На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Само понятие «акты гражданского состояния» было введено декретом ВЦИК от 18 декабря 1917 года "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния". Декрет отменил церковные браки как юридический институт, переложил обязанность регистрации брака на гражданскую власть и обязал местные органы управления записывать акты заключения брака в специальные книги. Рождения и смерти декрет не затронул.
4 января 1918 года Наркоматом Юстиции была издана инструкция об организации отделов записей браков и рождений, которая обязала местные власти незамедлительно создать специальные отделы для записи рождения и браков.
16 сентября 1918 года ВЦИК принял "Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве", который регламентировал все акты гражданского состояния и вводил основы семейного права в новой стране.
Управление системой ЗАГС возлагалось на НКВД.
Кодекс предусматривал 7 типов актов гражданского состояния: о рождении, о браках, о смерти, о разводах, о безвестно отсутствующих, о происхождении зачатых детей и о перемене имени.
Регистрационные книги велись в двух экземплярах: один оставался в местном отделе, а второй, на следующий год, отправлялся в окружной отдел ЗАГС (области или губернии).
В приложении к кодексу были помещены формы актовых записей, структура которых почти не менялась до конца 1920-х.
Введенные в 1918 г. формы действовали до 1926-го. В 1920 г. были введены формуляры актовых записей на отдельных листах.
С 1920 г. функции ведения актовых книг передавались в волостные исполнительные комитеты советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (Волисполкомы, ВИКи) либо горисполкомы. С 1924 г. – в сельсоветы.
В 1926 году были введены новые формы «ИР/3/», которые действовали, по крайней мере, до 1935 года.
В 1956 году система ЗАГС была передана местным Советам депутатов трудящихся, а непосредственное управление – Министерству Юстиции СССР.
В 1968 году были приняты «Основы законодательства о браке и семье Союза ССР и республик», а в 1969 году - новый семейный кодекс РСФСР. В том же году Совет министров СССР принял постановление о формах актовых книг, однако в в нем приведены лишь формы свидетельств. Изменения вступили в силу с 1 января 1970 г.
Законодательные нормы, принятые в 1969 году, функционировали на территории России вплоть до принятия закона об актах гражданского состояния от 15 ноября 1997 года, который вступил в силу в 1998 году.
Большинство книг ЗАГС с 1918 по 1925 годы переданы в региональные архивы.
Как известно, свидетельства, выдаваемые ЗАГС, содержат значительно меньше информации. С чем это связано?
Свидетельства, которые выдавались гражданам на руки, были призваны подтвердить их правовой статус или правовые отношения. А актовые записи были, кроме прочего, источником пополнения государственной статистики, а также сведений о гражданах.
Итак, какие генеалогические сведения можно найти в советских актовых книгах ЗАГС?
Запись о рождении
В 1918 году для записи рождения была принята «Форма № 1». В 1920 году форма претерпела небольшие изменения: в графу о детях вносилась не только информация, о том которым в семье по счету был рожденный ребенок, но и которым по счету он был среди выживших детей.
В 1926 году была введена новая форма «№ ИР/3/1», которая получила графу «национальность» и «социальное положение», а вместо графы «место постоянного жительства» появилась графа «адрес родителей».
В целом, по умолчанию, запись о рождении содержала следующие сведения:
♦ дата регистрации и дата рождения;
♦ имя и фамилия ребенка, его пол;
♦ имена и фамилия родителей, их возраст;
♦ род занятий или социальное положение, позднее, также: профессия, место работы, должность;
♦ национальность (начиная с формы ИР/3/1);
♦ место постоянного проживания родителей (с конца 1920-х мог вноситься адрес);
♦ который по счету ребенок (с формы 1920 г. – указывалось от общего числа детей и от числа выживших; в форме ИР/3/1 есть графа о близнецах и мертворожденных);
♦ фамилия и имя заявителя, адрес проживания заявителя;
♦ особые примечания (начиная с формы ИР/3/1 «особые отметки» и «разные отметки»;
В графе «особые примечания» записи о рождении обычно нет сведений; иногда в нее записывали сведения о документах, прилагаемых к заявлению, а также штамп о гербовом сборе.
♦ подпись заявителя (в форме образца 1920 года, если заявитель был неграмотным, в данной графе могли записать «неграмотный»);
Место рождения родителей в записи о рождении не указывалось вплоть до 1998 года.
Книга регистрации актов рождения Ипатьевской волости Богородского уезда 1919. Источник: Архив г.о. Павловский Посад, фонд №5, опись №1, дело №113 (сервис "Яндекс-архивы").
Актовая запись рождения г. Павловский Посад, 1922 года. Источник: Архив г.о. Павловский Посад, фонд №5, опись №1, дело №140. Сервис "Яндекс-архивы".
Актовая запись рождения г. Павловский Посад, 1922 года, оборот. Источник: Архив г.о. Павловский Посад, фонд №5, опись №1, дело №140. Сервис "Яндекс-архивы".
Актовые записи рождения по форме № ИР/3/1, 1927 года. Источник: Актовая книга рождения Повлово-Посадская волость Богородского уезда 1927 г.// Архив г. о. Павловский Посад фонд 5, опись 1, дело 228. Сервис "Яндекс-архивы".
Запись о смерти
В 1918 году была введена форма № 3 актовой записи смерти. В 1926 году – форма № ИР/3/2.
По умолчанию запись о смерти содержала:
♦ дату регистрации смерти;
♦ дату смерти;
♦ фамилию и имя умершего (для записей 1918-1925 гг. – без указания отчества; начиная с формы ИР/3/2 – также отчество умершего);
♦ причину смерти;
♦ возраст или год рождения;
♦ род занятий или социальное положение (позже, также: профессия, возможно место работы);
♦ место смерти;
В форме ИР/3/2 предусматривалось не столько точное место смерти, сколько указание, где именно в месте проживания умер человек «на дому», «в больнице» в приюте» или другой вариант. В 1930-50-е годы место смерти могло не указываться совсем или указывалось, если человек умер не там, где постоянно проживал.
