ИМЕНИЯ Великолуцкий уездЛавров Иван Михайлович 1913, л.504 Великолуцкий уезд, ИМЕНИЯ, с.Говорова Новской вол, 2 ст. 193 дес, ...в аренде, пч. ст. Горки, ст. Ж.д. Маево
322Великолукский вестник : краеведческий альманах. N 2
https://lukigrad.ru/chitalnyj-...-vestnik-2 "Прошу перевезти мой прах в родовое имение
Говорово" (М. И. Лавров - один из основоположников морского воздухоплавания) / А. И. Сизов
... ...И если выдающаяся роль семьи Кирпичевых в становлении и развитии отечественного воздухоплавания относительно известна жителям
нашего края, то имя одного из самых первых испытателей отечественного военного морского воздухоплавания — Михаила Ивановича Лаврова
остается в полном забвении. Хотя основоположник боевого морского воздухоплавания имеет
самое непосредственное отношение к великолукско-новосокольнической земле.
...
Первое взаимодействие и использование воздушного аэростата Военного ведомства Балтийского флота России произошло осенью 1893
года. Тогда для поиска в Балтийском море погибшего броненосца «Русалка» (погиб весь экипаж —
183 человека) были привлечены офицеры и солдаты Учебного воздухоплавательного парка Санкт-Петербурга под командованием А.М. Кованько.Первые в истории отечественного морского флота специальные воздушные опыты были проведены в Севастополе в сентябре 1901 года. 8 ноября управляющий Морским министерством по докладу ученого отдела по результатам этих опытов объявил о «приисках (поисках) офицера Балтийского флота, желающего добровольно пройти курс обучения воздухоплавания».
Добровольцем стал наш земляк, лейтенант эскадренного броненосца «Победа»
Михаил Иванович Лавров. Он родился 10 июля (по старому
стилю) 1873 года в известной дворянской военнофлотской семье Лавровых, родовое имение которой находилось в селе Говорове Великолукского
уезда (сейчас Руновская волость Новосокольнического района). Отец
морского офицера Иван Михайлович Лавров (родился 28 марта 1840 года,
крещен в Покровской церкви города Великие Луки) имел блестящую военную карьеру, о которой необходим отдельный рассказ.
Высочайшим приказом от 3 января 1906 года он был уволен от службы с должности коменданта Кронштадтской крепости в чине адмирала.
По выходу в отставку адмирал И.М. Лавров вернулся на родину, в село Говорово Великолукского уезда. Здесь отставной крупный военачальник стал попечителем местной Настецкой земской школы. Как свидетельствуют архивные документы, он всемерно заботился о своих подопечных. Наряду с личными посещениями училища организовывал всевозможные благотворительные мероприятия для школьного коллектива, способствовавшие качественному обучению детей и их физическому здоровью. В частности, для опекаемых учеников на свои средства И.М. Лавров устраивал чаепития и другие мероприятия.
...К началу своей морской воздухоплавательной деятельности Михаил Лавров обладал основательной морской выучкой. В 1887 году он был
определен воспитанником в морское училище (впоследствии Санкт-Петербургский морской кадетский корпус). С переводом в 1891 году в младший
специальный класс у юноши начала исчисляться действительная морская военная служба.
В 1893 году он производится в гардемарины, а через год — в мичманы. После этого согласно циркуляра Главного морского штаба зачисляется в
9-й флотский экипаж. В 1895 году молодого военного моряка назначают исполнять должность командира роты флотского экипажа. Свое растущее военное мастерство Михаил Лавров подтвердил в состязательных стрельбах на Кронштадтском стрельбище среди моряков Балтики, заняв второе место в соревнованиях.
