На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Сукмановка - село Жердевского района Тамбовской области. В селе есть церковь Николая Чудотворца (Николаевская церковь), построенная между 2002 и 2004 гг.
Село Сукмановка основано однодворцами и крепостными крестьянами мелких помещиков в канун проведения второй ревизской сказки 1745 года. Вначале это была деревня, где числилось в 50 домах 194 человека однодворцев. Кроме них в Сукмановке проживали крепостные крестьяне мелких помещиков: поручиков - Афанасия Писемского, Никиты Новосельцева, Дмитрия Ехновского и капитана Федора Толкунова. Своих крепостных они переселили из разных уездов.
Очень интересная и информативная статья В.Краснова про историю Сукмановки, редко такое встречалось относительно интересующих меня деревень и сёл.
Возможно, деревня основана выходцами из сел Коптева, Кариана, Пахотного угла, Саюкиной Тамбовского уезда (согласно мнению Л.Ф. Тюленевой).
В 1856 г. в селе был построен каменный Никольский храм, разрушенный в советское время, и заново отстроенный в 2004 году.
Немного дополнительной информации от историка Василия Краснова
[q]
А теперь смотрите: №№ 304, 308, 459 - 1811 г.; №№ 490, 491 - 1815 г.; № 527 - 1816 г. (160 листов); № 1188 - 1834 (?); № 1641 - 1850 (церковь); № 1853 - 1857/1858 гг. (752 листа); № 1911 - 1858 г. (778 л.); № 1915 г. - 1858 г. (544 л.). №№ 524, 544 - 1816 г. ( 387, 275 лл.). Ускользнули от моего внимания дела №№ 165 и 530, но судя по номерам, это не то, что Вам нужно!
[/q]
--- в том обыске за ветхостью иатодранием начала нет
По тем данным, что мне попадались, следует, что село было основано в канун 2ой ревизии - так что думаю, в первой мы его не найдем..
[/q]
Меня ввели в заблуждение формулировки типа "по прежней ревизии". Да, там видно, что они все переселялись. Не 100%, но видно.
По истории Сукмановки, для тех, кто заинтересуется, есть такой материал must read:
От Шинокости до Сукмановки (« Жердевские новости » №42 от Среда, 19 сентября, 2012 (начало), №43 от Среда, 26 сентября, 2012 (окончание)) Автор: преподаватель Жердевского колледжа сахарной промышленности кандидат исторических наук Василий Краснов
ОТ АВТОРА
Уважаемый читатель! В твоих руках газетный вариант первой главы книги, которую, вероятно, ты должен был получить много лет назад и на создание которой до сегодняшнего дня, по большому счёту, никто так и не решился. Ибо дело это чрезвычайно хлопотное и затратное, то есть экономически неэффективное, да и моральные издержки при её написании неизбежны. Гораздо проще воссоздать историю какого-либо примитивного субъекта, находящегося рядом, нежели копаться в пыли веков, проводя время в архивах, библиотеках или в поисках немногочисленных участников и очевидцев тех или иных событий. Тем не менее, я считаю, что село под не совсем обычным названием Сукмановка, имеющее такую типичную и, одновременно, уникальную историю, достойно того, чтобы она (история) была навсегда запечатлена на страницах книги. При этом я отдаю себе отчёт в том, что неизбежно появятся недовольные, которым покажется, что автор «не так» осветил те или иные события, сгустил краски, что-то упустил или намеренно о чём-то или о ком-то умолчал. Исходя исключительно из лучших побуждений, я вполне осознанно намереваюсь ограничить хронологические рамки исследования, завершив его не лихими 1990-ми и даже не началом двадцать первого века, а 1989 годом, так как по большинству социально-экономических показателей он более или менее реально отражает состояние дел во внутренней жизни некогда великой державы, которую так безжалостно предали в 1991 году бывшие её руководители, и историю которой попирают и переписывают новоявленные «господа-товарищи». По моему глубокому убеждению, для СССР 1989 год означает, практически, то же самое, что и 1913 год для царской России. Как историка меня, прежде всего, чрезвычайно интересовало и продолжает интересовать дореволюционное прошлое моего Отечества как наименее изученное. И хотя в свидетельстве о рождении у меня записан другой населённый пункт, к тому же в конце 1950-х годов относившийся к Терновскому району Воронежской области, всё равно я считаю Сукмановку своей второй малой родиной, потому что оттуда происходят все мои предки по отцовской линии, включая самого отца. Историю одного села невозможно написать в отрыве или изоляции от окружавшей его действительности, то есть от истории других населённых пунктов, проживавших в них людей, наконец, от истории волости, уезда, губернии и страны в целом. Говоря иными словами, для меня был необычайно важен исторический фон, дух времени, или, если хотите, «дым отечества», который, по большому счёту, так сладок и приятен любому здравомыслящему человеку. Главное здесь заключается в соблюдении разумных пропорций, в исключении чрезмерного увлечения каким либо периодом или событием, имевшим место в жизни села. Как известно, любовь к Родине – категория нравственная. Однако в наше чрезвычайно прагматичное и не поддающееся никакому определению время понятие это превратилось в предмет торга и самое неприкрытое очковтирательство со стороны власть имущих. Это проявляется не только в повседневной жизни, но, что особенно заметно, во время немногочисленных всенародных праздников, таких, как День защитника Отечества и День Победы. Для меня лично прагматик – это человек-флюгер, беспринципный карьерист и коньюнктурщик, не имеющий ни совести, ни чести. Из таких чаще всего получаются предатели, проходимцы всех мастей и авантюристы. По этой причине я постараюсь, по мере сил и возможностей, пройти весь путь по написанию и дальнейшему продвижению книги в одиночку, дабы не оказаться в творческой или финансовой зависимости от разного рода «спонсоров» и «соавторов» . Хотя от разумной и адекватной поддержки не откажусь. Никого не хочу обидеть, но на просторах нашей многострадальной Родины это явление стало массовым практически во всех сферах творческой деятельности. Книга, посвящённая историческому прошлому села Сукмановка – это дань уважения нашим как ближайшим, так и растворившимся в бездонной реке Времени предкам, которые некогда пришли в полудикий, полный опасностей неосвоенный степной край, чтобы жить, зачастую вопреки судьбе выжили, продлив свой род и прославив имена свои делами. Впрочем, кому как повезло. История населённых пунктов сродни истории жизни отдельных людей. Она или слишком короткая, или чрезвычайно продолжительная и насыщенная самыми разнообразными событиями, или тихая и неприметная. Самое печальное заключается в том, что деревни и сёла, подобно их обитателям, также уходят в небытие. И порой не всегда представляется возможным увековечить память о них. К сожалению, в России случается и не такое. Конечно, современная Сукмановка – это совершенно другое село, отличающееся от того, каким оно было всего лишь четверть века назад: относительно многолюдным, с многоотраслевым хозяйством, с верой в будущее. Теперь всё иначе: в селе почти нет работы, не задерживается в нём молодёжь, ничтожно мало количество учащихся в бывшей средней школе, почти заполнено сельское кладбище. А по числу жителей оно почти в десять раз уступает статистике 1917 года. Но как бы то ни было, надо жить или, что точнее, как и почти триста лет назад, выживать, веря в неизбежное лучшее, хотя оснований для этого с каждым днём становится всё меньше. В своих изысканиях я старался привлечь максимальное количество самых разнообразных, а главное, как доступных, так и малоизученных источников, для того чтобы избежать субъективизма, который, увы, неизбежен в таком сложном деле, или свести его, в крайнем случае, до минимума, попытался по новому взглянуть на некоторые известные события и факты. Что из этого получилось, судить тебе, мой читатель. Сейчас трудно сказать, когда окончательный вариант книги предстанет на суд божий. Составлен примерный план работы, определены приоритетные направления, накоплена довольно серьёзная источниковая база данных, как по дореволюционному, так и по советскому периоду истории села. Однако всегда следует помнить, что существует, пусть, к счастью чисто гипотетическая, но всё-таки угроза длительного пребывания книги в столе. Тогда эта рукопись присоединится к ожидающей своего часа книге по истории Жердевского сахарного завода, отрывки из которой публиковались шесть лет назад, а также к практически законченной книге об «афганцах» (наших земляках) и сборнику стихотворений «Кочевник». Хотя, и это не страшно: общеизвестно, что рукописи не горят, а стихам, как драгоценным винам, приходит свой черёд…
***
Современное село Сукмановка находится на территории самого южного района Тамбовской области – Жердевского. Без малого двести сорок (или гораздо более) лет назад оно появилось на карте громадного по территории (6515,7 кв. вёрст) Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, границы которого без особых изменений просуществовали с 1779 по 1928 год, когда постановлением ВЦИК он, как впрочем, и губерния, был упразднён, войдя в состав ЦЧО. По одним данным, Борисоглебск был основан в 1646 году «на левом берегу реки Вороны, в одно время с городом Усманью, чтобы быть передовым пунктом для охранения южной границы нашей от вторжений крымцев», по другим – в 1698 году и некоторое время назывался Павловском. В 1779 году Борисоглебский уезд вошёл в состав Тамбовского наместничества, возникновение которого имело довольно причудливую историю и завершилось созданием в 1796 году Тамбовской губернии, которая по своей площади (66,5 тыс. кв. км.) почти в два раза превосходила территорию сегодняшней области. Необычайно плодородные земли уезда, пожалуй, лучшие по качеству по всей империи, издавна привлекали самые разнообразные категории населения. Этому также в определённой степени способствовала и политика освоения территории, некогда носившей название Дикого поля, проводимая государством в исследуемый период. Если в XVII веке в этом крае жили преимущественно мелкие служилые люди и дворцовые крестьяне, то в XVIII веке положение изменилось кардинально. На Тамбовщине стремительно развивалось помещичье землевладение, в особенности крупное. Одновременно росла численность дворцовых крестьян, преимущественно в Тамбовском уезде. По данным первой ревизии (1718 г.), в Тамбовской провинции насчитывалось свыше 16,5 тыс. душ мужского пола. Из этого числа 55% составляли однодворцы, из служилых людей по прибору, 26% - дворцовые и помещичьи крестьяне и немногим более 1% - церковные крестьяне. И для придания исследуемой проблеме большей ясности - несколько слов о сословном делении общества. Основанием деления его были сословные обязанности, а не права. Оно (общество), как известно, едва ли не со времён раннего средневековья делилось на два класса: на служилых людей и на тяглых. Первые несли государственную службу, а вторые - тягло, т. е. платили подати и налоги. Служилые люди делились на потомственных, или, употребляя старинный русский термин, «по отечеству», и на служилых людей по набору, которые назывались служилыми людьми «по прибору». Служилые люди «по отечеству», в свою очередь, делились на три класса: 1) «чины думные», 2) «чины служилые московские», 3) «чины служилые городовые», т. е. иногородние. Что касается служилых людей «по прибору», то последними были преимущественно нижние военные чины (стрельцы, рейтары, солдаты), а также дьяки и однодворцы. В исследуемое время однодворцы – служилые люди в укреплениях Белгородской черты, защищавшие