⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
город Зоринск, станция Мануиловка, шахта Никанор Небольшой шахтерский поселок - моё место рождения - малая Родина.
|
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 Вперед → Модератор: PElena |
PElena Модератор раздела Луганск Сообщений: 6759 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5913 | http://gzvon.pyramid.volia.ua/...p;Itemid=2 ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ЛЕТОПИСЬ АРХАНГЕЛО-МИХАЙЛОВСКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА ЕЛЕНОВСКОГО (БОЖЕДАРОВКА) СЛАВЯНОСЕРБСКОГО УЕЗДА 1880 - 1915 годов От автора Так уже исторически сложилось, что древнерусское летописание зародилось в стенах монастырей и церквей Киевской Руси, поэтому, естественно, составителями их являлись лица духовного сословия. Но если первые летописи составлялись, вероятнее всего, по личной инициативе священнослужителей, то со временем их стали писать по заказу князей и высших церковных иерархов, а со второй половины XVI в. их составляли и в царском дворце. С появлением книгопечатания летописание постепенно исчезает, и только в 1880 г. была одобрена программа церковно-приходского летописания, которая, пусть и на местном уровне, возрождала почти забытый жанр исторического повествования. По этой программе священники каждой церкви, будь-то в большом городе или в маленьком селе, обязаны были вести собственные летописи, отражающие историю церкви, в которой они служат, и ее прихода. Одной из первых таких летописей, составленной на территории Луганской области, является церковно-приходская летопись Архангело-Михайловской церкви с. Еленовка, хранящаяся в государственном архиве Луганской области (ГАЛО). Не сохранившаяся полностью, написанная четырьмя различными почерками сменявших друг друга на поприще церковной службы священников, она донесла до нас более чем 200-летнюю историю захолустного села и его скромной церкви. Написанная эмоционально, ведь составители ее были участниками описываемых событий и, наверное, не могли, а может быть, просто не имели морального права писать ее бесстрастно, как рекомендовала им программа 1880 г., Еленовская летопись выгодно отличается от других, в основном только фиксирующих события летописей, которые хранятся в ГАЛО. А ее поистине уникальный информационный материал, вследствие узкой специфики, бесполезно искать в современной летописцам прессе конца XIX - начала XX вв. или в современных учебниках истории. Поэтому, работая с летописью, мы пришли к убеждению о необходимости ее публикации, тем более что, рассказывая о жизни села, она впервые ставит перед историками и искусствоведами новые для изучения истории края темы, местное летописание, местная иконопись, история местных дворянских, купеческих и прочих родов, тезоименитство. Так, до сих пор почти ничего не было известно об иконописных мастерских, созданных в селах Луганской области для росписи церквей, и только из летописи мы узнаем о них и имеем возможность предположить вероятные пути комплектования иконами крестьянских хат (кроме обычной покупки в городе). Например, в 1833 г. помещиком Н.В.Раевским были наняты иконописцы, которые жили и писали в специально отведенной для этого избе. К сожалению, неплатежи из-за бывшего в том году неурожая (и вследствие этого голод) вынудили иконописцев уехать домой, не закончив работу. Но если иконописцам не платили за работу то, возможно, чтобы прокормиться, они вынуждены были выполнять, говоря современным языком, «левую» работу, принимая заказы местных сельских жителей. Мы, конечно же, далеки от мысли о большом количестве написанных подобным образом икон, но то, что далеко не все они завезены в Еленовку, вероятнее всего. А упоминание о вкладных иконах, назовем их «фамильными» или «тезоименитыми», позволит, даже сегодня, при обнаружении их в государственных музеях или частных коллекциях, точно идентифицировать с летописными. Ведь подбор святых, изображенных на тезоименитых иконах одних заказчиков, невозможен на иконах других, потому что изображенные святые - тезоимениты или самим заказчикам, или их родным. Так, апостол Петр и св. мученица Софья, изображенные на поставленной в 1872 г. на горнем месте помещицей Софьей Адамовной Македонской иконе, тезоимениты мужу помещицы Петру Михайловичу и самой Софье Адамовне; а св. Иоанн Предтеча, св. Мария Магдалина и св. Владимир, изображенные на вложенной в 1906 г. помещицей Анной Васильевной Гладкой иконе, тезоимениты мужу помещицы - Ивану Ивановичу Гладкому, ее матери Марье Николаевне и отцу Василию Александровичу Вуич. Не менее интересно для местных краеведов и летописное сообщение о колоколе, водруженном по случаю 100-летия освящения церкви в 1901 г. Где он был отлит? Вероятнее всего, где-то поблизости от Еленовки. Возможно, даже в Луганске. Иначе у священника А. Щербиновского, взявшегося доставить многопудовый колокол, по нашему мнению, не хватило бы ни технических, ни финансовых средств на его доставку издалека. И подобных сообщений о вкладах в церковь крестов, книг, икон, посуды и прочих предметов церковного обихода в летописи немало. Мы не станем перечислять все. Ознакомившись с летописью, читатель сам узнает о них и о людях высокой духовной культуры. И тогда лучше поймет, почему подобные памятники истории называются еще и памятниками духовности. Но самое главное в летописи — это, конечно, события и люди. И, рассказав о них, скромные сельские священники стали самыми настоящими летописцами Несторами Слобожанщины, а написанная ими летопись стала самым настоящим учебником краеведения Луганщины. К сожалению, приходится констатировать, что за годы Советской власти, когда древние летописи издавались неоднократно, церковно-приходские - никогда. Объяснить это можно отношением государства к церкви. Ведя борьбу с религией, государство не намеревалось создавать ей положительную «рекламу». В то время оно закрывало церкви, а ставшее бесхозным церковное имущество, за исключением особо ценных предметов, которые сдавались в Госхран или музеи, исчезало в сборных пунктах макулатуры. Правда, необходимо признать, что с документами обходились, не в пример предметам культа, бережнее. Архивы церквей передавались в государственные архивы и становились закрытыми для исследователей, а пропажа многих документов во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (в ГАЛО в настоящее время из множества церковно-приходских летописей хранятся только три!) и «непрестижность» церковной темы привели к образованию сплошного белого пятна в освещении проблем духовной культуры. И только с начала 90-х гг. XX в. в прессе стали появляться статьи на эту тему. А в алчевской газете «Огни» от 5 ноября 1991 г. научным сотрудником Перевальского краеведческого музея К.Е.Беловым была опубликована и Еленовская летопись. Но газетный вариант летописи, неточности прочтения неразборчивой скорописи одного из летописцев и фрагментарная публикация, конечно же, не могла дать полного представления о ней. В 2002 г. вариант К.Белова был опубликован без исправления и дополнений в книге А.Л.Тимукина «Крестный ход Божьей Матери и видения Пресвятой Богородицы» издательством «Книжный мир» в г. Луганске. В настоящем, представленном на суд читателя издании научным коллективом Музея истории и культуры г. Луганска была предпринята попытка передачи Еленовской летописи в полном объеме с устранением ошибок предыдущей публикации. К сожалению, и эта публикация несовершенна. В ней также много неверно прочитанных (а то и вовсе непрочитанных слов), которые приводят к искажению первоначального текста, нет даже краткого биографического словаря лиц, указанных в летописи. Уверены, что с помощью читателей летопись в ближайшее время сможет быть полностью прочитана. А исправленный вариант, надеемся, будет издан вместе с остальными известными летописями в отдельной книге, которая будет называться, например, «Луганщина летописная». Прежде чем перейти к описанию летописи, мы обязаны предупредить читателя о внесенных в публикацию изменениях — они сделаны для облегчения ее чтения. Так, нескончаемо длинные предложения с бесконечной вереницей запятых мы прерываем точкой, некоторые слова в рукописи, написанные после точки со строчной буквы, мы приводим с прописной, а перед перечислением имен, предметов и т.