♦ место постоянного проживания (начиная с формы ИР/3/2 – адрес умершего);
♦ национальность (начиная с формы ИР/3/2);
♦ семейное положение умершего;
♦ фамилия и имя врача, сделавшего заключение о смерти, его адрес;
♦ фамилия и имя заявителя, его адрес и подпись;
♦ особые примечания (в форме ИР/3/2 – особые отметки и разные отметки);
До 1970 года в записи о смерти не указывали место рождения, также как и точную дату рождения.
В ранних актовых записях 1918 - первой половины 1920-х гг. в графе «особые примечания» может быть указано место рождения, но, как правило, только, если умерший - неместный. В актовых книгах о смерти волисполкомов такие записи встречаются редко. Также в ранних актовых книгах первой половины 1920-х в графе «особые примечания» могли указывать вероисповедание.
Актовая запись о смерти г. Павловского Посада 1919 года. Источник: Архив г.о. Павловский Посад, фонд №5, опись №1, дело №114. Сервис "Яндекс-архивы".
Запись о смерти г. Павловский Посад 1920 года. источник: Архив г.о. Павловский Посад, фонд №5, опись №1, дело №119. Сервис "Яндекс-архивы".
Запись о смерти г. Павловский Посад 1920 года. В графе "особые примечания" на обороте листа указание на вероисповедание ("старообрядец"). Источник: Архив г.о. Павловский Посад, фонд №5, опись №1, дело №119. Сервис "Яндекс-архивы".
Запись о смерти поселка Электропередача Пригородной волости Богородского уезда, 1929 год. Источник: Архив г.о. Павловский Посад, фонд №5, опись №1, дело №384. Сервис "Яндекс-архивы". С 1 января 1970 года в актовых записях о смерти стали указывать место и дату рождения по паспорту. Однако до 1998 года эти сведения в свидетельство о смерти не вносились.
С 1970 года в запись о смерти стали вносить также точное место работы и должность, а с 1979 г. – образование.
Запись о заключении брака
В 1918 году была введена форма № 4 записи о браке, а в 1926 году - форма ИР/3/3.
По умолчанию запись о заключении брака включала:
♦ дату регистрации брака;
♦ фамилии и имена вступающих в брак;
♦ возраст или год рождения жениха и невесты (может быть указана дата рождения);
♦ семейное положение до брака;
♦ в который по счету брак вступает;
♦ имеет ли детей;
♦ род занятий или социальное положение;
♦ место жительства жениха и невесты после вступления в брак;
♦ фамилия после заключения брака;
♦ особые примечания (для формы ИР/3/3 – особые отметки и разные отметки):
В ранних формах (до 1926 года) здесь могут встречаться указания на место рождения, если жених и невеста - приезжие или брак заключен в городе. Обычно в такой графе указывались предъявленные документы.
Актовая запись брака 1927 года. Источник: Архив г.о. Павловский Посад, фонд №5, опись №1, дело №230/ Акты записи брака Павлово-Посадской волости Богородского уезда 1927. Сервис "Яндекс-архивы". Запись о браке г. Павловский Посад 1920. Источник: Архив г.о. Павловский Посад, фонд №5, опись №1, дело №117. Сервис "Яндекс-архивы". Запись о браке г. Павловский Посад 1920. Источник: Архив г.о. Павловский Посад, фонд №5, опись №1, дело №117. Сервис "Яндекс-архивы". В графе "особые примечания" указаны места рождения жениха и невесты. В 1958 году появилась графа «место рождения», а с 1970 г. место рождения указывалось и в свидетельстве о заключении брака.
Запись о расторжении брака
В 1918 году была введена форма № 5 записи о разводе, а в 1926 - форма № ИР/3/4.
В запись о расторжении брака по умолчанию включались:
♦ дата постановления о разводе;
♦ дата и место заключения расторгаемого брака;
♦ национальность (начиная с формы № ИР/3/4);
♦ основание развода или название суда, выдавшего постановление о разводе;
До принятия семейного кодекса СССР в 1926 году для развода было нужно постановление суда, а с 1926 по 1970 годы граждане СССР могли разводиться прямо в ЗАГС.
♦ имена и фамилии разводящихся;
♦ род занятий или социальное положение;
♦ место жительства после развода;
♦ возраст;
♦ семейное положение до заключения брака;
♦ какой по счету брак;
♦ число детей в браке;
♦ фамилия, которую желают носить после расторжения брака;
♦ особые примечания (для формы ИР/3/4 - особые отметки, разные отметки);
Запись об усыновлении
На основании формы № ИР/3/13 (введена в 1926-27 годах):
• фамилия до усыновления;
• фамилия после усыновления;
• имя и отчество ребенка;
• дата рождения или возраст ребенка;
• место рождения ребенка;
• фамилия и имя усыновителей;
• фамилия, имя и отчество родителей;
• социальное положение и род занятий родителей;
• адрес усыновителей;
• особые отметки;
• предъявленные документы;
• подпись заявителя;
• разные отметки.
Структура форм, а также порядок их заполнения до конца 1950-х основывался на инструкциях НКВД. Поэтому, что именно будет в графах для особых пометок, содержащих так называемые «иные сведения», зависело от требований со стороны НКВД в определенные годы.
Актовые записи ЗАГС за период с 1918 по 1925 годы на данный момент практически полностью переданы в региональные архивы. С 1 января 2021 года действует ЕГР ЗАГС (Единый государственный реестр ЗАГС), который содержит записи, начиная с 1926 года.
Полезные материалы для исследования родословной:
"Как узнать место рождения родственника?"
