Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

История прихода в селе Погребищи

Материалы к истории прихода в селе Погребищи Владимирского уезда. Никольская и Троицкая церкви. Духовенство.

    Вперед →Модератор: manager_mix
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 315
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 188
О приходе села Погребищи

Приходская церковь вплоть до 1917 года являлась духовной, культурной и основной административной точкой притяжения в округе. Именно поэтому следует обратить внимание на её историю. Первое дошедшее до нас упоминание церкви Николы Чудотворца в Погребищах относится к 1628 году.

В 1721 г. в делах патриаршего приказа сохранилась заметка о том, что из села Погребищи теплую церковь во имя Пресвятой Богородицы Владимирския велено перенести в г. Владимир на место погорелой Николаевской церкви. Из этой заметки видно, что в селе в то время было две церкви: холодная Николаевская и теплая Владимирская.

«Во время сильнаго пожара, бывшаго во Владимiре 1 октября 1719 года, Николо-Кремлевская церковь сгорела вместе съ теплою церковью. Въ 1721 году прихожанами прiобретена была въ селе Погребищахъ теплая церковь во имя Пресвятыя Богородицы Владимiрскiя и изъ нея во Владимiре построена была въ томъ же году, вероятно, также теплая церковь».

За 1746 г. снова встречается налоговая запись о Никольской церкви. Само село на некоторое время в официальных документах становится Никольским с припиской «Погребищи, Яслищи тож». При этом, в Государственном архиве Владимирской области сохранилось несколько ранних метрических книг Никольской церкви: за 1736-37 гг., 1747-48 гг. А с 1770-х метрические книги с небольшими пропусками сохранились вплоть до 1917 года. К сожалению, не весь их корпус на данных момент оцифрован, а доступ к бумажным оригиналам хоть и открыт, однако в силу временных затрат и некоторых бюрократических затруднений – исследовать в полной мере метрические книги пока трудно. Хотя в будущем, при должном упорстве, составить более полное представление о жизни прихода, священнослужителей и т.д. представляется вполне возможным.



«Церковь Николы чудотворца в селе Погребище дани четырнадцать алтын с денгою наместничих алтын тиунских и заезда четыре денги.

Марта в 26 день на нынешней на 7136 (1628) г. Те денги (?).

7164 (1656) г., а по новому дозору Семена Извольского положено дани рубль 19 алтын заезда гривна.

1710 г. Клековскаго стана в селе Погребищах при церкви Николая чуд. Поп Фома Марков.

1719 г. Сентября в день дана перехожая память по отписке из Володимера Рожественна монастыря архимандрита Генадия и по приходской заручной челобитной города Володимера соборному Успенскому бывшему попу Фоме Маркову в Волод. уезд в вотчину столника Ивана Иванова сына Панина в село Погребища к церкви Николая чуд. на место умершаго попа Саввы, пошлин 8 алтын 2 денги взяты.

1721 г. Марта 15 из села Погребищ теплую церковь во имя Пресв. Богородицы Влодимирския велено перенести в гор. Владимир на погорелое Николаевское церковное место.

1746 г. Церковь Николая чюдотворца в селе Погребищах рубль 97 копеек».



А вот ещё некоторые сведения из справочника Холмогорова:

«7144–7151 (1636–1643) и 7155 (1647) за вдовою Марфою Ивановскою женою Самарина с детьми Семеоном и Кирьяном в вотчине по государеве жалованной грамоте 7133 (1625) что дано мужа ее, а Семенову и Кирьянову отцу Ивану Семенову сыну Самарину за московское осадное сидение царя и великого князя Василья Ивановича всеа русии из ево ж помесья село Погребища на речке на Черной, а в нем церковь Николы чудотворца древяна клецки, а в церкви образы и книги и ризы и клепало и все церковное строенье вотчинниково и мирское, да в селе же во дворе поп Пров Макарьев, двор вотчин., 2 двора деловых людей, двор прикащика.

7186 (1678) за стряпчим за Кирьяном Ивановым Самариным.

1715 за стольниками: за Афонасьем, Львом Дмитриевичами Загряскими, да за Иваном Ивановичем Паниным».

