Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Униатство, униаты (грекокатолики)

Ссылки на архивные источники, библиография. И ещё хотелось бы понять, как они жили, их самоидентификация.

    Вперед →Страницы: ← Назад 1  2 3 4 5 6 ... 26 27 28 29 30 31 Вперед →
Модератор: Jekaterina
Jekaterina
Модератор раздела

Jekaterina

Прекрасное далёко...
Сообщений: 413
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 662
Собираем в этой теме воедино все сведения, касающиеся униатов на территории РИ и не только РИ blink.gif

Архивные материалы можно найти:
в Вильнюсе - Литовский государственный исторический архив (LVIA)

в Минске - Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ)

в Киеве - ЦГИАК (Киев)

в Хмельницке - фонд 315

в Санкт-Петербурге - Российский государственный исторический архив (РГИА)
Список униатских фондов в РГИА

в Ватикане - статья из Википедии "источники по истории белорусской православной церкви в архивах Ватикана"


БИБЛИОГРАФИЯ на русском языке
БИБЛИОГРАФИЯ на польском языке
БИБЛИОГРАФИЯ на белорусском языке
БИБЛИОГРАФИЯ на украинском языке


Тема на этом форуме Приходы греко-католических (униатских) церквей Белоруссии.
---
Ищите, ищите и ещё раз: ищите :)
Лайк (2)
Balymba

Balymba

Україна Карпати
Сообщений: 1348
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 1293

elena_krd написал:
[q]
пишется это не для выяснения, какая религия была лучше и т.п. Важно другое - понять в чем вообще был смысл унии. Для чего все это было предпринято. Чем отличалась, к примеру, богослужебная обрядность и пр.
[/q]

На сайте http://www.mtg-malopolska.org.pl/bibliotekacyfrowa.html есть Шематизмы греко-католических епархий, в частности Львовской. Думаю они будут для Вас интересны, хотя бы та часть где описана история возникновения епархий. По моему мнению цель Брестской унии - достижение церковного единства между западной и восточной ветками христианства. Греко-католическая церковь никогда не считала православную церковь враждебной себе - только как подобную себе за исключением административного подчинения. Увидите, что в Шематизмах считается братской даже православная иерархия созданная в Украине на противовес Унии.
---
Стефурак, Левкун, Чуревич, Зеленевич, Ківнюк, Лесюк, Данилюк, Кріпчук (Крепчук), Куц, Попик, Вертипорох, Козьмин, Мельничук, Ревтюк, Шовгенюк, Панько, Юращук, Ґрещук, Горішний, Ванджура, Жолоб, Поварчук (Пивоварчук), Лубів, Ісайчук (Ісаїв)
Попович-Турець
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6591
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11335
Balymba
Спасибо! К сожалению, я польским не владею. Но, думаю, что найдутся коллеги, которым Ваша ссылка будет весьма полезна.

**************************************************************************

В Ленинке есть вот такая книга:
О воссоединении униатов с православной церковью в Российской империи, Санкт-Петербург : Синод. тип., 1839 г.
http://dlib.rsl.ru/view.php?pa...542896.pdf
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
Jekaterina
Модератор раздела

Jekaterina

Прекрасное далёко...
Сообщений: 413
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 662
Лена, как у Вас всё хорошо разложилось по полочкам.


Есть ещё одна книга:
Г. Шавельский. Последнее воссоединение с православной церковью униатов Белорусской епархии (1833-39 гг.). Спб, 1910.
Я выложила narod.ru/disk/11963822001/%D0%A8%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.djvu.html
---
Ищите, ищите и ещё раз: ищите :)
Balymba

Balymba

Україна Карпати
Сообщений: 1348
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 1293

elena_krd написал:
[q]
Balymba
Спасибо! К сожалению, я польским не владею. Но, думаю, что найдутся коллеги, которым Ваша ссылка будет весьма полезна.
[/q]