Инструкция, как получить справку из ЗАГС в 2024 году
Акты записи брака г. Павлово-Посад, 1921 г.// Архив г.о. Павловский Посад, ф. 5, оп. 1, д. 128
Акты записи рождения Игнатьевской волости Богородского уезда, 1920 г.// Архив г.о. Павловский Посад, ф. 5, оп. 1, д. 120
Акты записи рождения Сауровский с/с Павло-Посадской волости Богородского уезда 20 февраля 1929-7 декабря 1929//Архив г.о. Павловский Посад, ф. 5, оп. 1, д. 356
Акты записи о смерти Игнатьевской волости Богородского уезда, 1920 г.// Архив г.о. Павловский Посад, ф. 5, оп. 1, д. 123
Акты записи смерти г. Павлово-Посад, 1921 г.// Архив г.о. Павловский Посад, ф. 5, оп. 1, д. 129
Акты записи смерти Павлово-Посадской волости Богородского уезда 4 января 1928-31 декабря 1928// Архив г.о. Павловский Посад, ф. 5, оп. 1, д. 260
Акты записи усыновления Павловского Посада. 1929 г.// Архив г.о. Павловский Посад, ф. 5, оп. 1, д. 302
Декрет ВЦИК о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния, 31 декабря 1917 года//Декреты Советской власти. Том I. 25 октября 1917 г. – 16 марта 1918 г. М.: Гос. издат-во политической литературы, 1957. https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/17-12-18.htm
Книга записей о рождении (Пироговский исполком), 1918 год//ГААО, ф. Р-3954, оп. 3, д. 29
Книга регистрации актов о браке Бюро ЗАГС Кончинского ВИК 20 ноября 1918-11 ноября 1928.//Архив г.о. Кашира, ф. 66, оп. 1, д. 185
Книги записей о рождении, о смерти, о заключении браков, о расторжении браков, о перемене имени (Карантиненский ВИК, Дурновский с/с), 1919 год // ГААО (Астрахань) ф. Р-3954, оп. 3, д. 28.
Петров К.В. Установление фактов с использованием актовых книг отделов ЗАГС в 1920-х гг.//Царскосельские чтения, 2017. С. 99-103
Постановлением Совета Министров СССР от 02.06.1969 N 410 «Об утверждении форм книг регистрации актов гражданского состояния»
Сивушков Е.Б. Формулировка вопросов в первичных документах текущего учета демографических событий в России (во вторых экземплярах книг записей актов гражданского состояния // Народонаселение: энциклопедический словарь.- Большая Российская Энциклопедия. – 1994. Приложение № 6.
По информации управляющего партнера компании «Дом семейных традиций «Кристиан» Михаила Шевелева, информацию для составления древа предоставил один из родственников Путина, который изучал родственные связи их семьи около 20 лет в качестве хобби.
По метрическим документам ему удалось найти данные на 13 поколений назад. Шевелев отметил, что по большей части родственники президента России жили в Тверской губернии, почти не перемещаясь по стране.
Он отметил, что при поиске информации о человеке существуют ограничения по закону о личной информации. Данные старше 75 лет до текущего момента — это общедоступная информация, никаких законодательных ограничений на работу с ней не существует.
Первым в основе представленного родословного древа указан некий Никита, кроме имени, о нем больше неизвестно ничего. Его сын Аким, как указано, жил между 1633 и 1677 годами, при первом правителе из дома Романовых Михаиле Федоровиче.
Генеалогия как основа сохранения семейных ценностей
Источник 21 мая 2024 г. в ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры» в рамках проекта «Диалог религий Южного Урала: стратегии конфессионального взаимодействия» состоялась открытая лекция для студентов «Генеалогия как основа сохранения семейных ценностей» Николая Антипина, заместителя директора Объединенного государственного архива Челябинской области, кандидата исторических наук. Ученый проанализировал вопросы, касающиеся генеалогии – вспомогательной исторической дисциплины, занимающейся изучением истории родов, происхождения отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением родословных. Н. Антипин акцентировал внимание слушателей на том, что сегодня генеалогия переживает новый этап своей популярности и развития от узкого понятия «вспомогательная историческая дисциплина» до самой массовой науки. «Генеалогия перестала служить инструментом подтверждения знатного происхождения, теперь потомки крестьян, мастеровых, мещан, купцов, духовенства, казачества, другие представители социальных и национальных групп интересуются прошлым своих предков. Часто не ограничиваются составлением генеалогического древа, а идут дальше, интересуясь вопросами повседневности, хозяйства, образа жизни, выходя на вопросы истории населенных пунктов, где веками жили предки. Изучение истории семьи стало естественной заменой интернационализма, изучение родословной позволило связать современность с дореволюционным прошлым, прийти к осознанию того, что за каждым человеком стоят поколения предков, создававших Московское государство, Российскую империю, советскую Россию. Важно, что обращение к истории своей семьи – это важный механизм в сохранении традиционных семейных ценностей, что отмечается в Указе Президента РФ Владимира Путина «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», - сообщил Николай Антипин.
Оратор дал полезные рекомендации слушателям: с чего начинать изучение истории семьи, какие обязательные этапы в этом исследовании необходимо пройти, как обратиться в архив и что можно найти там, как можно работать с архивными документами, не выходя из дома, какие полезные информационные ресурсы для этого доступны. Объяснил, что такое метрические книги, ревизские сказки, исповедные росписи, клировые ведомости и другие архивные документы. Использовал примеры истории уральских родов священнослужителей, купцов, казаков и крестьян. Проект «Диалог религий Южного Урала: стратегии конфессионального взаимодействия» реализуется ЧООО «Русский Культурный Центр» при поддержке Администрации г. Челябинска.
Уважаемые коллеги! Государственная публичная историческая библиотека России приглашает Вас принять участие в работе Научно-практической конференции «Чулковские историко-родословные чтения: Московская генеалогия», в Москве 14 сентября 2024 г.
Конференция названа в честь выдающегося историка, генеалога и москвоведа, профессора Московского университета и Историко-архивного института Николая Петровича Чулкова (1870-1940), который внес неоценимый вклад в изучение социальной истории, генеалогии, некрополистики и краеведения Москвы. Одновременно с конференцией в Исторической библиотеке будет представлена выставка печатного наследия Н.П. Чулкова.