Ссылки на источники:

Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 1–5]. Владимир: типо-лит. В.А. Паркова, 1893–1898. 5 т.; Вып.1: Владимир и Владимирский уезд / сост. В. Добронравов и В. Березин. 1893. С. 78.

Материалы для истории церквей Владимирской губернии. Выпуск 1. Отдел первый. Владимирская десятина жилых данных церквей 1628–1746 гг. Владимир. 1894. С. 132–133. Цитата не совсем точная, я для удобства расположил записи в хронологическом порядке.

Холмогоров В. И. Материалы для истории церквей Владимирской губернии. Вып. 6. Отд. 3. Для Владимирской, Гусской, Медужской и Ярополческой десятин Владимирского уезда. М., 1911. С. 15–16.

---
https://t.me/arch_bear - мой тг канал о генеалогических буднях
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 315
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 188
Материалы к истории духовенства Троицкой (Никольской) церкви в селе Погребищи:

1625-47? Пров Макарьев
1710 Фома Марков
1736-37, 47 Симеон Гаврилов. В 1736 метрические записи ведёт один человек, а в 1737 другой, и, похоже, судя по подписи, что это сам Симеон. Он склонен к архаичным лигатурам, к употреблению «отроковица» вместо «девка» и упоминанию старых, иногда уже умерших владельцев поместий. В 1747 почерк снова меняется, похож на первый.
1765-67 Дьячёк Семён Иванов (история о нём будет приведена ниже)
1770-73 Пётр Дмитриев и Степан Иванов. Дьяк – Иван Васильев, пономарь Алексей Дмитриев. В шапке одной из метрик упоминается некий священник Пётр Михайлов. Есть ощущение, что, во-первых, в метриках перепутаны листы, а кроме того, отчество Михайлов указано ошибочно. В 1778 снова будет Михайлов, хотя подпись стоит Дмитриева.
1777 -//-. «с причетники». Иван Васильев, Савва Иванов, Данила Иванов.
1779 -//-. «и дьякона Петра Дмитриева с причетники». Подписи в конце: двух священников, Петра Дмитриева (вероятно, дьякона-тёзки?) Ивана Васильева, Саввы Иванова, Данилы Иванова.
1780-83 -//-. те же + нрзб. Алексеев?
1789 Дьякон Добродеев Василий Егорович
1800 Иван Степанов, Семён Васильев. По исповедной росписи.
с 1814 Стефан Васильевич Простосердов
1839-49? Николай Иванович Оранский. Фамилия отца – Шумиловский.
1841 – 1851 Дьякон Фёдор Алексеевич Авроров
1861 Николай Фёдорович Лебедев (с 1858) и Василий Касаткин (1843-1863), ум. в 1863. Дьячки: Андрей Львов и Терентий Дмитриев, пономари Григорий Веселовский, Фёдор Богословский.
1864, 66 Николай Лебедев и Василий Предтеченский (1863-1876) ум. 26 августа 1896. Дьякон Андриан Нечаев. Дьячки: Кузьма Орлов, Терентий Дмитриев пономари Григорий Веселовский, Фёдор Богословский. В 1866 – причётник Преображенский
1867 -//-. Дьякон Фёдор Нечаев. Дьячки Иван Грамматин, Кузьма Орлов, пономарь Григорий Веселовский
1877 Одоранский Иосиф Иванович
1890 Николай Лебедев, затем Дмитрий Беляев Дьякон Алексей Нектаров. Псаломщик Кузьма Орлов
1891, 93-94 Дмитрий Беляев. -//-
1905 -//-. Дьякон Василий Смирнов. Псаломщик Кузьма Орлов
1923 Н.Н. Орлов. Дьякон П.П. Воскресенский и псаломщик С.К. Орлов.
1930-е Николай Смирнов. Репрессирован. 29.10.1929 арестован Пётр Кузьмич Орлов, «священник»
1996 – 2000 Михаил Морочев
2001 – 2002 Василий Николаевич Зимин. Из Вяткино
по н.в. Евгений Александрович Полищук
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 315
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 188
В книге В. Добронравова и В. Березина «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» говорится, что точного времени постройки каменной Троицкой церкви неизвестно (как и колокольни), и что в местных клировых ведомостях предполагают 1758 год. К сожалению, точного указания на источник авторы «Описания» не дают, и непонятно даже за какой год это были ведомости.

