На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
О жителях Пахотного Угла.. Ярыгина ((Милосердова) Серафима Ивановна 1926
– труженик тыла, ветеран труда. Ста¬р¬шая сестра - Раиса Ивановна по призыву Бондарского райвоенкомата была направлена в Тамбов на завод «Ревтруд», где выполняла работу ушедших воевать мужчин - изготавливала оружие для фронта.
Триста двадцать пятую годовщину отмечает одно из самых старинных сел района - Пахотный Угол. Название говорит само за себя - это истинно крестьянский, земледельческий край, где живут люди, которых принято называть "соль земли русской". Этим поколениям пахотноугловцев и посвящен был сегодня праздник открытия памятника "Отцам и матерям нашим...", который был построен всем миром - это в традициях жителей села. На открытие приехали издалека многие известные уроженцы Пахотного Угла, пришли уважаемые люди, жители, ветераны и молодежь. Торжественный долгожданный момент - и ленточка разрезана! Настоятель Пахотноугловского храма о.Александр совершил чин освящения памятника.
Выдающимся людям села были вручены памятные подарки в определённом стиле - Пахотный Угол славится своими мастерами по дереву.
Инициатива Олега Фофанова, педагога местной школы, была поддержана руководством администрации района и сельским советом, предпринимателями, земляками, местными жителями.
Это уже его второй проект , реализованный в рамках сохранения памяти народа и духовно - культурного развития малой родины. Поклонный крест уже украшает собой въезд в село.
В планах Олега Фофанова - создание в культурно - досуговом центре Пахотного Угла крытой сцены. Праздник прошел очень трогательно, исполнялись песни и стихи о родной земле на слова местных авторов, звучали песни.
Сегодня состоялась церемония освящения Поклонного креста при въезде в с.Пахотный Угол.Руководителем данного проекта стал учитель Пахотноугловского филиала МБОУ Бондарская СОШ Фофанов Олег Евгеньевич, который создал проект, вынес на обсуждение с жителями села и собрал пожертвование на реализацию данного проекта. Небольшой вклад в реализацию проекта внесла администрация Пахотноугловского сельсовета, которая за счет средств Народной Инициативы приобрела кованную изгородь.
--- Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Поездку в Пахотный Угол я запланировала на лето, чтобы во всей величественной красе налюбоваться храмом, который мельком увидела из окна «газели», когда ездила в село Кривополянье Бондарского района на съёмки фильма А. Смирнова «Жилабыла одна баба». С той поры образ удивительного храмового сооружения не покидал меня. Но всему своё время. И вот всё сошлось. Решено: выезжаю в командировку в село.
Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Не всё складывалось так, как планировалось. В момент выезда из Тамбова на нас обрушился ливень. Всю дорогу он не прекращался ни на минуту. Наша машина пробивалась сквозь завесу воды, оттого окрестные пейзажи размывались, как на картинах импрессионистов. Когда мы проехали знак «Пахотноугловский сельсовет», я стала пристально всматриваться в окружающий ландшафт, сравнивая с описаниями этих мест, которые вычитала в краеведческих справках и книгах.
Дремучих лесов в этих краях уже нет и в помине: поля, луга, поля. Иногда они скрываются за разделительными лесополосами. А когда российские солдаты с семьями переселялись на территорию нынешнего села Пахотный Угол, здесь практически не было полей: сплошь леса. Возделывать можно было лишь несколько больших полян. Эти земли в междуречье Кёрши и Хмелины и присмотрел отставной солдат Ерофей Дрожжин, уроженец села Перкино. Вместе со своими 55ю товарищами он написал челобитную на получение свободных земель урочища Пахотный Угол, как именовали тогда эту территорию за вспаханные малые уголки. В ту пору они никому конкретно не принадлежали. Но когда в начале XVI века Дрожжин с товарищами получил разрешение на 6900 десятин, туда вошло и урочище. Здесь новые крестьяне и обосновались.
Село получило сразу два названия: Пахотный Угол и Солдатчино. По документам первой ревизской сказки от 1719 года в нём числилось 59 солдатоднодворцев. Они быстро обжились и одновременно с домами возвели деревянную часовенку. А уже следом, к 1721 году, построили деревянную однопрестольную церковь, которая была распространена в 1841 году. За двести лет она не раз приходила в ветхость. Дважды её реставрировали. И к середине XIX века сельчане пришли к мысли, что необходимо построить каменный храм.