южные рубежи государства от набегов татар. Вместо жалования они получали участок земли и жили одним двором. Некоторые однодворцы имели даже крепостных. С 1719 года на однодворцев распространялась подушная подать. Кроме того, они платили четырёхгривенный оброк и отбывали воинскую повинность. В 30-х годах XIX века в России насчитывалось 453 тыс. душ однодворцев мужского пола. Поэтому однодворцы – служилые люди по прибору и их потомки, которым не было присвоено дворянство. Данная категория крестьян, фактически представлявших собой разновидность крестьян государственных, была распространена на бывших приграничных землях в центрально - чернозёмных губерниях России – Воронежской, Курской, Орловской, Тульской, Тамбовской, Пензенской, и Рязанской. Землевладение однодворцев подвергалось сильнейшему сокращению под натиском помещиков, а крестьяне однодворцев несли перед государством те же повинности, что и их владельцы. И именно здесь, на юге будущей Тамбовской губернии, на речке с малопонятным названием Шинокость, в первой половине XVIII века появился населённый пункт под названием Сукмановка. Вот как повествуют об этом некоторые источники. В своей известной работе тамбовский краевед Н.В. Муравьёв пишет: «Село Сукмановка (Жердевский р-н). Основано однодворцами и крепостными крестьянами мелких помещиков в канун проведения второй ревизской сказки 1745 года. Вначале это была деревня, где числилось в 50 домах 194 человека однодворцев. Кроме них, в Сукмановке проживали крепостные крестьяне мелких помещиков: поручиков – Афанасия Писемского, Никиты Новосельцева, Дмитрия Ехновского и капитана Фёдора Толкунова. Своих крепостных они переселили из разных уездов». Не противоречит ему и известный российский историк, доктор исторических наук, профессор ТГУ им. Г.Р. Державина В.В. Канищев: «Сукмановка, крупное старинное село, Жердевский р-н. Основано в сер. 18 в. В док-х 2-й ревизии (1745) записано как деревня, население – однодворцы и креп. крестьяне А. Писемского, Н. Новосельцева, Д. Ехновского, Ф. Толкунова. Население: 1745 – 266, 1917 – 9853 чел.». Наиболее подробную, на первый взгляд, картину возникновения населённого пункта «Сукмановка Шинокость тож» нарисовала в книге «Страницы истории Жердевского края» ныне покойная Л.Ф. Тюленева, отнёсшая время возникновения поселения на конец проведения второй ревизии 1745 года. По её мнению, однодворцы прибыли сюда из сел Коптева, Кариана, Пахотного угла, Саюкиной Тамбовского уезда. Она подтвердила уже известное нам число однодворцев – 194 человека, проживавших в 50 домах, а также факт одновременного с однодворцами прибытия упоминавшихся выше поручиков и капитана. В отличие от однодворцев, прибывших самостоятельно, вышеперечисленные господа в принудительном порядке переселили на новые земли своих крепостных из разных уездов: Коломенского (Мартын и Ерофей Фёдоровы); Суздальского (семья Анисима Родюкова в количестве пяти душ); Нижнеломовского, (с. Рождественское, семья Климентия Ульянова из 13 душ). Общее количество крепостных, числившихся за помещиками в Сукманке (так часто писалось название села в документах), равнялось 72 душам мужского пола. Но всё это, по большому счёту, лирика. При внимательном рассмотрении выясняется, что Л.Ф. Тюленева, очевидно, пользовалась одним и тем же источником – работой Н.В. Муравьёва «Из истории возникновения населённых пунктов Тамбовской области», изданной в Воронеже в 1988 году. И именно он, задолго до выхода книги в свет, одним из первых прикоснулся к документам, хранившимся в ЦГАДА СССР (сегодняшний Российский Государственный архив древних актов) и имеющим отношение к истории села Сукмановка. В фондах местного районного народного музея хранится копия ответа из ЦГАДА, относящаяся к периоду становления музея, то есть ко второй половине 1960 годов. В ней содержится информация, которую Л.Ф. Тюленева, возглавлявшая в своё время это учреждение, также использовала при создании книги о Жердевском районе. Кроме того, в Жердевском народном краеведческом музее хранится письмо из того же ЦГАДА, датированное 22.10.1991 г., исходящий № 781, присланное на имя председателя исполкома Сукмановского Совета народных депутатов и являющееся, судя по всему, ответом на сделанный в архив запрос, за подписью заведующей отделом исполнения документов ГАФ СССР С.Р. Долговой. Привожу его полностью, сохраняя стиль и орфографию. «Сообщаем, что сведения о д. Сукмановской есть в материалах переписи населения России за 1748 г.(II ревизии). В это время в деревне проживало 266 человек мужского пола. Среди них было 194 однодворца (служилые люди) и 72 помещичьих крестьянина. Описание села Сукмановка есть также в «Экономических примечаниях» к планам Генерального межевания Борисоглебского уезда Тамбовской губернии за конец XVIII века: «Село Сукманское Шинокость тож и с выселенными из оного села для пригону скота четырьмя хуторами Фёдора, Тимофея, Ивана Семёновых, Софьи Ивановой детей и сыновья Григория Иванова сына Кашарина и жены его Анны Андреевой дочери и Михайлы Иванова сына Ивенского, Ивана Никитича Иевлева, Николая Андреевича /Хлебникова/ (неясно) Михайлы Фёдорова сына Карандеева, Карпа Степанова сына Штелина, Петра Черешнева сына Пахомова, Данилы Алексеева сына Писемского, Фёдора Семёнова сына Гозлукова, Александр Володимиров сын Александровых детей Чирковых, Петра Васильева сына Данилова, Прасковьи Савелевой дочери Дубовицкого, Николая Саввича Федцова, Николая Ивановича сына Дмитриева, Афанасия Михайлова сына Уварова и жены его Степаниды Осиповой дочери, вдовы … (неясно) Саввиной дочере Татариновой, Марфы Савиной дочери Трубниковой, Татьяны Фёдоровой дочери Апочинкиной, Александра Александровича Арсеньева, Сергея Александрова сына