Крещение морем Михаил Лавров получил в 16-летнем возрасте, летом 1889 года. На корвете «Боярин» он совершает 91-дневное плавание по
Балтийскому морю и Финскому заливу. В последующем он плавает на фрегате-крейсере «Князь Пожарский», учебном судне «Скобелев», на эскадренных броненосцах «Петр Великий», «Наварин», «Гангут» в должности вахтенного офицера. Наконец, в 1896 году на «Наварине» молодой военный моряк надолго уходит в заграничное плавание — из Балтики во Владивосток по Средиземному морю.
Уже в роли вахтенного начальника в заграничных водах плавает на эскадренном броненосце «Сисой Великий». Во время этого похода Михаила Лаврова в апреле 1899 года производят в лейтенанты.
По прибытию из долгого заграничного морского похода лейтенант Лавров решает продолжить свое образование и
2 октября 1900 года
поступает слушателем артиллерийского офицерского класса.Романтическая склонность в характере нашего земляка сказалась и при выборе новой для морского ведомства специальности — морского
воздухоплавателя. На период прохождения курса в учебном воздухоплавательном парке Военного ведомства лейтенант М.И. Лавров циркуляром
Главного морского штаба 3 декабря 1901 года был прикомандирован к 14 флотскому экипажу. Следует иметь ввиду, что российский флот к тому времени значительно отставал от армии в развитии воздухоплавания. Поэтому обучению первых морских воздухоплавателей придавалась особая актуальность и значимость. И даже недостаточное выделение денежных ассигнований на проведение практических полетов не остудило порыва и энергии морского офицера Михаила Лаврова.
7 августа 1902 года лейтенант Лавров вместе с контр-адмиралом Вирениусом и полковником Кованько в Санкт-Петербурге совершает полет на воздушном шаре «Генерал Войновский» с двумя поднятыми флагами — Андреевским морским и воздухоплавательским. Согласно отчета о полете самого Михаила Лаврова он проходил на высоте 1200 метров при температуре воздуха 12°. Линия пролета составила 160 верст. При спуске сброшенный якорь попал в шлюпку финнов, стоявшую в камышах, сорвал ее с привязи и протащил полторы версты за 4 минуты. При волочении было сломано два забора. Остановка произошла за 2-3 сажени от изгороди деревни
Хейтола вследствие обессилившего шара от выпущенного из него газа и из-за того, что якорь, пробив днище шлюпки, в конце концов задержал движение шара.
Программу летних опытов 1902 года лейтенант Лавров выполнил успешно. Впервые были проведены многие операции с воздушными шарами на море: эвакуация людей с корабля на берег и обратно, наблюдение и корректировка стрельбы орудий военных кораблей и другое. 4 ноября 1902 года по окончании курсов воздухоплавательного дела при в
оздухоплавательном парке Военного ведомства М.И. Лавров удостаивается Знака учебно-воздухоплавательного парка.
В конце 1901 года командующий Тихоокеанской эскадрой настоятельно просил Морское министерство о снабжении эскадры Тихого океана воздушными шарами со специально обученным военным контингентом. Тем самым, планировалось создать в Порт-Артуре крепостное воздухоплавательное отделение, способное обслуживать потребности флота. Однако, своевременно это важное мероприятие осуществлено не было. Повсеместно ощущалось приближение военных событий на Дальнем Востоке, но крепость Порт-Артур оставалась без воздушных наблюдателей. Тем самым, время было упущено. Только в 1903 году лейтенант М.И. Лавров в Санкт-Петербурге получает назначение на должность командира первого на Тихом океане воздухоплавательного парка. 5 сентября началось комплектование и подготовка к отправке воздухоплавательного имущества для Порт-Артура.
