На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Данные архива потерь русской армии в Первой мировой войне станут доступны общественности до конца года: летом выйдет книга памяти, в течение года будет создан электронный ресурс, сообщил ответственный секретарь Российского исторического общества, начальник аналитического управления аппарата Госдумы Андрей Петров.
Российское историческое общество совместно с Росархивом по поручению спикера Госдумы Сергея Нарышкина начало работу по обработке, в том числе оцифровке, архива потерь русской армии в Первом мировой войне. В картотеке содержится 7 миллионов карточек по погибшим, раненым и попавшим в плен солдатам и офицерам.
"Это, безусловно, ценнейший массив, такой массив, которым мы не обладаем по истории Великой Отечественной войны. Я думаю, что первые результаты летом этого года уже будут доступны. Перед нами задача по выпуску книги памяти, она будет выполнена точно, электронный ресурс будет создаваться в течение этого года", — сказал Петров на встрече спикера Госдумы Сергея Нарышкина с потомками участников Первой мировой войны.
В свою очередь спикер Госдумы Сергей Нарышкин, который является председателем оргкомитета по проведению мероприятий, посвященных 100-летию со дня начала Первой мировой войны, отметил, что идет большая подготовительная работа и она не закончится 1 августа, в день начала Первой мировой войны, а будет продолжаться все четыре года, которые Россия в этой войне участвовала. Также он отметил важность сохранения памяти об этой войне, о ее солдатах.
"Я уверен, что сведения о тех событиях важны не только для потомков и родственников, земляков тех, кто воевал на фронтах Первой мировой войны, но это важно и для всего нашего общества", — сказал Нарышкин.
Даниил Петров. "Архивное дело России. Лёд тронулся?"
Сегодня состоялось расширенное заседание Коллеги Архивного Комитета Санкт-Петербурга и заседание Общественного совета при Архивном Комитете Санкт-Петерубрга. В мероприятии приняли участие Руководитель Федерального архивного агенства Артизов А.Н., председатель Архивного комитета Штукова С.В., вице-президент Фонда "Возвращение" Петров Д.В. и многие другие.
Обсуждались результаты работы архивной отрасли города за 2013 года и планы на 2014 год.
В своём выступлении Д.В. Петров, избранный в декабре 2013 года заместителем председателя Общественного совета Архивного комитета, снова поднял известные проблемы архивного дела, а также возможные пути сближения архивистов и гражданского общества. Ряд предложений Фонда нашёл поддержку (создание открытых в Интернете некоторых баз данных архивных документов, нормативное толкование понятия "личной тайны" с целью уменьшения случаев необоснованных отказов в предоставлении исследователям документов, работа с гражданами с целью выявления у них ценных для истории Отечества документов и пр.).
Ниже приведены рабочие заметки с предложениями Фонда в адрес архивной отрасли Санкт-Петербурга – меры, которые необходимо распространять на всю Россию.
1. Введение дополнительных (региональных) критериев экспертизы ценности архивных документов.
Практика последних 20 лет архивного дела и особенностей интереса исследователей к архивным фондам показала, что целесообразно нормативно отразить два фактора, которые будут приниматься во внимание при проведении экспертизы ценности документов:
a. Возможный будущий генеалогический интерес к соответствующим документам.
Из этого, в частности, будет следовать невозможность отрицательного результата экспертизы ценности по личным делам (иным личным материалам, как-то: анкеты, биографии, личные карточки и т.п.) граждан, т.к. почти вся информация в них носит и родословный характер, может представлять интерес в генеалогических поисках. Важно учитывать, что такой интерес правомерно может появиться ПО ИСТЕЧЕНИИ 75-летнего срока временного хранения таких документов. С учетом этого, как практический результат принятия этого предложения предлагается в С-Петербурге все личные дела передавать на постоянное хранение.
Частным примером непередачи на постоянное хранение в госархивы подобных дел являются не только многочисленные уничтожения по истечении 75-летнего срока личных дел на предприятиях, но и, например, уничтожение личных дел в государственных структурах, как-то:
· призывников военкоматов (по достижении 29 лет призывником),
· офицеров запаса по достижении ими 75 лет.
Уже 2 призывника нашего города стали президентами России (не говоря о других выдающихся личностях из нашего города), и очевидно, что их призывные дела уже уничтожены. Не потеря ли это для истории Отечества? Не стоит ли архивному ведомству вмешаться в этот процесс и брать подобные документы на постоянное хранения или по меньшей мере, вести их оцифровку?
b. Невозможность дать достоверное суждение о научной ценности фондов ДО рассекречивания ДРУГИХ документов того же периода. Иными словами, от проведения экспертизы ценности документов по личному составу ДО рассекречивания всех иных документов за этот период необходимо воздерживаться. В противном случае, уничтожение сегодня архивного документа по результатам невключения его (по экспертизе) в состав Архивного фонда может повлечь невосполнимую для науки утрату. Последняя станет очевидной, когда через многие годы, наконец, будет рассекречен другой документ, находящийся в Архивном фонде РФ, из которого будет следовать, что ранее мы уничтожили важную часть общей исторической картины (например, уничтожили важную часть данных о биографии исторической личности, о которой до рассекречивания было мало известно).
Поясним на примере. Как можно терпимо относится к праву уничтожению («по результатам экспертизы ценности») по истечении 75-летнего срока временного хранения личных дел граждан России, если до сих пор полностью не открыты фонды ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ, а также РСДРП-ВКП(б)-КПСС и других организаций, из которых может следовать, что гражданин, чьи документы мы сегодня уничтожаем, сыграл в истории России намного большую роль, чем можно было представить до рассекречивания (не важно, о какой роли может идти речь: положительной или отрицательной). Более того, нет оснований для проведения такой «экспертизы ценности», если мы можем узнать об истинной ценности и значимости документа, ТОЛЬКО имея доступ к закрытым пока фондам.
С юридико-технической точки зрения, при определении сроков временного хранения документов могут быть сделаны нормативные оговорки, как-то: «но не ранее истечения __ лет после снятия грифов секретности с уголовных, административных дел, дел оперативного наблюдения и т.п. за соответствующий период»
Более того, в этой связи целесообразно ввести норму, в соответствии с которой будет отслеживаться и публиковаться самая ранняя дата существующих в городе архивных документов, с которых пока ещё не снят гриф секретности. Это позволит, историкам и обществу, в целом, понимать, например, что в России не осталось ни одного засекреченного документа ранее, как пример, 1925 года. Наличие таких данных, в свою очередь позволит определять значимость, ценность иных документов, в отношении которых проводится экспертиза.
Особо стоит обратить внимание, что тот факт, что если в силу высокой ответственности и профессионализма отдельных сотрудников архивов, пока личные дела с истекшим 75-летним сроком хранения в Санкт-Петербурге не уничтожались, это не означает, что не следует установить ЮРИДИЧЕСКИЕ гарантии невозможности уничтожения таких документов на уровне нашего города.
2. Прекращение уничтожения материалов судебных дел.
Данные вопрос относится, в большей степени, к ведению Росархива, т.к. федеральные суды, по всей видимости, - фондообразователи федеральных архивов. Тем не менее, учитывая более медленное решение вопросов на федеральном уровне, представляется, что именно архивисты Санкт-Петербурга могут внести лепту в спасение соответствующих материалов от безосновательного уничтожения на территории Санкт-Петербурга. Впоследствии положительная практика в этой сфере может быть передана на федеральный уровень.
Суть проблемы. На сегодняшний день решения и приговоры российских судов, наконец-то, стали относятся к документам постоянного хранения (еще недавно в СССР в течение длительного периода уничтожались многие судебные акты, особенно сталинского периода). Это, несомненно, движение в правильном направлении. Однако до сих пор продолжается советская политика в отношении ИНЫХ материалов ряда судебных дел.