Разве речь шла о польском? Ранние Шематизмы ( в частности Львовской архиепархии 1832 года на латыне), более поздние на украинском. Так, что все-таки рекомендую посмотреть a_003.gif
Наверное я забыл, что в России греко-католиков отождествляли с поляками (т.е. римо-католиками) в то время как на самом деле сами греко-католики себя противоставляли полякам. Поэтому и метрические книги велись не на польском а латинском или украинском языке. Такие вот дела dntknw.gif
---
Стефурак, Левкун, Чуревич, Зеленевич, Ківнюк, Лесюк, Данилюк, Кріпчук (Крепчук), Куц, Попик, Вертипорох, Козьмин, Мельничук, Ревтюк, Шовгенюк, Панько, Юращук, Ґрещук, Горішний, Ванджура, Жолоб, Поварчук (Пивоварчук), Лубів, Ісайчук (Ісаїв)
Попович-Турець
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6591
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11335
Еще интересную статью нашла.
Л.Е.Криштапович «Беларусь как русская святыня». Церковная уния 1596 года

"Формально церковная уния была союзом или объединением Православной церкви на территории Беларуси, Украины и Литвы с католической на условиях подчинения православного духовенства Римскому Папе и признания основных догматов католицизма при сохранении православной обрядности. Объединение православия с католичеством привело к образованию так называемой униатской церкви или, другими словами, греко-католической.

...8 октября 1596 года в соборной церкви святого Николая униаты объявили свое решение о вступлении их в союз с римской церковью и признании над собой верховной власти Папы Климента VIII и его преемников. Архиепископ полоцкий Герман (Гермоген) на пергаментном листе зачитал текст унии. В этом документе кратко излагалась церковная история, свидетельствующая, по мнению униатов, что Римский Папа является главой всего христианского мира, а константинопольские патриархи, от которых произошла русская вера, верховенству столицы Римской церкви подчинялись и от нее благословение брали. Далее говорилось, что несмотря на отступничество восточных патриархов от Римской церкви, всегда к последней возвращались, как это и произошло на Флорентийском соборе в 1439 года, когда Константинопольский патриарх Иосиф и византийский император Иоанн Палеолог приняли решение о церковном соединении. Особенно отмечалось, что именно на этом Флорентийском соборе присутствовал наш Киевский и Всея Руси митрополит Исидор, который все церкви в крае русском в послушание и верховенство римского костела привел. Далее шло обвинение патриархов в отступничестве от Римского Папы и в потворстве ересям, которые «всю Русь опановали». В заключении указывалось, что униаты, не желая быть участниками греха константинопольских патриархов и невольства поганского и не желая церковного разъединения, отправили в прошлом году своих послов к Римскому Папе Клименту VIII, чтобы он принял их под свою руку и от верховенства патриархов константинопольских освободил, сохраняя в униатской церкви обряды и церемонии православной веры[10]. Подписали унию митрополит Киевский Михаил Рогоза, владыка владимирский и брестский Ипатий Потей, владыка луцкий и острожский Кирилл Терлецкий, архиепископ полоцкий и витебский Герман, владыка пинский и туровский Иона Гоголь, владыка холмский и бельский Дионисий Збируйский".


http://zapadrus.su/bibli/istfb...1596-.html

Грамота Брестской унии. 8 октября 1596

Прикрепленный файл: images-stories-my_imeges-krishtapovich-6-351x321.jpg
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6591
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11335
Оттуда же...
"...отражение реальной социально-политической и национально-религиозной ситуации, которая сложилась на белорусских землях после введения унии, доказывает красноречивое письмо литовского канцлера Льва Сапеги к полоцкому униатскому архиепископу Иосафату Кунцевичу, написанное 12 марта 1622 года. Приведем наиболее характерные выдержки из него. «Это правда, – писал Лев Сапега, – что я сам являюсь автором унии, но я не мог предполагать, что Ваша милость будет обращать людей в унию насильственными действиями... Ты, Ваша милость, пишешь, что политикой не интересуешься, а я добавлю и Речью Посполитой, ибо от их (православных. – Л.К.) повиновения в Речи Посполитой зависит больше, чем от унии Вашей милости... Укажи, Ваша милость, кого привлек, кого поймал ты своей суровостью, резкостью, запечатыванием, закрытием церквей. Напротив, тех, которые уже были в послушании Вашей милости в Полоцке, оттолкнул от себя, из овечек сделал козлищами, ввергая тем самым общество и государство в опасность, обрекая нас, католиков, на погибель. Ваша уния нам только навредила, и лучше бы нам было без нее, из-за нее у нас постоянные хлопоты, заботы, трудности. Поистине прекрасная уния, которая возбуждает в людях и в государстве постоянные замешательства... Что касается полочан и других бунтующих против Вашей милости, то скажу: возможно, они и бунтовщики. Но Ваша милость сама дала им повод для бунта и сделала бунтовщиками... Вот почему мы не желаем, чтобы эта бесполезная уния принесла и чинила вред обществу и государству»[16]. Комментировать этот ценнейший исторический источник, ярко освещающий действительное значение церковной унии в жизни общества и государства, не приходится."
[16] Памятники философской мысли Беларуси XVII – первой половины ХVIII в. – Мн., 1991. – С. 76-80.
http://zapadrus.su/bibli/istfb...1596-.html
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6591
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11335
В феврале 1839 года в Полоцке съехались униатские епископы ни собор. 12 февраля того же года, в неделю Православия, в присутствии епископов: литовского Иосифа Семашко, белорусского Василия Лужинского и викарного епископа брестского Антония Зубко составлено соборное постановление о воссоединении униатов с Православной Церковью. Акт гласил следующее:

