Униатство, униаты (грекокатолики)
Ссылки на архивные источники, библиография. И ещё хотелось бы понять, как они жили, их самоидентификация.
JekaterinaМодератор раздела  Прекрасное далёко... Сообщений: 413 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 660 | Наверх ##
3 мая 2011 19:37 15 января 2015 14:53 --- Ищите, ищите и ещё раз: ищите :) | | Лайк (2) |
Irina Ol С-Петербург Сообщений: 4413 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 15469 | Наверх ##
3 мая 2011 20:12 РГИА Фонд 821, опись 4 (1802-1905 гг.) Греко-униатское исповедание - об органах управления Холмской епархией; образовании приходов, открытии, строительстве и ремонте церквей; об учебных заведениях; базилианских монастырях; о борьбе с антиправительственной пропагандой среди греко-униатов; о монашествующем и светском духовенстве и служащих 1802 - 1905 Количество единиц хранения: 1978
Фонд: 823 Название фонда КАНЦЕЛЯРИЯ МИТРОПОЛИТОВ ГРЕКО-УНИАТСКИХ ЦЕРКВЕЙ Описи: 1-3 (1470-1871 гг.) Аннотация Об архиерейских, монастырских и церковных имениях, положении населяющих их крестьян; поземельных спорах между духовными и светскими лицами и духовных лиц между собой; распространении унии, столкновениях между униатским и православным духовенством. Материалы киевского митрополита православных церквей
Фонд 824 БЕЛОРУССКО-ЛИТОВСКАЯ ДУХОВНАЯ КОЛЛЕГИЯ СИНОДА Историческая справка 22 апреля 1828 г. образована Греко-униатская духовная коллегия (до 1828 г. управление греко-униатскими церквами находилось в ведении Второго департамента Римско-католической духовной коллегии). До 1837 г. коллегия подчинялась Департаменту духовных дел МВД. В 1837 г. заведование духовными делами греко-униатского исповедания передано Синоду. 23 июня 1839 г. в связи с воссоединением униатов с православной церковью Греко-униатская духовная коллегия переименована в Белорусско-Литовскую духовную коллегию. Закрыта 14 августа 1843 г. Аннотация Журналы заседаний и протоколы коллегии - за 1713-1843 гг. (оп.1,2). Указы Сената - за 1713-1843 гг. (оп.2). Отчеты униатских консисторий; дела об управлении греко-униатской церковью, о монашеских орденах и монастырях, управлении ими; об отобрании земель от униатских монастырей в казну; о переходе православных в унию и принятии мер к возвращению их в православие; о постройке и ремонте церквей; о взаимоотношениях фундушевых крестьян с помещиками и священниками - за 1799-1843 гг. (оп. 1). Дела об открытии и состоянии духовных учебных заведений - за 1713-1843 гг. (оп.1,2), дела и ведомости о состоянии их имений 1713-1843 гг. (оп.2). Ведомости о состоянии церквей и монастырей, о церковных фундушевых землях и числе крестьян (оп. 1). Бракоразводные дела за 1799-1843 гг. (оп.1). Визиты униатских церквей и монастырей; расписки греко-униатского духовенства о переходе в православие (оп.2). Дела о предании духовных лиц, участников восстания 1830-1831 гг. в Польше, суду по полевому уголовному уложению (оп.1). Формулярные списки униатского духовенства (оп.2). Регистрационно-справочный аппарат: докладные реестры; журналы входящих и исходящих бумаг (оп.2). Количество единиц хранения : 3387 Начальный год документов : 1713 --- С уважением, Ирина. | | |
elena_krd Сообщений: 6607 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11303 | Наверх ##
3 мая 2011 20:14 18 марта 2017 10:39 1. Издан вот такой справочник Архіў уніяцкіх мітрапалітаў. Дакументы да гiсторыi царквы ў Беларусi XV-XIX стст. у фондзе "Канцылярыя мiтрапалiта грэка-унiяцкiх цэркваў у Расii". Даведнік. Мiнск – Полацк, 1999. Размещен он на сайте "Архивы Беларуси". Скачать можно по ссылке: (RAR-архив файла в формате Doc, 288 Кб)2. Описание документов архива западнорусских униатских митрополитов. Том 1, СПб, 1897.есть (на выбор), где кому удобнее http://krotov.info/lib_sec/15_o/pi/sanie_uniat.htmhttp://www.knigafund.ru/books/26551/readНа Книгофонде, правда, потребуется регистрация. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/__...700_01.pdf3. Описаніе документов Архива западнорусских уніатских митрополитов, Том 2, СПб, 1907есть на Гугле. Забирать через прокси. http://www.knigafund.ru/books/26550/readhttp://publ.lib.ru/ARCHIVES/__...839_02.pdf4. История составления Описания документов архива западнорусских униатских митрополитов.http://minds.by/article/102.html --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | Жалоба (1) |