Так, сегодня продолжают уничтожаться по истечении кратких сроков хранения (как правило, от 3 до 10 лет), в том числе следующие документы: иски, ходатайства, отзывы сторон, материалы, подтверждающие правомерность требований, промежуточные судебные акты, материалы судебных экспертиз, апелляционные, кассационные, надзорные и иные жалобы и пр. Порой судебное дело, благодаря этим документам, состоит из нескольких или многих томов.
Это означает, что как результат такой политики в области архивного дела, историки в будущем не смогут восстановить всю картину дела, дать свою оценку спорной ситуации, дошедшей до суда. Более того, такая практика совершенно не учитывает, что судьи на законных основаниях имеют право излагать судебное решение (приговор) более чем лаконично. И этим правом нередко пользуются.
Судебные дела (как гражданского, арбитражного, так и уголовного производства) должны сохраняться полностью. Исключения из этого правила могут быть, но должны отдельно обсуждаться, в первую очередь, не судебным сообществом (не имеющим интереса к завершенным судебным делам, но постоянно испытывающим дефицит помещений для временного хранения подобных архивных документов), а сообществом архивистов и историков.
Обращаем внимание, что сегодня в значительной степени на суды возлагается архивным законодательством несвойственная им функция хранения документов, в которых они уже не нуждаются в рамках своей деятельности. Именно это является одним из источников «экспертизы ценности» и таких «нормативных сроков временного хранения документов», утвержденных Судебным департаментом, в результате которых уничтожается важное архивное наследие России.
Предлагается совместно с Росархивом и с Судебным департаментом поднять вопрос о передаче такого рода дел, по общему правилу, целиком на постоянное хранение. Возможно создание механизмов, по которым эти материалы могут в С-Петербурге быть приняты на хранение региональных архивов или, по меньшей мере, оцифрованы.
3. Право родственников лиц, документы о ком подлежат уничтожению, безвозмездно получить эти документы себе в личные архивы (по истечении срока временного хранения).
В случае непринятия предложения, указанного в разделе №1, о передаче документов по личному составу на постоянное хранение, целесообразно, по меньшей мере, предусмотреть в законодательстве право потомков лиц, чьи дела могут быть уничтожены, получить их безвозмездно в собственность.
В случае невостребования родственниками документов, не подлежащих включению в состав Архивного фонда, перед их утилизацией они могут быть предложены на продажу исследователям. Это даст шанс сохранить документы в частных архивных собраниях, и уверены, пополнит казну, недостаточно финансирующую архивное дело.
Следует особо обратить внимание, что в антикварных магазинах Спб уже появились в продаже личные дела граждан советского периода. Из этого следует, по меньшей мере, 2 вывода:
· На такие дела есть спрос, а значит, они могли бы быть интересны исследователям и в читальном зале архива.
· Что не все личные дела в нашем городе передаются на постоянное хранение.
Технически продажа не поступивших на постоянное хранение дел может быть реализована по-разному. Например, вовсе необязательно возлагать функцию продажи подлежащих уничтожению архивных документов на архивы. Эти функции вполне эффективно могут быть выполнены специально созданными для отчуждения государственного и муниципального имущества организациями. Среди прочего, к таковым относятся КУГИ СПБ и Фонд имущества СПб.
Естественно также, что речь не идёт о возложении на архивистов обязанности искать родственников тех лиц, дела на которых хранятся в архиве. Речь идёт о праве этих лиц подать в архив заявление о готовности принять документы в случае их утилизации.
В этих предложениях руководствуемся простым принципом: сохранённый в частной собственности архивный документ лучше, чем уничтоженный.
4. Предварительное сканирование (создание электронных аналогов) ряда подлежащих уничтожению документов после истечения сроков их временного хранения.
Данное предложение основано на подходе одного из основателей архивного дела России выдающегося русского архивиста и государственного деятеля Н.В.Калачова: «Лучше лишних сто дел хранить, чем уничтожить десять нужных» [1]. Непозволительно, имея в 21 веке технические возможности хотя бы на электронных носителях сохранять архивные фонды для потомков, не пользоваться этой возможностью.
В первую очередь, речь идёт о фондах по личному составу на случай непринятия предложения, указанного в разделе №1, о передаче документов по личному составу на постоянное хранение. Однако, возможно, следует сохранять в электронной форме и другие имеющие историческую ценность, но подлежащие лишь временному хранению документы (те же упомянутые материалы судебных дел, помимо сохраняемых судебных актов).
Примечание: речь идёт как о документах, сданных в госархивы (например, ЦГАДЛС СПБ), так и находящихся на ведомственном хранении в организациях. Для истории страны они равно важны. Места их хранения не влияет на их историческую значимость и на необходимость принятия мер на уровне Архивного комитета для их сохранения для потомков.
5. Нормативные меры по единообразному ТОЛКОВАНИЮ перечня сведений, которые относятся к личной тайне
На федеральном уровне, к сожалению, не дано чётких объяснений, какие сведения могут быть отнесены к личной тайне, а какие нет. В результате страдают и архивисты, и исследователи. Первые находятся в состоянии неопределённости: какие дела можно выдавать, а какие нет. Вторые порой не получают доступа к делам без правовых на то оснований. Как результат – разные решения в сходных случаях принимают не только разные архивы, но и разные архивисты в ОДНОМ архиве.
Предложения в связи с этим:
1. Выработать (детализировать) понятие личной (семейной и пр.) тайны и предложить Росархиву инициировать изменение федеральной нормативной базы, куда включить данную детализацию.
2. До решений Росархива – дать на уровне С-Петербурга нормативное толкование этого понятия для единообразного его применения всеми архивами.
3. На делах, содержащих личную тайну (в соответствии с выработанными критериями) ставить соответствующий штамп с указанием листов, где данные материалы находятся в деле, с целью исключения неправомерного к ним доступа.
По сути понятия «личная тайна». К таковой могут быть отнесены данные о здоровье, интимной жизни, мерах безопасности, имущественном положении граждан (возможно, что-то иное). Необходим запрет подведения иных сведений под понятие «личной тайны», в частности, не относить к «личной и семейной тайне» стандартные биографические данные, сведения о репрессии лица (в том числе о правомерных репрессиях – об уголовной, административной ответственности) или о его участии в репрессиях, сведения о нарушениях со стороны лица, о наложенных на него взысканиях.
Отдельно указать, что открытые судебные акты (в т.ч. приговоры) как документы публичные, не могут быть отнесены к личной тайне, даже если речь об обвинительном приговоре. Исключения – лишь для закрытых по решению самого суда судебных актах (по делам о разводах, преступлениях сексуального характера, нерассекреченные дела с гостайной и пр.)
Цель введения понятия «личной тайны» – защита интересов гражданина. Это означает, что после его кончины субъект государственной защиты, по общему правилу, исчезает. Таким образом, целесообразно нормативно ввести ограничение действия периода личной тайны сроком жизни человека, за исключением случаев, прямо указанных в законе.
Установить, что в случаях, когда в документах содержатся сведения, составляющие личную и семейную тайну, это не может быть основанием для их невыдачи учёным, которые допускаются к этим данным при условии подписки о неупоминании фамилий лиц при публикации сведений из документов (такая практика существует в РГАСПИ, в ЦА ФСБ). Ввести законодательную ответственность за нарушение взятых обязательств.
Также можно на уровне архивов Санкт-Петербурга использовать практику ЦА ФСБ – закрытие личных идентифицирующих данных (имя человека, его адреса) в документе (полосками бумаги), содержащем информацию о его личной тайне.
6. Разрешение исследователям своей техникой фотографировать материалы СПб архивов.
В ряде архивов Западной Европы, а также в некоторых архивах Беларуси исследователям разрешено своей техникой бесплатно фотографировать исследуемые документы. Такую практику следует ввести в С-Петербурге, закрепив её на нормативном уровне (Закон СПб «Об архивном деле в СПб»).
