⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
город Зоринск, станция Мануиловка, шахта Никанор Небольшой шахтерский поселок - моё место рождения - малая Родина.
|
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 * 6 7 8 Вперед → Модератор: PElena |
PElena Модератор раздела Луганск Сообщений: 6745 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5913 | http://gzvon.pyramid.volia.ua/...p;Itemid=2 БИБЛИОТЕКА до 1871 года состояла из одного круга церковных богослужебных книг да Библии на славянском языке. Поучений также не было, а равно и жития св. отцев. С 1871 года священник Василий Удовицкий на скудныя церковныя средства кошельковой суммы начал выписывать для церковной библиотеки книги - догматические, церковно-исторические и проповеднические, каковых книг по 1880 год по счету набралось, включая сюда же и краткия жития св. отцев, до 150 книг. ЦЕРКОВНЫЙ АРХИВ В ОТЛИЧНОМ СОСТОЯНИИ, все документы, как-то: метрические книги, исповедныя росписи с 1806 года по 1880 год переплетены. Замечательных документов в церковном архиве нет. ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАГО училища также нет, по причине слишком разбросаннаго прихода, состоящаго большею частию из хуторов, - самое же село Еленовское имеет не более 500 душ обоего пола. ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКОЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО есть, открыто в 1866 годе священником Илиею Королевым. Со времени своего открытия попечительство на собранныя суммы от доброхотных пожертвований, как прихожан, так и вне прихода, оштукатурило церковь снаружи, перекрыло с добавлением новаго железа церковь и колокольню и окрасило церковь и колокольню ярью зеленаго цвета в 1869-70 годах. То же попечительство и в тех же годах устроило новую церковную сторожовку из земляннаго кирпича и покрыло черепицею. Тем же попечительством на собранную от прихожан доброхотно-пожертованную сумму в 1877 году устроило новый иконостас, и внутри окрасило церковь с устройством новых притолков, и вновь сделало трое дверей на сумму 3000 руб /смот. в повременной летописи/, выстроило священнику дом до тысячи руб. С 1866 года председателями церковно-приходскаго попечительства были: полковник Петр Михайлович Македонский, поручик Василий Александрович Вуич и настоятель церквей Еленовско-Аннинскаго прихода священник Василий Удовицкий. Из председателей попечительства плодотворную деятельность проявили в приходе поручик Василий Александрович Вуич, приведший церковь и колокольню снаружи в благолепный вид и устроивший церковную сторожовку на сумму до тысячи руб. сер, /Смот. в повременной летописи 2 части/. Священник Василий Удовицкий, обновивший совершенно внутри церковь, устроив в ней новый трехъярусный иконостас, окрасив внутри все стены и алтарь и выстроив церковный дом со всеми службами на сумму более четырех тысяч. В приходе сем богоделен и других благотворительных учреждений нет. Приписная церковь есть в селе Аннинском в 7 верстах - Покровская. По новому расписанию приходов приписана к главной Еленовской Архангело-Михайловскои церкви, отчего приход сей ныне называется Еленовско-Аннинским. При приписной церкви имеется помощник настоятеля и псаломщик, которые и заведывают церковию. Все же [отчеты] и недоразумения разрешаются настоятелем. Денежный отчет и церковные документы куда следует представляются настоятелем часовень. Недвижимых имуществ, собственно принадлежащих церкви, кроме церковнаго дома, где помещается священник, да церковной сторожовки, не имеется более никаких. Лавок, мельниц, вкладных капиталов нет. Земли при сей церкви, пахатной и сенокосной 33 десятины без хвойнаго леса /кустарников/ и одна десятина — неудобной. О кладбищах Всех кладбищ в приходе по числу принадлежащих к церкви деревень считается шесть — устроены с самаго основания деревень. Церквей, часовень и молитвенных домов при кладбищах нет. Древних закрытых кладбищ в приходе также нет. Все кладбища огорожены диким камнем или окопаны рвом — разстоянием от жилья в четверти версты и даже более. Замечательных лиц не погребено, и памятников с надписями ни на одном кладбище нет. О причте церкви Как видно из церковных документов, первым священником при Архангело-Михайловскои церкви села Еленовскаго /Божедаровки/ в 1806 году был Стефан Сластовников, каковую должность проходил до 1814 года; вторым священником с 1814 по 1826 год Павел Васильченков; третьим с 1827 по 1838 священник Иаков Сахновский , четвертым с 1838 по 1846 год священник Константин Федоровский; с 1846 по 1866 год священник Иаков Сахновский 2й был по счету пятым. С 1866 по 1871 год было два священника; шестым Илия Королев и седмым Георгий Донченков. Восьмым с 1871 по настоящее время считаюсь я, пишущий сию летопись священник Василий Удовицкий. Из восьми штатных бывших при сей церкви священников один Королев был с полным семинарским образованием. Священники же: Сластовников, Васильченков, Федоровский, Сахновский-1, Сахновский 2й и Донченков — в семинариях не обучались. Священник Василий Удовицкий из 4т класса Екатеринославской семинарии. До 1844 года причт казеннаго жалованья не получал, а пользовался одними доброхотными подаяниями от прихожан да землею, отведенною храмосоздателем Раевским в пользу причта - 33 десятинами, без хвойнаго леса /кустарников/, котораго насчитывается до 3 десятин. Никакими другими угодиями, ни ругою, лавками, мельницами или каким-либо недвижимым имуществом причт не пользовался. С 1844 года причт начал получать из казны жалованье: священник 90 руб.; дьячек 37 руб. и пономарь 20 руб. сер. в год, каковое жалованье получалось до 1879 года. В последнем годе священнику, как настоятелю двух церквей Еленовско-Аннинского прихода, положено полное настоятельское жалованье, по новому положению 144 рубля сер. в год. До росписания и утверждения новых штатов при сей церкви было причта на лицо три: священник, дьячек и пономарь, - а по утверждении штатов осталось два: настоятель и псаломщик. С 1806 года по 1871 год священник и причетники имели свои дома; а в течение 1872,-3-4-5-6- и 7 годов священник Василий Удовицкий с усиленным трудом успел расположить к себе прихожан и убедил пособить выстроить церковный дом на средства прихожан, кошельковой суммы, с затратою и собственнаго капитала, каковой дом выстроен, и стоит прихожанам церкви и ему, со всеми к дому службами, более тысячи руб. сер. Псаломщик имеет свой собственный дом, плетневой. Из членов бывшаго причта при сей церкви и их детей с основания прихода и по настоящее время не было лиц особенно замечательных по заслугам, как в духовном, так и в светском ведомстве. Вокруг церкви сделана ограда из дикаго камня на звездке. Входных дверей или форток две, столярной работы со столбиками, некрашенные. На погосте нет никаких выдающихся памятников, а также нет ни плит, ни надгробных камней, кроме простых деревянных крестов. |