elena_krd Сообщений: 6607 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11303 | Наверх ##
3 мая 2011 20:44 4 мая 2011 21:39 "Православная церковь в Польше и Литве", В.А. Беднов. , 430 с., 1908. Репринтное издание монографии профессора богословия Варшавского университета, посвященной истории Православия в Западной и Южной Руси (Беларусь и Украина) в XIV - XVIII веках. В исторических судьбах населения этих земель указанный период связан с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой. История Православной Церкви Беларуси и Украины рассматривается автором параллельно с анализом свода законов Речи Посполитой "Volumine legume" http://mirknig.com/knigi/histo...litve.html************************************************************************************* Восстановление православных церквей в белорусско-литовских губерниях в середине XIX в. М. М. ЕвтушенкоК началу XIX в. завершился процесс включения белорусских земель в состав России. В экономическом и сословном отношении этот край находился в том же состоянии, что и остальные губернии, однако уровень социальной напряженности был, пожалуй, выше, чем в других районах империи. Это объяснялось тем, что здесь слились три проблемы — социальная, конфессиональная и национальная. Высокий статус и высокий уровень образования в подавляющем большинстве имели лишь католики польского происхождения и, в меньшей степени, униаты. Православные же и в политическом, и в социальном отношении были бесправны[1]. Еще при Екатерине II был принят ряд мер, укреплявших положение православного населения. По словам П. П. Семенова-Тян-Шанского, «Императрица смотрела на Белоруссию как на территорию, заселенную русскими и, наконец, соединенную с Россией. Местное население и духовенство не только содействовало ее политике, но и находило ее меры недостаточно энергичными»[2]. Главным препятствием, стоявшим перед русским правительством, являлось существование униатской церкви, и единственным путем решения проблемы — полное обращение («возвращение») униатов в православие. За последние годы екатерининского царствования было обращено до 3 млн. униатов; но только в эпоху Николая I в планы правительства вошло постепенное воссоединение церкви греко-униатской с православной. Особый секретный комитет во главе с осторожным и умным униатским епископом Иосифом Семашко исподволь готовил почву: стал строго соблюдаться запрет на переход из унии в римский католицизм и обратно, в униатских церквах устраивались иконостасы, в богослужение вводились служебники московской печати и изымались униатские и т. п. Наконец, 12(24) февраля 1839 г. в Полоцке был составлен соборный акт о соединении церквей, и 25 марта (6 апреля) царь написал на нем: «Благодарю Бога и принимаю». Менялась и социальная ситуация. После поражения восстания 1831 г. помещики, участвовавшие в нем, были высланы в отдаленные губернии, их имения конфискованы, а доходы от них, как сказано в одном документе, «назначены на пособие возвращающимся в отечество изгнанникам»[3], т. е. православному населению. Правительство понимало, что в борьбе с полонизацией края надо опираться на крестьянство и обедневших дворян православного исповедания, которыми и стали заселять конфискованные имения. На их территории находилось большое количество полуразрушенных православных церквей, давно требующих ремонта или полной реставрации, а также церквей униатских, которые решено было перестроить в православные. На устройство церквей в казенных имениях были в 1845 г. ассигнованы средства по ведомству государственных имуществ[4]. Также были составлены проекты и сметы на восстановление церквей, назначены торги на взятие построек с подряда. В августе 1852 г. высочайшим повелением палатам государственных имуществ в западных губерний было поручено освидетельствовать все православные церкви в казенных имениях, т. е. здание, утварь и прочие принадлежности, с названием места, где церковь находится, каменная она или деревянная и когда построена, когда была в последний раз исправлена, на какую сумму теперь предстоит сделать ремонт, и т. д. Освидетельствование следовало производить через состоящих при палате гражданских инженеров, совместно с благочинными, приходскими священниками, сельскими старшинами и почетными