельности «снабженцев» стало прибытие нескольких десятков разнотипных машин (ПО-2, СП, транспортных Р-5, учебных У-2), значительная часть которых была уже списана. Ремонт делали своими силами, а проверяли его качество простым способом – разгоняли самолет и взлетали, если при этом он не рассыпался – значит в строй. После ремонта самолеты и летчики перелетели в Абхазию с заданием обслуживать части 46 Армии, защищавшей перевалы ГКХ. Уже в последних числах августа 1942 года вылетели в горы первые машины. Их вели гражданские летчики Иванов, Тульский, Алдатов, Сурков, Давтян, Гелашвили и др. Только за 13 дней сентября они сделали от 64 до 75 вылетов в районы перевалов ГКХ. Это значит, что в сутки каждый из них совершал по 5-6 боевых вылетов. Зоной их деятельности были перевалы центральной части ГКХ, а также районы перевалов Клухорский и Марух, Клыч и Наурский, Санчарский и Белореченский. Естественно, что штатские самолеты не имели никакого вооружения, а летчики были вооружены только табельным оружием - пистолетами «ТТ». Поэтому легкие самолетики часто становились добычей немецких «мессершмитов». Летчики эскадрильи П.Брюховецкого в самых сложных погодных условиях совершали свои, как они говорили – «обычные, рабочие полеты». ********************************** http://wkavkaz.narod.ru/book/maruh/index26.htmlКомандир сводной авиаэскадрильи капитан Петр Андреевич Брюховецкий совершил более ста боевых вылетов на перевалы Главного Кавказского хребта. Он награжден за это орденом Красной Звезды. Фото Е. Тарасенко. 1942 г.  ************************************** фотоальбом с музея СОШ Заветненское [ Изображение на стороннем сайте: 862397621a02.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 903a257fdfdc.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 0c7467393390.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 3185730f88c2.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 003f996d1cdb.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: e111650a07f8.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 2958ce63fbdf.jpg ] | | |
натальяА город герой Севастополь Сообщений: 3742 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 965 | Наверх ##
25 октября 2011 23:24 26 октября 2011 0:08 из книги Тарасенко" под крылом самолета". Осенью работы прибавилось кроме армии генерал-полковника Леселидзе (упоминается также в книге на перевалах ГКХ http://www.mountain.ru/article...le_id=4966 )надо стало обслуживать армию генерал-лейтенанта Гречко и войска Черноморской группы,которыми командовал генерал-лейтенант Петров. Фронт боевых действий расширился от Клухора до Новороссийска.Стали летать так же с аэродромов Сочи и Агоя Самолеты типа ПО-2 и Р-5 не справлялись с доставкой требуемого колличества боеприпасов и продовольствия и командир решил включить на выполнение задания экипажы АНТ-9 и ПС-7, управляемые П.Савельевым,И.Моргуновым,Н.Семиным.За четыре месяца работы в сложных условиях горной местности летчики полка доставили войскам защищавшим Кавказ,3265т.военных грузов,вывезли 3905 раненых. ..С наступлением осени 1942г.погода ухудшилась.начались туманы,снегопады.Разведка"пятачков" для приземления ,строительство и оборудование площадок не прекращалось.Для расчистки одного из пятачков у Марухского перевала понадобилось спилить и выкорчевать на высоте более 2тыс.метров более 600деревьев. Пилоты А.А.Черевань и И.Н.Исаев совершали полет на пятачек Марухского перевала.но внезапно пошел дождь,ущелье закрыла облачность.Развернуться негде:слева и справа обрывистые скалы,ишь впереди просвечивается белое пятнышко- надежда на спасение.Самолеты теряют высоту...и вдруг,воздушным потоком их бросает на чудом подвернувшуюся площадку у переднего края обороны.При посадке на самолете Череваня были снесены о валуны шасси,а на машине Исаева прикапотировании сломался винт.Пилотам пришлось возвращаться на базу пассажирами.Вместо них прибыли авиатехники И.Фролов,А.Афанасьев и Г.Покровский.Две недели понадобились им на ремонтные работы,подвергаясь все время минометному обстрелу.После расчистки площадки от камней,засыпания ям, Исаев и Червень вернулись за своими испытанными ПО-2 и стали продолжать полеты. | | |
|