На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Историческая справка Китайско-Восточная ж.д. являлась продолжением Сибирской ж.д.; построена Россией в 1897-1903 гг. по русско-китайскому договору 1896 г. В том же году Русско-Китайский банк для постройки и эксплуатации железнодорожной линии образовал акционерное «Общество Китайско-Восточной ж.д.». Председатель правления Общества назначался китайским правительством, девять членов правления избирались общим собранием акционеров. Правление Общества находилось и в Пекине, и в Петербурге. Китайское правительство предоставило Обществу право безусловного и исключительного управления своими землями, по которым проходила дорога; в полосе отчуждения действовала русская административная и судебная власть. Обществу было предоставлено право иметь морское пароходство на Тихом океане. В результате русско-японской войны 1904-1905 гг. Россия по Портсмутскому договору уступила Японии южную часть дороги. В 1906 г. в ведение КВжд во временное управление была передана Уссурийская ж. д., и в 1907 г. передана Сучанская ветвь. В 1917 г. КВжд была передана в ведение Министерства путей сообщения. С 1918 г. дорога оказалась в руках Японии, что вызвало сопротивление со стороны Франции, Англии, Америки, Русско-Китайского банка и даже Манчьжурской администрации. Новым хозяином КВжд стал Междусоюзный комитет, который просуществовал до конца октября 1922 г., когда Приморье было очищено от японских войск. С октября 1924 г. КВжд перешла в совместное советско-китайское управление. 23 марта 1935 г. было подписано соглашение о продаже КВжд Японии. Осенью 1945 г. КВжд в границах 1903 г., уже под названием Китайско-Чаньчуньской ж.д., вновь была возвращена СССР на основах совместного владения с Китаем. После образования Китайской народной республики, соответствии с новым советско-китайским соглашением о КВжд от 14 февраля 1950 г.советское правительство безвозмездно передало правительству КНР все свои права по совместному управлению КЧжд со всем принадлежащим имуществом. Протокол о передаче дороги был оформлен 31 декабря 1952 г., с 1953 г. КЧжд стала называться Харбинской ж.д. Документы КВжд поступили из ЦГА РСФСР Дальнего Востока. Часть материалов, за советский период, находится в Центральном государственном архиве народного хозяйства СССР в Москве. Указатель действующих в Империи акционерных предприятий под ред. В.А. Дмитриева-Мамонова. Спб, 1903, № 1500. Банки и кредитные учреждения. П., 1915, с.121 Аннотация Протоколы заседания правления и комиссии Общества КВжд (1897-1917гг.); административный отдел, железнодорожное отделение, технический отдел, счетный отдел, канцелярия, военный отдел, коммерческий отдел, отдел отчуждения земель, особая ликвидационная комиссия по делам Заамурского округа, отдел несчастных случаев, местный комитет по вознаграждению пострадавших от несчастных случаев, юридическая часть, - материалы об образовании общества; речное пароходство Общества (1897-1917 гг.); учреждение китайских таможен в Дальнем и др. местах; о почтовых сообщениях вдоль линии дороги; об организации судебной части в Маньчжурии; журналы особого совещания по вопросам о новых работах по Уссурийской ж.д. (1907 г.); о статистических данных по перевозке международной транзитной корреспонденции и о доходах Общества по этой статье; о сношении с китайскими властями; о выработке общего положения о служащих КВжд; о передаче Японии южного участка дороги ; о передаче в ведение Общества Уссурийской ж.д.; о переговорах с Пекинским правительством в 1906 г.; о деятельности японцев в Маньчжурии; по вопросам, связанным с реорганизацией китайского управления Маньчжурией; о командировании комиссии для выяснения причин и обстоятельств забастовочного движения на линии и вопросов, связанных с передачей Уссурийской ж.д.; о перевозке китайских войск и оружия (1907-1915гг.); ; о путешествии на Дальний Восток т.с.И.П.