Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Священнослужители

Священнослужители Олонецкой губернии и не только

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 27 28 29 30 31 * 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Вперед →
Модератор: balabolka
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8514
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2474
>> Ответ на сообщение пользователя fardibaka от 27 июня 2022 12:29

День добрый.

Я занимаюсь священниками Олонецкой губернии, ну и потом - кого куда занесло.

Ваши фамилии мне не знакомы, но буду иметь ввиду.
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
Лайк (1)
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8514
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2474
Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819–1920-е гг. : Материалы из собрания проф. протоиерея Ф. И. Титова и архива КДА : в 4 т. / [сост. В. И. Ульяновский]. Киев, 2014– . Т. 1. 2014 : А–Й. 2014. 576 с. ; Т. 2. 2015 : К–П. 2015. 624 с. ; Т. 3. 2019 : Р–Я. 2019. 640 с.

Биографический словарь, который предполагалось выпустить к 300-летнему юбилею Киевской духовной академии (1915 г.), содержит сведения о ее выпускниках с первого набора после академической реформы 1814 г., проведенной в 1817–1819 гг. В первый том словаря вошли биограммы, расположенные в порядке алфавита от А до Й включительно, во второй — от К до П. Подготовкой Биографического словаря занимался выпускник академии, настоятель киевской Андреевской церкви, профессор протоиерей Ф. И. Титов (1864–1935), в архиве которого сохранились собранные им материалы: анкеты, послужные списки, автобиографии, воспоминания, письма и фотографии (ИР НБУВ. Ф. 175). Этот корпус дополнен документами из личных дел выпускников, хранящихся в архивном фонде старой академии (ЦГИАУК. Ф. 711).

Книгу предваряют вступительное слово ректора КДА митрополита Бориспольского и Броварского Антония, научная статья составителя проф. В. И. Ульяновского, фрагмент из рукописи библиотекаря академии А. С. Крыловского 1925 г. и «Воззвание» о сборе пожертвований на поддержание жизнедеятельности академии начала 1920-х годов.

https://www.academia.edu/19875...624_%D1%81

https://vk.com/feed?w=wall-44741316_8423
есть ссылки на файлы
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
Лайк (1)
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8514
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2474
Две интересные Выговские иконы "Образ всех святых Российских чудотворцев" и "Богоявление Господне" первой четверти 19 века.
Обе были на выставке посвящённой старообрядчеству в Музее-заповеднике Коломенское.
Икона "Образ всех святых.." уникальна тем, что воспроизводит иконографию, созданную в Выговской старообрядческой пустыни иконописцем Даниилом Матвеевым в 30-е годы 18 века и представляет собой самый полный иконографический свод отечественных святых. На иконе изображены почти 200 подвижников, имевших общецерковное и местное почитание в России до сер.17 века. Святые объединены по чинам святости (преподобные, святииели, благоверные князья и жёны, мученики, юродивые). Икона находится в собрании Г.В.Лепсверидзе.
Икона "Богоявления Господня" находится в собрании Л.И.Вольфсона и является списком с образа, находившегося в местном ряду Богоявленской часовни Выговского мужского общежительства ("на братской улице").
Любуемся!
https://vk.com/feed?w=wall174002987_459


Прикрепленный файл: выг 2.jpgвыг 1.jpg, 355822 байт
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
Лайк (1)
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8514
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2474
ФАМИЛИИ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ

У каж­до­го че­ло­ве­ка на зем­ле есть свое лич­ное имя, каж­дый че­ло­век его по­лу­ча­ет при рож­де­нии и идет с ним по жиз­ни. Вме­сте с име­нем при рож­де­нии мы по­лу­ча­ем и гор­дое пра­во на­зы­вать­ся сы­ном или до­че­рью сво­е­го от­ца и, ко­неч­но, фа­ми­лию – на­след­ствен­ное се­мей­ное на­име­но­ва­ние. Од­на­ко так бы­ло не все­гда. В раз­лич­ных об­ще­ствен­ных сло­ях фа­ми­лии по­яви­лись в раз­ное вре­мя. Од­ни­ми из пер­вых по­яви­лись кня­же­ские фа­ми­лии - Твер­ской, Ме­щер­ский, Зве­ни­го­род­ский, Вя­зем­ский, Ко­ло­мен­ский, обо­зна­ча­ю­щие мест­но­сти. Со вре­ме­нем по­лу­чи­ли фа­ми­лии дво­ряне, куп­цы, од­но­двор­цы, ме­щане. Мно­го­чис­лен­ный слой на­се­ле­ния Рос­сии со­став­ля­ли и слу­жи­те­ли церк­ви. Ду­хо­вен­ство на­ча­ло мас­со­во по­лу­чать фа­ми­лии лишь в пер­вой по­ло­вине де­вят­на­дца­то­го ве­ка. До это­го иере­ев обыч­но име­но­ва­ли про­сто отец Алек­сандр, отец Ва­си­лий, ба­тюш­ка или поп Иван, при этом ни­ка­кой фа­ми­лии не под­ра­зу­ме­ва­лась. В Мет­ри­че­ских кни­гах кон­ца XVIII на­ча­ла XIX ве­ка ви­дим под­пи­си свя­щен­ни­ков: Алек­сей Ива­нов, Иван Те­рен­ти­ев или Ни­ки­та Мак­си­мов, это имя и от­че­ство, а не имя и фа­ми­лия. Де­тям свя­щен­но­слу­жи­те­лей по ме­ре на­доб­но­сти да­ва­ли фа­ми­лии По­пов, Про­то­по­пов, Дья­ко­нов, По­но­ма­рев. Од­на­ко по ме­ре по­яв­ле­ния ду­хов­ных учи­лищ и се­ми­на­рий по­яви­лось боль­шое ко­ли­че­ство свя­щен­ни­ков, ко­то­рые при­об­ре­ли фа­ми­лии при вы­пус­ке из се­ми­на­рии. Ис­кус­ствен­ные фа­ми­лии в се­ми­на­рии да­ва­лись не толь­ко тем, кто не имел фа­ми­лий, но ча­сто и тем, у ко­го они уже бы­ли. Шут­ли­вая фор­му­ла по­лу­ча­е­мых фа­ми­лий бы­ло сле­ду­ю­щая: «По церк­вам, по цве­там, по кам­ням, по ско­там, и яко вос­хо­щет Его Прео­свя­щен­ство». Фа­ми­лии мог­ли ме­нять­ся по ре­ше­нию ру­ко­вод­ства, на­при­мер, есть при­ме­ры из­ме­не­ния фа­ми­лии с бла­го­звуч­ной на бо­лее обид­ную, по­то­му что уче­ник пло­хо от­ве­чал в клас­се. Есть при­мер род­ных бра­тьев, по­лу­чив­ших в се­ми­на­рии раз­ные фа­ми­лии. Де­ти свя­щен­ни­ка Сто­ро­жев­ской церк­ви Алек­сея (Но­воспас­ско­го) Фе­о­дор, Иван (вы­пуск 1842 г.), Ар­ка­дий (вы­пуск 1846 г.) по­лу­чи­ли фа­ми­лию Оран­ский, а его сын Ни­ко­лай (вы­пуск 1854 г.) по­лу­чил фа­ми­лию от­ца – Но­воспас­ский. Сын про­то­и­е­рея По­кров­ской со­бор­ной церк­ви го­ро­да Коз­ло­ва Ни­ко­лай в сен­тяб­ре 1830 го­да по­сту­пил учить­ся в Там­бов­ское ду­хов­ное уезд­ное учи­ли­ще в низ­ший класс не с ро­до­вой фа­ми­ли­ей Про­то­по­по­ва, а с фа­ми­ли­ей Ев­ге­но­ва. Вот как он сам опи­сы­ва­ет про­цесс по­лу­че­ния фа­ми­лии: «Это за­ви­се­ло от про­из­во­ла рек­то­ра учи­ли­ща. По­доб­ный про­из­вол, пе­ре­ме­на от­цов­ских фа­ми­лий, был и пре­жде мо­е­го вступ­ле­ния в учи­ли­ще, про­дол­жал­ся и по­сле, на­при­мер отец рек­тор, осмат­ри­вая маль­чи­ка, пред­став­лен­но­го для за­пи­си в учи­ли­ще, за­ме­ча­ет его быст­рый взгляд, и сей­час же да­ет ему фа­ми­лию Быст­ро­взо­ров или Быст­ров. Ча­сто слу­ча­лось, что сы­но­вья од­но­го и то­го же от­ца но­си­ли раз­ные фа­ми­лии. Это­му при­мер не да­лек. У быв­ше­го Там­бов­ско­го ка­фед­раль­но­го про­то­и­е­рея Ни­ки­фо­ра Ива­но­ви­ча Те­ля­тин­ско­го бы­ло пять сы­но­вей, из них один толь­ко уна­сле­до­вал ро­до­вую фа­ми­лию Те­ля­тин­ско­го, а осталь­ные чет­ве­ро но­си­ли дру­гие фа­ми­лии: По­бе­до­нос­це­ва, Бла­го­ве­щен­ско­го, Пре­об­ра­жен­ско­го и То­пиль­ско­го. Бы­ва­ли слу­чаи, ко­гда про­из­вол пе­ре­ме­нять фа­ми­лии за­ви­сел и от учи­те­ля, на­при­мер, был уче­ник по фа­ми­лии Лан­ды­шев, и уче­ник из очень по­ря­доч­ных; он как то нев­по­пад от­ве­тил учи­те­лю, учи­тель на­ка­зал его пе­ре­ме­ною фа­ми­лии: «Будь ты за это вме­сто Лан­ды­ше­ва Кра­пи­вин!» Лан­ды­ше­ву не нра­ви­лась фа­ми­лия Кра­пи­вин, он со­ве­стил­ся за неё и в осо­бен­но­сти сты­дил­ся по­ка­зать­ся Кра­пи­ви­ным от­цу. Пе­ред отъ­ез­дом на ка­ни­ку­лы он умо­лил учи­те­ля воз­вра­тить ему преж­нюю фа­ми­лию».1 По­лу­че­ние фа­ми­лии огра­ни­чи­ва­лась лишь толь­ко фан­та­зи­ей че­ло­ве­ка её да­ю­ще­го. А уж фан­та­зии пре­по­да­ва­те­лей се­ми­на­рий не бы­ло кон­ца. И все-та­ки и они при­дер­жи­ва­лись неко­то­рых опре­де­лен­ных тра­ди­ций.

Мно­го­чис­лен­ную груп­пу, как фа­ми­лий свя­щен­ни­ков, так и се­ми­нар­ских фа­ми­лий со­став­ля­ют фа­ми­лии «гео­гра­фи­че­ские». При по­ступ­ле­нии в ду­хов­ное учи­ли­ще де­тям ча­сто да­ва­ли фа­ми­лии по той мест­но­сти, от­ку­да они бы­ли ро­дом, по на­зва­нию го­ро­да, се­ла или ре­ки. При­ме­ры гео­гра­фи­че­ских се­ми­нар­ских фа­ми­лий: сын диа­ко­на Ва­си­лия се­ла Чу­рю­ко­ва Коз­лов­ско­го уез­да Гав­ри­ил (вы­пуск 1844 г.) по­лу­чил фа­ми­лию Чу­рю­ков­ский. Сын дьяч­ка се­ла Юр­ко­вой Су­ре­ны Коз­лов­ско­го уез­да Ва­си­лия Ва­си­лий (вы­пуск 1860 г.) по­лу­чил фа­ми­лию Су­рен­ский, Лам­ский – се­ло Лам­ки, Тар­бе­ев­ский – се­ло Тар­бе­е­во, Озер­ский – се­ло Озер­ки, Ка­дом­ский – го­род Ка­дом, Кри­во­луц­кий – се­ло Кри­вая Лу­ка, Тап­ты­ков­ский – се­ло Тап­ты­ко­во

