Священнослужители
Священнослужители Олонецкой губернии и не только
SvetlanTim Москва Сообщений: 2011 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 1439
| Наверх ##
20 марта 2022 6:46 20 марта 2022 7:30 Ilonaf написал: [q] SvetlanTim написал:
[q] Добрый вечер. Извините, если не в тему - случайно попалось при поиске-
25 й Восточно-Сибирский Стрелковый полк Сын священника Олонецкой губернии - Иван Михайлович Регов
[/q]
Здравствуйте! Не подскажите архивный шифр, где вы это нашли.
[/q]
я просматривала списки полков. Поищу на каком именно ресурсе, я их очень много просмотрела. насколько я помню это я списки по старшинству просматривала на https://book-olds.ru/BookLibra...armii.html --- Весновские, Васильевские, Гончаровы, Боголюбовы, Пушкины, Боучаровы, Персиковы, Савельевы, Селиверстовы, Пыжовы, Тимонины, Бучацкие, Осиповы, Петровы, Гетмановы, Корженевские, Горбацевичи, Сцепура, Райхель, Елгины, Григорьевы, Кошелевы, Знаменские, Бекишевы, Лобовы | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8514 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2475 | Наверх ##
28 марта 2022 7:56 28 марта 2022 7:58 https://vk.com/ptz_photo2013?w=wall-59932813_8685*. Общий вид Петрозаводска от Олонецкой железной дороги (снимок №20243), фрагмент [10] *. Кафедральный собор *. Воскресенская церковь *. Церковь Петра и Павла *. Точки съемки утраченных храмов ************** панорама 1913 где-то, путешествия Прокудина-Горского по России. Настоящая цветная фотография, не колоризация. На левом краю Собор Александра Невского, в центре - Святодуховской собор, на его месте сейчас Русский драматический театр на площади Кирова.
     --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8514 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2475 | Наверх ##
27 апреля 2022 20:08 «Рождение села – рождение храма» Исследовательская работа Выполнила: Тесленок Ольга Всеволодовна - библиотекарь Октябрьской библиотеки МКУК «Вытегорская ЦБС» Вологодская область Вытегорский район посёлок Октябрьский, улица Гагарина, дом 9 Октябрьский Г. Содержание. Введение……………………………………………………………………стр.3-5 Глава 1 – « У истоков рождения села Саминский погост»…………стр.6-9 Глава 2. « Саминский приход»……………………………………….стр.10-11 Глава 3. «История рождения храма Илии Пророка»………………….стр.12-14 Глава 4. «Архитектура Храма…………………………………………..стр.15-16 Глава 5. «Иконопись храма Илии Пророка»…………………………стр. 17-20 Глава 6. «Освящение храма»……………………………………………….стр.21 Глава 7. «Приходская жизнь Саминского погоста»…………………..стр.22-23 Глава 8. «Приходские традиции села Саминский погост»…………...стр.24-27 Глава 9. « Роль священнослужителей Саминского прихода в жизни села»…………………………………………………стр.28-30 Глава 10.«История храма: в советский и постсоветский периоды»..стр.31-34 Глава 11. «Роль храма в жизни жителей села»……………………........стр.35 Заключение………………………………………………………………….стр.36 Литература…………………………………………………………………..стр.37 Приложения………………………………………………………………стр.38-61 https://cyberpedia.su/1x185e.htmlСаминскому приходу относились деревни: Титова, Дмитровский починокь, Крюковская, Чекова, Силова, Ульяшова на Самине, Подьелье село (Подьельщина), Чивкоевь ручей, Никулина, Вашукова, Успажье на Самине, Кузнецовская (Лечина), Мишина, Полежаевь ручей (Пнёво), На Пустоши, Анциферова, Лахнова гора, Пигарёва, Фёдоровская ( Гавровщина), Загородище, Антанова, Каншина, Фешова, Малашова (Ершова), Максимова, Кикачёва, Харитоновская пустошь (Киселёва), Ильинцы, Рябовская пустошь ( Рябовщина), Степановская пустошь (Новая), Антоновская пустошь ( Большая), Антоновская пустошь ( Горняя), Антоновская пустошь ( Першина), Побережье ( Слобода), Олфина ( в дальнейшем эти деревни образовали Титовское общество). Всего в этих деревнях было: 404 дома, в них проживало: 1215 – мужчин, 1245 – женщин. ... В «Олонецких епархиальных ведомостях 1915г» (стр.8) сохранились сведения о благотворительности жителей села Саминский погост: «В Саминском приходе, Вытегорского уезда, усердием местных прихожан сооружены два дома: один для священника, другой – псаломщика, переделанный из сторожки, на что употреблено: 500 деревь леса и израсходовано до 860 рублей денегь» («За означенные пожертвования Олонецким епархиальным начальством жертвователям выражается благодарность»). ... Полный причт приходских церквей на Севере состоял из священника (попа), дьякона, дьячка, пономаря, сторожа и просвирни. Согласно документам Олонецкой епархии в приходах погостов в начале 1560 годов причты состояли из трёх человек ( сравнительно реже, из двух и четырёх). Так, например, в погостских приходах Андомы крестьяне содержали самый многочисленный причт из семи человек. Так в церквях Андомского погоста « служили священники: Сергий и Василий, дьяки Поспелка и Гордейка, пономари Симанка и Терех, «проскурник Макарий». Сведения из документов по причту Саминского прихода скупы, удалось разыскать фамилии священнослужителей: самые ранние сведения относятся к 1675 году (дата документа 14.06. 