Шипова (1907-1908гг.); переписка с Государственной думой и Государственным советом; сведения о судебных делах, решенных в русско-китайских смешанных комиссиях на линии дороги (1907-1916); сметы общества на 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1915, 1916 гг.; о возникших в 1908 г. недоразумениях с китайскими властями по вопросам, касающимся административного правления Общества (1908-1815гг.); по поводу вмешательства иностранных держав в дело выработки нового муниципального управления в Харбине; по поводу отзывов сенатора Гминицкого о деятельности КВжд (1909-1912гг.); о чумных заболеваниях на лини КВжд в 1910 г.; о революции в Китае и о монгольском движении в 1911 г.; переписка административного отделения (1914-1918гг.); о передаче КВжд в ведение Министерства путей сообщения (1917-1918гг.); об эвакуации правления Общества (1917-1918гг.); о лицах, проезжающих по линии дороги (1908-1915гг.); об организации управления по эксплуатации КВжд; инструкции и приказания, издаваемые по линии управляющим дорогой; о коммерческих и таможенных агенствах КВжд; о мерах борьбы с холерной эпидемией в 1915 г; о забастовке служащих общества (1905-1910гг.); о гражданском управлении в полосе отчуждения дороги; переписка с разными учреждениями и лицами; о заведовании хозяйством и благоустройством поселков на линии КВжд; материалы о Хайларском, Харбинском и Маньчжурском общественном управлении; протоколы заседания хозяйственной комиссии правления Общества (1897-1906гг.); о постройке церкви в Харбине и о положении и о положении церковного дела в Маньчжурии; об организации русского срочного пароходства на Дальнем Востоке; об организации и ходе изысканий и работ на магистрали и ветвях КВжд, а также исправлении пропускной способности линий в ветвей; об устройстве коммерческого порта в Да-Лянь-Ване и др. вопросы, касающиеся портов Ляодунского п-ова; о денежных средствах Общества; о положении дел на линии дороги во время восстания боксеров, об убытках, понесенных Обществом; материалы по статистике телеграфа КВжд (1902-1906); об аренде частными лицами и учреждениями земель Общества; материалы по вопросам, связанным с мобилизацией и военными обстоятельствами (1904-1905гг.,1914г.); об организации охранной стражи на КВжд; журналы совета управления дороги; журналы технического хозяйственного совещания; статистические ведомости о количестве происшествий на КВжд и Уссурийской ж.д. (1914-1915гг.); иски и претензии разных лиц; печатный материал – об утверждении устава Общества (1896 г.); отчетные данные о доходах и расходах по сметам; журналы комиссий и др.; журналы входящих и исходящих бумаг. Материалы по личному составу - списки служащих управления дороги; личный состав на линии; личный состав ветеринарно-санитарного надзора на территории КВжд; личный состав охранной стражи; о зачислении на государственную службу инженеров эксплуатации дороги; о назначении и увольнении служащих; о личном составе технического отдела; правление Общества; алфавитная книга офицеров Заамурского округа пограничной стражи; личный состав коммерческой части и контроля сборов на линии; личный состав военного отдела; ведомость пенсионеров КВжд и Уссурийской ж.д.; о чинах полицейского надзора. (Оп.1,2). (1895-1918гг.). Материалы профсоюзной организации рабочих и служащих КВжд и др обществ; личные дела служащих (1890-1930гг..). (Оп.3). Протоколы заседаний правления Общества (1918-1924гг.); переписка управления дороги по различным вопросам; стенограммы заседаний 6-й конференции по делам Китайско-Восточного и Южно-Маньчжурского прямого сообщения (1921 г.), протоколы 7-й конференции (1928 г.); обзор деятельности КВжд на 1922 г.; обзоры работ различных служб и отделов дороги; журналы заседаний комитета сберегательно-вспомогательной кассы служащих КВжд; сведения о возникновении конфликтов на КВжд и о перевозке китайских войск; стенограммы заседаний правления; приказы, циркуляры управления дороги; советско-китайские соглашения по КВжд; сведения об участии КВжд в работе Международного союза железных дорог; материалы по личному составу; перечни приказов и циркуляров по КВжд и Уссурийской ж.д.; статистические сведения о пассажирском и грузовом движении; отдел переводов - ежедневные бюллетени иностранной прессы (1929-1931гг.); выписки из газет; (Оп. 4-9). (1896-1935г)
ф.102. ДЕПАРТАМЕНТ ПОЛИЦИИ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. оп.316. Особый отдел. 1898-1917 гг.