Но­вые фа­ми­лии, да­ва­е­мые бу­ду­щим свя­щен­ни­ком ча­ще все­го долж­ны бы­ли со­от­но­сить­ся с ре­ли­ги­ей и цер­ко­вью. Мно­гие свя­щен­ни­ки, и в осо­бен­но­сти их де­ти, по­лу­ча­ли фа­ми­лии от на­зва­ний церк­вей, где они или их от­цы слу­жи­ли: свя­щен­ник, слу­жив­ший в церк­ви Тро­и­цы, мог по­лу­чить фа­ми­лию Тро­иц­кий, а слу­жив­ший в церк­ви Успе­ния Бо­го­ро­ди­цы – Успен­ский. По та­ко­му прин­ци­пу об­ра­зо­ва­лись фа­ми­лии Ар­хан­гель­ский, Ильин­ский, Сер­ги­ев­ский. Сын по­но­ма­ря Ни­коль­ской церк­ви Ис­и­до­ра Афа­на­сий (вы­пуск 1848 г.) по­лу­чил фа­ми­лию Ни­коль­ский.

Ряд фа­ми­лий свя­зан с на­зва­ни­ем икон: Зна­мен­ский (ико­на Зна­ме­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри), Вы­шен­ский (Вы­шен­ская ико­на Бо­жи­ей ма­те­ри). С на­зва­ни­ем икон свя­за­ны фа­ми­лии Дер­жа­вин и Дер­жа­вин­ский (ико­на «Дер­жав­ная»), До­сто­ев­ский (ико­на «До­стой­но есть»).

И сре­ди свя­щен­ни­ков, и сре­ди тех, кто по­лу­чил фа­ми­лию в се­ми­на­рии, бы­ли фа­ми­лии, об­ра­зо­ван­ные от на­зва­ний всех са­мых глав­ных празд­ни­ков: Бла­го­ве­щен­ский (Бла­го­ве­ще­нье), Бо­го­яв­лен­ский (Бо­го­яв­ле­ние), Вве­ден­ский (Вве­де­ние), Воз­дви­жен­ский (Воз­дви­же­нье), Воз­не­сен­ский (Воз­не­се­ние), Вос­кре­сен­ский (Вос­кре­се­ние), Все­свят­ский (Всех Свя­тых), Зна­мен­ский (Зна­ме­ние), По­кров­ский (По­кров), сын диа­ко­на Ильин­ской церк­ви Пав­ла Алек­сандр (вы­пуск 1840 г.) по­лу­чил фа­ми­лию Пре­об­ра­жен­ский (Пре­об­ра­же­ние), Рож­де­ствен­ский (Рож­де­ство), Со­ше­ствен­ский (Со­ше­ствие св.Ду­ха), Сре­тен­ский (Сре­те­нье), Тро­иц­кий (Тро­и­ца), Успен­ский (Успе­ние). Фа­ми­лия По­кров­ский мог­ла быть да­на как в честь празд­ни­ка «Свя­то­го По­кро­ва», так и свя­щен­ни­ку, слу­жив­ше­му в церк­ви По­кро­ва Свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Ча­сто да­ва­лась в ду­хов­ной сре­де фа­ми­лия Суб­бо­тин, по­сколь­ку несколь­ко суб­бот в го­ду бы­ли дня­ми осо­бо­го по­ми­но­ве­ния усоп­ших.

Се­ми­нар­ские фа­ми­лии об­ра­зо­вы­ва­лись от кре­стиль­ных муж­ских и жен­ских имен свя­тых или от церк­ви в честь это­го свя­то­го: Ан­нен­ский, Ан­нин­ский, Вар­ва­рин­ский, Ека­те­рин­ский, Ге­ор­ги­ев­ский, Сав­вин­ский, Кос­мин­ский, Сер­ги­ев­ский, Ан­дре­ев­ский, Ильин­ский, Ни­ко­ла­ев­ский, Дмит­ри­ев­ский, Кон­стан­ти­нов­ский, Пет­ров­ский, Зо­си­мов­ский, Лав­ров­ский, Фло­ров­ский.

Фа­ми­лии, со­че­та­ю­щие в се­бя два кре­стиль­ных име­ни свя­за­ны со свя­ты­ми, чьи празд­ни­ки празд­ну­ют­ся в один и тот же день или с церк­вя­ми, на­зван­ны­ми в их честь. При­ме­ры: Бо­ри­со­глеб­ский (Бо­рис и Глеб), Кос­мо­да­ми­ан­ский (Козь­ма и Да­ми­ан), Пет­ро­пав­лов­ский (Петр и Па­вел).

