Атапины
Предки по отцовской линии.
vikatapМодератор раздела  Белоруссия, г. Витебск Сообщений: 1069 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1956 | Наверх ##
20 апреля 2016 8:58 В 2014 году в Саратове вышла книга Грабенко В. И. «Романовский район и его история: региональная энциклопедия». Она даже отдаленно не напоминает энциклопедию и не охватывает никакого региона. Точнее было бы назвать ее в подзаголовке – «Материалы к истории района». Несмотря на неопрятность автора, наличие многочисленных ошибок и другие недостатки, информация, изложенная в ней, представляет интерес. Извлечена она в основном из Балашовского, а частично из Саратовского архивов. Главу из книги, касающуюся села Усть-Щербедино, я оцифровал и разместил в Географическом списке Генеалогической базы данных этого сайта. | | |
vikatapМодератор раздела  Белоруссия, г. Витебск Сообщений: 1069 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1956 | Наверх ##
21 апреля 2016 16:45 В своем посте от 15 декабря 2015 года я привел цитату из «Писцовой книги старых сел Верхоценской волости Тамбовского уезда» о селе Сокольники, вот одно предложение из нее: «А в церкви строения: икон местных – образ Вседержителя Спаса, образ Пресвятой Богородицы Казанские, образ святого пророка Илии, у образа два венца резные белые, в киотах деревянных, писаных красками; перед иконами два подсвечника деревянных, писаных красками жь, с насвечниками белого железа, третий подсвечник восковой, весу в нем полтора пуда».
Что за восковой подсвечник? Никогда с подобным не сталкивался. Опросы священнослужителей и пчеловодов ничего не дали. Можно соотнести с «братской» свечой, но в тексте речь идет все же о подсвечнике, а не о свече. Если сопоставить порядок перечисления икон местного чина и подсвечников, то получится, что восковой подсвечник стоит перед иконой Ильи, которому и посвящен храм. Это уже интереснее, так как известно, что Ильин день связан с пчеловодством: на Илью пасечники в первый раз подрезали соты и угощали всех медом. Выше я писал, что бортничество было одним из важнейших видов хозяйственной деятельности в Поценье. С одной выти крестьяне платили там 2 пуда меду, а всего вытей в Сокольниках было пять. Во всяком случае, восковой подсвечник - какая-то очень архаичная традиция. | | |
elena_krd Сообщений: 6598 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11366 | Наверх ##
21 апреля 2016 23:42 21 апреля 2016 23:51 Добрый день, Виктор! Не уверена, что разложу все верно, но нашлось такое. У тое иконы подсвечник восковой, на нем писаны травы, весом пуд восемнадцать фунт, надсвечник белаго железа.Сокровища Ярославля: русское декоративно-прикладное искусство XIII-XIX веков в собрании Ярославского музея-заповедника, Татьяна Михайловна Кольцова (В книге цитируется архивный документ, датированный 1686 годом.) http://books.google.ru/books?i...YQ6AEIMzAAВ краеведческом альманахе дают толкование близкое Вашему (тоже купюра, к сожалению)По окончании молебнов все присутствующие, кто и откуда бы ни был, начинают пить пиво, выставляемое на улице на больших длинных скамейках. Носить пиво домой не позволяется никому, а пить его на месте каждый имеет право "сколько влезет", так как оно "мирское". Насколько древен такой обычай, можно судить уже потому, что ежегодно принято, по окончании молебнов, прилеплять по одной свечке, копеечного достоинства, к одному месту, к прежде прилепленным, и, таким образом, из этих копеечных свечек в настоящее время составился восковой подсвечник весом не менее 20 фунтов! Этот подсвечник ставится во время молебнов пред образом Ильи Пророка.http://books.google.ru/books?i...gQ6AEINDABНе знаю, насколько точно соответствует последней купюре полный текст тут http://www.booksite.ru/fulltext/voz/heg/one/9.htmИ вот такое: Тощая свеча, или восковой подсвечник (брошюрка Владимирского музея, 1969) http://batkovfile.narod.ru/archive/svecha.htm «Тощая свеча» из Богородицкой церкви. XVII в. (Владимир, Музей) http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vladimir/m/37-1-0-1194http://tvkultura.ru/article/show/article_id/131182/________________ Упустила: У Тощей свечи есть еще другое название - Напольное поликандило с высоким цилиндрическим основанием большого диаметра, обычно покрытым декоративной росписью. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) http://architect.academic.ru/5...1%87%D0%B0КАНДИЛО — (греч.). Лампада или подсвечник перед образами в церкви. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка И такое еще: Различают боковые светильники лампадарии и канделабрумы, переносные лампионы, большое число разных форм напольных светильников, среди которых особое значение имеют древняя «вощаница» («тощая свеча», сегодня из дерева или металла), украшаемая искусным орнаментом изображений святых, лампады, устанавливаемые перед иконами, и, безусловно, семисвечник, располагаемый прямо за престолом в алтаре и символизирующий райское мировое дерево жизни http://bronze.ru/ru/publications/30/ --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | Лайк (1) |
vikatapМодератор раздела  Белоруссия, г. Витебск Сообщений: 1069 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1956 | Наверх ##
22 апреля 2016 8:06 Спасибо, Елена! Чрезвычайно интересно. | | |
vikatapМодератор раздела  Белоруссия, г. Витебск Сообщений: 1069 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1956 | Наверх ##
23 апреля 2016 13:30 По некотором размышлении, все изложенное выше о большом восковом подсвечнике представляется следующим образом. Обилие терминов, приведенных Еленой для обозначения этого подсвечника, позволяет предположить, что имеется в виду не один и тот же предмет. Мне кажется, что подсвечник весом в полтора пуда полым внутри быть не мог. Значит «тощая свеча» полая внутри – это одно, а поставная свеча – это другое. Есть и третье – вощаница – сосуд из воска. Остается четвертое - напольное поликандило – это, скорее всего, и есть искомый предмет, так как в тексте речь идет не о свече, а о подсвечнике. | | |
vikatapМодератор раздела  Белоруссия, г. Витебск Сообщений: 1069 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1956 | Наверх ##
25 апреля 2016 11:24 25 апреля 2016 11:25 В книге Грабенко В. И., речь о которой шла выше в посте от 20 апреля 2016 года, есть несколько слов о введении в культуру картофеля:
"В 1829 году удельные крестьяне Балашовского приказа, картофель ещё не сажали. В 1836 г. на общественной земле было посажено 2 десятины картофеля, на посадку ушло 16 четвертей, а собрали 62 четверти и 6 мер.; 46 четвертей продали по 25 коп. за меру, получили 93руб. 50 коп. серебром (Ф.1.И.А. Оп.1.Д.208.Д.421.Д.471). В 1848 г. было специальное предписание смотрителям общественной запашки, чтобы объявили удельным крестьянам об обязательной посадке картофеля, и чтобы старались разводить и получать хорошие урожаи посредством тщательной обработки земли, и использовать на посадку хорошие сорта."
Эти строки вызывают в памяти известные «картофельные бунты», когда крестьяне противились насильственному введению этой культуры. А. И. Герцен в «Былом и думах» приводит анекдот о знаменитом французском экономисте, философе и государственном деятеле Анн Робер Жаке Тюрго: «...Знаменитый Тюрго, видя ненависть французов к картофелю, разослал всем откупщикам, поставщикам и другим подвластным лицам картофель на посев, строго запретив давать крестьянам. С тем вместе он сообщил им тайно, чтоб они не препятствовали крестьянам красть на посев картофель. В несколько лет часть Франции обсеялась картофелем».
А мне они напоминают историю, рассказанную отцом, о том, как первые посевы картофеля охраняли вооруженные солдаты, а на ночь посты снимались. Это привело к тем же результатам, что и во Франции. Скорее всего, отец где-то прочел об этом, но очень интересно, если это семейное предание, повествующее о действительных событиях. | | |
vikatapМодератор раздела  Белоруссия, г. Витебск Сообщений: 1069 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1956 | Наверх ##
28 апреля 2016 15:16 4 мая 2016 16:36 О Кашматской крепости из цитировавшейся выше Писцовой книги старых сел Верхоценской волости Тамбовского уезда. Извлечена из архивов членом Тамбовской архивной комиссии П. И. Пискаревым. Приложение к «Известиям» Тамбовской архивной комиссии. Тамбов, 1888. Мои предки наверняка стаивали в ней на карауле. Гл. 11 «Село Морша на реке на Цне». ... С. 47 – 48: В Верхоценской волости в Моршенском десятке от села Морши и от Цны реки в 5-ти верстах, учинена валовая крепость на реке Кашмате от приходу воинских людей в Верхоценскую волость, в Ценском черном (1) большом лесу. Ворота Кашмыские на на реке на кашмыте; по берегу реки Кашмыты поставлен частик (2) красного лесу (3) , подле частику надолбы, а частику и надолб на две версты; частик и надолбы ветхи и во многих местах обвалилися; а частик и надолбы концами пришли к топям, к крепким местам, к болотам. А от реки от Кашмыты от частику до городка 46 сажен. А городок построен в красном лесу; башня с проезжими вороты, до обламов (3) 16 венцов, с обламов 4 венца, крыта дранью, вверху сторожня; а башня длиннику 3 саж., поперечнику тож; в башне ворота брусяные сосновые. А городка около 43 саж. А от городка ставлен острог красного ж лесу до самых до крепких топных мест на сторону по 500 сажен. У городка же построена часовня в красном лесу, крыта шетром, на ней крест опаиван белым железом. А в часовне икон местных: образ нерукотворенный Вседержителя Спаса, образ Пресвятые Богородицы похвалы, в киотах писаных; крест благословенной писан на золоте. У часовни келья, а в ней живет старец Никодим. А часовня построена по памяти из Танбова думного дворянина и воеводы Якова Тимофеевича Хитрово (4) во 176 (5) году . А лесу до степи, которая степь пошла к Саратову, по сказке сторожилых людей, 40 верст. Да в том же городке от приходу воинских людей пищаль затинная (6) к ней 10 ядер и клепьев железных(7) , да 10 мушкетов солдатских, а к пищали и к мушкетам пуд пороху да пуд свинцу. И по указу великого государя в том городке на карауле стоят Верхоценские волости и Рыбныя пустоши старых и новых сел крестьяне с выти по человеку, переменяючися понедельно.
| | |
vikatapМодератор раздела  Белоруссия, г. Витебск Сообщений: 1069 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1956 | Наверх ##
8 мая 2016 22:01 Отец (слева) с однополчанами | | Лайк (1) |
elena_krd Сообщений: 6598 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11366 | Наверх ##
8 мая 2016 22:34 Сходство очевидно... С Днем Победы, Виктор! --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
vikatapМодератор раздела  Белоруссия, г. Витебск Сообщений: 1069 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1956 | Наверх ##
9 мая 2016 9:54 С Днем Победы! | | |
|
Снабдил приведенный выше текст примечаниями
(1) Черный – лиственный лес.
(2) Частик - препятствие из кольев, длиною около 1,0 м и толщиною 6 - 8 см. заостренных с обоих концов и забитых в землю, приблизительно наполовину, в шахматном порядке, на расстоянии друг от друга около 20 см. Применялись как дополнительное препятствие до появления скорострельной артиллерии и препятствий из колючей проволоки.
(3) Красный лес – сосновый.
(3) Аблам - 1. Напуск верхних венцов над нижними.
2. Нависающая в сторону противника площадка на деревянной крепостной стене, имеющая в полу боевую щель для действий против осаждающих в непосредственной близости к укреплению, которые из-за этого недоступны обстрелу из бойниц. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
(4) Хитрово́ Я́ков Тимофе́евич (ум. в 1675 году) — русский военный и государственный деятель, был и тамбовским воеводой.
(5) 1668 год от Рождества Христова.
(6) Свое название затинная пищаль получила от древнерусского слова «тын» – ограда, укрепление. Предназначалось это оружие для обороны крепостей и позднее его стали называть крепостным ружьем. На вооружении русской армии затинные пищали появились в конце XV века и от ручного огнестрельного оружия отличались большими размерами, весом и наличием специального крюка для гашения отдачи при выстреле. Оснащались они, как правило, фитильным замком.
(7) Значение слова «клепья» мне не известно, но скорее всего - это картечь. Были еще «ядра двойчатые на чепех» - два ядра склепанные цепью, но так как не указано их количество, вернее предположить все же рассыпную картечь.