1675г) - дьячок Созонка Степанов. Приблизительно в 1850 году - дьячком Саминской приходской церкви был Иван Скородумов. Саминский приход в 1904г., согласно документам, относился ко второму благочинническому округу Вытегорского уезда. Из « Списка духовенства Олонецкой губернии на 1904 г» удалось выяснить, что в храме Илии Пророка, в селе Саминский погост, служили: священник - Александр Петрович Ильинский, псаломщик - Александр Яковлевич Николаевский, диакон – Илья Иоанович Остречинский. К середине 19 века в Олонецкой губернии полностью оформилось одно из сословий традиционного общества - сельское духовенство, а приходские церкви стали духовными центрами округа. Архивные документы свидетельствуют об огромном просветительском потенциале сельского духовенства. Неоценимую роль в просвещении крестьян Саминского прихода сыграл священник Ильинского храма - Иоанн Петрович Дикаревский. В «Олонецких Епархиальных ведомостях» (№5 1914г) в Некрологе, написанном священником А. Мошинским, читаем: « 7 декабря 1913 г. после тяжкой болезни мирно скончался на 53 году жизни заштатный священник Саминской Ильинской церкви Вытегорского уезда И. П. Дикаревский. Почивший Отец Иоанн был сыном псаломщика. По выбытии из первого класса Олонецкой Духовной Семинарии, он 20 мая 1885 года рукоположён дьяконом в Остречинский приход Петрозаводского уезда. Состоя дьяконом в Остречинах, почивший преподавал церковное пение в местной церковно – приходской школе. 30 октября 1892 года он перемещён на таковую же должность в Купецкий приход Пудожского уезда, а 18 февраля 1893 года в Кондушский приход Вытегорского уезда. 13 марта 1896 года рукоположен был во священника в Гакугский приход Пудожского уезда, где состоял заведующим и законоучителем церковно – приходской школы. 23 августа 1904 года, он, согласно прошения, перемещён на священническую вакансию к Саминской Ильинской церкви, где и служил до выхода в отставку – 30 сентября 1913 г. Почивший отличался аккуратностью, усердием при исполнении своих служебных обязанностей. Никто из прихожан, не мог пожаловаться на Отца Иоанна, что кому либо из них он отказал, когда в совершении требь. Отличительными чертами почившего были: рачительное и Богобоязненное служение в церкви и домах прихожан, кроткое и незлобливое обращение со всеми окружающими его, смирение, откровенность и честность. Эти добрые качества почившаго снискали ему любовь и благорасположение многих прихожан. Отличительною чертою его характера так же было стремление дать детям своим не только среднее, но и высшее образование. Он во многом отказывал себе, лишь бы сохранить лишнюю копейку для детей. И Господь послал ему в детях большое утешение. Старшие два сына окончили уже универститеть: один из них служить в окружном суде, а другой – врачом; младшие: один обучается в 5 классе Олонецкой Духовной Семинарии, а другой - в 5 класссе гимназии. На литургии, перед отпетием и во время отпетия было сказано несколько речей, в которых была охарактеризована личность почившего, как пастыря и как семьянина. Братья священнослужители, помолитесь и вы обь упокоении души усопшего собрата – священноиерея Иоанна. Да успокоит его душу, Господь Богь, вь селенияхь праведных, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, и сотворить ему вечную память». Саминский приход всегда славился людьми, здесь рождёнными, воспитанными, которые оставили яркий след в истории края. Это в большей степени относится к иерархии священнослужителей. В Документах Петразаводской и Карельской епархии сохранились интересные сведения о сыне Саминского священника И.П. Дикаревского – Александре Ивановиче Дикаревском. Родился в 1888году, в 1908 г окончил Олонецкую Духовную Семинарию по первому разряду. По окончании семинарии, Александр Иванович Дикаревский продолжил образование в Варшавском универститете, окончив медицинский факультет. С начала Первой Мировой войны, он ушёл на фронт, служил военным врачом. Был ранен, имел награду за службу. Вернувшись с войны, Александр Иванович продолжил работать по специальности в Пудоже. Он часто навещал отца – Саминского священника. Во время своих приездов, доктор Дикаревский принимал больных, а тех, кому не мог помочь сам, отправлял в Пудожскую больницу. По воспоминаниям родственников, он был беззаветно предан своей профессии, и где бы не находился, всегда кого то лечил. (Приложение №13). Сохранились сведения из « Журналов Вытегорского уездного очередного земского собрания», в котором отмечается, что открылись два земских училища: первое: в Андомской волости на Саминском погосте. Время открытия – 1876 год. В трёх отделениях – 43 мальчика, 17 - девочки. Учителя - Отец Иоанн Петрович Дикаревский, Алексей Васильевич Уласьев, Татьяна Регоева. Наёмная квартира – 130 руб. На открытии училища присутствовали: член училищного совета Н.