Готовясь к новому месту службы, М.И. Лавров закончил в Санкт-Петербурге шитье оболочек аэростатов, газгольдеров—емкостей для хранения водорода, используемого при подъеме шара. 600 пудов снаряжения и материалов первоначально военные власти планировали отправить с воздухоплавательной командой на крейсере «Дмитрий Донской». Однако, из-за опасения порчи корпуса крейсера кислотой было решено всё имущество отправить транспортом «Манчжурия». В первый же день необъявленной войны с Россией 27 января 1904 года пароход захватили японцы. Так погибла материальная часть, предназначенная для будущего воздухоплавательного парка в Порт-Артуре, которым должен был командовать Михаил Лавров. Незадолго до отправки в Порт-Артур наш земляк в Севастополе 15 сентября 1903 года
женился на дочери покойного адмирала А.А. Попова 27-летней Варваре Андреевне. А вот воспользоваться в честь такого памятного события двухмесячным отпуском Михаил Иванович Лавров не
смог. По случаю своего назначения на Дальний Восток в Порт-Артур его отпуск был преждевременно прерван 3 ноября.
По прибытии на новое место службы Михаила Лаврова ждало непонятное равнодушие к организуемому воздухоплавательному парку со стороны командующего Тихоокеанским флотом. В своем письме от 29 июня 1904 года к начальнику Севастопольского воздухоплавательного парка лейтенанту М.Н. Большеву Михаил Лавров сообщал: «С 20 февраля — дня моего приезда в
Артур по 3-е апреля я имел гражданское мужество подать до 50-ти рапортов, докладных и служебных записок касательно необходимости организовать парк, но получал либо отказ, либо вовсе не мог разыскать своих бумаг ... Все ниже командующего
флотом были на стороне аэростатов, но он находил их детской забавой, и потому никто, конечно, не мог мне разрешить начать работу и помочь моему горю...
...И вот 1-го мая, благодаря контр-адмиралу Матусевичу мне разрешено начать организовывать Парк. Стоило только начальству разрешить, как все, кто прежде был на стороне аэростатов и от кого я стал зависеть в материальном отношении, начали тормозить дело. От порта, несмотря на полное сочувствие командира порта, я не мог получить обыкновенным путем положительно ничего, приходилось прибегать к обходным путям — совершенно незаконным...».
Вызывает удивление и восхищение, что и в таких невыносимо тяжелых условиях Михаил Лавров прилагал титанические усилия для организации воздухоплавательного парка в Порт-Артуре. Служащий КВЖД, затем Красного Креста Ю.В. Васильев по этому поводу в дневнике за 27 июня отмечал: «У Лаврова работа кипит, но вовсем ему приходится приспособляться, так как нельзя достать всего необходимого для его воздухоплавательного парка. Самый аэростат пришлось делать из цветной шелковой материи, которую он
скупил во всех магазинах, лишив дам возможности шить себе шелковые платья. Аэростат этот он назвал «Попугаем». В длинном бараке, где аэростат этот шьется, устроен громадный длинный стол и матросы с удовольствием и охотой сидят за работой. Лавров сумел их так заинтересовать работой, что они стараются друг перед другом выполнить хорошенько свой урок. Работают дружно, весело и отношения у них с Михаилом Ивановичем какие-то особенно сердечные, точно они все члены одной дружной семьи. Если кто провинится, Лавров его поставит под ружье, так и наказание-то как будто отбывает с удовольствием».
Работать команде воздухоплавателей иной раз приходилось круглосуточно, под непрерывным артиллерийским обстрелом со стороны японских войск. К сожалению, титанические труды лейтенанта М.И. Лаврова и его команды в силу сложившихся обстоятельств во многом оказались неиспользованными и напрасными. Однако в первом же разрешенном подъеме на шаре он смог рассмотреть за хребтом крупный лагерь неприятельского соединения. По сообщенным координатам наши броненосцы открыли по нему перекидной
огонь. После прямых попаданий японцы отошли. Осада Порт-Артура японцами продолжалась несколько месяцев. Наш земляк лейтенант Михаил Лавров на протяжении всего периода обороны проявлял чудеса отваги и героизма. Не случайно он был пожалован двух орденов святой Анны (4-ой и 3-ей степени). Начальник Квантунского укрепрайона генерал-майор А.М.Стессель в ходатайстве о награждении нашего земляка отмечал, что «лично был свидетелем необыкновенной отваги, с которой действовал лейтенант Лавров, подавая личный пример храбрости». За храбрость при отражении ночной атаки противника 14 марта 1904 года и за отличия в делах против неприятеля 27 сентября 1904 года он был удостоен указанных наград.