прихожанами. Акты подписывались всеми участниками[5]. На постройку было определено 10 лет, по 35 церквей ежегодно. В указаниях к строительству говорилось: «Необходимо обратить внимание на соблюдение в церквах внутреннего и наружного благолепия: ибо нет ни одной церкви, в которой не нужно было бы переменить иконостаса, устроить приличной ограды, выкрасить наружные стены и даже переменить обшивку, возвести главы на куполах с белого железа и снабдить колоколами, не говоря уже о материальных исправлениях для укрепления самих строений в основаниях и наружных частях»[6]. И далее: «Тогда только постройка православных церквей может быть упрочнена, если определен будет особый капитал на их поддержание, без чего местные прихожане, исключительно люди низшего сословия, не в состоянии поддерживать своих храмов»[7]. Расход на строительство одной церкви иногда достигал 20 тыс. рублей серебром, а прихожане были действительно в основном бедные, поэтому внесено было предложение об упрощении строительства[8]. Интенсивность ремонта также зависела от свободных средств. Достаточно значительная сумма из казны поступала только в случае, если храм был расположен в крупном городе, где было больше православного населения... _________________ [1] «Свобода православия в границах Литвы-Польши не отменялась во имя иной господствующей религии, но православие обречено было на мучительную двусмысленность, на замаскированное и все время возраставшее гонение, на вымогательство путем политических ограничений и давлений измены православию во имя господствующей в государстве римо-католической религии, на вымогательство и введение унии мерами государственного давления» (Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1. М., 2000. С. 659). [2] Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Т. 9. СПб., 1905. С. 102–103. [3] РГИА, ф. 384, оп. 6, д. 21 (1857–1858), л. 136об. [4] Там же, л. 1. [5] Там же, л. 3. [6] Там же, л. 8. [7] Там же, л. 9–9об. [8] Там же, л. 77–77об. [9] Там же, л. 10. [10] Там же, л. 129. [11] Там же, л. 19об.–20об. [12] Там же, ф. 796, оп. 140, д. 2012, л. 1. [13] Там же, л. 2. [14] Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830–1910‑х годов. 2‑е изд. М., 1982. С. 56. [15] Там же. С. 57. ____________________________________ Полностью статья напечатана на сайте http://kamunikat.fontel.net/ww...szenko.htmпо материалам из Белорусского Сборника. Статьи и материалы по истории и культуре Белоруссии, Выпуск 2, Российская Национальная Библиотека, Санкт-Петербургская Ассоциация Белорусистов, Санкт-Петербург, 1998. © ****************************************************************************************** Православие является древнейшей христианской конфессией на белорусских землях, которое пришло сюда в конце Х века со становлением Полоцкой епископской кафедры (992г.). В конце XIII - середине XVI веков на территории Беларуси было основано около 40 православных монастырей, некоторые из них стали центрами церковно-религиозной жизни, образования, иконописи. После заключения Брестской церковной унии (1596г.) православная церковь на белорусских землях оказалась в трудном положении. Затем сейм Речи Посполитой в 1632 г. и король Владислав IV санкционировали официальное возобновление деятельности православной белорусско-украинской духовной иерархии. Были созданы православные епархии с центрами в Луцке, Перемышле, Львове и Могилеве. Могилевская епархия середины XVII в. часто называлась Белорусской и к началу XVIII в. осталась единственной православной епархией в Речи Посполитой. http://www.interfax.by/article/7615******************************************************************************************* В 1591 г. часть епископов решили исподволь готовить присоединение православных епархий к Католической Церкви. 23 декабря 1595 г. на торжественном заседании Священной коллегии двое униатов присягнули от своего имени и от лица остальных западнорусских архиереев на вечное присоединение Православной Церкви в Великом княжестве Литовском и Польше к Церкви Римской. 