фонды метрик там действительно небольшие. Вот полный текст предложения в АрхСлужбу ЛНР, так сказать, обоснование проекта
Предложение по оцифровке фонда метрических книг и ревизских сказок Государственного архива Луганской области.
Историк-генеалог Семёнов Виталий Викторович совместно с группой патриотически настроенных граждан, именуемых «Хранители памяти» предлагает оцифровать фонды метрических книг и ревизских сказок ДАЛО в полном объёме на безвозмездной основе.
Суть проекта состоит в копировании в помещении архива одновременно группой в 4-5 человек метрических книг и ревизий.
Копирование осуществляется при естественном освещении методом мобильных фотографических установок, проще говоря, закреплённого под определённым углом штатива, на который закреплён фотоаппарат(ы), также с помощью «универсального репродукционного устройства» и аппарата «Ёлка». Срок первой части проекта составляет 10 дней в июне 2016 года, однако если работа не будет закончена, будет намечен срок второй части проекта.
Плюсы проекта:
Категория первая. Фонды ДАЛО не оцифрованы вообще. Это — ненормальное состояние для современного архива. Наиболее ценные фонды архива должны быть оцифрованы, это общая практика. Это позволит не только сохранить интеллектуальную собственность архива в случае ЧП, но и резко снижает напряжённость во время того, как исследователь не получает заказанное дело в читальный зал по причине его (дела) плохого физического состояния.
В настоящее время у Архивной службы ЛНР нет возможности профессиональной оцифровки (с помощью планшетного сканера) данных материалов. Оцифровка методом «мобильной группы» - естественная замена в такой ситуации.
Плюсы проекта имеют две категории. В первой (минимальной категории) мы предлагаем безвозмездно передать скопированные материалы ДАЛО. Мы считаем, что доступ к ним должен быть обеспечен не только в стенах ДАЛО, но и в стенах крупных научных учреждение ЛНР, в Гос.библиотеке ЛНР, а, возможно, и в Донецке.
Группа работает в Луганске на полном самообеспечении, что не потребует никаких затрат от Архивной службы ЛНР.
Категория вторая: есть другая категория допуска до отсканированных документов — их полная и безграничная выкладка в сеть Интернет волонтёрами. Т.е. кроме предоставленных копий разрешается повсеместная выкладка данных материалов в сеть, их обработка и т. д.
Эта категория имеет ряд существенных плюсов. Она делает судьбу документов полностью безопасной, т. е. скопированные документы не погибнут даже в случае массированных боёв и разрушения большинства зданий, серверов.
Второй главный плюс — в этом случае люди, заинтересованные в поиске сведений не должны физически находится в Луганске, что крайне удобно.
Во вторых, при копировании документов мобильной группой, разбор документов идёт «вчерне», т. е. каждое дело получает отдельную папку, однако внутри папки файлы не имеют названия страниц, что затрудняет поиск. В случае работы удалённых волонтёрских групп через сеть Интернет, это можно исправить, переименовав все файлы и существенно облегчив работу с документами.
И это только начало, удалённые группы поддержки проекта могут не только упорядочить файлы, но и составить уточнённые описи, разобрать дела со «слепыми» заголовками, существенно облегчив работу исследователя и архивиста.
Напомню, что у группы «Хранители памяти» уже есть 4-х летний опыт волонтёрской работы именно по такой методике с архивами военных комиссариатов Москвы, Московской области, Ингушетии, Армении, Южной Осетии.
Спорные моменты проекта:
Обычными возражениями против мобильного копирования являются следующие:
Качество мобильного фотографирования ниже, чем при планшетном (профессиональном) сканировании.
Ответ: Это действительно так. Опыт показывает, что при мобильном копировании на изображениях теряется 5-10% информации, в то время как профессиональной сканирование не несёт таких потерь. На это можно ответить, что в ближайшее время нет возможности запустить планшетный сканер в стенах ДАЛО, и 90-95% оцифрованной информации лучше, чем 0%
При копировании документов существенно уменьшается возможность заработка и платных заказов генеалогического характера для Архива.
Это НЕ так. Как показывает опыт, после выкладки документов в Сеть количество платных заказов к архиву не падает, потому что не все люди могут осуществлять поиск даже по оцифрованным документам, кроме того, людей часто интересуют материалы побочного характера — волостные документы и т. д. Т.е. метрические документы являются только началом, «триггером» интереса у гражданина к истории своих предков.
Если смотреть на опыт соседей, то мы увидим здесь разброс мнений. С одной стороны, Архивная служба Санкт-Петербурга организовала эффективный и недорогой допуск до сканированных изображений за 60 рублей в день. Однако, не стоит забывать, что для того, чтобы позволить себе оцифровку, размещение на мощных серверах и соглашение с Банком Санкт-Петербурга, который осуществляет биллинг, архив имеет самые высокие цены на копирование в России — 400 рублей за лист.
В то же самое время Архив Пермского края (Россия), Национальный архив Молдовы (на сервере familysearch.org) выложили материалы для бесплатного пользования в сеть. Комитет архивов Польши поступил именно так, как предлагаем мы: волонтёры копируют материалы метрик всей Польши бесплатно и бесплатно же выкладывают их в базе
http://www.geneszukacz.genealodzy.pl Таким образом, коммерческое использование генеалогических источников не является подавляющим и имеет какой-то смысл при наличии мощных, хорошо работающих серверов и беспроблемного биллинга (возможности удалённой оплаты). Всё это в ЛНР вряд ли будет доступно в ближайшее время.
Самый главный плюс второй категории проекта- имиджевый. Никто не ожидает такого современного подхода от Архивной службы ЛНР, главный архив которого во времена Украины не был оцифрован ВООБЩЕ из-за костной позиции руководства. Новость о выводе документов метрических источников в открытый доступ поставит в затруднение многих недоброжелателей ЛНР по всему миру и даст хороший пример соседям (ДАДО).
Именно эти плюсы сформировали тот уровень доверия, когда руководство военных комиссариатов Ингушетии, Московской области, Москвы, Армении, Южной Осетии позволило работать именно по «второй категории» проекта. См. Приложенные подтверждающие документы.
Об авторе проекта:
Семёнов Виталий Викторович, родился в Москве в 1978 году, в 1996-1998 гг прошёл службу в вооружённых силах РФ (вч 03770), в 2003 году закончил Исторический факультет МГУ им М.В. Ломоносова, кафедра этнологии, вечернее отделение со специализацией на странах Кавказа и Центральной Азии. Работал в таких организациях как УВКБ ООН и Международная организация по миграции (МОМ) в 2002-2003 г. С 1999 по 2002 год — редактор программы «Жди меня», нашёл более 100 человек, в том числе пропавших детей.
С 2003 по 2006 педагог по истории и заместитель директора Московской международной киношколы. С 2008 года начинает собственную практику как историк-генеалог, частный детектив. Параллельно осуществляет собственные исторические и поисковые проекты.
В 2010 году нашёл и выложил в Интернет архив Дома Инвалидов Войны и Труда на острове Валаам.
С 2012 года обратил внимание на бедственное положение документов в военных комиссариатах. С этого времени оцифровал материалы военкоматов таких стран как Армения, Южная Осетия, а также российский регионов — Ингушетии, Москвы, некоторых районов Московской области (Подольского, Химкинского, Сергиев-Посадского). Передал в Министерство обороны более 200 000 образов похоронных извещений (похоронок) на погибших и пропавших без вести солдат ВОВ, которые размещены в базе ОБД-Мемориал.
Редактор и составитель 21-го тома книги Памяти города Москвы.
Неоднократно привлекал внимание к проблеме архивов, оказавшихся в зоне гражданских конфликтов. Работал в Сирии, Южной Осетии, Чеченской республике и Ингушетии. Во время конфликта на Донбассе посетил ДАЛО в декабре 2014 г. Автор нескольких интернет обращений на английском языке, писем в ЮНЕСКО с просьбой не забывать о проблемах и фондах ДАЛО и ДАДО.