На конференции предполагается рассмотреть следующие темы: – Историография и источники изучения Московской генеалогии. – Методы изучения истории и родословия Москвы. – Генеалогия родов и семей, чьи представители связанны с Москвой проживанием, владением недвижимостью, местом службы и иными факторами (приоритет отдается фамилиям, оставившим заметный след в российской политической и военной истории, культуре, искусстве, предпринимательстве, различных сферах духовной и общественной жизни). – Некрополистика Москвы и генеалогия. – Московское краеведение и генеалогия. Рабочий язык конференции – русский. Формат участия в конференции – очно-дистанционный. Заявки на участие в конференции посылаются отдельным файлом (см. приложенную форму заявки) и принимаются по электронной почте (shulkov.conf@shpl.ru) до 14 июня 2024 г. (включительно). Заявки, поступившие после этой даты, рассматриваться не будут. Оргкомитет оставляет за собой право отбора заявок. В случае поступления большого числа заявок (превышающего предусмотренные масштабы конференции) приоритет отдается заявкам, поступившим в первую очередь.
К началу конференции будет опубликован сборник тезисов докладов конференции, с последующим размещением его в информационно-аналитической системе РИНЦ. Исходя из этого, одновременно с заявкой представляются тезисы доклада. Заявки, поданные без приложения тезисов, рассматриваться не будут. Тезисы докладов посылаются отдельным файлом и должны представлять отредактированный и вычитанный текст в формате Word или Word 1997-2010 (docx, doc), шрифт Times New Roman. Объем текста не должен превышать 8000 знаков с учетом пробелов. Тезисы, превышающие данный объем, будут сокращены Оргкомитетом. Тезисы докладов, не имеющие электронного варианта в формате, совместимом с MS Word / OpenOffice.org, оформленные с существенными отступлениями от приведенных ниже требований, не будут приняты Оргкомитетом.
Правила оформления тезисов: 1) перед текстом должны быть указаны фамилия и инициалы автора; 2) текст заголовка набирается строчными буквами; 3) ссылки помещаются внутри текста в круглых скобках (подстрочные и затекстовые ссылки будут автоматически вырезаны); 4) не используются таблицы, диаграммы, рисунки, специальные шрифты и т.п.; 5) при указании дат в тексте слово «год» сокращается до «г.», «годы» – до «гг.», «век» – до «в.», «века» – до «вв.». В тексте используются только «парные кавычки» (исключение составляют закавыченные слова внутри цитаты, они должны быть обозначены лапками “…”); 6) тире (–) отделяется с обеих сторон пробелом, для обозначения промежутка между цифрами (хронологическими датами, а также номерами страниц) используется дефис (-) без пробелов; 7) список источников и литературы к тезисам не составляется. Оргкомитет подтверждает получение тезисов кратким письмом. Если Вы не получили такого подтверждения в течение 2-3 дней, значит Ваше отправление было потеряно при пересылке, и Вам необходимо связаться с Оргкомитетом. Транспортные расходы и расходы по проживанию в Москве оплачивает направляющая сторона или сам участник. Убедительная просьба – сопровождающую доклад презентацию (при eе наличии) подготовить в программе PowerPoint.
Оргкомитет конференции: М.Д. Афанасьев, Е.А. Ястржембская, М.Б. Башмаков, А.В. Матисон. Место и время проведения конференции: 14 сентября 2024 г. (суббота), здание Государственной публичной исторической библиотеки России по адресу: Москва, Старосадский пер., д. 9, стр. 1 Контакты: Телефон: 8 (495) 621-17-07 Эл. почта: npo@shpl.ru Форма заявки для участия в конференции в прилагаемом ниже файле Информационное письмо - скачать
Наш админ Юлия Забелло (Zabellisa) обожает круглые цифры. В результате она заступила на вахту у руля ВГД 9.09.2009г. и захотела отойти от дел 9.09.2024г. 15 лет пролетели как один миг! И все это время корабль ВГД уверенно продолжает свое плавание. Несмотря на суету разных там политиков, курс доллара и таяние арктических льдов. Мы созданы для вечности!)
Подводим итоги недавнего объявления о поиске нового админа. Всем, принявшим там участие большое спасибо. Вполне возможно мы еще вернемся к вашим предложениям.
Итак, теперь вести форум до осени вместе с Юлией будет админ-стажер Алина (Alina_S). Просим её любить, жаловать и поддерживать. Алину можно особо не представлять - она на форуме давно, из СПб, любит генеалогию и пользуется уважением у других. Да что там говорить, она застала первую ведущую Ludmillu!
Одновременно сообщаем, что модератором "военного" раздела будет москвичка Татьяна (tatust). Успехов ей в развитии столь важного направления!
11-12 мая 2024 г. состоится V Уральский "Хронограф памяти"
Приглашаю принять участие в V Уральском родоведческом форуме "Хронограф памяти". II съезд потомков кармацких (тюменских) маляров красильщиков
Как всегда — в с. Нижняя Синячиха Алапаевского района Свердловской области. Программу прилагаю.
По организационным вопросам обращаться ко мне (godro@mail.ru, +79122108991) и к представителю Нижнесинячихинского музея Ирине Александровне Валовой (irinavalova739@gmail.com, +79530003282)
Восстановлено генеалогическое древо загадочного народа авары
Крупнейшее на данный момент исследование, касающееся изучения древней ДНК в рамках одного или нескольких поселений, позволило ученым восстановить генеалогическое древо нескольких родов аваров — загадочного народа, который появился в Европе в VI веке нашей эры и быстро набрал силу. Материалы опубликованы в журнале Nature.
История без письменности
О самом факте существования аваров ученые знают по документам других народов и археологическим находкам. Авары появились в центре Европы в разгар Великого переселения народов IV—VII веков, а значит, вероятно, пришли откуда-то с востока. В Европе они довольно быстро создали Аварский каганат, просуществовавший около 260 лет. Активно участвовали в войнах: иногда как союзники Византии, иногда — как противники. Также постоянно вступали в столкновения с другими народами, населяющими регион. При этом сами авары летописей о себе не оставили. О них практически ничего неизвестно — даже на каком языке говорили. Восполнить пробелы сейчас помогает генетика. Прошлые исследования ДНК показали, что генетически люди, похороненные на первых аварских кладбищах в Европе, то есть в VI веке, имели общее происхождение с людьми, похороненными в Монголии всего на несколько десятилетий ранее. Это доказывает гипотезу о происхождении авар — они действительно пришли из Средней Азии, преодолев около 7000 км. Но как авары адаптировались на новой территории? Как скрепляли свое сообщество? Какие обычаи у них бытовали?