6 октября 1596 г. была заключена Брестская уния и порабощение православных со стороны польско-католической власти. Мужество православных и их стойкость в вере принудили власти не ждать, а насильно переводить целые приходы в унию под угрозой физического уничтожения. Во время гонений особое значение в защите Православия имели уцелевшие монастыри и народные братства. Они занимались благотворительностью и материальным поддержанием православных приходов, открывали школы, типографии, училища. Этот период прославлен самоотверженным трудом тысяч православных жителей Белой Руси, ставших теми камнями веры, на которых сохранилось и возродилось Православие в этих землях. В 1632 г. Москва выступила войною против Польши. Одновременно заявляла о себе сила украинского казачества, а православные церковные деятели всех корпораций - духовенства, шляхты, братств, цехов - выступило с решительными требованиями изменения политики государства в отношении к ним. Новоизбранный король Владислав IV был вынужден признать за православными гражданами королевства право иметь свой епископат. Он представил на утверждение сейма «статьи успокоения религии греческой» и присягнул охранять свободу православной веры. Хотя волна жестокости и репрессий со стороны государства несколько ослабла, но католическая шляхта и духовенство продолжали свирепствовать над православными. Специально созданная королем комиссия ограничила произвол католиков, - но тогда орудием ненависти стали наиболее яростные униаты. В 1775 г. на Могилевскую кафедру был посвящен архимандрит Георгий Конисский († 1795 г.), ректор Киево-Могилянской Академии. Он открыл в Могилеве Духовную семинарию и устроил в Архиерейском доме типографию. Святитель собрал огромный архив по истории приходов, храмов и монастырей епархии, составлял реестры случаев насилия над православными, отстаивал дела в судах и неустанно трудился над возвышением духовного уровня пастырей и паствы. После разделов Речи Посполитой (1772 - 1795 гг.), поводом для которых в определенной степени было не перестающее насилие католиков над православными, начался процесс возвращения униатов в Православную Церковь. http://piligrim.by/content/view/145/521/************************************************************************************ В Российском государственном историческом архиве (РГИА) в Санкт-Петербурге хранится фонд № 823 «Канцелярия митрополита греко-униатских церквей в России», в дореволюционной историографии более известный как « Архив западнорусских униатских митрополитов». Фонд содержит в себе разнообразнейшие документы (5196 е.х.) по гражданской и церковной истории Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Белоруссии, Польши, Литвы, Украины с 1407 по 1871 г. Кроме документов, относящихся к высшему управлению униатской церкви за все время существования унии, в архиве находится значительное количество памятников более давнего времени, когда в пределах бывшей Речи Посполитой преобладало Православие. К ранним документам относятся главным образом дела имущественного характера, в основном о земельных имениях. Замечательно, что земельное право, основывающееся на давности и подлинных владетельных документах, заставило унию, старательно истреблявшую памятники православия в районе своего распространения, наперекор своему желанию сохранить этого рода документы, заключающие в себе «неоспоримую историю последовательного насильственного захвата латинством в западной России православного достояния»1. http://minds.by/article/102.htmlhttp://fgurgia.ru/showObject.do?object=27824304 --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
shirsin Москва Сообщений: 1143 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 682 | Наверх ##
3 мая 2011 23:17 3 мая 2011 23:18 Большой массив униатских Дел и во Львове (ЦДИАЛ) - причем, не только по Западной Украине, но по всей территории ВКЛ. В частности:
• ф.201 Львовская Греко-католическая митрополичья консистория оп.4 д.613 Инвентари 1730-1767 оп.4 д.1805 Реестр документов монастырей ордена Базилианов
• ф.364 Фонд Р.-С.Луканя, священника оп.1 д.181 Выписки об истории базилианских монастырей в Вильне д.187 Выписки об истории базилианских монастырей (на литеры К – О)
• ф.684 Протоигуменат монастырей орд.Св. Василия Великого, г.Львов оп.1 д.90 Акты обследования Василианских монастырей (видимо, Львовской епархии) д.131 Материалы про управление монастырскими маетностями (порядок управления) д.3176 Опись Василианского архива во Львове (1829) д.3283 Книга записей обследования базилианских монастырей, подчиненных литовскому провинциалу 1821 г.