PElena Модератор раздела Луганск Сообщений: 6745 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5913 | http://gzvon.pyramid.volia.ua/...p;Itemid=2 О приходе Площадь, на которой построена церковь, есть лучшее украшение местности. С одной стороны чарующей картиной представляется лес, под названием Ольховатка, землевладельцев Вуич и Раевских. С другой — речка Лозовая, с кустарниками и деревьями лесных овощей. По горе в одной версте от села Еленовскаго проходит железная каменно-угольная донецкая дорога на Луганский литейный завод. Самое местоположение прихода тоже живописное: избы крестьян построены по мелководной речке Лозовой, находятся какбы в яру, окруженные со всех сторон горами и лесами; но замечательных по чему либо гор не имеется. Леса также не имеют больших толстых деревьев, годных на постройку суден, лес большею частою годен на постройку домов, амбаров, вообще на хозяйственныя надобности. В этих лесах очень изобильно родится каждый год диких лесных овощей, как-то: груш, кислиц, терну, землянники и пр. Грунт земли в селе каменистый, но в поле много глубокаго чернозему. От большой дороги идущей на Ростов и Таганрог, приход сей в семи верстах. От губернскаго города Екатеринослава в 350 верстах. От уезднаго Славяносербска в 40 верстах. Почтовая станция с приемом денежной кореспонденции имеется в самом селе Еленовском, учреждена в 1871 году, на счет земства и окольных и местных землевладельцев. Кореспонденцию свою отправляет на станцию Мануиловка по донецкой каменно-угольной железной дороге, последняя в трех верстах от Еленовскаго. Название прихода Еленовское дано храмосоздателем в память его жены Елены, на имя которой куплено имение. В народе приход сей называется еще Раевкою, по фамилии владельца села, и старой Божедаровкой, по фамилии основателя села Божедара — родом серба. Как с начала построения церкви, так и поныне в сем приходе вместе с селом Еленовским шесть деревень: 1) село Еленовское, четырех землевладельцев: Раевских малолетних, подручицы Марии Николаевны Вуич, штабс-капитанши Анны Михайловны Кармазиновой и Александры Николаевны Раевской вдовы подпоручика, с детьми; 2) деревня Мануиловка землевладельца генерал-майора Ивана Васильевича Вуич; 3) Васильевна /она же и Софиевка/ вдовы полковницы Софии Адамовны Македонской; 4) Сабовка, полковницы Евфросинии Ивановны Воиновой; 5) Георгиевка /она же и Вергелевка/ колежскаго ассесора Василия Петровича Голуб б) деревня Ново-Венгеровка подпоручицы вдовы Елены Андреевны Борниск. Все эти деревни не имеют никакого препятствия в сообщении с приходом. К сему приходу никогда не принадлежали упраздненные монастыри, а также нет старых городов, курганов, пожарищ, побоищ, земляных валов, развалин, церквей, дворцев, пограничных камней, часовень и каменных крестов, кроме того, нет никаких преданий о кладах, пещерах и тайниках, как нет замечательных рек и озер. Церкви в приходе кроме настоящей никогда никакой другой не было. Раскольников и других сектантов в приходе нет, а также нет никаких молелен, терпимых правительством. В самом районе прихода нет ни магометан, ни других иноверцев, кроме двух семей евреев, которые торгуют спиртными напитками и мелочными лавочками. В деревнях, причисленных к сему приходу, имеется три семьи тоже евреев, торгующих мелочными лавочками и спиртными напитками. Наклонности к принятию христианства у них не замечается, но свинное мясо запрещенное их Талмудом, некоторые употребляют, нисколько не стесняясь присутствием христиан. Религиозных разговоров с поселянами они никогда /не ведут/ не имеют, да при том простонародье всегда от них сторонится. Кроме того, простой народ никогда не имеет искренняго доверия к еврею, потому что последние действительно своими мошенническими проделками не заслуживают, накрывая часто простачков во всех комерческих и других делах. Приход сей замечательный своими очень хорошими родниками, именно: в деревне Мануиловке, принадлежащей генерал-майору Ивану Васильевичу Вуич, из каменкой скалы постоянно, как летом, так и зимою из устроеннаго тут же колодца и приделанной к оному железной трубки протекает чистая прозрачная вода отличнаго вкуса. Над колодцем сделана из дикаго камня каплица с иконою. Родник этот ежегодно освящается и доставляет экономии и проезжим людям большое удовольствие, тем более и потому, что здесь же над самым родником имеются большия деревья, тень от коих в летнее жаркое время закрывает родник, и вода в нем постоянно холодная. В той же деревне и в поле легко приобретается вода на глубине двух и одного сажня. Из этого родника без всякаго физическаго труда со стороны рабочих людей поится весь экономический скот, так как вода протекает из трубки прямо в приделанные тут же корыта. Второй родник имеется на земле храмосоздателя, ныне его внуков Раевских. Родник этот считается лучшим в приходе, так как вода из него течет из скалы, но в таком изобилии, что там несколько лет существовала водяная мельница, в зимнее и в летнее время дававшая безостановочно помол. В настоящее время родник этот углублен на полторы сажени, выложен диким камнем, ширина его имеет четыре сажня, а длина восемь. Из этого родника землевладельцы и крестьяне в летнее время наповают скот, вода в нем очень хорошая для питья, — он находится в поле в двух верстах от села. Есть еще в этом приходе замечательные по своей высоте и горизонтальности каменные скалы, высота коих простирается почти до двадцати сажень. В некоторых местах из таких скал течет вода в речку Лозовую, так что и самая речка Лозовая имеет своим руслом родники, первый исток ея начинается не далее как за семь верст. По речке Лозовой много имеется мукомельных и сукновальных мельниц, каковых в приходе четыре. |
PElena Модератор раздела Луганск Сообщений: 6745 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5913 | http://gzvon.pyramid.volia.ua/...p;Itemid=2 О прихожанах Прихожане Архангело-Михайловской церкви — разнообразные пришельцы из славянорусскаго православнаго народа. Между ними есть сербы, приднепровские казаки, беглые крестьяне и есть так называемые великороссийские крестьяне Владимирской, Курской губерний, купленные помещиком Николаем Раевским и поселенные в селе Еленовском. Из среды прихожан по своими заслугам на пользу церкви и приходу замечательны: генерал-майор Иван Васильевич Вуич, пожертвовавший на устройство новаго иконостаса в 1875 году и в 1877 двести рублей сер. Много оказано тем же генералом помощи и приходу, при постройке церковной сторожки и церковнаго священническаго дома, в особенности лесом, соломою для кровли дома. С его же ведома также много сделано посильной помощи и делается в настоящее время церковному причту, для котораго ежегодно отпускается с экономии как зерновой хлеб, так и другие продукты, в особенности в нынешние несчастные неурожайные годы, за что причт, как нынешний, так и преждебывший, всегда признателен и благодарен. Вообще в делах благотворительности генерал Вуич считается одним из первых, несмотря на то, что постоянно живет в Петербурге, а лишь только на лето приежает в свое имение деревню Мануиловку, и то не всегда. Вдова полковница София Адамовна Македонская немало заслуживает доброй похвалы и славной памяти своими пожертвованиями на церковь и приход. На церковь пожертвовала более ста рублей наличными деньгами, утварью и устройством иконы на горном месте, стоющей сто руб. Кроме того, одолжала взаймы крестьянам деревни Софиевки на уплату за иконостас денег, нередко пособляет церковному причту в их крайних нуждах своими щедрыми даяниями. Приходу помогала в устройстве церковнаго дома лесом и пр. Поручик Василий Александрович Вуич, бывши председателем церковнаго приходскаго попечительства, принимал самое живое и деятельное участие в обновлении снаружи церкви. Его заботами оштукатурена церковь, перекрыта с добавлением новаго железа и покрашена церковь, пожертвовав на этот предмет из своих собственных средств до ста рублей, его же старанием сделана новая церковная сторожка из земляннаго кирпича и покрыта черепицею. Приходу он тоже немало оказал пособия, при постройке церковнаго дома, пожертвовав на крышу до пятнадцати возов соломы. Не только сам поручик