Кладбища вместо документов
Археологи могут проследить распространение культуры по тем или иным предметам. Антропологи — получить некоторые данные о конкретных людях и образе их жизни по фрагментам костей и зубов. А генетики, которых все чаще привлекают к историческим исследованиям, могут пойти еще дальше: проследить родственные связи и определить, кем приходились друг другу лежащие в соседних могилах люди. Для нового масштабного исследования команда специалистов из разных стран Европы выбрала четыре аварских кладбища из Среднедунайской низменности, бывшей центром каганата. При этом надо учитывать, что авары жили, в основном, как кочевники-скотоводы, поэтому тут стоит говорить даже не о стационарных поселениях, а об устоявшихся социальных группах. На всех этих погостах людей хоронили с первых годов переселения и практически до падения аварского государства. В сумме проанализирован геном 424 человек. «Мы стремились изучить структуру населения, родство и социальную организацию этого сообщества. Мы идентифицировали 298 биологически близких людей, что позволило нам реконструировать обширные родословные и построить сети дальнего родства по всей равнине. Поразительные закономерности позволили нам проследить родство и социальные практики, получить представление о мобильности мужчин и женщин и уточнить хронологию», — описывают работу авторы.
Куда пропали дочери?
За более чем 250 лет существования каганата в нем сменились девять поколений: от мужчин, умерших вскоре после прибытия в Европу, до мужчин, кто жил в последние годы каганата на границе VIII-IX веков. И в этом заключается одна из ярких особенностей сообщества — родословная по мужской линии прослеживается, но останков дочерей практически нет. На примере одного из кладбищ это выглядит так. В целом количество людей обоих полов примерно равное — что логично для погоста в любом поселении или кочевой общине. Но если посмотреть на генетические линии, то 102 человека приходятся сыновьями кому-либо с этого же кладбища, причем меньше 25% — дети и подростки. Дочерями же кому-то из похороненных здесь людей приходятся 20, из них только пятеро, или 25%, — взрослые. При этом на том же кладбище прослеживается всего две мужские генетические линии и около 50 женских. Однако, на взгляд исследователей все логично. «Мы наблюдаем, что женщины, взятые замуж из-за пределов общины, играют центральную роль в соединении различных мужских линий как внутри этого сообщества, так и между разными общинами всего региона», — поясняется в статье. То есть, у аваров было принято отдавать дочерей замуж за пределы общины и, соответственно, жениться на девушках из других родов. Среди сотен человек встречен всего один случай сожительства между родственниками (если судить по общим детям), да и то родство было в шестом колене. Эта деталь, кстати, говорит и о другом обычае: очевидно, что авары отслеживали свою родословную на несколько поколений в прошлое — иначе избежать смешения родственной крови не удалось бы. Ученые считают, что такой подход обеспечивал генетическое разнообразие и здоровье народа, и при этом позволял мужчинам оставаться в своем родном социуме. Это отразилось и на общественном строе: родство через пришлых женщин скрепляло разные группы аваров. Но совсем издалека жен привозили редко, в основном все невесты были родом из окрестных сообществ.
Поздние браки, многомужество и многоженство
Хотя анализ ДНК — не запись в ЗАГСе, по нему можно восстановить и то, как именно образовывались семьи. Например, проанализировав всю совокупность данных, ученые обнаружили, что практиковались левиратные союзы. То есть, если женщина становилась вдовой, ее брал замуж родственник скончавшегося мужа. «Это часто встречается в скотоводческих обществах. Обычай левирата был распространен в Центральной Азии и на Кавказе до недавнего времени. Хотя это и не упоминается об аварах, левиратные партнерства засвидетельствованы в современных письменных источниках у некоторых степных народов, что позволяет предположить, что наши находки говорят об официальном левирате, а не внебрачных отношениях», — комментируют авторы исследования. Они также допускают, что в некоторых случаях речь могла идти и о полиандрии — то есть, сожительстве женщины с несколькими мужчинами. Имеются и доказательства обратного — многоженства. Есть примеры, когда от одного мужчины детей рожали и три, и четыре женщины. «Около 85% этих мужчин — [на момент смерти были] старшего возраста, 35–59 лет. Молодой возраст партнерш-женщин на момент смерти может указывать на последовательные браки. Но наличие более возрастных партнеров-женщин в нескольких случаях предполагает полигинию. Это означает, что многоженство могло не ограничиваться высшим слоем общества, для которого этот факт известен из исторических источников, но также имела место среди населения в целом», — отмечается в статье. Любопытно, что данные об аварах опровергают стереотип о раннем замужестве в традиционных сообществах. Проследить это удалось благодаря традиции хоронить семью, то есть родителей и детей, вместе, отделяя при этом от других родственников. Около могил взрослых людей и совсем маленьких детей хоронили девушек 16–19 лет и юношей 18–22 лет. С другой стороны, в таких семейных группах на момент смерти самым молодым матерям было 18–22 года, самым молодым отцам — 24–29 лет.
Сайт «Эспонтон» представляет собой открытый информационный ресурс, предназначенный для поиска сведений о военнослужащих всех учреждений, корпусов, родов и видов войск российской регулярной армии XVIII века. Основным источником этих сведений являются документы Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА). В меньшей степени задействованы документы других архивов (РГАДА, РГИА, ВИМАИВиВС) и печатные издания указанного временного периода.
Поиск по всем разделам сайта можно начать через главный поисковый блок на данной странице. Помимо этого, собственная система поиска есть у каждого из разделов.