Такая датировка меня смущает по нескольким причинам. Во-первых, именно в 1758 году происходит, как я понимаю, основная купчая, имение переходит к новым хозяевам – Васильчиковым. Не покидает ощущение, что для обозначения хоть какой-то даты – выбрали ту, что совпадает с началом новой эпохи в управлении вотчиной. Во-вторых, в метрических книгах вплоть до 1800 года церковь методично записывается как Никольская (да и село часто именуется Никольским, хотя это общая по стране тенденция – называть сёла по церкви), и ровно с наступлением нового века она начинает писаться Троицкой.

При всём этом, чисто внешне на мой дилетантский глаз – архитектура Троицкой церкви в Погребищах похожа на ряд других церквей, как в Москве, так и, скажем в нынешнем Сусанино Костромской области, или, например, на церковь в усадьбе Васильчиковых в Лопасне (нынешний город Чехов). Все эти церкви датируются примерно последней третью XVII века, 1680-90 гг. В 1711 году, в Москве, в Лефортове был построен храм Петра и Павла, который так же визуально очень похож.

Как мы помним, в 1721 году из Погребищ забрали тёплую церковь, естественно предположить, что она была деревянной. Но какова была холодная? Этого мы наверняка не знаем, но и смысла держать холодную деревянную церковь как-то не очень много. А значит Никольская церковь в 1721 году скорее всего была каменной. Но большинство церквей со временем подвергались перестройкам, и даже переосвящение престолов было вполне обычной практикой. Соответственно, вероятна ситуация с расширением храма. Сейчас в Троицкой церкви два престола в тёплых пределах освящены в честь Николая Чудотворца и Знамения Пресвятой Богородицы. Таким образом, память о бывших здесь некогда церквах сохраняется.

Из всего вышеизложенного, я в качестве гипотезы выдвинул бы такую последовательность событий… Основной четверик строится ещё в конце XVII в., колокольня, возможно, тогда же. Следует отметить, что она расположена несимметрично относительно основного здания. Возможно, соединены они были позже. После передачи тёплой деревянной церкви во Владимир, нужно было как-то решить вопрос с зимним богослужением, может быть, после 1721 года решено было как раз устроить тёплый предел. Не совсем понятно, в связи с чем произошло переосвящение основного престола. Но произошло это примерно в период 1767 – 1800 гг. В 1822 году встал вопрос о более серьёзном расширении, и был устроен ещё один предел ( ГАВО. Ф.556. Оп. 108. Д.965. 22 ноября 1822 г. – 28 ноября 1822 г. Стол 2. О построении церкви с. Погребищ другого придела. Само дело, к сожалению, утрачено).
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 315
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 188
ПРО ДЬЯЧКА

№ 291 / 292. 28 Июля / 5 Декабря 1771 г.

По прошению дьячка Николаевской церкви села Никольского, Атюрево тож, Темниковской десятины, Владимирской епархии, Семена Иванова, с жалобою на Владимирскую консисторию, за чинимые ему притеснения.