Вуич, но и вся его семья принесла пользу церкви, да кроме того и родственники много полезнаго сделали церкви, жертвовав из своих собственных средств до сто рублей на устройство новаго иконостаса. Вообще в деле благотворительности Василий Александрович Вуич — один из усерднейших прихожан, много [принесший] сделавший пользы церкви и приходу. Прочие же землевладельцы прихожане, по своей многосемейности и бедности, по своим средствам приносили в дар церкви и приходу по пяти, десяти и более рублей, помогая при том и материально приходу. Но никто ни в чем и никогда не отказывал церкви и приходу. Из иноприходных дворян землевладельцев, хотя и не принадлежащих номинально приходу, но часто посещающих Еленовскую церковь и немало оказавших и принесших пользу сей церкви, есть дочери девицы коллежскаго асессора Василия Петровича Голуб, Лидия и Анна, а также и их родственница Анна Дмитриевна Янова. В пользу церкви пожертвовано ими из собственных средств на устройство иконостаса сто двадцать рублей — рублей на триста церковной лучшаго достоинства утвари. Все, что есть самое дорогое (ценное) из священнических облачений, воздухов, поручей и напрестольных одеяний и всего прочаго, — принесено в дар церкви Голубовыми, Яновою. Эти благотворители церкви и в настоящее время жертвуют и не забывают церкви. Таковую жертву, если еще не большую, приносила в дар церкви и умершая Елизавета Юрьевна Голуб, родная мать девиц Лидии и Анны. Из крестьян прихожан весьма усердными деятелями, принесшими существенную пользу церкви и приходу, оказались: крестьянин деревни Мануиловки Пантелеймон Александрович Егоров, он же и управляющий мануиловскою экономиею генерал-майора Ивана Васильевича Вуич. Как член приходскаго попечительства, Егоров много и очень много содействовал в устройстве новаго иконостаса, пожертвовав из своих собственных средств на сей предмет триста рублей сер. При том же Егоров, как честно-правдивый человек, котораго чистосердечно уважает весь приход без исключения, при каждом удобном случае убеждал прихожан, не боясь тяготы материальной для св. дела, но помолясь Богу, приступить к постройке новаго иконостаса в приходской церкви. Веря на слово честному Егорову, крестьяне даже не подумали затягивать на дальше дела, а тут же при первом сходе изъявили свое полное согласие; высказав только свои стеснительные обстоятельства в задаточных деньгах. Но из этого затруднения Егоров дал приходу слово выручить их, обещая по договоре подрядчика на этот предмет, сейчас взнести свои пожертвованные деньги, а к ним еще добавить и пожертвованные сто рублей от генерала Ивана Васильевича Вуич. А как требовалось для задатка не четыреста, а пятьсот рублей, то приходской священник Василий Удовицкий обещал из собранной им на тот предмет от доброхотных жертвователей суммы добавить сто рублей. И так дело о постройке иконостаса приняло быстрый и решительный ход, почин которому всецело принадлежал Егорову. И церковь своим обновлением и устройством новаго иконостаса обязана единственно Егорову. Притом же Егоров неоднократно занимал приходу деньги на уплату подрядчику без всяких процентов — и дело ишло очень успешно. Крестьянин Алексей Полупан /Орищенко/ пожертвовал до 50 руб. Егор Егоров 15 р. Василий Дихтяренко /Богомильный/ до 25 р. Крестьянка вдова Наталия Кравченкова /Журавка/, побираясь по миру с единственною целию для улучшения приходской церкви, кроме разной церковной утвари передала деньгами до 200 руб сер. Вообще крестьяне в деле благотворительности оказались весьма ревностными христианами и прихожанами к своему приходскому храму. Многие жертвовали по небольшой цифре по 5 р., 3 р. и 10 р. кроме общаго налога на рабочие души, приходившегося более чем по 2 р. на душу. Всех же прихожан мужска пола, с духовными, числится 1000 душ, женска 1025 с малолетними обоего пола. В приходе есть землевладельцы дворяне, есть и мещане, а остальные крестьянскаго сословия. Степень религиозности у землевладельцев посредственная; но у некоторых из них — впротчем немногих — весьма хорошая, как равно и у некоторых крестьян, тоже немногих, которые буквально исполняют как церковный устав, так и все обрядности церкви, не упуская никогда ни одного служения, как во Святую Четыредесятницу, так и прочие годовые праздники и воскресные дни, говеют по три и более раз в год. А все прочие крестьяне имеют хорошую религиозную степень. |
PElena Модератор раздела Луганск Сообщений: 6745 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5913 | http://gzvon.pyramid.volia.ua/...p;Itemid=2 Особенные праздники и дни, чтимые прихожанами в году следующие: 8- ноября Собор архистратига Михаила. Как храмовой праздник, прихожане премущественно чтят этот день, и только малые дети да немощные старики и старухи не бывают в церкви. Кроме того, 8 ноября в селе Еленовском бывает ярманка, вроде городскаго базара, и как на храм, так и на ярмунку собирается немало и окрестных жителей, кроме приходских, которые посещают и богослужение. В этот день много бывает молебней и панихид. Иные вследствие какого-либо несчастнаго случая или по болезни дают обеты к этому дню говеть, каковых желающих иной раз бывает до сто и более душ, и кроме прихожан к этому дню многие говеют и из иноприходных ближайших сел тоже по такому обещанию. 30 августа, в день тезоименитства Государя Императора и Наследника Цессаревича, и 19-го февраля, в день восшествия на престол Государя Императора Александра Николаевича, прихожане, как бывшие крепостные люди, обожая монарха — освободителя из крепостной зависимости, преимущественно чтят эти два дня. В память этих дней они заказали в годах шестидесятых икону под серебрянной вызлощенной ризою Александра Невскаго, стоющую сто руб., и в эти дни после литургии подымают эту икону и хоругви с руконосными крестами, пригласив духовенство, выходят с церкви на площадь около волостнаго правления, с глубокою религиозностию служат молебен с коленоприклонением и многолетием ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ и всему Царствующему Дому. Здесь же на площади после служения устраевается братский обед для всей волости, состоящей из таких же бывших крепостных крестьян. Прихожане ежегодно на Троицких праздниках, редко в другое время, совершают крестные ходы по полям и деревням, просят духовенство освящать колодцы, находящиеся как в поле, так и в деревне, освящают и источники, и реки, если есть, особенно там, где поится их скот, служат молебни над скотом. В жилых домах при том же просят священника без исключения кропить св. водою все жилые дома и дворы. На кладбище служат панихиды, а по окончании всего служения устраевают братский обед где-нибудь на площади, чем и заканчивается вся церемония при освящении полей. Особенно выдающихся обыкновений между прихожанами при свадебных, похоронных и других обрядах и между ними каких-нибудь суеверных обычаев не замечено. Есть мелкия малозначущия суеверия, усмотренныя духовенством, при свадьбах, именно: если невеста раньше жениха станет на подножье (рушнык) пред началом священнослужения, то это значит, по их поверью, что жена будет первенствовать над мужем, а чья свеча, из тех же брачу(ю)щихся, данная священником жениху и невесте в руки, больше сгорит до окончания священнослужения, тот раньше умрет. Кроме того, во время свадьбы, когда невесту везут в дом жениха, на воротах последняго разводят огонь, и если лошади не пойдут чрез огонь, то это значит по их понятию, что жизнь молодых будет нехорошая. При погребениях ничего выдающаго из ряда обыкновенных порядков