Силманова, и однодворцев с выделенной церковною землёю. По обе стороны реки Шинокости и безыменного отвершка и большой дороги, лежащей из города Борисоглебска, в город Воронеж, церковь во имя Николая Чудотворца, двенадцать домов господских деревянных, хутора по правой стороне речки Казачки, церковная земля по обе стороны безымянного оврага и его отвершка. Земля сыропесчаная и солонцеватая, хлеба и покосы хороши, лес дровяной, крестьяне на пашне, однодворцы на положенном оброке». А далее следует небольшое добавление, по-видимому, не имеющее прямого отношения к нашему вопросу: «В «Экономических примечаниях» к планам Генерального межевания Брянского уезда Орловской губернии за конец XVIII века сведений о поселении Размытое не обнаружено». В переписной же книге второй ревизии написано: «Деревня Сукмановка. Перешедшие Тамбовского уезду из села Коптево, написанные в прежней переписи (1722 г.) в том селе однодворцы: Иван Александрович Давыдов,63 лет; Яков Панин, 56 лет, Савелий Кожухов, 43 лет; Леонтий Ершов; Пимен Утешев, 48 лет; Григорий Кожухов, 43 лет…». И так перечислены все однодворцы с указанием, откуда они прибыли в Сукмановку. В рукописи также перечислены все остальные крепостные помещиков, с указанием их прежнего места жительства. На мой взгляд, разница между первым и вторым ответами из ЦГАДА составляет не менее 20 лет. И выписки из архивных документов в Москве сделаны разными людьми. Поэтому несколько смещены и акценты. Ведь если бы были перепечатаны и присланы в музей все листы документа, это позволило бы снять массу вопросов, касающихся, прежде всего регионов, откуда прибыли однодворцы и крепостные, способствовало бы выяснению происхождения названия села. К середине XVIII века Сукмановка была далеко не единственным населённым пунктом на территории, где, спустя 300 лет, был образован Жердевский район (1928 г.). В самом конце XVII – начале XVIII века на берега рек Савалы, Бурначки, Шинокости и Карачана потянулись первые переселенцы. Преимущественно это были, как отмечалось выше, однодворцы. Замена подворного обложения подушной податью тяжким бременем легла на плечи множества некогда мелких служилых людей. Имевшие место в России в XVII – начале XVIII веков переписи касались главным образом тяглого (податного) населения и проводились по дворам. Общегосударственные подворные переписи проводились в 1646, 1678-1679, 1710 и 1715-1717 годах. Их результаты фиксировались в переписных книгах. Но учёт тяглого населения при подворных переписях был неполным, а доля неучтённого населения достигала 25% населения, подлежащего регистрации. Замена подворного обложения в 1-й четверти XVIII века подушной податью потребовала поголовного учёта крестьян, мещан, купцов, входивших в податные сословия. Этот учёт получил название «ревизия» (от пoзднелатинского revisio – пересмотр) и проводился периодически по назначению правительства. А именные списки населения назывались ревизскими сказками. При этом следует помнить, что единицей обложения являлась мужская душа. Женщин в расчёт не принимали. Правда, когда через 17 лет после начала второй ревизии 1745-1748 гг. было решено провести третью ревизию, правительство пришло к решению о включении в ревизские сказки также и всех лиц женского пола. До этого их численность, как правило, определялась путём удвоения числа лиц мужского пола. Всего в истории России проводилось 10 ревизий: первая в 1718-1727 гг., десятая - в 1858 году. Первыми жителями будущей жердевской земли были, вероятно, однодворцы из села Горелого Макар Колмаков и его товарищи, получившие в 1699-1701 гг. земли по обе стороны реки Савалы, а также трое братьев (или однофамильцев) Авериных, основавших будущее село Бурнак. Они, как и другие однодворцы, уже имели на тот момент по берегам речки Бурначки бортные угодья, считавшиеся собственностью государства. В ревизских сказках того времени за 1719 год числится «деревня Аверина ухож», где в 21 доме проживали 44 души мужского пола. К началу второй ревизии 1745 года в деревне, которую уже называли Бурнак, числилось 290 душ. В том же 1719 году проходил учёт мужского населения и в селе Туголуково. Таким образом, даже исходя из этих фактов и здравого смысла, можно сделать вывод о том, что дату основания таких населённых пунктов, как Бурнак и Туголуково (1719 год), можно считать весьма условной. В пользу этой версии говорят и сами отводные документы конца XVII века, где имеется довольно точная привязка к местности, со специфическими названиями и ориентирами. Такие явления, как названия дорог, урочищ и курганов не возникают в одночасье, для этого требуется определённое время, чтобы они не только прочно укоренились в сознании людей, но и вошли в официальные документы. Одновременно, памятуя о том, как противоречиво проходило освоение некогда Дикого поля, следует иметь в виду, что названия урочищам, рекам и даже отдельным местностям могло быть «присвоено» задолго до появления в этих местах постоянных жителей теми, кто охранял южные рубежи государства от набегов кочевников, а впоследствии «присмотрел» для себя, своих родственников и сослуживцев понравившееся местечко. Полагаю, что ничего крамольного не будет и в версии о том, что населённый пункт Сукмановка возник на полтора-два и даже более десятилетий ранее, чем принято считать. И ещё об одном моменте: все вышеназванные населённые пункты, как и многие последующие, возникли в то время, когда Тамбовский край, или как тогда называли окраину государства, Московская «украйна», надолго выпал из поля зрения правительства, и процесс заселения протекал на фоне не всегда последовательных административных реформ. Особенно наглядно это проявилось после смерти Петра I. Несмотря на предпринятые усилия