Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

КНИЖНАЯ ЛАВКА

КНИЖНАЯ ЛАВКА

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 8 9 10 Вперед →
Модератор: balabolka
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8462
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2456
Архив. "Олонецкий сборник". Выпуск 3
Одним из объемных изданий краеведческого характера, подготовленного сотрудниками Статистического комитета, стал «Олонецкий сборник», четыре выпуска которого увидели свет в 1875–1902 гг. Третий и четвертый выпуски составил Иван Иванович Благовещенский (1853–1854) — писатель, статистик и библиограф, автор трудов по истории, географии, экономике Олонецкой губернии.
Сборник содержит описания губернии, городов, уездов, волостей, приходов, отдельных отраслей промышленности; мелкие заметки и выписки из разных источников, касающихся истории, географии, статистики и этнографии края; отчеты и протоколы собраний Губернского статистического комитета; олонецкую библиографию — указатели отдельных сочинений и статей, помещенных в периодических изданиях
Данные материалы по истории Олонецкого края имеют оцифрованные копии, которые размещены на сайте библиотеки республики Карелия. В данном посте представляю исследователям оцифрованные оглавления для возможности поиска.
Выпуск №3 Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып. 3 / Сост. [И.] Благовещенский. - Петрозаводск: Губерн. тип., 1894. - 556 с.
Содержание:
-Обельные крестьяне и обельные вотчинники в Олонецкой губернии
-Ялгубские обельные крестьяне Меркурьевы
-Стрельниковские обельные крестьяне, в Вытегорском уезде
-Челмужские обельные вотчинники Ключаревы
-Толвуйские обельные крестьяне Глездуновы
-Толвуйские обельные крестьяне Тарутины
-Сенногубские обельные крестьяне Сидоровы
-Обельные крестьяне Рябоевы
Обельные грамоты Русских Царей, дарованные Олончанам за разные заслуги
-Царя Бориса Феодоровича - крестьянину Ялгубской волости, деревни Андреевской, Григорию Меркурьеву с племянником, о пожаловании земельных угодий (7109-1601 г.)
-Царей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Царевны Софьи Алексеевны - об утверждении прав, данных Ялгубскому крестьянину Григорию Меркурьеву за внуком его Прохором Мартемьяновым с братом, детьми и племянниками (7194-1686 г.)
--Царя Василия Иоанновича Шуйского - крестьянину Ухтозерской слободы (Вытегорского уезда), деревни Стрельниковской, Федору Иванову, о пожаловании ему земель, сенных покосов и других угодий (7117-1609 г. мая 15)
-Царя Михаила Феодоровича - тому же Стрельниковскому крестьянину Федору Иванову, об утверждении за ним прав на земли и угодья (7127-1619г. августа 30)
-Царя Михаила Феодоровича - Белозерскому воеводе Звенигородскому и подъячему Василию Шишкину, об утверждении прав на земли и угодья за наследниками старца Феодосия родным братом его Микулой Ивановым, сыном Кузьмою и внуком Михаилом (7144-1636г. июля 26)
-Царя Михаила Федоровича - Толвуйскому попу Ермолаю и сыну его Исааку, о пожаловании в вотчинное владение дворцовой волостки в Челмужском Петровском погосте (7122-1614 г.)
--Царя Михаила Феодоровича - сыну бывшего Архангельского ключаря Исааку Ермолаеву, о подтверждении прав на владение землями, дарованными его отцу (7136-1628 г.)
-Царя Михаила Феодоровича - крестьянам Толвуйской волости, Егорьевского погоста, Гавриилу и Климу Ереминым Глездуновым с детьми, о подтверждении прав на земли, дарованные грамотой 1614 года (7130-1622 г.)
-Царя Михаила Феодоровича - крестьянам Толвуйской волости, Егорьевского погоста, Поздею, Томиле и Степану Петровым Тарутиным, о даровании земель и угодьев за заслуги Царице Инокине Марфе Иоанновне (7122-1614 г.)
-Царя Алексея Михайловича - крестьянину Спасского Кижского погоста Василию Сидорову с детьми и племянниками, об освобождении от всяких податей и налогов (7155-1647 г.)
-Льготная грамота, данная Императором Петром Великим молотовому мастеровому Кончезерского завода Рябоеву, за открытие марциальных вод (22 марта 1720 г.)
-Духовная грамота Преподобного Александра Свирского (1533 г. августа 30 дня)
-Уставная Онежская грамота (1536 г. июня 4 дня)
-Губная Каргопольская грамота (1539 г. октября 23)
-Жалованная грамота Новгородского архиепископа Феодосия Георгиевской церкви, в Юксовичах (24 января 1543 г.)
-Грамота Великого Князя Иоанна Васильевича в Каргополь, о запрещении Каргопольцам, Онежанам и окружных волостей крестьянам привозить с морских варниц для продажи соль с кардехою, или иною вредною примесью (1546 г. декабря 18)
-Жалованная грамота, об освобождении Каргопольского Спасского монастыря от проезжих пошлин (9 сентября 1549 г.)
-Тарханная грамота Новгородского Архиепископа Александра Сяндемской пустыне (1 марта 1577 г.)
-Царская грамота, в Каргополь, целовальникам, старостам и земским судьям, об освобождении от податей и повинностей крестьян Александрова Ошевнева монастыря (20 октября 1578 г.)
-Тарханная грамота Новгородского Архиепископа Александра церквам Ильинской и Георгиевской, в Софийских дворцовых волостях, Олонецкой и Видлицкой (17 сентября 1580 г.)
-Тарханная грамота Новгородского митрополита Варлаама, Особному Петропавловскому монастырю, в Соломани (24 мая 1592 г.)
-Наказ Новгородского государства бояр и воевод Якова Делагарди и князя Ивана Одоевского приказчику Нехорошему Вельяшеву, об управлении Обонежскими дворцовыми волостями (22 ноября 1612 г.)
-Отписка Каргопольцев Белозерцам, о приступе к Каргополю Литовцев, с приложением отписки их осажденным, о заключении с ними договора и о выдаче городовой казны (15 декабря 1612 г.)
-Отписка Кирилловских игумена Матфея и осадного головы Семена Вандобольского Белозерцам, о походе Литовцев, по отступлении от Кириллова манастыря, к Каргополю, об осаждении ими сего города, о смерти пана Песоцкого и проч. (21 декабря 1612 г.)
-Отписка Новгородского государства боярам и воеводам графу Якову Делагарди и князю Ивану Одоевскому дворян, посланных в Вотскую и Обонежскую пятины для уборки хлеба, в поместьях дворян и детей боярских, ушедших из Новгорода в Московские полки (1612-1613 г.)
-Память Олонецких воевод Василия Чоглокова и Степана Елагина заставному казаку Немкову (1 апреля 1650 г.)
-Память Олонецких воевод Чоглокова и Елагина капитану Гамильтонова полка Горну (13 апреля 1650 г.)
-Царская грамота Олонецкому воеводе Василию Чоглокову (14 января 1651 г.)
-Наказная память Олонецкого воеводы Чоглокова пушкарю Томиле Софонину (6 апреля 1651 г.)
-Грамота Сергею Малово, о распоряжениях в отвращении злоупотреблений Олонецких воевод и других лиц по высылке оседлых солдат на службу (в марте 1658 г.)
-Челобитная оседлых сержантов, капралов, драгунов и солдат Заонежских погостов, об облегчении их обязанностей по службе и проч. (в марте 1658 г.)
-Челобитная Степана Елагина, о переводе его на службу из Олонца в Москву, или о посылке с ратными людьми для поисков над Шведами (после 20 марта 1660 г.)
-Наказная память подъячему Ивану Черкасову, о сыске беглых солдат (23 ноября 1660 года)
-Воеводская наказная память Олонецким стрельцам, об осмотре на пограничной Кондуйской заставе торговых людей, чтоб они не провозили тайно в Швецию съестных припасов, медных денег и никаких заповедных товаров, также из-за границы меди, вина, табаку и проч.