Обоснование:
a) Это будет способствовать решению проблемы перегруженности ряда читальных залов архивов. Откопировать дело на порядок быстрее, чем переписывать его материалы.
b) Такой подход будет соответствовать задаче архивов не только сохранять фонды, но и быстрее и интенсивнее вовлекать их в научный оборот, просвещать с их помощью общество. Не следует искусственно ограничивать эту важную цель существования архивов не всегда блестящими финансовыми возможностями исследователей.
Плату с исследователей целесообразно брать собственно за услуги архивов, т.е. за работу сотрудников архива по:
· Поиску сведений.
· По копированию документов техникой архива.
Утверждённые некоторыми архивами прейскуранты на копирование найденных исследователями документов (более 300 рублей за лист) показывают, что архивы, возможно, не до конца понимают указные выше цели и факторы. Пытаться заработать на простом копировании архивных материалов – это то же самое, что брать налог с археологов за сделанные ими находки, которые пойдут в музей.
7. Создание региональных открытых электронных баз данных по типу ОБД «Меморил» и «Подвиг народа».
С целью популяризации архивного дела, с целью просвещения граждан в области истории и культуры, особенно в части данных о том, что пришлось пережить их предкам в прошлом, целесообразно создать на базе архивных фондов СПб архивные базы данных со свободным доступом через Интернет (по образцу http://www.obd-memorial.ru/html/index.html и http://www.podvignaroda.ru/).
В частности, можно создать следующие региональные базы данных с образами документов:
A. Электронная блокадная книга, состоящая из следующих разделов:
· Жертвы блокады (по данным ЦГА СПб, в т.ч. фонд 8557, и ЗАГСов СПб).
· Эвакуация из Ленинграда (ф. 330 ЦГА СПБ).
· Реэвакуация в Ленинград (ф. 327 ЦГА СПб).
· Фотообразы блокады (по материалам ЦГАКФФД СПб).
B. Электронный мартиролог Ленинграда - документы ЦГА СПБ и ЦГАИПД СПБ по коммунистическому террору против советского народа (в т.ч. т.н. «репрессии») – данные не только об осуждённых по политическим причинам, но любые данные о внимании (слежке) со сторон советских правоохранительных органов к гражданам по этим причинам. Эти данные массово содержаться не только в закрытых для публики архивных подразделениях ФСБ и МВД, но и в открытых фондах петербургских архивов, в т.ч. в переписке гражданских органов власти с ОГПУ-НКВД, прокуратурой, судами, например, в фонде 24 ЦГАИПД СПб, в фондах райкомов партии того же архива. Существующая сегодня база данных Общества «Мемориал» (http://lists.memo.ru/) неполна и не имеет сканов документов.
8. Критерии оценки работы архивов.
В каждой отрасли должны быть свои специфические критерии оценки деятельности. В предпринимательстве – это прибыль. В архивах одним из критерием оценки работы архива, или по меньшей мере, отдельных его подразделений, может быть:
· Количество выявленных (из искомых) документов;
· Количество документов, вовлеченных, в том числе исследователями, в научный оборот (публикации в научных изданиях).
· Количество документов этого архива, вовлеченных, в том числе исследователями, в общественное использование (от публицистических публикаций до размещения в Интернете).
Только наличие подобного рода критериев подтолкнёт архивистов к тому, чтобы не создавать искусственных (либо не совсем обоснованных) препятствий к работе исследователей с материалами архива: от запрета на фотографирование, от ограниченного количества дел при единовременной выдаче до цены ксерокопирования 1 листа в 360 рублей и до надуманных оснований для отказа в предоставлении дела со ссылкой на «личную тайну».
Проще говоря, каждый архивист должен быть заинтересован (в том числе материально) в положительных результатах работы исследователя.
9. Сохранение ценных документов, находящихся на руках у граждан.
У граждан хранится в семейных архивах большое количество документов, истинную ценность которых для науки, для будущих поколений они не представляют. В результате нередко такие документы выбрасываются и, таким образом, утрачиваются для следующих поколений. При этом порой граждане не имеют сведений, что архивы Петербурга могли бы быть заинтересованы в приёме этих документов на хранение.
В лучшем случае, некоторые из этих документов будут сданы в антикварные магазины и в итоге могут потеряться (не будут доступны для общества) в частных коллекциях.
Предлагается в СМИ Санкт-Петербурга (в т.ч. на сайтах архивов) постоянно давать информацию о (безвозмездном) приёме от граждан документов из семейных архивов и коллекций. Вести в каждом архиве Книгу благотворителей, в которую вносить жертвователей документов.
Критерием оценки работы архива сделать также количество принятых от граждан документов (коллекций).
Побочный эффект от такой меры (помимо сохранения исторических документов) – информирование граждан о пользе, которую несут архивы обществу.
[1] Цитата по: Хорхординой Т.И. Российские архивы и общество в революциях начала 20 века//Труды по россиеведению. Сборник трудов. Выпуск 1. М., 2009. С. 278.
О создании внешней комиссии по проверке Архангельского ГА
Создать внешнюю комиссию по проверке деятельности Государственного архива Архангельской области
Семёнов В. В.: Уважаемые господа!
В течение уже 10 лет жители Архангельской области не могут получить доступ к основным источникам своего края: начиная с 2001 года бывший директор архива Шумилов закрыл доступ к ценнейшим материалам архива, ссылаясь на их плохое состояние. Внешняя экспертиза состояния архивных источников не была назначена, в данном решении были использованы только данные его подчинённых, которые приняли то решение, о котором говорил директор.
Данная практика была продолжена бывшим гл. инженером архива, а ныне его директором Ананьиным. В настоящее время в архиве закрыт доступ ко всем ревизским сказкам, метрическим книгам, газетам.
Директор архива не смог преломить ситуацию за время своего руководства архивом.
В настоящее время Архангельский архив в процентном соотношении имеет самый большой в России процент закрытых к доступу дел, при том, что данный архив не горел, не был подтоплен и т.д.
Мы уверены, что данная порочная практика должна быть пресечена, мы также уверены в том, что профессиональный уровень директора ГААО не достаточен для руководства архивом в сложившихся внешних условиях.
Мы требуем назначить внешнюю, с привлечением внешних специалистов, комиссию (не из архива, в том числе не из Архангельской области),которые проверят законность ограничения доступа граждан РФ к такому значительному массиву документов.
История России принадлежит гражданам России, а не чиновникам!
Суд отказал журналисту в рассмотрении жалобы на закон об архивном деле
Конституционный Суд Российской Федерации опубликовал определение об отказе в дальнейшем рассмотрении жалобы петербургского писателя и журналиста Михаила Золотоносова на то, что часть 3 статьи 25 Федерального закона "Об архивном деле в РФ" нарушает его конституционное право на доступ к информации.
Согласно данному положению, на доступ к архивным сведениям, содержание которых может быть расценено как информация о "личной и семейной тайне и частной жизни лица", действует 75-летнее ограничение со дня создания документа. Ознакомиться с информацией, не выжидая этот срок, можно лишь предоставив в архив нотариально заверенное разрешение человека, чьё имя фигурирует в документе, или его потомков.
Михаил Золотоносов обратился за консультационной поддержкой в Фонд Свободы Информации. Над подготовкой жалобы в Конституционный Суд РФ юристы Фонда работали в течение трёх лет, приложив к ней собственную наработанную судебную практику по данному вопросу, а также письмо председателя Архивного комитета Санкт-Петербурга, в котором говорится о необходимости чёткой законодательной формулировки понятия "личная и семейная тайна", сообщает пресс-служба ФСИ.
"Мы представили позицию с двух сторон: историков и архивистов, чтобы в полной мере показать неприемлемость нынешнего правового регулирования доступа к личной и семейной тайне. Однако, Конституционный Суд не счёл нужным разобраться в проблеме. Жалоба была рассмотрена в предельно сжатые сроки. В определении не указаны все обстоятельства дела, в нём допущены неточности, а главное — ничего не сказано по существу обращения. В целом, мы получили формальный и небрежный ответ", — комментирует старший юрист Фонда Свободы Информации Евгений Смирнов.
