Старообрядцы и Раскольники Олонецкой земли
Старообрядцы и Раскольники Олонецкой земли
artemtver Тверь Сообщений: 418 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 173
| Наверх ##
6 января 2024 10:11 balabolka написал: [q] Тобольскую губернию много кто заселял.
А эти имена встречаются где.? Какой населенный пункт.
Так легче будет определить - старообрядцы или нет.
[/q]
Кстати, вместе с Труфановыми числятся по всем переписям Тайболины. А они уверяют, что с Поморья заселились. Может и мои от туда же. | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8416 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2446 | Наверх ##
6 января 2024 11:27 Верь, да проверь )): --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8416 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2446 | Наверх ##
8 февраля 2024 10:58 Очень понравилась статья Устьяновские старообрядцы Ефимовы (родословная моей бабушки) Скоро год, как я работаю над восстановлением родословной своей семьи. Все предыдущие мои изыскания относились к устьяновским Кадушкиным или другим большим родам деревни. Пришло время разобраться в восстановить семейные узы моей бабушки - Прасковьи Матвеевны, истинной старообрядки по вере, носившей в девичестве фамилию Ефимова. Все кто работал со старообрядцами понимает насколько это трудно, тем не менее в нашем случае получилось все довольно не сложно. Судите сами... Наша бабушка Прасковья Матвеевна Ефимова родилась в деревне Устьяново в старообрядческой семье в 1900 году. До начала исследования из моих воспоминаний и рассказов старшей сестры было известно, что у бабушки были две младшие сестры — Матрена Матвеевна Цулева и Ксения Матвеевна, фамилию которой мы не помнили. Также мы знали, что младший брат Афанасий Матвеевич Ефимов жил по соседству и в конце 60-х годов переехал в Егорьевск. Другой информации о родственниках бабушки не было. Восстановление родословной начал с изучения всех доступных источников. Одной из первых прочтённых книг, попавших мне в руки, было издание нашего земляка Михайлова С.С. «Старообрядческий Никольский храм в селении Устьяново. К 100-летию предполагаемого освящения (1917-2017)», Владимир 2016. Там я прочел такую фразу: «...в 1896 году устьяновские старообрядцы совершали богомоление в доме крестьянина Павла Терентьева Ефимова, который «...имеет для них значение общественной моленной...». Полный список крестьян, живущих в Устьянове и исповедующих как традиционное православие, так и старообрядчество, представлен в ревизской сказке за 1858 год. Мне повезло, надежда на то, что Павел Терентьев в конце XIX века уже довольно пожилой человек и может присутствовать в ревизской сказке 1858 года, оправдалась. В устьяновской ревизской сказке от 1858 года по 10 ревизии (ЦГАМ 51-8-655, стр 160 и сл.) нашелся Павел Терентьев (1827) и его братья: родной — Филат Терентьев (1820) и двоюродный - Матвей Сергеев (1824). Полностью семейство Ефимовых, живших в Устьянове в одном доме, на 1858 год выглядело так: вдовец Терентий Васильев (1792), его сыновья — Филат Терентьев (1820) и Павел Терентьев (1827), его племянник — Матвей Сергеев (1827), жена Филата Терентьева - Александра Макарова (1821), ее дети — сын Савелий Филатов (1841), дочери - Анна Филатова (1846), Евдокия Филатова (1849), Евдокия Филатова (1851), Анна Филатова (1854), Настасья Филатова (1856), Арина Филатова (1858), жена Павла Терентьева — Акулина Артемьева, ее дочери - Аграфена Павлова (1851), Анна Павлова (1853), Арина Павлова (1856), жена Матвея Сергеева — Екатерина Артемьева (1827), ее дети - сыновья Кирила Матвеев (1854), Гаврила Матвеев (1858), дочь Акулина Матвеева (1846). Вдовец Терентий Васильев, еще не так стар, живет с семьями своих сыновей и племянника. Большая семья, в добавок Павел и Сергей, весьма вероятно, женаты на сестрах. Внимание мое привлек Савелий Филатов (1841), как потенциальный дед моей бабушки. Продолжил поиски, следующий источник — Подворовая перепись селения Устьяново Беззубовской волости Богородского уезда за 1883 год (ЦГАМ 184-10-1738, стр 78). В этом первоисточнике указано, что в Устьянове проживает Филат Терентьев - 1 дом, 3 мужчин и 3 женщины, 2 грамотных, 2¾ надела земли, 1 лошадь и 2 коровы, 2 мелкого скота. Его родной брат Павел Терентьев живет отдельно (вероятно в Слободке) - 1 дом, 2 мужчин и 1 женщина, 2 грамотных, 2 надела земли, 1 корова и 1 коза. Этот источник ясности не добавил. Поиск в системе Яндекс Архив вывел на первую метрическую книгу старообрядческой общины Устьянова за 1914-15 годы. (ЦГАМ 2127-1-536, стр 140). В книге не найдено метрической записей о семье Матвея Ефимова, тем не менее, удалось установить, что один из членов Совета устьяновской старообрядческой общины имеет имя и отчество Матвей Савельев. С фамилией этого человека, такая история. Книга старообрядцев Устьянова за этот период немного отлична от традиционной метрической церковной книги царской России. Отличие заключается в том, что записи в книге ведут по очереди члены Совета общины. Итоги месяца подписывают все члены Совета общины. Обнаружен такой факт: часть членов Совета общины записывает Матвея Савельева с фамилией Шеров, другая часть с фамилией Ефимов. Матвей Савельев ставил свою витиеватую подпись в обоих случаях. На основе этого я делаю заключение: это наш прадед по бабушке — Матвей Савельев делает попытку сменить фамилию, но не все члены Совета устьяновской общины принимают этот факт. Попытка сменить фамилию у прадеда была неудачна. В декабре 1918 года Матвей Савельевич Ефимов участвует в волостном съезде по Беззубовской волости Богородского уезда на котором происходят выборы волостного руководства. Протокол собрания обнаружен в архиве города Орехово-Зуево (680-3-81, стр 7). Следующий источник помог найти всех остальных членов семьи Матвея Савельева Ефимова. Метрическая книга старообрядческой церкви села Устьяново Богородского уезда за 1909-1930 годы. Эти записи были обнаружены в архиве города Куровское (61-1-109). 18 января 1912 года. В семье Матвея Савельева и Анисьи Игнатьевой родился сын Афанасий. Восприемники Василий Матвеев и Евдокия Матвеева Эта запись позволила узнать имя жены Матвея Савельева Ефимова — Анисья Игнатова. Василий Матвеев и Евдокия Матвеева — родные брат и сестра нашей бабушки. 13 марта 1914 года. В семье Матвея Савельева и Анисьи Игнатьевны Ефимовых родился сын Савва. Восприемники Василий Матвеев и Прасковья Матвеевна Ефимовы. К сожалению Савва — один из последних сыновей прадеда не выжил, но эта запись является доказательством того, что наша бабушка родилась в семье Матвея Савельевича Ефимова. Всякая генеалогическое исследование начинается с воспоминаний, а заканчивается путешествием в прошлое. Кроме уже упомянутой выше ревизской сказки 1858 года, были использованы: ландратская перепись Гуслицкой волости 1716 года, предоставленная Дмитрием Максимовым, за что ему огромное спасибо, исповедные ведомости по деревне Устьяново за 1741, 1757, 1763, 1771, 1786, 1825, 1829, 1830, 1836, 1837, 1860. Тщательный анализ всех первоисточников позволил сделать заключение - моя бабушка Прасковья Матвеевна урожденная Ефимова является коренной жительницей Устьянова и ее предки - дворцовые крепостные крестьяне Гуслицкого волости XVII века. Ефимовы исповедовали старообрядчество до 1741 года, в период 1741-1828 предки придерживались традиционного православия, после 1828 года вернулись в ряды истинной веры. Я не буду утруждать читателя выписками из всех вышеперечисленных источников, а приведу лишь конечный результат в виде нисходящего генеалогического древа староверов Ефимовых из деревни Устьянова. Нашелся и родоначальник Ефимовых - Ефим Кирилов, живший при Петре Первом, и его родители - жители Устьянова середины XVII века. Устьяновские старообрядцы Ефимовы (родословная моей бабушки), изображение №1 Только познание прошлого позволит нам понять всю силу движения настоящего в будущее. Всем удачи! Все только начинается! АК Александр Кадушкин https://vk.com/@803293783-usty...ei-babushk --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | Лайк (3) |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8416 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2446 | Наверх ##
14 марта 2024 18:37 Cтарообрядцы Санкт-Петербурга и Ленинградской области в ХХ веке. Справочник - Санкт-Петербург: Археодоксия, 2023 - 365с.https://dvoeperstie.ru/staroob...-v-xx-vekeАрхивный справочник посвящен истории старообрядческих общин в Санкт-Петербурге и Ленинградской области -регионах значительного распространения этой конфессии, где ее традиции всегда отличались прочностью. В работе охвачен главным образом советский период — с 1917 по 1991 гг. в научный оборот вводятся новые архивные документы, прежде всего, за первые послереволюционные десятилетия. Архивный справочник посвящен истории старообрядческих общин в Санкт-Петербурге и Ленинградской области -регионах значительного распространения этой конфессии, где ее традиции всегда отличались прочностью. В работе охвачен главным образом советский период — с 1917 по 1991 гг. в научный оборот вводятся новые архивные документы, прежде всего, за первые послереволюционные десятилетия
 --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | Лайк (1) |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8416 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2446 | Наверх ##
25 марта 2024 14:52 31. Старообрядческая генеалогия Вчера Переходим к особенностям генеалогического поиска. Две неприятности уже описала в предыдущей статье: в переписных книгах второй половины 17-первой 18 веков сведений о старообрядцах нет; они отказались вести метрические книги. Но не все так безнадёжно. Стоит учитывать, что старообрядцами поголовно были уральские (бывшие яицкие) казаки, и они же составляли большинство среди донских (до 1860-х годов) и терских казаков, а казаков не охватывали общегосударственные переписи и ревизии. По казакам будет отдельная статья. И ещё старообрядцы всех толков до определенного времени не вели никаких записей актов гражданского состояния. Семья купцов-старообрядцев, Елец Теперь о плюсах. Самое простое, если ваш предок скрывал свою принадлежность к расколу. Купцы (старообрядцам было запрещено записываться в купечество), чиновники, казачьи офицеры и пр, чтобы избежать ущемлений в правах и по службе, официально числились в православии, в документах которого таких "лицемерных старообрядцев" и надо искать. В 1800, первыми из старообрядцев, начали вести метрические книги единоверцы. При малой численности, они подшивались после православных приходов, при большой могли быть отдельным томом. В 1844 г. православным приходам было указано вести особые ведомости о проживающих в приходах «раскольниках и сектантах» (отменено в 1866, а полицмейстерам завести особые книги для записи родившихся и умерших старообрядцев (не прижилось). В 1884 г – указ об обязательном ведении метрических книг для старообрядческих общин, которое возложили на полицейские управления (к сожаление, большинство игнорировало) В 1905 ведение МК передано в общины, в ведении полиции остались крайние беспоповские согласия и толки Наконец, если селение включало и православных и старообрядцев, смотрите исповедальные росписи. В них записаны все проживающие в приходе, у неправославных отмечено по какой причине не был на исповеди. Всё вышеперечисленное, при наличии, хранится в региональных архивах в фондах духовных консисторий и коллекциях метрических книг, городских и уездных полицейских управлений, иногда в фондах губернских и волостных правлений. К сожалению, шансы на МК невелики. Вероятнее найти старообрядцев в косвенных документах. Самым лакомым документом можно считать "Отчет благочинных о сектантах и раскольниках". В 1906-07 гг церковь провела перепись всех "отступников от веры". Подворная роспись с указанием возраста и семейных связей. Такая же была в 1831г. Хранятся в фондах консисторий региональных архивов. Дела об обнаружении раскольничьих сект. Практически каждый вновь прибывший священник обнаруживал не посещающих храм и рапортовал об обнаружении сектантов. Начиналось разбирательство, составлялись списки, со всех собирались расписки о том, что не будут принуждать к расколу православных (еще и почерк предка возможно увидите). Дела могут быть в фондах духовных консисторий, губернских правлений, канцелярий губернатора региональных архивов, есть коллекция МАМЮ подобных дел в РГАДА. В фондах уездных судов и расправ стоит поинтересоваться. Старообрядцев чаще других привлекали по малейшему поводу. В РГАДАФ. 1431 Оп. 1 4206 ед. хр. 1792 - 1916 "ДЕЛА МЕСТНЫХ СУДЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ О СТАРООБРЯДЦАХ И СЕКТАНТАХ" Всех старообрядцев в полном объеме охватили 2 переписи: Первая Всероссийская перепись населения 1897 года (к сожалению, переписные листы сохранились очень фрагментарно) и Всероссийская сельскохозяйственная перепись 1917 года. Хоронили старообрядцев отдельно, существуют не только специальные части православных кладбищ, но и отдельные старообрядческие погосты. Сейчас активно оцифровываются кладбища, в том числе и старообрядческие захоронения. Но писать имена стали совсем недавно, чаще всего вас встретит только крест с голубцом (крыша), остается надежда на устные рассказы. "Свой-чужой" после революции старообрядцев отнёс к "чужим". В процентном отношении до 80% репрессированных разной степени – старообрядцы. Ищем родню репрессированных и раскулаченных. Это дела заключенных и спецпоселенцев в ИЦ МВД областей, куда выселили, архивы ФСБ по месту применения репрессий или районных администраций по месту раскулачивания, фонды обл.прокуратуры в областных архивах. Книга Зеньковского С.А. в 2 томах "Русское старообрядчество" поможет приблизиться к теме. Современные старообрядческие согласия https://dzen.ru/a/ZgBZD44giF79L1QD
   --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | Лайк (2) |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8416 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2446 | Наверх ##
25 марта 2024 14:52 тарообрядческое согласие — группа объединений верующих, придерживающихся той или иной разновидности вероучительной и обрядовой практики. Обычно под согласием понимают крупное течение в старообрядчестве, в отличие от менее многочисленных подразделений — толков, хотя эти слова могут употребляться как синонимы (практика речевого употребления этих слов, как в старообрядческой среде, так и за её пределами, крайне противоречива). Согласия делятся на поповские (имеют священство) и безпоповские (основные таинства совершают наставники). К поповским согласиям относятся: Русская Православная старообрядческая Церковь (РПсЦ), Неокружники, Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ), Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии (ДЦХ БИ), Древлеправославная архиепископия, Единоверцы. К безпоповским согласиям относятся: Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ), Часовенное согласие (кержаки, стариковское согласие, николавские беспоповцы), Филипповское согласие, Нетовцы (Спасово согласие), Федосеевское согласие, Бегуны, или странники и другие. https://ruvera.ru/soglasiya --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | Лайк (1) |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8416 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2446 | Наверх ##
25 марта 2024 14:58 https://dzen.ru/a/ZAOL1jb8MwnOahktЧто такое старообрядчество и чем оно отличается от православия? 8 марта 2023 20K прочитали В предыдущей статье Что такое этноконфессиональные группы и чем они отличаются от других этнических общностей? ЭТНОиМИР - этнографические очерки и естественнонаучные экскурсы 25 февраля 2023 мы обзорно познакомились с этноконфессиональными группами в составе многих народов мира. В числе этноконфессиональных групп в составе русского народа, а также народа коми были упомянуты различные территориальные группы старообрядцев. Вот о них и о том, что собой представляет старообрядчество как одна из деноминаций халкидонского христианства (больше узнать о христианстве можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале): Авраамические религии: часть 2 - христианство. ЭТНОиМИР - этнографические очерки и естественнонаучные экскурсы 15 января 2023 - я и расскажу в этой статье. Патриарх Никон Итак, что же такое старообрядчество и как и когда оно возникло? Протопоп Аввакум А всё началось с т.н. церковной реформы, которую инициировал при поддержке царя Алексея Михайловича московский патриарх Никон. Она была проведена в период с 1651 г. по 1660 г. и заключалась в унификации, т.е. в приведении в соответствие богослужебной практики и текстов богослужебных книг Русской православной Церкви и старых греческих поместных православных Церквей - Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской, и Константинопольской. При этом догматика практически никак не была затронута и фактически осталась неизменной, если не считать некоторых незначительных изменений, внесённых никонианами в Символ веры (например: ~ стали писать имя Господа с двумя буквами "и" - Иисус, тогда как в старообрядческих текстах всегда писалось - Исус; ~ изменили фразу "Его же царствию несть конца" - на фразу "Его же царствию не будет конца"; ~ изменили фразу о Святом Духе: с "Господа истиннаго и животворящаго" - на "Господа животворящаго"; и внесли ещё несколько более мелких изменений, которые вообще не меняли смысл тех фраз, в которые они были внесены). Отличия крестного знамения А вот богослужебно-обрядовая сторона в ходе реформы претерпела гораздо больше изменений, а именно: ~ крещение стало совершаться как троекратным полным погружением в воду, так и обливанием водой (у старообрядцев же крещение совершалось только троекратным полным погружением в воду); ~ крестное знамение стало налагаться тремя пальцами, сложенными вместе - троеперстием (у старообрядцев - только двоеперстное крестное знамение); ~ в послереформенной православной Церкви стали использовать, кроме восьмиконечных, также шести- и четырёхконечные Распятия (в старообрядчестве используются только восьмиконечные); ~ в новом богослужебном обряде стали возможны сокращения и/или замены кафизм и стихир (в старообрядческом богослужении, которое проводится в соответствии с древнерусским "Типиконом", составленным на основе Иерусалимского богослужебного устава, все кафизмы, стихиры и канонные песнопения исполняются полностью); ~ в богослужебной практике послереформенной православной Церкви стали использовать акафисты (в старообрядчестве акафисты не используются, кроме одного-единственного - "Акафиста о Пресвятой Богородице"); ~ в послереформенной православной Церкви Великой Агиасмой (святой водой, освящённой по чину Великого освящения воды) считается вода, освящённая как в навечерие праздника Богоявления, так и в день самого праздника (в старообрядчестве Великой Агиасмой считается вода, освящённая только в навечерие праздника Богоявления); ~ в новообрядческой православной Церкви Крестный ход совершается противусолонь (т.е. против часовой стрелки), тогда как в старообрядчестве он совершается посолонь (т.е. по часовой стрелке); ~ в новообрядческом богослужении возглас "аллилуйя" произносится троекратно - "Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже" (т.н. "трегубое аллилуйя"), тогда как у старообрядцев он произносится дважды - "Аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже" (т.н. "сугубое аллилуйя"); ~ у новообрядцев делаются поклоны только двух видов - поясные и т.н. "метания" (земные); в старообрядчестве имеется четыре вида поклонов: - малый поклон; - поясной поклон; - метание (малый земной поклон); - проскинеза (великий земной поклон, или простирание); ~ никониане уменьшили количество просфор на проскомидии с изначальных 7 (семи) до 5 (пяти), тогда как у старообрядцев их количество осталось неизменным - 7 (семь) просфор; и т.д.. Старообрядческий нательный крест После проведения церковной реформы все, кто не принял нововведения и продолжал практиковать дореформенный богослужебный чин - были преданы анафеме и объявлены еретиками-раскольниками на Большом Московском соборе 1666 - 1667 гг. Старообрядцы стали подвергаться преследованиям на государственном уровне: в 1682 году произошла первая массовая казнь старообрядцев в Пустозёрске - были заживо сожжены в срубе четыре человека (протопоп Аввакум, священник Лазарь, диакон Феодор, инок Епифаний). В 1685 году был принят свод законов - т.н. "12 статей" - на основании которых органы государственной власти подвергали старообрядцев самым разнообразным преследованиям и мучениям - арестам, пыткам, тюремному заключению, ссылке в Сибирь, сожжению в срубах и т.