В настоящее время сайт содержит свыше 400.000 записей о генералах, офицерах и нижних чинах, основная часть которых приходится на полки и батальоны полевой армии 2-й половины XVIII века, однако будет регулярно пополняться как в плане расширения хронологических рамок, так и в плане разнообразия войсковых частей и учреждений.
Уважаемые коллеги! на сайте ГАСО появилось вчера следующее объявление.
[q]
[q]
Уважаемые исследователи! Руководство архива регулярно проводит встречи с посетителями читального зала для обсуждения различных вопросов, связанных с работой архива. Мероприятия проходят в конструктивной атмосфере, и администрация ГАСО всегда готова выслушать пожелания и предложения исследователей, а также ответить на их вопросы. 28 марта 2024 года впервые состоится видеообращение директора Токарева Виктора Николаевича на странице сообщества ОГУ ГАСО в социальной сети «Вконтакте» , в котором он ответит на самые важные и актуальные вопросы по работе архива. Свои вопросы пожелания и предложения Вы можете разместить в комментариях под публикацией в период с 14 по 21 марта 2024 года, либо отправить по электронной почте regarc_saratov@mail.ru с пометкой «Обратная связь» в теме письма. Дополнительно все ответы будут размещены в разделе «Новости» на сайте архива и на странице сообщества ОГУ ГАСО в социальной сети «Вконтакте» . Ждём интересных вопросов и будем рады общению с Вами.
[/q]
[/q]
Это радует, наконец -то архив вышел в "свет" )))) ой, т.е. ВК ____________
Нейросеть «Яндекса» расшифровала данные о миллионах предков россиян Нейросеть «Яндекса» всего за год распознала в сервисе «Поиск по архивам» более 60 тысяч рукописных и печатных текстов середины XVIII — начала XX веков. В сумме это более 10 миллионов страниц или 492 миллионов строк информации о людях, родившихся в России до революции.
Сервис «Поиск по архивам» предоставляет историкам, социологам, демографам и журналистам данные об исторических событиях и личностях, а обычным людям — информацию о своих предках. Необходимо лишь ввести слово, упоминание которого нужно найти, в поисковую строку. За год пользователи просмотрели расшифрованные нейросетью документы уже более 20 миллионов раз.
Технология «Яндекса» основана на оптическом распознавании символов: нейросеть узнаёт утратившие актуальность знаки, учитывает особенности почерка и преобразует трудночитаемые записи в печатный текст. Для работы с вёрсткой газетных страниц ИИ специально адаптировали: он научился распознавать текст на огромных полосах, набранный мелким шрифтом на низкоплотной бумаге.
Сейчас в «Поиске по архивам» доступны документы из архивов 11 регионов, в том числе Москвы, Московской, Оренбургской, Новгородской, Иркутской, Астраханской и других областей. Там хранятся расшифрованные архивные дела и оцифрованные страницы периодических изданий, таких как «Советский спорт», «Вечерняя Москва» и епархиальные ведомости, а также данные о людях, родившихся в дореволюционные времена.
Государственная публичная историческая библиотека России приглашает Вас принять участие в работе Научно-практической конференции
«Чулковские историко-родословные чтения: Московская генеалогия», которая состоится в Москве 14 сентября 2024 г.
Конференция названа в честь выдающегося историка, генеалога и москвоведа, профессора Московского университета и Историко-архивного института Николая Петровича Чулкова (1870-1940), который внес неоценимый вклад в изучение социальной истории, генеалогии, некрополистики и краеведения Москвы. Одновременно с конференцией в Исторической библиотеке будет представлена выставка печатного наследия Н.П. Чулкова. На конференции предполагается рассмотреть следующие темы: – Историография и источники изучения Московской генеалогии. – Методы изучения истории и родословия Москвы. – Генеалогия родов и семей, чьи представители связанны с Москвой проживанием, владением недвижимостью, местом службы и иными факторами (приоритет отдается фамилиям, оставившим заметный след в российской политической и военной истории, культуре, искусстве, предпринимательстве, различных сферах духовной и общественной жизни). – Некрополистика Москвы и генеалогия. – Московское краеведение и генеалогия. Рабочий язык конференции – русский. Формат участия в конференции – очно-дистанционный.
Заявки на участие в конференции посылаются отдельным файлом (см. приложенную форму заявки) и принимаются по электронной почте ( shulkov . conf @ shpl . ru ) до 14 июня 2024 г. (включительно). Заявки,поступившие после этой даты, рассматриваться не будут. Оргкомитет оставляет за собой право отбора заявок. В случае поступления большого числа заявок (превышающего предусмотренные масштабы конференции) приоритет отдается заявкам, поступившим в первую очередь. К началу конференции будет опубликован сборник тезисов докладов конференции, с последующим размещением его в информационно- аналитической системе РИНЦ. Исходя из этого, одновременно с заявкой представляются тезисы доклада. Заявки, поданные без приложения тезисов, рассматриваться не будут. Тезисы докладов посылаются отдельным файлом и должны представлять отредактированный и вычитанный текст в формате Word или Word 1997-2010 (docx, doc), шрифт Times New Roman. Объем текста не должен превышать 8000 знаков с учетом пробелов. Тезисы, превышающие данный объем, будут сокращены Оргкомитетом. Тезисы докладов, не имеющие электронного варианта в формате, совместимом с MS Word / OpenOffice.org, оформленные с существенными отступлениями от приведенных ниже требований, не будут приняты Оргкомитетом. Правила оформления тезисов: 1) перед текстом должны быть указаны фамилия и инициалы автора; 2) текст заголовка набирается строчными буквами; 3) ссылки помещаются внутри текста в круглых скобках (подстрочные и затекстовые ссылки будут автоматически вырезаны); 4) не используются таблицы, диаграммы, рисунки, специальные шрифты и т.п.; 5) при указании дат в тексте слово «год» сокращается до «г.», «годы» – до «гг.», «век» – до «в.», «века» – до «вв.». В тексте используются только «парные кавычки» (исключение составляют закавыченные слова внутри цитаты, они должны быть обозначены лапками “…”); 6) тире (–) отделяется с обеих сторон пробелом, для обозначения промежутка между цифрами (хронологическими датами, а также номерами страниц) используется дефис (-) без пробелов; 7) список источников и литературы к тезисам не составляется.