...Ряды обороняющих крепость Порт-Артур таяли. Особенно кровопролитными стали бои за один из главных объектов — за гору Высокую. В тяжелых оборонительных боях участвовала в полном составе и вся воздухоплавательная команда под командованием лейтенанта М.И. Лаврова. Матросы отличались особой сплоченностью и готовностью к самопожертвованию. Потери среди
воздухоплавателей, оборонявших Высокую, росли с каждым днем. Геройской смертью пал и наш земляк. 50
В 1909 году в Санкт-Петербурге была издана книга адъютанта 5-го Восточно-Сибирского стрелкового полка штабс-капитанаА.И. Костюшко «Ноябрьские бои на Высокой горе под Порт-Артуром», в которой достаточно подробно описаны последние минуты жизни М.И. Лаврова: «Днем 21-го [ноября] был смертельно ранен начальник воздухоплавательной команды лейтенант Лавров, при следующих обстоятельствах: на правой вершине от артиллерийского огня была большая убыль, для пополнения которой послана
была часть воздухоплавательной команды, с которой направился и лейтенант Лавров. Находившийся на горе генерал Ирман, не желая терять хорошего офицера без особой надобности, сказал:
— Вы можете не идти, я дам Вам другое назначение.
— Нет, — сказал Лавров, — куда пойдут мои ласточки, туда пойду и я! — И пошел вместе со своей командой.
В это время правую вершину японцы обстреливали из пулемета и изредка шрапнелью. Матросы быстро направились в указанный окоп и стали занимать места. Лейтенант Лавров, стоя во весь рост, что-то им объяснял. Вдруг перед ним метрах в 4-х разорвалась шрапнель, и он упал. Первые бросившиеся к нему матросы были убиты из пулемета, но другие всё-таки вынесли своего любимого начальника и доставили на перевязочный пункт. Весь пробитый пулями, как решето, лейтенант Лавров особенно страдал от раны в живот, двух ран в грудь, в обе ноги и в левую руку и просил врачей спасти ему жизнь. Когда его проносили мимо штаба 5-го
полка, он попросил вызвать генерала Кондратенко и просил его и окружающих взять у жандарма, бывшего на перевязочном пункте у Высокой горы, сданные им на сохранение ладанку и деньги: «Перешлите всё это моей жене и расскажите ей, что видели».
Умер М.И. Лавров в ночь с 22 на 23 ноября 1904 года.
Согласно сведений А. Емелина и Ю. Дружинина в архиве сохранилось завещание, в котором М.И. Лавров просил похоронить его в запаянном металлическом ящике на территории воздухоплавательного парка, чтобы жена или родственники могли после войны перевезти тело в родовое имение Говорово Великолукского уезда. Однако, остается невыясненным, была ли выполнена воля
покойного. Во всяком случае, следы могил Лавровых при погосте Настцы или бывшего села Говорово в настоящее время отсутствуют. Зато исторические документы навсегда сохранили память о существовании Михайло-Говоровского земского училища в Великолукском уезде в досоветское время. Не остается сомнения, что такое название оно получило после совершения бессмертного подвига воздухоплавателем Михаилом Ивановичем Лавровым. В январском номере журнала «Воздухоплаватель» за 1905 год в опубликованном некрологе отмечалось, что «Лавров был прямой, хороший честный малый, хороший русский солдат и хороший русский человек. Смерть скосила его, как и многих. На берегах далекого Океана почивает его прах. Удастся ли перевезти бренные останки молодого героя в Петербург или придется оставить их в отдаленном Квантуне, но память о М.И. Лаврове не умрет.