Встре­ча­ет­ся боль­шое ко­ли­че­ство фа­ми­лий об­ра­зо­ван­ных от эпи­те­тов, дан­ных опре­де­лен­ным свя­тым: Аре­о­па­гит­ский (Ди­о­ни­сий Аре­о­па­гит), Бо­го­слов­ский (Гри­го­рий Бо­го­слов), Да­мас­кин­ский (Иоанн Да­мас­кин), Зла­то­устов­ский (Иоанн Зла­то­уст), Иера­поль­ский (Авер­кий Иера­поль­ский), Ка­тан­ский (Лев Ка­тан­ский), Ко­ринф­ский (му­че­ни­ки Ко­рин­фа), Маг­да­лин­ский (Ма­рия Маг­да­ли­на), Ме­дио­лан­ский (Ам­вро­сий Ме­дио­лан­ский), Неа­по­ли­тан­ский, Неа­по­ли­та­нов (Яну­а­рий Неа­по­ли­тан­ский), Об­нор­ский (Па­вел Об­нор­ский), Па­рий­ский (Ва­си­лий Па­рий­ский), Пер­сид­ский (Си­ме­он Пер­сид­ский), Пер­во­зван­ский (Ан­дрей Пер­во­зван­ный), Пред­те­чен­ский (Иоанн Пред­те­ча), Ра­до­неж­ский (Сер­гий Ра­до­неж­ский), Фес­са­ло­ниц­кий (Гри­го­рий Фес­са­ло­ниц­кий), По­бе­до­нос­цев (Ге­ор­гий По­бе­до­но­сец), Сав­ва­и­тов, Сав­ва­ит­ский (Сте­фан и Иоанн Сав­ва­и­ты), Стар­ти­ла­тов (Фе­дор Стра­ти­лат), Сту­ди­тов, Сту­дит­ский (Фе­о­дор Сту­дит). Фа­ми­лия Пи­то­вра­нов воз­ник­ла в честь про­ро­ка Илии, ко­то­ро­го «пи­та­ли вра­ны».

От на­зва­ний из Вет­хо­го за­ве­та про­изо­шли фа­ми­лии: Авес­са­ло­мов (Ав­вес­са­лом), Иери­хо­нов (Иери­хон), Из­ра­и­лев (Из­ра­иль), Ли­ва­нов (Ли­ван), Мак­ка­вей­ский (Мак­ка­веи), Мель­хи­се­де­ков (Мель­хи­зе­дек), Нем­вро­дов (Ним­род), Са­уль­ский (царь Са­ул), Си­най­ский (го­ра Си­ной), Со­до­мов (Со­дом), Фа­ра­о­нов (фа­ра­он), Фа­ре­сов (Фа­рес). От на­зва­ний из Но­во­го За­ве­та про­изо­шли фа­ми­лии: Виф­ле­ем­ский (Виф­ле­ем), Геф­си­ман­ский (Геф­си­ма­ния), Гол­гоф­ский (Гол­го­фа), Еле­он­ский (го­ра Еле­он), Ем­маус­кий (Ем­маус), Иор­дан­ский (Иор­дан), На­за­рет­ский (На­за­рет), Са­ма­ря­нов (са­ма­ри­тя­нин), Фа­вор­ский (го­ра Фа­вор).

Ос­но­ван­ны­ми на хри­сти­ан­ских тра­ди­ци­ях яв­ля­ют­ся фа­ми­лии: Ан­ге­лов, Ар­хан­гель­ский, Бо­го­ро­диц­кий, Пра­во­славлев, Пу­стын­ский, Рай­ский, Се­ра­фи­мов, Спас­ский, Ико­но­ста­сов, Ис­по­ла­тов, Ис­по­ла­тов­ский, Конда­ков, Кре­стов, Кре­стин­ский, Кре­стов­ский, Ме­та­ни­ев, Ми­не­ев, Об­раз­ский, Три­о­дин, Хра­мов, Агн­цов, Вер­то­гра­дов, Вер­то­град­ский, Дес­ниц­кий, Дес­ни­цын, Гла­го­лев, Гла­го­лев­ский, Зер­ца­лов, Зла­то­врат­ский, Из­ве­ков, Ко­лес­ни­цы­ын, Но­во­ча­дов.

Мно­гие фа­ми­лии свя­за­ны с цер­ков­ны­ми тер­ми­на­ми: Ико­но­ста­сов (Ико­но­стас), Об­раз­цов (Об­раз), Кре­стов, Кре­стин­ский, Кре­стов (Крест), Хра­мов (Храм), Ко­ло­ко­лов (ко­ло­кол).

В фа­ми­ли­ях рус­ско­го ду­хо­вен­ства оста­вил свой след цер­ков­но­сла­вян­ский язык: Дес­ниц­кий (дес­ни­ца), Гла­го­лев, Гла­го­лев­ский (гла­гол).

Од­на­ко наи­бо­лее бы­ли рас­про­стра­не­ны цер­ков­но­сла­вян­ские двух­ос­нов­ные фа­ми­лии, так или ина­че от­ра­жав­шие чер­ты ха­рак­те­ра се­ми­на­ри­ста: Бла­го­нра­вов, Бо­го­бо­яз­нов, Ост­ро­умов, Мяг­ко­сер­дов, Про­сто­сер­дов, Бла­го­ви­дов, Бла­го­нра­вов, Бла­го­на­деж­дин, Бо­го­да­ров, Бла­го­скло­нов, Бо­го­лю­бов, Бо­го­люб­ский, Доб­ро­воль­ский, Доб­ро­лю­бов, Гро­мо­гла­сов, Зла­то­умов, Лю­бо­муд­ров, Ми­ро­лю­бов, Ост­ро­умов, Пес­но­пев­цев, Про­сто­сер­дов, Сла­во­лю­бов, Слад­ко­пев­цев, Сми­рен­но­муд­рен­ский, Ти­хо­ми­ров, Ти­хо­нра­вов. Сын свя­щен­ни­ка Тро­иц­кой церк­ви Фе­о­до­ра Иван (вы­пуск 1840 г.) по­лу­чил фа­ми­лию Спе­сив­цев.