Номер дела 50ч. 43 (1914 год)
Личный состав Железнодорожного полицейского управления Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), г. Харбин
Номер дела: 51ч. 43 л. В (1910 год) Списки филеров, унтер-офицеров и вольнонаемных, зачисление последних на государственную службу, о наружном наблюдении Манчжурии (район Китайско-Восточной железной дороги) г. Харбин
ф.124. УГОЛОВНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ ПЕРВОГО ДЕПАРТАМЕНТА МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ. оп.29. Архивная опись №29. 1911
№ 535 Делопроизводственный номер: 589 Дело об убийстве воспитанника Харбинского коммерческого училища Ф. Маргулиса, в 1911 г.
№124 69 515 Дело о Тимирязеве В.В., привлекавшемся к предварительному следствию по подозрению в шпионаже в пользу Австрии и Германии и о деятельности шпионской организации "Господа Польска" в г. Харбине 09 февраля 1917
Номер 124 69 879 Дело об аресте Савина (он же Тулуз-Лотрек) по подозрению в шпионаже в г. Харбине 13 декабря 1916 - 24 февраля 1917
ф.Р3316. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР (ЦИК СССР).
№Р3316 14 419 О восстановлении в правах гражданства Калоева К. (Харбин) 1924 №Р3316 14 561 О восстановлении в правах гражданства Соколова-Кернер Е.П. (Харбин) 1924
Здравствуйте. Искал в гос. историческом архиве Латвии интересующие меня документы о латышской диаспоре в Харбине. Нашёл несколько документов на русском. Возможно они будут кому-нибудь интересны. Выкладываю фото документов в оригинальном размере. В первом копия приказа Колчака относительно набора латышей, эстонцев и финнов в Сибирскую армию. Во втором справка свидетельствующая толи о гуманном отношении к землякам, толи о способе возвращения на родину.
"Пешкова Лариса Всеволодовна, русская, православная, родилась в 1934 году в Харбине в семье эмигрантов. С 1939 по 1949 гг. училась в конвенте св. Урсулы. Закончить его мне не удалось, так как он был закрыт. В 1952 году закончила 2-ю полную советскую школу. В 1954 г. выехала с семьей в СССР на освоение целинных земель. Никаких навыков в сельском хозяйстве никто из нас не имел и в дальнейшем семья переехала в Москву, к дальним родственникам".
>> Ответ на сообщение пользователя Gul от 20 июня 2012 13:50
Добрый день, сообщение конечно старое, но могу у вас узнать, кто сейчас сможет сделать архивную справку из этого справочника? Почта lukri@archiv.khv.ru не работающая. Спасибо
Комментарий модератора: Да, ссылка старая,,,, Можно обратиться в ГАХК, указав им эту ссылку Должны помочь или подскажут
Воспоминания описывают период с 1924 по 1950 г. — время пребывания автора в Харбине, Шанхае и позже в США. Это продолжение воспоминаний, относящихся к периоду Гражданской войны на Дальнем Востоке. Ивельский описывает жизнь русских эмигрантов за границей — в Манчжурии и Китае. Интересны взаимоотношения в среде эмигрантов. Автор показывает, как усиливаются к началу 40-х гг. просоветские настроения в среде эмигрантов и массовый их отъезд из Шанхая в Советский Союз после войны. Много внимания Ивельский уделяет судьбам людей, с которыми встречался. Автор постоянно возвращается к жизни людей в СССР или сразу по выезде (или побеге) из него.
Встреча клуба ЛЮБИМЫЙ ХАРБИН 17 сентября 2022 года:
04:24 - Забияко Анна Анатольевна: «Православная жизнь русского Харбина в меморатах харбинцев». 52:49 - вопросы, дополнения, обсуждение. 1:15:40 - Зиненко Яна Викторовна: «Православие в Трехречье: история и современность». 1:52:30 - вопросы, дополнения, обсуждение. 2:16:08 - Эфендиева Галина Владимировна: «Харбинская епархия в деле русского национального единения (по материалам очерков Арсения Несмелова)». 3:02:29 - дополнения, обсуждение.
Да, ссылка старая,,,,
Можно обратиться в ГАХК,
указав им эту ссылку
Должны помочь или подскажут