ЦАНО изменило режим работы читального зала по пятницам. Теперь он работает с 12-00 до 19-00. В отличии от среды генеалогам запрета на работу с метрическими книгами и ревизскими сказками нет.
Сайт исторического архива Сараево сообщает, что сгорела комната № 1 хранилища. где хранились самые ценные документы архива - ценные подарки, в том числе несколько уникальных карт и восточных рукописей, в ходе возникшего пожара в ходе беспорядков, остальные документы были залиты водой, в результате чего основной ущерб от трагедии еще предстоит определить.
От нашего небольшого общества "Русская память" я уже отправил письмо в Сараево с готовностью вылететь в Сараево, в случае, если нужна наша помощь в оцифровке и разборке сгоревших материалов.
31 января в Государственном архивном управлении области состоялась презентация первого номера журнала «Псковские архивы». В мероприятии приняли участие краеведы, историки, представители учебных заведений и учреждений культуры региона.
Начальник Государственного архивного управления, главный редактор издания Татьяна Герасименок отметила, что дата презентации периодического издания выбрана неслучайно. Именно 31 января 1944 года было принято решение об образовании архивного отдела Псковской области, что и послужило толчком к восстановлению деятельности районных архивов. «Журнал „Псковские архивы“ — один их этапов развития архивного дела на территории региона», — сказала она.
Издание «Псковские архивы» состоит из пяти разделов и будет выпускаться один раз в год.
Здесь есть статьи историков, краеведов, сотрудников архивных учреждений региона. В первом номере издания читатели смогут познакомиться с архивными документами, посвященными памятным датам: 400-летию Дома Романовых, 175-летию выхода в свет первого номера Псковских губернских ведомостей, 150-летию международного движения Красного Креста, а также узнать о разминировании территории города Великие Луки и районов Великолукской области.
Кроме того, в каждом номере издания будет функционировать раздел «Моя родословная», где интересующиеся генеалогией читатели смогут ознакомиться с алгоритмом работы в архиве. Также в журнале будут печататься статьи о псковичах, внесших вклад в развитие краеведения и архивного дела в регионе.
Для специалистов архивного дела в журнале предусмотрена хроника событий (архивной) службы области и календарь памятных дат ведомств.
По завершении презентации участники мероприятия поделились своими впечатлениями о новом историко-краеведческом журнале. «Очень интересное издание», — сказал псковский краевед Натан Левин, отметив важность создания подобного журнала для специалистов, занимающихся научной и краеведческой деятельностью. «Архивы стали заниматься интересными презентациями и мы рады, что у псковских ученых появилась возможность публиковать свои материалы», — добавил он.
Национальный архив Хакасии завершил работы по реставрации старинных метрических книг, датируемых XIX-XX веками.
В прошлом году в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012 – 2018 годы)» и долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие информационного общества в Республике Хакасия (2011 – 2015 гг.)» было выделено более полумиллиона рублей на проведение работ по реставрации и оцифровке метрических книг. Это особо ценные рукописные архивные документы XIX-XX веков, находящихся на государственном хранении в Национальном архиве. Руководителем проекта выступила директор учреждения Валентина Райс.
Реставрационные работы осуществлялись высококвалифицированными специалистами-реставраторами регионального центра консервации и реставрации документов Томского государственного университета, сообщает пресс-служба Минкультуры РХ. Реставраторами проведена механическая очистка документов, склеивание разрывов, упрочнение и восполнение бумажной основы документов. Все процессы осуществлялись на современном технологическом оборудовании.
Предоставление архивной справки, составление родословной и работа с метрикой являются одними из самых востребованных услуг, предоставляемых Национальным архивом. Если в конце 1990-х годов ежегодно в читальных залах работало не более 10 исследователей по генеалогической тематике, то в последние годы их число возросло в разы. Интенсивное использование метрических книг приводит к быстрому износу и ветхому состоянию документов, влекущее за собой запрет на их выдачу исследователям, а в худшем случае − невосполнимую утрату важных репрезентативных источников.
Как отметила директор Национального архива Валентина Райс, проведение работ по реставрации метрических книг способствует сохранению культурных материальных ценностей народов, населявших территорию современной Хакасии и позволяет использовать сохраненные метрические книги для духовного развития современного общества.
На сегодняшний день в Национальном архиве Хакасии на государственном хранении находится 187 единиц хранения метрических книг, датируемых 1859−1910 годами.
О получении сведений из ВоенМед Архива без доверенности
Данный ответ Прокуратуры возник после моего письма, когда Военмед МО не ответил мне, что без доверенности он не может дать информацию по поводу ФАКТА нахождения бойца в медучреждении (а не его диагноза). На основании этого интересный момент - а что там в этом приказе № 3300 от 19.10.2012 "О порядке ведения справочной работы..." Еще интересен такой момент - является ли персональными данными факт нахождения определённого бойца в Медучреждении?
Доступ пользователям к архивным документам через интернет
31 января в Государственном архивном управлении Псковской области состоится презентация интернет-портала "Информационные ресурсы архивов Псковской области". Как сообщила Псковскому агентству информации начальник управления Татьяна Герасименок, портал предоставит возможность всем пользователям дистанционно ознакомиться с цифровыми копиями архивных описей дел всех фондов Государственных архивов региона.
По словам Т. Герасименок, интернет-портал дает возможность познакомиться с делами на сайте Государственного архива, после чего через "Личный кабинет" можно будет заказать их. Как пояснила Т. Герасименок, через два-три дня пскович получит подтверждение о том, что ему подготовлены документы, с которыми он сможет работать только в читальном зале архива. Прежде всего, интернет-портал будет полезен краеведам, историкам и тем, кто занимается генеалогией. Начальник управления рассказала, что портал формировался в течение 2013 года по областной долгосрочной программе "Информационное общество Псковской области". В прошлом году на нее было выделено 1,5 миллионов рублей.
При этом портал ежегодно будет пополняться. "В этом году продолжится насыщение, прежде всего, информационно-поисковыми системами, которые существуют в архивах. Также продолжится работа по оцифровке дел", – отметила Татьяна Герасименок.
Между тем, доступ к делам, которые будут оцифрованы в этом году, будет возможен только в электронном виде в читальном зале архивов. "То есть, в Великих Луках смогут работать с электронными образами архивов государственных, соответственно, которые находятся в Пскове", – заметила она.
В Сети открылся цифровой архив, посвященный Первой мировой войне
"В среду, 29 января, был официально включен европейский виртуальный архив "Europeana 1914-1918", посвященный Первой мировой войне, сообщает информационное агентство epd. Берлинская государственная библиотека (Berliner Staatsbibliothek) осуществляла координацию проекта. В поисках экспонатов для сетевой базы данных сотрудники библиотек и архивов из 8 европейских стран оцифровали более полумиллиона источников и экспонатов того времени."
Вот что заявил начальник управления по делам архивов правительства Ярославской области Евгений Леонидович Гузанов: http://www.yar-genealogy.ru/new1066.php "Евгений Леонидович Гузанов рассказал о внедрении Общероссийских федеральных правил работы архивов. Что изменилось для пользователей читального зала? Что касается работы «электронного» читального зала, то в текущем году сами документы представлены не будут по причине отсутствия разрешения от вышестоящих структур архивной службы. Однако базы данных по метрическим книгам, исповедным ведомостям и Первой Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года уже доступны на сайте архива в тестовом режиме.
На Интернет-портале Архивной службы Ярославской области идет обновление материалов по фондам (№№ 100, 151, 230, 455), а именно по заголовкам архивных дел, которые будут соответствовать бумажному варианту. Там же будет работать поиск по населенным пунктам. Поиск по фамилиям пока не планируется. В феврале-марте, возможно, будет организована встреча с руководством архива, где планируется обсуждение работы «электронного» читального зала.