От на­зва­ний рас­те­ний об­ра­зо­ва­лись се­ми­нар­ские фа­ми­лии Ги­а­цин­тов, Лан­ды­шев, Лев­ко­ев, Ли­ле­ев, Ли­ле­ин, Нар­цис­сов, Ро­зов, Ро­за­нов, Ту­бе­ро­зов, Фи­ал­ков, Фи­ал­ков­ский, Цвет­ков, Цвет­ков­ский, Аб­ри­ко­сов, Жас­ми­нов, Ан­ча­ров, Ви­но­гра­дов, Ви­но­град­ский, Кед­ров, Кед­рин, Ки­па­ри­сов, Мин­да­лёв, Мир­тов, Паль­мов, По­ме­ран­цев, Ша­фра­нов­ский. Сын дьяч­ка Ильин­ской церк­ви Ильи Ва­си­лий (вы­пуск 1846 г.), Петр по­лу­чил фа­ми­лию – Ро­за­нов. Де­ти сто­ро­жа Коз­лов­ско­го ду­хов­но­го прав­ле­ния Леон­тия Иван (вы­пуск 1846 г.), Петр (вы­пуск 1852 г.) по­лу­чи­ли фа­ми­лию Жас­ми­нов.

Фа­ми­лии мог­ли быть об­ра­зо­ва­ны от на­зва­ний жи­вот­ных и птиц: Го­лу­бин­ский, Ор­лов­ский, Ке­нар­ский, Ле­бе­дев, Ле­бе­дин­ский, Со­ко­лов, Пав­ский, Бар­сов, Пан­те­ров­ский, Зве­рев, Щег­лов, от на­зва­ний ми­не­ра­лов: Аме­ти­стов, Брил­ли­ан­тов, Ко­рал­лов, Кри­ста­лев­ский, Мар­га­ри­тов (греч. эк­ви­ва­лент рус­ско­го на­зва­ния жем­чуг) или Жем­чуж­ни­ков, Сма­раг­дов, от на­зва­ний при­род­ных яв­ле­ний: Се­ве­ров, Во­сто­ков, Югов, За­па­дов, Се­ве­ро­во­сто­ков, За­ка­тов, Вет­рин­ский, Го­ри­зон­тов, Небо­скло­нов, Зар­ниц­кий, Зе­фи­ров, Ис­точ­ни­ков, Клю­чев­ский, Кри­ниц­кий, Ме­ся­цев, Солн­цев, Эфи­ров.

Все эти фа­ми­лии мог­ли быть пе­ре­ве­де­ны на ла­тин­ский язык. Неко­то­рые из них со­от­но­си­лись с фи­зи­че­ски­ми воз­мож­но­стя­ми их но­си­те­лей: Аль­бов, Аль­бов­ский, Аль­биц­кий (albus – бе­лый), Гран­ди­лев­ский (grandilis – рос­лый, важ­ный), Май­ор­ский, Ми­нор­ский, Ро­бу­стов (robustus – креп­кий), Фор­мо­зов (formosus – кра­си­вый). Од­на­ко ча­ще для фа­ми­лии вы­би­ра­лись сло­ва, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие нрав или по­ве­де­ние их но­си­те­лей: Спе­ран­ский, Спе­ран­сов (sperans – на­де­ю­щий­ся). Де­ти свя­щен­ни­ка Тро­иц­кой церк­ви Ва­си­лия Па­вел (вы­пуск 1848 г.), Кон­стан­тин (вы­пуск 1850 г.), Ва­си­лий (вы­пуск 1856 г.) по­лу­чи­ли фа­ми­лию Ги­ля­рев­ский (hilaris – ве­се­лый), од­на­ко из до­ку­мен­тов мы ви­дим, что эту фа­ми­лию по­лу­чил их отец. Сын дьяч­ка Сто­ро­жев­ской Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви Ива­на Гав­ри­ил (вы­пуск 1868 г.) по­лу­чил фа­ми­лию Ме­ли­о­ран­ский (melior – луч­ший). Де­ти диа­ко­на Воз­не­сен­ской церк­ви Иоан­на Ми­ха­ил (вы­пуск 1840 г.), Ни­ко­лай (вы­пуск 1852 г.) по­лу­чи­ли фа­ми­лию Це­ле­б­ров­ский (celeber – из­вест­ный).

Фа­ми­лии гре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния: Ари­стов, Ари­стов­ский (луч­ший). Ряд фа­ми­лий свя­щен­но­слу­жи­те­лей, пе­ре­ве­ден­ные на гре­че­ский и ла­тин­ский язы­ки су­ще­ство­ва­ли в трех фор­мах: Бед­нов - Пав­пе­ров – Пе­нин­ский (греч. бед­ность), На­деж­дин – Спе­ран­ский – Ел­пи­дин, Ел­пи­дин­ский (греч. на­деж­да).

Кро­ме фа­ми­лий ла­тин­ско­го и гре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния, су­ще­ству­ют фа­ми­лии не несу­щие в се­бе лич­ных ха­рак­те­ри­стик. В их ос­но­ве ле­жат ан­тич­ные ре­а­лии, в ос­нов­ном гре­че­ские, в том чис­ле и неко­то­рые гре­че­ские гео­гра­фи­че­ские на­зва­ния: Афин­ский, Тро­ян­ский, Ма­ке­дон­ский. Кро­ме то­го в фа­ми­ли­ях рус­ско­го ду­хо­вен­ства пред­став­ле­ны име­на ан­тич­ных фи­ло­со­фов и по­этов: Го­ме­ров, Де­мо­кри­тов, Ор­фе­ев. Пре­стиж клас­си­че­ской тра­ди­ции был так вы­сок, что пра­во­слав­ные свя­щен­ни­ки не счи­та­ли за­зор­ным но­сить фа­ми­лии, про­из­вод­ные от име­ни язы­че­ско­го бо­же­ства – гре­че­ско­го, рим­ско­го или еги­пет­ско­го: Три­с­ме­ги­стов (Гер­мес Три­с­ме­гист). Неко­то­рые фа­ми­лии про­ис­хо­ди­ли от имен по­этов, пи­са­те­лей и уче­ных, ко­то­рые изу­ча­лись в ду­хов­ных учи­ли­щах и бы­ли из­вест­ны тем, кто да­вал фа­ми­лии: Ос­си­а­нов (Ос­си­ан – ле­ген­дар­ный ге­рой кельт­ско­го на­род­но­го эро­са, дав­ший свое имя боль­шо­му цик­лу по­э­ти­че­ских про­из­ве­де­ний, так на­зы­ва­е­мым по­э­мам Ос­си­а­на).

