Klim2018 Сообщений: 29611 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 31632 | Наверх ##
10 июня 2022 22:00 SJOE, в частности, в выше упомянутой статье:
"... Всего у адмирала было три дочери и сын... Сын адмирала, Антоний Николаевич (в семейной переписке - Отя), появился на свет в Ревеле 29 июля 1888 г. 15 августа его крестили в Ревельской портовой Симеоновской церкви, при этом восприемниками стали брат отца коллежский асессор Антоний Оттович фон Эссен (1863 - 1919) и сестра матери девица Варвара Михайловна Васильева13. В 1904 г. он покинул реальное училище К. Мая и, идя по стопам отца, поступил в Морской кадетский корпус, который окончил в 1907 г. по успеваемости 27-м из 113, с общим средним баллом 10,46 по 12-балльной системе14. После учебного плавания корабельным гардемарином на линкоре «Цесаревич» (с 15 июня 1907 по 4 апреля 1908 г.), в ходе которого будущие офицеры приняли участие в спасении жителей разрушенной землетрясением Мессины, последовал долгожданный приказ о производстве в мичманы (13 апреля 1908 г.). Недолгая служба на учебном судне «Герцог Эдинбургский» (май - сентябрь) сменилась продолжительной на крейсере «Адмирал Макаров». За 4,5 года (с 6 октября 1908 по 3 августа 1913 г.) Антоний прошел путь от вахтенного офицера до старшего штурмана (с апреля 1910 г.), неоднократно участвовал в заграничных плаваниях. После окончания временных штурманских курсов при Главном гидрографическом управлении (1910—1911 гг.) он был зачислен в штурманские офицеры 2-го, а спустя несколько месяцев — 1-го разряда. 6 декабря 1911 г. по линии его произвели в лейтенанты. Период службы на «Адмирале Макарове» для Антония Николаевича был отмечен двумя важными событиями. 22 апреля 1912 г. он женился15. Радость вскоре несколько омрачилась неприятной историей. 3 июля 1912 г. лейтенант стал свидетелем недостойной выходки корабельного гардемарина А.Покровского, который, будучи в нетрезвом виде, в увеселительном саду Новая Горка (Ревель) оскорбил корпорацию офицеров Корпуса инженеров-механиков. Позже, когда Эссен доставлял буяна на корабль, тот непристойно высказался уже по адресу самого лейтенанта. Не найдя в себе сил сдержаться, Антоний Николаевич ударил обидчика по лицу, после чего был принужден достать револьвер, чтобы не получить сдачи. 30 октября 1912 г. Кронштадтским военно-морским судом был вынесен приговор, осуждавший фон Эссена на четыре, а Покровского на девять месяцев заключения. 26 ноября 1912 г. по ходатайству И.К.Григоровича император соблаговолил выпустить первого из Петропавловской крепости в день тезоименитства, 6 декабря, а второму снизить срок до пяти месяцев16. Эта «история» не сказалась ни на дальнейшей службе, ни на наградах - лейтенант был удостоен орденов Св. Станислава 3 ст. (6 декабря 1913 г.) и французского Почетного легиона кавалерского креста (1914 г.). Осенью 1913 г. А.Н. фон Эссен поступил в Николаевскую морскую академию, однако война не позволила закончить обучение. Во время выполнения в Севастополе практических академических работ он 16 июля 1914 г. получил распоряжение выехать в Петроград. Десять дней спустя Антоний устным распоряжением отца был возвращен на «Макаров», но служба на большом корабле, лишь иногда выходящем в дозор, ему претила. Когда осенью 1914 г. на Балтику пришли две первые британские подводные лодки, после длительных просьб отец согласился прикомандировать сына на одну из них — Е-9. Англичане отлично умели воевать, но совершенно не знали театра военных действий, а потому хороший штурман был им просто необходим. Прослужив на лодке более полутора лет (с 20 октября 1914 по 30 июня 1916 г.), Антоний участвовал во многих успешных боевых походах17, заслужил производство за отличие в старшие лейтенанты (10 апреля 1916 г.), был награжден Георгиевским оружием (17 августа 1915 г.), орденами Св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом (23 марта 1915 г.), Св. Анны 3 ст. с мечами и бантом (6 декабря 1916 г.) и английским Крестом за отлично усердную службу (1916 г.). Большой приобретенный офицером опыт позволил назначить его по совместительству наблюдающим за ремонтом английских подлодок (с июля 1915 г.), а позднее - флагманским штурманом штаба Дивизии подводных лодок Балтийского моря (с 20 июля 1915 по 2 февраля 1917 г.). Верхом его карьеры стало командование только что вступившей в строй подлодкой АГ - 14 (с 10 января 1917 г.)18. Несколько непродолжительных боевых походов (24 - 27 июня в Ботнический залив, 21 - 24 августа к Домеснесу и острову Руно в Рижском заливе, 29 - 31 августа к Усть - Двинску) не принесли успеха. 12 сентября 1917 г. лодка вышла на позицию к западу от Стейнорта. Предполагалось, что она вернется 20 сентября, однако более ее никто не видел. А.Н. фон Эссен был исключен из списков 24 октября 1917 г., вместе с ним погибли старший офицер лодки поручик по адмиралтейству М.Н.Субуров, мичманы А.Г.Соколовский, Ф.Ф.Бекер и 30 матросов19. У Антония Николаевича был единственный сын, Николай, родившийся 11 июля 1916 г. Известно, что он погиб во время Советско-финской войны 20.
13. РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 5. Д. 7336. Л. 2. 14. Там же. Ф. 757. Оп. 1. Д. 156. Л. 9. 15. Сведения о супруге А.Н. фон Эссена расходятся. В послужном списке А.Н. фон Эссена сказано, что он женился на «девице Татьяне Александровне Корнильевой, 21 года, дочери капитана 2 ранга», однако в списках русского флота того периода нет «подходящего отца». Уместно предположить, что супруга Антония Николаевича – дочь умершего капитана 2 ранга А.А.Корнильева (1864 – 1904), родившаяся 18 августа 1890 г. (РГАВМФ. Ф. 406. Оп. 9. Д. 1975. Л. 4 об.; Д. 4904. Л. 8 об.). И.Ф.Цветков называет другое отчество – Николаевна – и приводит даты жизни (1891 – 1942). В то же время потомки адмирала помнят ее как Наталью Александровну, урожденную фон Бок, и уточняют, что она была дочерью генерала. Этот вопрос требует дальнейшего исследования. 16. РГАВМФ. Ф. 407. Оп. 1. Д. 6073. Л. 1; Д. 6166. Л. 2– 5об. 17. Е – 9 под командованием Макса Хортона, будущего британского адмирала, повредила миноносец S – 148 (5 июня 1915 г.), потопила пароходы «Дора Хуго Стинес» (3000 т, 5 мая 1915 г.), «Пернамбуко» (4800 т, 18 октября 1915 г.), «Иоханнес Русс» (1750 т, 19 октября 1915 г.), «Далельфревен» (1050 т, 19 октября 1915 г.) (Русские подводные лодки. История создания и использования. 1834 – 1923 гг. Научно-исторический справочник. СПб., 1994. Т. 1. Ч. 1. С. 199). 18. РГАВМФ. Ф. 406. Оп. 9. Д. 4904. Л. 16. 19. Там же. Ф. 507. Оп. 1. Д. 92. Л. 104 – 105, 108. 20. Цветков И.Ф. Адмирал Н. О. фон Эссен. С. 188 --- Знания - сила |