Идет оцифровка документов Ростовского филиала ГАЯО, а именно метрических книг города Ростова, которых нет в Ярославле."
Что тут отметить - получается управлению по делам архивов нужно разрешение Росархива для размещения оцифрованных документов? Но вроде управление по делам архивов подчиняется не Росархиву, а губернатору.
«Алексеевский архив» в НИЦ «Мемориал» (Санкт-Петербург)
1. АЛЕКСЕЕВСКИЙ АРХИВ
Санкт-Петербургский архив-коллекция нетрадиционных периодических изданий и документов общественных движений (в дальнейшем — «Алексеевский Архив») является самодеятельным (не коммерческим и не государственным) собранием информационных и аналитических материалов, отражающих историю и современное состояние общественных движений, в целом — политические процессы и социальные изменения в бывшем СССР и Российской Федерации за период с 1986 г. по настоящее время. ...
На сегодняшний день «Алексеевский Архив» включает в себя: · коллекцию новой прессы России и других республик бывшего СССР (свыше 10 тыс, наименований разного рода периодических изданий, в том числе свыше 1 тыс. наименований «периодического самиздата»; · коллекцию документов, относящихся к последнему 20-летию истории России и стран ближнего Зарубежья, в частности, документов общественных объединений и массовых движений различной политической и социокультурной направленности; · коллекцию книг по социологии, политологии, истории, научно-справочной литературы и публицистики о современных общественных процессах (на русском и иностранных языках).
Всего в «Алексеевском Архиве» — около 500.000 ед. хранения (отдельные выпуски периодических изданий, документы, книги, газетные вырезки). ...
2. Из книги: Алексеев А.Н., Ленчовский Р.И. Профессия – социолог (Из опыта драматической социологии: события в СИ РАН 2008 / 2009 и не только). Документы, наблюдения, рефлексии. Тт. 1-4. СПб.: Норма, 2010.
7.3. «Все мы родственники…» (народная генеалогия)
Следует заметить, что в последние лет 10 все большую популярность и едва ли не характер культурного движения приобретает у нас генеалогическая и автобиографическая самодеятельность. Особенно активизировалась она в связи с развитием Интернета.
Здесь стоит указать на некоторые интернет-проекты.
Всероссийское генеалогическое древо (ВГД) ... ВГД старается развивать народную генеалогию, в настоящее время запущен проект по сбору материалов для книги с биографиями пользователей сайта.
Муниципальные архивы Красноярского края оснащены оборудованием для оцифровки архивных фондов. Поставка четырех комплексов сканирования серии «ПланСкан А2В» была осуществлена в рамках региональной целевой программы «Развитие архивного дела в Красноярском крае» на 2013-2015 годы. С помощью нового оборудования специалисты архивов будут самостоятельно оцифровывать документы.
Модель «ПланСкан А2В» оснащена V-образной колыбелью и предназначена для оцифровки папок, книг, журналов, каталогов, карт, различного рода ветхих скрепленных документов и других сшитых материалов с неполным раскрытием. Оборудование предполагает бесконтактный способ сканирования, что исключает механическое воздействие на архивные документы. Современная оптическая система сканера дает возможность получить цифровые образы высокого качества при любом состоянии оригинала.
Аналогичное оборудование установлено в 36 муниципальных архивах Новосибирской области, Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга, архиве города Волжский и архиве новейшей истории города Липецка, государственном архиве социально-политической истории Тамбовской области и других учреждениях по всей России.
Новое здание государственного архива Ямала, которое строится в Салехарде, введут в эксплуатацию до конца этого года. Об этом корреспонденту ИА «Север-Пресс» сообщил заместитель директора по производству окружной дирекции капитального строительства и инвестиций Сергей Черкашин. Согласно проекту, в пятиэтажном здании площадью более четырех тысяч квадратных метров обустроят современные лаборатории для обработки и реставрации документов, выставочный и конференц-зал, научно-справочную библиотеку. Два этажа займут хранилища, которые оборудуют системами кондиционирования и поддержания оптимального температурного режима, контроля уровня влаги, очистки воздуха от примесей и пыли. В здании также предусмотрены помещения для оцифровки материалов. Всего в архиве планируется разместить более двухсот пятидесяти тысяч документов. «Строительство началось весной прошлого года. Уже готов первый и частично второй этажи. Сейчас на площадке чистят снег, подготавливают к работе стройматериалы. Как только установятся приемлемые погодные условия, возведение здания продолжится. Сдать его в эксплуатацию планируется к концу этого года», - сказал Сергей Черкашин.
Иван Кисиль: История архивов Украины начиналась с фальшивок
Автор: Витали Прейм, "фрАза"
Накануне Нового года «фрАза» в компании с еще несколькими журналистами побывала в святая святых страны — хранилище Центрального государственного исторического архива Украины (Киев), где навечно определены на хранение документы, отражающие жизнь государства более чем за 600 лет: пронумерованные и описанные грамоты, указы и распоряжения российских императоров, митрополитов, королей польских и гетманов украинских, громкие политические дела и картотеки на инакомыслящих досоветского периода, бесценные метрические книги, по которым можно проследить историю своего рода до седьмого колена, и это далеко не все документы... Войдя в кабинет, мы застали директора Центрального государственного исторического архива Украины Ивана Кисиля за работой. Он внимательно рассматривал на просвет лампы старинную рукопись. Сразу бросилось в глаза: до самого потолка забитые книгами стеллажи, на столе множество документов, на полу в углу — гора пакетов, набитых футбольными, волейбольными и баскетбольными мячами: «Это для детского дома, к празднику». Однако на все уточняющие вопросы по поводу мячей для детдома директор отвечать категорически отказался: «Незачем это...» — Иногда на документе нет даты, и понять, к какому периоду он относится, нет возможности. В этом случае очень часто спасает филигрань, — сразу же включил нас в беседу Иван Кисиль. — Это рисунок на бумаге, который мы можем увидеть только на просвет. Это фирменный знак мастерской, в которой произведена данная бумага. На нитки натягивалась определенная форма, а потом на бумаге оставался характерный след. В моих руках бумага, произведенная на Ярославской бумажной фабрике в 60-е годы XVIII века, филигрань — медведь и корона. В средине XVIII в в Киев привозилось много бумаги российского производства по цене приблизительно 30 копеек за стопку. Для сравнения: по тем временам корова с теленком стоила 2 рубля 50 копеек, а годовая работа мужика в селе или в сотенном городке стоила 3-4 рубля, а уже в полковых городах — 5-6 рублей в год. Существуют каталоги филиграней и вот по ним мы можем определить и мастерскую, и годы производства бумаги, а стало быть, и период написанного на ней документа. Некоторое время присутствующие рассматривали лежавший на директорском столе «Черновик хозяйственной инструкции эконому Киево-Выдубецкого монастыря». Как управлять монастырем, вотчинным хозяйством, пасеками, когда и как заготавливать свечи, когда и как свозить сено, как отстаивать свои интересы в шинковании (т. е. в розничной торговле алкогольными напитками, — «Фраза»), поскольку монастыри не терпели конкуренции в производстве и реализации спиртного. Состояние документа не лучшее. Как пояснил Кисиль, монастырские архивы пострадали больше всех остальных во время Второй Мировой войны, т. к. они не эвакуировались.
А как хранить все эти документы? Есть ли какие-то особые условия?