здесь всё ещё было опасно, так как леса были наводнены шайками разбойников, да и угрозу набегов со стороны татар и калмыков никто не отменял. В соответствии с губернской реформой 1708 года, Тамбовский и Козловский уезды вошли в состав одной из восьми новообразованных губерний – Азовской (с 1725 г. она стала называться Воронежской). В 1719 г. губерния была разделена на провинции и уезды. Тамбовская провинция включала города Тамбов, Козлов, Добрый, Ряжск, Верхний Ломов, Нижний Ломов, Инсар, Борисоглебск. Провинцию возглавлял воевода, которому подчинялись городские воеводы. Такое административное деление сохранилось, в основном, до реформы местного самоуправления 1779 г., когда указом от 16 сентября «О составлении Тамбовского наместничества из 15 уездов» оно и было образовано. Его официальное открытие произошло 15 декабря 1779 года, что было закреплено указом Екатерины II от 4 февраля 1780 года. Тамбовское наместничество вошло в состав Владимирского, Пензенского и Тамбовского генерал-губернаторства, а с 1783 года – в состав Рязанского и Тамбовского. В результате последовавших изменений к 1783 году из него выбыли города Новохопёрск и Гвазды. В Тамбовском наместничестве остались 13 городов: Тамбов, Борисоглебск, Елатьма, Кирсанов, Козлов, Лебедянь, Липецк, Моршанск, Спасск, Темников, Усмань, Шацк, Кадом. В 1796 году, как уже отмечалось выше, Тамбовское наместничество было преобразовано в губернию. В нём были те же 13 городов, но 12 уездов, так как заштатный город Кадом не имел его. В таком виде административное деление губернии сохранилось почти без изменений до советского времени. А теперь о самом интересном. Не боясь показаться категоричным, смею предположить, что вряд ли кто-нибудь и когда-либо сможет убедить меня в том, что можно со стопроцентной уверенностью назвать причину, по которой населённый пункт получил такое, мягко говоря, неблагозвучное, с точки зрения современников, название. Но проблема эта кажущаяся, надуманная и заключается в менталитете сегодняшнего населения России, то есть в непонимании специфики дел «давно минувших дней, преданий старины глубокой», или, говоря другими словами, в легкомысленном и поверхностном понимании, а главное – знании истории своего языка и Отечества.
От Шинокости до Сукмановки (« Жердевские новости » №42 от Среда, 19 сентября, 2012 (начало), №43 от Среда, 26 сентября, 2012 (окончание)) Автор: преподаватель Жердевского колледжа сахарной промышленности кандидат исторических наук Василий Краснов
Существует несколько версий происхождения названия села. Наиболее расхожая, но, на мой взгляд, наименее подходящая, – от тюркского слова «сакма», что означает «тропа, путь, конный или пеший». В толковом словаре Даля по этому поводу имеется следующее объяснение: «Сакма ж. (от сочить?) вост. сокма, колея, след колеса или полоза; // дорожка, тор, тропа, тропинка лесная; бичевник, утоптанная по бичевнику тропа; след или брод по траве, особ. по росе, путь, которым прошли пешие или конные; летний след зверя, лом, особ. медведя. Казаки по сакме узнают, сколько (горцев, киргизов) прорвалось, куда, и приблизительно когда; о времени, вернее узнают по помёту. Сокма поминается уже в татарщину. Ходили башкирцы смотреть сокмы, акты. Воевав деревни, и пошли опять назад тою же сокмою, откудова пришли, акты. // Поемный берег? Грот. см. сачить.». Похожее, но более конкретное толкование слова сакма находим в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона: «Сакма (стар.) – след от конной партии. Станицы и сторожи обязаны были тщательно осматривать указанные им пространства, чтобы открыть сакму. Найдя её, станица должна была неминуя, послать о том весть в город, а если бы где заметила «сакму воинских людей, то объехавши её и рассмотрев, сколько людей и какие в какую сторону идут», должна была отправить донесение воеводе. Упоминания о сакме главным образом встречаются на южных границах Европейской России. Сакма (охотн.) – употребляемое сибирскими промышленниками выражение для обозначения походки, побежки зверя, а также его следа, нарыска». Но словарь Брокгауза и Ефрона даёт нам разъяснение ещё одного старинного слова, наиболее близкого по смыслу, и объясняющего многое, если не всё. Это слово «сукманина – народное название грубого сукна домашней выделки. Сукман, сукманец и сукня (стар.) – кафтан, а также и сарафан, сшитый из крестьянского домотканого сукна. В Саратовской губернии до сих пор С. называют сарафан из шерстяной ткани, окрашенной синей краской». В пользу этой версии, правда, с некоторой оговоркой, склоняется и автор статьи о Сукмановке в Тамбовской энциклопедии, упоминавшийся выше профессор В.В. Канищев: «Название, возможно, происходит от местного промысла – изготовления сукманины, т.е. полушерстяной домотканины, полусукна». Право на существование озвученной выше версии косвенно подтверждается и ныне покойной Л.