На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Историческая справка Китайско-Восточная ж.д. являлась продолжением Сибирской ж.д.; построена Россией в 1897-1903 гг. по русско-китайскому договору 1896 г. В том же году Русско-Китайский банк для постройки и эксплуатации железнодорожной линии образовал акционерное «Общество Китайско-Восточной ж.д.». Председатель правления Общества назначался китайским правительством, девять членов правления избирались общим собранием акционеров. Правление Общества находилось и в Пекине, и в Петербурге. Китайское правительство предоставило Обществу право безусловного и исключительного управления своими землями, по которым проходила дорога; в полосе отчуждения действовала русская административная и судебная власть. Обществу было предоставлено право иметь морское пароходство на Тихом океане. В результате русско-японской войны 1904-1905 гг. Россия по Портсмутскому договору уступила Японии южную часть дороги. В 1906 г. в ведение КВжд во временное управление была передана Уссурийская ж. д., и в 1907 г. передана Сучанская ветвь. В 1917 г. КВжд была передана в ведение Министерства путей сообщения. С 1918 г. дорога оказалась в руках Японии, что вызвало сопротивление со стороны Франции, Англии, Америки, Русско-Китайского банка и даже Манчьжурской администрации. Новым хозяином КВжд стал Междусоюзный комитет, который просуществовал до конца октября 1922 г., когда Приморье было очищено от японских войск. С октября 1924 г. КВжд перешла в совместное советско-китайское управление. 23 марта 1935 г. было подписано соглашение о продаже КВжд Японии. Осенью 1945 г. КВжд в границах 1903 г., уже под названием Китайско-Чаньчуньской ж.д., вновь была возвращена СССР на основах совместного владения с Китаем. После образования Китайской народной республики, соответствии с новым советско-китайским соглашением о КВжд от 14 февраля 1950 г.советское правительство безвозмездно передало правительству КНР все свои права по совместному управлению КЧжд со всем принадлежащим имуществом. Протокол о передаче дороги был оформлен 31 декабря 1952 г., с 1953 г. КЧжд стала называться Харбинской ж.д. Документы КВжд поступили из ЦГА РСФСР Дальнего Востока. Часть материалов, за советский период, находится в Центральном государственном архиве народного хозяйства СССР в Москве. Указатель действующих в Империи акционерных предприятий под ред. В.А. Дмитриева-Мамонова. Спб, 1903, № 1500. Банки и кредитные учреждения. П., 1915, с.121 Аннотация Протоколы заседания правления и комиссии Общества КВжд (1897-1917гг.); административный отдел, железнодорожное отделение, технический отдел, счетный отдел, канцелярия, военный отдел, коммерческий отдел, отдел отчуждения земель, особая ликвидационная комиссия по делам Заамурского округа, отдел несчастных случаев, местный комитет по вознаграждению пострадавших от несчастных случаев, юридическая часть, - материалы об образовании общества; речное пароходство Общества (1897-1917 гг.); учреждение китайских таможен в Дальнем и др. местах; о почтовых сообщениях вдоль линии дороги; об организации судебной части в Маньчжурии; журналы особого совещания по вопросам о новых работах по Уссурийской ж.д. (1907 г.); о статистических данных по перевозке международной транзитной корреспонденции и о доходах Общества по этой статье; о сношении с китайскими властями; о выработке общего положения о служащих КВжд; о передаче Японии южного участка дороги ; о передаче в ведение Общества Уссурийской ж.д.; о переговорах с Пекинским правительством в 1906 г.; о деятельности японцев в Маньчжурии; по вопросам, связанным с реорганизацией китайского управления Маньчжурией; о командировании комиссии для выяснения причин и обстоятельств забастовочного движения на линии и вопросов, связанных с передачей Уссурийской ж.д.; о перевозке китайских войск и оружия (1907-1915гг.); ; о путешествии на Дальний Восток т.с.И.П.