Л. Базегский, учитель Охотин, волостной старшина Овчинников, местные прихожане. (Приложение № 14). Саминское 2 училище: Андомская волость – деревня Фешево. Время открытия – 1896 год. Учителя - Иоанн Петрович Дикаревский, Парасковья Андреевна Магаева. Наёмная квартира – 40 рублей. Мальчиков: -20, девочек -2. Церковно – приходские школы в Саминском погосте существовали с 1837 года. Одна из них, Слободская, находилась в деревне Слобода – Саминского прихода, открыта 2 октября 1876 года. Число учащихся: мальчиков – 22, девочек - 6. Заведующий и законоучитель - священник Иоанн Дикаревский, священник- Иван Душечкин, учительница Серафима Павловна Лебедева, попечитель Василий Петрович Вахрушев. Размер получаемого от земства пособия - 120 руб. Появились в Саминском погосте и школы грамоты. Согласно документам «Памятной книжки Олонецкой губернии на 1905 год»: открылась Слободско – Ильинская школа грамоты. Заведующий-священник Пётр Иванович Урбанов. Учитель - Павел Васильевич Красильников. Таким образом, просвещению населения Саминского прихода уделялось должное внимание. В «Памятной книжке Олонецкой губернии на 1905г» читаем: «В общем, на школьные помещения Вытегорского уезда очень жаловаться нельзя: и из наёмных помещений есть хороший дом Саминского первого училища». «Приюты, общежития для учеников на ассигнуемые средства Управою устраивались, где только встречалась надобность. В таких приютах обыкновенно ученикам давался чай и горячий приварок; закуплена посуда, одеяла, постельники. В минувшем учебном году приюты общежития были и в Саминской второй школе». ... Литература. Вытегра: Краеведческий альманах. Вып. 1, Вологда: ВГПУ, «Русь», 2008. 400 с. Вытегра: Краеведческий альманах. Вып.2. Вологда:ИПЦ «Легия», 2000. 368 с. Географический статистический словарь Российской империи», СПб -1863 г. Журналы Вытегорского уездного очередного собрания 1909 г». Вытегра. Типография Самойлова. 1909 г. История Карелии 16 -17 веков в документах». Петрозаводск. 1983г. Известия Вологодского общества изучения Северного края. Вып.8. –Вологда, 2000. -160 с. Камкин А.В. « Православная церковь на Севере России: очерки истории до 1917 года. Вологда, 1992 – 164 с. Н. Криничная, В. Пулькин «Корабельная сторона». – Петрозаводск: «Север», №10. – 1996 г. Олонецкий сборник»: Петрозаводск. 1894, - ВОТ. Отд.3. Олонецкие Епархиальные ведомости. 1915 год. Петрозаводск. 1915г. Памятная книжка Олонецкой губернии на 1905 год». Издание Олонецкого Губернского статистического комитета. Петрозаводск: Олонецкая губернская типография. 1905г. Писцовые книги Обонежской пятины от 1496 г.» --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8514 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2475 | Наверх ##
3 мая 2022 10:45 На сайте Государственной публичной исторической библиотеки России размещена коллекция "История храмов и монастырей" : http://elib.shpl.ru/ru/indexes/values/1460. Редкие и ценные издания по истории храмов и монастырей - копии более 150 изданий из фондов библиотеки. https://vk.com/club44741316?w=wall-18133481_15649По Вятке есть книга Жизнь Вятских Священников автор Наталья БаженоваАннотация Книга «Жизнь вятских священников» Н. А. Баженовой, заслуженного учителя РФ, лауреата премии Правительства Кировской области имени Владимира Патрушева, написана для тех, чьи родовые корни восходят к семьям вятских священнослужителей. В этом масштабном и обстоятельном исследовании, основанном на огромном количестве архивных документов, речь идёт о всех сторонах жизни вятских священников: служебных, духовно-просветительских, семейных, бытовых. Книга содержит более 600 фамилий священников, церковников, крестьян, мещан, купцов, чиновников. Краеведы и люди, интересующиеся историей своих предков, по достоинству оценят 16 полных родословных таблиц известных священнических фамилий вятской губернии. Автор существенно восполняет исторический пробел: о жизни священников после 1917 года писалось мало и не всегда объективно, да и сама их жизнь была достаточно закрытой. Эту книгу стоит прочитать всем, кто интересуется историей России, этически-философскими вопросами о силе любви и значении веры, о смысле жизни и неизбежности смерти, о последствиях войн и революций. По итогам 22 Кировской областной выставки – конкурса «Вятская книга – 2019» книга «Жизнь вятских священников» стала победителем и получила диплом в номинации «КНИГА ГОДА – 2019». Отрывок из 7 главы «ДОХОДЫ И РАСХОДЫ» Многие священники, сами испытывая нужду, не могли пройти мимо чужой