д. ставим двоеточие. Названия месяцев, национальность, титулы, звания военных и гражданских чинов, а также сан служителей церкви, писавшиеся в XIX — нач. XX вв. с прописной буквы, мы передаем со строчной. Прекрасно понимая благоговение составителей летописи перед церковью, чем и объясняется написание ими таких слов, как «Церковь», «Алтарь», «Икона», «Иконостас», «Ризница» и т.д. с прописной буквы, мы, принося им извинения, передаем со строчной. Без изменений мы публикуем слова, правописание которых на протяжении ста лет со времени составления летописи претерпели существенного изменения: «репортовать» (ныне «рапортовать»), «горное место» (ныне в церкви «горнее место») и т.д. Оставляем неоткорректированными слова, ошибочное написание которых не вредит пониманию текста: «тризвонят», «сочитались», «зеленный» и т.д. А также те, которые встречаются только в летописи священника ВЛ.Удовицкого: «прышлые», «рызница», «протыкает» и им подобные, написанные с буквой «ы»; при этом мы считаем, что они белорусского происхождения и свидетельствуют о национальности первого летописца, Возможно, подтверждением нашей гипотезы служит слово «сторожовка», которое в русском и украинском языках пишется как «сторожка», а в белорусском — «старажовка». В заключение выражаем искреннюю благодарность за помощь, оказанную при подготовке нынешнего издания летописи, секретарям Луганского епархиального управления протоиерею Иакову (Лобову) и протоиерею Василию (Сомику), настоятелю церкви Гурия, Самона и Авива протоиерею Павлу (Ботарчукову), регенту хора этой церкви Лилии Ивановне Ботарчуковой, ассистенту кафедры религиеведения Восточноукраинского национального университета имени В.Даля А.В.Слюсаренко. А.С.Люлъко [ Изображение на стороннем сайте: a22d30361bdb.jpg ] Старинные храмы Луганщины. Часть 1. ЛУГАНСКО-АЛЧЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ. Луганская область, Перевальский район, с. Еленовка Свято-Архистратиго-Михайловский храм Авторы идеи и фото: Ю. Сумишин, Е. Корнеев |
PElena Модератор раздела Луганск Сообщений: 6759 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5913 | http://gzvon.pyramid.volia.ua/...p;Itemid=2 Составители церковно-приходской летописи 1. Священник Виталий Львович Удовицкий. Годы службы 1871-1885 гг. Описание истории села Еленовка и церкви доведено им от первых годов заселения территории славяносербскими ротами с 1751 по 1881 гг. Начал писать летопись в 1880 г., т.е. только на 10-м году своей службы в Еленовской церкви. Закончил в 1881 г. Больше к работе по ее составлению не приступал, хотя прослужил в церкви еще 4 года. 2. Священник Леонид Васильевич Геев. Прослужив в церкви 11 лет (с 1885 по 1896 гг.), над составлением летописи не работал. Кто написал текст летописи с 1885 по 1899 гг. - неизвестно. Остается предположить, что написан он был в 1899 г. кем-то из состава церковного причта. 3. Священник Андрей Васильевич Щербиновский. Родственник Л..В.Геева. Начал службу в церкви еще при его жизни - в 1895 г. Описал события 1900-1905 гг., т.е., начав работу над составлением летописи только через 5 лет службы, непрерывно вел ее до своего перевода 5 октября 1906 г. в с. Хорошее. Отличительная черта его рукописи - трудночитаемая скоропись. 4. Священник Федор Образцов. Начал службу в церкви в 1907 г. Описывал события с 1906 по 1915 гг. погодно. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Общее описание села Еленовскаго Когда из перешедших в Россию на постоянное жительство иностранцев одни из православных сербов, под предводительством Хорвата, в 1751 и 1752 годах заняли западную часть запорожских земель, а другие под начальством Шевича и Прерадовича в 1753 году заселили восточную часть от Бахмута до Лугани, тогда, при водворившемся спокойствии, ввиду верной защиты от татар, восточная часть запорожских земель наполнялась и населялась прышлым православным народом. И местность, где ныне село Еленовское, по достоверному преданию крестьянина села Еленовскаго Степана Акименка, /коему ныне от роду 96 лет, по речке Лозовой между горами и лесами населилась такими же пришлыми православными людьми из Изюма и Валуек/ /нынешней Воронежской и Харьковской губ./ и других мест. Земля же, где ныне село Еленовское досталась в ранговую дачу отставному чиновнику нижних шансов /рот/ Божедару родом сербу. По фамилии землевладельца и самое село названо Божедаровкою. В 1790 году Божедаровка куплена с землею и людьми около 500 душ обоего пола отставным поручиком Николаем Михайловичем Раевским, на имя его жены Елены, отчего и село переименовано в 1810 году: вместо старой Божедаровки - Еленовское. До построения церкви в селе Еленовском божедаровские жители принадлежали к приходу Ломоватскому /ныне село Аннинское/ Покровской церкви. А как около села Еленовскаго, по той же речке Лозовой, были и другие частые поселки, населены такими же пришлыми люди, в числе коих были отставные начальники сербских шансов или рот, получивших ранговые дачи подобно Божедару, именно: Сабо, Вергель, Павлович, Голуб и другие, в недальнем разтоянии поселок от поселка, то приход Божедаровский мог иметь порядочное количество душ, если бы кто-либо из землевладельцев решился построить церковь. ...Указа, благословили мы епархии нашей Бахмутскаго уезда, в деревне помещика поручика Николая Раевскаго старой Божедаровке по прошению его построить вновь во именование святаго архистратига Михаила церковь на пристойном месте по подобию прочих святых церквей и по чиноположению церковному, которую Бахмутскаго духовнаго правления первоприсутствующему протопопу Петру Расевскому соборне заложить и потом нам репортовать. А когда оная церковь построена и в ней престол по силе Указа Святейшаго Правительствующаго Синода 1734-го года сентября 13-го дня в вышину аршина шести вершков со декою,в длину аршина осьми вершков, в ширину аршина четырех вершков, там же и жертвенник в пропорцию престола и алтаря сделаны будут и к освящению все приличное по силе же Указа Святейшаго Синода 1742 года октябра 9 дня состоявшагося изготовлено быть имеет, тогда все оное Бахмутскому духовному правлению освидетельствовав, описать и ту опись прислать к нам при доношении с прошением о освящении оной новой церкви нашего пастырскаго благословения. Для чего и сия благословительная граммота от нас за подписанием нашим и с приложением печати в Богоспасаемом граде Новомиргороде дана 1800 года июня 30 день. О церкви Получивши вышеизложенную грамоту, помещик Раевский в том же 1800 году приступил к постройке церкви. По разным неизвестным причинам построение храма продолжалось восемь лет, т.е. до 1808 года, в конце прописаннаго года церковь окончена постройкою и освящена. Храм построен из дикого камня на звездке с таковою же колокольнею без соблюдения архитекторскаго чертежа /плана/ весьма неправильно, что можно видеть и теперь же, — южная сторона окошек ниже северной на полторы четверти, купол церкви косой, но зато вся посторойка храма и колокольни очень прочная, из собственнаго храмоздателя материала. Работы по сооружении церкви производились крепостными людьми, помещика Раевскаго, без всякой посторонней помощи. И единственный храмосоздатель считается Раевский Николай Михайлович. Нынешний храм далеко не в таком виде существует, в каком первоначально устроен. Сначала храм был покрыт тесом, внутри оштукатурен, а снаружи долгое время оставался не оштукатуренным, отчего казался крайне бедным. Ветхость крыши и не оштукатуренные стены храма невольно вызывали прихожан на новыя капитальныя издержки по церкви. Но не одна наружная бедность требовала подчинки, а и внутри немало предстояло поправок и переделок, так как штукатурка внутри осыпалась, а иконостас от сырости и давности, как на холсте, приходил в ветхость, то в двадцатых годах преступлено было к поправке и переделке. Снаружи кровля крыши - собственно церковь - перекрыта была вместо тесу железом и снаружи оштукатурена. Колокольня же оставалась в прежнем невзрачном виде, до тридцатых годов. В 1831 году церковь и колокольня были приведены храмосоздателем помещиком Николаем Раевским в более благообразный вид. Как церковь, так и колокольня, кроме того, что перекрыты вновь железом, но и выкрашены ярью зеленнаго цвету, внутри и снаружи поправлена штукатурка и заново побелены стены. |
