Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Цель раздела - выявить населенные пункты, где проживали или проживают эрзяне.

Если жителями указаны эрзяне, это не означает, что в том же населенном пункте не проживали или не проживают другие народы. По возможности другие народы указываются, но нет цели выявить этническую составляющую всего населения.

Ссылка на Списки населенных мест Российской империи. - СПб., 1861-1885. http://elib.shpl.ru/ru/nodes/9...-1861-1885

Мордовский Качим

Село в Сосновоборском районе Пензенской области, ранее в Городищенском уезде Засурского стана.

← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 Вперед →
Модераторы: Nadian, ValeriaHAZI, Bhcrm
ValeriaHAZI
Модератор раздела

Россия
Сообщений: 572
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 268
МОРДОВСКИЙ КАЧИМ
Сосновоборского района Пензенской области.

Изначально "Мордовское-эрзя село..., в 2 км к югу-юго-западу от него, на правом берегу речки Качим. На 1.1.2004 – 65 хозяйств, 155 жителей. В 1877 году в селе церковь во имя Архангела Михаила, построенная в 1864 году, овчарное заведение. В 1894 работала одноклассная церковноприходская школа. Во время переписи 1926 года показано как русское село. Входило в состав Шугуровской волости Городищенского уезда. Численность населения: в 1864 – 1299, 1877 – 1373, 1897 – 1755, 1926 – 1932, 1930 – 533, 1959 – 1048, 1979 – 445, 1989 – 301, 1996 – 242 жителя.

Храм во имя Архистратига Михаила (по главному престолу – Покрова Пресвятой Богородицы)
Деревянный. Построен в 1904 г. вместо деревянного же храма, сооруженного в 1864 г. Проект на постройку новой церкви был составлен гражданским инженером Васильевым и утвержден 21 апреля 1904 г. В ней предположено быть трем престолам: в настоящей – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и двум в трапезной – во имя свт. и чуд.Николая (слева) и Архистратига Михаила (справа). Последний был освящен 23 января 1905 г."

Взято с https://vk.com/wall-30782721_1

Беглый взгляд на сказки показывает, что в 19 веке в населенном пункте проживали не только ясашные, но и экономические крестьяне, а позднее отдельно записаны крестьяне из кантонистов и отставных воинских чинов - вероятно эти более поздние русские, по крайней мере не "мордовские", поселенцы.
Мордовский Качим появляется в 6 ревизии (1811 года), до этого только Качим (но их много).
Русский Качим появляется (в заголовках сказок, надо перепроверять сами дела) в 8 ревизии (1834).
Крепостные есть в Качиме в 1 ревизию; помимо крепостных и новокрещен-эрзян в 4 ревизии появляются однодворцы и экономические крестьяне - нужно смотреть эту сказку, возможно указано место выхода).

По переписи 1926 года только 1 из 395 хозяйств записано "мордовским", остальные русские.
ValeriaHAZI
Модератор раздела

Россия
Сообщений: 572
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 268
Рассказ о постройке Мордовско-Качимской школы в 1891 г.

https://uchebana5.ru/cont/1733858-p40.html

Николай Фёдорович Фёдоров
ОТЕЧЕСТВОВЕДЕНИЕ
Печатается по:
Н.Ф. Федоров., Собрание сочинений в четырех томах.
Том 3-й,
Составление, комментарии и научная подготовка текста
А.Г. Гачевой и С.Г. Семеновой.
«Традиция», Москва, 1995г.

56 Повествование и размышление о Мордовско-Качимской школе Федоров основывает на статье «Постройка и освящение нового здания церковно-приходской школы в с. Мордовском Качиме Городищенского уезда», напечатанной в «Пензенских епархиальных ведомостях» (часть неофиц. 1892, 15 октября, № 20, с. 854-860). Статья была помещена без подписи, однако принадлежала учителю Мордовско-Качимской школы П. П. Мироносицкому (см. о нем примеч. 65).
ValeriaHAZI
Модератор раздела

Россия
Сообщений: 572
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 268
Сказки с 3 по 10 ревизию в ГАПО, надо разбирать какие относятся к какому Качиму:

Есть также, но ниже не упоминаются, сказки по Русскому Качиму.

3 рс:
Ревизия Фонд Опись Дело Лист Уезд Адмединица Пункт Состав Фамилия Владельца Имя Отч
3 Ф.60 4 49 527 Пензенский Засурский стан Качим новокрещенные из мордвы
есть отдельно сказки по крепостным Качима

4 рс:
4 Ф.60 4 73 1211 Городищенский Качим однодворцы
4 Ф.60 4 73 1217 Городищенский Качим экономические крестьяне
4 Ф.60 4 73 1220 Городищенский Качим экономические крестьяне
4 Ф.60 4 73 1230 Городищенский Качим новокрещенные
есть отдельно сказки по крепостным Качима

5рс:
5 Ф.60 4 110 219-221, 235, 241, 244, 253 Городищенский Качим однодворцы
5 Ф.60 4 110 242 Городищенский Качим однодворцы из дворян
5 Ф.60 4 110 270 Городищенский Качим однодворцы из дворян
5 Ф.60 4 110 271, 275 Городищенский Качим экономические крестьяне
5 Ф.60 4 110 287 Городищенский Качим новокрещенные
5 Ф.60 4 146 91 Городищенский Качим священно-церковнослужители
есть отдельно сказки по крепостным Качима

6рс:
6 Ф.60 4 149 348 Городищенский Мордовский Качим ясашные крестьяне
7 Ф.60 4 176 226 Городищенский Качим экономические крестьяне
есть отдельно сказки по крепостным и однодворцам Качима
ValeriaHAZI
Модератор раздела

Россия
Сообщений: 572
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 268
Пензенские епархиальные ведомости. Пенза, 1904 № 22

Есть на Яндекс Архиве

Пензенскій расколъ и сектантство въ 1900-1903 г.г., по донесеніямъ приходскихъ священниковъ и миссіонеровъ

Приходъ села Мордовскій Качимъ. Въ клировыхъ вѣдомостяхъ мѣстные раскольники названы "раскольниками"-безъ обозначенія толка. Ранѣе мы указывали, что въ разсматриваемомъ приходѣ проживаютъ раскольники двухъ толковъ-вѣроятно, новопоморскаго и странническаго (послѣдняго немного до 4 душъ, совратившихся изъ поморцевъ). Сохранились ли оба толка и до настоящаго времени-неизвѣстно. Всѣхъ раскольниковъ въ 1900 г. было 31 д. об. п., въ 1901 году-42 д. об. п., въ 1902 году-37 д. об. п. Чѣмъ объясняется такое колебаніе въ количествѣ раскольниковъ, неизвѣстно.

ValeriaHAZI
Модератор раздела

Россия
Сообщений: 572
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 268
Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде: еженедельное издание с прибавлениями. СПб., 1900 № 29

Есть на Яндекс Архиве.

Мордва, живущая въ предѣлахъ Пензенской губерніи, говоритъ на двухъ нарѣчіяхъ-эрзянскомъ и мокшанскомъ; ъ; они плохо понимаютъ другъ-друга. Тѣ и другіе значительно обрусѣли, хотя обрусеніе мордвы не дошло еще до полнаго сліянія съ русскимъ народомъ. аЕсть цѣлыя села съ мордовскими названіями (Мордовскій Качимъ, Мордовв- скій Ишимъ и проч.), въ которыхъ хъ теперь никто не говоритъ по-мордовски. и.

Въ другихъ селахъ успѣхи обрусее- лія мордвы менѣе замѣтны, но дѣтии- мордва, поступая въ школы, частію ю уже понимаютъ русскую рѣчь и наа- столько овладѣваютъ русскимъ языы- комъ, что иногда пишутъ подъ диктовку ку не хуже русскихъ. Въ школахъ смѣѣ- шанныхъ, т. е. такихъ, гдѣ учатся чаа- стію русскіе, частію мордва, успѣхи и мордвы въ усвоеніи русской рѣчи выше, чѣмъ въ школахъ чисто мордовв- скихъ. Вся мордва-православные и и церковной школы не чуждается. Всѣхъ хъ школъ, въ которыхъ среди русскихъ ъ обучались дѣти-мордва, въ 1898 году у въ Пензенской епархіи было 64. Въ ъ числѣ этихъ школъ было 42 такихъ, въ которыхъ обучались исключительно но или почти исключительно дѣти мордвы. ы. Въ школахъ учатся не только мальчики, но и дѣвочки, составляющія иногда значительный процентъ (около 1/4 части). Мордовскіе мальчики споъ собны къ ученію не менѣе русскихъ еи обнаруживаютъ большую смышлеое ность и разсудительность; то же самое нужно сказать и о дѣвочкахъ. Воспии- ъ таніе мордвы не представляетъ особыхъ озатрудненій; это народъ добрый, проъ, стой, кроткій и послушный. Честность, управдивость, неприкосновенность чун- жой собственности, сильная привязанность къ семейной жизни,- вотъ тѣ нравственныя качества, которыми мордва отличается отъ другихъ инородцевъ. Женщина, какъ мать и хозяйка дома, пользуется у мордвы большимъ уваженіемъ.

Въ виду естественнаго и постепенно усиливающагося обрусенія мордвы Пензенской губерніи, нѣтъ нужды начинать обученіе въ мордовскихъ школахъ на мѣстномъ нарѣчіи. Необходимо лишь увеличить продолжительность курса ученія съ 3-хъ до 4-хъ-лѣтняго и у улучшить составъ учащихъ въ тѣхъ школахъ, гдѣ обучается мордва. Слѣдуетъ замѣтить, что обученіе мордвы легче и успѣшнѣе идетъ тамъ, гдѣ учит телями состоятъ лица, владѣющія мордовскимъ языкомъ, независимо отъ происхожденія. При значительномъ о обрусеніи мордовскаго племени Пензенской губерніи нѣтъ нужды дѣлать изъ мордовскихъ училищъ особыя нац ціональныя школы и нѣтъ основанія полагать, что учителя этихъ школъ должны быть непремѣнно изъ мордвы. Кромѣ увеличенія курса ученія (4 года в вмѣсто 3-хъ), желательно устройство въ въ мордовскихъ селахъ повторительныхъ воскресныхъ курсовъ, а также в внѣбогослужебныхъ собесѣдованій со взрослыми. Если и русскія дѣти забываютъ усвоенное въ школѣ, то тѣмъ болѣе этого можно ожидать отъ мордвы.
Лайк (1)
ARSAI
Участник

ARSAI

RUSIA, SAMARA
Сообщений: 56
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 84

ValeriaHAZI написал:
[q]
Ф. 350. Оп. 2. Д. 2516 Сказки о дворцовых; ясачных (русские, МОРДВА, чуваши) крестьянах Узинского, Засурского станов Пензенского у. (см. кн. № 2515). 1719 год
Внутренняя опись дела - https://forum.vgd.ru/post/252/35813/p3083158.htm#pp3083158

83. д. Качим ясашная мордва Л. 275 об.

Записано ясашной мордвы 30 дворов.



[/q]



Это точно ревизия 1719 года, если так, почему нет женского пола? В ревизии 1719 г. указывается и женский пол.


Комментарий модератора:
Ландратская перепись РГАДА Ф.350 оп.1 д.306 1717-1718 гг. - есть женщины
Первая ревизия РГАДА Ф. 350. Оп. 2. Д. 2516 1719 г. - нет женщин

ARSAI
Участник

ARSAI

RUSIA, SAMARA
Сообщений: 56
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 84

ValeriaHAZI написал:
[q]
Ф. 350 Оп.2 Д. 2550 Книга переписная выбывших после I ревизии помещичьих и монастырских и государственных (русские, МОРДВА) крестьян Засурского стана Пензенского у. 1748г, 360л.

https://forum.vgd.ru/post/252/35813/p2630012.htm#pp2630012

Л. 306 об -308 мордовская д. КАЧИМУ
[/q]

По этой ревизии есть ли у вас поименный список? Мне надо посмотреть и сравнить с ясашной мордвой д. Карамал Засурского стана которые после крещения 1745 г были переселены в д. Карамал, от куда неизвестно 25 семей.
ValeriaHAZI
Модератор раздела

Россия
Сообщений: 572
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 268
Пензенские епархиальные ведомости. Пенза, 1901№ 10

Есть на Яндекс Архиве

Пензенскій расколъ и сектантство въ 1897 -1900 гг., по донесеніямъ о.о. миссіонеровъ и приходскихъ священниковъ 1).

Городищенскій уѣздъ.

Русскій Качимъ. Раскольники этого прихода всѣ принадлежатъ, по словамъ мѣстнаго причта, къ поморскому толку, но неизвѣстно, какому- старому или новому, т. е. принимаютъ бракъ, вступая въ него съ благословенія наставника и родителей или въ православной церкви, или совсѣмъ отвергаютъ его. Есть нѣкоторыя основанія думать, что раскольники Русскаго Качима, равно какъ и мордовскаго-новопоморцы. Впрочемъ, это лишь предположеніе; болѣе вѣроятно то, что ранѣе какъ въ томъ, такъ и въ другомъ Качимѣ были старопоморцы, да и весь этотъ округъ въ прежнее время былъ старопоморскимъ, теперь же, по свидѣтельству миссіонера о. Магнусова, преимущественно новопоморскій.

Мордовскій Качимъ. Какъ мы уже замѣтили, мѣстные раскольники принадлежатъ къ поморскому толку. Въ послѣдніе годы въ этомъ приходѣ развилась пропаганда странничества, почему нѣкоторые изъ раскольниковъ (около 4 д. об. п.) совратились въ этотъ толкъ.
ValeriaHAZI
Модератор раздела

Россия
Сообщений: 572
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 268
Ландратская перепись
РГАДА Ф.350 оп.1 д.306 - Книга переписная ясачных бобылей г. Пензы и ясачных крестьян Засурского и Узинского станов Пензенского уезда 1717-1718 г.г.

выписала некоторые нп с номерами листов

Пензенский уезд Засурский стан

Деревня Годяевка - лист 2
Деревня Серман - 6
Деревня Селя - 12об

Деревня Коржевка - 21об

Деревня Инза Бояркино тож - 36об
Деревня Чювашева - 38об
Деревня Коромал - 43

Деревня Алова - 50об
Деревня Пермеева - 54об
Деревня Верхней Шкидим - 60
Деревня Качим - 67об - 36 дворов, у них людей мужеска полу 74 человека, женска полу 79 человек, всего 153 человека. Упоминается, что по переписи 1709 года было 49 дворов 16 ясаков (87 мужчин, 55 женщин, всего 142 человек)
Деревня Озерки - 72об
ValeriaHAZI
Модератор раздела

Россия
Сообщений: 572
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 268
Прослеживается связь дворов и семей между нижеуказанными сказками (4, 5, 6 и 8 ревизий), т.е. это они и те же семьи. Осталось перепроверить связь между 3 и 4 ревизией.

4 ревизий 1782
Ф.60 4 73 1230 Городищенский Качим новокрещенные - 125 мужчин и 103 женщины

5 ревизия 1795
Ф.60 4 110 287 Городищенский Качим новокрещенные - 141 мужчин и 116 женщин

6 ревизия 1811
6 Ф.60 4 149 348 Городищенский Мордовский Качим ясашные крестьяне - 166 мужчин

7 ревизия 1816 ???

8 ревизия 1834
Ф.60 4 226 1834 л.173 Городищенский Мордовский Качим ясашные крестьяне - 240 мужчин и 270 женщин


Эта сказка видимо содержит другое сословие крестьян (вероятно русских), надо смотреть 4 ревизию - видно ли там откуда они?
Ф.60 4 226 1834 л.198 Городищенский Мордовский Качим экономические крестьяне - 251 мужчин и 270 женщин
alexei adaev

alexei adaev

ТЮМЕНЬ-СТОЛИЦА ДЕРЕВЕНЬ
Сообщений: 642
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1879
>> Ответ на сообщение пользователя ValeriaHAZI от 29 ноября 2025 17:03

12 об.Это деревня Селя
---
Адаевы,Авдеевы,Черкаевы,Посудниковы,Ермолаевы,с.Новая Селя Городищенский уезд Пензенской губернии.с.Петелино,Мыс,Одина,Коженово Ялуторовский р-н Тюменская обл.
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 Вперед →
Модераторы: Nadian, ValeriaHAZI, Bhcrm
Вверх ⇈