Дьячок Иванов в прошении объяснял, что к Николаевской церкви села Никольского он определен и в стихарь посвящен в 1768 году преосвященным Владимирским Павлом, а в 1769 году Темниковским Духовным Правлением в поданных приходским священником Иваном Александровым росписях усмотрено, что новокрещенной мордвы Фомы Гаврилова сын Иван, по просьбе Александрова, венчан неправильных лет, в чужом приходе и чужим священником, обыск составлен по показанию свадебных поезжан, к коему и он руку приложил, полагая, что Александров знает, что жених правильных лет; между тем 24 Декабря он, Иванов, был взят в помянутое Духовное Правление, допрашиван о приложении к тому обыску руки, и хотя никакой винности за ним не оказалось, так как по справкам жениху было 15 лет, по проискам священника Александрова, по присланному из Консистории указу, безвременно он был выслан в Консисторию за караулом, куда прибыл в Январе 1770 г., и, яко сущий злодей, посажен в цепь и железа и сведен в тюрьму, в коей находился до 16 Апреля, а того числа паки взят в Консисторию, в которой, якобы за уклонение его от дьяческой должности и хождение безнуждное по городу Владимиру, был наказан плетьми, при собрании церковнослужителей, от какового наказания он немалое время был болен, а после того Консистория велела отослать его в Арзамасское Духовное Правление, куда было передано, для доследования, дело о помянутом браке; но он, опасаясь, чтобы и в том правлении, по таковым же от Консистории нападкам и проискам священника Александрова, не был оскорблен и изувечен, а напоследок безвинно лишен дьячковского места, бежал из-под караула в С.-Петербург, для испрошения у Св. Синода милостивого рассмотрения его дела.
Св. Синод 4 Августа постановил: «Владимирской Консистории из производившихся о просителе дел учиня, не продолжая более недели, экстракты, прислать к рассмотрению Св. Синода, немедленно». Указ послан 10 Августа, на месте получен 21, а 17 Сентября высланы экстракты. В экстрактах значится: проситель Иванов в 1765 г. определен дьячком и в стихарь посвящен в село Погребищи, Владимирского уезда; в 1767 году просил преосвященного Владимирского Павла, за скудостию приходской жизни, исключить его из церковного клира, для приписки в подушный оклад, ведомства Коллегии Экономии, к селу Павловскому, Суздальского уезда, за каковую просьбу, «что, будучи в стихарь посвященный и в клир определенный, дерзнул, вопреки свв. правил, отбывать церковной службы», по резолюции преосвященного, наказан держанием в Консистории чрез неделю в цепи, а потом при собрании церковников бит плетьми и отослан к прежней церкви; в 1768 году перемещен, согласно прошению, в село Атюрево, Владимирского уезда, наиболее хлебородное, где в 1769 году, распродав все хоромное строение и посеянный хлеб, 11 Июля, неведомо куда, бежал с женою без паспорта; 12 Октября того же года «усмотрен» во Владимире, взят в Консисторию, где показал, что оставил село Погребищи за скудостию и ушел во Владимир к тестю, у которого и жил, усматривая дьяконского или дьячковского не бедного места, после того 20 Октября подал в Консисторию прошение о возвращении его в село Погребищи дьячком, по-прежнему, но в той просьбе отказано, а за самовольное оставление прихода бит плетьми и обязан подпискою, «чтобы впредь таких отлучек не чинил»; в Январе 1770 г. в Темниковском Духовном Правлении началось дело о повенчании малолетних села Атюрева крестьянских детей: одного десяти лет и другого тринадцати, браки венчаны в чужих приходах, один в селе Новочадове приходским священником Василием Ивановым, другой — в селе Перевесье священником Димитрием Ивановым. Новочадовский священник объявил, что венчал по просьбе священника Александрова, о чем сообщил ему дьячок Семен Иванов, в чем Иванов и сознался, а священник Александров, «явясь собою в консисторию, показал, что дьячка Иванова с просьбою о повенчании малолетних не посылал», причем заявил подозрение на судящего протопопа Темниковского Духовного Правления, вследствие чего Консистория постановила: дело, для доследования, отослать в Арзамасское Духовное Правление, с прикосновенными к оному лицами; между тем дьячок Иванов, 3 Февраля отпущенный после допроса в Консистории к прежнему месту служения, в село Атюрево, в приход не явился, и оставался без дела во Владимире, где задержан 16 Апреля, бит в Консистории плетьми и отослан за караулом в означенное село, но с дороги 17 апреля бежал, «не ведомо куда», вследствие чего и дело остановилось.
Св. Синод, рассмотрев обстоятельства этого дела, по определению 29 Сентября, велел отпустить названного дьячка с паспортом во Владимирскую Консисторию, с подпискою, чтоб он непременно явился в Консисторию, а Консистории предписал: «оного дьячка отослать к производящемуся следствию, а ежели, по следствию, он виновным не окажется, то, дабы без пропитания не был, определить к прежнему месту». 5 Января 1771 г. Консистория донесла, что «дьячок Иванов, до коего никаковых по следствию касательств не оказалось, для бытия ему в селе Атюреве, по-прежнему, отослан 2 минувшего Декабря в Темниковское Духовное Правление, при промемории». Доношение, по надписи, сообщено к делу.