-Память Новгородского воеводы князя Ивана Репнина Свирского монастыря игумену Симону, о наблюдении за порядком торговли Шведских торговых людей на Александро- Свирской ярмарке (29 апреля 1660 г.)
-Акты о возобновлении укреплений в городе Олонце (17 декабря 1670 г. и в первой половине 1673 г.)
-Поручная по плотниках (1636-1672 г.)
-Царская грамота Олонецкому воеводе Ивану Чаадаеву о наложении на Олонецких рыбных ловцов рыбных и денежных оброков (29 мая 1676 года)
-Челобитная крестьян Веницкого погоста и выставочных волостей, о том, чтобы за недоимки не брать из них тысячи человек в Новгородские стрельцы и проч. (1676 год)
-Отписка Олонецкого воеводы Якова Стрешнева Новгородскому воеводе князю, Никите Урусову, о том, что оброчные деньги с Ладожских рыбных ловцов будут доставляемы в Новгород, и о числе побережных пошлин (после 9 сентября 1677 г.)
-Царская грамота Каргопольскому воеводе Михаилу Хитрово, об отдаче на оброк Кодлозерской пустыне речки Емцы, с рыбными ловлями и с правом брать проезжую пошлину с торговых людей (12 марта 1678 г.)
-Воеводский наказ о должности Повенецких таможенных целовальников. (1 июля 1685 года)
-Память Олонецкого воеводы Никиты Глебова тамошнему и Повенецкому таможенному голове Ивану Фадееву, о разрешении пропускать за Шведскую границу съестные припасы и товары. (22 апреля 1686 года)
-Память Олонецкого воеводы Никиты Глебова кружечному голове Ивану Фадееву, о воспрещении целовальникам продавать хмельные напитки в Лопских погостах. (10 мая 1686 года)
-Грамота преосвященного Серапиона, митрополита Сарского и Подонского, строителю Елгомской пустыни старцу Тарасию на построение двух церквей в этой пустыни (1642 (7150) года, марта 30)
-Две челобитные датчанина Андрея Бутената фон Розенбуша преосвященному Корнилию, митрополиту Великого Новограда и Великих Лук
-Об определении священников в Соборную церковь г. Олонца
-Дело о расстрижении старца Макария, неправильно постриженного в Каргополе, в тюремной избе (1690 года)
-Челобитная крестьян Каргопольского уезда, Нокольской волости вотчины Крестного монастыря преосвященному Корнилию, митрополиту Великого Новограда и Великих Лук о разрешении вновь построить сгоревшие церкви (1690 год)
-Челобитная мирских людей Оштинского погоста, Богоявленского прихода, преосвященному Корнилию, митрополиту Великого Новограда и Великих Лук о поставлении в дьяконы избранного ими Михея Васильева (1695 год)
-Челобитная архимандриту Александрово-Свирского монастыря Лаврентию, монастырского крестьянина Терешки Яковлева на своего брата, невыделившего имущество (1699-1702 г.)
-О назначении архимандрита в Александров Свирский монастырь
-Донесение заказчика Каргопольской десятины, протопопа Петра Андреева преосвященному Иову, митрополиту Вел. Новограда и Великих Лук, о сборе в Софийскую казну разного рода пошлин, на 1702 год, с монастырей и церквей Каргопольского уезда
-Грамота преосвященного Иова, митрополита Новгородского, строителю Елгомской пустыни монаху Феодосию о построении новой церкви вместо старой обветшавшей (11 января 1711 года)
-Письмо от неизвестного, из г.Кинешмы, к обер-прокурору св.синода, князю А.Н.Голицыну, - о необходимости перевести на Олонецкий язык катахизис и другие религиозно- нравственные книги
-Отношение оберпрокурора св. синода, князя А.Н.Голицына, к Новгородскому митрополиту Амвросию, от 14 февраля 1816 года, - о необходимости обучать священников, - ставленников в Лопские погосты, - карельскому языку
-Карелы, обитающие в Олонецкой губернии
-О стеклянных заводах, бывших в Пудожском уезде
-Древние надписи на колоколах
-Монастырские и митрополичьи вотчины
-Набеги шведов
-Погосты Обонежской пятины, описанные Плещеевым в 1582 г.
-К истории г. Повенца
-Об Олонецких древностях
-Петр Великий в народных преданиях Северного края
-Рассказ о том, как Петр Великий ездил в Соловки на богомолье
-Рассказ о том, как Петр Великий хлопотал об устройстве Мариинской системы
-Рассказ о том, как Петр Великий крестил девочку в Святозере
-Рассказ об остановке Петра Великого на Вытегорском погосте
-Рассказ о Блаженном Фаддее, предвидевшем и предсказавшем кончину Петру Великому
-О впечатлении, произведенном Петром Великим на народ своим трудолюбием, и о памятнике в Лодейном Поле
-Рассказ о встрече Петра I со шведским королем в Ладожском озере
-Рассказ о войнах Петра Великого со Шведами
-Когда был в городе Олонце Петр Великий?
-Рассказ о том, как Ладожский канал копали
-Петр Великий на Марциальных Олонецких водах
-Историческая записка о Петрозаводском городском общественном саде
-Краткая историческая записка об Олонце
-Олонец с первой половины XII до половины XVII столетия
-Олонец во второй половине XVII века
-Олонец в последующее время
-К истории города Олонца и его окрестностей
-Записка о населении и основании Олонца и изъяснение происхождения разных карельских слов и примечательным местам названий
-Записка любопытных происшествий, случившихся при Высочайших проездах через Олонец
-Стрелки из Олончан в государственном ополчении 1812 года
-Смутное время в народных преданиях и памятниках Олонецкой губернии
-Из воспоминаний о преосвященном Аркадие, архиепископе Олонецком и Петрозаводском
-Пастырская деятельность Аркадия, архиепископа Олонецкого и Петрозаводского
-Географическое положение Олонецкой губернии
-Судостроение и причины, обусловливающие развитие этой отрасли промысла в Олонецкой губернии
-Предположения об улучшении и устройстве водных путей в Олонецкой губернии
--Об улучшении р. Шамекши
--О соединении р. Олонки с р. Свирью
--О соединении р. Олонки с р. Шуею
--О соединении р. Важины с р. Лососинкою
--О соединении р. Онеги с озером Кубенским
--О соединении Онежского озера с Белым морем
-Из материалов, собранных среди крестьян Пудожского уезда
-Свадебные обычаи в Ряговском приходе, Каргопольского уезда
-Тягловый промысел на Мариинской системе, в пределах Олонецкой губернии
-О судорабочих Мариинской водной системы
-Олонецкие помочи
-"Оятские лапти"
-Беседные складчины и ссыпчины Обонежья
-Похоронные обряды Обонежского края
-Народонаселение Олонецкой губернии в 1892 году
-Список селений в Олонецкой губернии, с обозначением числа домов и жителей
-Ведомость о числе волостей, обществ, деревень и жителей (за 1892 г.) по уездам Олонецкой губернии
-Распределение деревень Олонецкой губернии по числу считающихся в них жителей (за 1892 г.)
-Распределение деревень Олонецкой губернии по числу считающихся в них домов (по данным 1892 г.)
-Ведомость о числе браков, родившихся и умерших по уездам Олонецкой губернии, за 1892 г.
-Алфавитный указатель населенных мест Олонецкой губернии
-Ведомость о числе обществ, селений, домов и жителей по волостям Олонецкой губернии, с обозначением расстояния волостного правления от уездного города и местной становой квартиры
elibrary.petrsu.ru/books/7
"Олонецкий сборник"
выпуск 1 (1875-1876)
vk.com/wall-187764583_7569
выпуск 2 (1886)
vk.com/wall-187764583_7576
#олонецкийсборник #краеведение #архив #олонецкаягуберния
От Вероники Петровны

Прикрепленный файл: врем Олон сборн.jpg
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8462
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2456
В мае 2024 года вышла из печати новая документальная краеведческая книга – ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРИХОДЫ КОМИ КРАЯ В XVII – XVIII ВЕКАХ.
В книге опубликованы архивные документы, касающиеся жизни 51 православного прихода Яренского уезда в XVII – XVIII веках, располагавшихся на территории современной Республики Коми.
Авторами собраны документы Московского, Вологодского, Сыктывкарского, Великоустюгского архивов.
-—
Телефон и WHATSAPP для заинтересовавшихся – 89129620706, Вера Витальевна https://vk.com/id731861956

Прикрепленный файл: врем Правосл прих Коми.jpg
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8462
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2456
«СЛУЖЕБНАЯ СИСТЕМА»:
ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО ФЕОДАЛИЗМА И КОЛОНИЗАЦИЯ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ В XIII – XV вв.

Русское общество второй половины XIII - первой половины XIV века существенно отличалось от классического феодального общества сеньориального типа, которое документировано письменными источниками (прежде всего актовым материалом) второй половины XIV - середины XV века.
Детальное изучение феодального землевладения регионов, по которым сохранились комплексы актов монастырей и митрополии (Радонеж, Волок Ламский, Переяславль, Московские городские станы), показало, что старовотчинные земли, фиксируемые актами XV столетия, складываются не ранее середины XIV века. В более ранний период господствующей формой материального обеспечения боярства являлась передача в кормление волостей, которые реконструируются археологически как компактные расселенческие комплексы, складывавшиеся на протяжении второй половины XIII - первой половины XIV века.
Во второй половине XIII и в XIV веке, когда обширные водораздельные пространства стали доступными для освоения, земли стало больше, чем земледельцев. Это создало экономическую конъюнктуру, выгодную для последних. Представители княжеской власти (кормленщики), желающие привлечь на целинные земли крестьян, должны были обещать им выгодные условия («льготу»). Это не могло не изменить социальный климат, понижая заинтересованность в труде холопов и увеличивая перспективы труда свободных.
Во Франции и в Германии великое освоение водоразделов («взлет на холмы»), произошедшее несколько ранее (1050-1250-е годы), привело к значительному ослаблению сеньориальной зависимости крестьян, сложившейся в IX-X веках11. В Чехии и Польше освоение водоразделов пришлось на XIII век, когда общество, основанное на «служебной системе», уже испытывало влияние отношений, типичных для сеньориального феодализма.
В Северо-Восточной Руси начало внутренней колонизации пришлось на период 1250-1350-х годов, когда феодальное землевладение сеньориального типа еще не сформировалось на большей части территории, а общество, основанное на «служебной системе» и достаточно сильной княжеской власти, переживало расцвет. Это привело к тому, что «служебная система» получила мощный стимул для своего развития. Именно в рамках этого общества была выработана система освоения земель, которая почти без изменений просуществовала 300 лет и определила облик ландшафта, сохраняющегося до наших дней.
Понимание характера общества, существовавшего на русском Северо-Востоке от времени Александра Невского до Симеона Гордого, могло бы значительно продвинуть вперед изучение политических процессов и феноменов культуры той эпохи. Именно это общество и соответствовавшее ему конфедеративное устройство Русских земель (Великое Владимирское княжение, Новгород, отчасти Смоленск и Чернигов) стали фундаментом первого этапа объединительных успехов Москвы при Иване Калите и Симеоне Гордом.
В рамках этого общества протекал процесс сложения базовых элементов материальной культуры и некоторых весьма важных в плане понимания московской культуры традиций. Так, например, археологическое изучение малых монастырей Московского княжества позволило предположить, что так называемая монастырская колонизация, которая является ярчайшей церковной и культурной традицией Московской земли, зарождалась не без влияния обычаев православного населения раннемосковских волостей. Судя по всему, общество, в недрах которого сложилась раннемосковская культура, обладало большими адаптационными возможностями, которые позволили в эпоху митрополита Феогноста воспринять культурные традиции, идущие из Византии Палеологов.

Источник:
Чернов С.З. Взлет на холмы. Ранее московское общество и внутренняя колонизация
// Электронная библиотека РусАрх: htth: archaeology.ru
Археология.РУ – Открытая библиотека имени В.Е.Еременко
текст http://www.rusarch.ru/chernov6.htm


Комментарий модератора:
по новому раскрывает свои главные тезисы. "... когда водораздельные пространства стали доступными для освоения, земли стало больше, чем земледельцев", - идеально, точнее не скажешь! В одной строчке отражено изменение фундаментального плана, о котором мы, по-видимому, имеем еще довольно смутное представление. А ведь без него не было бы начала истории Русского государства ...

---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8462
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2456
Взлет на холмы Автор: Чернов С. З.
https://runivers.ru/lib/reader/144579/


РАННЕМОСКОВСКОЕ ОБЩЕСТВО И ВНУТРЕННЯЯ КОЛОНИЗАЦИЯ

После 1238 г. начинается совершенно другая эпоха в истории Северо-Восточной Руси. Материальная культура беднеет, упрощается, истончается, исчезают целые ремесленные традиции, вместе с курганным обрядом из поля зрения археологов (а отчасти и из быта самого населения) уходят - хотя этот процесс растянулся на столетие - многочисленные женские украшения, которые так характерны для Древней Руси. Парадоксально, но именно посреди этого разорения пробиваются первые ростки раннемосковской культуры.

Развитие Московских и сопредельных земель после монгольского нашествия протекало в сложных и не вполне еще уясненных наукой условиях. Формирование самобытных традиций хозяйственной жизни и обустройства земель, начавшееся в Московском крае во второй половины XIII в., проявилось вначале в изменении облика сельских территорий и лишь позднее, в опосредованном виде, - в городах.

Внутренняя колонизация признается всеми исследователями одним из ключевых явлений, определивших характерные черты общества и культуры Московской Руси. Однако механизмы процессов, которые были ею приведены в действие остаются во многом скрыты от нашего понимания.

Значительные возможности в этом плане открывают комплексные исследования исторических территорий. Сегодня они охватили северо-восток Московского княжества (волости Радонеж, Бели, Воря), Переяславское пограничье (волость Кинела), Волок Ламский, и древний домен московских князей в ближнем Подмосковье.

Установлено, что в результате нашествия и последовавшего за ним экономического спада было утрачено не менее половины поселений. Поселения, пришедшие им на смену, археологи долгое время просто не могли обнаружить.

С помощью корректируемых аэрофотосъемкой сплошных археологических разведок, результаты которых поверялись актами XV–XVI вв., писцовыми и межевыми книгами XVI–XVII в., картами Генерального межевания и устной микротопонимической традицией, удалось выявить практически всю сеть поселений, существовавших в период ее расцвета в XV–XVI вв.

Оказалось, что в XIII–XIV веках началось освоение водоразделов на тех участках, которые были удобны для распашки - чаще всего это южные склоны. Сами поселения вначале группировались вдоль небольших речек у подножья моренных возвышенностей, а затем начинали проникать на водораздел, удаляясь на 200–500 метров от рек и ручьев и поднимаясь на высоту до 40 м над уровнем открытых источников воды.

Система земледелия, получившая распространение в XIV–XV вв., позволяла использовать дерново-подзолистые почвы Клинско-Дмитровской гряды, более плодородные, чем почвы, сформировавшиеся на опесчаненных суглинках Приклязьминской равнины. Вместо речных террас, характерных для равнины, пришлось осваивать пологие склоны, а вместо плоских водоразделов - волнистую местность, расчлененную оврагами. Этим и следует объяснять появление поселений “на пологих холмах” (1).

Клинско-Дмитровская гряда, пересекающая Северное Подмосковье от Переяславля до Волоколамска, осваивалась чрезвычайно активно. В.О. Ключевский предполагал, что западные районы Волго-Окского междуречья осуществлялся отток населения из Суздальского Ополья. Это способствовало росту доходов и могущества переяславских, московских и тверских князей.

Экономическая основа внутренней колонизации состояла в новой технологии хозяйствования, которая вела к быстрому экономическому и демографическому подъему сельских территорий. Процесс этот охватил не только славянские страны, но всю Средневековую Европу. На Руси потенциал развития, накопленный в домонгольский период, был столь велик, что на протяжении XIII в., несмотря на последствия Батыева нашествия, эта пружина продолжала разжиматься, запустив процесс внутренней колонизации.

На землях бывшей Каролингской империи эта эпоха, известная в археологической литературе как “взлет на холмы”, охватила период с 1050 по 1250 г. и проявилась в беспрецедентном экономическом подъеме и демографическом взрыве. В Западной и Центральной Европе это совпало с установлением прямых торговых связей с Востоком и вывозом сукна, приносившим огромные прибыли. На Руси же он совпал с эпохой изоляции. Волжский и Днепровский пути, на которых выросло богатство Киевской Руси, утратили значение трансконтинентальной коммуникации. Нашествие монголов разорвало нити, связывавшие Русь с Болгарией, Кавказом, Византией и другими странами, образовывавшими восточнохристианскую цивилизацию.

Весьма интересно сопоставить расселенческую структуру на периферии и в центре Московского княжества (2). На средней Воре (в 50 км от Москвы) из 21 поселения общей площадью 10,8 га после Батыева нашествия 1238 г. перестало существовать 11 поселений или 63 процента площади домонгольских поселений. На протяжении второй половины XIII века было восстановлено 9 поселений и возникло 8 новых селений. В итоге общая селитебная площадь к концу века достигла 9,5 га или 88 % от площади поселений 1238 г.

Новые селища имеют отчетливые признаки селений на пологих холмах. Разрыв преемственности в развитии сельскохозяйственной инфраструктуры фиксируется отчетливо. В ряде случаев утрачивалось не только поселение, но и его угодья.

На верхней и средней Пехорке, в 20 км от Москвы, в первой трети XIII в. располагалось 13 поселений общей площадью 7,3 га. После 1238 г. перестало существовать лишь 3 поселения. На протяжении второй половины XIII в. восстановлено было 10 поселений и возникло 8 новых. Общая селитебная площадь к концу века достигла величины 8,3 га и составила 114% от площади поселений к 1238 г.

Характерны и результаты раскопок Института археологии РАН на Красной площади (1987–1994). Первые сооружения появляются в районе Исторического проезда около 1220-х гг., но сплошная застройка с наземными жилыми постройками и срубами-клетями, предназначенными для хранения имущества, складывается в середине XIII в. (дендрохронологические даты сруба 1 - 1248, 1251 гг.), то есть за 30 лет до того как Москва выделилась из состава Владимирского княжения и обратилась в удел кн. Даниила Александровича.

На окраинах Московского княжества демографический и экономический кризис XIII в. был глубже, а “культурный вызов” ощущался острее. Соответственно и “ответ” древнерусской культуры проявился здесь ярче - в более резком и глубоком изменении форм адаптации и в возникновении новых культурный и хозяйственных традиций, что в полной мере проявилось в XIV в. в феномене Радонежа.

РАДОНЕЖСКИЙ ЛАНДШАФТ В ЭПОХУ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ

Древнейшее ядро Радонежской волости складывается несколько позднее, в последней четверти XIII - начале XIV в. складывается и древнейшее ядро Радонежской волости. В духовных грамотах вел. кн. Ивана Калиты она упоминается как “Радонежьское” с одноименным “селом”, служившим, по всей видимости, ее центром. После раздела удела кн. Ульяны, в первой половине 1370-х годов, Радонежская волость вошла в удел кн. Владимира Андреевича Серпуховского, а в 1410–1426 гг. стала основой самостоятельного княжества. Все это способствовало сохранению и распространению здесь “черных” земель и волостной организации, известной по документам 1456 года.

На примере Радонежа хорошо видны особенности этапа внутренней колонизации, относящегося к 1330–1370-м годам. В этот период население осваивает моренную возвышенность, именовавшуюся еще в 1330-е годы “великим лесом”. Здесь возникают княжеские (волостные) села Киясовское, Клементьевское, Княже и относящиеся к ним деревни. “Житие Сергия Радонежского” донесло до нас ценное свидетельство о том, как в 1330-е годы протекало заселение “веси Радонежъ”. Великий князь, повествует агиограф, “наместника постави в ней Терентиа Ртища, и лготу людем многу дарова, и ослабу обещася тако же велику дати. Ея же ради лготы събрашася мнози” (3). Здесь ясно видна роль княжеской власти в развитии волостной общины на этом этапе колонизации.

В нашем распоряжении есть материал о поселениях, образовавших волость “Радонежьское” - тех самых селений, которые застал Варфоломей - будущий Сергий Радонежский, переселившийся с семьей из Ростова около 1337 г. (4)

Первое знакомство с этой группой памятников произошло в июле 1981 г, когда в полутора километрах к востоку от церкви села Радонеж (тогда село Городок), на берегу ручья Оржавец, при его впадении в Воздвиженский ручей, было обнаружено селище Лешково-2. Стало очевидным, что обнаружен памятник, относится к наиболее раннему пласту средневековых славянских древностей Радонежа. В 1984 г. были обнаружены синхронные селища: Голыгино-2 и Лешково-4, на которых была исследована наземная постройка. Первое из них располагалось в 2 км к юго-западу от Лешково-2, на междуречье р. Вори и р. Пажи, а второе - в 2 км к северо-востоку, близ вершины моренной возвышенности. Таким образом, были очерчены пределы распространения памятников данного хронологического этапа в окрестностях Радонежа.

На остальной части позднейшей Радонежской волости они не выявлены, поэтому перечисленные выше селища могут быть интерпретированы как селения великокняжеской волости “Радонежьское”. В 1985 г., выше Лешкова-2 по течению ручья Оржавец было обнаружено селище Лешково-9, а в 1994 г. - третье поселение на Оржавце - Лешково-8. Стало ясно, что ручей Оржавец является местом концентрации ранних радонежских поселений.

Почему же население сосредотачивалось не на Воре и даже не на Паже, а в полутора - двух километрах от нее? Ответ был найден благодаря палео-ландшафтным исследованиям. Оказалось, что этот район был привлекателен для древнего населения по целому ряду причин. Ручей Оржавец берет начало на южном склоне моренной возвышенности (отметки 195–220 над уровнем Балтийского моря), упоминаемой в летописи как “гора над Радонежем”. В его верховьях до наших дней сохранились выходы грунтовых вод, образующие ряд источников, которые, несомненно, использовались в древности.

Ботаническое обследование Е.Г. Ершовой позволило предположить, что на моренной возвышенности в XIV в. произрастали широколиственно-еловые леса на богатых почвах. Ландшафты моренной равнины, которые непосредственно прилегали к долине р. Пажи, были покрыты еловыми лесами, произраставшими на более бедных почвах. Таким образом наиболее вероятным объяснением концентрации ранних радонежских селищ близ ручья Оржавец можно считать удобство для земледелия почв моренной возвышенности, и особенно ее южного склона, который отличался ранним сроком готовности пашен к полевым работам (5). Другими факторами, привлекавшими сюда население, являлись: близость Переславской дороги, наличие источника воды и ландшафтное разнообразие местности, что могло создавать дополнительные хозяйственные возможности.

Серия находок, которая характеризует материальную культуру группы селищ на ручье Оржавец, позволяет сделать заключение о том, что первые радонежцы, начавшие в последней четверти XIII в. осваивать берега ручья Оржавец, принесли с собой древнерусские вещи и “курганную” керамическую традицию, которая в городах успела к тому времени уже трансформироваться, породив “серую” керамику.

Две находки, которые принадлежат к кругу древнерусских вещей, сложившихся под влиянием финно-угорских традиций, бросают свет на этнографические черты населения, положившего начало Радонежской волости. Это часть створки шумящего браслета-обруча с припаянными по его краям колечками которым первоначально были привешены шумящие украшения (браслеты, близкие лешковскому, найдены в вятических Серенске и Слободке) (6), и часть бронзовой шумящей подвески - примитивная и типологически поздняя реплика широко распространенных на древнерусских памятниках Волго-Окского междуречья шумящих подвесок.

Вскоре после появления первого поселения (Лешково-9) материальная культура населения Радонежской волости испытала на себе воздействие типично раннемосковских культурных и технологических импульсов (красноглиняной грубой керамики), а набор украшений из цветных металлов пополнился типичными образцами медного литья XIV в. (криноконечный крест-тельник).

АЛЛОД

Важно не упустить еще одну особенность расселения второй половины XIII–XIV вв.: ее рассредоточенный характер, постоянное возникновение все новых и новых малодворных деревень, группирующихся вокруг сел. Мы наблюдаем это и на Клинской гряде, где господствовало хлебопашество, и в Мещере, где жили бортники. Следовательно, за этой особенностью стоит не только хозяйственная необходимость, но и новые формы общественного устройства, которые удается реконструировать благодаря грамотам XV века.

На месте ранней Кинельской группы поселений акты Троицкого монастыря 1460–1480-е годов фиксируют волостную организацию. Волость наделяла “волостных людей” пустошами, на которых ставился крестьянский двор. Один такой двор, поставленный Шилом в начале XV в., был найден археологами. В 50 м от него обнаружились следы поселения, которое дало серию курганных и серых сосудов рубежа XIII–XIV в. Итак Шило получил участок, освоенный за сто лет до того, и остававшийся в ведении волости, которая функционировала как система распределения участков. В грамоте Дмитрия Донского чернецу Савве на монастырек у Медвежья озера (1381–1382 гг.) упоминается пять деревень великокняжеских бортников. Как показали сплошные разведки этого микрорайона, структура расселения, частью которой являются эти деревни (село Пехра и примыкавшие к ней малодворные селения) сложилась во второй половине XIII в. - первой половине XIV века. Есть основания предполагать, что волость как новая форма крестьянского землевладения и княжеская административно-податная единица возникла во второй половине XIII в., причем складывавшаяся рассредоточенная система расселения обусловливалась наделением «волостных людей» земельным участком-аллодом, который мог в ряде случаев передаваться по наследству.

ТАТАРСКОЕ ЧИСЛО

Первые признаки внутренней колонизации относятся к предмонгольскому времени. Следовательно, их истоки лежали во внутреннем развитии древнерусского общества. Тем не менее, необходимо задаться вопросом: оказало ли влияние на интересующие нас процессы монгольское владычество?

Нашествия 1237–1239 гг. и разорения последующих лет подорвали структуру расселения и расшатали общинные связи, существовавшие со времени славянского заселения края и оформившиеся в ходе окняжения середины - второй половины XII в. в систему погостов-округов. Лаврентьевская летопись так описывает последствия разорения 1238 г.: “и несть места, ни вси, ни селъ, тацехъ редко, идеже не воеваша на Суждальской земли, и взяша городовъ 14, опрочь слободъ и погостовъ” (7).

Можно предполагать, что разорение вело не только к физическому уничтожению населения, но и к “снятию” существующей традиции, регламентировавшей расселение, что создавало условия для формирования нового типа общинных связей.

Судя по археологическим данным, начальное развитие волостной общины пришлось на эпоху максимального усиления ордынского ига, когда в 1256–1257 гг. татары “изочтоша всю землю Суждалскую и Рязанскую и Моуромскую, и поставиша десятникы, сотникы, тысущникы, темникы” (8). В этот период была введена система, по которой сбор ордынского “выхода”, осуществлявшийся численниками и контролировавшийся баскаками, основывался на описаниях, проводившихся примерно через 20 лет (второе “число” 1275 г.).

Вероятно, при такой системе новые поселения, не вошедшие в описание, получали определенные льготы в выплате податей, что могло вести к их численному росту и закреплению в качестве единицы расселения. (В XVII веке огромное число брошенных в смуту малодворных селений не было восстановлено потому, что пашня “наездом” облагалась меньшими податями).

В условиях общего усиления княжеской власти в области поземельных отношений эти обстоятельства могли способствовать закреплению специфической формы землевладения и землепользования - волостной общины.

“СЛУЖЕБНАЯ СИСТЕМА”

Русское общество второй половины XIII - первой половины XIV века существенно отличалось от классического феодального общества сеньориального типа, которое документировано письменными источниками (и прежде всего актовым материалом) второй половины XIV - середины XV вв.

Детальное изучение феодального землевладения регионов, по которым сохранились комплексы актов монастырей и митрополии (Радонеж, Волок Ламский, Переяславль, Московские городские станы), показало что старовотчинные земли, фиксируемые актами XV в., складываются не ранее середины XIV в. (9) В более ранний период господствующей формой материального обеспечения боярства являлась передача в кормление волостей, которые реконструируются археологически как компактные расселенческие комплексы, складывавшиеся на протяжении второй половины XIII – первой половины XIV в. Эти выводы хорошо согласуются с выдвинутым Б.М. Флорей тезисом о значительной роли “служебной организации” в Польше, Чехии (XII–XIII вв.) и на Руси (XIII - первая половина XIV в.) (10)

Во второй половине XIII и XIV в., когда обширные водораздельные пространства стали доступными для освоения, земли стало больше, чем земледельцев. Это создало экономическую конъюнктуру, выгодную для последних. Представители княжеской власти (кормленщики), желающие привлечь на целинные земли крестьян, должны были обещать им выгодные условия (“льготу”). Это не могло не изменить социальный климат, понижая заинтересованность в труде холопов и увеличивая перспективы труда свободных.

Во Франции и Германии великое освоение водоразделов (“взлет на холмы”), произошедшее несколько ранее (1050–1250 гг.), привело к значительному ослаблению сеньориальной зависимости крестьян, сложившйеся в IX–X вв. (11) В Чехии и Польше освоение водоразделов пришлось на XIII в., когда общество, основанное на “служебной системе”, уже испытывало влияние отношений, типичных для сеньориального феодализма.

В Северо-Восточной Руси начало внутренней колонизации пришлось на период 1250–1350-х годов, когда феодальное землевладение сеньориального типа еще не сформировалось на большей части территории, а общество, основанное на “служебной системе” и достаточно сильной княжеской власти, переживало свой расцвет (12). Это привело к тому, что “служебная система” получила мощный стимул для своего развития. Ведь в рамках именно этого общества была выработана система освоения земель, которая почти без изменений просуществовала 300 лет и определила облик ландшафта, сохраняющегося до наших дней.

Понимание характера общества, существовавшего на русском Северо-Востоке от времени Александра Невского до Симеона Гордого, могло бы значительно продвинуть вперед изучение политических процессов и феноменов культуры той эпохи. Именно это общество и соответствовавшее ему конфедеративное устройство Русских земель (Великое Владимирское княжение, Новгород, отчасти Смоленск и Чернигов) стало фундаментом первого этапа объединительных успехов Москвы при Иване Калите и Симеоне Гордом.

В рамках этого общества протекал процесс сложения базовых элементов материальной культуры и некоторых весьма важных в плане понимания московской культуры традиций. Так, например археологическое изучение малых монастырей Московского княжества позволило предположить, что так называемая монастырская колонизация, которая является ярчайшей церковной и культурной традицией Московской земли, зародилась не без влияния обычаев православного населения раннемосковских волостей (13). Судя по всему, общество, в недрах которого сложилась раннемосковская культура, обладало большими адаптационными возможностями, которые позволили в эпоху митрополита Феогноста воспринять культурные традиции, идущие из Палеологовской Византии.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Подробнее: Чернов С.З. Археологические данные о внутренней колонизации Московского княжества XIII–XV вв. и происхождение волостной общины // Советская археология. 1991. № 1.

2. Подробнее см.: Чернов С.З. Сельское расселение в Московском княжестве второй половины XIII в: “традиционные” и “новационные” модели выхода из кризиса (по материалам археологических исследования 1990-х годов волостей Пехорка и Воря) // Русь в XIII веке. Древности темного времени

3. Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Чудотворца... (Сообщил архим. Леонид) // Памятники древней письменности и искусства. Т. 58. СПб., 1885. С. 34, 35.

4. Подробнее: Чернов С.З. Селища на ручье Оржавец у деревни Лешково и особенности материальной культуры Радонежской волости в последней четверти XIII - первой половине XIV в. // Археологические памятники Москвы и Подмосковья. В печати.

5. Низовцев В.А. Потенциальные агропроизводственные ресурсы земель Радонежа по данным карты восстановленных ландшафтов // Аграрные технологии в России IX–XX вв. XXV сессия симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. Тезисы докладов и сообщений. Арзамас, 10–13 сентября 1996 г. - М., 1996. С. 23-27.

6. Никольская Т.Н. Земля вятичей. К истории населения бассейна верхней и средней Оки в IX–XIII вв. М. 1981.

7. Лаврентьевская летопись // ПСРЛ. 1926-1928. Т. 1. Стлб. 464.

8. Рогожский летописец // ПСРЛ. 1922. Т. XV. Вып. 1.Стлб. 32.

9. Чернов С.З. Волок ламский в XIV - первой половине XVI в. структуры землевладения и формирование военно-служилой корпорации (Акты Московской Руси: Микрорегиональные исследования. Т. 1) / Ред. В.Л.Янин, В.Д.Назаров. М., 1998.

10. Флоря Б.Н. “Служебная организация” у восточных славян // Этносоциальная и политическая структура раннефеодальных славянских государств и народностей. М., 1987; Его же. “Служебная организация” и ее роль в развитии феодального общества у восточных и западных славян // Отечественная история. 1992, № 2. С. 56-74.

11. Блок М. Феодальное общество. М., 2003. С. 271

12. В Западной Европе подобная модель развития имела место во Фризии, на балтийском побережье германских земель, в Скандинавии и Ирландии.

13. Чернов С.З. Сельские монастыри XIV–XV вв. на Северо-Востоке Московского княжества по археологическим данным // Российская археология. 1996, №2.
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8462
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2456
КРЕСТЬЯНСКИЙ ДОМ В КУЛЬТУРЕ РУССКОГО СЕВЕРА
Пермиловская А.Б. Крестьянский дом в культуре Русского севера (XIX - начала XX века). Архангельск: Правда севера, 2005. — 312 с.: илл.
Крестьянский дом - один из наиболее знаковых и символически сложных элементов традиционной культуры.
В монографии рассматриваются высокая культурная значимость феномена крестьянского дома, проводится системный культорологический анализ дома XIX - нач. XX вв., определяется его место в социокультурном пространстве Русского Севера, анализируется строительная культура, семантика строительной обрядности и декоративного убранства.
В работе осуществлён комплексный анализ дома как пространства бытования человека, показана эволюция типов и архитектурные особенности крестьянского дома на материалах Каргополья, Онеги, Пинеги, Северной Двины, Поважья, Поморья.
Работа принадлежит к междисциплинарному исследованию, насыщенность книги конкретными примерами, собранными автором на протяжении более 20 лет в экспедициях по Русскому Северу, богатый иллюстрированный материал позволяют адресовать её не только научному сообществу (этнологам, этнолингвистам, фольклористам, культурологам, архитекторам, историкам, антропологам), но и всем тем, кто интересуется культурой Русского Севера


Комментарий модератора:
https://psv4.userapi.com/s/v1/...ulture.pdf


Прикрепленный файл: книга кр дом и пдф 2.jpgкнига Кр дом и пдф.jpg, 45006 байт
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8462
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2456
Подборка книг из серии «Традиция-текст-фольклор: типология и семиотика»:

1. Мелетинский Е.М. (ред.) Cтpyктура вoлшeбной cкaзки
2. Антонов Д.И. (ред.) - Сила взгляда. Глаза в мифологии и иконографии3. Христофорова О.Б. (сост.) Сны и видения в народной культуре. Мифологический, религиозно-мистический и культурно-психологический аспекты
4. Христофорова О.Б. (сост.) Пространство колдовства
5. Христофорова О. и др.(ред)«Осколки» в традиции
6. Белоусова Е.А.(сост) Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры
7. Бypлак С.и др.(сост.) Сваренный шаман, лживая рабыня и др: 3aдaчи по культурной антропологии
8.Дувакин Е.Н. (сост.) Запретное / Допускаемое / Предписанное в фольклоре
9. Неклюдов С.Ю. Поэтика эпического повествования: пространство и время
10. Неклюдов С.Ю. (отв. ред.) - Современный городской фольклор
11. Ахметова М.В. (сост.) - Современная российская мифология
12. Архипова А.С.* Штирлиц шел по коридору... Как мы придумываем анекдоты
* - властями РФ признана иностранным агентом

vk.com/wall-176520650_5748 - Подборка книг из серии «Памятники русского фольклора»
vk.com/wall-176520650_6162 - Подборка книг о фольклоре Русского Севера
vk.com/wall-176520650_4060 - Подборка книг по истории и антропологии материнства
vk.com/wall-176520650_6277 - Подборка книг о современном фольклоре
vk.com/wall-176520650_6205 - Подборка книг о детском фольклоре
vk.com/wall-176520650_5426 - Подборка книг о сне и сновидениях
Подборка книг по истории и антропологии колдовства:
vk.com/wall-176520650_4359
vk.com/wall-176520650_4444
vk.com/wall-176520650_4412 - Подборка книг об анекдотах
vk.com/wall-176520650_6716 - Подборка книг из серии «Фольклор и фольклористика»
Подборка книг из серии «Традиционная духовная культура славян»:
vk.com/wall-176520650_2148
vk.com/wall-176520650_2432
vk.com/wall-176520650_2996
vk.com/wall-176520650_3978
vk.com/wall-176520650_3773 - Подборка книг из серии «Ethnographica Petropolitana»
vk.com/wall-176520650_5531 Подборка книг из серии «Библиотека российского этнографа»
Книжные подборки
https://vk.com/public176520650

Прикрепленный файл: ВРЕМ КННИГИ.jpg
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8462
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2456
Вышла в свет новая книга уфимского краеведа-генеалога С.Д. Садовникова «И еще о предках», в основу которой вошли документы Объединённого государственного архива Оренбургской области. 📖
Сергей Дмитриевич Садовников – уфимский краевед-генеалог – потомок двадцати двух известных дворянских родов: Аксаковых, Карамзиных, Булгаковых, Тимашевых, Мансуровых, Эверсманов, сыгравших значительную роль в истории Оренбургского края. Автор более двух десятков изданных книг и полтора десятка статей, которые были опубликованы в сборниках различных научных конференций.
Новая книга состоит из трех разноплановых глав: в первой размещены не публиковавшиеся ранее фотографии личностей из родословной автора и документы о эпизодах из их жизни, с соответствующими комментариями; также показаны вновь выявленные семейные связи представителей многочисленных дворянских родов из родословной.
Во второй главе рассказывается о впечатлениях автора от поездок в 2024 году по местам бывших имений его предков на территории современного Саракташского района Оренбургской области - уже несуществующей деревни Базилево и сохранившегося села Новосёлки; а также о поселке Саракташ с величественным памятником предку автора - крестителю Руси Великому князю Владимиру Святославовичу, и грандиозным религиозным объектом - Свято-Троицкой обителью милосердия.
Третья глава - о трех книгах, совершенно разных по содержанию. В этих книгах представлены предки автора - в первой как близкие и добрые знакомые семьи Аксаковых; во второй - как известные жители дореволюционной Уфы; третья книга - впервые за 200 лет переведенный с немецкого языка научный труд Э.А. Эверсмана о экспедиции из Оренбурга в Бухару.
Новая книга содержит около полусотни иллюстраций: фотографий - из семейного архива и по результатам поездок, и документов - из семейного архива и архивов Уфы и Оренбурга. Тексты двух первых глав снабжены ссылками на архивные документы. Автор не видит необходимости предварять тексты глав подробными пояснениями о показанных личностях и их местах в своей родословной, полагая что большинство читателей уже знакомы с ними по предыдущим книгам; а для тех, кто не знаком или запамятовал - пусть эти личности будут просто предками автора, жителями Уфимской и Оренбургской губерний XIX- начала XX веков.
Книга будет интересна и увлекательна историкам и краеведам, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей Оренбургской губернии и страны в целом.
С электронным вариантом издания можно познакомиться в прикрепленном файле.
Источник: archive.orb.ru

Прикрепленный файл: И еще о предках.jpg
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8462
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2456
#книги
Доступен онлайн.

СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКАЯ («ЗИМНЯЯ») ВОЙНА 1939-1940 г.г.
Рекомендательный список литературы. 2024
https://pitlib.libraries.karelia.ru/files/4163.pdf


Список литературы «Советско-финляндская война, 1939-1940 гг.»
http://raatteentie.heninen.net/dokumentit/biblio.pdf


Авилкин А.М. Советско-финляндская война 1939-1940 гг. в отечественной историографии: Автореферат диссертации, канд.ист.наук : 07.00.09 Москва, 2010
https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_004614019/

Файл врем спл Фин 2.pdf, байт
Файл врем спл Фин 1.pdf, байт


Прикрепленный файл (врем спл Фин 1.pdf, 651396 байт)
Прикрепленный файл (врем спл Фин 2.pdf, 377453 байт)
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8462
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2456
Практическая ДНК-генеалогия для всех
Клёсов Анатолий Алексеевич

ДНК-генеалогия – наука, которую называют молекулярной историей. Она изучает скорости накопления мутаций в ДНК человека, используя подходы физической химии, или её раздела под названием «химическая кинетика». По многим обращениям читателей Анатолий Клёсов представляет учебник по расчётным методам ДНК-генеалогии и иллюстрациям их применения, поскольку разрушительная деятельность академических генетиков в этой области привела к массе недоразумений и путанице для людей, не являющихся специалистами в области биологических процессов. Помимо основного обучающего материала, в книге приведены конкретные примеры, разбирающие спорные исторические вопросы об ариях, русах и евреях, теории африканского происхождения человека, норманнской теории, причинах наличия гаплогруппы R1a у неславянских народов и др. Наглядно иллюстрируется ценность новой науки для изучения древнего мира и происхождения современного. ДНК-генеалогия проясняет происхождение некоторых насущных проблем человечества и помогает ответить на вопросы современной геополитики


https://konzeptual.ru/praktich...dlja-vseh/

Прикрепленный файл: 30aa34b3-c967-11e9-9109-f8fc0001afcf_0-540x860.jpg30aa34b3-c967-11e9-9109-f8fc0001afcf_1-540x860.png, 92847 байт30aa34b3-c967-11e9-9109-f8fc0001afcf_2-540x860.png, 116672 байт30aa34b3-c967-11e9-9109-f8fc0001afcf_3-540x860.png, 47110 байтКНИГИ по ИСТОРИИ СЛАВЯН И....jpg, 234490 байт
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8462
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2456
Антинорманизм: Наука против лжи
Фомин Вячеслав Васильевич

Какие загадки скрывает происхождение руси и варягов? Почему многовековая дискуссия между норманистами и антинорманистами до сих пор будоражит умы учёных? Какие идеологические и политические цели стоят за норманской версией российской истории? В предлагаемой книге излагается шведское начало норманской теории, её научное опровержение, положенное немецкими антинорманистами конца XVII – первой половины XVIII века. Детальный разбор ошибочно-ложных утверждений и фальсификаций норманистов (прежде всего археологов и лингвистов) сопровождается анализом всех известных на сегодня источников – письменных, археологических, нумизматических, антропологических, лингвистических, данных ДНК-генеалогии. Такой комплексный подход точно приводит к пониманию истинных истоков руси и варягов, не связанных со скандинавами. Издание рекомендуется специалистам, студентам, всем, чьё сердце и ум волнуют слова «Откуда есть пошла Русская земля», произнесённые далёким нашим предком – русским летописцем.
2 тома

Интересно!!???
https://konzeptual.ru/antinorm...z-2-tomov/

Прикрепленный файл: a2b635ea-a1d9-11ef-0a80-0ce60017d00f_0-540x860.jpga2b635ea-a1d9-11ef-0a80-0ce60017d00f_2-540x860.jpg, 108648 байтa2b635ea-a1d9-11ef-0a80-0ce60017d00f_3-540x860.jpg, 121113 байтa2b635ea-a1d9-11ef-0a80-0ce60017d00f_4-540x860.jpg, 94348 байтa2b635ea-a1d9-11ef-0a80-0ce60017d00f_6-540x860.jpg, 111505 байтa2b635ea-a1d9-11ef-0a80-0ce60017d00f_7-540x860.jpg, 76899 байт
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 8 9 10 Вперед →
Модератор: balabolka
Вверх ⇈