Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

  BobkovNV, Г. Жуковский, МО
Профиль
Отзывы
Сообщения
Геометки
Друзья
В друзьях
Древа
GEDCOM

BobkovNV

Создайте аккаунт или войдите, чтобы отправить личное сообщение этому пользователю и увидеть его полные контактные данные

Последние 30 сообщений BobkovNV

Тема: Ковакса
15.07.2025, 0:01

Крестьянские прозвища в период 17 - начала 18 веков.
Проведён анализ 5-и текстовых источников - это переписные и писцовые книги 1623, 1646, 1678, 1710 и 1717 годов.

1. Деревня старое Туманово:
Сверкалов
Кадомец
Пузырь
Худяков
Завьялов
Горшков
Мешков
Куварда
Горбунов
Заец
Зима
Корташ → Корташев
Селезень → Селезнев
Дружинин
Данилов
Сурин
Федорин
Патрин
Липин
Уторин
Варламов
Шахаев
Неустратов
Дерябин
Мошков
Фалин
Саломеев
Брызгалов
Томилов
Токарев
Волков
Антонов

2. Село новое Туманово:
Зрин → Зринов
Березин → Березов
Крячок
Дерябин
Кавакин,
Молотков
Варламов
Раздобара
Дружинин
Вострой
Сырохватов
Лукин/Лупин
Ундалец
Мымра
Мясников
Зубок
Лощихин
Токарь → Токарев
Клюй
Бральин
Шишкин,
Воложнов/Воложной
Подуруй
Невитов,
Светецкий
Бурнуков
Пастух
Патрин
Портной
Балуй → Балуев
Рогов
Бормотов
Рыжев
Селезень
Кожин
Голубятков
Мызников
Холкин
Бусурманов
Седой
Косов
Медведев
Колпашников
Рожок
Полегоча
Серякуш/Серякушский
Рукотеря
Маресев
Чогин
Сажа → Сажин
Кашинцов
Донской
Неверов
Потехин
Баранов
Кузнец → Кузнецов
Блинников
Тамилов
Ошкуров
Тяптеров
Боровков
Скачен
Мешалкин
Курбатов
Дадоров
Киселев
Воронов → Воронин
Горшков
Лепунов
Скворцов
Рябов
Козин → Козулин
Котков
Силин
Брызгалов
Карасев
Галанин
Стрижов
Важняков/Вежнелов
Ермаков
Горячкин
Мачахин/Мочахин
Акатов
Жуков

3. Деревня Котиха:
Скворцов
Казначеев
Березин
Горбунов
Горшков,
Зрин → Зорин
Казанец
Боровков
Клюев
Кузнецов

4. Деревня Ковакса:
Кадомец
Липин
Сырохватов
Тарабора → Табуров
Долгой
Мочалов
Батанин
Ковакин
Бабин
Уторин
Зиновьев
Новиков
Молотков
Опарышев
Галанин
Боровков
Сыченков


Тема: Ковакса
2.07.2025, 22:47


BobkovNV написал:
[q]
На всем известном сайте Лысковская Епархия есть проекты "Клирики" и "Храмы".
В проектах стали появляться сведения по священослужителям и церквям с указанием источника ЦАНО.
Где есть три неоднозначные записи:

42. Фивейский Михаил Модестович. Священник Троицкой Церкви с.Ковакса Арзамасс.уезда. ... Ф.570,оп.559,ед.хр.125 за 1916 г., Ф.1016, оп.2,ед.хр.162 за 1921 г.

113. ВИНОГРАдов Валентин Павлович. Псаломщик Троицкой Церкви с.Ковакса Арзамасс.уез. ... Ф.570, оп.559,ед.хр.98 за 1916 г.

73. с. Ковакса Арзамасс. уезд.Троицкая церковь с. Ковакса построена в 1805 г. тщанием прихожан. Здание каменное, с отдельно стоящей каменной колокольней. Теплый храм, каменный, построен в 1832 г. тщанием прихожан. Храм поместительный, обнесен каменною оградою, при теплом храме имеется сторожка.

Откуда мы узнаем что в селе оказывается была и вторая церковь - Троицкая. Возможно это ошибки или я что-то не понимаю. Также в селе были и раскольнические церкви и молельни в разное время - как вариант. Даже не знаю что и думать.

По всем имеющимся данным в селе была одна церковь - Никольская. Фивейский был последним священником в ней пред закрытием. В настоящее время даже стоит именной крест рядом с храмом. ВИНОГРАдов по МК никогда не служил в здесь.

Всегда ждешь новую информацию по исследуемому объекту, но тут тот момент когда ей не очень рад.
[/q]



Наконец-то появились новые данные по священнослужителям села Ковакса, благодаря исследователям деревни Котиха:
В деревне была выстроена новая церковь в 1916 году во имя Николая Чудотворца и просуществовала до 1836 года. В ней служили иерей Петр Троицкий с 1816 года, псаломщик Валентин Виноградов, заведующий церковно-приходской школой и иерей Алексей Успенский, регент церковного хора Раиса Павловна Троицкая.