Самое лучшее, что могут архивисты сегодня сделать для документа, — не тревожить его. Если поддерживать нормальный режим температуры и влажности, документы будут жить долго. Если допустить процесс пересыхания документа, то он поломается, излишняя же влажность может активизировать необратимые биологические процессы, в первую очередь развитие деструктивных грибков, поскольку при той технологии производства в основе состава бумаги уже был грибок. А самое главное — световой режим. Свет разрушает основу, документ желтеет. Важны и способ хранения, и положение, в котором хранится документ. Некоторые дела более 300 лет сохраняются исключительно вертикально! Так они и будут сохранятся в дальнейшем, переложи их наоборот — и пойдут внутренние разрывы. Фонды 18 века сохраняются уже проще, в горизонтальном положении и без проблем. Когда документ принимает свою форму, его уже нельзя тревожить. Нашу беседу мы продолжили в хранилище — за металлическими дверьми, где нас уже ждала Ольга Вовк, начальник отдела древних актов. Без нее никто не имеет права войти в хранилище, даже директор. Следуют четкие указания: «Двери закрываем. Вглубь хранилища не заходим. Останавливаемся здесь и становимся полукругом. Снимать только без вспышки. Руками ничего не трогать. Выходить во время экскурсии нельзя, только по окончании и все вместе». На нескольких выстроенных в ряд столах выложены старинные документы — от самого древнего, датируемого 1380 годом, до документов 1913 года. Эти экспонаты настолько ценны, что ни один из них уже давно не просто не выдается в читальный зал, но даже историками изучается в копии, сделанной много лет назад. Иван Кисиль поясняет: «Ежедневно выдавать на руки в читальный зал такие документы нельзя, поэтому на основе материалов основного массива документов создан пользовательский фонд копий — на микропленках. Кроме того, не выдаются и уже опубликованные документы. Исключение составляют известные историки, а также ученые, которые изучают филиграни, структуру бумаги, особенности палеографии, сфрагистику, не более. Но рядовым исследователям такие документы и не нужны — 80% работающих в читальном зале архива исследуют свой род и работают исключительно с метрическими книгами». Продолжаем расспрашивать директора Центрального государственного исторического архива Украины.
Как появились архивы в Украине?
Архивы на территории Украины существовали издревле, практически при каждом исполнительном и судебном органе. Собственно, документы этих учреждений составили первую коллекцию архивов. Как пример — актовая книга Каменецкого земского суда за 1592 год. Большая часть записей сделана на латыни (только с середины 17 ст. в актовых книгах записи делают на староукраинском языке) и представляет собой актовые записи по любому поводу и вопросу. Основной массив информации актовых книг — это регистрация сделок, брачных контрактов, договоров купли-продажи, долговых расписок, заявлений о нанесении обиды, материальных убытков, законы, указы и распоряжения органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Население специально регистрировало все документы в магистратах и судах на случай их утери. В юриспруденции того времени считалось, что договор купли-продажи обретал силу только после записи его в актовую книгу. В случае надобности люди обращались в архив магистрата или суда и получали заверенную копию документа. Но в большей степени история Исторического архива началась по крайней необходимости сконцентрировать все документы в одном месте с целью упорядочить механизм выдачи архивных справок. В связи с ликвидацией автономии Гетманщины и вхождением Правобережной Украины в состав Российской империи были ликвидированы все предыдущие органы исполнительной и судебной власти, и все их архивы были переданы новообразованным учреждениям. В связи с тем, что украинская и польская шляхта должны были подтвердить свое благородное происхождение, они обращались в архивы органов власти за архивными выписками из актовых книг. Незнание канцеляристами староукраинского языка и латыни значительно усложняло процесс оформления нужных документов, как результат — справки выдавались с ошибками. Но самое главное, что многие шляхтичи не смогли отыскать подтверждение своего благородного происхождения, они подкупали чиновников и те вносили нужные записи на пустые места в актовых книгах. А потом на основании этого выдавали справки. Собственно, в связи с этими фальшивками и был поднят вопрос о создании архива. С подачи киевского генерал-губернатора Дмитрия Бибикова было составлено прошение на имя императора и 2 апреля 1852 года были созданы архивы в Киеве, Витебске и Вильно как центральные архивы для хранения актовых книг западных губерний. В них были свезены все эти книги, прошнурованы и пропечатаны, чтобы листы не вырывались и не вставлялись. С тех пор только архивисты имели право выдавать выписки из книг. И до сегодняшнего дня все эти книги сохраняются в таком виде, в котором они к нам поступили, сохранив на корешках их прежнюю нумерацию… На страницах книг подобного рода можно найти немало интересных моментов — роспись пера или записи, не относящиеся к документу, скажем, об отношениях между паном Налыйводы и паном Выпыйводы, рисунки (даже непристойные), сделанные писарем. В старых Библиях на последних, чистых, исписанных писарем страницах очень часто встречается невероятно ценная информация локального значения из жизни села или местечка: споры, проблемы, долги… А в одной даже упоминалась комета, пролетавшая в середине XVIII в. и расписан психоз населения в ожидании приближения конца света. До революции и Второй Мировой войны в архиве числилось актовых книг 5838 единиц. В годы Второй Мировой войны архив понес огромнейшие потери. В связи с быстрым наступлением германских войск архивисты успели скомплектовать только один вагон с секретными документами (около 100 тысяч документов). Во время оккупации значительная часть коллекции архива была вывезена оккупационной власть в Германию. Актовые книги немцы признали уникальными, отражающими распространение немецкого колонизационного влияния на восточной территории. После войны была возвращена лишь третья часть вывезеного. Судьба многих книг, утерянных в годы Второй Мировой войны, нам до сих пор остается неизвестной. Не так уж давно нам стало известно, что три актовые книги из коллекции архива хранятся в архивах Польши, одна в Латвии. Вернуть их в Украину очень и очень сложно... Ольга Вовк: «Самый старый документ, который хранится в архиве и иногда показывается, — пергамент 1369 года с восковой печатью, которая уже закаменела. Это документ старосты Судомирского и Русского Отто из Пильче (достаточно известная полякам личность) — соратника короля Казимира Великого. Его дочь впоследствии была женой польского короля. Этим документом он дает право витийства на село или слободку немецких колонистов Ноэсдорф (Новое село). И хотя это территория современной Польши, документ остался у нас. Этот документ интересен еще потому, что до некоторого времени в Польше документы Отто Пилецкого или Отто из Пильче были известны только более позднего периода 1380-х годов, этот же документ — самый ранний из ныне известных». — Есть и более старый документ, — дополняет Иван Кисиль, — рукописное Евангелие XIII в., но его мы практически не демонстрируем, поскольку пергамент после пожара стал очень хрупким. Также в архиве хранится огромное количество богослужебной литературы. К примеру (подходит к столу и берет в руки), Евангелие, подаренное в 1636 году митрополитом Петром Могилой церкви Спаса на Берестове, чтобы монахи молились за него и за его родителей. Высокохудожественная обложка — работа местных граверов и золотых дел мастеров — хорошо сохранила надпись: «Петр Могила митрополит киевский посвящение за родителей». А вот еще несколько не менее ценных экземпляров (показывает). Универсал гетмана Богдана Хмельницкого — «дозвил сытыты мед», а современным языком — «лицензия на производство алкоголя». Универсал гетмана Ивана Мазепы об «освобождении киевлян от подводной повинности» (т. е. от обязательного предоставления местным населением коней и повозок для перевозки почты, корреспонденции, гонцов). Величественный портрет Разумовского. Где находится (да и сохранилась ли!) оригинальная матрица этой гравюры, уже никто не знает. Но первые оттиски, как этот, — самые ценные. Также в архиве хранится первое издание Киево-Печерского Патерика, 1660 года. Интересно, что в одном из изданий Патерика была невероятно красивая гравюра Киева, авторства инока Киево-Печерского монастыря Афанасия Кальнафойского. Сегодня на весь Киев сохранилась только одна такая гравюра — в Киево-Печерской Лавре. Мы специально обошли все библиотеки Киева с целью найти ее и использовать в выставке ко Дню Киева. Из 7 сохранившихся изданий ни в одном гравюры нет, а в одном видно, что эта страница вырвана «с мясом»… К сожалению, в нашем экземпляре данная гравюра также отсутствует.