Россия. Синод. Архив.
Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего синода / [сост. Комис. для разбора и описания арх. Святейшего правительствующего синода]. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1868-1914. - 29 см.
Т. 50: 1770 г. - 1914. - VII, 1146, [1] с. : табл.
Лайк (1)
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 315
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 188
Во Владимире на Князь-Владимирском кладбище обнаружено захоронение: Веселовская Дарья Михайловна, вдова причетника села Погребищи Владимирского уезда. 7.08.1890, 67 лет (Овчинников Г.Д., «Владимирский городской некрополь». Владимир, 2011).

28 августа 1865 г. преподано благословение Его Преосвященства священнику с. Погребищи Владимирского уезда, Николаю Лебедеву, за ревностное и усердное прохождение должности.

В метрических книгах я случайно обнаружил момент смены Николая Лебедева новым священником (ГАВО. Ф. 590. Оп. 2. Д. 104. ЛЛ. 512 об. – 513. МК, свадьба священника Беляева, смена им Лебедева). В августе 1890 г. им стал зять Николая – Дмитрий Васильевич Беляев, женившийся двумя месяцами ранее на Ольге Николаевне Лебедевой.
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 315
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 188
Ниже приведу статью из книги В. Добронравова и В. Березина «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», в которой рассматривается история погребищенского прихода и немного самого села:

«Село Погребищи при речке Черной находится в 11 верстах к югу от Владимира и известно в народе под разными названиями: «Погребищи», «Никола-Яслищи», «Самара». Официальное название села «Погребищи». Эти названия отчасти объясняются преданием, что икона Николая Чудотворца являлась то в погребе (Погребищи), то в яслях (Яслищи). Название же Самара относят к имени помещика Самарина . Угольная Яма – оттого, что жители занимаются обжиганием угля.

С таким названием (Погребищи) оно известно с начала XVII столетия. В то время была здесь уже церковь во имя Николая Чудотворца. С этой церкви в 1628 году в Патриарший Казенный Приказ платилось дани 14 алтын с деньгою, наместничьих, тиунских и заезда 4 деньги, а в 1656 году дани – 19 алтын, заезда гривна. Судьба этой церкви совершенно неизвестна. Только под 1721 годом в делах Патриаршаго Приказа сохранилась заметка о том, что из села Погребищ теплую церковь во имя Пресвятой Богородицы Владимирския велено перенести в г. Владимир на место погорелой Николаевской церкви. Из этой заметки видно, что в селе Погребищах в то время было две церкви: холодная Николаевская и теплая Владимирская.

В настоящее время в Погребищах существует каменная церковь. Время построения ея с точностью неизвестно. В местных клировых ведомостях отнесено к 1758 году. Церковь эта пятиглавая. Кресты на главах четвероконечные с цепями, вверху их короны, а внизу – полумесяц. Колокольня соединена с церковью, время ее построения также неизвестно.

Престолов в церкви три: в холодной – во имя Пресвятой Троицы, в приделах теплых – во имя Святителя Николая и Знамения Пресвятыя Богородицы. Над престолом в Троицком храме на четырех колоннах с клеймами вверху и по бокам устроена сень. На этом престоле антиминс с следующею надписью: «повелением самодержавнейшей великой государыни императрицы Екатерины Алексеевны всея России и благословением Святаго Синода священнодействован преосвященным Павлом, епископом Владимирским и Муромским, в 1767 году».

Из Святых икон пользуется особенным уважением в приходе икона Николая Чудотворца, письма древняго, и икона Боголюбивой Божией Матери, написанная в 1848 году по случаю избавления от холеры.

Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1801 года, исповедныя росписи с 1829 года.

Земли при церкви: пахотной и сенокосной удобной и неудобной – 34 десятины 1229 кв. сажень.

Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Содержание причт получает: от служб и требоисправлений, хлебнаго сбора и земли; всего – около 1000 рублей в год. Дома у причта собственные на церковной земле.