по этим данным можно предположить следующее:

1. Петр Иванович Троицкий служил псаломщиком а затем дьяконом в селе Ковакса с 1910 по май 1917 года. Возможно затем он перешел на новую должность во вновь построенную церковь в Котихе.

2. По данным Лысковской епархии в Коваксе также служил псаломщиком Виноградов Валентин Павлович в 1916 году, но здесь могла произойти ошибка и вместо Котихи указали село Ковакса, так как в метрических книгах села он не указан и в это время в псаломщиках был Петр Троицкий а после него Василий Козокин из крестьян села.

3. Раиса Павловна Троицкая в Коваксе работала в земской школе учительницей в 1916-1921 годах, и скорее всего в Котихе занималась обучением хоровому пению в новой церкви.

4. Алексей Федорович Успенский священник села Ковакса, но он умер в 1915 году.

5. Так как в метрических книгах за 1916-1918 года в селе Ковакса очень много прихожан из деревни Котиха (так указано в документе, значит еще церкви не было), то построена она была позже или обряды совершались в Котихе а метрические записи велись в Коваксе. Возможно была построена в 1916 а освещена позже. Так же нет в архивах метрических книг по селу Котиха, которые должны были вестись священниками новой церкви. Тут небольшая нестыковка по годам, это предстоит выяснить и объяснить.

Конечно Петр Троицкий и Алексей Успенский это могут быть тезки и ни как не связаны с селом Ковакса.

Тема: Ковакса
2.07.2025, 22:12


BobkovNV написал:
[q]
21 сентября 1833 года Никольская деревянная церковь сгорела от бывшего в том селе пожара
[/q]


В рукописи посвященной крестьянскому роду Антоновых из Коваксы есть сведения о появлении улиц. В ней описывается что в селе было всего две улицы до отмены крепостного права в 1861 году это Казенная и Новосильцева, названные так по проживанию на них государственных и помещичьих (по фамилии помещика) крестьян. А после дарования государем Александром 2 свобод появляется еще одна улица Новая. Названа она так потому-что выстроена заново с нуля после пожара в селе произошедшего по причине массовых празднований в честь отмены крепостного права. Крестьяне так гуляли что сожгли пол села, пришлось ставить новые дома на новом месте и их было так много что образовалась новая улица, параллельная Казенной.

Но исходя из новых данных 1833 года и карте Менде 1850 года, предполагаем что Новая улица была образована после пожара в 1833 году когда и сгорела первая деревянная церковь.
Если смотреть на карту то уже на 1850 год видно три улицы Новосильцева, Казенная и Новая.

mende1850.jpg

Тема: Ардатовский уезд
26.06.2025, 16:36

Первомайская библиотека.
Книга краеведа Николая Федоровича Клюева, статья "Рогожская больница"

Рогожская земская больница (она же Карамзинская) располагалась в селе Рогожка.

img_20250625_164229_411.jpgimg_20250625_164229_493.jpgimg_20250625_164229_516.jpgimg_20250625_164229_502.jpgimg_20250625_164229_369.jpgimg_20250625_164229_475.jpgimg_20250625_164229_818.jpgimg_20250625_164229_737.jpgimg_20250625_164229_203.jpg

Тема: Ковакса
19.06.2025, 23:24

Прошение о постройке нового каменного Храма в селе Ковакса
(ЦАНО ф.570 оп.557 д.127)

16 апреля 1836 года церковный староста села Ковакса Феоктист Петров Бутусов подаёт прошение епископу Нижегородскому и Арзамасскому Иоанну на постройку новой церкви. В нем он пишет что минуло уже три года как в селе сгорела деревянная церковь и прихожане желают выстроить вновь каменную церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. К прошению прикладывает план и фасад новой церкви, а также приговор прихожан, справку и согласие церковнослужителей села. На строительство староста предлагает употребить хранящиеся в церковной кошельковой кассе 1000 рублей.

Приговор прихожан села подписывают 53 крестьянина, избирая церковного старосту Феоктиста Петрова исполнителем для подготовки документов по строительству церкви и подачи прошения в нижегородскую духовную консисторию.

В справке представленной благочинным Василием Грициановым описывается, что 21 сентября 1833 года Никольская деревянная церковь сгорела от бывшего в том селе пожара. Сразу после этого бедствия крестьяне подали прошение о возведении у себя временной часовни до постройки новой церкви на что и получили разрешение от духовных властей. В часовню поместили спасённые св. образа, ризницу и церковную утварь. Также сообщается, что в оном селе церковной земли имеется:
- селидебной но только под домами причта, да и та неудобная;
- пашенной и сенокосной 33 десятины;
- усадебной не имеется.
Штат причта однокомплектный при одном священнике положено быть диакону и двум причетникам, которые ныне и состоят все на лицо.
Прихожан мужеского пола 921 душа, из них раскольников «Спасова согласия» 360 душ.
Кошельковая церковная сумма составляла на 1-ое января 1836 года 1172 рубля.