--- http://j-roots.info/
Интересуют: Широчин, Синкевич (Слуцкий у.), Гойхман (Рашков), Пахомов, Кропоткин, Мей, Серебренников (Орёл), Устрайх (Невель), Барышников (Калязин), Кельман (Кишинев), Марголис (Вильна, Двинск), Кулешов (Кариан), Рапопорт (Чашники) | | |
elena_krd Сообщений: 6607 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11303 | Наверх ##
10 мая 2011 13:30 10 мая 2011 19:48 Унии церковные, объединения православной и католической церквей на условиях признания православной церковью главенства рим. папы, но при сохранении ею своих обрядов и богослужения на родном языке. В 13 в. Унии церковные добивались не только рим. папы, стремившиеся т. о. подчинить своей власти православную церковь, но и византийские императоры: они рассчитывали на помощь папства в борьбе против многочисленных врагов Византии, прежде всего против сельджуков. Несмотря на сопротивление большей части православного духовенства, византийские императоры пошли на заключение в 1274 Лионской унии (фактически не принятой в Византии ни духовенством, ни населением и осужденной Константинопольским собором 1285), в 1439 – Флорентийской унии (отвергнутой Иерусалимским 1443 и последующими соборами православной церкви). После падения Византии папство тщетно пыталось склонить к Унии церковные Русское государство. Папам удалось в союзе с правительством Речи Посполитой навязать укр. и белорус. народам Брестскую унию 1596, в союзе с венг. феодалами – ввести в Закарпатье и на территории современной Чехословакии Ужгородскую унию 1649, которая в 1699 была распространена на православное население Трансильвании. Брестская уния официально расторгнута в 1946; в Трансильвании Унии церковные была ликвидирована в 1948, в Закарпатье (СССР) – в 1949, в Чехословакии – в 1950. http://bse.sci-lib.com/article114166.html______________________________________________________________ На мой взгляд - очень интересный сайт - информационный портал Белорусского экзархата. Много разных статей. Православная обрядность в униатской церквиСвящ. Алексий Хотеев http://sobor.by/hoteev-uniaobriad.php --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
elena_krd Сообщений: 6607 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11303 | Наверх ##
10 мая 2011 13:43 Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни.Архиепископ Афанасий Мартос, инок Почаевской лавры, магистр православного богословия Варшавского университета, бывший епископ Витебский и Полоцкий. “Сей труд посвящаю любимой родине, быть может навсегда потерянной для меня, как равно потерян и я для нее.” Афанасий Мартос. Издание третье, исправленное и дополненное, 2003 год. Интернет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского. http://www.kursmda.ru/books/be...oc60101372 --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
elena_krd Сообщений: 6607 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11303 | Наверх ##
10 мая 2011 20:09 Межконфессиональные отношения в ВКЛ: православие, католицизм, протестантизм."С момента заключения ВКЛ с Польшей Кревской унии (1385 г.) началось окатоличивание. В 1387 г. Ягайло принимает католичество и польскую корону. Этот период считается временем изменения политико-правового положения белорусских земель в ВКЛ. В 1413 г. был издан Городельский привилей, по которому православные в ВКЛ лишались гражданских прав. В XV – XVI вв. участились переходы православной знати к Москве со своими землями. В результате продолжительной борьбы православные феодалы добились в 1447 г. уравнения их прав с феодалами-католиками, но дискриминация при назначении на государственные должности сохранялась. В начале XVI в. князь Михаил Глинский организовал крупное восстание православных феодалов. Вся захватническая политика Московии происходила под идеологическим прикрытием защиты православия. В 1534 г. православные были уравнены в правах с католиками. Положение православных в ВКЛ всегда зависело от того, кто был у власти. Протестантизм появился