И. Чуистовой, преподававшей в своё время в ТГПИ историю древнего мира и археологию, и проведшей множество полевых сезонов на раскопках. В своей работе «Древнейшее население Тамбовщины» она отмечала: «Тамбовский край славился издавна тканями – узорчатыми и вышитыми, отбелёнными холстами, а позднее и добротными сукнами. Женщины… поверх надевали сарафаны без яркой отделки. Мужчины носили холщевую рубаху с прямым разрезом и штаны из холста, редко из сукна. Верхняя одежда – суконные кафтаны (свиты)…». Если принять в качестве основной последнюю версию, то можно увидеть, что данный топоним (топонимика – наука, занимающаяся вопросами возникновения, изменения и современным состоянием географических названий) претерпел весьма существенные изменения. Вплоть до конца XIX века и даже в начале XX в. в официальных документах и на географических картах чаще всего употребляется название Сукманка. Так, на карте Борисоглебского уезда второй половины XIX cтолетия, где уже нанесена Грязе-Борисоглебская железная дорога, то есть после 1869 года, когда она была построена, указаны местоположение и названия множества хорошо знакомых нам населённых пунктов и станций, таких, как Мордово, Ястребовка, Токарёвка, Бурнак (дважды), Русаново, Терновка и другие. Исследуемый нами населённый пункт проходит здесь как Сукманка(!). Кроме того, сельское общество называется не Сумакновское, а Сукманское, волость тоже Сукманская, и в справочной книжке по Тамбовской епархии на 1876 год село названо Сукманкой. В связи с этим снова обращаюсь к словарю Даля. Растолковывая сущность слова сукно, он как вариант приводит следующий пример: «Сукманина – крестьянская полушерстяная домотканина, шерстяной уток по портяной основе; полусукно, сермяга, пониток, саржа или понитчина. Сукманный – нчатый, из ткани сукманины сшитый. Сукман – суконный кафтан; // суконный сарафан, иногда из сукманины. Сукманник – саржаник, понитник, сермяжник; но бол. кафтан с борами. Сукманка – сукманник; // суконный кафтан». Поэтому было бы вполне уместно предложить следующую логическую цепочку, отражающую ключевые этапы трансформации названия села: сукманина (сукман, сукманец) – Сукманка – Сукмановка. Думаю, исходя из вышесказанного, понятно, что право на существование могут иметь и другие неизвестные или малоизвестные широкой публике версии. В том числе и экзотические. Например, в самом конце той же книги Л.И. Чуистовой приведён порайонный список древних памятников Тамбовской области. Пятым по счёту населённым пунктом по Жердевскому району значится «Сухмановка – 9 курганов». В этой связи у меня возникает вопрос: что это? Опечатка? Или автор использовал какой-то малоизвестный источник? Ведь село действительно находится на сухом месте, по сути, на песке, хотя вокруг него, преимущественно, отличнейший чернозём и непролазная грязь в распутицу. И сильнейшие западные, юго-западные и юго-восточные ветры-суховеи весной, несущие тучи песка, от которых местные жители страдают по сегодняшний день. А произносить каждый раз букву «ха» крайне неудобно. Вот и получилась со временем из Сухманки – Сухмановки Сукманка – Сукмановка. И чем плохо предположение? Главное, чтобы догадки и полноценные версии имели под собой конкретную документальную основу, а не гипотетические рассуждения. История, как известно, сослагательного наклонения не терпит! Но и это ещё не всё. После того, как значительная часть данной главы была написана, в моих руках оказалась ксерокопия почти восьмистраничной рукописи, посвящённая обозначенной теме. Сама рукопись никогда и никем не использовалась. Автором документа, по-видимому, является уроженец Сукмановки, а впоследствии житель Воронежа, Шаталов Фёдор Иванович. Её полное название выглядит следующим образом: «История села Сукмановка (Шинкость тоже) Сукманки. Приложение: копия письма ЦГАДА от 1июня 1972 г. исх. № 383». Никакой копии письма из архива я не обнаружил, а вот текст рукописи, к сожалению, не лишённый существенных недостатков, меня заинтересовал. В основу своих изысканий по поводу возникновения села и его названия автор положил два документа: справочник под названием «Список населённых мест по сведениям 1862 года», изданный в Санкт-Петербурге в 1866 году, и выпуск №34 «Известий Тамбовской учёной архивной комиссии» (ИТУАК) за 1892 год. Эти печатные издания всегда были доступны читателям, но автора справки (рукописи) привлекло в них следующее. В первом – тройное название села: «В Борисоглебском уезде № 520 Сукмановка (Шинкость тоже), Сукманка – село казённое, при речке Шинкость (в тексте сборника: Шинкости), дворов- 608, население: мужчин - 2762, женщин – 2771, церкви-2». (В тексте сборника: церквей православных-2). Во втором – информация о Сенатском деле № 3449 под названием «Донос неизвестного лица о неправильном владении помещиками и однодворцами села Сукманка Борисоглебского уезда казёнными землями». Этот материал был в своё время помещён (перепечатан) в ИТУАК выдающимся тамбовским краеведом Иваном Ивановичем Дубасовым. При этом в самом начале стиль текста рукописи таков, что напоминает ответ из архива, в то время как в дальнейшем встречаются малопонятные фразы, более подробные повторы, опечатки, незаконченные предложения и прочие погрешности. По моему мнению, автор соединил официальные ответы из «тогдашнего» ЦГАДА (сейчас - РГАДА) и из областного архива (ГАТО) с собственными изысканиями и рассуждениями. В рукописи имеются также прямые ссылки на документы из вышеуказанных архивов и на издания, которыми я пользовался, будучи студентом, во второй половине 1970-х годов в областной библиотеке имени А.С. Пушкина. Если верить автору, Сенат по доносу предписал межевой канцелярии «…рассмотреть права владельцев…». После «рассмотрения» Сенату было сообщено, что помещики и однодворцы никаких документов на владение землёй не имеют. Далее Сенат предложил Вотчинной коллегии провести на месте «изыскание». Вотчинная коллегия 15 января 1730 года постановила «…учинить посредством воеводов изыскание». Воевода выделил нарочных: вахмистра Кандаурова и подьячего Субачева для производства «изыскания», которое проводилось настолько медленно, что было закончено только спустя 16 лет, то есть в 1746 году! Здесь следует обратить внимание на то, что в сенатском деле название населённого пункта (Сукманка) упоминается гораздо ранее привычных для нас дат (1745-1748 годы) и вынесено в название дела. В деле чётко прописан и его статус – село. Следовательно, сам населённый пункт имел церковь, а причт - церковную землю. В противном случае Сукманка именовалась бы деревней. И Сенату тогда было сообщено, что 12 помещиков «разных чинов люди» на захваченных ими землях «уже поселили своих крестьян». Получив такое донесение, Сенат предписал «взыскать с захватчиков по тройной цене в казну денег». В результате искусственно созданной канцелярской волокиты помещики отрезали за малый штраф у села Сукманка 4021 десятину земли. Автор даже называет фамилии некоторых захватчиков земли: подпоручик В.