Как формировались коллекции? Знаете ли вы, откуда у вас все эти книги и документы?
Формирование коллекций архива — достаточно сложное дело. Основная часть архива, как я уже сказал, была сформирована из документов, которые были созданы различными органами власти, действовавшими на территории Украины фактически с конца ХІV в. до 1917 г. Это архивные коллекции известных украинских ученых второй половины XIX – начала ХХ вв., фамильные архивы известных украинских и польских родов, чиновников, военных, выдающихся деятелей культуры. Кстати, хочу отметить то факт, что некоторые фамильные фонды пополняются и сегодня. Елена Скоропадская на протяжении последних пяти лет передала на хранение несколько тысяч документов из семейного архива Скоропадских. Если в двух словах, у каждого фонда, у каждого документа есть своя и очень интересная история попадания в архив. Вот как у этого дела: «Указы Петра Первого». Оригинал, содержащий распоряжения Петра Первого, с личной подписью на западный манер — Питер. А вот уникальная рукописная карта Киевского наместничества 1775 года. В единственном экземпляре... Далее — проект герба 1752 года, предложенный Лубенским полковником Иваном Кулябкой для флага Войска Запорожского. С одной стороны он должен был выглядеть так: ... А с другой — вот так: ... А вот перед вами одна из самых первых карт, на которой показаны территория Украины как Казацкой державы и вынесен Киев. Это атлас Иоганна Батиста Гофмана. Первая его карта датируется 1716 годом, а этот экземпляр — 1744 года. На карте изображены Иван Мазепа и его сподвижники Один из таких же атласов поступил к нам вместе с коллекцией документов, которые были собраны в результате деятельности митрополита киевского. Ольга Вовк: Историю поступления некоторых документов мы можем узнать, исследуя их, либо по записям, сохранившимся у нас. Это — «Привилей городу Крылову» и герб города с предоставлением ему магдебурского права, 1792 года. Документ подтверждает все привилегии, данные польскими королями ранее. На Сейме 1792 года многим городам, в которых не сохранились эти документы, они были выданы повторно. К сожалению, на карте Украины этого города уже нет — он погребен под водами Кременчугского водохранилища. А этот документ нашел один из представителей рода Стороженко. Он купил его в 1919 году около Братского монастыря, об этом он сам пишет в своей статье «Осада мiста Крилова», опубликованной в 1919 году в Записках Историко-филологического общества. В том же тексте он подчеркивает, что «в связи со смутными временами я отдаю этот документ в архив Древних актов, чтобы он никуда не исчез». И вот документ перед вами. Еще один подобный документ — «Привилей городу Черкассам». Его нашел Пантелеймон Кулиш в магистрате города Черкассы в таком ужасном состоянии от грибка и пожаров, что даже наши реставраторы ничего с ним сделать не могут. Естественно, его мы не выдаем.
Кто реставрирует документы и где? Какие еще существуют методы спасения документов?
При архивном комплексе действует Государственный центр обеспечения сохранности документов, где трудятся реставраторы-виртуозы, — объясняет Иван Кисиль. — Опыт передается здесь от учителя к ученику в процессе работы. Обратите внимание на края отреставрированного документа — бумага почти встык, ювелирная работа! Самая лучшая реставрация — которую не видно, при которой сохраняется первоначальный вид документа. Но иногда приходится прибегать и к другим неожиданным вариантам для спасения документа. Сотрудники архива не знали, как отреставрировать атлас И. Б. Гофмана, принадлежавший митрополиту киевскому, в котором с одной стороны были карты, а с другой — дорожные заметки митрополита: где он был, что видел. Приняли решение — постранично, потому что для нас очень важны те сведения на оборотах, и исследователь, пользуясь документом, просто бы убил его, вертя в руках. Поэтому и решили сделать его отдельной сотней листов в папке. На документе «Привилей городу Черкассам», который вам только что показали, удалось-таки выявить текст, который на оригинале уже и не виден! В 80-х годах, чтобы помочь черкасскому исследователю Юрию Мариновскому, человеку с ограниченными физическими возможностями, этот документ был сфотографирован в Центральном государственном кинофотофоноархиве им. Г. Пшеничного в инфракрасном свете. Благодаря этому мы смогли кое-что прочитать на документе. Фотокопия была отправлена Юрию Мариновскому в пользование. Сегодня, конечно же, есть более совершенные технологии сохранения и реставрации документов, но государство не особо идет нам навстречу. Впрочем, своими силами и имеющимися средствами мы стараемся сделать все, чтобы спасти каждый документ. Обратите внимание на этот документ — грамоту российской императрицы Елизаветы Петровны с печатями, ковчегом, текст с позолотой и бархатом. Золотой ковчег, где находится воск и печать императрицы, открывать не будем, чтобы не травмировать воск. Этот документ выдавался последний раз в 1977 году моему научному руководителю, доктору исторических наук Вячеславу Мордвинцеву, который всю свою жизнь посвятил изучению истории Украинской церкви, а теперь мы, его ученики, идем по его стопам (показывает грамоту, улыбаясь). Видно, что документ от времени «играет волной» и выровнять его фактически нельзя — это кожа и минеральные краски. Что содержит такой красивый документ? Прежде всего, две страницы титулов российской императрицы. Закон о титуле монаршей особы в Российской империи был очень строг. Напиши хоть одно слово неправильно — и гарантированы несколько лет заключения. После титулов идет суть документа — о назначении архимандритом Киево-Печерской Лавры Иосифа Оранского, с собственноручной подписью императрицы.
Много ли документов из украинских архивов вывезено в Россию?
Украинские архивы интересовали Россию еще со времен Петра Первого. После взятия Батурина он приказал вывезти артилерию, гетманские клейноды и гетманский архив. Это все сохранилось в документах «Кабинета Петра Первого». Нашли они архив или он погиб — неизвестно, но их безусловно интересовали документы гетманской канцелярии. А вообще, на территории Украины в XIX веке действовало немало археографических обществ. Известные историки имели свои коллекции документов, которые собирали во время путешествий по Украине. Таким образом были сформированы, к примеру, коллекции Исторического общества Нестора-летописца. Российские историки, собравшие эти драгоценные материалы (уважение им за это), конечно, вывезли все это в Россию. Тот же Татищев, собравший огромную коллекцию рукописей, впоследствии сгоревших, — и теперь мы можем либо поверить написанному в его трудах, либо воспринять его «Историю» как красивую сказку. Маркевич, увезший в Россию коллекцию из 10 тысяч документов. Кстати, труд советского историка В. Дядиченко «Очерки общественно-политического устройства Левобережной Украины конца XVII - начала XVIII вв.» был написан полностью на основе документов собрания Маркевича! Мода середины 19 столетия на свою собственную коллекцию старинных вещей — все равно, какую (минералы, рукописи, фарфор и т. д.) — стимулировала многие состоятельные семьи к подобному коллекционированию. И уже к началу 20 столетия эти коллекции были настолько велики, что владельцы по собственному желанию передавали их в музеи, архивы. В архивах Москвы и Санкт-Петербурга находится колоссальный массив архивной украиники. Последняя концентрация документов была послевоенная. По сути только со второй половины 60-х годов ХХ века архивные фонды по всему Советскому Союзу стали стабильными.
Есть ли какие-либо льготы для наших соотечественников — исследователей украиники — в зарубежных архивах?
Украинские ученые в российских архивах не имеют никаких льгот в плане исследования вывезенных документов, которые касаются истории Украины. Работают на общих условиях: заказы исполняют на четвертый день, платные фотокопии и т. д. Мы стараемся работать «сегодня на завтра», сегодня заказал дело — завтра получил.
Какие темы интересуют более всего зарубежных исследователей?
Зарубежных исследователей в большей степени интересуют политические технологии революционных событий 1905, 1917 гг. Тщательно изучают их опыт, пишут работы — и уезжают. Еще одна популярная тема у западных исследователей — история национальных меньшинств юго-запада Российской империи, в первую очередь евреев и поляков.
Дело Бейлиса?
И оно тоже. «Дело Бейлиса» — документы фонда Киевского прокурора о ритуальном убийстве 13-летнего мальчика. Я покажу вам только некоторые документы, поскольку в деле несколько десятков томов. Это самое популярное дело по запросу на выдачу в читальный зал. У нас также лежат все личные дела старых большевиков. Сегодня эти фонды рассекречены. Должен сказать, что организация полицейской службы Российской империи была на очень высоком уровне. На любого, замеченного в революционных заварушках, инакомыслии, сразу заводилось «следственное дело». Жандармская картотека ЦГИАК хранит более 600 тысяч карточек! Есть отдельные альбомы, дела, где кто был замечен, — все в обязательном порядке заносилось в картотеку.
А украинцы, наверное, в вашем архиве в основном ищут свои корни?
Да, так и есть. К нам очень часто обращаются граждане за подтверждением факта рождения и люди, желающие вернуться в Украину, — со всего бывшего Союза (им для получения гражданства необходимо подтвердить, что они выходцы из Украины). Чтобы получить карту поляка, обращаются тоже сюда — за выписками из книг-деканатов о том, что в роду были поляки. Ну а самые востребованные — метрические книги, которые появились еще в начале 18 столетия с возникновением вопроса, как вести счет населения и регистрировать людей. В 1779 году записи стали подробнее. Классическая многографная форма появилась в 1839 году: дата рождения, дата крещения, мужская, женская графа, родители (кто и откуда), крестные и проводивший обряд священник. Кстати, в метрических книгах очень часто мы находили графические рисунки. Для нас это интересно, как элемент самосознания того времени. На сайте ЦГИАК мы сделали небольшую выставку рисунков (Книжкові мініатюри у фондах ЦДІАК України), которые обнаружили в нескольких метрических книгах (приблизительно 1720 года) села Пинчуки на Киевщине. На рисунках показаны и церемонии похорон, и другие процессы, даты написаны еще кирилличными буквами, а не цифрами. По правилам все метрические книги велись в трех экземплярах: первый оставался в церкви, а второй и третий передавались в протокопию и духовную консисторию. У нас в архиве состоят на хранении книги, как правило, из духовной консистории — в одной огромной книге может быть несколько десятков церквей. А в ряде случаев сохранились непосредственно церковные — та книга, которая велась от начала в течение нескольких десятков лет. Если исследователю повезет, то, взяв такую книгу, он может изучить свой род сразу на несколько поколений! Но есть пустота, которую уже ничем не восполнить. Архив Киевской Духовной консистории в годы Второй Мировой войны хранился на территории Киево-Печерской Лавры. Пожар и невежественное отношение военных, как с немецкой, так и с советской сторон, привели к безвозвратным потерям документов за 60 лет! И как результат — полное отсутствие исповедных росписей по Киевской губернии с 1860 годов по, приблизительно, 1920 гг.
По каким еще документам, кроме метрических книг (более древним), можно изучить свой род? Стоит ли это доверить какому-то посреднику?
Это глобальный вопрос. Есть очень много различных источников, но вопрос состоит в другом: сможет ли рядовой исследователь найти их все. Как правило, исследователи ограничиваются популярными документами: ревизии, переписи, присяжные списки... Например: ф. 57, Генеральная опись Малороссии, опись проведена 1765-1769 гг. малороссийским генерал-губернатором П. Румянцевым, в ходе которой была переписана вся Левобережная Украина. В этом томе описан каждый двор, каждый человек — здоровый и больной, сколько земли, батраков имеют, каким способом обрабатывается земля, сколько есть леса и его характеристика, прилагаются купчие договора на собственность. Но работа с таким документом требует очень хорошей подготовки: знания языка того времени, географии того времени, очень хорошую память и усидчивость, чтобы это все пересмотреть, записать, проанализировать и найти, кого нужно. Дело в том, что фамилии как таковые появляются только лишь в 30-40 гг. XVIII века, до того времени у простого населения их не было. «Иван Петров сын» — вот и все. Достаточно популярная в этом случае «Перепись слободских полков гвардии майора Хрущева 1732 года». К сожалению, рядовой исследователь не хочет исследовать документы, связанные с историей населенных пунктов, в которых жили его предки. Эти документы, по моему мнению, содержат гораздо больше информации об истории рода, нежели лаконичные записи в ревизиях. Отвечая на вторую часть вопроса, скажу: генеалогия должна быть осознанной, не популярной. Я не советую подключать к поиску своих корней посторонних. Если есть возможность, придите сами и вдохните дух той эпохи. Очень просто, когда тебе выдают официальную архивную справку, что твой дед был земледельцем. А ты сам просмотри множество документов и, поверьте, — найдется немало интересного! Например, в делах Киевской духовной консистории можно найти всевозможные жалобы и споры, которые очень часто имели место в сельских обществах, со священниками и другими лицами.
Кому, как не архивистам, хорошо известны фонды и их содержание... Использовали вы эту информацию с целью издания книг?
Хотя наша работа — не рекламировать документы, а упорядочить, сохранить, отреставрировать и выдать исследователю, мы, в свою очередь, стараемся по возможности доносить их содержание читателям. И нам есть, чем гордится. «Пакти і Конституції» Української козацької держави» (2012 г.) — обладательница премии Львовского форума издателей. Оригиналы этих документов были найдены в Российском государственном архиве древних актов в Москве, сотрудники архива и Института истории Украины подготовили и издали этот бесценный исторический источник. «Українська ідентичність і мовне питання в Російській імперії: спроба державного регулювання (1847–1914): Збірник документів і матеріалів» — это сборник уникальных документов, среди которых и документ 1905 года (обращение редактора Кропивницкого к председателю Комитета министров Витте о возвращении права украинскому народу пользоваться родным языком в сфере образования, науки), и выводы Императорской Академии наук о значении украинского языка для империи, в котором четко означено «будете затрагивать вопросы о языке — империя распадется». Книга готовилась еще в 90-х годах, но тогда она нам показалась недоработанной, а недавно мы ее пересмотрели, дополнили, а Институт истории издал. Она есть и в Интернете, на сайте Института истории Украины, ее можно скачать. Но тираж 200 шт. — это недостаточно для нашего государства. Естественно, что в книжные магазины она не дошла, а просто разошлась по узкому кругу ученых. А вот и результат сотрудничества с частным исследователем Андреем Парамоновым, директором Харьковского частного музея городской усадьбы, — «История роду Квиток». Прекрасное исследование об истории фамилии Квитка-Основьяненко. ...К сожалению, иногда книги за госсредства издаются многотысячным тиражом, но какова их информационная ценность? А вот государственному архиву с таким серьезным потенциалом, как у нас, трудно попасть в программу государственного издательского финансирования.
Готовитесь ли вы к Шевченковским дням? Удалось ли найти еще неизвестные факты или документы?
Безусловно. Архивные учреждения Украины провели колоссальную работу в этом плане, как результат — выявлено несколько сотен ранее неизвестных и малоизвестных архивных документов касающихся семьи Т. Шевченко, его жизни и творчества, людей которые его окружали, формировали как личность, и многие другие. Много интересных документов передали нам коллеги из России, Литвы, Польши и даже из Казахстана. К подготовке этой выставки присоединился и Национальный музей Тараса Шевченко (более 100 документов). Сотрудники Центрального государственного кинофотофоноархива им. Г. Пшеничного выявили интереснейший фильм об открытии в 1918 году бюста Т. Шевченко в Петрограде, который простоял всего 8 лет, а потом его ликвидировали. Была только одна заметка в газете — 3 строчки, и все. А тут — целый фильм! И еще нашли один фильм об открытии памятника Тарасу в Харькове. В общем, много всего интересного.