26 апреля Нижегородской духовной консисторией было слушано прошение церковного старосты села Коваксы о построении новой каменной церкви вместо сгоревшей. Определено: «как из учинённой справке видно, что в селе Ковакса усадебной церковной земли не имеется, то объявить прихожанам, чтобы они отписали причту усадебной земли, без чего и позволить вновь церковь строить нельзя».

Далее 27 июля в Нижегородскую духовную консисторию подаёт рапорт благочинный 1-го ведомства по Арзамасскому уезду священник села Абрамова Василий Грицианов.
В нем он пишет что объявил крестьянам села решение духовной консистории в части нехватки церковной земли. На что церковнослужители села Ковакса ответили своим рапортом, в котором пишут о том,что в их селе усадебная земля находиться на одном поле вместе с пашенными и луговыми землями в полном количестве, кроме селидебной которая стоит под домами причта. Этот рапорт был подписан окружным межевым землемером господином Дроновым и священником села Выездное Петром Алексеевым.

30 июля после рассмотрения рапорта Василия Грицианова написана докладная. В ней духовная консистория показывает, что в рапорте не указано сколько и какой меры находиться земли у церкви и священнику вновь предписывают отрапортовать сколько и какой именно в селе Ковакса находиться земли, причём на усадебную и селидебную землю составить план, а также показать на этом плане место на котором предполагается построить церковь.

Во исполнении данного указа благочинный Василий Грицианов 16 сентября 1836 года подает второй рапорт в Нижегородскую духовную консисторию.
В котором прилагает план с описанием:
в селе Ковакса церковной земли ныне имеется:
- пашенной 30 десятин;
- луговой (сенокосной) 3 десятины;
- усадебной в длину 175 а в ширину 49 сажень, которая отстоит от церкви на расстоянии по прямой линии с поворотом на 291 сажень и находиться рядом с полевой пашенной церковной землей;
- селидебной шириной 48 а длиной 10 сажень, окруженный болотами;
- особый огород близ дома священника длиной 16 а шириной 11 сажень;
- место на котором предполагается построить церковь имееться после сгоревшей деревянной церкви, возвышенное, в окружности 72 сажени.

Приложен план церковной земли.
13.jpg

Фасад и план самой церкви составленный архитектором казённой палаты Кизеветтером отсутствует в деле, но есть пометка: «план, фасад и храмовая грамота на построение в селе Ковакса каменной церкви выданы церковному старосте Феоктисту Петрову» За не умением его грамоте и по его личной просьбе руку приложил консисторский сторож Василий Делекторский.

8 октября 1836 года Нижегородская духовная консистория слушала дело и рапорт по построению новой каменной церкви в селе Ковакса и приняла положительное решение.


Приложение: план из дела с сохранением масштаба в метрической системе перенесён на спутниковую карту села Ковакса. На карте указано место постройки новой церкви и места под дома причта.
Пересчёт на основании указа Николая I «О системе российских мер и весов», с 11 октября 1835 года, длина сажени была приравнена к длине 7 английских футов, то есть к 2,1336 метрам

bez_imeni.jpg

Тема: Лидовка (Лидина) и Майна (Михайловка, Свободная)
4.06.2025, 8:38


BobkovNV написал:
[q]
ошибка при заполнении документов?
[/q]


Открылись новые обстоятельства жизни Петра Михайловича Куприянова.
Родители его из села Ковакса в 1897-1900 годах уехали на заработки в Сибирь на золотые прииски. Там у них родилось несколько детей, в том числе и Петр (нашлась МК запись о его рождении в Благовещенской церкви Олекминского округа Якутской епархии). Предположительно отец Петра умирает в Сибири и семья возвращается назад. В 1913 году умирает и мать Петра, дети остаются сиротами. Возможно какое-то время они и проживали в деревне Лидовка, так как на 1919 год их нет в селе Ковакса а появляются только в 1934 году.
По итогу место рождения Петра Михайловича Куприянова это не Лидовка и не Ковакса, а золотые прииски далекого Алдана и Олекмы в Сибири.



Тема: Лидовка (Лидина) и Майна (Михайловка, Свободная)
23.05.2025, 19:19


VirinaV написал:
[q]
34. Куприянов Петр Михайлович — 1904 г.р. Ст.сержант. Погиб в бою 12 март 1943
[/q]


На памятнике ВОВ в Лидовке и Коваксе упомянут один и тот же человек Куприянов Петр Михайлович.
На сайте память народа Петр указан как уроженец деревни Лидовка, но это не так.
1. в 1934 году семья Петра 1904 г.р. проживает в Коваксе
2. в Коваксе это распространенная фамилия а в Лидовке она не встречается
3. на памятнике ВОВ в Коваксе указан так же его сын Куприянов Иван Петрович

ошибка при заполнении документов?