Л. Есипов, гвардии капитан Уваров, губернская секретарша П.Т. Филиппова, майорша Д.А. Беклемишева, подпоручик корпуса жандармов В.А. Трубников и другие. В этом не было бы ничего необычного, если бы те же фамилии не фигурировали у него (у автора) в 1816 -1834 годах. Получается, что построив 12 домов на захваченных землях задолго до начала Генерального межевания 1783 года, то есть как минимум между 1730-1746 годами, «захватчики» не только проявили неслыханную проницательность и осведомлённость о предстоящем межевании, но и, находясь уже в далеко не младенческом возрасте, прожили ещё почти по 70-80 лет! Лично мне о таких компактно проживавших в наших краях помещиках-долгожителях слышать никогда не приходилось. От себя добавлю, что фамилии владельцев (и их наследников!) реальные, они сохранились в названиях населённых пунктов, отошедших в первой трети XX века к Воронежской области, и в многочисленных документах XVIII –XX веков, о которых автор записки, в силу ряда причин, просто не знал. Признав факт захвата земли, Вотчинная коллегия «отобрала» ото всех 12 помещиков подписку, чтобы они не смели «сих земель никому не продавать, не закладывать». Неизвестно, был ли выплачен помещиками штраф, как предписывалось, в троекратном размере (цена за десятину – менее рубля), но все казённые земли, числившиеся за помещиками и однодворцами села Сукмановка, были оставлены в их владении. И, наконец, о названии села. Автор документа эту проблему решает просто, утверждая, что в уже существовавший населённый пункт под названием Шинкость (по имени речки) в первой трети XVIII века по взаимной договорённости переселились однодворцы из села Сукманка, располагавшегося между Старым и Новым Осколом на белгородчине. И именно они, переселившиеся по договорённости с общиной села Шинкость, добились впоследствии именовать село Шинкость Сукманкой. А прежнее название села, приютившего белгородцев, стали писать в скобках с приставкой «тож». При этом автор рукописи признаёт, что в печатных списках населённых мест ни в Белгородской, ни в других областях, название Сукмановка не встречается. Но когда (спустя почти 300 лет!), возле нескольких оставшихся от переселившейся в наш край Сукманки дворов, что в селе Александровка Чернянского района организовалась МТС, а затем и почта, то им присвоили название «Сукмановская МТС и почта». После ликвидации МТС «почта до сих пор носит название Сукмановка с индексом 309587 по Белгородской области». И действительно, сделанный мною запрос подтвердил, что в Чернянском районе Белгородской области существует почтовое отделение с индексом 309587, но носящее имя Александровка. Полагаю, что версия Ф.И. Шаталова наравне с другими имеет право на существование, однако не может считаться первой среди равных в силу невозможности абсолютной её проверки. Если предположить, что однодворцы действительно переселились в Шинокость из белгородской Сукманки, то сделано это было не ранее первого – конца второго десятилетия XVIII века, а, следовательно, их число было ничтожно, как невелико и количество жителей Шинокости. Но автор называет Шинокость селом, что само по себе было маловероятно, но чисто теоретически вполне допустимо хотя бы потому, что Тамбовская епархия (с перерывами) существовала с 1682 года. Но то, что белгородская Сукманка не являлась селом - факт, не подлежащий сомнению: скорее всего, это была часть села Александровки со своим собственным названием. Явление для русских сёл вполне обычное. А вот факт почти поголовного переселения жителей из села, где была своя церковь, своё кладбище, даже если это были лёгкие на подъём однодворцы, представить довольно сложно. Целыми сёлами могли в принудительном порядке переселять своих крепостных, пожалуй, только помещики. Но и такие случаи не сразу приходят на память. В то же время известно, что первая ревизия не зафиксировала не только села под названием Шинокость, но и вообще никакого поселения. Поэтому возникает вопрос: куда и когда пришли однодворцы с белгородчины, сколько их было, сколько местных жителей проживало в селе Шинокость, если оно к тому времени являлось селом, и к какому сословию они принадлежали? С другой стороны, ответ, пусть и не в полной мере, вроде бы очевиден. Населённый пункт, первоначально носивший название Шинокость (Шинкость), был основан однодворцами, переселившимися из Тамбовского уезда. Об этом чётко говорится в переписной книге, отрывок из которой хранится во всё том же местном краеведческом музее, и который, мы уже цитировали. То есть между 1722 и 1748 годами. Могли здесь быть также и беглые крестьяне и прочие, охочие до вольной жизни люди. А также помещики. Бесспорным является лишь факт, что к 1748 году население представляло коктейль, состоявший из крепостных, однодворцев и помещиков нескольких, в том числе и центральных регионов России. Также остаётся открытым и вопрос о статусе «нашей» Сукмановки, по причине существования противоречия между информацией, содержащейся в документах второй ревизии (1748 г.), где населённый пункт назван деревней Сукмановской (ответ из ЦГАДА от 22. 10. 