беды. Каждый сельский священник то и дело слышал просьбы прихожан: – Батюшка, дай пять рублей до осени, на лошадь не хватает. – Отец родной, подожди деньги за похороны жены. Сын вернётся с заработков, сразу отдам. Члены причта не могли спокойно слышать стоны и видеть слёзы людские. Если бы были богаты, сотни рублей раздали бы. Не имея возможности помочь деньгами, помогали советом, добрыми делами, находили тех, кто эти деньги имел. Вот типичная история – «Ценность хлеба» (ВЕВ.1909. №4). Вдова Дарья Куртина в деревне Носки 8 сентября 1908 года отмечала новоселье. Полгода назад Дарья осталась после смерти мужа с тремя ребятишками без куска хлеба. Их избушка, вросшая в землю, совсем разрушилась. Пришлось Дарье идти по миру «в кусочки», чтобы накормить голодных детей своих. Батюшка поведал о горькой судьбе Куртиной прихожанам, и добрые люди откликнулись, собрали 70 рублей, столько же дал один благодетель. Сосед Павел Иванович подарил осиротевшей семье телёнка. Батюшка много раз ходил пешком в деревню, чтобы следить за строительством новой избы. Всю жизнь, наверное, молилась Дарья за своего священника и детям наказала. Он для них – батюшка. Разве не заботой о крестьянах говорит поступок священника села Копки Малмыжского уезда П.М. Макарова? Пётру Макариевичу Макарову (1831) «указом Вятской духовной консистории от 27 февраля 1869 года за № 1310 изъвлена благодарность за то, что он своими благоразумными советами и увещеваниями не только искоренил в своём приходе у поселян все предрассудки против оспопрививания, но даже при скудных своих средствах в 1868 году за 48 рублей серебром содержал оспопрививателя Иосифа Исаева, который привил от оспы 148 младенцев, так как в сем селе от земства не было особых оспопрививателей» (ГАКО.237.70.790.Л.259). https://rodvyatka.ru/otryvok-2/ ********************** Книгу «Жизнь вятских священников» Н. А. Баженовой можно купить в книжном киоске Кировской областной научной библиотеки им. А. И. Герцена (киоск находится в фойе главного входа с ул. К. Либкнехта) или заказать в этом киоске с почтовой доставкой. Цена комплекта (книга + 16 родословных таблиц) : 1250 рублей (в подарочном твердом футляре) 875 рублей (в вакуумной упаковке ) Телефон книжного киоска: +7 (8332) 761739 Сайт библиотеки: herzenlib.ru Уточнить информацию о книге и ее приобретении вы можете у автора, Баженовой Натальи Андреевны, по эл.почте bazhenovana@yandex.ru или отправить сообщение на странице Связь
  --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | Лайк (2) |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8514 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2475 | Наверх ##
27 июня 2022 10:35 20 марта 2023 9:13 Олонецкая Духовная семинария. Видеофильм 2019 года, посвященный 190-летию Олонецкой духовной семинарии, основанный на архивных фото и видеоматериалах https://vk.com/video/@club1877...7764583_-2Фотографии семинаристов и преподавателей Олонецкой Духовной семинарии: портреты выпускников разных лет и священников Олонецкой губернии: Звероловлева, Лебедева, Хотеновского, Перского, ректора Чукова, а также В.Ребров https://vk.com/photo-187764583_457239890Ильинские https://vk.com/photo-187764583_457243937?rev=1Тервинские https://vk.com/photo-187764583_457242357?rev=1Даманские и Любимская https://vk.com/photo-187764583_457242242Рачковские https://vk.com/photo-187764583_457239757Русановы https://vk.com/photo-187764583_457243937?rev=1Казанский Вениамин https://vk.com/photo-187764583_457243937?rev=1Кипреевы https://vk.com/photo-187764583_457243891?rev=1Георгиевский А.И.с товарищами https://vk.com/photo-187764583_457243927?rev=1священники Олонецкой губернии https://vk.com/photo-187764583_457239922?rev=1священники Пудожского уезд https://vk.com/photo-187764583_457239889?rev=1Священник протоиерей Виноградов Никандр Васильевич с ученицами https://vk.com/photo-187764583_457243868?rev=1и других. Для справки. Известные преподаватели и воспитанники семинарии — митрополит Вениамин (Василий Казанский), архиепископ Венедикт (Виктор Плотников), митрополит Григорий (протоиерей Николай Чуков), епископ Павел (Петр Поспелов) https://vk.com/photo-187764583_457240676епископ Иоанникий (Казанский), архиепископ Иоанн (Братолюбов), архиепископ Карельский и Петрозаводский Александр (Надеждин), археолог и этнограф Ельпидифор Барсов, краеведы и историки Дмитрий Островский, Иван Благовещенский, Николай Лесков, Василий Мегорский, Николай Шайжин, депутат Государственной думы Российской империи Константин Казанский, протоиерей, священномученик Николай Богословский и др. #олонецкаягуберния #олонецкая_губерния https://vk.com/club44741316?w=wall-187764583_4265автор Вероника Петрова --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
fardibaka г. Ростов-на-Дону Сообщений: 1997 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 700 | Наверх ##
27 июня 2022 12:29 Добрый день. Простите, что влезла в Ваш дневник...Но, возможно, занимаясь священниками, Вам попадались разные фамилии. Мои священники -Малаховские и Солнцевы...И если по Малаховским я хоть что-то знаю, то Солнцев остался совсем неизвестным..Если я правильно определила, что он был священником в Лозовийкой церкви( с 1856 г), то это Павел Стефанович , рожденный где-то в 1825-35 гг...и на службе с 1848 г.... Его дочь Анна Павловна 1865 г рожд и сын Николай...кот вроде бы родился в Рименке....Где служил мой Солнцев до 1865 г...не знаю...Потому и пишу к Вам....Не исключёно его нахождение и в Ваших краях. --- Ищу сведения о семьях:Ушаковы, Ефремовы, Кашутовы, (Гу(о, е)ревич) -Малаховские, Бразуль-Брушковский Семен Николаевич, Калины, Щетинские, Зар(а)янские, Камышевы, Солнцевы, Поклад, Носовичи, Козловские, Поддубные, Третьяковы, Ляховы. | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8514 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2475 | Наверх ##
27 июня 2022 20:55 >> Ответ на сообщение пользователя fardibaka от 27 июня 2022 12:29 День добрый. Я занимаюсь священниками Олонецкой губернии, ну и потом - кого куда занесло. Ваши фамилии мне не знакомы, но буду иметь ввиду. --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | Лайк (1) |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8514 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2475 | Наверх ##
22 июля 2022 8:09 Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819–1920-е гг. : Материалы из собрания проф. протоиерея Ф. И. Титова и архива КДА : в 4 т. / [сост. В. И. Ульяновский]. Киев, 2014– . Т. 1. 2014 : А–Й. 2014. 576 с. ; Т. 2. 2015 : К–П. 2015. 624 с. ; Т. 3. 2019 : Р–Я. 2019. 640 с. Биографический словарь, который предполагалось выпустить к 300-летнему юбилею Киевской духовной академии (1915 г.), содержит сведения о ее выпускниках с первого набора после академической реформы 1814 г., проведенной в 1817–1819 гг. В первый том словаря вошли биограммы, расположенные в порядке алфавита от А до Й включительно, во второй — от К до П. Подготовкой Биографического словаря занимался выпускник академии, настоятель киевской Андреевской церкви, профессор протоиерей Ф. И. Титов (1864–1935), в архиве которого сохранились собранные им материалы: анкеты, послужные списки, автобиографии, воспоминания, письма и фотографии (ИР НБУВ. Ф. 175). Этот корпус дополнен документами из личных дел выпускников, хранящихся в архивном фонде старой академии (ЦГИАУК. Ф. 711). Книгу предваряют вступительное слово ректора КДА митрополита Бориспольского и Броварского Антония, научная статья составителя проф. В. И. Ульяновского, фрагмент из рукописи библиотекаря академии А. С. Крыловского 1925 г. и «Воззвание» о сборе пожертвований на поддержание жизнедеятельности академии начала 1920-х годов. https://www.academia.edu/19875...624_%D1%81https://vk.com/feed?w=wall-44741316_8423есть ссылки на файлы --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | Лайк (1) |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8514 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2475 | Наверх ##
25 июля 2022 21:59 Две интересные Выговские иконы "Образ всех святых Российских чудотворцев" и "Богоявление Господне" первой четверти 19 века. Обе были на выставке посвящённой старообрядчеству в Музее-заповеднике Коломенское. Икона "Образ всех святых.." уникальна тем, что воспроизводит иконографию, созданную в Выговской старообрядческой пустыни иконописцем Даниилом Матвеевым в 30-е годы 18 века и представляет собой самый полный иконографический свод отечественных святых. На иконе изображены почти 200 подвижников, имевших общецерковное и местное почитание в России до сер.17 века. Святые объединены по чинам святости (преподобные, святииели, благоверные князья и жёны, мученики, юродивые). Икона находится в собрании Г.В.Лепсверидзе. Икона "Богоявления Господня" находится в собрании Л.И.Вольфсона и является списком с образа, находившегося в местном ряду Богоявленской часовни Выговского мужского общежительства ("на братской улице"). Любуемся! https://vk.com/feed?w=wall174002987_459
  --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | Лайк (1) |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8514 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2475 | Наверх ##
17 августа 2022 8:28 17 августа 2022 8:29 ФАМИЛИИ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ
У каждого человека на земле есть свое личное имя, каждый человек его получает при рождении и идет с ним по жизни. Вместе с именем при рождении мы получаем и гордое право называться сыном или дочерью своего отца и, конечно, фамилию – наследственное семейное наименование. Однако так было не всегда. В различных общественных слоях фамилии появились в разное время. Одними из первых появились княжеские фамилии - Тверской, Мещерский, Звенигородский, Вяземский, Коломенский, обозначающие местности. Со временем получили фамилии дворяне, купцы, однодворцы, мещане. Многочисленный слой населения России составляли и служители церкви. Духовенство начало массово получать фамилии лишь в первой половине девятнадцатого века. До этого иереев обычно именовали просто отец Александр, отец Василий, батюшка или поп Иван, при этом никакой фамилии не подразумевалась. В Метрических книгах конца XVIII начала XIX века видим подписи священников: Алексей Иванов, Иван Терентиев или Никита Максимов, это имя и отчество, а не имя и фамилия. Детям священнослужителей по мере надобности давали фамилии Попов, Протопопов, Дьяконов, Пономарев. Однако по мере появления духовных училищ и семинарий появилось большое количество священников, которые приобрели фамилии при выпуске из семинарии. Искусственные фамилии в семинарии давались не только тем, кто не имел фамилий, но часто и тем, у кого они уже были. Шутливая формула получаемых фамилий было следующая: «По церквам, по цветам, по камням, по скотам, и яко восхощет Его Преосвященство». Фамилии могли меняться по решению руководства, например, есть примеры изменения фамилии с благозвучной на более обидную, потому что ученик плохо отвечал в классе. Есть пример родных братьев, получивших в семинарии разные фамилии. Дети священника Сторожевской церкви Алексея (Новоспасского) Феодор, Иван (выпуск 1842 г.), Аркадий (выпуск 1846 г.) получили фамилию Оранский, а его сын Николай (выпуск 1854 г.) получил фамилию отца – Новоспасский. Сын протоиерея Покровской соборной церкви города Козлова Николай в сентябре 1830 года поступил учиться в Тамбовское духовное уездное училище в низший класс не с родовой фамилией Протопопова, а с фамилией Евгенова. Вот как он сам описывает процесс получения фамилии: «Это зависело от произвола ректора училища. Подобный произвол, перемена отцовских фамилий, был и прежде моего вступления в училище, продолжался и после, например отец ректор, осматривая мальчика, представленного для записи в училище, замечает его быстрый взгляд, и сейчас же дает ему фамилию Быстровзоров или Быстров. Часто случалось, что сыновья одного и того же отца носили разные фамилии. Этому пример не далек. У бывшего Тамбовского кафедрального протоиерея Никифора Ивановича Телятинского было пять сыновей, из них один только унаследовал родовую фамилию Телятинского, а остальные четверо носили другие фамилии: Победоносцева, Благовещенского, Преображенского и Топильского. Бывали случаи, когда произвол переменять фамилии зависел и от учителя, например, был ученик по фамилии Ландышев, и ученик из очень порядочных; он как то невпопад ответил учителю, учитель наказал его переменою фамилии: «Будь ты за это вместо Ландышева Крапивин!» Ландышеву не нравилась фамилия Крапивин, он совестился за неё и в особенности стыдился показаться Крапивиным отцу. Перед отъездом на каникулы он умолил учителя возвратить ему прежнюю фамилию».1 Получение фамилии ограничивалась лишь только фантазией человека её дающего. А уж фантазии преподавателей семинарий не было конца. И все-таки и они придерживались некоторых определенных традиций.
Многочисленную группу, как фамилий священников, так и семинарских фамилий составляют фамилии «географические». При поступлении в духовное училище детям часто давали фамилии по той местности, откуда они были родом, по названию города, села или реки. Примеры географических семинарских фамилий: сын диакона Василия села Чурюкова Козловского уезда Гавриил (выпуск 1844 г.) получил фамилию Чурюковский. Сын дьячка села Юрковой Сурены Козловского уезда Василия Василий (выпуск 1860 г.) получил фамилию Суренский, Ламский – село Ламки, Тарбеевский – село Тарбеево, Озерский – село Озерки, Кадомский – город Кадом, Криволуцкий – село Кривая Лука, Таптыковский – село Таптыково
Новые фамилии, даваемые будущим священником чаще всего должны были соотноситься с религией и церковью. Многие священники, и в особенности их дети, получали фамилии от названий церквей, где они или их отцы служили: священник, служивший в церкви Троицы, мог получить фамилию Троицкий, а служивший в церкви Успения Богородицы – Успенский. По такому принципу образовались фамилии Архангельский, Ильинский, Сергиевский. Сын пономаря Никольской церкви Исидора Афанасий (выпуск 1848 г.) получил фамилию Никольский.
Ряд фамилий связан с названием икон: Знаменский (икона Знамение Божией Матери), Вышенский (Вышенская икона Божией матери). С названием икон связаны фамилии Державин и Державинский (икона «Державная»), Достоевский (икона «Достойно есть»).
И среди священников, и среди тех, кто получил фамилию в семинарии, были фамилии, образованные от названий всех самых главных праздников: Благовещенский (Благовещенье), Богоявленский (Богоявление), Введенский (Введение), Воздвиженский (Воздвиженье), Вознесенский (Вознесение), Воскресенский (Воскресение), Всесвятский (Всех Святых), Знаменский (Знамение), Покровский (Покров), сын диакона Ильинской церкви Павла Александр (выпуск 1840 г.) получил фамилию Преображенский (Преображение), Рождественский (Рождество), Сошественский (Сошествие св.Духа), Сретенский (Сретенье), Троицкий (Троица), Успенский (Успение). Фамилия Покровский могла быть дана как в честь праздника «Святого Покрова», так и священнику, служившему в церкви Покрова Святой Богородицы. Часто давалась в духовной среде фамилия Субботин, поскольку несколько суббот в году были днями особого поминовения усопших.
Семинарские фамилии образовывались от крестильных мужских и женских имен святых или от церкви в честь этого святого: Анненский, Аннинский, Варваринский, Екатеринский, Георгиевский, Саввинский, Косминский, Сергиевский, Андреевский, Ильинский, Николаевский, Дмитриевский, Константиновский, Петровский, Зосимовский, Лавровский, Флоровский.
Фамилии, сочетающие в себя два крестильных имени связаны со святыми, чьи праздники празднуются в один и тот же день или с церквями, названными в их честь. Примеры: Борисоглебский (Борис и Глеб), Космодамианский (Козьма и Дамиан), Петропавловский (Петр и Павел).
Встречается большое количество фамилий образованных от эпитетов, данных определенным святым: Ареопагитский (Дионисий Ареопагит), Богословский (Григорий Богослов), Дамаскинский (Иоанн Дамаскин), Златоустовский (Иоанн Златоуст), Иерапольский (Аверкий Иерапольский), Катанский (Лев Катанский), Коринфский (мученики Коринфа), Магдалинский (Мария Магдалина), Медиоланский (Амвросий Медиоланский), Неаполитанский, Неаполитанов (Януарий Неаполитанский), Обнорский (Павел Обнорский), Парийский (Василий Парийский), Персидский (Симеон Персидский), Первозванский (Андрей Первозванный), Предтеченский (Иоанн Предтеча), Радонежский (Сергий Радонежский), Фессалоницкий (Григорий Фессалоницкий), Победоносцев (Георгий Победоносец), Савваитов, Савваитский (Стефан и Иоанн Савваиты), Стартилатов (Федор Стратилат), Студитов, Студитский (Феодор Студит). Фамилия Питовранов возникла в честь пророка Илии, которого «питали враны».
От названий из Ветхого завета произошли фамилии: Авессаломов (Аввессалом), Иерихонов (Иерихон), Израилев (Израиль), Ливанов (Ливан), Маккавейский (Маккавеи), Мельхиседеков (Мельхизедек), Немвродов (Нимрод), Саульский (царь Саул), Синайский (гора Синой), Содомов (Содом), Фараонов (фараон), Фаресов (Фарес). От названий из Нового Завета произошли фамилии: Вифлеемский (Вифлеем), Гефсиманский (Гефсимания), Голгофский (Голгофа), Елеонский (гора Елеон), Еммауский (Еммаус), Иорданский (Иордан), Назаретский (Назарет), Самарянов (самаритянин), Фаворский (гора Фавор).
Основанными на христианских традициях являются фамилии: Ангелов, Архангельский, Богородицкий, Православлев, Пустынский, Райский, Серафимов, Спасский, Иконостасов, Исполатов, Исполатовский, Кондаков, Крестов, Крестинский, Крестовский, Метаниев, Минеев, Образский, Триодин, Храмов, Агнцов, Вертоградов, Вертоградский, Десницкий, Десницын, Глаголев, Глаголевский, Зерцалов, Златовратский, Извеков, Колесницыын, Новочадов.
Многие фамилии связаны с церковными терминами: Иконостасов (Иконостас), Образцов (Образ), Крестов, Крестинский, Крестов (Крест), Храмов (Храм), Колоколов (колокол).
В фамилиях русского духовенства оставил свой след церковнославянский язык: Десницкий (десница), Глаголев, Глаголевский (глагол).
Однако наиболее были распространены церковнославянские двухосновные фамилии, так или иначе отражавшие черты характера семинариста: Благонравов, Богобоязнов, Остроумов, Мягкосердов, Простосердов, Благовидов, Благонравов, Благонадеждин, Богодаров, Благосклонов, Боголюбов, Боголюбский, Добровольский, Добролюбов, Громогласов, Златоумов, Любомудров, Миролюбов, Остроумов, Песнопевцев, Простосердов, Славолюбов, Сладкопевцев, Смиренномудренский, Тихомиров, Тихонравов. Сын священника Троицкой церкви Феодора Иван (выпуск 1840 г.) получил фамилию Спесивцев.
От названий растений образовались семинарские фамилии Гиацинтов, Ландышев, Левкоев, Лилеев, Лилеин, Нарциссов, Розов, Розанов, Туберозов, Фиалков, Фиалковский, Цветков, Цветковский, Абрикосов, Жасминов, Анчаров, Виноградов, Виноградский, Кедров, Кедрин, Кипарисов, Миндалёв, Миртов, Пальмов, Померанцев, Шафрановский. Сын дьячка Ильинской церкви Ильи Василий (выпуск 1846 г.), Петр получил фамилию – Розанов. Дети сторожа Козловского духовного правления Леонтия Иван (выпуск 1846 г.), Петр (выпуск 1852 г.) получили фамилию Жасминов.
Фамилии могли быть образованы от названий животных и птиц: Голубинский, Орловский, Кенарский, Лебедев, Лебединский, Соколов, Павский, Барсов, Пантеровский, Зверев, Щеглов, от названий минералов: Аметистов, Бриллиантов, Кораллов, Кристалевский, Маргаритов (греч. эквивалент русского названия жемчуг) или Жемчужников, Смарагдов, от названий природных явлений: Северов, Востоков, Югов, Западов, Северовостоков, Закатов, Ветринский, Горизонтов, Небосклонов, Зарницкий, Зефиров, Источников, Ключевский, Криницкий, Месяцев, Солнцев, Эфиров.
Все эти фамилии могли быть переведены на латинский язык. Некоторые из них соотносились с физическими возможностями их носителей: Альбов, Альбовский, Альбицкий (albus – белый), Грандилевский (grandilis – рослый, важный), Майорский, Минорский, Робустов (robustus – крепкий), Формозов (formosus – красивый). Однако чаще для фамилии выбирались слова, характеризующие нрав или поведение их носителей: Сперанский, Сперансов (sperans – надеющийся). Дети священника Троицкой церкви Василия Павел (выпуск 1848 г.), Константин (выпуск 1850 г.), Василий (выпуск 1856 г.) получили фамилию Гиляревский (hilaris – веселый), однако из документов мы видим, что эту фамилию получил их отец. Сын дьячка Сторожевской Николаевской церкви Ивана Гавриил (выпуск 1868 г.) получил фамилию Мелиоранский (melior – лучший). Дети диакона Вознесенской церкви Иоанна Михаил (выпуск 1840 г.), Николай (выпуск 1852 г.) получили фамилию Целебровский (celeber – известный).
Фамилии греческого происхождения: Аристов, Аристовский (лучший). Ряд фамилий священнослужителей, переведенные на греческий и латинский языки существовали в трех формах: Беднов - Павперов – Пенинский (греч. бедность), Надеждин – Сперанский – Елпидин, Елпидинский (греч. надежда).
Кроме фамилий латинского и греческого происхождения, существуют фамилии не несущие в себе личных характеристик. В их основе лежат античные реалии, в основном греческие, в том числе и некоторые греческие географические названия: Афинский, Троянский, Македонский. Кроме того в фамилиях русского духовенства представлены имена античных философов и поэтов: Гомеров, Демокритов, Орфеев. Престиж классической традиции был так высок, что православные священники не считали зазорным носить фамилии, производные от имени языческого божества – греческого, римского или египетского: Трисмегистов (Гермес Трисмегист). Некоторые фамилии происходили от имен поэтов, писателей и ученых, которые изучались в духовных училищах и были известны тем, кто давал фамилии: Оссианов (Оссиан – легендарный герой кельтского народного эроса, давший свое имя большому циклу поэтических произведений, так называемым поэмам Оссиана).
Хочется отметить, что дети священников и протоиереев чаще всего имели фамилии, и поэтому получали либо родовую фамилию, либо новую. Дети же дьячков и пономарей, чаще всего фамилий не имели, и поэтому по окончании училища или семинарии получали новую фамилию.
В дополнение к рассмотренным фамилиям, заметим, что существуют фамилии, которые давались незаконнорожденным детям. В частности среди Козловских священнослужителей встречается фамилия Богданов (Богом данный). Можно предположить, что у людей носящих эту фамилию в роду был незаконнорожденный предок.
Кроме того, для изучении родственных связей следует знать, что в XVIII веке в России закрепилась практика наследования церковных приходов, когда епархиальный архиерей при отправлении «на покой» приходского священника закреплял, по прошению последнего, место за его сыном, часто служившим в церкви вместе с отцом, или в случае отсутствия мужского потомства за зятем. В книге будут встречаться подобные случаи, когда претендент мог получить приход путем женитьбы на священнической дочери. Для этого в духовных консисториях велись списки невест и всем желающим давались рекомендации.
Автор: Сазонов О.В. - Мичуринский краевед
--- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | Лайк (1) |
|
https://www.mkm68.ru/khramy-i-...luzhitelej
ХРАМЫ И СВЯТЫНИ