Пахотный Угол к тому времени разросся и окреп. Село имело весьма выгодное расположение: на пересечении трёх трактов: на Тамбов, Моршанск и Кирсанов. В 1863 году здесь насчитывалось 400 дворов и проживало 3317 человек. Пахотноугловцы всегда были вольными, крепостное право их не коснулось. Большая часть крестьян относила себя к зажиточным людям. В череде различных дел не забывали и о грамотности детей. В селе была открыта начальная школа для мальчиков, затем появилась начальная женская школа. Согласно архивным документам в 1886 году духовным ведомством в построенном сельским обществом каменном одноэтажном здании с одной классной комнатой была открыта церковноприходская школа. А уже потом на её базе (с переводом учреждения в двухэтажное деревянное здание) открыто мужское второклассное училище для подготовки учителей церковноприходских школ и школ грамоты со сроком обучения три года. После октябрьского переворота эти учебные заведения ликвидировали.
Когда во второй половине XIX века сельским сообществом была поддержана мысль о закладке каменного храма, как говорится, всем миром стали собирать деньги. Пахотноуловцы не поскупились на грандиозный проект. Богоявленская церковь ныне является, по утверждению специалистов, шедевром руссковизантийского стиля. Пятиглавый трёхпрестольный кирпичный храм площадью 850 квадратных метров и высотой 50 метров возводился 13 лет и был открыт в 1893 году. Величественность сооружению придали три престола: главный — в честь Богоявления Господня, правый — Пресвятой Троицы, левый — Казанской иконы Божией Матери.
Бесспорно, архитекторы достигли своей цели. Богоявленский храм производил неизгладимое впечатление на каждого. Впрочем, и сегодня он всё так же заставляет трепетать сердца. Подъезжая к селу Пахотный Угол, в первую очередь я увидела громаду белоснежной церкви, возвышающуюся над зелёными купами деревьев. Изза дождя не летали и не щебетали птицы, нигде не было видно и слышно людей. Мы подъезжали к храму в полной тишине, так как в тот момент прекратился и ливень. Оставив машину за воротами, я по небольшой еловой аллее направилась к входу в церковь. По мере приближения чувствовала, как монументальный храм словно бы притягивает меня и будто вбирает в своё лоно.
Внутрихрамовое пространство было таким же огромным. Белёные стены без фресок раздвигали его до невероятных размеров. В дверях меня приветливо встретила церковный староста Лидия Васильевна Гончарова, предупреждённая о моём приезде отцом Александром. Онито и поведали чуть позже об истории храма и нынешней церковной жизни. А история эта оказалась весьма драматичной, но, слава богу, не трагической, как для большинства храмовых сооружений округи. В советское время здесь уцелели только две церкви в сёлах Пахотный Угол и Кривополянье. Остальные были разрушены до основания.
В послереволюционные годы Пахотный Угол, как и многие сёла Тамбовщины, оказался в эпицентре крупнейшего крестьянского восстания: здесь действовали отряды повстанцев Антонова. Жители села стали свидетелями яростных, не на жизнь, а насмерть, схваток между красноармейцами и участниками восстания. Зажиточным пахотноугловцам было что защищать. Продотряды выгребали зерно у крестьян подчистую. Возмущённые селяне вливались в ряды восставших. На стороне Антонова против большевиков воевало более 700 жителей села. В составе повстанческой армии действовал восьмой Пахотноугловский полк.
Вот как описывает эти события Александр Солженицын в своём рассказе «На краях» устами одного из персонажей:
«Совнарком распорядился: с тамбовской пугачёвщиной кончить в шесть недель, считая от 10 мая. Любой ценой! Всем нам предстоит напряжённая работа. Опыт подавления таких народных бунтов требует наводнить район восстания до полного его оккупирования и планово распределить по нему наши вооружённые силы. Сейчас прибыла изпод Киева, высадилась в Моршанске и уже пошла на мятежный Пахотный Угол прославленная кавдивизия Котовского. Потом она подойдёт сюда, к центру восстания. Наше большое техническое преимущество над противником: отряд аэропланов и автоброневой отряд. Из наших первых требований к жителям будет: восстановить все мосты на просёлочных дорогах — это для проезда моторных самодвижущих частей. (Только никогда не пользуйтесь проводниками из местных жителей!) Ещё в запасе у нас — химические газы, и если будет надо — применим, разрешение Совнаркома есть. В ходе предстоящего энергичного подавления вам, товарищи командиры, представляется получить отличный военный опыт».