Семья военных воздухоплавателей всегда добром помянет имя своего товарища, чья беззаветная храбрость, чей живой почин вплетают неувядающий лавр в венок нового, недавнего на Руси, но большого дела завоевания человеком воздуха».
Возможно, прах нашего знаменитого земляка по-прежнему покоится на братском захоронении в китайском городе Люйшунь (бывший
Порт-Артур). В последнее время благодаря ходатайству наших соотечественников за рубежом и финансовой помощи отечественных предпринимателей делаются попытки обустроить его.
По нашей просьбе руководитель русской общины в Австралии Игорь Казимирович Савицкий при ближайшем посещении Люйшуня попытается установить наличие имени М.И. Лаврова в списке погребенных на братском захоронении.
В 2010 году при посещении Китая Президент РФ Д.А. Медведев от имени россиян возложил венки на могилу погибших российских
воинов на самом Дальнем Востоке в разные периоды истории. Тем самым, была отдана должная дань памяти и мужеству нашего земляка, ценой своей жизни до последнего защищавшего этот далекий оплот российской государственности начала XX столетия.
Характерно, что
брат Михаила Георгий Иванович Лавров (родился 23 июня 1889 г.) достойно продолжил его дело, став одним из первых российских морских летчиков, однокашник по морскому кадетскому корпусу и друг известного авиаконструктора Игоря Сикорского. Вместе с ним Г.И. Лавров в 1914 году совершил перелет из Санкт-Петербурга в Киев. Однако 12 мая 1917 года (по другим данным в 1916 году) Георгий Лавров погиб вместе с летным экипажем в результате диверсии.
...2 октября 2001 года общественностью Великих Лук на берегу реки Ловать был открыт памятный знак в честь достоинства и славы,
проявленных великолучанами-моряками на разных исторических этапах. Однако, по моему мнению, в таком виде он является несколько обезличенным. Настало время установить рядом со знаком таблички с указанием самых известных моряков-великолучан. В одной из служебных аттестаций лейтенанта русского флота Михаила Ивановича Лаврова указывалось: «Гордится званием моряка».
Источники и литература1. Российский государственный архив ВоенноМорского Флота (РГАВМФ) - ф. 417, оп.5, дд. 1315,1316.
2. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА) - Библиотека РГВИА, инв. 17563.
3. Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф. 21, on. 1, д. 16; ф. 39, оп. 2, д. 94; ф. 426,oп. 1, д. 10.
4. Белашев В.А. Морские воздухоплаватели России //журнал «Гангут», № 26, 2001, с. 48—62.
5. Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в России (июль 1914 —октябрь 1917). - 3 изд. М., «Машиностроитель», 1989, с. 149.
6. Забытые могилы. Памятники. Изд-во М.В. Зайцева. Харбин, 1938.
7. Емелин А., Дружинин. «Попугай» над ПортАртуром // Журнал «Воздухоплаватель», № 2, 2002,
https://ru.openlist.wiki/Speci...0%BE%D0%B2
Лавров Александр Петрович 1898 Псковская обл., Великолукский р-н, дер. Лукино
Лавров Алексей Михайлович 1880 г. Опочки
Лавров Владимир Михайлович 1870 Псковская обл., Опочецкий р-н, дер. Кротово - раскулачен/выслан
Лавров Николай Ларионович 1887 дер. Агачино Островского уезд Псковской губ.
?????
Лавров Алексей Павлович 1888 Калининская обл., Пушкиногорский р-н, с. Утрятки
Лавров Иван Павлович 1871 д. Утретки Пушкиногорского р-на Опочецкого окр. -06.03.1838
Лавров Алексей Парфенович 1894 Малмыжский уезд, дер. Ключевая
Лавров Григорий Иванович 1890 Воронежская обл., Хохольский р-н, с. Борщево
Лавров Семен Андреевич 1894 Воронежская обл., Хохольский р-н, с. Борщево
Лавров Серафим Иванович 1892 Починковский р-н, с. Шишадеево