Хо­чет­ся от­ме­тить, что де­ти свя­щен­ни­ков и про­то­и­е­ре­ев ча­ще все­го име­ли фа­ми­лии, и по­это­му по­лу­ча­ли ли­бо ро­до­вую фа­ми­лию, ли­бо но­вую. Де­ти же дьяч­ков и по­но­ма­рей, ча­ще все­го фа­ми­лий не име­ли, и по­это­му по окон­ча­нии учи­ли­ща или се­ми­на­рии по­лу­ча­ли но­вую фа­ми­лию.

В до­пол­не­ние к рас­смот­рен­ным фа­ми­ли­ям, за­ме­тим, что су­ще­ству­ют фа­ми­лии, ко­то­рые да­ва­лись неза­кон­но­рож­ден­ным де­тям. В част­но­сти сре­ди Коз­лов­ских свя­щен­но­слу­жи­те­лей встре­ча­ет­ся фа­ми­лия Бог­да­нов (Бо­гом дан­ный). Мож­но пред­по­ло­жить, что у лю­дей но­ся­щих эту фа­ми­лию в ро­ду был неза­кон­но­рож­ден­ный пре­док.

Кро­ме то­го, для изу­че­нии род­ствен­ных свя­зей сле­ду­ет знать, что в XVIII ве­ке в Рос­сии за­кре­пи­лась прак­ти­ка на­сле­до­ва­ния цер­ков­ных при­хо­дов, ко­гда епар­хи­аль­ный ар­хи­ерей при от­прав­ле­нии «на по­кой» при­ход­ско­го свя­щен­ни­ка за­креп­лял, по про­ше­нию по­след­не­го, ме­сто за его сы­ном, ча­сто слу­жив­шим в церк­ви вме­сте с от­цом, или в слу­чае от­сут­ствия муж­ско­го потом­ства за зя­тем. В кни­ге бу­дут встре­чать­ся по­доб­ные слу­чаи, ко­гда пре­тен­дент мог по­лу­чить при­ход пу­тем же­нить­бы на свя­щен­ни­че­ской до­че­ри. Для это­го в ду­хов­ных кон­си­сто­ри­ях ве­лись спис­ки невест и всем же­ла­ю­щим да­ва­лись ре­ко­мен­да­ции.

Ав­тор: Са­зо­нов О.В. - Ми­чу­рин­ский кра­е­вед


Комментарий модератора:
https://www.mkm68.ru/khramy-i-...luzhitelej
ХРАМЫ И СВЯТЫНИ

---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
Лайк (1)
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8514
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2474
Богословский свм
Вера, победившая мир

4 ноября православные Карелии впервые чествовали память священномученика Николая. В этот день в Кафедральном Александро-Невском соборе был совершен чин канонизации святого. 25 марта 2004 года на заседании Священного Синода под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II протоиерей Николай Богословский был включен в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века от Петрозаводской епархии.

Память священномученика Николая – это духовный праздник, в который мы должны почувствовать себя наследниками его делания, его духа и его подвига.

* * *

Житие священномученика Николая Богословского

Священномученик Николай родился 3 мая 1875 года в селе Паяницы Петрозаводского уезда Олонецкой губернии в семье священника Иоанна Богословского. В 1896 г. Николай Богословский закачивает Олонецкую духовную семинарию со званием студента и 24 сентября поступает на службу псаломщиком в Александро-Невскую заводскую церковь и учителем церковно-приходской школы при этой церкви.

2 марта 1897 г. Преосвященный Павел (в миру Прокопий Нилович Доброхотов) (1814—1900), епископ Олонецкий и Петрозаводский, рукоположил Николая Богословского в сан священника с назначением в Оштинский приход Лодейнопольского уезда. Ошта имела особенное значение для старообрядцев этих мест. По убеждению причта, ее можно было считать «еретической монополией». В конце XIX в. там насчитывалось около 509 дворов, 3 500 прихожан и более 2 тысяч сторонников старообрядчества. Поэтому священникам приходилось немалое время заниматься «назиданием и увещеванием» паствы: ездить по деревням и вести беседы с раскольниками, обучать молодежь грамоте, вести полемику с наставниками староверов. В приходе было две церкви: деревянная Николаевская и каменная Богоявленская. С 11 сентября 1897 г. и вплоть до 1918 г.

Николай Иоаннович состоял законоучителем Оштинской женской церковно-приходской школы и Лазаревского земского училища, законоучителем и заведующим Лазаревского церковно-приходского училища. За «усердное и успешное ведение учебно-воспитательного дела» его неоднократно поощряли благодарностями от Лодейнопольского отделения Епархиального училищного Совета. За «усердную и полезную службу» о. Николай был награжден набедренником (1898), скуфьей (1903), камилавкой (1909). В 1910 г. он был награжден серебряной медалью «В память 25-летия церковно-приходских школ» (1884—1909) на двойной Александровской и Владимирской ленте. В 1913 г. о. Николай был представлен к награждению наперсным крестом от Святейшего Синода. 1909 г. он был избран духовным следователем, в октябре 1913 г. утвержден в должности члена Благочиннического совета. Он состоял депутатом Училищного окружного съезда. В 1915 г. о. Николай был участником 48-го съезда отцов депутатов Петрозаводского училищного округа и ему было доверено быть отцом-председателем. «За труды и руководство в занятиях съезда» ему была вынесена «благодарность с внесением в формулярные списки». Отец Николай также занимался благотворительной деятельностью: был членом Правления Оштинского общества вспоможения бедным и сирым.

