Наверх ##
28 января 2008 23:42 В ОБД мой дед первый и восьмой в списке Гордеевых Дмитриев Михайловичей. Он числится пропавшим без вести. На донесении о безвозвратных потерях по 3 отдельной стрелковой бригаде написано карандашом дословно::"Полковнику Шавельскому(?). Н\с 3 бригады находив. на острове Эзель надо считать пропавшими без вести. Известно, что 3я бригада хорошо долгое время дралась и н\с этой бригады в н\в в составе действующей армии нет. 18.01.43. ген-майор Борисов"
В списках пропашших без вести 3осбр слегка так более 850 человек, даже те, кто был в плену и вернулся (Ершов, Елизаров, Ключников, Двойных и др.)
Елизаров в 70-х годах рассказывал маме (она уже пыталась найти отца):Нас взяли в плен почти у самого маяка. Л.М. - Как это было? Руки вверх, да? Елизаров - Да хоть руки вверх или вниз, а окружила нас разведка, когда мы начали пробираться к госпиталю. Нас было пятеро! (он (Елизаров), Ключников, Яцук, Гордеев и Балыков – Л.М). . 1-ый день нас вели до (не доходя) Курессааре на хутор, где был командный пункт. Это было 6 октября. В первую ночь (после плена) мы ночевали под открытым небом, было холодно, шел дождь. Потом нас погнали дальше и в Курессааре соединили с остальными военнопленными. Здесь произошел очень-очень неприятный случай. Соединили нас, распределили по рангам. Старшим офицерам велели выстроиться в колонну по3 (или по 5?), нас окружили цепью автоматчики, а впереди поставили пулемет. Думали - расстрел. И Ваш папа стоял там же. Стояли долго, потом опять велели сесть. Оказалось, это эстонцы требовали нашего расстрела, но немцы не согласились. Здесь вторую ночь мы провели в сарае, где хранилась когда-то наша мука. Немцы привезли солому. 3-ю ночь провели на берегу залива, в дощатом сарае, который сами когда-то строили. Немцы опять привезли соломы. Потом погрузили нас на баржи в трюм и повезли. Потом ехали до Валги на открытых платформах окруженные автоматчиками. Так мы и были впятером. В Валге холод, голод, я очень болел. И тем, что жив, я обязан Гордееву. Яцука в декабре расстреляли. Убили немца, на него пало подозрение, и он пытался бежать. В июне или даже в мае вызвали Ключникова, Гордеева и Харламова и перевели куда-то. Я сам лично провожал их до проволоки. Собирал в дорогу им немного хлеба. Ключников и Харламов вернулись, я думал, и Гордеев вернулся. Немцам нужны были артиллеристы. О Гордееве я больше не слышал. Но это был человек, которого уважали все. Недаром его начальство не демобилизовало, хотя он и плохо говорил."
А без вести пропавшим он числится по ОБД с августа 1941 года.
|