"Мы, благостію Божіею, епископы и священный собор Греко-Уніатской Церкви в Россіи, в неоднократных совъщаніях, приняли в разсужденіе нижеследующее: Церковь наша, от начала своего, была в единстве святыя Апостольскія Православно-Кафолическія Церкви, которая Господом Богом и Спасом нашим Іисусом Христом на Востоке насаждена, от Востока возсіяла міру и доселе цело и неизменно соблюла божественные догматы ученія Христова, ничего к оному не прилагая от духа человтэческаго суемудрія. В сем блаженном и превожделънном вселенском союзе Церковь наша составлята нераздельную часть Греко - Россійскія Церкви, подобно как и предки наши, по языку и происхожденію, всегда составляли нераздельную часть русскаго народа. Но горестное отторженіе обитаемых нами областей от матери нашей Россіи отторгнуто и предков наших от истинного католическаго единенія, и сила чуждаго преобладанія подчинила их власти Римской Церкви под названіем ушатов". В акте дальше описывается история бедственного положения православных под властию Польши. "Посему, — писалось в акте, — в теплых сердечных моленіях, призвав на помощь благодать Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа и Святого и всесовершающего Духа, мы положили твердо и неизменно:

1. Признать вновь единство нашея Церкви с Православно-Кафолическою Восточною Церковію и посему пребывать отныне, купно с вверенными нам паствами, в единомысліи со святейшими восточными православными патріархами и в послушаній Святейшаго Правительствующаго Всероссійскаго Синода.

2. Всеподданнейше просить благочестивейшаго Государя Императора настоящее намереніе наше в свое Августейшее покровительство принять и исполненію онаго к миру и спасенію душ Высочайшим своим благоусмотреніем и державною волею споспешествовать, да и мы, под благотворным его скипетром, со всем русским народом совершенно едиными и неразнствующими устами и единым сердцем славим Тріединаго Бога, по древнему чину апостольскому, по правилам святых вселенских соборов и по преданію великих святителей и учителей Православно-Кафолическія Церкви.

В увереніе чего мы, все епископы и начальствующее духовенство, сей Соборный акт утверждаем собственноручными нашими подписями и, в удостовереніе общаго на сіе согласія прочаго греко-уніатскаго духовенства, прилагаем собственноручныя же объявленія священников и монашествующей братіи, всего тысячи трехсот пяти лиц".

Подлинный подписали:

Смиренный Іосиф, епископ литовскій. Смиренный Василій, епископ оршанскій, управляющей Белорусскою епархіею. Смиренный Антоній, епископ брестскій, викарій Литовской епархій. Дальше идут подписи разных должностных священных лиц. От Греко-униатской духовной коллегии, протоиереи: Игнатій Пульховскій, Іоанн Конюшевскій, Лев Паньковскій; от Литовской консистории, протоиереи: Антоній Тупальскій, Михаил Голубович, Плакид Янковскій, Григорій Куцевич, ректор семинарій Ф. Гомолицкій, эконом семинарій игумен Іосаф Вышинскій, инспектор семинарій іеромонах Игнатій Желязовскій, секретарь при литовском епископе іеромонах Фауст Михневич; от Белорусской консистории протоиереи: ректор духовной семйнарій Михаил Шелепин, Константин Игнатович, игумен Іосиф Новицкій, инспектор семинаріи прот. Фома Малишевскій, ключарь Полоцкого Софійскаго собора Михаил Копецкій, эконом семйнарій прот. Іоанн Щенснович, прот. Іоанн Глыбовскій, іерей Іоанн Сченснович, Фома Околович, секретарь при епископъ Антоній іером. Петр Михалевич".

В день окончательного подписания Соборного акта 12 февраля, в неделю Православия, еп. Иосиф совершил торжественно обедню в Полоцком Софийском соборе и причастил лично всех наставников и семинаристов, а также немало прихожан. Во время литургии Иосиф поминал вместо папы всех православных патриархов. После литургии все епископы отслужили благодарственный молебен с многолетием.

Святейший Синод, рассмотрев, по повелению государя, Соборный акт и прошение униатского духовенства, постановил 23 марта 1839 года следующее: "Епископов, священство и духовную паству так именовавшейся донынъ греко-уніатской церкви, по священным правилам и примерами святых отцев, принять в полное и совершенное общеніе Святыя Православно-Кафолическія Восточный Церкви и в нераздельный состав Церкви Всероссійскія; управленіе возсоединенных епархій и принадлежащих к ним духовных училищ оставить на прежнем основаній". На докладе Синода по сему делу император Николай I написал 25 марта 1839 года: "Благодарю Бога и принимаю" 190).
(190 - Макарій архіепіскопъ Литовскій и виленскій: "Исторія Русской Церкви. Периодъ раздъленія Русской Церкви на двъ мйтрополіи". Книга IV, томъ IX. "Исторія Западно-Русской или Литовской митрополіи". С.-Петербургъ, 1879; - стр. 321-322, примечание 331.)

По случаю воссоединения вычеканена была медаль. На одной стороне изображен нерукотворный образ Спасителя с надписью: "Такова имамы первосвященника", а внизу: "Отторгнутые насиліем (1596) возсоединены любовію (1839)". На Другой стороне медали изображен крест Господень с надписью по сторонам: "Торжество православія", а внизу: "25 марта 1839 г.".
http://www.belapc.org/litaratu...v-belarusi
===============================================================================
Чего пока никак не найду - что последовало после Полоцкого собора 1839 года?
Верующие 25 марта 1839 года уснули греко-католиками, а наутро 26 марта проснулись православными или это было как-то обрядово "оформлено"?
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
valcha
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 24399
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 20316
Ход собора и последствия


12 февраля 1839 году в неделю Торжества Православия в Полоцке состоялся собор всех трех униатских епископов, – Иосифа (Семашко), Василия (Лужинского) и Антония (Зубко), – и 21 человек других высших духовных лиц. Собор принял акт из двух пунктов. В первом провозглашалось единство с Православной Церковью и прошение о подчинении Униатской церкви Святейшему Синоду Русской Православной Церкви, во втором соборяне просили императора Николая I содействовать скорейшему присоединению униатов к Православию. К Соборному акту были приложены обязательства 1305 священников и монахов, после принятия акта их количество выросло до 1607. После подписания Соборного акта епископ Иосиф совершил торжественную обедню в Полоцком Софийском соборе. Во время литургии он поминал вместо папы Римского всех православных патриархов. После литургии все епископы отслужили благодарственный молебен.

Затем епископ Иосиф отвез Соборный акт в Санкт-Петербург, и 26 февраля передал его обер-прокурору Синода Протасову. 1 марта акт поднесли императору, который передал его на рассмотрение Синоду. 13 марта Синод принял решение: «Епископов, духовенство и верующих Греко-католической церкви объединить с Православною Церковию Всероссийской». 25 марта Николай I дал согласие, написав на документе, сообщающем о решении Синода: «Благодарю Бога и принимаю». 30 марта при полном собрании Синода о согласии императора было объявлено епископу Иосифу (Семашко) и выдана грамота к воссоединенным епископам, духовенству и народу. По этому случаю была отлита памятная медаль с надписью: «Отторгнутые насилием воссоединены любовию (1839)».

Тем временем епископы Василий и Антоний выехали в Витебск, куда 12 марта прибыл казачий полк. Обнародование акта Полоцкого собора началось с апреля 1839 года и шло на протяжении весны и лета. Новообращенные епископы совершили объезд паствы с колокольным звоном и торжественными богослужениями. Обнародование прошло спокойно: воссоединение униатов с Православием, в значительной степени проведенное «сверху», не встретило сопротивления «снизу», найдя широкий отклик не только среди духовенства, но и среди простого народа. Так произошло присоединение 1607 униатских приходов и более 1.6 миллионов человек к Православию. Уния в пределах Российской империи перестала существовать. Совместные богослужения бывшего униатского духовенства с православным, когда общее число священников доходило до 50, 80 и даже до 150 человек, соединили некогда разделенную паству западных губерний страны.

Ватикан безрезультатно пытался дипломатическим путем предотвратить упразднение унии в Российской империи. 22 ноября 1839 года папа Григорий XVI издал аллокуцию с обвинением униатского епископата в отступничестве, но без критики Российского правительства, так как опасался последствий для римо-католиков в империи.



Литература


• Грыгор’ева, В. В., Завальнюк, У. М., Навіцкі, У. І., Філатава, А. М., навук. рэд. Навіцкі, У. I., Канфесіі на Беларусі (канец ХVІІІ – ХХ ст.), Мн., 1998.
• Кірэеў, В., «Полацкі царкоўны сабор 1839», Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т., т. 5, Мн., 1999, 540-541.
• Стрельбицкий, И., Униатские церковные соборы с конца ХVI века до воссоединения униатов с православною церковью, Вильна, 1888.
• Opacki, Z., «Likwidacja Unii kościelnej na „ziemiach zabranych” w 1839 roku», Polska – Ukraina: 1000 lat sąsiedztwa. – T. 2: Studia y dziejów chreścijaństwa na pograniczu kulturowym i etnicznym/ Pod. Red. S. Stępnia, Przemyśl, 1994, 119–130.

Ход собора и последствия

Христианская история Беларуси
---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6591
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11335
Благодарю Вас, Валерия! smayli.ru/smile/molitva-16.html

*********************************************************************
Стрельбицкий, Иоанн Хрисанфович (1861-первая половина XX в.) Униатские церковные соборы с конца XVI века до возсоединения униатов с православною церковью [Текст] : [исторический очерк] / сост. свящ. Иоанн Стрельбицкий, Одесса : Типо-хромолитогр. Е. И. Фесенко, 1891
есть в Ленинке http://dlib.rsl.ru/load.php?pa...;download=

*********************************************************************
Похоже, что без каких-либо специальных "церемоний" в части "новообращения".
Указ, массовые торжественные молебны...Или я ошибаюсь?


...Обнародование акта Полоцкого собора началось с апреля 1839 года и шло на протяжении весны и лета. Новообращенные епископы совершили объезд паствы с колокольным звоном и торжественными богослужениями. Обнародование прошло спокойно: воссоединение униатов с Православием, в значительной степени проведенное «сверху», не встретило сопротивления «снизу», найдя широкий отклик не только среди духовенства, но и среди простого народа. Так произошло присоединение 1607 униатских приходов и более 1.6 миллионов человек к Православию. Уния в пределах Российской империи перестала существовать. Совместные богослужения бывшего униатского духовенства с православным, когда общее число священников доходило до 50, 80 и даже до 150 человек, соединили некогда разделенную паству западных губерний страны.

************************************************************************
И все же. Вдруг кому попадалось.... confuse.gif
Как "технически" осуществлялось при этом "новообращение"?
Особенно интересует это применительно к самому духовенству.
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6591
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11335
Во добавление к изложенному Валерией valcha
Отсюда:
О воссоединении униатов с православной церковью в Российской империи, Санкт-Петербург : Синод. тип., 1839 г.
http://dlib.rsl.ru/view.php?pa...542896.pdf

Определение Святейшего Синода о принятии Епископов, Священства и всей паствы бывшей доселе Грекоуниатской Церкви в полное и совершенное общение Святой Православной-Кафолической ВосточнойЦеркви и в нераздельный состав Церкви Всероссийской, поднесенное Государю Императору при всеподданнейшем докладе.

Прикрепленный файл: Определение Святейшего Синода.jpg
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
    Вперед →Страницы: ← Назад 1  2 3 4 5 6 ... 26 27 28 29 30 31 Вперед →
Модератор: Jekaterina
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Jekaterina » Униатство, униаты (грекокатолики) [тема №36034]
Вверх ⇈