В годы русско-японской войны, как и другие священнослужители, о. Николай занимался сбором средств в пользу больных и раненых воинов на Дальнем Востоке. Деньги от Оштинских церквей и пожертвования от прихожан в 1904—1905 гг. поступали регулярно, чему немало содействовал и отец Николай. В 1907 г. он был награжден медалью Красного Креста «В память русско-японской войны».

В октябре 1914 г. при Оштинской церковно-приходской школе была открыта дамская мастерская, в которой пошивом белья для воинов занимались супруга священника А. Г. Богословская и учительницы Е. Лаврова и А. Васильевская, преподававшие рукоделие. В 1915 г. был организован кружок работниц, которые также занимались шитьем на нужды фронта.

Октябрьский переворот 1917 г. и Гражданская война в корне изменили жизнь и быт народа, в том числе и отца Николая. Пока неизвестно, что пришлось пережить о. Николаю в Оште и когда точно он вернулся в Петрозаводск. Сам о. Николай в одном из документов написал, что в 1918—1925 гг. он был служащим, а из другого документа удалось уточнить, что он работал старшим учетчиком (место работы не указано).

В 1925 г. о. Николай вернулся к священническому служению. Последние годы его жизни прошли в тяжелых экономических, а также нравственных условиях, когда с каждым годом нарастала и ужесточалась антирелигиозной кампании. Газеты, радио, массовые мероприятия были направлены против традиционных православных праздников и на унижение и притеснение самих священнослужителей. В мае 1926 г. в Петрозаводске прошла первая конференция Союза безбожников, число которых к 1937 г. выросло до 6,5 тысячи человек.

В таких условиях приходские советы церквей были вынуждены взять на себя много непосильных для них обязательств: содержание и ремонт храмов, приобретение ладана и свечей, содержание причта, изыскание средств на уплату налогов и другое. В 1925 г. при Святодуховском кафедральном соборе был организован «Кружок любителей религиозно-нравственного христианского просвещения», организатором и лектором которого стал о. Николай. Он также проделал большую работу по приведению в порядок библиотеки (более 7 тысяч книг), был сотрудником религиозно-нравственной комиссии при соборе и секретарем приходского совета. С января 1926 г. о. Николай служил в Петрозаводском кафедральном Святодуховском соборе, числясь при этом «приглашенным от приходского совета по вольному найму». В 1926 г. он был возведен в сан протоиерея, в 1928 г. — представлен к награде — палице, а 30 октября 1929 г. утвержден в штате. Однако усиливающаяся с каждым годом антирелигиозная пропаганда и создание мнения о соборе в средствах массовой информации как о «штабе святейшей контрреволюции», инициация проведения собраний трудящихся, выдвигавших предложения о закрытии церквей, — все это привело к тому, что 26 января 1930 г. президиум Петрозаводского горсовета принял постановление о закрытии Святодуховского собора. 28 февраля собор был закрыт, а его причт и община перешли служить в Екатерининскую кладбищенскую церковь.

Самые страшные испытания обрушились на церковь в 1937—1938 гг. Летом 1937 г. репрессии дошли и до причта Екатерининской церкви. Первым в июле 1937 г. был арестован настоятель Николай Степанович Надежин (7.12.1875—1937), 2 сентября — Николай. На арестованных было заведено уголовное дело. Настоятель церкви обвинялся в том, что «организовал контрреволюционную повстанческую группу среди церковников г. Петрозаводска и руководил контрреволюционной повстанческой организацией, неоднократно посещал нелегальные сборища, давал установки о контрреволюционной повстанческой деятельности». Протоиерею Н. Богословскому, приписывалось участие в этой организации, посещение «сборищ, где обсуждались вопросы политики ВКП(б) и советской власти с контрреволюционных позиций». «Свидетелями», дававшими показания на обвиняемых, были проходившие по другим делам четверо священнослужителей из Заонежского и Лодейнопольского районов.

Допросы, сопровождавшиеся пытками, продолжались два месяца. Настоятеля церкви о. Николая Надежина допрашивали 6 раз, о. Николая Богословского 4 раза. Отец Николай не подписал ни один из протоколов следствия.

«Участником контрреволюционной организации я не являюсь, и о существовании такой организации мне ничего не известно», – таким был ответ отца Николая. «Вы говорите неправду, – утверждал следователь, – следствию известно, что вы, являясь участником контрреволюционной организации, были тесно связаны с участниками этой организации, находящимися в районах Карелии. Настаиваем на правдивом ответе». Протоиерей Николай вновь повторял: «Никого из участников контрреволюционной организации я не знаю и ни с кем из них связан не был». Со стороны следователя продолжался жесточайший нажим: «Вы говорите очевидную ложь. Следствию точно известно, что вы являетесь участником повстанческой организации. Еще раз предлагаем говорить правду».

Отец Николай не признал себя виновными и не назвал ни одного имени из священнослужителей или мирян. Обвинение арестованным было предъявлено по ст. 58-2-10-11 (контрреволюционная деятельность). Постановление тройки НКВД Карельской АССР о расстреле было принято 2 ноября 1937 г. Николай Богословский был расстрелян 4 ноября 1937 г. в районе д. Сулажгора и погребен в общей безвестной могиле. 9 января 1957 г. Верховным Судом КАССР, через двадцать лет, он был полностью реабилитирован.