PElena Модератор раздела Луганск Сообщений: 6759 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5913 | http://gzvon.pyramid.volia.ua/...p;Itemid=2 ИКОНОСТАС первоначально, то есть в 1808 году, был сделан на холсте самой грубой живописи, простых иконописцев /маляров/, из котораго иконостаса до настоящаго времени сохранилась одна икона. В начале 1833 года тем же храмосоздателем помещиком Николаем Раевским предположено было устроить новый иконостас на дереве в три яруса, на каковой предмет наняты были столяры, резчики и иконописцы. Работы производились более 3-х месяцев в отведенной помещиком избе в селе Старой Божедаровке, - приготовлен был почти весь материал для иконостаса и написано было четыре местных иконы: Спасителя, Божией Матери, Николая и Димитрия Ростовскаго. Но по случаю бывшаго голода /неурожая/ в 1833 году рабочие за неплатежей денег и невыдаче продовольствия, бросивши работы, тайно разбежались, не окончивши ни одного вполне яруса. Но чтобы церковь не оставалась без священнослужения, кое-как наскоро был поставлен один ярус с четырьмя местными иконами, и тот же помещик просил архиепископа Гавриила разрешить до совершеннаго окончания всего иконостаса поставить четыре местных иконы и продолжать прерванное богослужение, каковое разрешение и последовало в 1834 году. В 1835 году умер храмосоздатель помещик Николай Раевский, и недоконченный в 1-м ярусе с 4-мл местными иконами иконостас оставался в таком виде до 1876 года. По историческим и священным воспоминаниям храм сей ничем не замечателен. Наружный вид церкви сохранен тот же первоначальный, равносторонним продолговатым крестом, самый внешний вид храма не представляет ничего особенно-отличительного. Окна в алтаре и в бабинце в один ярус, а посредине против купола - в два, а третий ярус, состоящий из четырех окошек в самом куполе. Железныя решотки имеются во всех окошках первого яруса. Купол один открытый - посредине котораго прикреплен блок, а к оному железная цепь для люстры /паникадила/. Кресты на церкве и колокольне железные в З'/з аршина вызолочены сусальным золотом. Кровля на церкви и колокольне железная, окрашена ярью зеленнаго цвета, стены оштукатурены алебастром. Входных дверей в церкви трое, сосноваго в полтора вершка толщиною леса, выкрашены масляною краскою зеленнаго цвету. Самое здание церкви и колокольни очень крепкое. Внутренняя площадь вместимости храма заключает в себе ... квадратных сажень. Расположение внутри храма крестообразное, своды, отделяющие бабинец, каменные, потолок в бабинце настлан досками и подштукатурен, а хоры приделаны выступом к куполу из брусьев и досок дубоваго лесу с перылами и окрашены маслянною краскою темно-зеленнаго цвета. Пол в церкви каменный. Церковь холодная. Солея возвышена всего только на одну четверть аршина, а клиросы устроенны отдельно, около арок бабинця. Приделов в церкви нет. Алтарь троечастный, разделенный между поперечными стенами арками, о трех окнах, с каменным полом. Алтарь имеет вместимость ... квадратных сажень. Горное место, в первоначальном виде, как построен храм, до его обновления — 1876 года, не имело никакого благолепнаго вида, как и самая внутренность церкви, с небеленными стенами и с плохим иконостасом, представляло взору молящихся в самом неприглядном виде. С обновлением иконостаса и устройством иконы на горном месте имеют совершенно другой вид (Смотри во 2-й части в повременной летописи). В этой церкви под штукатуркою никогда не были открываемы никакие фрески. Старых очень икон и надписей на них нет, а так ж и нет икон почему-либо уважаемых народом и почитаемых за чудотворныя. Рисунков древних с изображениями святых, так называемых лицевых подлинников, резных икон и крестов тоже нет. Икон мозаических, замечательных окладов (рыз) на святых иконах, крестах, Евангелиях и никаких надписей тоже нет. Металических привесок на образах имеется два — один архангела Михаила, а другой - рука - пожертвованы эти привески отставным майором Владимиром Николаевичем Раевским. Образов вычеканенных или вырезанных на золотых, серебрянных и медных досках, и литых образов тоже нет: церковь снабжена достаточно церковного утварью. Потиров /чаш/ в приходской церкви два: 1) серебрянный вызлощенный с резьбою, весу полтора фунта, 2) серебрянный вызлощенный с финифтями, весу два с четвертью фунта. Дискосов два, серебрянный вызлощенный, с изображением ангелов и Св. Духа, весу пол фунта. 3} Такой же вызлощекный весу четверть фунта. Звезда серебрянная вызлощенная весу полфунта. Лжиц серебрянных вызлощенных две, в одной весу 12 золотников, а в другой 11. Копиё с серебрянкою рукояткою одно. Блюдцев серебрянных анафорных два. Чарочка серебрянная и ковшик такой же. Напрестольных крестов серебрянных вызлощенных три - один под чернью, а один с финифтями осыпан /разноцветными/ каменьями, весу полтора фунта, третий без пробы. Медных аплике три, один с финифтями - стоящий на престоле. Дарохранительница серебрянная вызлощенная с ковчегом для хранения Св. Даров, в виде фоба, по обеим сторонам два ангела, весу два с четвертью фунта. Паникадило медное аплике в 14 свечей. Сборных блюд аплике два, водосвятная чаша такого же метала, медная аплике. Брачных венцев медных аплике с финифтями две пары. Купель для крещения младенцев, купленная на кошельковую сумму в г. Харькове настоятелем церкви священником Василием Удовицким за двадцать три рубля, в ней весу тридцать пять фунтов с половиною. Всенощное блюдо медное аплике, подсвешников медных аплике семь, лампад медных аплике пятнадцать, одна малаго разбора серебрянная. Всех Евангелий при церкви четыре - одно в полулист с серебрянною вызлощенною доскою с финифтями, осыпанное каменьями, покрыто малиновым бархатом, а другое с серебрянно вызлощенными по краям четырьмя (апостолами) евангелистами, покрыто малиновым бархатом, два расхожих в медной оправе. Рызница при приходской Архангело-Михайловской церкви в самом отличном состоянии. Священнических полных облачений пятнадцать - в том числе серебрянной парчи девять рыз, мишурных шесть, все почти новые, недавних годов. Р.8. Потир с финифтями, напрестольный самый лучший крест. Евангелие с финифтями куплены помещиком Лукою Дмитриевичем Павловым. Рызница помещается в особенно для этого устроенном шкафе - рызы висят на крючках. Для воздухов, поручей, подрызников и других мелких церковных вещей имеется особо устроенный комод с ящиками. Чем либо замечательных облачений в церкви нет. Храмовой шитой утвари также нет. Воздухов, вышитых образов, убрусов, пелен налойных и предобразных, хоругвей, плащаниц, надгробных покровов, особо чем-либо замечательных и отличающихся своею отделкою, также не имеется. Под церковию погребов нет, и в церковной ограде никто не погребен, так как место, на котором построена церковь, каменисто, недоступное ни для какой бы то ни было разсадки деревьев, а тем более для вырытая могил для погребения умерших. И в церковной ограде нет ничего, кроме в весняное время самой тощей травки, притом же вследствие каменистаго грунта земли под церковию и вокруг, в весеннее время при оттепелях в церкви бывает такая страшная сырость, что все стены, вся церковная утварь, находящаяся в ящике и наруже, делается совершенно мокрою, и при малейшем невнимании может сделатся негодною в употреблении, сгнить - и всячески испортится. Колокольня устроенна во фронтонной части церкви с двумя арками, оштукатурена снаружи, покрыта железом и окрашена ярью в зеленный цвет, внутри колокольня неоштукатурена. Лестница на колокольню устроена вблизи арок с глухой стороны. Как лестница, так и пол на колокольне устроены с дубоваго прочнаго лесу, балки, на которых висят колокола, непеременны с 1808 года, дубоваго прочнаго дерева. Всех колоколов пять. 1) Самый большой, весу 25 пудов и 10 фун.; 2) 4 пуда и 38 фун.; 3) 3 пуда 12 фунтов; 4) 2 пуда 5 ф.; 5) 1 пуд и 2О'/г фунтов. Вокруг церкви сделана ограда из дикаго камня на звездке. Входных дверей или форток две, столярной работы со столбиками, некрашенные. На погосте нет никаких выдающихся памятников, а также нет ни плит, ни надгробных камней, кроме простых деревянных крестов. |