в результате Реформации XV – XVII вв. На территории ВКЛ распространение получили кальвинисты, антитринитане (50-70 гг. XVI в.). Организуются десятки реформаторских общин, а при них – церкви, школы, приюты, типографии. Антитринитане требовали социальных преобразований в обществе, что привело к конфликту с кальвинистами. Протестантов в ВКЛ поддерживали магнаты в надежде, что сохранят независимость как от Москвы, так и от Польши. При всех гуманистических устремлениях протестантской интеллигенции, у протестантизма в ВКЛ и РП не было будущего. Протестантизм остался лишь эпизодом в культурной истории Беларуси. После раскола христианства попытки вернуть былое единство предпринимались неоднократно. Новое направление христианства – униатство – было оформлено Брестским собором в 1596 г. Идея унии – союза 2 христианских церквей занимала прочное место в политической и интеллектуальной жизни Европы в XV – XVI вв. Инициаторами создания униатской церкви в РП был католический орден иезуитов, который через церковную унию хотел добиться полного окатоличивания православного населения. Идею унии поддержала и часть православных священников, которые через унию стремились вывести из кризиса православную церковь. Уния может быть действительна, если ее подпишут все патриархи. Православная церковь в РП была официально запрещена, но права и имущество отошли к униатам. Униатская церковь сохранила православные обряды. В 1620 г. иерусалимский патриарх восстановил православную церковь. В 1720 г. Замойский Собор окончательно латинизирует униатскую церковь. На защиту православия встали миряне и священники. Уния не принесла мира ВКЛ. Результатом ее станет казацкая война 1648-53 гг." http://cis-history.ru/?p=625
 --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
elena_krd Сообщений: 6607 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11303 | Наверх ##
10 мая 2011 20:43 Дзяніс Васільевіч Лісейчыкаў, кандыдат гістарычных навук загадчык аддзела навуковага выкарыстання дакументаў і інфармацыі Уніяцкія парафіі «Тураўскай епархіі» ў XVI - XVIII стст. http://niab.belhost.by/stat/lisejczyk_turaw/ --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
elena_krd Сообщений: 6607 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11303 | Наверх ##
11 мая 2011 16:01 22 мая 2011 23:04 В результате недельного поиска по сети и чтения найденного сложилась не так чтобы абсолютно ясная картина об униатстве, но обрисовалась уже достаточно четкая, хоть и легчайшая канва... Если в чем не права или что-то упустила - поправьте, пожалуйста! Нижайшая просьба одна: пишется это не для выяснения, какая религия была лучше и т.п. Важно другое - понять в чем вообще был смысл унии. Для чего все это было предпринято. Чем отличалась, к примеру, богослужебная обрядность и пр. ******************************************* Унии церковные, объединения православной и католической церквей на условиях признания православной церковью главенства римского папы, но при сохранении ею своих обрядов и богослужения на родном языке. http://bse.sci-lib.com/article114166.html Само слово "уния" перешло в русскую лексику из польского языка, а корень этого слова латинский. "Уния" означает "союз", "соединение", "согласие". Изначально Белоруссия была православной. Полоцкая епископская кафедра образована в 992г. В 1591 г. часть епископов готовит присоединение православных епархий к Католической Церкви. 