Всё, что происходило в этих местах в 20х годах, потом долгие десятилетия замалчивалось, поэтому реальные события превратились в легенды, которые передавались из уст в уста, да и то с оглядкой. Только последние лет пятнадцать краеведы начали по крупицам восстанавливать ход событий. А так согласно одной из народных версий, когда Антонов скрывался в селе и в подвале храма повстанцы хранили оружие, войска Котовского из села Казывань вели огонь из пушек по храму. Так что выбоина на стене храма от попавшего в него снаряда реальная и сегодня вполне различимая.
О трагической странице истории села напоминает памятник, расположенный неподалёку от храма. Надпись гласит, что здесь погребены сельчане, погибшие в борьбе с врагами советской власти, и несколько неизвестных красноармейцев. Те же пахотноугловцы, кто сражался на стороне антоновцев и заложники, расстрелянные красноармейцами, по данным Тамбовского регионального историкопросветительского правозащитного общества «Мемориал» покоятся в массовом захоронении в лесном массиве близ села. Потери среди сельчан в годы восстания оказались огромны. Неизгладимый след в сердцах и памяти пахотноугловцев оставила и Великая Отечественная война, унёсшая жизни без малого 600 человек.
Богоявленский храм действовал до 1937 года. О жизни священников в 20—30х годах практически ничего неизвестно. Рассказывают, что последнего молодого батюшку в тот роковой год арестовали и увезли в Тамбов. Сам же храм превратили в зернохранилище. Когда матушка начала наводить справки о дальнейшей судьбе супруга, ей сказали, что он расстрелян.
В годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время со стороны органов власти по отношению к Русской православной церкви наметилось послабление, и пахотноугловцы стали ходатайствовать об открытии храма для богослужения. В августе 1948 года облисполком поддержал это ходатайство. Однако через два месяца такое решение было отменено.
Поколение за поколением пахотноугловцы воспитывались в атеизме. И всё же некоторые сельчане сохраняли веру. Лидия Васильевна помнит, как маленькой девочкой в 60е годы вместе с бабушкой и матерью ходила молиться, отмечать Пасху и другие праздники в молитвенный дом. Его устроила в половине своего дома Мария Яковлева, верующая девушка, так впоследствии никогда и не вышедшая замуж. Именно она и другие верующие сельчане начали в 1980е годы вновь хлопотать об открытии Богоявленского храма. Отправлялись с ходатайством в Тамбов каждый год. Но лишь с началом перестройки церковь передали верующим.
Храм был в плачевном состоянии, обшарпанный, грязный. Стёкла побиты, многие рамы заколочены, от старинных витражей в верхних окнах ничего не осталось. Купол церкви сгорел ещё в 1956 году от удара молнии. Внутри, над трёхметровыми закромами, летали тучи голубей. Храмовый декор был утрачен, а сохранившийся иконостас от грязи, помёта и времени был так чёрен, что ликов на иконах не было видно. Его размыли и вновь покрасили. Нижний ярус иконостаса от хранения зерна оказался почти утрачен, но средний и особенно верхний ярус неплохо сохранились.
Пахотноугловцы с энтузиазмом взялись за восстановление храма. На работы приходило до ста человек. Торжественное освящение храма состоялось в 1989 году. Вскоре церковь пополнилась старинными иконами. Их приносили и местные жители, и жители близлежащих сёл, хранившие в семьях иконы после разрушения храмов. Однажды прибыла большая подвода со старинными иконами из пришедшей в ветхость кладбищенской Большеникольской часовни. Конечно, иконостасу и иконам необходима реставрация, но средств на это пока нет.
Первоочередной задачей для настоятеля Александра Кукина, принявшего храм шесть лет назад, стало его утепление. Со временем заменили рамы, которым было более века. Церковь строилась как холодная, и температура зимой в помещении иногда доходила до минус 15ти. На газификацию церкви требовалась баснословная сумма. Помощь пришла неожиданно. В прошлом году в отпуск приехал бывший местный сельчанин. Он и помог установить контакты с Газпромом. Богоявленский храм включили в программу газификации, по которой оплатили проведение газа до здания. Внутренние работы, документацию и закупку аппаратуры делали уже на пожертвования сельчан. Сегодня все верующие вместе с отцом Александром довольны: зимой будут с теплом.
Теперь, помимо решения многочисленных бытовых проблем, настоятель храма ставит перед собой задачу иную — открытие воскресной школы. Ибо он считает, что восстановление храма — это ещё половина дела. Необходимо наполнить его церковной жизнью. Храм не музей, а Дом Божий. Поэтому надо приобщать людей ко Христу. Возрождение веры в сердцах — нелёгкое дело, надо преодолеть долгое атеистическое воспитание населения. Поэтому надежда на молодое поколение пахотноугловцев. В средней школе отец Александр вот уже четвёртый год ведёт предмет «Духовное краеведение Тамбовщины». Но детям требуются более углублённые знания и приобщение к вере, которые настоятель может дать только в воскресной школе, что откроют в новом учебном году.
Моя бабушка – Гаврикова (девичья фамилия Терехова) Вера Павловна родилась 28 августа 1928 года, хотя в полученной справке о рождении датой значится 16 августа, в селе Пахотный Угол Бондарского района Тамбовской области. Когда началась война Вере Павловне было тринадцать лет, спустя девять месяцев отца семейства забрали на фронт, и забота о семье, о младших сестрах, легла на ее плечи, как на старшего ребенка в семье. Бабушка стала работать в колхозе, была трактористом. Вспоминала, что хоть они и находились в тылу, с едой было трудно, последнюю корову забрали на нужды фронта. В колхозе заработную плату выдавали хлебом или пшеном – «бегу с работы с этим куском хлеба, даже не буханка как сейчас, а меньше, а самой хочется ну хоть кусочек отщипнуть и съесть, а нельзя, дома голодные сестренки». За свой, еще детский, труд была награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945».
После войны в село стали возвращаться фронтовики, к бабушке решил посвататься инвалид войны, у него не было одной ноги, и был он намного старше. И бабушка, и ее мама не захотели такого замужества, но просто уйти из колхоза тоже было нельзя, в то время это грозило тюрьмой. Кое как мама Веры Павловны смогла перевезти ее сначала на хутор к дальним родственникам, а потом переправить в Москву.
В Москве бабушка сначала жила у одной женщины, помогая ей по хозяйству, а потом устроилась путевой рабочей на Октябрьскую железную дорогу в путевую машинную станцию № 8. Началась жизнь в вагонах. Клала рельсы и шпалы, восстанавливая и строя новую железную дорогу. Была награждена почетным знаком «Отличный путеец».
С дедушкой поженились они 28 июня 1952 года в Бюро записей актов гражданского состояния Железнодорожного района республики Коми АССР. Бабушка вспоминала – «состав стоял на каком-то полустанке, и до ЗАГСа мы шли больше пяти километров, а свидетелями были просто проходящие мимо люди».
Поселили их в семейном вагоне, где каждое купе принадлежало одной семье. Их первый ребенок, девочка, которую бабушка назвала Людмилой, родился мертвый. Дедушка забрал ее и на какой-то остановке куда-то унес, бабушка не могла вспомнить, где это было. Затем, в 1955 году у них родился сын Володя. Его маленького обкладывали подушками, уходя на работу, чтобы не упал с полки. Стирали в тазиках на улице возле вагона, готовили в этих же купе, где и жили, на маленьких печках буржуйках.
Проезжая мимо озера Байкал, поезд сделал незапланированную остановку. Бабушка вспоминала – «было так страшно, с одной стороны железнодорожных путей горы, а с другой вода, всего в нескольких метрах. Когда состав остановился, дедушкина сестра Дуся побежала к озеру, чтобы искупать руки, а я испугалась».
Позже, в 1959 году, родился второй сын Саша, мой папа. Перелистывая старый семейный альбом, я видела фотографии папы уже подростком, детских не было совсем. Но, случилось очередное маленькое чудо и благодаря моей тёте Ворониной Наталье Владимировне у меня появилась фотография папы в годовалом возрасте. В 1961 году, когда дедушка уволился с железной дороги, они поселились в городе Домодедово. Бабушка еще оставалась работать на железной дороге, но уже не колесила по стране, а убиралась в Домодедовском депо. Сначала жили в коммунальной квартире на улице Восточной, затем, от завода, дедушке дали свою двухкомнатную квартиру на улице Горького. Когда их старший сын Владимир женился, они переехали в другую квартиру, на Кутузовском проезде.
Квартира была маленькой, без балкона, а дедушке очень хотелось иметь свой балкон, поэтому уже через несколько лет, в 1985 году, дедушке дали квартиру в соседнем, только что построенном доме, с балконом, как он и хотел.
В 1967 году бабушка уволилась с железной дороги и устроилась в Домодедовскую санэпидемстанцию, где проработала до 1989 года. Морила в государственных учреждениях крыс и тараканов. Когда я лет в восемнадцать принесла домой купленного в зоомагазине крысенка, бабушка сказала – «ох, господи, я их двадцать лет морила, а теперь в одном доме с этим жить».
В 1983 году бабушку наградили медалью «Ветеран труда», после были и другие награды: медали «60 лет Победы в Великой Отечественной войны 1941-1945», «65 лет Победы в Великой Отечественной войны 1941-1945», «70 лет Победы в Великой Отечественной войны 1941-1945» и почетное звание «Ветеран Великой Отечественной войны».
Умерла Вера Павловна 25 августа 2016 года, похоронена на кладбище города Домодедово.
--- Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Собирая информацию о бабушках и дедушках, я также искала сведения и об их родителях. Когда я была маленькая, бабушка Вера перед сном часто рассказывала мне вместо сказки истории о своей жизни, о своих родителях. Это были увлекательные истории, порой грустные, и тогда я плакала вместе с бабушкой, но чаще веселые, и тогда мы смеялись. Лучше других, почему-то, запомнилась история, как бабушка Вера со своими подругами решили погадать в ночь перед Рождеством. Гадание заключалось в том, что нужно было перекинуть через сарай валенок, и в какой стороне он упадет, оттуда и придет суженный. Сосед, наблюдавший за дев-чатами, успел валенок спрятать, и бабушка испугалась, ведь дома накажут и они его долго искали, пока сосед не отдал. И таких историй было множество. Поэтому начиная сбор сведений о родителях бабушки Веры, я уже располагала кое-какой полезной информацией.
Опять был запрошен отдел ЗАГС Бондарского района Тамбовской области, следом запросы отправились в государственный архив Тамбовской области, так как сведения о рождении прабабушки и прадедушки были в метрических книгах, которые хранятся в архиве. Позже последовали запросы в военный комиссариат Бондарского района, ну и, куда ж без него, в центральный архив Минобороны. Из бабушкиных рассказов известно, что ее отец во время Великой Отечественной войны был в плену, поэтому очередной запрос отправился в Государственный архив РФ по месту хранения документов из немецких концлагерей и в Федеральную службу безопасности по Тамбовской области, так как все бывшие советские военнопленные проходили фильтрационную проверку после нахождения в плену, и эти данные хранятся в ФСБ, как у правопреемника существующего раньше НКВД.
Хочется отдельно отметить, что каждый мой запрос в Тамбовскую область заканчивался положительно. Это единственный субъект Российской Федерации, среди тех, куда я направляла свои запросы, в котором всегда находились для меня ответы.
Собирая по крупице жизнь прадедушки, я невольно начала восхищаться тем поколением людей, которые мужественно выстояли в войну, пережили послевоенные трудности. Ведь даже своим детям прадедушка не рассказывал о войне, о плене и только совсем немного рассказал своим внукам, как видимо, только будучи уже пенсионером, его душевные раны стали затягиваться, весь ужас плена стал забываться.
Мой прадедушка, по папиной линии – Терехов Павел Зотович родился 20 октября 1904 года в селе Пахотный Угол Пахотно-Угловской волости Тамбовского уезда Тамбовской губернии (ныне это Бондарский район Тамбовской области).
В 1929 году, когда по стране стали открываться колхозы, Павел Зотович сразу вступил в него. В 1938 году был уже назначен председателем колхоза имени Калинина. 21 марта 1942 года Бондарский военный комиссариат Тамбовской области мобилизовал прадедушку на фронт. Зачислили его автоматчиком в 138 отдельную стрелковую бригаду Приморской армии, попал служить в город Севастополь.
Пробыть на фронте прадедушке пришлось недолго, 21 июня 1942 года он получил ранение в правую ногу и попал в госпиталь, находящийся в районе Камышовой бухты. Город отчаянно сражался, но силы были не равные. Ни о какой эвакуации раненых и мирного населения не шло и речи, поэтому с сотнями тысяч других солдат, 2 июля 1942 года Павел Зотович попал в плен, когда в их госпиталь ворвались немцы.
Его отправили в концлагерь шталаг 301/Z, находящийся в городе Славута (Украина, Каменец-Подольская область), где он находился с 15 августа 1942 года до декабря 1943 года.
Затем был вывезен в Германию, в концлагерь шталаг-326 (Штукенброк Зенне земля Северный Рейн-Вестфалия). Находясь в лагере в Германии, его заметил один из офицеров – сотрудников лагеря и взял к себе. Вот что он рассказывал своим внукам – «один немецкий офицер забрал меня к себе, потому что я хорошо стриг, так я и находился при нем парикмахером. Ел я всегда мало, что и позволило мне выжить».
Вот тут, впервые, я пожалела, что плохо учила в школе немецкий язык. Ведь сейчас есть очень много опубликованных мемуаров немецких солдат и офицеров, вдруг где-то в них есть упоминание и о Павле Зотовиче…
Потом наступило долгожданное освобождение из плена, 2 апреля 1945 года шталаг-326 освободили союзные войска – части 9-й армии США. Американцы всем военнопленным предлагали гражданство США, работу и дом. Прадедушка отказался – «когда нас освободили, многие из пленных согласились уехать в Америку, а я отказался, сказав, как я брошу свою семью, ведь у меня пять дочек».
Но на этом его лагерная жизнь не закончилась, из лагеря немецкого он попал в лагерь советский. Проходил фильтрационную проверку в пункте ОКР «Смерш» – лагерь № 239, располагавшийся в городе Франкфурт-на-Одере. По репатриации 22 января 1946 года в составе 2 отдельного рабочего батальона Павла Зотовича направили в Грозненскую область, где он работал чернорабочим при строительно-монтажной конторе № 2. В конце 1946 года в связи с расформированием рабочих батальонов, вернулся домой.
Мне сейчас сложно представить какую бурю эмоций испытала его семья, когда он, наконец-то, вернулся домой. Поистине огромным подарком к его возращению стало рождение сына Вениамина, который появился на свет в 1947 году.
Его внуки вспоминают, что за каждым застольем Павел Зотович напевал когда-то и кем-то сочиненную в лагере песенку:
Синенький скромный платочек Немец мне дал постирать А за работу кусочек хлебца И котелок полизать.
До самой старости прадедушка проработал в колхозе, о нем тепло вспоминают не только внуки, но и соседские ребятишки, которые уже и сами стали дедушками, рассказывая, как он учил их косить траву. Умер Павел Зотович 11 июля 1976 года, похоронен на кладбище в селе Пахотный Угол.
Моя прабабушка, по папиной линии – Терехова (девичья фамилия Корякина) Пелагея Ивановна родилась 8 октября 1905 года в селе Пахотный Угол Пахотно-Угловской волости Тамбовского уезда Тамбовской губернии (ныне это Бондарский район Тамбовской области). Имя, данное при рождении, Пелагия.
В 1927 году они с прадедушкой поженились, уже на следующий год родилась их первая дочка Вера, моя бабушка. В 1930 году родилась Надежда, в 1933 году – Любовь. Пелагея Ивановна была очень верующим человеком и своих первых детей назвала в честь церковного праздника – дня Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, передав свою веру и детям. В 1935 году на свет появилась четвертая дочка Серафима, а осенью 1941 года родилась пятая дочь Антонина.
После возвращения Павла Зотовича из плена, в 1947 году на свет появился долгожданный мальчик Вениамин.
Всю свою жизнь прабабушка проработала в колхозе имени Пугачева. Умерла Пелагея Ивановна 27 декабря 1990 года, похоронена на кладбище в селе Пахотный Угол
--- Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Богоявленский храм села Пахотный Угол, что в Бондарском районе, теперь радует жителей перезвоном колоколов. Деньги на их установку собирали всем миром. Теперь новая звонница - украшение церкви и села.
--- Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
«Бессмертный полк» вновь шествует по улицам Бондарского района ________________ Сегодня, в День Победы, десятки бондарчан вышли с портретами фронтовиков – своих близких, которые подарили нам мирное небо над головой и Великую Победу. Здесь в одном строю идут люди самых разных возрастов, многие – целыми семьями, с маленькими детьми.
К шествию «Бессмертного полка» присоединяются также трудовые коллективы, школьники, пенсионеры, ветераны труда, молодежь. Сегодня в одном строю и временно исполняющий полномочия главы Бондарского района Игорь Захаров.
Деды и прадеды, бабушки и прабабушки, братья и сестры, погибшие и выжившие смотрят со старых снимков и идут вместе с наследниками Победы в Бессмертном полку. Сколько здесь фотографий! И за каждой из них – своя история. Над длинными шеренгами развеваются флаги и знамена. Люди всё идут и идут. Все, кому дорога память о своих героях, встают в единый строй. Масштаб мероприятия впечатляет!