Тема: Лидовка (Лидина) и Майна (Михайловка, Свободная)
25.04.2025, 16:11

MGavr

Составил небольшую выжимку по сообщениям в Арзамасском чате по поводу Водовотова и мордвы:

Вероятная последовательность владения населенным пунктом Водоватово:

- водоватовская мордва,
- в 1578 году мордва переселена на берега Пьяны при Г. Шетневе, в Досадино,
- передача помещику Непогоде Чуркину водоватовских земель,
- перевод земель Чуркина в дворцовые (до 1584/85) при формировании дворцовой волости на Ирже и Теше. Основу ее составили земли в бывших владениях помещиков, например, Степаново принадлежало Степану Кипелкину. Водоватово, соответственно, уже было у Чуркина, которому в замен дали земли в Нучарово.
- перевод Водоватово из дворцовых земель и передача Чемоданову (1610е).
- Селема основана как новый починок в Водоватовском бортном угодье двумя людьми Ризоватом Позняковым и Вельдюшем Богдановым. По Гераклитову Селема названа новым починком где поселилась "досадинская мордва".Впервые починок учтён с выделением льготы первопоселенцам в 7132 (1623/24) г., что и можно считать формальным годом основания
Ризоват - сын Позняка Чурина, водоватовского мордвина, проживавшего в Досадино в начале XVII в.

Получается из Водоватово мордва полностью или часть переселилась в Досадино. Причины могли быть разные: есть сведения, что мордву с территории Арзамаса переселяли принудительно, может быть Дворцовое ведомство предлагало обмен землями, пашни на бортные ухожеи например. Русские помещики могли самозахватами действовать.

Какая-то часть могла остаться в Водоватово и креститься.

По неизвестным причинам часть вернулась назад и было основано новое селение в пределах Водоватовской вотчины Чемоданова.

Заселялась ли затем Водоватово русскими, да.

Тема: Арзамасский уезд в фондах РГАДА
12.04.2025, 12:46


Anna_Cherabaeva написал:
[q]
AlexandraZa
Антип Яковлев в минувшую 4 ревизию записан был в числе Арзамасских сходцев.
Сходцы - это переселенцы, а не место, где жил Антип Яковлев.
[/q]



на сайте АИС саратовского архива есть следующая информация:

Примечание: арзамасские сходцы\", живушие в д. Рогаткино, с. Золотом, д. Шиловке, д. Гусево, д. Суворово, д. Ревино, в \"Бурлуцких вершинах, где Веревкины хутора\", с. Грязнухе, д. Морозовой, с. Верхней Добринке;
часть - явились по Манифесту [1872 г.] беглые разных городов и уездов;
часть - перешедшие без увольнений и без письменных видов из разных селений - д. Обхода, д. Урвани, с. Автодеева, с. Салазгаря при реке Студенце Спасской округи Танбовского наместничества.

очень похоже на беглых крестьян, найти будет трудно, вот вроде первые 3 нас. пункта д. Обхода, д. Урвани, с. Автодеева есть в Арзамасском уезде там посмотрите.

Тема: Образование в Арзамасском уезде
9.04.2025, 23:12

В «Нижегородском листке» Анисимов Ф. сделал краткую сводку тому, что нижегородская деревня делает для себя в области просвещения, духовного подъёма.

В заметке, «Что надо?" мы - указывали, что народ, отошедший от - кабака, заговорил другие - трезвые, новые речи: о школе, о книге и газете, кооперации, о разумном. Больше от слов он постепенно - переходить к действию, сам, своими - силами, даже тогда, когда его не убеждают, не указывают и не помогают ему. Это знаменательно, это радует, вселяет бодрые, светлые надежды на будущее народа.

С разных сторон мы получаем сведения, что намечаются к открытию народные дома, библиотеки-читальни, ассигнуются средства на устройство курсов и лекций и т. под.
Далее целая картина.

Вот перед нами Ардатовский уезд, очень отсталый и тёмный. Но и там некоторые кредитные товарищества решили устроить свои библиотеки. Например, Череватовское товарищество ассигновало из прибылей на библиотеку 20 р. и на выписку журналов 45. Сняло специальную квартиру для библиотеки.
Силенское товар-во выстроило собственный дом и тоже часть его отводить для библиотеки. При чем намеревается дом расширить, приспособить его для чайной и устройства лекций.

В Арзамасском уезде дело приняло ещё больше размеры. Чернухинское товар-во постановило устроить специальный народный дом по выработанному губернским земством плану, на что ассигновало 6000 руб. При этом доме предположено открыть библиотеку-читально, устроить сцену и т. д.
Соседнее с этим Коваксинское товарищество отчислило на библиотеку 100 руб. и постановило отвести во втором этаже собственного здания две комнаты для библиотеки-читальни.
Б.- аратское т-во предоставило собственное помещение под библиотеку и давно уже ждёт перевода алексеевской земской библиотеки из школы, но это разрешение о переводе где-то заговаривается.

Отсталый Княгининский уезд, где ещё живы традиции крепостничества, и тот начинает шевелиться. И там руководители товариществ сознают необходимость общего народного образования.
Белкинское т-во давно уже устроило народный дом, похлопотало библиотеку-читальню и во многом удовлетворяет своих членов.
Бутурлинское товарищество на своем годичном собрании поручило правлению изыскать средства на постройку народного дома, а пока дать место для земской библиотеки, переведённой из соседнего селения.
В Яблонском т-ве где, среди руководителей нет ни одного интеллигентного члена, и то выражают желание уступить одну-две комнаты собственного здания под библиотеку и оказать какое-нибудь материальное содействие.