Приход состоит из села Погребищ и деревень: Вяткина (2 версты от церкви), Байгуш (3 версты), Никулина (4 версты), Шепелева (5 верст), Вилок (6 верст), Аввакумова (6 верст), Баракова (4 версты), Проскуринской, Павловской (1 верста), Крестов, Высокова, Рязанова (2 версты), Дубровки и Ладоги (3 версты), в коих по клировым ведомостям числится 1189 душ мужескаго пола и 1233 – женскаго, в том числе раскольников – 13 душ.

В селе Погребищах имеется народное училище, помещается в общественном доме, содержится на средства Земства. Учащихся бывает ежегодно около 60 человек» .

В 1904 году была расширена трапезная и в храме проведено отопление.

Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 1–5]. Владимир: типо-лит. В.А. Паркова, 1893–1898. 5 т.; Вып.1: Владимир и Владимирский уезд / сост. В. Добронравов и В. Березин. 1893. С. 279–280.
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 315
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 188
В свою очередь, фамилия Самарин скорее всего связана с формой одежды. В словаре Даля даже стоит пометка «владимирское». Сама́ра «одежда с длинными полами», владим. (Даль). Через нидерл. sаmааr «длинная одежда», samare – то же из ст.-франц. сhаmаrrе, франц. simarre «платье со шлейфом», ит. zimarra, которое возводится к араб. sammûr «соболь» (М.-Любке 626; Фальк-Торп 948; Франк-Ван-Вейк 566). Того же происхождения польск. czamarka «вид одежды»; см. Брюкнер, стр. 72. – Т. Напротив, др.-русск. самаръ «мешок, седло» (в азбуковниках) – из ср.-греч. σαμάρι(ον ) от σαγμάριον, σάγμα «вьючное седло» (Мi. LР 818). Города Самары на тот момент ещё не было, только-только появилась крепость на реке Самаре. Но связь с этим гидронимом мне представляется менее вероятной.

Вероятно, деятельности по обжиганию угля особенно способствовала дочь Н.И. Васильчикова Екатерина Николаевна Гончарова. В её письмах фигурирует село Никольское, однако я не нашёл такого села на старых картах возле её имения в Яропольце, как мне кажется, речь идёт именно о Никольском-Погребищах, эти предположения требуют более глубокого изучения.
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 315
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 188
О перипетиях около Погребищенской церкви в советский период весьма подробную и полную ссылок на архивные источники заметку написал историк-краевед Ершов А.Л.:

«О закрытии храма в селе Погребищи. После революции 1917 г. верующие стали считаться не собственниками, а арендаторами храмов, причем нередко построенных ими самими или их предками, и должны были заключать с местными органами власти договоры аренды на эти храмы. Религиозная община в с. Погребищи была зарегистрирована 22 декабря 1923 г. Служили в храме священник Н.Н. Орлов, дьякон П.П. Воскресенский и псаломщик С.К. Орлов. При церкви были каменная сторожка и деревянный сарай. На колокольне висело 5 колоколов, кроме того, были еще большой и малый разбитые колокола и колокол без языка. В 1922 г. из храма изъяли сосуд, потир, дискос, звездицу, лжицу, крест и дарохранительницу из 4 частей в помощь голодающим Поволжья .

До 1924 г. село являлось волостным центром, после, до 1954 г. было центром сельсовета.

В июне 1929 г. в селе оформилась ячейка СВБ (Союза воинствующих безбожников) из 15 человек (один вскоре утонул), поставившая целью перенаправить на сельское хозяйство средства, идущие на церковь. Правда, как сами они потом вспоминали, работать было сложно, так как «даже молодежь была религиозной». Тем не менее, уже 19 августа в д. Вяткино создается колхоз «Безбожник» из 8 хозяйств. Ячейка СВБ росла, создалась ячейка СВБ при школе, и перед Днем Октябрьской революции безбожники заняли церковную сторожку под клуб. Верующие (И. Рыжов) пытались через рай- и окрисполком не допустить изъятия, но безрезультатно. В январе 1930 г. ячейки СВБ появились в Высокове и Бараках, шла речь о прекращении колокольного звона (продать колокола и получить трактор) и закрытии церкви под медпункт. Верующие не молчали: не пускали детей в ячейки «Юного безбожника», молодежь д. Проскуринской отказалась посещать клуб, наблюдались попытки срыва антирелигиозных лекций. В феврале был арестован священник (вероятно, Н.Н. Смирнов), обвинялся в связи с баптистами (!) и в ведении эксплуататорского хозяйства. Как позднее вспоминали безбожники, «после раскулачивания – стало потише» .