Оргкомитет подтверждает получение тезисов кратким письмом. Если Вы не получили такого подтверждения в течение 2-3 дней, значит Ваше отправление было потеряно при пересылке, и Вам необходимо связаться с Оргкомитетом. Транспортные расходы и расходы по проживанию в Москве оплачивает направляющая сторона или сам участник.
Убедительная просьба – сопровождающую доклад презентацию (при eе наличии) подготовить в программе PowerPoint. Оргкомитет конференции: М.Д. Афанасьев, Е.А. Ястржембская, М.Б. Башмаков, А.В. Матисон. Место и время проведения конференции: 14 сентября 2024 г. (суббота), здание Государственной публичной исторической библиотеки России по адресу: Москва, Старосадский пер., д. 9, стр. 1
Форма заявки для участия в конференции ФИО (полностью, отчество при наличии) Ученая степень (при наличии) Ученое звание (при наличии) Место работы Должность Членство в генеалогических обществах Номер телефона E-mail Название доклада Предполагаемый формат участия (очно, дистанционно) Контакты: Телефон: 8 (495) 621-17-07 Эл. почта: npo@shpl.ru
О создании Национальной базы генетической информации
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил Минобрнауки до 1 сентября 2025 года создать и ввести в эксплуатацию Национальную базу генетической информации. Соответствующий документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.
«Министерству науки и высшего образования Российской Федерации до 1 сентября 2025 г. обеспечить создание и ввод в эксплуатацию государственной информационной системы в области генетической информации «Национальная база генетической информации», — говорится в постановлении.
В положении о Национальной базе генетической информации указывается, что целями создания системы являются обеспечение национальной безопасности, охраны жизни и здоровья граждан, а также суверенитета в сфере хранения и использования генетических данных. Кроме того, база должна будет обеспечивать обмен информацией, содержащейся в системе, между федеральными государственными органами, органами местного самоуправления и обладателями генетических данных при их взаимодействии в рамках генно-инженерной деятельности.
Задачами и функциями базы генетической информации, в частности, являются хранение информации по всему многообразию биообразцов, включая растения, животных, микроорганизмы дикой природы, промышленные микроорганизмы, вирусы, исключая персонифицированные генетические данные человека, а также особо опасные патогенные микроорганизмы и вирусы. В задачи и функции базы также входят паспортизация биообразцов; обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства; поиск и классификация генетической информации; обеспечение среды коммуникации для профессиональных сообществ; накопление данных, получаемых при реализации Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019-2030 годы.
Президент РФ Владимир Путин подписал закон о создании в России единой базы генетической информации в конце декабря 2022 года. В документе указывалось, что Национальная база генетической информации создается для обеспечения национальной безопасности, охраны жизни и здоровья граждан. Она призвана гарантировать суверенитет в сфере хранения и использования генетических данных, а также обмен информацией между госорганами и обладателями генетических данных. В законе было введено понятие «генетическая информация». Под ним подразумеваются сведения о генетической информации различных биологических объектов, представленные в форме, пригодной для сбора, систематизации, накопления, хранения, уточнения, использования, распространения и уничтожения таких данных.
Сегодня необычный день. Потому что на ВГД в 15-26 зарегистрировался 600-тысячный посетитель! (посмотрите цифры в правом верхнем углу) Плохие мы или хорошие, навороченные или старомодные, но факт есть факт – в России (и её окрестностях) ВГД самый популярный интернет-ресурс по генеалогии.
Тысячи форумчан на нашей площадке общаются, делятся опытом, находят добровольных помощников или частных специалистов... Можно сказать ВГД является машиной времени, на которой путешествует не одно поколение наших людей
ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Кафедра документоведения, права, истории и русского языка
Уральское историко-родословное общество IV Уральская молодежная родоведческая научно-практическая конференция Дата проведения: 30 марта 2024 года
Для участия в обсуждении практических вопросов составления родословий, существующих проблем генеалогических разысканий приглашаются студенты образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, а также школьники. В рамках конференции планируется обмен опытом по поиску информации и составлению родословных росписей, общение с членами Уральского историко-родословного общества, мастер-классы известных уральских генеалогов, а также выставка работ участников конференции, посвященная родословиям конкретных родов (фамилий) На обсуждение предлагаются следующие проблемы: – мой род в истории Урала /страны; – опыт составления и оформления родословной росписи конкретного рода; – история уральских родов; – практические проблемы составления родословий; – источники для составления родословных росписей; – генеалогия в интернете; – биографии уральцев: к проблеме изучения.
Для участия в конференции необходимо подать заявку через гугл-форму по https://forms.gle/fL2GjK4W2ZTRxU8c9 или по электронному адресу rodovedcheskaya@mail.ru (в поле «тема письма» указать: родоведческая конференция, Фамилия участника) в срок до 17 марта 2024 г. В заявке необходимо указать: 1) фамилию, имя, отчество; 2) название учебного заведения; 3) курс (класс); 4) контактный телефон; 5) адрес электронной почты; 6) тему выступления; 7) краткую аннотацию выступления (не >300 зн.); 8) сведения об участии в выставке родословных росписей; 9) ФИО научного руководителя. Всем участникам будут выданы сертификаты и дипломы; учителям, преподавателям, научным руководителям – благодарственные письма. Вопросы можно задать по указанной электронной почте или по телефонами: 8 922 60 71 255 – Ларионова Марина Бариевна (РГППУ); 8 912 21 08 991 – Елькин Михаил Юрьевич (председатель УИРО).
В Италии идет судебное разбирательство по делу косметолога из Неаполя, которая объявила себя незаконнорожденной дочерью миллиардера Тонино Ламборгини и наследницей компании Lamborghini. Об этом пишет The Daily Telegraph.
35-летняя Флавия Борзоне обратилась в суд и заявила, что появилась на свет в 1988 году в результате романа ее матери Розальбы Колоссимо и Ламборгини. Женщина якобы познакомилась с сыном основателя легендарного автомобильного бренда Ферруччо Ламборгини в 1980 году в Милане. Представители семьи Ламборгини заявили, что Колоссимо и Борзоне лгут. Однако 29 января женщина предоставила суду доказательства родства с бизнесменом в виде ДНК-теста, проведенного специалистами Университета Феррары.
Согласно исследованию, она действительно является дочерью 76-летнего Ламборгини. В качестве сравнительного материала для теста использовалась слюна 29-летней певицы Элеттры Ламборгини — дочери бизнесмена. Выяснилось, что Борзоне наняла частного детектива. Он сумел раздобыть соломинку для напитков, которой воспользовалась Эллетра. С соломинки, уже прозванной в итальянской прессе «соломинкой тысячи тайн», был получен необходимый образец ДНК.
Борзоне также рассказала, что в 2019 году встретилась с предполагаемым отцом и скрытно записала разговор с ним. В ходе беседы он подтвердил, что имел отношения с матерью Борзоне. Эта запись была также предоставлена суду.
В свою очередь, юристы семьи Ламборгини заявили, что образец ДНК Элеттры Ламборгини был получен незаконно, а тест проводился без ее согласия, так что не может быть принят в качестве официальной улики. Продолжение судебного разбирательства перенесено на март.
В данный момент автомобильный бренд Lamborghini принадлежит Volkswagen Group. Тонино Ламборгини возглавляет компанию Tonino Lamborghini Ltd, которая производит предметы роскоши.
В августе 2023 года пожилая израильтянка объявила, что она марокканская принцесса и начала судебный процесс с целью подтвердить свое происхождение. 70-летняя Джейн Бензакен назвала себя незаконнорожденной дочерью бывшего короля Марокко Хассана II.
К началу 2024 года оцифровано более 5 тыс. архивных дел в составе более 180 тыс. листов, собраны документы о судьбе более чем 684 тысяч эвакуированных жителей блокадного Ленинграда
КОЛЛЕКЦИЮ "ПАМЯТЬ УРАЛА" В 410 МЕТР. КНИГ ПЕРЕДАЮТ ГАСО
Православная пресса сообщила о передаче в ГАСО 410 томов метрических книг из Екатеринбургской духовной семинарии, эту тему 3 (!!) года пробивал "Архивный дозор", из местных жителей тему поддерживала только местный член АДа Наталья Латотина. Сканирование метрик в Семинарии было осуществлено на технике, предоставленной членом АДа Кириллом Чащиным. https://orthodox-newspaper.ru/...6347892653 Напомню до этого АД пробил передачу в архив Дагестана более 140 томов метрик из Тарумовского и Кизлярского ЗАГС.
Путин предоставил гражданство РФ потомку Екатерины II
Российский президент Владимир Путин подписал указ о предоставлении российского гражданства потомку Екатерины II Андрею Калагеорги.
В указе отмечается, что в гражданство России принимается Андрей Лео Калагеорги, который родился 1 июня 1967 года в США. https://dzen.ru/a/ZZ0NgnFzXSB0IxRY
Андрей Лео Калагеорги - прямой потомок императрицы Екатерины II и светлейшего князя Григория Потёмкина.
Московские школьники нашли уникальные арх. документы
Ракова: архивным документам дали статус уникальных благодаря школьникам Москвы В Москве завершилось первое полугодие проекта «Уникальные документы. Взгляд нового поколения». Как рассказала вице-мэр Анастасия Ракова, за несколько месяцев ученики столичных школ и колледжей успели поработать с документами известных медиков и деятелей театра и кино, которые учились в Императорском Московском университете и чьи личные дела сейчас хранятся в Главархиве Москвы. В итоге документы из шести личных дел выдвинуты на включение в Реестр уникальных документов Москвы.
«Мы системно подходим к историческому воспитанию школьников. Мы даем им возможность изучать артефакты не только в онлайн-формате за партами в “Московской электронной школе”, но и знакомиться с ними вживую. Так родился совместный проект Главархива Москвы и столичного Департамента образования и науки - «Уникальные документы. Взгляд нового поколения». Его участники исследуют документы и составляют собственные проекты о биографии выдающихся исторических деятелей», — отметила Ракова.
По ее словам, проект «Уникальные документы. Взгляд нового поколения» работает с сентября 2023 года. Он организован Главархивом Москвы и Московским центром воспитательных практик столичного Департамента образования и науки Москвы.
«По результатам исследований участников проекта специалисты Главархива выдвинули документы из шести личных дел студентов Императорского Московского университета - Ивана Сеченова, Николая Пирогова, Николая Склифосовского, Евгения Вахтангова, Александра Островского и Василия Кандинского - на включение в Реестр уникальных документов Москвы. Всего учащиеся исследовали около 550 особо ценных документов. Сейчас мы уже запустили отборочный этап на второе полугодие проекта», — рассказала Ракова.
В настоящее время финалистами проекта стали почти 30 человек, всего заявки на участие подали более 450 учеников школ и колледжей. В рамка проекта школьники с восьмого по одиннадцатый класс и студенты колледжей изучают документы студентов и преподавателей Императорского Московского университета, которые внесли большой вклад в развитие Москвы и страны в разных областях науки, творчества, общественной деятельности. С января и до конца апреля ученики будут исследовать материалы математиков и ученых естественных наук, литераторов, предпринимателей, общественных деятелей и историков.
Участники проекта изучают методику исследования архивных материалов и знакомятся с тем, как архивисты работают в хранилищах и специалисты реставрируют документы в лаборатории Главархива, а также готовят биографические справки о выдающихся соотечественниках. Тезисы из финальных работ учеников затем используют специалисты Главархива в подготовке заключений при представлении отобранных документов на присвоение им статуса уникальных и внесении их в Государственный реестр уникальных документов архивного фонда Москвы. Ссылка