Особенно ухватились за содействие образованию Сергачевские кооперативы.
Какинское т-во, устроившее прошлом году с помощью земства образцовый деревенский народный дом, стоит впереди других. Здесь уж есть и библиотека-читальня, и происходят чтения, концерты, вечера и т. под. Здесь же производятся почтовые операции.
Не отстают от него и другии. Так, Итмановское т-во сделало поручение правлению исхлопотать у земства пособие на расширение собственного двух этажного здания для приспособления его к народному дому. В товариществе уже имеется библиотека, происходили чтения и лекции картинами.
В Гагине хотя и есть земская библиотека, помещающаяся в дом гласного, но она не удовлетворяет требованиям населения, и местное кредитное товарищество давно подумывает устроить народный дом и изыскивает на это средства. Между прочим, оно обращалось еще в прошлом году к земству и получило отказ.
Муратовское т-во предоставило для земской библиотеке бесплатное помещение в две комнаты ассигновало со своей стороны на библиотеку около 100 руб. и подумывает устроить настоящий народный дом со сценой для спектаклей, концертов и т. д.
Лопатинское т-во в прошлом году выстроило собственный двух этажный каменный дом и предоставило верхний этаж его для библиотеки, ассигнован со своей стороны на это 100 руб. и, кроме того, на волостную библиотеку в раз ное тремя 40 руб.

Но потребительская кооперация у нас только еще нарождается, еще слаба и не окрепла; сильно нуждается в средствах для своих оборотов, и потому многого от нее с этой стороны в ближайшее ожидать нельзя. А между тем, с делом школьного образования надо спешить, пока не укоренился новый порок, который начинает уже давать себя знать.
У нас сильно развита картёжная игра. Играют большие и малые, - говорят в Ардатовском уезде (с. Череватово). А из Сергачского уезда (с. Муратовка) к этому еще добавляют, что подростки, чтобы достать на игру денег, не останавливаются перед кражей из дома зерна. То же самое слышно и из других уездов.

Да, нужно возможно полнее использовать исключительно благоприятный момент, которого в будущем едва-ли скоро дождёшься.
Нужно помочь крестьянству прочно отгородиться от кабака, как можно дальше уйти от него, позабыть его, помочь заложить прочный фундаменту зданию народной культуры.

Источник: Библиотека Томского ГУ, Сибирская жизнь. Томск, 1897-1919, 1915, выпуск №78

Тема: Лидовка (Лидина) и Майна (Михайловка, Свободная)
31.03.2025, 11:31

>> Ответ на сообщение пользователя MGavr от 30 марта 2025 21:17

Приветствуем, Михаил.
Интересует следующий момент в вашем исследовании, имеются ли в вашем древе люди из соседних деревень Котиха, Ковакса?
Делали вы ДНК тест.
И если вас нет в группе телеграмм по Арзамасскому уезду то присоединяйтесь.

Тема: Слизнево
16.03.2025, 14:25

Статья о Кирюхине Андрее Васильевиче.

https://rodina-history.ru/2020...arhiv.html

Источник: журнал "Родина"



Тема: Туманово
15.03.2025, 22:28

Всем привет.
Собираем информацию по основанию и заселению данных населенных пунктов.

Тема: Ковакса
21.02.2025, 0:37

Визуализация прозвищ и формирование фамилий на примере села Ковакса по крестьянам помещика Новосильцева.
Оформление подсмотрено у Ивана Варыгина. Вдохновился его работами по созданию различных схем.kovaksa.png

Тема: Ковакса
21.12.2024, 13:53

Еще один аргумент в пользу, чтого что старец Власов из писем Толстого Л.Н., это раскольник села Ковакса:

Ведомость справок о судимости за 1880г., где Власов Андрей Васильевич приговаривается Нижегородским окружным судом к 3 месяцам заключения в тюрьму по статье 282.
Согласно Уложению о наказаниях статья 282 в части 1 гласила:
«Кто в присутственном месте, во время заседаний и в самой оной камере, осмелиться неприличными словами или каким-либо действием оказать явное к сему месту неуважение, или же в поданной в оное бумаге поместит с намерением выражения, прямо для оного оскорбительные, тот за сие приговаривается к заключению в тюрьме на время от 2-х до 4-х месяцев»

В справке видно что Власов Андрей Васильевич - крестьянин села Ковакса Арзамасского уезда, возрастом 40 лет, а наказание в статье 282 соответствует тексту первого письма старца Толстому.

Тема: Ковакса
13.12.2024, 10:59

При работе по поиску сведений о старообрядцах удалось установить интересный факт, совпадение крестьянина указанного в списках 1882 года не бывших на исповеди и раскольника послужившего прообразом старика сектанта из произведения «Воскресение» Толстого Л.Н.

Дело в том что согласно биографии Льва Николаевича 6 октября 1899 г., во время завершающего этапа работы над романом «Воскресение», Толстой получил письмо от старца Андрея Васильевича Власова, принадлежавшего к раскольнической секте «бегунов». Текст власовского письма был использован для создания сцены на пароме, а автор послания послужил одним из прототипов старика, дважды беседующего с Нехлюдовым — на пароме, а затем в тюремной камере.

В примечаниях к письмам входящих в 90-й том полного собрания сочинений Л.Н. Толстого есть краткая биография Власова А.В.:

Андрей Васильевич Власов (1845 г.р.) за много лет до переписки с Толстым принадлежал к секте «бегунов». За отказ «от всякого земного общества и от всех религиозных убеждений, от имени, отчества и фамилии» Власов был привлечен к суду; суд оправдал его но отправил на испытание в Казанскую психиатрическую лечебницу, пробыв там 6 недель доставлен в Нижний Новгород откуда он был выпущен на волю и направлен на жительство в село Ковакса Арзамасского уезда Нижегородской губернии. Через год был назначен новый суд, приговоривший Власова к тюремному заключению на три месяца. Его судили за оскорбление власти: он не снимал шапки перед начальством, не отвечал на вопросы о происхождении, отрицал государство и его представителей. По освобождении он жил на Кавказе 10-ть лет, затем во Владивостоке 3-и года, потом в Благовещенске на Амуре. В 1899 году приехал в Баку повидаться с друзьями «для объяснения некоторых текстов». Здесь, видимо, он познакомился с произведениями Толстого. В 1900 г. Власов возвращается в Сибирь, где и живет в настоящее время. Его портрет выставлен в Толстовском музее в Москве.

Переписка Власова с Толстым шла несколько лет, было написано 5-ть писем между ними.

Возникает вопрос почему его направили в село Ковакса? Не потому ли что он родом из этих мест и это было известно следствию и суду. Подтверждение этому найдено в 9-ой ревизской сказке где обнаружена запись: в семье крестьянина казенного ведомства Василия Петрова Власова вновь рожденный в 1847 году сын Андрей . В реестре же Никольской церкви за 1882 год в списках безымянной секты, не приемлющей ни каких тайнств, он уже указан как Андрей Васильевич Власов (40 лет отроду) вместе с матерью и своей семьей. После 1882 года в МК и других крестьянских списках в селе Ковакса он больше не встречается.

Вероятность что это один и тот же человек очень высокая.

Фото из музея Толстого: А.В.Власов - старообрядец из Сибири, корреспондент и адресат Л.Н.Толстого.

Тема: Вторусское
3.12.2024, 17:12

Прислали не равнодушные люди на почту ВГД)

Добрый день! Изучим, законспектируем, скопируем дела в архивах СПб без авансов и предоплат по 800 р. за дело. При большом заказе скидка. Удачи Вам!

Шифр
Ф. 582 Оп. 2 Д. 5216
Заголовок
Управление по делам мелкого кредита при Государственном банке Министерства финансов. Нижегородское отделение. Дело Вторусского кредитного товарищества.
Крайние даты
1913 г.
Шифр
Ф. 796 Оп. 142 Д. 1946
Заголовок
По рапорту Нектария, епископа Нижегородского, о постройке церкви в деревне вторусской и о причислении её к 7-му классу
Крайние даты
4 ноября 1861 г.
Шифр
Ф. 1344 Оп. 7 Д. 1924
Заголовок
Второй (крестьянский) департамент Сената. О выдаче крестьянину села Вторусского И. Ухабину рекрутской квитанции нового образца взамен старой, неправильно зачтенной при прежних наборах. Нижегородская губерния, Арзамасский уезд
Крайние даты
05 сентября 1885 г. - 13 января 1887 г.
Шифр
Ф. 1344 Оп. 110 Д. 254 А
Заголовок
Второй (крестьянский) департамент Сената. По прошению крестьянина Нижегородской губернии села Вторусского крестьянина Антона Ламохина о продаже у него коровы за недоимку.
Крайние даты
16 марта 1894 г.
Шифр
Ф. 1354 Оп. 5 Д. 19
Заголовок
Общие собрания и Соединенные присутствия кассационных департаментов Сената. 1. Дела Соединенного присутствия Первого и Гражданского кассационного департаментов (1891-1917 гг.). 1894 г. Об отмене постановления Нижегородского губернского присутствия об отказе крестьянину Л.Е. Ломахину в восстановлении права владения землей при селе Вторусском Арзамасского уезда, нарушенного Вторусским обществом крестьян
Крайние даты
11 марта 1894 г. - 19 апреля 1895 г.

Тема: Планы и чертежи по Арзамасскому уезду
26.11.2024, 0:54


Al-Kurmysh написал:
[q]
>> Ответ на сообщение пользователя BobkovNV от 23 ноября 2024 13:38
Для какого года и из какого источника взяты сведения о численности раскольников?

[/q]


Данные из НЕВ за 1894-1898 года, от года к году численность раскольников немного меняется.

Тема: Планы и чертежи по Арзамасскому уезду
23.11.2024, 13:38

Места распространения старообрядчества в Арзамасском и Ардатовском уезде (1800-1930гг.).

Представлены все населенные пункты, которые упоминаются в источниках, но надо учесть что в архивах конечно не полная информация.
Года указанные в описании к селениям это даты упоминания в делах данного события.
Красным цветом выделены населенные пункты в которых проживали раскольники общим числом более 150 человек.

https://yandex.ru/maps/?um=con...ructorLink

Источники:
1. ЦАНО - фонды 5, 2, 570, 2626, 152, 1679.
2. Труды Мельникова-Печерского.
3. РГИА - фонд 1284.
4. Нижегородские епархиальные ведомости.
5. сайт - https://m.pravenc.ru/ - Православная энциклопедия/Нижегородская область/Старообрядчество.
6. «Волости и важнейшие селения Европейской России» - 1886 год. Выпуск №2 — «Губернии Московской промышленной области» (Московская, Тверская, Ярославская, Костромская, Нижегородская, Владимирская).



Тема: Старообрядчество
21.11.2024, 18:24

В трудах Мельникова по расколу в Нижегородской губернии он оформлял географическую карту, на которой отмечал селения где присутствуют раскольники. В приложениях ее нет, кто-то встречал или видел ее описание? Во всемирной сети я встретил предположение что возможно она утерена ещё в 19 веке.

Тема: Ковакса
16.11.2024, 16:19


ivn_vk написал:
[q]
Фрагмет чертежа церкви старообрядцев-поморцев с. Ковакса 1926г.
Не знаю было ли это реализовано.
Также были планы по строительству молильных домов двух других общин (толков).
[/q]


Да эта церковь поморского согласия была построена, ее ещё помнят местные жители. Необычная судьба данной церкви сложилась после ее закрытия в 1930-40 годах, некоторая часть ее послужила для действующего православного здания в качестве стройматериала.

Тема: село Виняево
7.11.2024, 19:56

В Виняево раскольнические/старообрядческие общины присутствовали? Может упоминания об отдельных крестьян раскольниках встречалось в документах.

Тема: Ковакса
25.10.2024, 21:09

ф.р-35 оп.1 д.134 - Списки пленных первой мировой войн,
вернувшихся на родину, Арзамасский уезд, село Ковакса

1.Федотов Ефим
2.Федотов Алексей Андреевич
3.Бобков Иван Иванович
4.Безза...ов Иван Иванович, предположительно Беззаметнов
5.Блохин Михаил Васильевич
6.Крутов Иван Федорович

Тема: Котиха Арзамасского уезда
4.10.2024, 19:43


2Olenia написал:
[q]
Меня интересует здесь фамилия Курлыковы, откуда они появились и когда.
[/q]


Род Курлыковых из деревни Котиха.

Начало было положено на рубеже 17-18 веков, когда из села Туманово помещик Ходырев Иван Матвеевич переселил к 1710 году своих крестьян в деревню Котиха. Среди них была и семья Ивана Алексеева, с которого и пошел род Курлыковых.
В 1746 году крестьяне помещика Ходырева достались прапорщику Алексею Кошкарову как приданное его жены Анастасии. После смерти родителей, дочь их Анна Алексеевна Кошкарова в 1820-ых годах отпускает своих крестьян на волю, в том числе и потомков Ивана Алексеева.

Первое упоминание в текстовых источниках фамилии Курлыков удалось обнаружить в метрической книге 1816 года, где Аника Антонов Курлыков записан ещё в статусе крепостного крестьянина.

После того как семья освободилась от помещической зависимости, скорее всего занялась каким-то промыслом или торговлей, становилась зажиточной. Накопив небольшой капитал было решено сменить сословие, стать мещанами. Перед переходом в другое сословие крестьянин должен был закрыть все долги, не состоять под следствием и оплатить денежный взнос. Основной доход мещанина в отличии от крестьянина это не работа на земле а мелкая торговля, различная ремесла или работа в найме. Но переезжать в город Арзамас не стали, видимо дело которым они занимались было связанно территориально с деревней Котиха.

На протяжении периода 1835-1910 годов в метрических книгах села Ковакса представители семьи Курлыковых писались как Арзамасские мещане проживающие в деревне Котиха. Как известно сословная принадлежность передавалась по наследству, но события 1917 года обнулили все привилегии, Курлыковы стали гражданами новой страны и вернулись к работе на земле к обычным занятиям крестьянина.

До сих пор в деревне проживают потомки этой фамилии.

Небольшая часть рода Курлыковых в документах иногда писалась как Вольновы (тут не трудно догадаться почему она возникла) или Бармаковы. А вот фамилия Курлыковы вызывает вопросы связанные с ее возникновением.

