http://lidskij.ru/history/?id=...5486ffca03Конфликт магнатов из-за Лиды.В 1503- 06 гг. Лида оказалась в эпицентре политических событий польско - литвинского государства, которые имели весьма неприятные последствия. В 1501 г. великий князь литовский Александр дал Лидскую волость в держание
Юрию Ильиничу - зятю крупного магната Яна Юрьевича Заберезинского, а спустя два года, по просьбе и настоянию другого магната - князя Михаила Глинского, эту «державу» распорядился передать Андрею Александровичу Дрозду (Дрожчичу, Дрожжи) - двоюродному племяннику Глинских.
Младший из братьев - Михаил Глинский по прозвищу «Дородный» должности имел небольшие - дворный маршалок, наместник утенский и мерецкий, но власть огромную. Человеком он был выдающимся - образован, умен, искусен в военных делах, 12 лет провел в Западной Европе, побывал в Германии, Италии, Испании, воевал под знаменами саксонского герцога Альбрехта, был принят при дворе императора Максимиллиана 1. В Литву вернулся весной 1499 г. Своими рассказами о войнах в Западной Европе, открытии Колумбом Америки, «Тайной вечере» Леонардо да Винчи, итальянской архитектуре и литературе быстро затмил литовских панов и полностью овладел доверием Александра. Используя свое влияние М.Глинский активно продвигал по служебной лестнице братьев и родственников. Старший брат Иван, по прозвищу «Мамай», в 1501 г. становится земским хорунжим, в 1505 г - киевским воеводой. Средний брат- Василий, по прозвищу «Слепой», в 1501 г. назначается наместником василишским, в 1505 г. - наместником слонимским, а в 1506 г. - старостой берестейским. Рост могущества семейства Глинских возбудил в литовских магнатах сначала зависть, а затем и ненависть, между Глинскими и другими членами литовской Рады возникла плохо скрываемая вражда.
Изъятие Лиды у Ильинича и передача ее Дрозду вызвало всеобщее недовольство. Обиженный
Юрий Ильинич обратился с жалобой к Панам-Раде. Королю напомнили, что когда его избирали великим князем, он подписал привилегию, в которой оговаривалось, что он не имеет права без согласия Рады и без судебного разбирательства лишать кого-либо пожизненных владений и должностей. Тем самым он нарушает собственные обещания. Паны-Рада поддержали
Ю.Ильинича и приостановили введение А.Дрозда во владение Лидской волостью: «… а то тым обычаем: даст на причину князя Глинского Дрозду Лиду под Илиничом, пан Илинич втекся до панов-Рады Великого княства Литовского, напервей до князя Войтеха Табора-бискупа виленского, а до
Миколая Радивила, воеводы виленского, а до воеводы троцкого, пана Заберезинского, а до пана Станислава Яновича, старосты жомойтского, а до воеводы полоцкого пана Станислава Глебовича, а до пана
Станислава Петровича Кишки, наместника смоленского, и тые вси панове подлуг привилиа земского, што им король дал садечися на великое княжение, и Лиду не поступили Дрозду, простому человеку, а
Илинича при ней зоставили, бо на то бачили, иж в привилеи описано, иж никому не маетчты и враду отняти, только с гербом..» (ПСРЛ. Т.32. М.1975. С.170).
Король с негодованием отнесся к решению Панов-Рады:
Ян Заберезинский был лишен должности трокского воеводы, а «
Илинича старосту лидского приказал поймать и в тюрьму посадить, а панам-раде сказал: «Ко мне на глаза не появляться!» (там же). Будто бы Александр, по наущению Глинского, собирался некоторых членов Рады предать смерти, но паны предупрежденные польским канцлером Яном Ласким, в Берестейский замок не явились (С.Соловьев «История России»).
Магнатерия была возмущена. На Радомском сейме в апреле 1505 г. на короля посыпались упреки, особенно резко осудил его действия виленский епископ Войтех Табор. Он произнес перед шляхтой и королем речь, которую закончил плохо скрытым проклятием: «Боже, отомсти каждому, кто такое задумает...».
Напомню:
Ян Ю́рьевич Заберези́нский — полоцкий наместник (1484—1496), каштелян трокский (1492—1498), трокский воевода (1498—1505), великий маршалок литовский (1498—1508).
Ездил послом (дважды в 1492 и 1495 годах) великого князя литовского Александра к московскому князю Ивану III сватать дочь Ивана Елену. Был заклятым врагом князя Михаила Глинского, которым в феврале 1508 был убит в своем имении около Гродно. Женат на Ганне Насуте.
Его сын Ян был женат на Барбаре, дочери богатейшего магната Станислава Кезгайло.
Вымороченное после смерти Кезгайлов в 1492 г. имущество (в том числе соседствующие имения Камень и Волма Минского повета) король Казимир подарил Я.Ю.Заберезинскому. Его сыновья в 1522 г. основали в м. Камень костел.
Род Заберезинских пресёкся в 1545 году.