PElena Модератор раздела Луганск Сообщений: 6759 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5913 | http://gzvon.pyramid.volia.ua/...p;Itemid=2 БИБЛИОТЕКА до 1871 года состояла из одного круга церковных богослужебных книг да Библии на славянском языке. Поучений также не было, а равно и жития св. отцев. С 1871 года священник Василий Удовицкий на скудныя церковныя средства кошельковой суммы начал выписывать для церковной библиотеки книги - догматические, церковно-исторические и проповеднические, каковых книг по 1880 год по счету набралось, включая сюда же и краткия жития св. отцев, до 150 книг. ЦЕРКОВНЫЙ АРХИВ В ОТЛИЧНОМ СОСТОЯНИИ, все документы, как-то: метрические книги, исповедныя росписи с 1806 года по 1880 год переплетены. Замечательных документов в церковном архиве нет. ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАГО училища также нет, по причине слишком разбросаннаго прихода, состоящаго большею частию из хуторов, - самое же село Еленовское имеет не более 500 душ обоего пола. ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКОЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО есть, открыто в 1866 годе священником Илиею Королевым. Со времени своего открытия попечительство на собранныя суммы от доброхотных пожертвований, как прихожан, так и вне прихода, оштукатурило церковь снаружи, перекрыло с добавлением новаго железа церковь и колокольню и окрасило церковь и колокольню ярью зеленаго цвета в 1869-70 годах. То же попечительство и в тех же годах устроило новую церковную сторожовку из земляннаго кирпича и покрыло черепицею. Тем же попечительством на собранную от прихожан доброхотно-пожертованную сумму в 1877 году устроило новый иконостас, и внутри окрасило церковь с устройством новых притолков, и вновь сделало трое дверей на сумму 3000 руб /смот. в повременной летописи/, выстроило священнику дом до тысячи руб. С 1866 года председателями церковно-приходскаго попечительства были: полковник Петр Михайлович Македонский, поручик Василий Александрович Вуич и настоятель церквей Еленовско-Аннинскаго прихода священник Василий Удовицкий. Из председателей попечительства плодотворную деятельность проявили в приходе поручик Василий Александрович Вуич, приведший церковь и колокольню снаружи в благолепный вид и устроивший церковную сторожовку на сумму до тысячи руб. сер, /Смот. в повременной летописи 2 части/. Священник Василий Удовицкий, обновивший совершенно внутри церковь, устроив в ней новый трехъярусный иконостас, окрасив внутри все стены и алтарь и выстроив церковный дом со всеми службами на сумму более четырех тысяч. В приходе сем богоделен и других благотворительных учреждений нет. Приписная церковь есть в селе Аннинском в 7 верстах - Покровская. По новому расписанию приходов приписана к главной Еленовской Архангело-Михайловскои церкви, отчего приход сей ныне называется Еленовско-Аннинским. При приписной церкви имеется помощник настоятеля и псаломщик, которые и заведывают церковию. Все же [отчеты] и недоразумения разрешаются настоятелем. Денежный отчет и церковные документы куда следует представляются настоятелем часовень. Недвижимых имуществ, собственно принадлежащих церкви, кроме церковнаго дома, где помещается священник, да церковной сторожовки, не имеется более никаких. Лавок, мельниц, вкладных капиталов нет. Земли при сей церкви, пахатной и сенокосной 33 десятины без хвойнаго леса /кустарников/ и одна десятина — неудобной. О кладбищах Всех кладбищ в приходе по числу принадлежащих к церкви деревень считается шесть — устроены с самаго основания деревень. Церквей, часовень и молитвенных домов при кладбищах нет. Древних закрытых кладбищ в приходе также нет. Все кладбища огорожены диким камнем или окопаны рвом — разстоянием от жилья в четверти версты и даже более. Замечательных лиц не погребено, и памятников с надписями ни на одном кладбище нет. О причте церкви Как видно из церковных документов, первым священником при Архангело-Михайловскои церкви села Еленовскаго /Божедаровки/ в 1806 году был Стефан Сластовников, каковую должность проходил до 1814 года; вторым священником с 1814 по 1826 год Павел Васильченков; третьим с 1827 по 1838 священник Иаков Сахновский , четвертым с 1838 по 1846 год священник Константин Федоровский; с 1846 по 1866 год священник Иаков Сахновский 2й был по счету пятым. С 1866 по 1871 год было два священника; шестым Илия Королев и седмым Георгий Донченков. Восьмым с 1871 по настоящее время считаюсь я, пишущий сию летопись священник Василий Удовицкий. Из восьми штатных бывших при сей церкви священников один Королев был с полным семинарским образованием. Священники же: Сластовников, Васильченков, Федоровский, Сахновский-1, Сахновский 2й и Донченков — в семинариях не обучались. Священник Василий Удовицкий из 4т класса Екатеринославской семинарии. До 1844 года причт казеннаго жалованья не получал, а пользовался одними доброхотными подаяниями от прихожан да землею, отведенною храмосоздателем Раевским в пользу причта - 33 десятинами, без хвойнаго леса /кустарников/, котораго насчитывается до 3 десятин. Никакими другими угодиями, ни ругою, лавками, мельницами или каким-либо недвижимым имуществом причт не пользовался. С 1844 года причт начал получать из казны жалованье: священник 90 руб.; дьячек 37 руб. и пономарь 20 руб. сер. в год, каковое жалованье получалось до 1879 года. В последнем годе священнику, как настоятелю двух церквей Еленовско-Аннинского прихода, положено полное настоятельское жалованье, по новому положению 144 рубля сер. в год. До росписания и утверждения новых штатов при сей церкви было причта на лицо три: священник, дьячек и пономарь, - а по утверждении штатов осталось два: настоятель и псаломщик. С 1806 года по 1871 год священник и причетники имели свои дома; а в течение 1872,-3-4-5-6- и 7 годов священник Василий Удовицкий с усиленным трудом успел расположить к себе прихожан и убедил пособить выстроить церковный дом на средства прихожан, кошельковой суммы, с затратою и собственнаго капитала, каковой дом выстроен, и стоит прихожанам церкви и ему, со всеми к дому службами, более тысячи руб. сер. Псаломщик имеет свой собственный дом, плетневой. Из членов бывшаго причта при сей церкви и их детей с основания прихода и по настоящее время не было лиц особенно замечательных по заслугам, как в духовном, так и в светском ведомстве. Вокруг церкви сделана ограда из дикаго камня на звездке. Входных дверей или форток две, столярной работы со столбиками, некрашенные. На погосте нет никаких выдающихся памятников, а также нет ни плит, ни надгробных камней, кроме простых деревянных крестов. |