Шипова (1907-1908гг.); переписка с Государственной думой и Государственным советом; сведения о судебных делах, решенных в русско-китайских смешанных комиссиях на линии дороги (1907-1916); сметы общества на 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1915, 1916 гг.; о возникших в 1908 г. недоразумениях с китайскими властями по вопросам, касающимся административного правления Общества (1908-1815гг.); по поводу вмешательства иностранных держав в дело выработки нового муниципального управления в Харбине; по поводу отзывов сенатора Гминицкого о деятельности КВжд (1909-1912гг.); о чумных заболеваниях на лини КВжд в 1910 г.; о революции в Китае и о монгольском движении в 1911 г.; переписка административного отделения (1914-1918гг.); о передаче КВжд в ведение Министерства путей сообщения (1917-1918гг.); об эвакуации правления Общества (1917-1918гг.); о лицах, проезжающих по линии дороги (1908-1915гг.); об организации управления по эксплуатации КВжд; инструкции и приказания, издаваемые по линии управляющим дорогой; о коммерческих и таможенных агенствах КВжд; о мерах борьбы с холерной эпидемией в 1915 г; о забастовке служащих общества (1905-1910гг.); о гражданском управлении в полосе отчуждения дороги; переписка с разными учреждениями и лицами; о заведовании хозяйством и благоустройством поселков на линии КВжд; материалы о Хайларском, Харбинском и Маньчжурском общественном управлении; протоколы заседания хозяйственной комиссии правления Общества (1897-1906гг.); о постройке церкви в Харбине и о положении и о положении церковного дела в Маньчжурии; об организации русского срочного пароходства на Дальнем Востоке; об организации и ходе изысканий и работ на магистрали и ветвях КВжд, а также исправлении пропускной способности линий в ветвей; об устройстве коммерческого порта в Да-Лянь-Ване и др. вопросы, касающиеся портов Ляодунского п-ова; о денежных средствах Общества; о положении дел на линии дороги во время восстания боксеров, об убытках, понесенных Обществом; материалы по статистике телеграфа КВжд (1902-1906); об аренде частными лицами и учреждениями земель Общества; материалы по вопросам, связанным с мобилизацией и военными обстоятельствами (1904-1905гг.,1914г.); об организации охранной стражи на КВжд; журналы совета управления дороги; журналы технического хозяйственного совещания; статистические ведомости о количестве происшествий на КВжд и Уссурийской ж.д. (1914-1915гг.); иски и претензии разных лиц; печатный материал – об утверждении устава Общества (1896 г.); отчетные данные о доходах и расходах по сметам; журналы комиссий и др.; журналы входящих и исходящих бумаг. Материалы по личному составу - списки служащих управления дороги; личный состав на линии; личный состав ветеринарно-санитарного надзора на территории КВжд; личный состав охранной стражи; о зачислении на государственную службу инженеров эксплуатации дороги; о назначении и увольнении служащих; о личном составе технического отдела; правление Общества; алфавитная книга офицеров Заамурского округа пограничной стражи; личный состав коммерческой части и контроля сборов на линии; личный состав военного отдела; ведомость пенсионеров КВжд и Уссурийской ж.д.; о чинах полицейского надзора. (Оп.1,2). (1895-1918гг.). Материалы профсоюзной организации рабочих и служащих КВжд и др обществ; личные дела служащих (1890-1930гг..). (Оп.3). Протоколы заседаний правления Общества (1918-1924гг.); переписка управления дороги по различным вопросам; стенограммы заседаний 6-й конференции по делам Китайско-Восточного и Южно-Маньчжурского прямого сообщения (1921 г.), протоколы 7-й конференции (1928 г.); обзор деятельности КВжд на 1922 г.; обзоры работ различных служб и отделов дороги; журналы заседаний комитета сберегательно-вспомогательной кассы служащих КВжд; сведения о возникновении конфликтов на КВжд и о перевозке китайских войск; стенограммы заседаний правления; приказы, циркуляры управления дороги; советско-китайские соглашения по КВжд; сведения об участии КВжд в работе Международного союза железных дорог; материалы по личному составу; перечни приказов и циркуляров по КВжд и Уссурийской ж.д.; статистические сведения о пассажирском и грузовом движении; отдел переводов - ежедневные бюллетени иностранной прессы (1929-1931гг.); выписки из газет; (Оп. 4-9). (1896-1935г)
Игорь Александрович Абросимов – журналист и писатель. Родился в Китае (Пекин) в среде русских иммигрантов. Прожил интересную творческую жизнь. Был знаком с А. Вертинским. Написал книгу «Под чужим небом», которую (благодаря Р. Горбачевой, которой бабушка написала письмо) издали во времена «перестройки» в московском издательстве «Молодая гвардия».
Наверх##21 февраля 2024 21:0921 февраля 2024 21:23
Большое Вам спасибо.
Очень увлекательная книга.
Поинтересовался личностью автора и нашел один-единственный текст (скорее о книге, чем о самом Абросимове), написанный режиссером Глебом Колондо.
В статье «Козявкины рассказы. Жизнь русского Харбина 1920-х глазами ребенка» Колондо отмечает:
«Главный герой, сперва дошкольник, а потом школьник по прозвищу Козявка, и его родные, видимо, были списаны автором с себя и близких. Насколько дословно — кто его знает. В сети информации об Абросимове почти нет. В крошечной биографии, причем даже не самого автора, а его старшего брата Вадима (в книге он Дима), указаны дата и место рождения Игоря, перечислены члены семьи. В целом все совпадает. А в частностях?»
Михаил Михайлович Плешков (1 [13] ноября 1856 год, станица Николаевская — 21 мая 1927, Харбин) — военачальник Русской императорской армии, генерал от кавалерии, герой Первой мировой войны, участник Гражданской войны на стороне белого движения.
[q]
Плешков эмигрировал в Харбин, где работал в управлении КВЖД. Активно участвовал в жизни русской дальневосточной эмиграции: был членом Общества офицеров Гвардии на Дальнем Востоке (1922), а с 1919 по 1925 годы являлся председателем Дальневосточного Общества помощи инвалидам, которое имело свой приют, амбулаторию, несколько лавок по продаже товаров инвалидам по сниженным ценам, мастерские для инвалидов и т.д[1]. В 1923 году пытался сформировать отряд из белых офицеров для службы в китайской армии маршала Чжан Цзолиня. Всего на призыв генерала первоначально откликнулось около 300 человек. Это формирование послужило основой для развёртывания в 1924 году под управлением Чжан Цзунчана 1-й Отдельной русской (Нечаевской) бригады[2].
Неофициально считался главой русской военной эмиграции в Харбине и представителем великого князя Николая Николаевича в Маньчжурии, но целый ряд объединений бывших офицеров его руководство не признавали[3].
Умер 21 мая 1927 года в Харбине от сердечной болезни и туберкулёза и был похоронен на Новом (Успенском) кладбище.
Кедровый орех да брусника, да клюква. Один в торговом ряду он торчит под тулупом: чернявый, огромный мужик. Как толстовский Платон Каратаев — стихийный мудрец… и таежник, что ездил в Харбин, кто знает, как ставить силки, как крошится хитин, повадки синиц, трясогузок, лисиц, горностаев.
Он дышит, как зверь. Он косматую лапу суeт тому, кто приблизится темную ягоду выбрать. Он здесь, как в воде взбаламученной хищная выдра. Горазд торговаться. И любит вымысливать счет минутам тягучим, большим. И когда подопьет — не знает наверно никто, что из этого выйдет.
Трудяга, честняга, хитрюга. Похож на лису оскалом. С рогатиной молча идет на медведя. Вот он-то и держит качнувшийся мир на весу на зависть пришедшим в движенье народам, соседям.
…Вот он отстоит в полуночном соборе молебен, и двинется в глушь, восвояси, как будто к Христу за пазуху: в оттепель — посуху…
Дмитрий Румянцев, «Сибирские огни», №08 – август 2011.
Д. Румянцев – поэт. Родился в 1974 году в Омске. Окончил философский факультет Омского государственного педагогического университета по специальности «культурология». Печатался в журналах «Арион», «День и Ночь», «Дружба народов», «Звезда», «Москва», «Новая Юность», «Юность» и др. Лауреат омской областной молодежной литературной премии им. Ф.М. Достоевского (1999), стипендиат программы «Новые имена» Российского фонда культуры (1999), лауреат всероссийского конкурса Фонда им. В.П. Астафьева (2006). Дипломант Международного литературного Волошинского конкурса (2007).
В этом же номере окончание Китайской повести Пильняка
Начало в каком номере? Знаете?