В 2004 году Священный Синод Русской Православной Церкви включил имя священномученика Николая Богословского в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века от Петрозаводской и Карельской епархии. Память священномученика Николая совершается в день его кончины 22 октября (4 ноября) и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем. Если не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).

Тропарь гл. 4

Земли Карельстей новое украшение Добрый пастырю словесных овец, Подвигом страдания за Веру просиявый, Велие дерзновение пред Богом стяжал еси. Отче священномучениче Николае, Моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак гл. 3

В годину лютую к пастырству призванный, В церкви святыя Екатерины подвизался еси, Множество душ к покаянию и спасению приведый, Клевету богоборческую отринул еси. За Христа пострадав даже до крове, Священномучениче Николае, Ныне усердно молися о всех нас.

МОЛИТВА

О святый угодниче Божий, священномучениче Николае! Подвигом страдания за Христа в земле Карельстей просиявый, образ смирения и терпения в мученичестве своем нам явивый и клеветников своих посрамивый. Отврати от нас праведный гнев Божий, и да сподобимся молитвами твоими храмы Божий созидати и самем нам храмами Духа Святаго соделоватися. Да укрепит Господь молитвами твоими Веру нашу и избавит страну Карельскую от ересей и расколов. О, святый угодниче Божий, священномучениче Николае, моли о нас Всемилостиваго Бога и Господа нашего Иисуса Христа и его Пречистую Матерь спасение душевное получити и блаженство нескончаемое в вечном царствии Христовом наследовати. Емуже подобает всякая слава со безначальным Его Отцем и с Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

См. также:


Комментарий модератора:
https://rusk.ru/st.php?idar=86308 Священномученик Николай Богословский


Прикрепленный файл: Богословский свм.jpg
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8514
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2474
Сзади собственноручная дарственная подпись. Архимандрит Феодосий (Мельник, 1957).
Родился 8 февраля 1890 г. на юге России в благочестивой семье. Уже в юности поступил в Киево-Печерскую Лавру, где проходил послушание до 1914 г.
В Первую мировую войну был старшим фейерверкером, награжден Георгиевскими крестами второй, третьей и четвертой степеней и Георгиевскими медалями. После войны вернулся обратно в Лавру.
В эмиграции в Югославии.
Келейник митрополита Антония (Храповицкого) (который обычно звал его Федей), затем митрополита Анастасия Грибановского. После рукоположения возглавлял русский православный приход в г. Сремские Карловцы, бывший, в сущности, домовой церковью в митрополичьих покоях.
Духовник в монашеской школе в Высоко-Дечанской Лавре (Косово).
После Второй Мировой войны до своей смерти настоятель Высоко-Дечанской Лавры. Скончался в 1957 г. По его завещанию, похоронен в Белграде в гробнице Иверской часовни рядом со своим наставником — митрополитом Антонием (Храповицким).

Прикрепленный файл: св 1.jpgсв 2.jpg, 620235 байтсв 4.jpg, 458200 байтсв3.jpg, 566595 байт
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8514
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2474
Катерина Кадерова
10 ноя в 15:01
Уважаемые исследователи!
На одном из интернет-аукционов была приобретена данная фотография. На ней запечатлены студенты Олонецкой духовной семинарии [1900 г.], автор съёмки К. Иогансон. Датировка приблизительная.
Возможно кто-то из вас располагает копиями данной фотографии или узнаёт людей, запечатлённых на фото? Буду рада вашим догадкам!

Комментарии

Вероника Петровна
Возможно, моя фотоподборка по Олон.Дух.семинарии поможет вам в идентификации людей? https://vk.com/wall-187764583_4265

Еще есть Олонецкая семинария с фот https://vk.com/wall-187764583_3498
И выпускники, тоже, кстати, снятые Иогансоном https://vk.com/wall-187764583_3699

Петр Андреевич Маклионов
в 1900-е г. обучался в Олонецкой духовной семинарии
фото 1915 г.

Balabolka 2011
Часто встречается информация об учениках и выпускниках, как восприемниках, в метрических книгах. Иногда - в формулярных списках чиновников.

Валентина Минина
Советую посмотреть в Пудожском музее коллекцию фотографий Глазачевой Лии Платоновны. Вдруг...

Margarita Vanchurova
Алфавитный список воспитанников, окончивших курс в Олонецкой гимназии,
с 1808 по 1870 год / сост. К. Петров // Олонецкие губернские ведомости. -1870. -№ 65

Прикрепленный файл: ОлДухСеминария Петроз выпускники прим 1900 год.jpg
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
Лайк (1)
Klim2018

Klim2018

Сообщений: 29611
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 31646

balabolka написал:
[q]
Константин Алексеевич Воскресенский (21.09.1849 - ).
[/q]

Воскресенский Константин
протоиерей



Источник:
Альбом кавалеров ордена св. великомученика и победоносца Георгия и георгиевского оружия. - Белград, 1935.

Прикрепленный файл: 2.jpg3.jpg, 149304 байт
---
Знания - сила
Лайк (1)
_Tarasov_V_A_
Новичок

Паданы
Сообщений: 25
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 43
>> Ответ на сообщение пользователя balabolka от 21 февраля 2019 11:06

Запись нужная, а вот номер фонда "днФ. 299", верно ли указан ?
fardibaka

fardibaka

г. Ростов-на-Дону
Сообщений: 1997
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 700
Добрый день. А Могилевской семинарии или дух училища не встречали?
---
Ищу сведения о семьях:Ушаковы, Ефремовы, Кашутовы, (Гу(о, е)ревич) -Малаховские, Бразуль-Брушковский Семен Николаевич, Калины, Щетинские, Зар(а)янские, Камышевы, Солнцевы, Поклад, Носовичи, Козловские, Поддубные, Третьяковы, Ляховы.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 27 28 29 30 31 * 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Вперед →
Модератор: balabolka
Вверх ⇈