PElena Модератор раздела Луганск Сообщений: 6759 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5913 | http://gzvon.pyramid.volia.ua/...p;Itemid=2 О приходе Площадь, на которой построена церковь, есть лучшее украшение местности. С одной стороны чарующей картиной представляется лес, под названием Ольховатка, землевладельцев Вуич и Раевских. С другой — речка Лозовая, с кустарниками и деревьями лесных овощей. По горе в одной версте от села Еленовскаго проходит железная каменно-угольная донецкая дорога на Луганский литейный завод. Самое местоположение прихода тоже живописное: избы крестьян построены по мелководной речке Лозовой, находятся какбы в яру, окруженные со всех сторон горами и лесами; но замечательных по чему либо гор не имеется. Леса также не имеют больших толстых деревьев, годных на постройку суден, лес большею частою годен на постройку домов, амбаров, вообще на хозяйственныя надобности. В этих лесах очень изобильно родится каждый год диких лесных овощей, как-то: груш, кислиц, терну, землянники и пр. Грунт земли в селе каменистый, но в поле много глубокаго чернозему. От большой дороги идущей на Ростов и Таганрог, приход сей в семи верстах. От губернскаго города Екатеринослава в 350 верстах. От уезднаго Славяносербска в 40 верстах. Почтовая станция с приемом денежной кореспонденции имеется в самом селе Еленовском, учреждена в 1871 году, на счет земства и окольных и местных землевладельцев. Кореспонденцию свою отправляет на станцию Мануиловка по донецкой каменно-угольной железной дороге, последняя в трех верстах от Еленовскаго. Название прихода Еленовское дано храмосоздателем в память его жены Елены, на имя которой куплено имение. В народе приход сей называется еще Раевкою, по фамилии владельца села, и старой Божедаровкой, по фамилии основателя села Божедара — родом серба. Как с начала построения церкви, так и поныне в сем приходе вместе с селом Еленовским шесть деревень: 1) село Еленовское, четырех землевладельцев: Раевских малолетних, подручицы Марии Николаевны Вуич, штабс-капитанши Анны Михайловны Кармазиновой и Александры Николаевны Раевской вдовы подпоручика, с детьми; 2) деревня Мануиловка землевладельца генерал-майора Ивана Васильевича Вуич; 3) Васильевна /она же и Софиевка/ вдовы полковницы Софии Адамовны Македонской; 4) Сабовка, полковницы Евфросинии Ивановны Воиновой; 5) Георгиевка /она же и Вергелевка/ колежскаго ассесора Василия Петровича Голуб б) деревня Ново-Венгеровка подпоручицы вдовы Елены Андреевны Борниск. Все эти деревни не имеют никакого препятствия в сообщении с приходом. К сему приходу никогда не принадлежали упраздненные монастыри, а также нет старых городов, курганов, пожарищ, побоищ, земляных валов, развалин, церквей, дворцев, пограничных камней, часовень и каменных крестов, кроме того, нет никаких преданий о кладах, пещерах и тайниках, как нет замечательных рек и озер. Церкви в приходе кроме настоящей никогда никакой другой не было. Раскольников и других сектантов в приходе нет, а также нет никаких молелен, терпимых правительством. В самом районе прихода нет ни магометан, ни других иноверцев, кроме двух семей евреев, которые торгуют спиртными напитками и мелочными лавочками. В деревнях, причисленных к сему приходу, имеется три семьи тоже евреев, торгующих мелочными лавочками и спиртными напитками. Наклонности к принятию христианства у них не замечается, но свинное мясо запрещенное их Талмудом, некоторые употребляют, нисколько не стесняясь присутствием христиан. Религиозных разговоров с поселянами они никогда /не ведут/ не имеют, да при том простонародье всегда от них сторонится. Кроме того, простой народ никогда не имеет искренняго доверия к еврею, потому что последние действительно своими мошенническими проделками не заслуживают, накрывая часто простачков во всех комерческих и других делах. Приход сей замечательный своими очень хорошими родниками, именно: в деревне Мануиловке, принадлежащей генерал-майору Ивану Васильевичу Вуич, из каменкой скалы постоянно, как летом, так и зимою из устроеннаго тут же колодца и приделанной к оному железной трубки протекает чистая прозрачная вода отличнаго вкуса. Над колодцем сделана из дикаго камня каплица с иконою. Родник этот ежегодно освящается и доставляет экономии и проезжим людям большое удовольствие, тем более и потому, что здесь же над самым родником имеются большия деревья, тень от коих в летнее жаркое время закрывает родник, и вода в нем постоянно холодная. В той же деревне и в поле легко приобретается вода на глубине двух и одного сажня. Из этого родника без всякаго физическаго труда со стороны рабочих людей поится весь экономический скот, так как вода протекает из трубки прямо в приделанные тут же корыта. Второй родник имеется на земле храмосоздателя, ныне его внуков Раевских. Родник этот считается лучшим в приходе, так как вода из него течет из скалы, но в таком изобилии, что там несколько лет существовала водяная мельница, в зимнее и в летнее время дававшая безостановочно помол. В настоящее время родник этот углублен на полторы сажени, выложен диким камнем, ширина его имеет четыре сажня, а длина восемь. Из этого родника землевладельцы и крестьяне в летнее время наповают скот, вода в нем очень хорошая для питья, — он находится в поле в двух верстах от села. Есть еще в этом приходе замечательные по своей высоте и горизонтальности каменные скалы, высота коих простирается почти до двадцати сажень. В некоторых местах из таких скал течет вода в речку Лозовую, так что и самая речка Лозовая имеет своим руслом родники, первый исток ея начинается не далее как за семь верст. По речке Лозовой много имеется мукомельных и сукновальных мельниц, каковых в приходе четыре. |
PElena Модератор раздела Луганск Сообщений: 6759 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5913 | http://gzvon.pyramid.volia.ua/...p;Itemid=2 О прихожанах Прихожане Архангело-Михайловской церкви — разнообразные пришельцы из славянорусскаго православнаго народа. Между ними есть сербы, приднепровские казаки, беглые крестьяне и есть так называемые великороссийские крестьяне Владимирской, Курской губерний, купленные помещиком Николаем Раевским и поселенные в селе Еленовском. Из среды прихожан по своими заслугам на пользу церкви и приходу замечательны: генерал-майор Иван Васильевич Вуич, пожертвовавший на устройство новаго иконостаса в 1875 году и в 1877 двести рублей сер. Много оказано тем же генералом помощи и приходу, при постройке церковной сторожки и церковнаго священническаго дома, в особенности лесом, соломою для кровли дома. С его же ведома также много сделано посильной помощи и делается в настоящее время церковному причту, для котораго ежегодно отпускается с экономии как зерновой хлеб, так и другие продукты, в особенности в нынешние несчастные неурожайные годы, за что причт, как нынешний, так и преждебывший, всегда признателен и благодарен. Вообще в делах благотворительности генерал Вуич считается одним из первых, несмотря на то, что постоянно живет в Петербурге, а лишь только на лето приежает в свое имение деревню Мануиловку, и то не всегда. Вдова полковница София Адамовна Македонская немало заслуживает доброй похвалы и славной памяти своими пожертвованиями на церковь и приход. На церковь пожертвовала более ста рублей наличными деньгами, утварью и устройством иконы на горном месте, стоющей сто руб. Кроме того, одолжала взаймы крестьянам деревни Софиевки на уплату за иконостас денег, нередко пособляет церковному причту в их крайних нуждах своими щедрыми даяниями. Приходу помогала в устройстве церковнаго дома лесом и пр. Поручик Василий Александрович Вуич, бывши председателем церковнаго приходскаго попечительства, принимал самое живое и деятельное участие в обновлении снаружи церкви. Его заботами оштукатурена церковь, перекрыта с добавлением новаго железа и покрашена церковь, пожертвовав на этот предмет из своих собственных средств до ста рублей, его же старанием сделана новая церковная сторожка из земляннаго кирпича и покрыта черепицею. Приходу он тоже немало оказал пособия, при постройке церковнаго дома, пожертвовав на крышу до пятнадцати возов соломы. Не только сам поручик Вуич, но и вся его семья принесла пользу церкви, да кроме того и родственники много полезнаго сделали церкви, жертвовав из своих собственных средств до сто рублей на устройство новаго иконостаса. Вообще в деле благотворительности Василий Александрович Вуич — один из усерднейших прихожан, много [принесший] сделавший пользы церкви и приходу. Прочие же землевладельцы прихожане, по своей многосемейности и бедности, по своим средствам приносили в дар церкви и приходу по пяти, десяти и более рублей, помогая при том и материально приходу. Но никто ни в чем и никогда не отказывал церкви и приходу. Из иноприходных дворян землевладельцев, хотя и не принадлежащих номинально приходу, но часто посещающих Еленовскую церковь и немало оказавших и принесших пользу сей церкви, есть дочери девицы коллежскаго асессора Василия Петровича Голуб, Лидия и Анна, а также и их родственница Анна Дмитриевна Янова. В пользу церкви пожертвовано ими из собственных средств на устройство иконостаса сто двадцать рублей — рублей на триста церковной лучшаго достоинства утвари. Все, что есть самое дорогое (ценное) из священнических облачений, воздухов, поручей и напрестольных одеяний и всего прочаго, — принесено в дар церкви Голубовыми, Яновою. Эти благотворители церкви и в настоящее время жертвуют и не забывают церкви. Таковую жертву, если еще не большую, приносила в дар церкви и умершая Елизавета Юрьевна Голуб, родная мать девиц Лидии и Анны. Из крестьян прихожан весьма усердными деятелями, принесшими существенную пользу церкви и приходу, оказались: крестьянин деревни Мануиловки Пантелеймон Александрович Егоров, он же и управляющий мануиловскою экономиею генерал-майора Ивана Васильевича Вуич. Как член приходскаго попечительства, Егоров много и очень много содействовал в устройстве новаго иконостаса, пожертвовав из своих собственных средств на сей предмет триста рублей сер. При том же Егоров, как честно-правдивый человек, котораго чистосердечно уважает весь приход без исключения, при каждом удобном случае убеждал прихожан, не боясь тяготы материальной для св. дела, но помолясь Богу, приступить к постройке новаго иконостаса в приходской церкви. Веря на слово честному Егорову, крестьяне даже не подумали затягивать на дальше дела, а тут же при первом сходе изъявили свое полное согласие; высказав только свои стеснительные обстоятельства в задаточных деньгах. Но из этого затруднения Егоров дал приходу слово выручить их, обещая по договоре подрядчика на этот предмет, сейчас взнести свои пожертвованные деньги, а к ним еще добавить и пожертвованные сто рублей от генерала Ивана Васильевича Вуич. А как требовалось для задатка не четыреста, а пятьсот рублей, то приходской священник Василий Удовицкий обещал из собранной им на тот предмет от доброхотных жертвователей суммы добавить сто рублей. И так дело о постройке иконостаса приняло быстрый и решительный ход, почин которому всецело принадлежал Егорову. И церковь своим обновлением и устройством новаго иконостаса обязана единственно Егорову. Притом же Егоров неоднократно занимал приходу деньги на уплату подрядчику без всяких процентов — и дело ишло очень успешно. Крестьянин Алексей Полупан /Орищенко/ пожертвовал до 50 руб. Егор Егоров 15 р. Василий Дихтяренко /Богомильный/ до 25 р. Крестьянка вдова Наталия Кравченкова /Журавка/, побираясь по миру с единственною целию для улучшения приходской церкви, кроме разной церковной утвари передала деньгами до 200 руб сер. Вообще крестьяне в деле благотворительности оказались весьма ревностными христианами и прихожанами к своему приходскому храму. Многие жертвовали по небольшой цифре по 5 р., 3 р. и 10 р. кроме общаго налога на рабочие души, приходившегося более чем по 2 р. на душу. Всех же прихожан мужска пола, с духовными, числится 1000 душ, женска 1025 с малолетними обоего пола. В приходе есть землевладельцы дворяне, есть и мещане, а остальные крестьянскаго сословия. Степень религиозности у землевладельцев посредственная; но у некоторых из них — впротчем немногих — весьма хорошая, как равно и у некоторых крестьян, тоже немногих, которые буквально исполняют как церковный устав, так и все обрядности церкви, не упуская никогда ни одного служения, как во Святую Четыредесятницу, так и прочие годовые праздники и воскресные дни, говеют по три и более раз в год. А все прочие крестьяне имеют хорошую религиозную степень. |
PElena Модератор раздела Луганск Сообщений: 6759 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5913 | http://gzvon.pyramid.volia.ua/...p;Itemid=2 Особенные праздники и дни, чтимые прихожанами в году следующие: 8- ноября Собор архистратига Михаила. Как храмовой праздник, прихожане премущественно чтят этот день, и только малые дети да немощные старики и старухи не бывают в церкви. Кроме того, 8 ноября в селе Еленовском бывает ярманка, вроде городскаго базара, и как на храм, так и на ярмунку собирается немало и окрестных жителей, кроме приходских, которые посещают и богослужение. В этот день много бывает молебней и панихид. Иные вследствие какого-либо несчастнаго случая или по болезни дают обеты к этому дню говеть, каковых желающих иной раз бывает до сто и более душ, и кроме прихожан к этому дню многие говеют и из иноприходных ближайших сел тоже по такому обещанию. 30 августа, в день тезоименитства Государя Императора и Наследника Цессаревича, и 19-го февраля, в день восшествия на престол Государя Императора Александра Николаевича, прихожане, как бывшие крепостные люди, обожая монарха — освободителя из крепостной зависимости, преимущественно чтят эти два дня. В память этих дней они заказали в годах шестидесятых икону под серебрянной вызлощенной ризою Александра Невскаго, стоющую сто руб., и в эти дни после литургии подымают эту икону и хоругви с руконосными крестами, пригласив духовенство, выходят с церкви на площадь около волостнаго правления, с глубокою религиозностию служат молебен с коленоприклонением и многолетием ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ и всему Царствующему Дому. Здесь же на площади после служения устраевается братский обед для всей волости, состоящей из таких же бывших крепостных крестьян. Прихожане ежегодно на Троицких праздниках, редко в другое время, совершают крестные ходы по полям и деревням, просят духовенство освящать колодцы, находящиеся как в поле, так и в деревне, освящают и источники, и реки, если есть, особенно там, где поится их скот, служат молебни над скотом. В жилых домах при том же просят священника без исключения кропить св. водою все жилые дома и дворы. На кладбище служат панихиды, а по окончании всего служения устраевают братский обед где-нибудь на площади, чем и заканчивается вся церемония при освящении полей. Особенно выдающихся обыкновений между прихожанами при свадебных, похоронных и других обрядах и между ними каких-нибудь суеверных обычаев не замечено. Есть мелкия малозначущия суеверия, усмотренныя духовенством, при свадьбах, именно: если невеста раньше жениха станет на подножье (рушнык) пред началом священнослужения, то это значит, по их поверью, что жена будет первенствовать над мужем, а чья свеча, из тех же брачу(ю)щихся, данная священником жениху и невесте в руки, больше сгорит до окончания священнослужения, тот раньше умрет. Кроме того, во время свадьбы, когда невесту везут в дом жениха, на воротах последняго разводят огонь, и если лошади не пойдут чрез огонь, то это значит по их понятию, что жизнь молодых будет нехорошая. При погребениях ничего выдающаго из ряда обыкновенных порядков погребения не замечено. Есть правда одно обыкновение, заведенное у них издавна, — когда умерает девка уже невеста, то по выносе тела из дома родительскаго на улицу родственники умершей перевязывают платками молодых парней, а девок лентами, женатых рушниками, соблюдая тот обряд, какой бывает при свадьбе. Преимущественное занятие прихожан хлебопашество. Довольно порядочный доход в хозяйстве получается и от пчеловодства, которое здесь по случаю обильных лесов и хорошей воды почти каждый домохозяин имеет. Промышленное ремесло крестьян есть самое доходное — добывание каменнаго уголья, котораго здесь можно найти в ином месте на двух аршинах глубыны, хотя и не совсем хорошаго качества. Многие из крестьян занимаются еще выжиганием извездки, камень котораго встречается на каждом шагу. По случаю разбросаннаго прихода, состоящаго большею частию из хуторов, школы не имеется, так как хуторские крестьяне не в состоянии платить за квартиры своих детей, а общежительнаго училища невозможно устроить по неимению средств в приходе. Есть надежда на последнее и впоследствии, так как крестьяне не прочь устроить таковое при более благоприятных урожайных годах. Фабрик в приходе не имеется. Общественных образовательных, воспитательных и благотворительных учреждений нет. Волостное правление в селе Еленовском имеется - открыто в 1862 году и заведывает следующими селениями' 1) селение Еленовское, 2) деревня Мануйловка, 3) Софиевка /она же и Васильевка/, 4) Сабовка, 5) Венгеровка /она же Георгиевка/, 6) Нововенгеровка, 7) Коммисаровка, 8) село Аннинское, 9) Камянка, 10) Надаровка, 11) Веселогоровка 12) Васильевка (Полницких) и 13) Екатериновка. Шесть хуторов принадлежат к приходу Архангело-Михайловской церкви, села Еленовскаго. Коммисаровка — к Чернухинской-Николаевской церкви. Остальные к приходу Покровской церкви села Аннинскаго. |
PElena Модератор раздела Луганск Сообщений: 6759 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5913 | http://gzvon.pyramid.volia.ua/...p;Itemid=2 ЧАСТЬ ВТОРАЯ Повременная церковно-приходская летопись, Архангело-Михайловской церкви, села Еленовскаго, Славяносербскаго уезда 1880-го года 1. О церкви По случаю перемощения полов в церкви, которые за пятьдесят лет очень попортились, нужно было сдвинуть с места престол. А так как и срачица за столько же времени совершенно пришла в ветхость и следовало надеть новую, то священник Иаков Сахновский 2й рапортом своим просил благочиннаго протоиерея Острогорскаго довести до сведения Преосвященнаго Леонида, епископа Екатеринославскаго, о прописанном и просит разрешения о перемощении полов, надеть новую срачицу и сдвинуть престол. Каковое разрешение и последовало на имя того же благочиннаго протоиерея Острогорскаго 1858 года октября 28 дня за №10107м. Полы новыми аршинными каменными плитами вымощены, срачица надета поверх той же выбойчитой с цветами новая парусиновая, и престол вновь освящен тем же благочинным протоиереем Острогорским. Вся работа произведена на счет прихожан, старанием священника Иакова Сахновскаго 2т и СТОИТ более ста руб. В 1870 году деятельно-усердным старанием председателя приходскаго церковнаго попечительства поручика Василия Александровича Вуич снаружи церковь оштукатурена, попорченное на церкви железо заменено новым, и как церковь, так и колокольня выкрашены вновь ярью зеленаго цвета, водосточныя трубы все исправлены, и церковь приведена в благообразный вид на средства прихожан и председателя попечительства. В том же 1870 годе и тем же председателем попечительства Василием Александровичем Вуич выстроена церковная сторожовка из. земляннаго кирпича и покрыта черепицею на те же средства, при ревностных хлопотах г. Вуич. Все подчинки и постройка стоят приходу до тысячи рублей сер. В 1872 году устроено горное место в виде киота с вытыми вызолоченными колонами с приличною резбою на тумбах, вышиною в семь аршин, шириною в пять арш. со вставленною в киот в полукруглой вызолоченной раме иконы. Икона на цельном холсте вышина 5 аршин, а ширина 3 аршина — с изображением Спасителя, сидящего на троне — вверху Бог Отец и Св. Дух, архангелы и ангелы. По правую сторону сидяшаго Спасителя во весь человеческий рост написан апостол Петр с ключами, а по левую св. мучен. София. Живопись довольно удовлетворительная. Горное место устроено на средства прихожанки полковницы Софии Адамовны Македонской и стоит сто тридцать р. В 1876 году старанием председателя приходскаго попечительства священника Василия Удовицкаго и членом того же попечительства Пантелеймона Александровича Егорова сооружен новый трехъярусный иконостас, сухого липоваго дерева, с вытыми вызолоченными колонами и приличною резбою, по белому фону. Живопись на иконах очень удовлетворительна. Устроено два киота с такими же вытыми вызолоченными колонами и приличною резбою. В каждом киоте вставлено по шести икон дванадесятых праздников. Около солеи устроена железная решотка, окрашена масляною краскою. Устроено трое новых дверей с лутками, переделаны вновь хоры и лестница на хоры и окрашены масляною краскою зеленнаго цвета. Вся церковь выкрашена снизу на 1*Д аршина масляною краскою мраморнаго цвета, а выше клеевою разных цветов, небеенаго, розоваго и зеленаго. В колокольне переделана лестница и перемощены вновь полы. Вся эта постройка произведена на счет прихода, и участием в пожертвованиях и местнаго причта. Есть доля жертвы и иноприходных, Вся эта постройка стоит три тысячи р. Того же председателя попечительства священника Василия Удовицкаго хлопотами и старанием в 1876 году устроен церковный дом рубленнаго дерева о трех комнатах на деревянных полах, с кухнею и со всеми домашними службами, стоющий более тысячи рублей сер. В постройке церковнаго дома священник Василий Удовицкий, кроме жертвы деньгами, не жалел своего рабочего скота, а также и годовых своих работников. В 1874 году прихожанкою полковницею Софиею Адамовною Македонскою, кроме горного места, пожертвовано вещами; рызы золотой парчи с красными и белыми разводами, подризник шелковой красной материи с шерстянными подкладками и серебрянными сетками. Все эти вещи стоимостью до ста руб сер. В 1875 году дворянкою землевладелицею Лидиею Васильевною Голуб пожертвованы следующие вещи: напрестольное одеяние, шелковое море с светлым оттенком в цветах. Платок на престол, сшитый из маленьких толковых кусочков крестообразными кругами, разных цветов. Занавеси на жертвенник зеленнаго атласу с бронзовыми оттенками. От нея же все священническое облачение и такие же воздухи, из белаго аплике моаре. Подризник жолтого аплике моаре. От нея же воздухи белаго фаю, шитые золотом. [Притом ею] Лидиею Голуб пожертвовано очень много разной утвари ценной разновременно на сумму более пятисот руб. сер. В 1848 году приходской храм посещал проездом по епархии Преосвященный Иннокентий. Несчастных случаев, пожаров, повреждений от грозы не было; было два случая покушения на похищение: один В 1866 году, оторван пробой и сломан замок, похититель вошел в церковь оторвал замок от шкафа, где хранились деньги, и перерывши вещи ушел не взявши ровно ничего. Следствием не открыт вор и подозрение на прихожан не пало, а на сторонняго иноприходнаго неизвестнаго. Второй случай покушения на похищение был в 1875 году, сломана одна сторона замка (глухая), но похититель в церковь не мог войти, так как другая сторона замка уцелела и не прошла сквозь пробой, а тем временем проснулся сторож и сделал тревогу. При производстве по сему случаю формального следствия похититель не открыт и подозрение на прихожан не пало, но думают, что злоумышленник был из иноприходных. |
PElena Модератор раздела Луганск Сообщений: 6759 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5913 | http://gzvon.pyramid.volia.ua/...p;Itemid=2 2. О священно-церковно-служителях В настоящее время причта по расписанию новых приходов на основании Высочайше утвержденных штатов положено: настоятель и псаломщик Настоятель священник Василий Львов сын Удовицкий, священнический сын. Рукоположен к настоящему месту во священника в 1871 году 7 февраля, бывшим епископом Алексием. Из диаконов. Обучался в Екатеринославской духовной семинарии до пятаго класса и из оной уволился по болезни. В 1877 году епископом Екатеринославским Феодосием за честное поведение и ревностное пастырское служение награжден набедренником. В 1872 году тем же Преосвященным Феодосием награжден чернаго бархата скуфьею и в том же 1872 епархиальным начальством утвержден настоятелем двух церквей, Аннинской и Еленовской, — от чего по документам пишется настоятель Еленовско-Аннинскаго прихода. При баллотировке в должности местного благочиния, по большинству избирательных шаров, был избран духовенством округа помощником благочинного 3№ округа — и проходил должность кандидата следователя того же округа. Особыя заслуги священника Василия Удовицкаго состоят в следующем: 1) На пользу церкви: его Удовицкаго старанием и хлопотами и с материальным его пожертвованием устроен в церкви новый иконостас и сделано обновление внутри всей церкви. 2) Прихода: действуя на прихожан пастырским словом /поучениями/ при всяком удобном к тому случае, нередко в домах прихожан, убедил открыть приходское училище, котораго в приходе не было. На каковой предмет, по почину дочери поручика Анны Васильевны Вуич и других влиятельных в приходе лиц собрано на этот предмет до четырехсот рублей сер., прилагая и свою лепту на это же дело. Кроме того, священник Удовицкий много уменьшил цифр за вознаграждение при требоисправлениях и 3) Обществу устроил церковный дом с большею издержкою из собственнаго своего капитала, тогда как прежде прихожане нанимали для священника помещение, платя в год до сорока руб. Священник Василий Удовицкий любим и уважаем своими прихожанами, доказательством чего служит уже то, что его единогласно прихожане выбрали председателем приходскаго церковнаго попечительства. Исправляющий должность псаломщика Илия Иванов Суринов, священнический сын. Служит при сей церкви с 1863 года. Обучался в Бахмутском духовном училище и уволился из 4 класса. (43 года, уволен в заштат в 1907 году.) Стихарный. Наград никаких не имеет и особых заслуг церкви, приходу и обществу не оказал, но как трезвой жизни и отличнаго поведения, то Суринов прихожанами любим и уважаем. Церковный староста села Еленовскаго крестьянин Феодор Матвеевич Пилипенко, на должность поступил по выбору прихожан в 1875 году и проходит второе трехлетие. Пилипенко, как ревностный и усердный служитель церкви, честнонравственнаго поведения, много пособил священнику Удовицкому в постройке церковнаго дома и обновлении храма и устройством новаго иконостаса — пособляя и материально из своих скудных средств. |
Лайк (1) |
PElena Модератор раздела Луганск Сообщений: 6759 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5913 | http://gzvon.pyramid.volia.ua/...p;Itemid=2 3. О приходе и прихожанах Степень усердия прихожан к церковному богослужению очень хорошая. Исключая летних рабочих дней, в остальное время года, во все воскресные и празд¬ничные дни церковь бывает полна молящимися. И ни одно воскресение, а также ни один праздничный день в году не бывает без молебня с акафистом в церкви. К говению, исповеди и причастия Св. Тайн, а также к слушанию бесед и душеспасительных поучений, к поминовению усопших прихожане в высшей степени религиозны. Старики и старухи всегда говеют два раза во Святую Четыредесятницу, многие говеют и к Преображению. Поминовение умерших, кроме панихид, в третий, девятый и сороковый день, совершают по умершим многие, если только имеют хотя посредственный достаток, (а также) годовой сорокоуст, то есть, поминать покойника на литургии целый год во все воскресные и праздничные дни. Вообще в делах благочестия прихожане заслуживают одобрения. Случаев обращения из раскола или наоборот совращения в раскол не было. Обращений из инославных христианских исповеданий было два. В 1876-1878 годах присоединены к православной греко-российской вере чрез помазание св. миром две души женска пола из лютеранскаго вероисповедания священником Василием Удовицким.. 4. Годичные выводы Из метрических книг видно: что в начале открытия прихода в 1806 году было родившихся обоего пола 69 душ. Браком сочеталось 8 пар, умерло обоего пола 75 душ. И такая цифра продолжалась до 1840 года, с самыми небольшими изменениями. В 1841 году родилось обоего пола 82 души, браком сочеталось 11 пар, а умерло 44 души. В 1861 году родилось обоего пола 102 души, браком сочеталось 20- пар, а умерло 76 душ. Число родившихся, браком сочетавшихся и умерших, как видно из документов, значительно начало увеличиваться с 1860 годов. В 1879 году родившихся обоего пола 140 душ, браком сочеталось 35 пар, а умерло 80 душ. Из исповедных росписей видно, что в 1806 году было прихожан мужеска пола 629 душ, а женска 553 души, обоего пола 1182. В 1816 году мужска 705, а женска 758 душ. Незначительное приращение прихожан продолжалось до 1870 годов. В 1879 году уже значится 1000 душ муж., а женска 1025 душ. Из приходо-расходных книг усмотрено, что церковной суммы было, по тогдашнему счету на ассигнации: в 1809м году 128 ру и 80 к., а на нынешнее серебро 36 р и 20 к. Расхода 118 р 97 к., а на серебро 33 р и 28 к. И такая незначительная цифра прихода и расхода продолжалась до 1860 годов — с 1860 по 1871 год сумма прихода и расхода не доходила даже до 150 р. сер. С 1872 по 1879 год сумма стала доходить до 500 р. сер. Сбор же в церкви денег, по распоряжению епархиальнаго начальства, в пользу сторонних мест и учреждений почти копеечный. Исключая денег, собираемых в пользу больных и раненых воинов, около 25 р. На балканских славян до 25 р и на добровольный1 флот до 20 р. В 1879 году апреля 25 дня, священником Василием Удовицким, перемененен св. антиминс, выданный при освящении церкви в 1808 году Преосвященным Афанасием, епископом Новороссийским и Днепровским, как уже в некоторых местах протертый, на новый, выданный Преосвященным Феодосией, Епископом Екатеринославским и Таганрогским и Кавалером. Антиминс светло-жолтаго атласа. 1880 года в июле месяце председатель приходскаго попечительства священник Василий Удовицкий уполномочен членами того же попечительства испросить разрешение у Его Преосвященства Преосвященнейшаго Феодосия, епископа Екатеринославскаго, окрасить крышу на церкви зеленою ярью, перекрыть новым железом крышу на олтаре, а бабинец вновь перекрыть старым железом, подчинить крышу на церкви. Купол и колокольню — вообще всю наружность крыши исправить и вновь выкрасить маслянною краскою зеленаго цвета, О чем и была послана тем же председателем священником Удовицким бумага за № 35 благочинному 3й округа церквей Славяносербскаго уезда священнику о. Иосифу Пшеничному, а сим последним епископу Екатеринославскому Феодосию. В августе месяце получен консисторский указ о разрешении прописанной поправки церкви. На каковой предмет наняты бахмутские мещане за сто рублей сер. без материала. Материал был доставляем членом попечительства крестьянином Пантелеймоном Александровичем Егоровым самого лучшаго качества. Вся подчиню сделана мастеровыми самым лучшим способом, очень добросовестно. Новаго железа употреблено двадцать пудов, по четыре рубля за пуд. Пуд яри. И прочаго материала куплено достаточно и отличнаго качества. На всю подчинку употреблено с мастеровыми двести пять рублей и пятдесят коп. За рабочими присматривал председатель попечительства священник Василий Удовицкий. Весь почин сего добраго дела всецело принадлежит председателю Удовицкому и искренно преданному интересам церкви и всем прихожанам уважаемому члену приходского попечительства крестьянину Пантелеймону Александровичу Егорову, не раз уже облагодетельствовавшему свою приходскую Архангело-Михайловскую церковь своими крупными пожертвованиями и личным участием в судьбе и благоустройстве церкви. Память Егорова в семидесятых годах для приходской церкви незабвенна. Его Егорова усиленными трудами и деятельностию построен новый иконостас, обновлена церковь внутри, постройка церковного дома, церковной сторожки. Постройка училища не без его участия совершилась — вообще все дела по церкви не совершались без участия Егорова. |
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 Вперед → Модератор: PElena |
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник PElena » Копилка » город Зоринск, станция Мануиловка, шахта Никанор [тема №26163] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |