Все названия тем обязательно должны начинаться с фамилии, т.к. они формируются в алфавитный указатель автоматически, а если тема будет начинаться на имя или род занятий, то на ту букву тема и уйдет в указатель (и окажется, к примеру, "О предках Петра Краснова" вместо "К" на букву "О") |
Врангели, бароны
Николай Николаевич Врангель, искусствовед и талантливый литератор
valcha https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 23822 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 19464 | Наверх ##
12 апреля 2015 17:53 Стартовал Врангель не то чтобы искрометно, но с бурей и натиском. Первая его выставка «Русский портрет за сто пятьдесят лет», организованная в марте 1902 года, состоялась в Академии наук. На ней было представлено 257 портретов в основном из частных коллекций, хранившихся в дворянских и помещичьих усадьбах, разбросанных по всей территории необъятной России.
Выставка прошла под эгидой Общества Синего Креста, занимавшегося попечением о больных детях. Многие портреты экспонировались впервые и впервые становились известны художники, о которых раньше ничего не было известно.
Именно Врангель положил начало не просто изучению русского искусства, но главное - его широкой пропаганде и завоеванию его права стать предметом научного изучения. Он начал вытаскивать на всеобщее обозрение то, что пряталось по закромам.
Он отыскивал их в поездках по усадьбам и дворянским гнездам в самых отдаленных местах, он тщательно изучал и подвергал искусствоведческому и научному анализу многочисленные живописные полотна неизвестных русских художников и русскую утварь.
И хотя широкого резонанса первая выставка Врангеля не имела, но на молодого, напористого, энергичного и в высшей степени работоспособного молодого человека обратили внимание. В 1903 году по инициативе камергера В.А.Верещагина создается Кружок, который объединяет любителей изящных изданий. Барон принимает в нем активное участие.
В это же время Сергей Дягилев приглашает Врангеля принять участие в организации своей выставки русского портрета, состоявшейся в 1905 году. На этот раз выставка имела ошеломляющий успех: почти три тысячи портретов из частных коллекций и музеев были размещены в Таврическом дворце.
Ничего подобного никогда не было - ни до, ни после. Николай Врангель подготовил и написал биографии всех художников, включенных в каталог выставки. Это была первая экспозиция русской живописи в таком масштабе.
Очень быстро Врангель становится завсегдатаем богемы и любимцем артистической среды: легкий, веселый, открытый, доброжелательный, беззлобный, любивший посмеяться, над собой в первую очередь, хороший собеседник и рассказчик, Николай Николаевич был душой любой компании.
Он не реагировал на враждебные насмешки и нелицеприятные оценки его фигуры со стороны академической профессуры, любившей поставить ему на вид его дилетантизм. Барон умудрялся быть на всех столичных вечерах, балах, выставках, заседаниях, салонах и в любимой богемой «Бродячей собаке».
Никто не мог понять, когда он успевал при всем этом работать. Или наоборот - когда он успевал посещать эти светские приемы при огромной загруженности делами. И хотя барон был дилетантом, как, впрочем, и большинство представителей его круга, однако, упорство и трудоспособность Врангеля творили чудеса. Александр Бенуа писал в связи с этим:
«И мое поколение, и поколение Врангеля, это все самоучки, сами до всего дошедшие, часто очень наивные в своем «открывании Америки», часто даже смешные и нелепые. Многие так и остались среди нас несуразными дилетантами с сильным привкусом провинциализма.
Однако именно Врангель преодолел эти подготовительные ступени, и вот уже лет пять или шесть, как я любовался в нем той строгостью знаний, тем оттенком «эстетической мудрости», которые и являются настоящими признаками зрелого художественного сознания».
После выставки Сергея Дягилева 1905 года Врангеля приглашают к сотрудничеству в Эрмитаж, где он поражает сотрудников знаниями, организаторскими способностями и исключительной зрительной памятью.
Раз увидев картину, он запоминал ее навсегда, часто с одного взгляда умевший определить, оригинал перед ним или хорошо сделанная копия, стоит картина чего-то с искусствоведческой точки зрения или цена ей пятак в базарный день.
С января 1907 года начинает издаваться журнал «Старые годы», ставший эпохой в искусствоведении и русской культуре, аналогов которому нет до сих пор. Заслуги Николая Николаевича в издании этого журнала невозможно переоценить. Первый номер журнала оказался провальным.
Успех приходит со второго номера, который открывался статьей Врангеля «Забытые могилы». За десять лет вышло сто двадцать номеров этого уникального историко-искусствоведческого журнала, безупречного не только с точки зрения содержания, но и полиграфического исполнения. Печатался он в типографии, совладельцем которой был Николай Николаевич.
Журнал печатал только устоявшееся и неоспоримое, никогда не скатываясь до сиюминутного, новомодного и спорного. Статьи - только о шедеврах русского и мирового искусства. Врангель написал в журнал двадцать три крупных статьи и сорок семь сообщений.
Выпуски были тематическими. Летом журнал не выходил, зато осенью выходил строенный номер. В одном из таких номеров вышла большая статья Врангеля о судьбе старой русской усадьбы. Так в обществе стал формироваться интерес к дворянским гнездам и помещичьей России, к памятникам русской старины и культурному наследию страны. Болью звучат слова Врангеля, под которыми каждый может подписаться:
«Русские люди делали все возможное, чтобы исковеркать, уничтожить и затереть следы старой культуры. С преступной небрежностью, с нарочитой ленью и с усердным вандализмом несколько поколений свело на нет все, что создали их прадеды.
Ведь культурным было русское дворянство от Екатерины Великой и до освобождения крестьян, берегло и любило красоту жизни. А потомки надругались над тем немногим, о чем могли бы говорить с гордостью, и, Бог весть, придет ли день, когда об этом вспомнят?
Всюду в России: в южных губерниях, на севере и в центре - можно наблюдать тот же развал старого, развал не только денежный, но и развал культурный, невнимание и нелюбовь к тому, что должно украсить жизнь.
Тогда как в Европе из рода в род много столетий переходят и хранятся имения и сокровища предков, в России наперечет несколько имений, находящихся 200 лет в одной семье. И нет ни одного примера дошедшей до нас целиком сохранившейся помещичьей усадьбы XVII в.»
Николай Врангель не был кабинетным ученым, хотя постоянно работал в библиотеке и архивах. Он ездил в экспедиции по русским городам, деревням и поместьям. Прошлое для него было не столько научным интересом, сколько материалом для понимания настоящего России и ее будущего.
Он работал как одержимый, лихорадочно, словно все время куда-то спешил. Наверное, чувствовал, что времени у него совсем мало. И что русской культуре тоже оставалось жить немногим больше. Он спешил. Спешил, видя, как уничтожается и разрушается то, что прежде составляло славу России.
Он стремится запечатлеть и сохранить то, что еще оставалось неразрушенным, хотел показать красоту русского мира и русской жизни. Это было не службой, это было служением. Врангель работал за интерес, не получая зарплату. Так, например, он работал в Эрмитаже или позднее в журналах, месяцами ожидая причитающегося ему жалованья.
Когда началась Первая мировая война, Врангель посчитал своим долгом быть там, где решалась судьба России. Он считал невозможным для себя заниматься тем, чем занимался до войны, считая свои прежние интересы пустяшными и ничего не стоящими. Сначала Николай Николаевич пытается наладить издание газеты для солдат, но идея не получила финансовой поддержки.
Тогда, пользуясь родственными связями в обществе Красного Креста, он начал сотрудничать на этом поприще: встречать на вокзалах поезда с ранеными и распределять их по госпиталям и лазаретам. Наконец, в октябре 1914 года он уходит добровольцем на фронт уполномоченным санитарного поезда.
Смерть, крики раненых, стоны, духота в лазаретах, где вместо двухсот размещается более двух тысяч умирающих, безруких и безногих, произвели на щеголя и любимца светских салонов неизгладимое впечатление. Он делает в дневнике потрясающие записи о кошмаре, с которым столкнулся, и задумывает написать книгу «О Смерти».
Вместе с другом барон начинает собирать для нее материалы: едет на передовую, обследует учреждения Красного Креста, делает записи. В мае следующего года они возвращаются в Варшаву и приступают к написанию книги. Неожиданно Николай Николаевич заболевает желтухой.
Болезнь не предвещала смерти: он продолжал работать и писать домой письма, успокаивал мать, что скоро выздоровеет. Неожиданно его состояние ухудшилось, сутки он не приходит в себя, пятнадцатого июня 1915 года барон умирает. Ему было неполных тридцать пять лет, и он очень хотел жить.
«Мной здесь овладевает странное чувство: тот смутный трепет, который испытываешь перед всем необъяснимым: перед созданием человеческого Гения. Перед рождением Природы, перед Смертью. Тихий ужас и тихая радость смешаны в одном необъятном ощущении — хочу жить!
Я всегда любил Жизнь, но теперь, когда я подслушал ее шаги, когда она уходит, я люблю ее еще тысячи раз сильнее и пламеннее, и единственная цель этой книги «О Смерти», показать, как неизъяснимо прекрасна Жизнь!»
Для знавших барона его смерть стала потрясением. Его похоронили на Никольском кладбище Петербурга, но могила не сохранилась. В конце пятидесятых годов участок с «непризнанными» деятелями был отдан под строительство автомобильной дороги. И могила исчезла навсегда. Лишь недавно, десять лет назад, усилиями энтузиастов на Никольском кладбище был установлен символический крест с именем барона.
Такая же участь ждала и огромный архив барона Врангеля, который был разбит на несколько частей и передан в разные учреждения. Но большая часть архива просто исчезла. И сегодня как завещание звучат слова ученого, искусствоведа, русского патриота и любителя русской старины:
«Горе тому, кто, не сомневаясь в себе и не зная, создаст ли он новых богов, уже разрушает старые храмы. Если бы всякая мысль каждого поколения могла мгновенно осуществиться, то нынешнее поколение жило бы в пустыне, ибо каждое юное поколение разрушало бы культуру предков, но не успевало бы создать свою... И с тем большей осторожностью должны мы беречь и ценить все, что сохранило хотя бы только значение исторической ценности».
--- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | |
GulСообщений: 11658 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 35293 | Наверх ##
17 марта 2016 11:38 Не нашла отдельной темы по генералу П.Н. Врангелю(15 (27) августа 1878, Новоалександровск, Ковенская губерния, Российская империя — 25 апреля 1928, Брюссель, Бельгия) ... Поэтому размещаю здесь Статья из Иллюстрированной России (май 1928) | | |
ruslua | Наверх ##
22 апреля 2016 17:41 Наткнулся в ГАКО (Курск) запись о смерти 9 (12) июня 1902 года агронома 2-го разряда барона Дмитрия Константиновича Врангеля, 27 лет, скоропостижно. (мк Смоленская ц. г. Курск ф.217 оп.3 д.466 л.185об - 186) | | |
Shefild Сообщений: 2008 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 239
| Наверх ##
22 июля 2019 16:57 Один из владельцев с.Кубаево ныне Нижегородской области Богородский район в 1621-1666гг значится Нижегородцкий Нъмчина Денис Володимеров сын Врангилев — известно что нибудь о таком человеке? --- Ищу сведения о Поташевых, Морозовых, Сероглазовых, Чернобрововых, Горчаковых, Селяниных, Бухариных, Спириных, Пресняковых, Ваулиных и о всём что с ними связано. Информацию о владельцах и истории сёл: Кубаево и Бочеево, Селитьба и Бочиха, с.Ключищи, Шилово, Поспелиха, Лукино, Солонское. | | |
Скандер Onegaborg Сообщений: 1155 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 414
| Наверх ##
25 июля 2019 3:20 25 июля 2019 3:20 valcha написал: [q] В XIX веке русский род Врангеля породнился через троюродную кузину Александра Сергеевича Пушкина с родом Абрама Ганнибала.[/q]
valcha А.С.Пушкин имеет гораздо более древние связи с Врангелями и многими другими остзейскими фамилиями. Эта связь идёт через Кристину Шёберг, роды Альбедилей и Менгденов. | | |
septimus Сообщений: 1513 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 7853
| Наверх ##
16 августа 2019 13:44
| | |
septimus Сообщений: 1513 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 7853
| Наверх ##
16 августа 2019 14:07 16 августа 2019 14:07 Княгиня Татьяна Куракина (урожденная Врангель) - одна из редких свидетелей-мемуаристов, написавших о своем пребывании в московских концлагерях в 1919-1921 гг. Арестованная в Киеве в 1919-м году как дворянка, она впоследствии была переведена в Москву, где провела больше двух лет в Кожуховском и Андрониковском концлагерях и Новинской женской тюрьме. Кожуховский лагерь "В самых грустных обстоятельствах неизменно бывает и юмористическая сторона. Ничто не могло быть смешнее, чем пробуждение нашего барака утром. Все, проснувшись, принимали сидячее положение и, полусонные еще, сразу принимались за ловлю вшей: снимали рубашки и с сосредоточенным, серьезным выражением на лице начинали искать. Я спала на нижних нарах: над моей головой помещался инженер, поляк, Стемковский. Утреннее наше приветствие неизменно было таково: «Bonjour ? Monsieur Stemkovskiy, bonne chasse ce matin ?» Он: «Pas mal, pas mal, madame. Cinq poux au tableau !»" Андрониковский лагерь "Нас, дам, поместили в особое здание — бывший архиерейский дом. Электрического освещения не было; ламп также не было, свечей тоже. И вот нас впихнули в совершенно темный дом, объяснив, что там три комнаты, в которых мы можем расположиться по собственному усмотрению. Мы, как слепые, стали нащупывать стены, двери, нары. Я, по своему обыкновению, скорее забралась в угол на нарах, так как в углу чувствуешь себя все-таки больше «у себя дома», имея лишь с одной стороны соседа. Было очень холодно, и каменный, давно необитаемый дом был до того сырой, что, когда я забралась на нары, я почувствовала, что доски не то, что влажные, а совершенно мокрые. Одеял нам в этот вечер не успели выдать; у меня было только свое, легкое, так что постелить нечего было. Я так устала и так скверно себя чувствовала, что, не раздеваясь и завернувшись в мое одеяло, легла, так сказать, в болото. Проснувшись, почувствовала, что вся промокла, озябла страшно. Но усталость брала свое, и я опять заснула. На следующий день нам были выданы сухие доски и одеяла. Что касается обращения с арестованными, то в Москве оно было гуманнее, чем в Киеве. Не скажу, что со мной были любезны, — но не было этого вечного глумления и ругательства, как в Киеве, не было побоев прикладом и сквернословия. Комендант и его помощник были коммунисты — из-под сохи, нахватавшиеся Маркса тупорылые хамы, глупые донельзя, но воображающие, что они постигли самую мудрость. Конвой в Андрониевском лагере состоял из пленных от армии Колчака и относился к арестованным хорошо. Я часто вела с ними беседы, интересуясь тем, каковы их политические убеждения, их отношение к советской власти, к белым, к Колчаку и пр. Увы, я после каждого разговора выносила самое неутешительное впечатление. Большевиков они не любили и не сочувствовали им, коммунизм ругали, зверства советской власти возмущали их — но и к белым они относились совершенно равнодушно и вообще никаких политических убеждений не имели. Обещали им помещичью землю — за это они и держались зубами, а на остальное им было наплевать". Новинская женская тюрьма "Мне вообще страшно надоело женское общество и видеть только женщин да женщин. Вдобавок нравы почти поголовно всех этих особ были мне противны и возмущали меня. Они были почти все лесбийками. Эта ненормальность, как у одного пола, так и у другого, приняла ужасающие размеры в нынешней Советской России, как и нюхание кокаина. Прежде, как ни был невежественен, и темен, и груб русский народ, но были пороки, о которых он даже понятия не имел. Теперь же и в деревню стали проникать самые утонченные пороки в самых отталкивающих формах". Воспоминания княгини Татьяны Георгиевны Куракиной, урожденной баронессы Врангель, 1918-1921. https://www.sakharov-center.ru...p;t=author
| | |
ElenaG74Латвия Сообщений: 511 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 354 | Наверх ##
24 сентября 2019 22:17 Список студентов Рижского Политехнического института за 1895 год.
За номером 4111 - барон Петр Николаевич Врангель
--- Грищенко,Шаповаловы-Воронежская губерния,
Непогодины,Нахаевы/Нахаревы-Смоленская губерния,
Ипатовы,Шарабковы-Тверская,Смоленская губернии,
Огурцовы-Смоленская губерния,
Романовские,Лобановские,Шарипо,Ковнацкие-Латвия:Даугавпилс,Двиете,Прейл | | |
Старухинъ АндрейПлавск Тульской обл. Сообщений: 1910 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 2493 | Наверх ##
13 мая 2020 8:35 13 мая 2020 8:35 | | |
TataSПермский край Сообщений: 131 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 216 | Наверх ##
19 мая 2021 22:19 Покровская церковь города Ефремова Тульской губернии ГАТО, ф.93 о.1 д.2437. л.158об-159 Запись о рождении №111. 5/17 ноября 1902 года рождена/крещена Варвара. Родители: Городской судья барон Александр Константинов Врангель и законная жена его Лидия Павлова, оба православные. Восприемники: Дворяне Иван Павлов Левицкий и София Александрова Ильинская. --- Серебряковы, Васюковы, Швыряевы (Папоротка, Поддолгое Тульской губернии)
Кобяковы, Санины, Долговы, Назаровы (Богородицк Тульской губернии)
Ташлыковы, Хохловы (Лысьва Пермской губернии)
Тохтуевы, Матвеевы, Пенягины (Тохтуево, Яйва Пермской губернии)
Фи(е)клистенковы,Прусаковы (Стайки Псковской | | |
|