погребения не замечено. Есть правда одно обыкновение, заведенное у них издавна, — когда умерает девка уже невеста, то по выносе тела из дома родительскаго на улицу родственники умершей перевязывают платками молодых парней, а девок лентами, женатых рушниками, соблюдая тот обряд, какой бывает при свадьбе. Преимущественное занятие прихожан хлебопашество. Довольно порядочный доход в хозяйстве получается и от пчеловодства, которое здесь по случаю обильных лесов и хорошей воды почти каждый домохозяин имеет. Промышленное ремесло крестьян есть самое доходное — добывание каменнаго уголья, котораго здесь можно найти в ином месте на двух аршинах глубыны, хотя и не совсем хорошаго качества. Многие из крестьян занимаются еще выжиганием извездки, камень котораго встречается на каждом шагу. По случаю разбросаннаго прихода, состоящаго большею частию из хуторов, школы не имеется, так как хуторские крестьяне не в состоянии платить за квартиры своих детей, а общежительнаго училища невозможно устроить по неимению средств в приходе. Есть надежда на последнее и впоследствии, так как крестьяне не прочь устроить таковое при более благоприятных урожайных годах. Фабрик в приходе не имеется. Общественных образовательных, воспитательных и благотворительных учреждений нет. Волостное правление в селе Еленовском имеется - открыто в 1862 году и заведывает следующими селениями' 1) селение Еленовское, 2) деревня Мануйловка, 3) Софиевка /она же и Васильевка/, 4) Сабовка, 5) Венгеровка /она же Георгиевка/, 6) Нововенгеровка, 7) Коммисаровка, 8) село Аннинское, 9) Камянка, 10) Надаровка, 11) Веселогоровка 12) Васильевка (Полницких) и 13) Екатериновка. Шесть хуторов принадлежат к приходу Архангело-Михайловской церкви, села Еленовскаго. Коммисаровка — к Чернухинской-Николаевской церкви. Остальные к приходу Покровской церкви села Аннинскаго. |
PElena Модератор раздела Луганск Сообщений: 6745 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5913 | http://gzvon.pyramid.volia.ua/...p;Itemid=2 ЧАСТЬ ВТОРАЯ Повременная церковно-приходская летопись, Архангело-Михайловской церкви, села Еленовскаго, Славяносербскаго уезда 1880-го года 1. О церкви По случаю перемощения полов в церкви, которые за пятьдесят лет очень попортились, нужно было сдвинуть с места престол. А так как и срачица за столько же времени совершенно пришла в ветхость и следовало надеть новую, то священник Иаков Сахновский 2й рапортом своим просил благочиннаго протоиерея Острогорскаго довести до сведения Преосвященнаго Леонида, епископа Екатеринославскаго, о прописанном и просит разрешения о перемощении полов, надеть новую срачицу и сдвинуть престол. Каковое разрешение и последовало на имя того же благочиннаго протоиерея Острогорскаго 1858 года октября 28 дня за №10107м. Полы новыми аршинными каменными плитами вымощены, срачица надета поверх той же выбойчитой с цветами новая парусиновая, и престол вновь освящен тем же благочинным протоиереем Острогорским. Вся работа произведена на счет прихожан, старанием священника Иакова Сахновскаго 2т и СТОИТ более ста руб. В 1870 году деятельно-усердным старанием председателя приходскаго церковнаго попечительства поручика Василия Александровича Вуич снаружи церковь оштукатурена, попорченное на церкви железо заменено новым, и как церковь, так и колокольня выкрашены вновь ярью зеленаго цвета, водосточныя трубы все исправлены, и церковь приведена в благообразный вид на средства прихожан и председателя попечительства. В том же 1870 годе и тем же председателем попечительства Василием Александровичем Вуич выстроена церковная сторожовка из. земляннаго кирпича и покрыта черепицею на те же средства, при ревностных хлопотах г. Вуич. Все подчинки и постройка стоят приходу до тысячи рублей сер. В 1872 году устроено горное место в виде киота с вытыми вызолоченными колонами с приличною резбою на тумбах, вышиною в семь аршин, шириною в пять арш. со вставленною в киот в полукруглой вызолоченной раме иконы. Икона на цельном холсте вышина 5 аршин, а ширина 3 аршина — с изображением Спасителя, сидящего на троне — вверху Бог Отец и Св. Дух, архангелы и ангелы. По правую сторону сидяшаго Спасителя во весь человеческий рост написан апостол Петр с ключами, а по левую св. мучен. София. Живопись довольно удовлетворительная. Горное место устроено на средства прихожанки полковницы Софии Адамовны Македонской и стоит сто тридцать р. В 1876 году старанием председателя приходскаго попечительства священника Василия Удовицкаго и членом того же попечительства Пантелеймона Александровича Егорова сооружен новый трехъярусный иконостас, сухого липоваго дерева, с вытыми вызолоченными колонами и приличною резбою, по белому фону. Живопись на иконах очень удовлетворительна. Устроено два киота с такими же вытыми вызолоченными колонами и приличною резбою. В каждом киоте вставлено по шести икон дванадесятых праздников. Около солеи устроена железная решотка, окрашена масляною краскою. Устроено трое новых дверей с лутками, переделаны вновь хоры и лестница на хоры и окрашены масляною краскою зеленнаго цвета. Вся церковь выкрашена снизу на 1*Д аршина масляною краскою мраморнаго цвета, а выше клеевою разных цветов, небеенаго, розоваго и зеленаго. В колокольне переделана лестница и перемощены вновь полы. Вся эта постройка произведена на счет прихода, и участием в пожертвованиях и местнаго причта. Есть доля жертвы и иноприходных, Вся эта постройка стоит три тысячи р. Того же председателя попечительства священника Василия Удовицкаго хлопотами и старанием в 1876 году устроен церковный дом рубленнаго дерева о трех комнатах на деревянных полах, с кухнею и со всеми домашними службами, стоющий более тысячи рублей сер. В постройке церковнаго дома священник Василий Удовицкий, кроме жертвы деньгами, не жалел своего рабочего скота, а также и годовых своих работников. В 1874 году прихожанкою полковницею Софиею Адамовною Македонскою, кроме горного места, пожертвовано вещами; рызы золотой парчи с красными и белыми разводами, подризник шелковой красной материи с шерстянными подкладками и серебрянными сетками. Все эти вещи стоимостью до ста руб сер. В 1875 году дворянкою землевладелицею Лидиею Васильевною Голуб пожертвованы следующие вещи: напрестольное одеяние, шелковое море с светлым оттенком в цветах. Платок на престол, сшитый из маленьких толковых кусочков крестообразными кругами, разных цветов. Занавеси на жертвенник зеленнаго атласу с бронзовыми оттенками. От нея же все священническое облачение и такие же воздухи, из белаго аплике моаре. Подризник жолтого аплике моаре. От нея же воздухи белаго фаю, шитые золотом. [Притом ею] Лидиею Голуб пожертвовано очень много разной утвари ценной разновременно на сумму более пятисот руб. сер. В 1848 году приходской храм посещал проездом по епархии Преосвященный Иннокентий. Несчастных случаев, пожаров, повреждений от грозы не было; было два случая покушения на похищение: один В 1866 году, оторван пробой и сломан замок, похититель вошел в церковь оторвал замок от шкафа, где хранились деньги, и перерывши вещи ушел не взявши ровно ничего. Следствием не открыт вор и подозрение на прихожан не пало, а на сторонняго иноприходнаго неизвестнаго. Второй случай покушения на похищение был в 1875 году, сломана одна сторона замка (глухая), но похититель в церковь не мог войти, так как другая сторона замка уцелела и не прошла сквозь пробой, а тем временем проснулся сторож и сделал тревогу. При производстве по сему случаю формального следствия похититель не открыт и подозрение на прихожан не пало, но думают, что злоумышленник был из иноприходных. |
PElena Модератор раздела Луганск Сообщений: 6745 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5913 | http://gzvon.pyramid.volia.ua/...p;Itemid=2 2. О священно-церковно-служителях В настоящее время причта по расписанию новых приходов на основании Высочайше утвержденных штатов положено: настоятель и псаломщик Настоятель священник Василий Львов сын Удовицкий, священнический сын. Рукоположен к настоящему месту во священника в 1871 году 7 февраля, бывшим епископом Алексием. Из диаконов. Обучался в Екатеринославской духовной семинарии до пятаго класса и из оной уволился по болезни. В 1877 году епископом Екатеринославским Феодосием за честное поведение и ревностное пастырское служение награжден набедренником. В 1872 году тем же Преосвященным Феодосием награжден чернаго бархата скуфьею и в том же 1872 епархиальным начальством утвержден настоятелем двух церквей, Аннинской и Еленовской, — от чего по документам пишется настоятель Еленовско-Аннинскаго прихода. При баллотировке в должности местного благочиния, по большинству избирательных шаров, был избран духовенством округа помощником благочинного 3№ округа — и проходил должность кандидата следователя того же округа. Особыя заслуги священника Василия Удовицкаго состоят в следующем: 1) На пользу церкви: его Удовицкаго старанием и хлопотами и с материальным его пожертвованием устроен в церкви новый иконостас и сделано обновление внутри всей церкви. 2) Прихода: действуя на прихожан пастырским словом /поучениями/ при всяком удобном к тому случае, нередко в домах прихожан, убедил открыть приходское училище, котораго в приходе не было. На каковой предмет, по почину дочери поручика Анны Васильевны Вуич и других влиятельных в приходе лиц собрано на этот предмет до четырехсот рублей сер., прилагая и свою лепту на это же дело. Кроме того, священник Удовицкий много уменьшил цифр за вознаграждение при требоисправлениях и 3) Обществу устроил церковный дом с большею издержкою из собственнаго своего капитала, тогда как прежде прихожане нанимали для священника помещение, платя в год до сорока руб. Священник Василий Удовицкий любим и уважаем своими прихожанами, доказательством чего служит уже то, что его единогласно прихожане выбрали председателем приходскаго церковнаго попечительства. Исправляющий должность псаломщика Илия Иванов Суринов, священнический сын. Служит при сей церкви с 1863 года. Обучался в Бахмутском духовном училище и уволился из 4 класса. (43 года, уволен в заштат в 1907 году.) Стихарный. Наград никаких не имеет и особых заслуг церкви, приходу и обществу не оказал, но как трезвой жизни и отличнаго поведения, то Суринов прихожанами любим и уважаем. Церковный староста села Еленовскаго крестьянин Феодор Матвеевич Пилипенко, на должность поступил по выбору прихожан в 1875 году и проходит второе трехлетие. Пилипенко, как ревностный и усердный служитель церкви, честнонравственнаго поведения, много пособил священнику Удовицкому в постройке церковнаго дома и обновлении храма и устройством новаго иконостаса — пособляя и материально из своих скудных средств. |
Лайк (1) |
PElena Модератор раздела Луганск Сообщений: 6745 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5913 | http://gzvon.pyramid.volia.ua/...p;Itemid=2 3. О приходе и прихожанах Степень усердия прихожан к церковному богослужению очень хорошая. Исключая летних рабочих дней, в остальное время года, во все воскресные и празд¬ничные дни церковь бывает полна молящимися. И ни одно воскресение, а также ни один праздничный день в году не бывает без молебня с акафистом в церкви. К говению, исповеди и причастия Св. Тайн, а также к слушанию бесед и душеспасительных поучений, к поминовению усопших прихожане в высшей степени религиозны. Старики и старухи всегда говеют два раза во Святую Четыредесятницу, многие говеют и к Преображению. Поминовение умерших, кроме панихид, в третий, девятый и сороковый день, совершают по умершим многие, если только имеют хотя посредственный достаток, (а также) годовой сорокоуст, то есть, поминать покойника на литургии целый год во все воскресные и праздничные дни. Вообще в делах благочестия прихожане заслуживают одобрения. Случаев обращения из раскола или наоборот совращения в раскол не было. Обращений из инославных христианских исповеданий было два. В 1876-1878 годах присоединены к православной греко-российской вере чрез помазание св. миром две души женска пола из лютеранскаго вероисповедания священником Василием Удовицким.. 4. Годичные выводы Из метрических книг видно: что в начале открытия прихода в 1806 году было родившихся обоего пола 69 душ. Браком сочеталось 8 пар, умерло обоего пола 75 душ. И такая цифра продолжалась до 1840 года, с самыми небольшими изменениями. В 1841 году родилось обоего пола 82 души, браком сочеталось 11 пар, а умерло 44 души. В 1861 году родилось обоего пола 102 души, браком сочеталось 20- пар, а умерло 76 душ. Число родившихся, браком сочетавшихся и умерших, как видно из документов, значительно начало увеличиваться с 1860 годов. В 1879 году родившихся обоего пола 140 душ, браком сочеталось 35 пар, а умерло 80 душ. Из исповедных росписей видно, что в 1806 году было прихожан мужеска пола 629 душ, а женска 553 души, обоего пола 1182. В 1816 году мужска 705, а женска 758 душ. Незначительное приращение прихожан продолжалось до 1870 годов. В 1879 году уже значится 1000 душ муж., а женска 1025 душ. Из приходо-расходных книг усмотрено, что церковной суммы было, по тогдашнему счету на ассигнации: в 1809м году 128 ру и 80 к., а на нынешнее серебро 36 р и 20 к. Расхода 118 р 97 к., а на серебро 33 р и 28 к. И такая незначительная цифра прихода и расхода продолжалась до 1860 годов — с 1860 по 1871 год сумма прихода и расхода не доходила даже до 150 р. сер. С 1872 по 1879 год сумма стала доходить до 500 р. сер. Сбор же в церкви денег, по распоряжению епархиальнаго начальства, в пользу сторонних мест и учреждений почти копеечный. Исключая денег, собираемых в пользу больных и раненых воинов, около 25 р. На балканских славян до 25 р и на добровольный1 флот до 20 р. В 1879 году апреля 25 дня, священником Василием Удовицким, перемененен св. антиминс, выданный при освящении церкви в 1808 году Преосвященным Афанасием, епископом Новороссийским и Днепровским, как уже в некоторых местах протертый, на новый, выданный Преосвященным Феодосией, Епископом Екатеринославским и Таганрогским и Кавалером. Антиминс светло-жолтаго атласа. 1880 года в июле месяце председатель приходскаго попечительства священник Василий Удовицкий уполномочен членами того же попечительства испросить разрешение у Его Преосвященства Преосвященнейшаго Феодосия, епископа Екатеринославскаго, окрасить крышу на церкви зеленою ярью, перекрыть новым железом крышу на олтаре, а бабинец вновь перекрыть старым железом, подчинить крышу на церкви. Купол и колокольню — вообще всю наружность крыши исправить и вновь выкрасить маслянною краскою зеленаго цвета, О чем и была послана тем же председателем священником Удовицким бумага за № 35 благочинному 3й округа церквей Славяносербскаго уезда священнику о. Иосифу Пшеничному, а сим последним епископу Екатеринославскому Феодосию. В августе месяце получен консисторский указ о разрешении прописанной поправки церкви. На каковой предмет наняты бахмутские мещане за сто рублей сер. без материала. Материал был доставляем членом попечительства крестьянином Пантелеймоном Александровичем Егоровым самого лучшаго качества. Вся подчиню сделана мастеровыми самым лучшим способом, очень добросовестно. Новаго железа употреблено двадцать пудов, по четыре рубля за пуд. Пуд яри. И прочаго материала куплено достаточно и отличнаго качества. На всю подчинку употреблено с мастеровыми двести пять рублей и пятдесят коп. За рабочими присматривал председатель попечительства священник Василий Удовицкий. Весь почин сего добраго дела всецело принадлежит председателю Удовицкому и искренно преданному интересам церкви и всем прихожанам уважаемому члену приходского попечительства крестьянину Пантелеймону Александровичу Егорову, не раз уже облагодетельствовавшему свою приходскую Архангело-Михайловскую церковь своими крупными пожертвованиями и личным участием в судьбе и благоустройстве церкви. Память Егорова в семидесятых годах для приходской церкви незабвенна. Его Егорова усиленными трудами и деятельностию построен новый иконостас, обновлена церковь внутри, постройка церковного дома, церковной сторожки. Постройка училища не без его участия совершилась — вообще все дела по церкви не совершались без участия Егорова. |
PElena Модератор раздела Луганск Сообщений: 6745 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5913 | http://gzvon.pyramid.volia.ua/...p;Itemid=2 Хор 1881 года в октябре месяце нанят регент бахмутский мещанин Николай Иванович Чеханов — за сто двадцать рублей сер. и шесть четвертей зерноваго хлеба. На средства настоятеля церкви священника Василия Удовицкаго, шестьдесят рублей, остальныя деньги и хлеб от прихожан. Первыми выбранными для хора были следующие лица: 2 баса — солдат Алексий Андроников Пилипенко и Филипп Родионов Трушкин. Тенора пел солдат Павел Федоров Гончаров Iй, альты — Егор Петров Плисов и Симион Моисеев Волошин; и 2- Михаил Стефанов Гончаров; 1- — дисконта Кирилл Стефанов Гончаров, Василий Дмитриев Любченко, Иван Дмитриев Пилипенко; 2й Терентий Дмитриев Любченко, сын псаломщика Алексий Ильин Суринов. О церкви В 1885 году вступил на приход священник о. Леонид Васильев Геев. В этом году он, так сказать, только ознакомился (со) своим приходом. В 1886 году благодаря усердному отношению священника к храму Божию сделана была фундаментальная штукатурка церкви снаружи и внутри на средства прихожан, что стоило 700 рублей. В следующем же году была покраска всей церкви извне на средства прихожан, и позолота куполов1 церковных на доброхотныя пожертвования. В этом же году обновлена вся церковная утварь — особенно дорогая, также на средства прихожан. В 1888е году благодаря заботам того же священника ремонтировался церковный дом и сторожка, а в следующем /1889/ году была побелка церкви внутри и снаружи и ремонт крылец церковных — все на средства прихожан. В 1892 году сделана была вокруг церкви ограда новая на извести, крытая плахами стоимостью в 450 рублей — также на средства прихожан, при этом камень и известь были доставлены самими прихожанами. В 1894 году была предпринята постройка новаго церковнаго дома, так как старый дом был страшно ветхий построенный вместе с церковью, которой теперь около 100 лет. Окончена постройка в следующем /1895/ году. Что касается денег, затраченных на него, то 400 рублей взято было из церкви, 1600 /тысяча шесть сот/ собрано прихожанами, 100 рублей посторонняго доброхотнаго пожертвования. Материал весь покупался, только камень доставлялся прихожанами, которыя сами на своей земле добывали. Кроме того, пожертвовано было семь /7/ дубков полковницей Софией Адамовной Македонской, проживающей в деревне Софиевке. При этом же священнике куплен Гроб Господен/ь/, стоимостью в /250/ двести пятьдесят рублей иждивением всех прихожан. Паникадило в 180 рублей металическое, посеребрянное и вызлощенное — иждивением еленовских крестьян. Пожертвования, поступивший при этом священнике в пользу церкви Ризы розовыя атласныя, пожертвованный помещицею деревни Комиссаровки Лидиею Васильевною Булацель. Ризы лиловыя манчестеровыя, пожертвованныя Михайловым Симеоном Дехтяренко, крестьянином деревни Сабовки, стоимостью 60 рублей. Этим же кресть¬янином Дехтяренко пожертвовано Евангелие бархотное с серебряным окладом стоимостью 55 рублей и крест серебрянный /84'/ вызлощенный стоимостью в 45 рублей. Помещицей Анастасией А.Слуцкой пожертвованы ризы шелковыя, малиноваго цвета. Крестьянин села Еленовки Стефан Ф. Гончаров пожертвовал икону Архангела Михаила серебрянную /84°/ вызлощенную, с посеребрянным к ней аналоем — стоимостью все 100 рублей. В 1893м году старанием Настасий Д.Геевой приобретена икона Козельщанской Божией Матери серебрянн. /84°/, вызлощенная в киоте, ореховаго дерева — стоимостью 65 рублей. Кроме всех этих пожертвований — было много мелких — вроде воздухов, мелкой церковной утвари и т.п. В 1896 году священник о. Леонид Васильев Геев к великому прискорбию всех умер1. В 1895й году на священство Архангело-Михайловской церкви вступил Андрей Данилов Щербиновский. Псаломщик и приход оставались те же. В этом году его, так сказать, усердием приобретена серебрянная /84°/ вызлощенная да¬роносица стоимостью 17 рублей и новый шелковый подризник. В 1896м году по его старанию сделана по всей церкви маслянная панель, промыт был и окрашен иконостас. Возобновлена позолота иконостаса, а вместе с этим приведен в порядок церковный дом, как внутри, так и снаружи. Все это устроилось по преимуществу на церковно-приходския средства. В этом же /1896/ году было по- жертвовано все священницкое облачение: риза с епитрахилью желтаго глазета, а подризник шелковый вдовой священника Анастасией Д. Геевой. В 1897й году обелена была церковь внутри и снаружи, окрашена была крыша, осьмирик оббит железом, вызлощены были кресты и главы. Кроме того, заложены стенки в колокольне, в ней же сделана маслянная панель, на средства, собранный с прихожан священником. В 1898й году в алтаре выложен деревянный пол вместо каменнаго. Внутри и снаружи церкви сделана маслянная живопись. В окнах церкви переменены железныя решетки, оббиты все двери железом. Нужно заметить, что в этом году поступило много мелких пожертвований, как то: воздухи, поручи и т.п. В 1899й году старанием священника Андрея Щербиновскаго устроен новый жертвенник стоимостью в 125 рублей, вызлощена дарохранительница, посаждены фруктовые и др. разныя деревья в ограже. Побелена, в этом же году, и церковь. Вокруг церковнаго дома сделана оградка и посаждены деревья. Что касается пожертвований, то особенно выдающим-ценным в этом году /1899/ поступили: священицкое облачение и облачение на престол от крестьянина деревни Сабовки Симеона Михайлова Дехтяренко стоимостью в 100 рублей. Но вообще нужно заметить, при этом священнике, благодаря его старанию и радению к церкви, устроено для последней весьма много новаго — боголепнаго. О мелких пожертвованиях и речи не может быть: их так много и притом разнообразны все. Со времени поступления и до настоящего времени хор и регент при церкви остается тот же самый в количестве 24 человек, только некоторые маленькие члены его переменялись. Количество жалования регенту 100 рублей в год: 80 рублей от прихода и 20 рублей лично от священника. Кроме этих денег иногда как священником, так и церковным старостою даются всему хору праздниковые деньги. Но жалованья хору положено выдавать от прихода 80 рублей в год. Сверх жалованья регент получает еще хлеба в количестве 6 /шести/ четвертей и живет в старом церковном доме. В СЕМ 1900 ГОДУ в церкви переделаны двери в северной и южной сторонах, причем оне стали отворятся наружу, между тем как раньше отворялись внутрь. Кроме сего, все двери церковныя, исключая 1-х наружных и колокольни, обиты железом. В сем же году в церкви снаружи поправлена штукатурка и она побелена. Все это стоимостью до шестидесяти рублей сделано на средства церковнаго старосты крестьянина П.Плисова. В сем году историческая оказия церкви ознаменовалась собщением: в июне месяце 30 числа исполнилось 100 лет со дня закладки храма. К этому событию готовился весь приход целый год. За год до этого времени священник приходский объявил о сем народу и предложил прихожанам ознаменовать это событие сооружением колокола, в коем ощущалась нужда, так как самый больший колокол церкви мал и имеет всего 25 пудов весу. Предложив это прихожанам, священник сам взял на себя труд собирать доброхотныя даяния от прихожан. В течение года им и собраны пожертвования. Многие из крестьян прихожан жертвовали по 50 коп. некоторые по одному рублю. Два человека пожертвовали по 5 рублей, 2 человека по 3 рубля. Всего от крестьян поступило 250 рублей. Так-как этих денег было мало, то священник письменно и устно просил своих знакомых и лиц, которые венчались в приходской церкви. На это святое дело многие откликнулись и пожертвовали. Почетный гражданин Дометий Пантелеевич Колжуков 300 рублей, Стефан Гаврилович Стрельцов 300 рублей и австрийско-поданный А.Бабич 50 рублей. Иван Данило(вич) Яковлев 25 рублей. Церковный староста П. Плисов из своих средств 100 рублей, недостающая сумма была пополнена землевладельцем Э.И.Вуичем — камергером двора — 5 рублей, помещиком, ныне земским начальником) НГ.Война 5 рублей, а остальное и провоз взял на себя священник Андрей Щербиновский. На страстной седмице колокол был освящен и поднят, и на 1-й день праздника Св. Пасхи прихожане уже слушали звон нового колокола. На колоколе сделана и соотвествующая надпись: Трудами священника Андрея Щербиновскаго при Ц.С.(И.? М.?) Плисова жертвами землевладельцев и крестьян прихожан села Еловского Слав. Уезда1. В сем 1901 году нанят для церкви новый и регент, земской фельдшер Лазарь Иванович Ефанов. От общества положено ему жалованья 80 рублей от церкви и остаточных сумм в год 40 рублей и лично от священника 8 рублей. Певцам на больших и маленьких общество дает 70 рублей и священник от себя 15 рублей. Кроме сего, и церков(н)ой староста и священник в большие праздники дарствуют певчим от себя праздниковых. Хор небольшой и мало-помалу развива(е)тся и поет сравнительно стройно. Поют общ(ую) литургию с молельными. А вечерню и утрен(и)ю большие помогают петь псаломщику на клиросе. В этом году куплен и пожертвован в 15 фунтов колокол для церкви. Священником Андреем Щербиновским также пожертвовано и всенощнее блюдо, купленное в Харькове у Калчужкина. В сем же году на пожертвова(ния) крестьян после одной проповеди куплен для церкви большой подсвечник стоимостью в 50 рублей. Для хора выписал и самыя необходимыя ноты придворной копеллы стоимостью 10 рублей и будут по мере надобности пополнятся. Жизнь в приходе в этом году протекла мирно. Родилось за год 91 душ мужска пола и 93 женска пола. Браком сочелось 20 пар, что еще не в один год не было, было всего больше, объясняется это недородом в сем году. Умерло 65 душ обоего пола. Повальных и заразных болезней не было. |
PElena Модератор раздела Луганск Сообщений: 6745 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5913 | http://gzvon.pyramid.volia.ua/...p;Itemid=2 1901. В сем 1901 году с марта месяца прошел слух, что Владыка Преосвященнейший Симеон будет объезжать наш Славяносербский уезд, и поэтому прихожане стали ожидать его прибытия. На предложение священника Андрея Щербиновскаго помочь привести церковь в порядок общество пожертвовало сто рублей. Купив на эти деньги краски и масла и наняв маляра, была покрашена церковь. Со своей стороны староста прослужив при церкви ровно 12 лет, в ознаменование своей службы и для памяти купил в церковь напрестольный серебряный вызлоченный крест стоимостью в 100 рублей. Хор, уетроеный в церкви в 1900 году существует на тех же началах и в этом году, но так-как регент очень старается, то ему прибавлено из остаточных церковных сумм еще двадцать рублей для квартиры. Хор поет теперь стройно, и приходские довольны и чаще посещают церковь. К встрече владыки готовился и народ и хор, но владыка нашего Еленовскаго не посетил. Жизнь в приходе протекла в этом году мирно. Но вот уже 5 год замечается уклонение некоторых к монашескому образу жизни, не ядении мяса, и в душе чувствуется, что это хлысты. 5 год ведутся мною и другим(и) священникам(и) беседы, но уклонившиеся благодарят, а своих тайных собраний не прекращают, а сельская полиция не принимает никаких мер для того, чтобы их разгонять и не позволять собираться. Наряду с этим замечается и материальное оскуднение доходов причта. Прежде по рассказам моего псаломщика старые помещики давали духовенству и сенокоса, лошадей принимали на попас, брали на землю скот, теперь я уже служу 7 год никаких таких благодеяний нет, за все берут. Раньше лучше было . Теперь приход разбивается: часть едет на базар в Павловку и там бывает и в церкви, другая идет на Дебальцево, где есть и церковь и базар, а часть посещает деревню Комисаровку, где в крестьянской избе приезжее Чернухинское духовенство служит вечерю, утреню и часы, читают грамотки на часах, служат панихиды. Таким образом, приход заметно падает и на долю священника в год прийдется не более как 560 рублей. Доход церкви тоже заметно падает, и если в д. Комисаровке еще будет устроен молитвеный дом, то со временем вероятно церковь не в состоянии будет вносить и церковных налогов, а причт будет уходить, так как материальных средств при дороговизне жизни едва ли будет хватать. Теперь еще священник и псаломщик не обременены семьей и то живется так себе, сводят еле концы, а если бы поступил с 5 душами детей, то вероятно скоро бы утруждал своими просьбами начальство о переводе. Грустно, что приходится так нерадостно запись на 1901 год, еще грустнее, что в этом году замечается в приходе брожение ехать на Амур. Многие распродаются и весною думают ехать, а к сему же с октября месяца свирепствует в приходе дифтерит и скарлатина. Родилось в сем году по приходу с иногородными, живущими в соседних приходах, мужска пола 90, женска 83. Браком сочеталось 28 пар, умерло 56 муж и 36 жен. Такой большой смертности за 6 лет я еще не помню. Грустно сказать и за кладбище села Еленовского. Оно примыкает с одной стороны к владельцу председателю Одеской{?) палаты действительному статскому советнику Эмануилу Ивановичу Вуич, с другой стороны к земле помещика Василия Александровича Вуич. По ходатайству последняго кладбище указом консистории в сем году закрыто, и оно должно быть огорожено с одной стороны г.г. Вуичами, а с другой крестьянами. Крестьяне его почти огородили еще раньше до закрытия, а теперь говорят: пусть доогораживают Вуичи. Я просил Вуичей, и они обещали, и вот уже почти 2 года оно стоит разгороженным. Полиция вероятно боится Вуичей как людей с большими связями, и кладбище стоит в одинокой поре. Судя по помету, ночью на нем крестьяне пасут и лошадей. Я крестьян и усовещал и говорил проповеди, но они отрекаются, говоря, что мы не пасем, а вероятно арендаторы г(оспод) Вуичей. 27 декабря виделся с Василием Александровичем Вуичем, просил его за кладбище, обещал привести его в порядок. Дай Бог, чтобы это исполнилось, а то выходит все очень грустно. 1902 г. С осени 1901 года в приходе появились болезни скарлатина и дифтерит, иногда они утихали, а больше, особенно зимою в январе и феврале, свирепствовали, так что за этот год оказалось умерших больше, чем во все предыдущие. Умерло за год 133 души, из них детей 99 душ, родилось всего за год мужска пола 86 душ и женска 99 душ. Браком сочеталось 29 душ. Год в этом году оказался урожайный, в некоторых местах прихода и особенно в д. Мануиловке только старики помнят такой год, а в деревне Сабовк(а) был полный неурожай, едва-едва лучше 1901 года, когда все почти прихожане покупали хлеб. Хор частью на церковные средства /60 рублей/, частою на средства общества существовал весь год. До сего времени в приходе был и фельдшерский пункт. Оказывал всем прихожанам огромную пользу, но к сожалению по постановлению с осени 1902 года земской управы пункт в селе Еленовском закроют с 1903 года 1Ш января. Народ в унынии, ибо пункт существовал более 12 лет и народ уже освоился с медициной. Волостное правление ходатайствовало перед гласными о незакрытии пункта, но ходатайство осталось гласом вопиющего в пустыне. Грустно такое явление. Наше земство считается передовым, а на деле как будто идет назад — другие земства открывают новые пункты, а наше закрыло старый, который приносил пользу 12 лет. Обидна хладность. Земство приглашает врачей молодых, тратит на лучшую их подготовку большие деньги, командируя их в лучшия клиники Москву и Петербур(га) с окладом во время командировки по 300 рублей в месяц и не берет с них подписку отслужить известное число лет. А врачи, подготовившись на счет Славяносербского земства, уезжают в другая места. Лучше было бы выдавать меньше командировочных, или совсем от них отказаться, так как население остается сразу без 2 двух врачей в двух пунктах. На одних фельдшерах. И в заключение — после командировок врач один бросил — без врача пункт был '/г года, а потом еще в этом пункте закрывают еще фельдшерский медицинский пункт. В сем году кладбище новое с. Еленовскаго приведено в порядок — огорожено прекрасной каменного оградою. А старое к сожалению никто не огораживает, ни крестьяне ни владельцы. Просил и тех и других — ничего не выходит. В жизни прихода замечается отрадное явление. Не ядящие мяса раньше теперь многие уже начинают есть и не собираются на моление. С осени 1902 года я стал чаще ездить по хуторам, читая религиознонравственныя статьи и маленькия книги, думаю читать (и) под(писать) и журнал вестник трезвости. Статьями народ очень интересуется, а книжонки я даю читать и на дом. Дай Бог успеха в сем деле. 1902 года декабря 30 дня. |
PElena Модератор раздела Луганск Сообщений: 6745 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5913 | http://gzvon.pyramid.volia.ua/...p;Itemid=2 1903. В период 1903 года приход находился в таком же состоянии, как в 1902 году. Пункт фельдшерский в селе Еленовском остался закрытым навсегда. С уходом фельдшера приход потерял и опытнаго регента, который за небольшую плату — от общества 80 и от церкви 60 — правил хором. Благодаря его любви к церковному пению пели в церкви хорошо, и нередко от умиления плакал и я, да и многие из прихода. Надолго в памяти останется Лазарь Иванович Ефанов. Дай Бог ему здоровья! Петь певчие стали сами, но по делу тренировки иногда сбивались. Приближался святой праздник. Чтобы на праздниках пели сносно, я пригласил из семинарии духовной опытнаго певца Василия Ф. Константинова и благодаря (ему) пели прекрасно. С осени договорился (с) регентом Коссеев(ым)(?) Гавриил(ом)(?), от общества 150 и от церкви 60. Хотя он и слабее познаниями, но старается и приохачивает певчих. Поют благодаря ему теперь слава Богу. Поют у меня всегда и вечерню и утреню и литургию. В сем году заботясь о будущем выпросил у владельца камень для устройства сторожки и упросил прихожан привезти его. Камня оказало(сь) до 30 квадратов. К светлому празднику на руднике устроил подписку и купил за 100 рублей чашу, дискос и звездницу. Перед светлым праздником в Великую Субботу случился в Мануиловке пожар. Сгорело до 12 дворов. Теперь слава Богу оправились и построили хорошие дома. На погорельцов производил сбор. Прислали подаяния из Петербурга и Луганска /отец Иоанн Сергеев-Кроншта(дский)/. 1904. Год высокосный и бедственный для всей России. С самого начала года было какое то предчувствие — что-то будет. Не такой как прочие. И вот грянула беда. Началась война. Народ заволновался. За служением часто плакал, представляя себе картину ужаса и смерти на флоте и в рядах воинов. Но так как слезами горю не пособить, то нужно было организовать помощь. С этой целью после поучений народу в церкви был созван приходской и волостной сход, на коем я убеждал жертвовать на военный нужды. Слова были приняты. Но так как кое где стали поговаривать, что, мол, это батюшка старается, чтобы ему была награда, то я от приема пожертвований на время отказался, предоставив право каждому старосте собранныя пожертвования отсылать в Красный Крест. Собрали было деньгами и хлебом до 500 рублей: Сабовка дала 100 р. деньгами. Софиевка ж 100, остальные хутора хлебом до 25-30 рублей. После этих собранных и остальных жертв народ как то отупел и средь них жертвователей было мало. Вот прошло и лето и осень наступила, а жертв нету. Я тогда стал укорять их в их себялюбии, а не любви к своим же. Затем с женщинами пошли по приходу и напросили до 70 рублей (за пшеницу 50 и деньгами 20). К стыду, многие уходили и не жертвовали, а некоторые даже ругали сборщиц. Тяжело и грустно. Затем я попросил нашу интелегенцию и на эти деньги куплено было материя бумазея и ситец, и пошито было до 60 пар белья теплаго и кольсоны, и отослано мною в Петербург. Из женщин, потрудившихся в сборе отмечаю Александру Пилипенко, Пелагею Ризанцову /Еленовские/ Феодосью Колесникову Мануйлов(к)а и Акилину Бенер (?) д. Софиевка. С прихожанами часто ведутся собеседования и раздаются книжечки религиозно-нравственного содержания. По сему году перемощен в алтаре пол, деревяный сгнивший. Выброшен и заменен теракотными плиточками. На полы затратил около 400 рублей. Из коих церковных употреблено 200 рублей и 60 от церковнаго старосты, остальные на средства священника Андрея Щербиновского. Несчастливый год для России1, несчастливый и для моего прихода. В августе сего года 13 числа в припадке меланхолии застрелился в Луганске земский начальник прихожанин наш владелец барон2 Михаил Унгерт. Я знал более 15 лет. Обещал в жизни много. Устроил в деревне Софиевке для сирот приют. Там же он устроил школу и при ней думал устроить и храм. Предполагал осенью освятить. А теперь, Бог видит, война затормозила все дела, а земство средств не имеет. Осенью был набор запасных воинов. Обошлось тихо. Я с певчими выезжал провожать. Отслужил и на ст(анции) Мануиловке молебен. Многие плакали и пело до 200 человек Впечатление получилось хорошее и величественное. После молебна воинам сказал напутственное слово и поблагословил каждого иконой св. Вонифатия — дав каждому ее на память. Роздал также более 100 книжечек им в напутствие. С каждым на прощание поцеловался и окропил каждаго св. водой. Пал Порт-Артур. Много раненых. Но падать духом не следует, Господь не оставит своей помощью и милостию Россию, как не оставлял ранее. Он милосердный, поможет одолеть язычников. Народ интересуется событиями и мною устроена подвижная читальня, куда выставляются газеты. |
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 * 6 7 8 Вперед → Модератор: PElena |
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник PElena » Копилка » город Зоринск, станция Мануиловка, шахта Никанор [тема №26163] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |