На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Цель раздела - выявить населенные пункты, где проживали или проживают эрзяне.
Если жителями указаны эрзяне, это не означает, что в том же населенном пункте не проживали или не проживают другие народы. По возможности другие народы указываются, но нет цели выявить этническую составляющую всего населения.
МОРДОВСКИЙ КАЧИМ Сосновоборского района Пензенской области.
Изначально "Мордовское-эрзя село..., в 2 км к югу-юго-западу от него, на правом берегу речки Качим. На 1.1.2004 – 65 хозяйств, 155 жителей. В 1877 году в селе церковь во имя Архангела Михаила, построенная в 1864 году, овчарное заведение. В 1894 работала одноклассная церковноприходская школа. Во время переписи 1926 года показано как русское село. Входило в состав Шугуровской волости Городищенского уезда. Численность населения: в 1864 – 1299, 1877 – 1373, 1897 – 1755, 1926 – 1932, 1930 – 533, 1959 – 1048, 1979 – 445, 1989 – 301, 1996 – 242 жителя.
Храм во имя Архистратига Михаила (по главному престолу – Покрова Пресвятой Богородицы) Деревянный. Построен в 1904 г. вместо деревянного же храма, сооруженного в 1864 г. Проект на постройку новой церкви был составлен гражданским инженером Васильевым и утвержден 21 апреля 1904 г. В ней предположено быть трем престолам: в настоящей – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и двум в трапезной – во имя свт. и чуд.Николая (слева) и Архистратига Михаила (справа). Последний был освящен 23 января 1905 г."
Беглый взгляд на сказки показывает, что в 19 веке в населенном пункте проживали не только ясашные, но и экономические крестьяне, а позднее отдельно записаны крестьяне из кантонистов и отставных воинских чинов - вероятно эти более поздние русские, по крайней мере не "мордовские", поселенцы. Мордовский Качим появляется в 6 ревизии (1811 года), до этого только Качим (но их много). Русский Качим появляется (в заголовках сказок, надо перепроверять сами дела) в 8 ревизии (1834). Крепостные есть в Качиме в 1 ревизию; помимо крепостных и новокрещен-эрзян в 4 ревизии появляются однодворцы и экономические крестьяне - нужно смотреть эту сказку, возможно указано место выхода).
По переписи 1926 года только 1 из 395 хозяйств записано "мордовским", остальные русские.
Николай Фёдорович Фёдоров ОТЕЧЕСТВОВЕДЕНИЕ Печатается по: Н.Ф. Федоров., Собрание сочинений в четырех томах. Том 3-й, Составление, комментарии и научная подготовка текста А.Г. Гачевой и С.Г. Семеновой. «Традиция», Москва, 1995г.
56 Повествование и размышление о Мордовско-Качимской школе Федоров основывает на статье «Постройка и освящение нового здания церковно-приходской школы в с. Мордовском Качиме Городищенского уезда», напечатанной в «Пензенских епархиальных ведомостях» (часть неофиц. 1892, 15 октября, № 20, с. 854-860). Статья была помещена без подписи, однако принадлежала учителю Мордовско-Качимской школы П. П. Мироносицкому (см. о нем примеч. 65).
В редакционной преамбуле к ней сообщалось, что построение школы было осуществлено в рамках программы строительства зданий для церковно-приходских школ Пензенской епархии, разработанной епархиальным Училищным советом. Для сбора средств на это предприятие были открыты общественные работы, на которых местное население получало заработок. Из этого-то капитала общественных работ и было отпущено 20 000 рублей на построение более чем 40 зданий церковно-приходских школ и 3 церквей-школ (см. также: «Постройка зданий для церковно-приходских школ Пензенской епархии» // Пензенские епархиальные ведомости, 1893, 1 февраля, № 3). Сам Мироносицкий уточнял далее, что для Мордовско-Качимской школы, открытой 6 октября 1891 г. и в течение всего учебного года ютившейся «в сырой и тесной крестьянской избе», было отпущено 350 рублей. Сумма была небольшая и не могла покрыть всех расходов, связанных с постройкой. Однако на помощь учителю, бывшему непосредственным руководителем работ, и его отцу, священнику соседнего села Русского Качима, главному распорядителю постройки, пришли крестьяне. «Почти все отцы учеников школы привезли на место ее постройки по одному, по два, а некоторые и по три бревна, а один из них кроме того пожертвовал 50 штук тесу лучшего качества. Доставка материалов на место постройки производилась тоже большею частию бесплатно крестьянами — друзьями школы. Лучший из этих друзей школы, полагающий за нее душу свою, — крестьянин Максим Васильевич Меркурьев взял на себя трудную и неблагодарную задачу ходить по тем крестьянам, которые согласились помочь постройке, напоминать им об их обещаниях, торопить их, выпрашивать новые жертвы, торговаться по-крестьянски с поставщиками и т. д. [...] Плотники, подряженные на постройку школы за 90 рублей, тоже принадлежали к числу друзей школы, во главе с своим подрядчиком, — церковным сторожем Максимом Беляниным. Наконец, и сами ученики школы подвигали общее дело своими слабыми руками. На их долю выпало положить, так сказать, краеугольный камень школы. Один крестьянин пожертвовал под школу 8 дубовых столбов, оставшихся от сгоревшей маслобойни. Жертва была чистой находкой, но беда была в том, что столбы были зарыты глубоко в земле и плотники отказывались вырывать их, боясь потратить на это целый день. Тогда учителю пришла в голову мысль созвать учеников школы и их послать вырыть столбы. Явилось 30 человек с лопатами, скребками, мотыками, и на месте сгоревшей маслобойни началась настоящая муравьиная работа, окончившаяся победоносным и шумным извлечением из земли дубовых кряжей. На другой день ученики школы ходили верст за семь от села на моховое болото и там под надзором взрослого крестьянина целый день теребили мох для стен будущей школы. Делом школьников было также собирание в кучу щеп, годных для топлива, и уборка негодного мусора. Все эти работы исполнялись с таким единодушием и веселием, что приходилось ставить детей в пример отцам» (с. 856-857).
Впрочем, не все жители Мордовского Качима поддерживали постройку. Большею частью, по словам Мироносицкого, это были кулаки, из мироедов. Они негодовали, что их не спросили, ворчали, что дело обошлось без водки. Однако единодушный порыв, охвативший всех участников предприятия: крестьян — «друзей школы», детей, их отцов, самих строителей, — смел все преграды и в сентябре 1892 г. здание, заложенное летом, было окончено. По удобству и отделке оно стоило гораздо больше, чем было отпущено денег (описание здания Мордовско-Качимской школы см. «Пензенские епархиальные ведомости». Часть неофиц. 1893, 1 февр., № 3, с. 116-117), и все благодаря безвозмездной помощи жителей села. Надо сказать, что и другие школы в Пензенской епархии строились при активном участии местного населения, которое «помогало посильными пожертвованиями и особенно даровым трудом и поставкою подвод для подвоза материала» («Отчет о деятельности Совета Иннокентиевского Просветительного братства [...] о состоянии церковных школ за 1892—93 учебный год» // Пензенские епархиальные ведомости. Часть неофиц., 1894, 15 февраля, № 4, с. 147). Исходя из статьи П. Мироносицкого (мы пересказали здесь лишь часть текста, далее в статье описывалось торжественное открытие школы), Федоров и выстраивает собственное истолкование Качимского события, которое называет «новою эрою в истории просвещения». … Кстати, впервые рассказ о качимской школе, в том его виде, в каком он вошел впоследствии в статью «О значении обыденных церквей», был изложен в одном из писем В. А. Кожевникову. И в этом письме Федоров просил ученика «мысль, нескладно, прозою изложенную, изобразить стихом», создать «похвалу Мордовскому Качиму за сооружение церковной школы единодушным трудом».
Сказки с 3 по 10 ревизию в ГАПО, надо разбирать какие относятся к какому Качиму:
Есть также, но ниже не упоминаются, сказки по Русскому Качиму.
3 рс: Ревизия Фонд Опись Дело Лист Уезд Адмединица Пункт Состав Фамилия Владельца Имя Отч 3 Ф.60 4 49 527 Пензенский Засурский стан Качим новокрещенные из мордвы есть отдельно сказки по крепостным Качима
6рс: 6 Ф.60 4 149 348 Городищенский Мордовский Качим ясашные крестьяне 7 Ф.60 4 176 226 Городищенский Качим экономические крестьяне есть отдельно сказки по крепостным и однодворцам Качима
7 рс: 7 Ф.60 4 176 231 Городищенский Мордовский Качим экономические крестьяне 7 Ф.60 4 179 166 Городищенский Качим ясашные крестьяне есть отдельно сказки по крепостным и однодворцам Качима
8 рс: 8 Ф.60 4 226 173 Городищенский Мордовский Качим ясашные крестьяне 8 Ф.60 4 226 198 Городищенский Мордовский Качим экономические крестьяне есть отдельно сказки по крепостным и однодворцам Качима
9 рс: 9 Ф.60 4 311 1193 Городищенский Качим крепостные крестьяне 9 Ф.60 4 314 244 Городищенский Качим экономические крестьяне 9 Ф.60 4 314 272 Городищенский Качим госкрестьяне 9 Ф.60 4 314 596 Городищенский Качим госкрестьяне 9 Ф.60 4 314 637 Городищенский Качим госкрестьяне в списке сказок на сайте ГАПО нет 9 рс по Мордовскому Качиму, но надо пресматривать сами дела, возможно неплавильно записали название нп есть отдельно сказки по крепостным и однодворцам Качима
Пензенскій расколъ и сектантство въ 1900-1903 г.г., по донесеніямъ приходскихъ священниковъ и миссіонеровъ
Приходъ села Мордовскій Качимъ. Въ клировыхъ вѣдомостяхъ мѣстные раскольники названы "раскольниками"-безъ обозначенія толка. Ранѣе мы указывали, что въ разсматриваемомъ приходѣ проживаютъ раскольники двухъ толковъ-вѣроятно, новопоморскаго и странническаго (послѣдняго немного до 4 душъ, совратившихся изъ поморцевъ). Сохранились ли оба толка и до настоящаго времени-неизвѣстно. Всѣхъ раскольниковъ въ 1900 г. было 31 д. об. п., въ 1901 году-42 д. об. п., въ 1902 году-37 д. об. п. Чѣмъ объясняется такое колебаніе въ количествѣ раскольниковъ, неизвѣстно.
Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде: еженедельное издание с прибавлениями. СПб., 1900 № 29
Есть на Яндекс Архиве.
Мордва, живущая въ предѣлахъ Пензенской губерніи, говоритъ на двухъ нарѣчіяхъ-эрзянскомъ и мокшанскомъ; ъ; они плохо понимаютъ другъ-друга. Тѣ и другіе значительно обрусѣли, хотя обрусеніе мордвы не дошло еще до полнаго сліянія съ русскимъ народомъ. аЕсть цѣлыя села съ мордовскими названіями (Мордовскій Качимъ, Мордовв- скій Ишимъ и проч.), въ которыхъ хъ теперь никто не говоритъ по-мордовски. и.
Въ другихъ селахъ успѣхи обрусее- лія мордвы менѣе замѣтны, но дѣтии- мордва, поступая въ школы, частію ю уже понимаютъ русскую рѣчь и наа- столько овладѣваютъ русскимъ языы- комъ, что иногда пишутъ подъ диктовку ку не хуже русскихъ. Въ школахъ смѣѣ- шанныхъ, т. е. такихъ, гдѣ учатся чаа- стію русскіе, частію мордва, успѣхи и мордвы въ усвоеніи русской рѣчи выше, чѣмъ въ школахъ чисто мордовв- скихъ. Вся мордва-православные и и церковной школы не чуждается. Всѣхъ хъ школъ, въ которыхъ среди русскихъ ъ обучались дѣти-мордва, въ 1898 году у въ Пензенской епархіи было 64. Въ ъ числѣ этихъ школъ было 42 такихъ, въ которыхъ обучались исключительно но или почти исключительно дѣти мордвы. ы. Въ школахъ учатся не только мальчики, но и дѣвочки, составляющія иногда значительный процентъ (около 1/4 части). Мордовскіе мальчики споъ собны къ ученію не менѣе русскихъ еи обнаруживаютъ большую смышлеое ность и разсудительность; то же самое нужно сказать и о дѣвочкахъ. Воспии- ъ таніе мордвы не представляетъ особыхъ озатрудненій; это народъ добрый, проъ, стой, кроткій и послушный. Честность, управдивость, неприкосновенность чун- жой собственности, сильная привязанность къ семейной жизни,- вотъ тѣ нравственныя качества, которыми мордва отличается отъ другихъ инородцевъ. Женщина, какъ мать и хозяйка дома, пользуется у мордвы большимъ уваженіемъ.
Въ виду естественнаго и постепенно усиливающагося обрусенія мордвы Пензенской губерніи, нѣтъ нужды начинать обученіе въ мордовскихъ школахъ на мѣстномъ нарѣчіи. Необходимо лишь увеличить продолжительность курса ученія съ 3-хъ до 4-хъ-лѣтняго и у улучшить составъ учащихъ въ тѣхъ школахъ, гдѣ обучается мордва. Слѣдуетъ замѣтить, что обученіе мордвы легче и успѣшнѣе идетъ тамъ, гдѣ учит телями состоятъ лица, владѣющія мордовскимъ языкомъ, независимо отъ происхожденія. При значительномъ о обрусеніи мордовскаго племени Пензенской губерніи нѣтъ нужды дѣлать изъ мордовскихъ училищъ особыя нац ціональныя школы и нѣтъ основанія полагать, что учителя этихъ школъ должны быть непремѣнно изъ мордвы. Кромѣ увеличенія курса ученія (4 года в вмѣсто 3-хъ), желательно устройство въ въ мордовскихъ селахъ повторительныхъ воскресныхъ курсовъ, а также в внѣбогослужебныхъ собесѣдованій со взрослыми. Если и русскія дѣти забываютъ усвоенное въ школѣ, то тѣмъ болѣе этого можно ожидать отъ мордвы.
Ф. 350. Оп. 2. Д. 2516 Сказки о дворцовых; ясачных (русские, МОРДВА, чуваши) крестьянах Узинского, Засурского станов Пензенского у. (см. кн. № 2515). 1719 год Внутренняя опись дела - https://forum.vgd.ru/post/252/35813/p3083158.htm#pp3083158
83. д. Качим ясашная мордва Л. 275 об.
Записано ясашной мордвы 30 дворов.
[/q]
Это точно ревизия 1719 года, если так, почему нет женского пола? В ревизии 1719 г. указывается и женский пол.
Комментарий модератора: Ландратская перепись РГАДА Ф.350 оп.1 д.306 1717-1718 гг. - есть женщины Первая ревизия РГАДА Ф. 350. Оп. 2. Д. 2516 1719 г. - нет женщин
Ф. 350 Оп.2 Д. 2550 Книга переписная выбывших после I ревизии помещичьих и монастырских и государственных (русские, МОРДВА) крестьян Засурского стана Пензенского у. 1748г, 360л.
По этой ревизии есть ли у вас поименный список? Мне надо посмотреть и сравнить с ясашной мордвой д. Карамал Засурского стана которые после крещения 1745 г были переселены в д. Карамал, от куда неизвестно 25 семей.
Пензенскій расколъ и сектантство въ 1897 -1900 гг., по донесеніямъ о.о. миссіонеровъ и приходскихъ священниковъ 1).
Городищенскій уѣздъ.
Русскій Качимъ. Раскольники этого прихода всѣ принадлежатъ, по словамъ мѣстнаго причта, къ поморскому толку, но неизвѣстно, какому- старому или новому, т. е. принимаютъ бракъ, вступая въ него съ благословенія наставника и родителей или въ православной церкви, или совсѣмъ отвергаютъ его. Есть нѣкоторыя основанія думать, что раскольники Русскаго Качима, равно какъ и мордовскаго-новопоморцы. Впрочемъ, это лишь предположеніе; болѣе вѣроятно то, что ранѣе какъ въ томъ, такъ и въ другомъ Качимѣ были старопоморцы, да и весь этотъ округъ въ прежнее время былъ старопоморскимъ, теперь же, по свидѣтельству миссіонера о. Магнусова, преимущественно новопоморскій.
Мордовскій Качимъ. Какъ мы уже замѣтили, мѣстные раскольники принадлежатъ къ поморскому толку. Въ послѣдніе годы въ этомъ приходѣ развилась пропаганда странничества, почему нѣкоторые изъ раскольниковъ (около 4 д. об. п.) совратились въ этотъ толкъ.
Ландратская перепись РГАДА Ф.350 оп.1 д.306 - Книга переписная ясачных бобылей г. Пензы и ясачных крестьян Засурского и Узинского станов Пензенского уезда 1717-1718 г.г.
выписала некоторые нп с номерами листов
Пензенский уезд Засурский стан
Деревня Годяевка - лист 2 Деревня Серман - 6 Деревня Селя - 12об
Деревня Коржевка - 21об
Деревня Инза Бояркино тож - 36об Деревня Чювашева - 38об Деревня Коромал - 43
Деревня Алова - 50об Деревня Пермеева - 54об Деревня Верхней Шкидим - 60 Деревня Качим - 67об - 36 дворов, у них людей мужеска полу 74 человека, женска полу 79 человек, всего 153 человека. Упоминается, что по переписи 1709 года было 49 дворов 16 ясаков (87 мужчин, 55 женщин, всего 142 человек) Деревня Озерки - 72об
Прослеживается связь дворов и семей между нижеуказанными сказками (4, 5, 6 и 8 ревизий), т.е. это они и те же семьи. Осталось перепроверить связь между 3 и 4 ревизией.
4 ревизий 1782 Ф.60 4 73 1230 Городищенский Качим новокрещенные - 125 мужчин и 103 женщины
5 ревизия 1795 Ф.60 4 110 287 Городищенский Качим новокрещенные - 141 мужчин и 116 женщин
8 ревизия 1834 Ф.60 4 226 1834 л.173 Городищенский Мордовский Качим ясашные крестьяне - 240 мужчин и 270 женщин
Эта сказка видимо содержит другое сословие крестьян (вероятно русских), надо смотреть 4 ревизию - видно ли там откуда они? Ф.60 4 226 1834 л.198 Городищенский Мордовский Качим экономические крестьяне - 251 мужчин и 270 женщин
>> Ответ на сообщение пользователя ValeriaHAZI от 29 ноября 2025 17:03
12 об.Это деревня Селя
--- Адаевы,Авдеевы,Черкаевы,Посудниковы,Ермолаевы,с.Новая Селя Городищенский уезд Пензенской губернии.с.Петелино,Мыс,Одина,Коженово Ялуторовский р-н Тюменская обл.
Ландратская перепись РГАДА Ф.350 оп.1 д.306 1717-1718 гг. - есть женщины
Первая ревизия РГАДА Ф. 350. Оп. 2. Д. 2516 1719 г. - нет женщин