По данным на 1936 г., в сторожке помещалась неполная средняя школа, церковь действовала, колокола весом 6,5 т. на колокольне висели. По данным на 1939 г., церковь действовала, но колокола были сняты . Официально храм был закрыт в 1941 г. , но фактически мог перестать действовать раньше, возможно, с 1938 г.

21 июня 1944 г. верующие Погребищенского и Злобинского сельсоветов (60 человек) ходатайствовали перед Владимирским райисполкомом об открытии храма, чтобы «в пер[е]живаемое тяжелое время помолиться за своих детей, мужей и братьев». Райисполком к 2 сентября собрал следующие сведения о храме: «Здание Погребищенской церкви находится в удовлетворительном состоянии. Вся церковная утварь из церкви вывезена и реализована финансовыми органами, поэтому внутренний вид церкви потерял вид молитвенного здания, за исключением живописей на стенах. Здание церкви используется колхозом под зерносклады. Названная церковь по решению исполнительного комитета райсовета была закрыта в 1941 г. и передана РайФО, а последний продал ее Погребищенскому колхозу.

Функционирующих церквей во Владимирском районе имеется две и намечена к открытию третья церковь (Николопольская). Расстояние от селений Погребищенского сельсовета до функционирующей церкви – Воскресенской (Лукинский сельсовет) – 8 км, от селений Злобинского сельсовета до этой же церкви – 10–12 км, до собора г. Владимира – 10 км». На этом основании Ивановский облисполком отказал верующим в открытии церкви .

По данным на 1962 г., в храме был склад, по данным на 1973 г., здание храма не использовалось, предполагалось к использованию под склад, на учете как памятник архитектуры состояло».

ГАВО. Ф. Р-307. Оп. 2. Д. 353. Л. 4 - 8 (об). 57
Поспелов В. Антирелигиозная работа в деревне (с. Погребищи, Владимирского района) // Наше хозяйство, (Владимир). 1930. № 9–10. С. 33 – 37; Призыв (Владимир). 1930. 12 января. С. 4.
ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 1. Д. 16. Л. 51. Там же. Д. 236. Л. 3.
ГАВО. Ф. Р-632. Оп. 8. Д. 6. Л. 6.
ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 1. Д. 236. Л. 4 –1.
ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 330. Л. 72; ГАВО. Ф. Р-632. Оп. 8. Д. 6. Л. 6.
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 315
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 188
Калюжная О.В. приводит в своей диссертации «Антирелигиозная политика в 1918-1925 гг. во Владимирской губернии (по материалам периодической печати)» такое упоминание Погребищ: “Рост значимости газеты «Безбожник» отражен в публикации Сергея Глинского . Он описал прогрессивную избу-читальню в селе Погребищи Владимирской губернии: «они раньше выписывали для села «Призыв» и «Новь». Теперь газеты дает только волпросвет. По экземпляру «Батрака», «Бедноты» и «Безбожника»”.

Мне не удалось добиться от О.В. Калюжной уточнения, что это за публикация, и кто такой Глинский, в диссертации ссылки на источник нет.

Видимо, Глинский - это просто автор статьи в газете, а вот что за газета, её координаты - это вопрос.
svetazayac
Новичок

Санкт-Петербург
Сообщений: 2
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 1
Спасибо за материал по селу Погребищи!

Диакон Павел Воскресенский был перемещен в село 18 марта 1914 года.
"Диакон слободы Холуя Вязниковского уезда Павел Воскресенский 18 марта перемещён в село Погребищи Владимирского уезда ("ВЕВ" 29.03.1914 № 13, стр. 82)."
---
Род Скипетровых, Авроровых, Дмитревских, Шустовских,Заколпских, Вигилянских,Сергиевских, Кривулькиных.
Лайк (1)
    Вперед →Модератор: manager_mix
Вверх ⇈