д.. От подобных действий властей пострадали десятки тысяч старообрядцев. Позже, во время царствования Петра I, всех старообрядцев обязали стать на государственный учёт с тем, чтобы они являлись плательщиками налогов, которые взимались с них в двойном размере как с еретиков и раскольников. Старообрядцы были полностью поражены в правах: им запрещалось не только возводить новые церкви и часовни, но и ремонтировать старые, а также был введён запрет на печатание и издание любых старообрядческих богослужебных книг; им было запрещено звонить в колокола и устраивать крестные ходы, а также совершать любые требы вне церковных помещений - за все подобные действия нарушителям грозили каторга или ссылка. Власти не признавали церковных браков старообрядцев (в то время как религиозные браки католиков, миафизитов, несториан, протестантов, иудеев, мусульман и буддистов - признавались властями как законные), поэтому все дети, рождавшиеся в старообрядческих семьях, записывались как незаконнорожденные, с соответствующими для них последствиями в плане дальнейшего поражения в правах. Старообрядческое Распятие Такая полная невзгод и лишений жизнь старообрядцев продолжалась до начала XIX в., когда власти решили ослабить давление на них ввиду его нерезультативности, а также из-за того, что старообрядчество в лице богатых купцов и промышленников стало оказывать гораздо большее влияние на российскую государственную внутреннюю политику. Примерно к середине XIX века окончательно оформились также и все основные течения старообрядчества - поповство, беглопоповство и беспоповство, которые, в свою очередь, подразделяются на направления (согласия), а те, в свою очередь, подразделяются на ещё более мелкие деноминации - толки; детально о структуре старообрядчества я расскажу ниже. Проскинеза, или великий земной поклон С самого начала своего существования в качестве отдельной конфессии старообрядчество не было однородным. Этому способствовало много факторов - это и территориальная разобщённость разных групп людей, оставшихся верными старым обрядам; это и постоянные преследования со стороны властей, а также со стороны официальной Церкви, уход от которых отбирал много сил и средств у старообрядческих общин; это и различное понимание текущего момента, а также и разное видение будущего той или иной старообрядческой общины их руководителями, и т.д.. Также одной из главнейших причин организационно-административной и экклесиологической неоднородности старообрядчества стало отношение разных общин к проблеме отсутствия священства, которая (проблема) встала перед ними "во весь рост" с начала XVIII столетия, когда во всех староверческих общинах уже не оставалось практически ни одного священника "старого" рукоположения по причине их физической смерти - как естественной (от старости или болезни), так и насильственной (в результате преследования властями), а из епископов (епископы могут совершать таинство священства, т.е. хиротонисать (рукополагать) священников и диаконов) к старообрядцам никто не присоединился, кроме коломенского епископа Павла, которого за это и казнили; поэтому у старообрядческих общин не было никакой возможности участвовать в церковных таинствах, которые могут быть совершаемы только рукоположенными священниками (это такие таинства, как Евхаристия, миропомазание, елеосвящение/соборование, венчание/брак). Разные старообрядческие общины пытались решать эту проблему по-разному: частью общин было принято решение принимать к себе священников "нового поставления", т.е. священников, получивших хиротонию от епископов-никониан в РПЦ; другая часть староверческих общин посчитала неприемлемым принимать что бы то ни было от новообрядцев-никониан - начиная от таинства Крещения и заканчивая священнослужителями из новообрядцев. Поэтому вследствие воздействия всех вышеперечисленных факторов к началу XIX века организационная структура старообрядцев уже выглядела следующим образом: все старообрядцы подразделялись на две группы: 1. Поповцев; 2. Беспоповцев. В свою очередь, поповцы подразделялись на: Старинный старообрядческий Псалтырь Священноначалие А) поповцев-единоверцев/Новоблагословенного согласия (единоверие - это существование старообрядческих общин под юрисдикцией официальной Русской православной Церкви, которое основано на "11 статьях Единоверия" - документе, регулирующем такое существование; суть его заключается в том, что старообрядческие общины, сохраняя все свои богослужебно-обрядовые и административно-организационные особенности, де-юре являются частью РПЦ, которая хиротонисает (рукополагает) священников для единоверческих старообрядческих общин, используя старый обряд рукоположения; при этом единоверческие священники не могут преподавать таинства православным верующим-новообрядцам РПЦ; до 1917 года у единоверцев не было своего епископа, рукоположенного по старому обряду; единоверцы являются единственной деноминацией старообрядчества, которая имеет интеркоммунион (евхаристическое общение) с РПЦ); Рогожское кладбище поповцев Б) поповцев Белокриницкой иерархии/Белокриницкого согласия (это старообрядческие общины, которые с 1846 года получили каноническую трёхчинную церковную иерархию (епископы - пресвитеры (священники) - диаконы) после перехода в старообрядчество греческого православного епископа Амвросия (Папагеоргопулоса), который и основал Белокриницкую старообрядческую иерархию в старообрядческом монастыре села Белая Криница на Буковине (в то время эта территория входила в состав Австро-Венгерской империи; в настоящее время это территория Черновицкой области в составе Украины); за время своего нахождения во главе Белокриницкой иерархии епископ Амвросий рукоположил двух епископов, которые могли в дальнейшем рукополагать других епископов, а также иереев и диаконов; таким образом значительная часть старообрядческих общин Австро-Венгерской, Российской, Османской империй получила каноническую трёхчинную иерархию и постоянный доступ ко всем церковным таинствам); в настоящее время к Белокриницкому согласию относятся следующие старообрядческие деноминации: а) Древлеправославная старообрядческая Церковь Румынии с центром в г. Брэила, Румыния; возглавляется митрополитом Леонтием (Изотом); б) Русская православная старообрядческая Церковь (Белокриницкая иерархия) с центром в г. Москве, на Рогожском кладбище; возглавляется митрополитом Корнилием (Титовым); в) Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии с центром в г. Москве; Старообрядческое кладбище беспоповцев В) беглопоповцев Новозыбковской архиепископии/Новозыбковского согласия (это те старообрядческие общины, которые не приняли Белокриницкую иерархию, а продолжали практику приёма к себе священников "нового поставления" - перебежчиков из РПЦ; это продолжалось вплоть до 1923 года, когда в старообрядчество перешёл архиепископ Саратовский Никола (Позднев), который и возглавил новообразованную Русскую древлеправославную Церковь (РДЦ) и в дальнейшем рукоположил для неё все три чина канонической церковной иерархии); с 2002 года РДЦ возглавляется Патриархом, которым в настоящее время является Александр (Калинин); центром РДЦ является Покровский собор в Замоскворечье, г. Москва; ещё одной беглопоповской Церковью является Древлеправославная Церковь России с центром в г. Курске, предстоятелем которой в настоящее время является епископ Никодим (Елякин). Старинная староверческая икона Господа Иисуса Христа В отличие от поповцев, которые в общем и целом незначительно отличаются от православных нового обряда по догматам и основной обрядности богослужений, беспоповцы значительно отошли от православных нового обряда (как и от старообрядцев-поповцев) и в догматическом отношении, и в богослужебной практике. Причиной этих значительных отличий явилось то, что после того, как к началу XVIII в. ушли из жизни все священники "старого поставления", примерно треть всех старообрядческих общин приняли решение не принимать к себе священников-перебежчиков "нового поставления" из РПЦ по причине их убеждённости в том, что в мире после церковной реформы патриарха Никона - воцарился антихрист, а благодать апостольской преемственности, передающаяся посредством священнической хиротонии (рукоположения) - окончательно прервалась, и духовная иерархия прекратила своё существование. Состоявшиеся в 1694 г. и в 1696 г. в Новгороде духовные соборы беспоповцев оформили эти постулаты в виде учения о воцарении антихриста в мире и ненужности священства для спасения души. Следствием всего этого стало то, что для членов беспоповских старообрядческих общин стали недоступны все те церковные таинства, которые могут совершать только рукоположенные пресвитеры (иереи; священники), а именно: Евхаристия (причащение), миропомазание, елеосвящение (соборование), брак (венчание). Доступными остались лишь таинства, которые могут совершаться как священниками, так и мирянами: Крещение и покаяние. Руководили общинами беспоповцев наставники/уставщики, избираемые из числа благочестивых и духовно образованных мирян (их функции в общине старообрядцев-беспоповцев весьма похожи на функционал протестантских пасторов, мусульманских имамов и иудейских раввинов); также они вели церковные службы по т.н. "Поморскому уставу ведения служб мирянами" (например, вместо литургии согласно этому уставу служится обедница, за которой не причащаются, и во время которой опускаются все фразы, слова и возгласы, которые должен произносить священник). Что касается отношения к браку, то в среде беспоповцев сформировалось два противоположных взгляда на него, а именно: представители Поморского согласия (брачники) в течение XVIII столетия богословски обосновали возможность заключения бессвященнословного брака в условиях отсутствия священства, и выработали практический чин такого бракосочетания, который и был утверждён Выговским собором в 1798 году; представители же Федосеевского/Старопоморского согласия (безбрачники) - отвергли брак как концепцию и настаивали на безбрачии верующих, т.к. в условиях наступившего царства антихриста и в реалиях совершенной испорченности российского государства и официальной Церкви, поддавшихся власти антихриста - жить в браке и давать жизнь следующим поколениям - недопустимо; с течением времени взгляды на брачное сожительство у приверженцев Федосеевского согласия претерпели значительные изменения, и в настоящее время в их среде признаётся сожительство мужчины и женщины, засвидетельствованное простецом (выбранным для этой цели мирянином), хотя в консервативной части Федосеевского согласия состоящие в таких сожительствах мужчины не допускаются к исповеди, чтению Псалтыри и пению во время богослужения (всё это могут делать только не состоящие в сожительстве с женщинами верующие мужчины). В настоящее время беспоповцы подразделяются на несколько деноминаций: А) Древлеправославную поморскую Церковь/Поморское согласие с центром в Знаменском Соборном храме на Тверской в г. Санкт-Петербурге; Б) Древлеправославную старопоморскую Церковь/Федосеевское согласие с центром в г. Москве, на Преображенском кладбище. Имеются также мелкие незарегистрированные общины таких согласий, как Часовенное, Спасово, Аристово и др., число последователей которых немногочисленно, но точно неизвестно. Церковь Пресвятой Богородицы на Остоженке Ни поповцы, ни беспоповцы - не имеют евхаристического общения с православными Церквами; желающих перейти из православия в древлеправославие принимают в свой состав как еретиков второго чина через миропомазание и покаяние в ереси (так поступают деноминации поповцев), либо же как еретиков первого чина - через Крещение (так поступают беспоповцы). Единственной деноминацией, которая имеет интеркоммунион (евхаристическое общение) с РПЦ, является Единоверческое/Новоблагословенное согласие. Церковь Николы на Посаде в г. Коломне За время своего существования в качестве отдельной особой деноминации халкидонского православного христианства старообрядцы сформировали ряд локальных этноконфессиональных групп как на территории исторической Российской империи, так и за её пределами, например: бухтарминцы ("каменщики"), "поляки" - на Алтае; семейские - в Забайкалье; кержаки - на территории нынешней Нижегородской области РФ; поморы - на Русском Севере (побережье Белого и Баренцева морей, берега нижнего течения рек Печоры, Мезени, Северной Двины, Онеги и др.; липоване - на территории исторической области Добруджа (север черноморского побережья Болгарии и черноморское побережье Румынии до устья р. Дунай); уходцы (аральские уральцы) - берега нижнего течения реки Сырдарьи на территории нынешней Кызылординской области Казахстана; и др.. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы на Тверской, г. Санкт-Петербург Старообрядцы внесли большой вклад в развитие торговли, промышленности, культуры в Российской империи. Всем интересующимся историей РИ знакомы такие фамилии, как Морозовы, Рябушинские, Громовы, Гучковы, Коноваловы, Бурышкины, Прохоровы, Солдатенковы, Хлудовы, Третьяковы, Авксентьевы, Кушнарёвы, Марковы, Трындины, Мальцевы, Щукины, Красильщиковы - это фамилии купцов, промышленников и банкиров, принадлежавших к различным старообрядческим согласиям. Все они также занимались благотворительностью и меценатством на постоянной основе и в больших масштабах, вкладывая крупные средства в развитие социальной сферы - строили больницы, школы, ремесленные училища, богадельни, "народные дома" с библиотеками, и т.д.. При этом их финансово-экономический успех достигался не благодаря, а вопреки действиям государства, в котором старообрядцы жили и вели свою торгово-промышленную деятельность. Поразительная стойкость старообрядцев к ударам судьбы и верность своей вере не могут не вызывать заслуженного к ним уважения.
     --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | Лайк (1) |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8416 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2446 | Наверх ##
25 марта 2024 15:00 Любопытные обряды русских староверов 19 июня 2023 9,8K прочитали Моё почтение уважаемые дамы и господа, приветствую и путников зашедших на огонёк, меня зовут Александр Гримм, а это канал Гримуар - небольшое сообщество исследователей. Присоединяйтесь. Сегодня одна из моих любимых тем, об староверах или как ещё их называют старообрядцах. Для обывателей обычно даётся информация, что старообрядцы от современных православных отличаются тем ,что крестятся двумя перстами, пишут Исус вместо Иисус, да аллилуйя произносят 2 а не 3 раза. Но различия гораздо серьёзнее, о них обычно умалчивают. Здесь полное мировоззренческое отличие, они мир представляют совсем по-другому, они учатся по совсем другим книгам. Потому и ограничивают контакты с телевизором, интернетом и вообще с внешним миром, чтобы пропаганда не переписала их мировоззрение, которое они сохраняют веками. Некоторые моменты из их миропонимания мне известны, но если они сами об том молчат то и здесь было бы некорректно их излагать. Я предлагаю поговорить о более простых вещах об обрядах и традициях староверов. Единственное что замечу, что замена двухперстного крещения на трехпёрстное и двукратное алилуйя на трёхкратное - это явный подгон христианских обрядов к понятию Троицы. Ранее я писал что понятие Троицы даже вписывалось в Библию - что конечно грубое исправление. Про то почему правильно креститься двумя пальцами я писал здесь 1. Отдельная посуда для гостей Староверам было запрещено есть с одной посуды с гостями. Для чужих они держат либо особую посуду либо сразу эту посуду выкидывают, так как она считается нечистой. Вероятно это правила гигиены, потому как в отсутствии медицины один больной гость может заразить всю деревню. Также гостям давали отдельное ведро для умывания и руки с ними одной водой не мыли. Подобные меры должны были бы хорошо останавливать эпидемии которые раньше встречались часто. На ночь кстати закрывались все тарелки, горшки и ведра с водой, переворачивали тарелки вверх дном. Если вода ночь простояла открытой ей уж пользоваться было нельзя. И надо отметить что староверы действительно меньше болели во время эпидемий Быт староверов 2. Предмолитвенное омовение Если современные православные молятся или читают Библию не помыв руки. То старообрядцы всегда совершают ритуальное омовение перед молитвой или перед тем как взять священные книги в руки. Вообще в доме старовера всегда поддерживается максимальная чистота. И здесь дело уже не просто в гигиене. У нас принято считать что тело отдельно а дух отдельно, но вот чистота в доме и чистота в душе человека имеет самую прямую связь. Не может духовно чистый человек быть неопрятным или жить в грязи. Это прекрасно понимают в протестантизме. И даже в церемониальной магии есть такое понятие как чистота храма. К сожалению для православных это не обязательный пункт. 3. Особенности одежды Староверы не носят галстуков (иудина удавка) и не закатывают рукавов. Также вы вряд ли увидите старовера в шортах или с голым торсом. Современные староверы сейчас носят мирскую одежду, но обычно это штаны и рубашки, видел я старовера и в горке. Но есть и специальная молельная одежда которая стирается в первую очередь. Для мужчин это косоворотка на выпуск, портки и кафтан а у женщин это шикарные сарафаны. Вот я серьезно говорю, мне они очень нравятся, я хоть в моде не разбираюсь, но по-моему, это очень красиво - всегда разные, разноцветные. У женщин всегда закрыты руки и плечи. Одежда современных староверов 4. Поклоны в пол При молитве старообрядцы используют проскинезу - делают поклон в пол, лбом касаясь пола, в отличии от современных православных которые кланяются максимум в пояс. Для поклонов в пол у старообрядцев есть специальные молитвенные коврики - подручники на них кладутся руки и лоб во время молитвы чтобы землёй не осквернять контакт с Богом. Такое ощущение, что современные православные просто разленились молиться до пола) Любопытно что до 1666 года до реформы Никона подручниками пользовались все православные Руси и каждый приходил со своим. Маленький квадратный коврик чтобы ложить ладони и лицо 5. Особый крест Крест старовера всегда восьмиконечный - именно такой крест считается нашла мать императора Константина когда искала место казни Иисуса. Четырехконечный крест - это уже придумка католиков и латынян. Крест должен быть строго без распятия - ибо распятие то уже икона, а скрытая икона на груди языческий талисман. Да и вообще как-то не хорошо носить на груди орудие казни и момент мучений того, кому поклоняешься. Крест староверам нельзя снимать даже в бане. Наверху вместо IHЦI (Иисус Назорей Царь Иудейский) староверы всегда пишут "Царь Славы" некоторые подозревают что имеется в виду Царь Славян. Крест староверов 6. Что едят в пищу староверы Очень любопытная история у староверов с продуктами. Они стараются не употреблять пищу у чужаков - а по возможности производить всё сами. Но самое интересное, что они не употребляют в пищу продукты которые появились после 1666 года. А это чай, кофе, картофель табак и все современные магазинные продукты производящиеся на заводах. Но после Старообрядческого съезда 1909 года, чай и картофель всё таки разрешили, так как в Писании на них нет прямого запрета. Но кофе, табак и алкоголь разрешать не стали. Ибо Сатана и есть главный винодел. Но признаюсь, что в современных общинах староверов - делают вино собственного производства и пьют по воскресеньям в небольших количествах. Ну и конечно им нельзя посещать никаких кафе и ресторанов. И кстати староверы не завтракают, обычно у них есть только обед и ужин, что как по мне очень полезно для здоровья. А теперь, господа, вишенка на торте, почти всё вышеописанное ( кроме креста) подходит и мусульманам Они также не пьют с одной чашки с людьми другой веры, также омываются перед молитвой, мужчины не носят шорты, и женщины закрывают плечи носят платки, мужчины мусульмане так же как и староверы носят бороды (ибо Бог создал человека с бородой и негоже портить Божий образ). Даже молитвенный коврик у мусульман тоже есть чтобы делать земные поклоны. И есть халяльные продукты которые мусульманам разрешены. А вот например свинину ни мусульмане ни староверы не едят. Ну и стоит отметить традиционый уклад и высокую рождаемость как у староверов так и у мусульман. У меня нет сомнения, что когда-то мы все принадлежали одной вере, слишком уж много одинаковых совпадений и обрядов, а Аллах суть тот же Элохим, что создавал мир. Мы поклоняемся одному Богу просто немного по разному. Но кто-то пытается нас снова развести и разделить, создавая Расколы, снова рушит Вавилонскую башню. И нам очень повезло что остаются люди которые придерживаются старых традиций сохраняя потомственную связь С уважением Александр Гримм https://dzen.ru/a/ZI8_gmSgag-fu8Ax
 --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | Лайк (2) |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8416 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2446 | Rеплика: текст от 23.08. 2022. КЕРЖАЦКАЯ БАНЯ НА БУХТАРМЕ (НАБЛЮДЕНИЯ ЗА БЫТОМ СТАРООБРЯДЦЕВ. 1927 г.) К числу хозяйственных построек относятся бани, имеющие широкое распространение в кержацких деревнях. … В каждом селении обращает на себя внимание большое количество черных бань, разбросанных за усадьбами на берегу реки (Бухтармы, Белой) или ручья, большей частью на обрыве материкового берега, над галечными отложениями. В среднем можно считать, что около половина кержацких хозяйств имеют свои бани (так, например, в деревне Печах на 130 старожильческих хозяйств приходится 64 бани; новоселы в счет не идут, так как для них баня является большей частью непосильной роскошью). Обычно баня строится сейчас же за усадьбой хозяина. Она имеет вид небольшого сруба с плоской земляной крышей. Для постройки употребляется преимущественно пихтач (это более теплый лес, по мнению населения), бревна толщиной 19 - 25 см. Обычно сруб состоит из 10 венцов, рубленых в угол; нижний венец кладут на камни; … Обычный размер сруба снаружи: 4.5 на 4 или 3 м. Типичная баня не имеет предбанника, выход из бани—прямо наружу через низенькую одностворчатую дверь, открывающуюся наружу. Окно только одно, равное по величине и способу вырубки волоковому; устраивается большей частью внизу между третьим и четвертым венцом, или в стене с дверью, или в стене над лавкой; реже устраивают окно в противоположной входу стене над полком, высоко под потолком; в таком случае оно служит и для выхода дыма. Крыша устроена просто: параллельно стене с входной дверью врублена матка, на нее настлан потолок из горбылей, плоской стороной вниз и сверху засыпан землей. Баня, следовательно, низкая, и моющиеся чуть-чуть не задевают головой потолка, толстая же, выступающая вниз матка определенно мешает непривычному человеку. Пол обычно земляной, иногда на землю положено три — четыре половицы; бревна сруба внутри не стесаны. В правом от входа углу ставится печь—каменка, устьем обращенная влево; складывается она из каменных глыб, причем стенки ее кладутся либо из крупных галек, либо из глыб сланца; на них накладывается либо большая сланцевая плита, либо металлическое колесо от старой косилки, а сверху уже наваливается груда более мелкого камня. Ни заслонки, ни чего другого нет; дым из устья выходит в дверь, почему бревна над входом всегда закопчены; если окно устраивается внизу, то для выхода дыма прорубается еще под самым потолком небольшое отверстие в стене над полком. Воду греют в чугунах, вдвигая их в устье печи на раскаленные угли. Налево от двери идет низенькая лавка (сантиметров 30—35 высоты над землей); против входа во всю ширину бани устроен полок, представляющий собой помост из нескольких досок, шириной от 85 см до одного метра на стойках, высотой около 75 см. Перед полком—невысокая ступенька. Белых бань нет совершенно. Лишь летом 1927 г. впервые начал один из местных жителей в деревне Язовой ставить белую баню с глинобитной печью, что производило в деревне необыкновенную сенсацию. В печках не моются совершенно, и об этом и не слыхивали. Бани топят часто, в рабочее время иногда и несколько раз в неделю, чтобы попариться после работы, причем затапливают баню женщины, под вечер, идут же в баню большей частью уже после захода солнца всей семьей, мужчины, женщины и дети; берут с собой и грудных детей. Раздеваются снаружи, оставляя около бани всю свою одежду; взять в баню одежду для кержака невозможно, так как она тогда опоганится и опоганит надевшего ее; кержаки «в бани рубахи не затаскивают, она банница будет; там бесовщина, там только черти живут» —так подсмеиваются над кержаками переселенцы, Некоторые старики и старухи, идя в баню, даже крест оставляют снаружи с одеждой, чтобы не осквернить его. В связи с таким представлением о бане, в нее нельзя ничего брать с собой—ни ведра, ни чугуна—все это опоганится. В связи с этим же, напарившись и нахлестав себя вениками, из бани бегут, прикрывая себя вениками, окунуться в Бухтарму или Белую во всякое время года, если же река под льдом, то тут же на снегу обливаются водой. Потом здесь же, на снегу, одеваются. Мытья, в собственном смысле этого слова, нет совершенно. Также парят и грудных детей, которых обливают после в сенях теплой водой. Облиться или окунуться необходимо, чтобы смыть с себя всю погань, всю нечисть; если этого не сделать, кержак не может войти в моленную; «банному не дается молитва, не освящается». В то же время баня является первым средством при всякого рода простуде. Затем есть обычай женщину после родов сейчас же вести в баню, где ее парят, считая, что это укрепит ее и облегчит послеродовые страдания и уничтожит слабость; бывают случаи, что при этом роженица теряет сознание; иногда после этого лечения умирают. Выполняет баня и другое назначение. Так, где есть навес или предбанник, там нередко стоят мялки, и бабы мнут здесь лен. Источник: Бломквист Е.Э. Постройки бухтарминских старообрядцев// Бухтарминские старообрядцы. Л.: 1930. https://vk.com/wall-199313739_7854
 --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8416 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2446 | https://vk.com/wall-138529195_39014ИСЧЕЗНУВШИЕ ПАДЕЖИ РУССКОГО ЯЗЫКА В старину в русском языке использовалось 15 падежей. Из них на данный момент сохранились только 6, их изучают в школе. Остальные девять хоть и забыты, но их формы мы используем до сих пор, иногда даже не подозревая об этом, употребляя устойчивые выражения в нашей речи. 1. ЗВАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ К нему близки усечённые формы имён собственных («Людк, а, Людк!»), устаревшие формы религиозных и светских обращений («Не рыдай Мене, Мати»). По своему применению эти формы ближе к междометиям: это не субъект действия, а слово, использующееся для привлечения внимания, обращения, наряду с «Эй». От церковно-славянского звательного падежа нам остались слова боже, отче, наставниче, друже, жено, братие, господине, владыко, княже, старче, а также архаичное склонение имен – Амвросие, Пантелеймоне. Однако полностью звательный падеж не исчез, а трансформировался в ново-звательную форму. Сегодня к нему относятся сокращенные собственные имена, произносимые со звательной интонацией: мам, пап, дядь, теть Ань, Ванюш, Коль, Кать, Федь, Лен. Помимо того, в данном падеже могут употребляться два слова-исключения во множественном числе «девчат» и «ребят». 2. КОЛИЧЕСТВЕННО-ОТДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ Иначе он именуется как партитив, и указывает на количество предмета, а не на его принадлежность. Обозначает часть от целого или неопределенное количество чего-либо. Он похож на родительный падеж, но имеет отличия в окончании. Иногда его можно заменить родительным, но часто это звучит коряво. Например: выпить кефиру, съесть чесноку, напиться чаю, прибавить ходу, отлить бензину, огоньку не найдется?, задать жару. Сравните: вариант «задать жара» вместо «задать жару» режет слух, хотя по правилам должно было бы быть задать (что?) жа́ра. 3. ЖДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ Он же родительно-винительный падеж: ждать (кого? чего?) письма (не письмо), но ждать (кого? что?) маму. Попытаемся понять разницу между выражениями «ждать письма» и «ждать маму». Мы ждем доставки письма – письмо играет пассивную роль. Но когда мы ждем маму, мы знаем, что она идет к нам сама, ее роль активна. Если объект может влиять на собственное появление, то мы его ждем в форме винительного падежа (он будет «виноват», если опоздает), а если объект сам по себе ничего сделать не может, то мы его ждем уже в форме родительного. Поэтому ждать письма, посылки, весточки, зарплаты, но ждать маму, Ольгу, лису. (Сюда же: ждать у моря погоды (не погоду). 4. СЧЁТНЫЙ ПАДЕЖ Встречается в словосочетаниях с числительным: десять грамм, сто килобайт, пятнадцать минут Примечательно, что с цифрами от двух до четырех используется не счетный падеж, а остатки двойственного числа. Но ударение переходит с корня на окончание. Такую разновидность счетного падежа языковеды называют паукальной: два часа́ (сравним: не прошло и ча́са), сделать три шага́ (не ша́га). Отдельная группа - существительные, образованные от прилагательных. Нет (кого? чего?) мастерской, но две мастерских. Использование множественного числа тут не оправдывается тем, что мастерских две, ведь когда у нас два стула, мы говорим «два стула», а не «два стульев», множественное число используем лишь начиная с пяти. 5. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ Является разновидностью родительного падежа, в том смысле, что он отвечает на его же вопросы и указывает на некоторые из его функций. Применяется разделительный падеж для обозначения какой-либо части, взятой от целого предмета, определяет количество, а не принадлежность. Этот падеж не применяется к одушевленным предметам. Выпить кофейку - это разделительный падеж, как и съесть мёду, отсыпать малины (не «малину», поесть конфет (не «конфеты»). 6. ПРЕВРАТИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ Ещё один неизвестный многим падеж, но его формы мы используем по сей день: баллотируется в депутаты, не берут в жёны, годится в сыновья. Возьмем известное выражение «пойти в шофёры/космонавты/завхозы/депутаты». Существительные здесь отвечают на вопросы «превратить в кого? во что?» Возможно, эта форма призвана была обозначать не профессию, а группу лиц, занимающуюся профессией, как цеховое объединение. Является производным от винительного падежа (в кого? во что?). Если, анализируя фразу «таких не берут в космонавты», мы посчитаем, что «космонавты» – это множественное число, тогда нам надо поставить это слово в винительный падеж, получится, таких не берут в (кого? что?) космонавтов». Но так не говорят. Однако это и не именительный падеж по трем причинам: 1) перед «космонавтами» стоит предлог, которого не бывает у именительного падежа 2) слово «космонавты» не является подлежащим 3) слово «космонавты» в данном контексте не отвечает на вопросы именительного падежа (кто? что?) – не скажешь же «в кто он пошел?», только «в кого он пошел?». Следовательно, имеем отдельный падеж, который отвечает на вопросы винительного, но форма которого совпадает с формой именительного во множественном числе. 7. ЛИШИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ Используется с глаголами отрицания: -не знаем правды (гораздо реже говорят «не знаем правду») -не имеете права («не имеете право» – скажет только иностранец, и выдаст себя) -не пью вина и водки (тут уже равноправная форма: не пью водку) -не вожу машины (звучит архаично, но применяется) -ни шагу назад -не пью ни капли -не отдадим ни пяди земли -они не познают истины -не делать полезного дела -не видеть толку 8. МЕСТНЫЙ ПАДЕЖ (ЛОКАТИВ) Современный предложный падеж объединяет 2 функции – изъяснительную (говорить о ком/чём) и местную (находиться на ком/чём, где). У части слов эти формы совпадают (говорить о кухне, находиться в кухне), но у других это 2 разные формы (нос, лес, снег, год, рай). Например, можно говорить о снеге, но лежать можно только на снегу. Местный падеж отвечает на характеризующие вопросы где? на чём? при чём? и обязательно употребляется с предлогами «при», «в» и «на». В лесу (не в лесе), на шкафу (не на шкафе), при полку (не при полке), а также на Святой Руси, на белом свете, при долине, на свету (выгорает). Мы говорим о носе, но выходные у нас на носу, думаем о годе, но день рождения только раз в году. Гулять в лесе нельзя, но можно сколько угодно гулять в лесу. 9. ОТЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ Определяет исходную точку передвижения: и́з лесу, и́з дому. Существительное становится безударным: -Я и́з лесу вышел, был сильный мороз. -Ты тут без году неделя. Автор: Екатерина Белая #оРусскомЯзыке@det_literatura #статьи@det_literatura #школа@det_literatura --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | Лайк (1) |
|