Тема: Ковакса
4.10.2024, 19:13


ivn_vk написал:
[q]
Случайно нашлось старое фото учителей школы Коваксы с ФИО
[/q]


фото выполнено между 1939-1941 годами

Нижний ряд (слева на право):
Астреин В.Н. - учитель;
Абросимов Архип Захарович - делопроизводитель в школе/клубе;
Тутаров Ал. П. - учитель;
Яковлев Константин П. - работник клуба/школы.

Средний ряд (слева на право):
Яковличева Александра Георгиевна - заведующая школой;
Солдатова И.И. - неизвестно;
Яковлева В.И. - учитель;
Лямина Л.Н. - учитель, Майна;
Егорова Евдокия Михайловна - учитель, Новый Усад

Верхний ряд (слева на право):
Лямин/Люшин Д/О.П/А. - неизвестно, Майна/Пиявочное Озеро;
Жигалов Михаил Иванович - учитель;
Судьин Анатолий Александрович - учитель, Никольское;
Почукалин Дм.Н. - учитель;
Кувшинова К.С. - учитель;
Денисова В.И. - учитель.
Абаимова Елена Дмитриевна - учитель, Пиявочное Озеро


Тема: Помогите прочитать текст в документах ПОСЛЕ 1917 года
30.09.2024, 22:33

добрый вечер.
нужна помощь в прочтении информации по человеку под номером 26 :
Кузнецов Ермолай Илларионович
год и место рождения - 1987, горьковская обл, чернухинский район, село Ковакса (это было известно ранее)
партийность/гражданская специальность - б/п, русский, агр? (сос слов родных выучился на агронома)
образование - высшее?
семейное положение - вот здесь ничего не понятно, одно известно что жена у него уже умерла

Тема: Фонд 1 "Арзамасское уездное казначейство"
9.09.2024, 19:08


Rurikid написал:
[q]
- Мерлина Надежда Евграфовна, девица из дворян

1816 г.

д. 58, л.л. 340-352

1834 г.

д. 89, л.л. 75-88
[/q]



Rurikid написал:
[q]
- Новосильцев Иван Филиппович, действительный статский советник (РС 1811 г., 1816 г.) //тайный советник, покойный (РС 1834 г.)//

1811 г.

д. 44, л.л. 59-63

1816 г.

д. 58, л.л. 340-352

1816 г.

д. 89, л.л. 75-88
[/q]


Прошу уточнить закравшуюся ошибку по деревне Котиха:
1. это не село а деревня
2. у двух разных помещиков в деле 89 одинаковые листы, что невозможно, посмотрел эту сказку она относится к Новосильцеву
3. у него же Новосильцева ошибочно указан к этому делу 89 год 1816, должен быть 1834 год.
4. уточнить дело и листы у помещицы Мерлиной если это возможно.


Тема: Шкурков (Шкуров)
20.08.2024, 11:42

Трухановы - фамилия встречается у крестьян в деревне Котиха, которая расположена недалеко от Лидовки, Майны и Коваксы.
Морозовы - фамилия встречается точно у крестьян нас.пунктов Ковакса, Котиха, Пиявочное озеро предположительно пришла из села Туманово так как там тоже она присутствует.
Лоськов - фамилия села Ковакса

Тема: Ковакса
26.05.2024, 20:34

Всероссийская кустарно-промышленная выставка 1902 года в Санкт-Петербурге.

Она была организована Министерством земледелия и государственных имуществ и состояла под августейшим покровительством государыни императрицы Александры Федоровны. Обширная экспозиция, разделенная на 19 тематических групп, разместилась в отремонтированном Таврическом дворце. Строгие классицистические интерьеры дворца расцвели яркими цветами ковров, тканей, вышивок и наполнились изумительно разнообразными поделками народных умельцев – от простого лаптя до драгоценной изящной безделушки. Для экспонирования сельскохозяйственных машин и орудий, экипажей, керосиновых двигателей, всевозможных станков для кустарного производства был построен большой деревянный павильон перед дворцом.

Лаврентьев Федор Иванович, Нижегородской губернии, Арзамасского уезда, Коваксинской волости и села Ковакса.

Полицы - часть плуга. Полица служила для поднятия и переворачивания подрезанной сошниками земли и представляла собой железную продолговатую лопатку, суженную книзу, с ручкой и отогнутыми вниз боками для обхвата трубницы сошника
Годовое производство 1500 шт., на сумму 975 руб.
Работает 6 мужчин из них 4-го наемные.
Имеет точильню и конный привод.
Материал получает от компании "Тильманса" с Варшавских железо-делательных заводов до 150 пудов на сумму 300 руб.
Сбыт в городах; Арзамас, Ардатов, Княгинин и в селениях этих уездов.

Тема: Арзамасский уезд в фондах РГАДА
24.02.2024, 14:43


fisherboy написал:
[q]
Если интересуют какие-то конкретные населенные пункты, могу заказать.
[/q]


Было бы полезно сравнить списки из разных дел, возможно появятся какие либо отличия.
Известно какой документ был первоисточником, наверно второй это перепись с первого?
Или сказки составлялись разными переписчиками, судя по замеченной вами разной структуре заполнения и дополнительным данным.