23 декабря 1595 г. на торжественном заседании Священной коллегии двое униатов присягают от своего имени и от лица остальных западнорусских архиереев на вечное присоединение Православной Церкви в Великом княжестве Литовском и Польше к Церкви Римской. C 1587 года королем Речи Посполитой становится СИГИЗМУНД III Ваза - ярый католик, всецело содействовавший заключению 6 октября 1596 г. Брестской унии. "Мы позволяем и разрешаем им (униатам) все священные обряды и церемонии, какие употребляют они при совершении божественных служб и святейшей литургии […], если только эти обряды и церемонии не противны истине и учению католической веры", - утвердил в своем особом постановлении папа Климент VIII об унии русских епископов с Римской церковью в 1596 г. Последнее условие в свете замечаний Петра Скарги могло трактоваться довольно широко. Другим условием Брестской унии было запрещение перехода из католичества греческого обряда (унии) в католичество латинского обряда. http://sobor.by/hoteev-uniaobriad.phpВ это время особое значение в защите Православия имеют уцелевшие монастыри и православные братства. Они занимаются благотворительностью и материальным поддержанием православных приходов, открывают школы, типографии, училища. В 1632 г. Москва выступает войною против Польши. Новоизбранный король Владислав IV вынужден признать за православными гражданами королевства право иметь свой епископат. Он представляет на утверждение сейма «статьи успокоения религии греческой» и присягает охранять свободу православной веры. 11 ноября 1632 г. выделением из Полоцкой учреждается Оршанская, Мстиславская и Могилёвская епархия Русской Православной Церкви.http://ru.wikipedia.org/wiki/%...0%B8%D1%8FВ итоге трудной внутриполитической борьбы были приняты «Статьи для успокоения греческой религии» (1632), на основании к-рых православные получили право иметь митрополию со своей иерархией, подчиненной К-полю, право избирать митрополита и епископов, свободно совершать богослужения, ремонтировать старые и строить новые храмы, открывать семинарии, школы и типографии, право поддерживать старые братства и учреждать новые. Православным был возвращен ряд мон-рей и храмов. http://hristofor.kiev.ua/index...Itemid=256Могилевская епархия середины XVII в. часто называлась Белорусской и к началу XVIII в. осталась единственной православной епархией в Речи Посполитой. http://www.interfax.by/article/7615 В 1720 г. Замойский Собор окончательно латинизирует униатскую церковь. http://cis-history.ru/?p=625 В 1775 г. на Могилевскую кафедру посвящается архимандрит Георгий Конисский († 1795 г.), ректор Киево-Могилянской Академии. Он открывает в Могилеве Духовную семинарию и устраивает в Архиерейском доме типографию. http://piligrim.by/content/view/145/521/ После разделов Речи Посполитой (1772 - 1795 гг.), поводом для которых в определенной степени было не перестающее насилие католиков над православными, начался процесс возвращения униатов в Православную Церковь. К началу XIX в. завершился процесс включения белорусских земель в состав России. Главным препятствием, стоявшим перед русским правительством, являлось существование униатской церкви, и единственным путем решения проблемы — полное обращение («возвращение») униатов в православие. За последние годы екатерининского царствования было обращено до 3 млн. униатов; но только в эпоху Николая I в планы правительства вошло постепенное воссоединение церкви греко-униатской с православной. Особый секретный комитет во главе с осторожным и умным униатским епископом Иосифом Семашко исподволь готовил почву: стал строго соблюдаться запрет на переход из унии в римский католицизм и обратно, в униатских церквах устраивались иконостасы, в богослужение вводились служебники московской печати и изымались униатские и т. п. Наконец, 12(24) февраля 1839 г. в Полоцке был составлен соборный акт о соединении церквей, и 25 марта (6 апреля) царь написал на нем: «Благодарю Бога и принимаю». http://kamunikat.fontel.net/ww...szenko.htm Собор греко-униатских епископов Российской империи в городе Полоцке 12 февраля 1839 года в неделю Торжества Православия (первую неделю Великого поста) – постановил просить о принятии униатов Российской империи в Православие. В результате, в пределах империи униатство упразднялось, а к Русской Православной Церкви присоединялось более полутора миллионов человек из состава бывших Белорусской и Литовской униатских епархий. http://drevo-info.ru/articles/...14808.html --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
|