1991г.), и названием поступившего в Сенат доноса (1730г.), по которому Сукмановка являлась селом. Следует также помнить, что донос в Сенат поступил в самом начале 1730 года, что автоматически и как минимум означает захват земли помещиками в период между 1727-1729 годами, то есть сразу же после окончания первой ревизии. С одной, правда, весьма существенной поправкой. Захват земли мог произойти и гораздо раньше, в 1710-е – первой половине 1720-х годов, при молчаливом попустительстве тамбовских властей, с учётом нравов того времени, удалённости места действия от столицы и неразберихи, царившей в стране после смерти Петра I, последовавшей в январе 1725 года. И ещё об одном весьма существенном факте, мимо которого прошёл автор записки (рукописи), посвящённой истории села. Обозначив едва ли не главным аргументом упоминавшийся «Список населённых мест по сведениям 1862 года», где село Сукмановка (Шинокость, Сукманка) проходит под № 520, автор не заметил, что буквально на соседней странице под № 542 упоминается ещё одна Шинокость! Здесь следует сделать небольшое разъяснение. Список населённых мест содержит не только названия населённых пунктов по станам уездов, но и положение по отношению, как правило, к водному источнику (например, при речке Терновке, при колодце, при вершине Таловой и проч.), в нём указано расстояние в вёрстах от уездного города, от становой квартиры, число дворов, число жителей «обоего пола», наличие церквей, школ, разного рода заведений, почтовых станций, ярмарок, фабрик и т.д. В списке указаны виды поселений (хутор, деревня, село), а также сословная принадлежность жителей. При этом все населённые пункты, а точнее, порядок их упоминания, «привязаны» к почтовому тракту «из г. Борисоглебска в г. Тамбов», а затем и к почтовому тракту Астраханскому, но сначала - на тракте, затем - по правую и, после - по левую их стороны. Село Сукмановка (Шинокость, Сукманка) № 520 находилось в 60 верстах от уездного города, в 6 – от становой квартиры и было селом казённым, лежавшим по правую сторону от тракта из города Борисоглебска в город Тамбов. Населённый пункт Шинокость, проходивший под № 542, – это деревня, причём казённая, расположенная на Астраханском почтовом тракте при речке Шинокости. В деревне на тот момент было 27 дворов, в которых проживали 73 души мужского пола и 63 – женского. Деревня находилась в 58 верстах от уездного города и в 4 верстах от становой квартиры. В 5 верстах от неё находилась владельческая деревня Тагайка (при речке Тагайке и колодцах), а в 1 версте - деревня казённая Окри (Выселки Русановские, Акрёвка), при колодце и реке Савале. В Окрях находилась почтовая станция и проводилась ярмарка. В Тагайке насчитывалось 23 двора, 83 души мужского пола и 88 – женского. В Окрях – 46 домов, 213 душ мужского и 228 – женского пола. Не нужно быть ясновидящим, чтобы понять: село Сукмановка (Шинокость, Сукманка) и деревня Шинокость, находятся на речке Шинокость на расстоянии двух, максимум - трёх вёрст, друг от друга. Интуиция подсказывает, что что-то здесь не так. Между этими населёнными пунктами расположены сохранившиеся по сей день деревни Чубровская и Беклемишевская, которые территориально относятся к Воронежской области, а до ликвидации Тамбовской губернии в 1928 году входили в приход Никольской церкви села Сукмановка, и которым повезло гораздо больше, чем исчезнувшим впоследствии с лица земли деревне Дмитриевке и селу Дубовицкому всё той же Сукмановской волости. Кстати, деревня Окри (Окры) существует по сегодняшний день, вплотную примыкая к деревне Шинокость, немногочисленные домовладения которой разбросаны по левую сторону одноимённой речки. Конечно, можно предположить, что группа коренных жителей «нашей» Шинокости, не смирившись с потерей названия или по какой-то иной причине, перешла во второй половине XVIII – начале XIX веков на новое место жительства, основав ещё одну Шинокость. Как может быть верным и то, что в течение длительного времени они сосуществовали параллельно, возникнув практически одновременно! Деревня Шинокость упоминается также в историко-статистическом описании Тамбовской епархии 1911 года как входящая в приход Русановской Введенской церкви, которая сама проходит в этом описании под номером 501! В описании также сообщается, что «церковь деревянная, холодная, построена в 1886 году на средства прихожан. Престолов два: главный – Введения во храм пресвятой Богородицы и придельный – св. Троицы. Приход существует около 200 лет. Дворов 1031, д. м. п. 3718, ж. п. 3576, великороссы, земледельцы, имеют земли 15 – 16 саж. на душу. В приходе четыре деревни: 1) Орловка, 34 дв., д. м. п. 10… (неясно), ж. п. 96, от церкви в 3 вер., 2) Медвежья, 9 дв., д. м. п. 20, ж. п. 1…(неясно), в 2 вер., 3) Окры, 73 дв., д. м. п. 283, ж. п. 263, в 3 вер., 4) Шинокость, 44 дв., д. м. п. 155, ж. п. 140, в 4 вер., и 5) посёлок Терновка при ст. «Терновка», 19 дв., д. м. п. 66, ж. п. 63, в 8 вер. Река Савала и мелкий лесок». Деревня Шинокость соседствовала не только с упоминавшимися выше населёнными пунктами (деревни Беклемишевская, Чубровская), но также с деревнями Ленская, Уваровская и другими. И хотя за 50 лет число жителей увеличилось незначительно - со 136 душ обоего пола в 1862 году до 195 в году 1911, а количество домов - с 27 до 44, уже одно только упоминание деревни, заслуживает самого пристального внимания. Одновременно столь низкий прирост населения свидетельствует о необычайно высокой мобильности жителей деревни и объясняется оттоком населения в другие населённые пункты уезда и даже регионы страны, учитывая сложные процессы, последовавшие после отмены крепостного права в 1861 году и в первом десятилетии XX века. Рождаемость же в уезде, как и во всей империи, в указанный период была просто высочайшей, а ежегодный прирост населения составлял, в среднем, устоявшиеся 1,5%! Остаётся только добавить, что более ранняя церковь в селе Русаново была постройки 1801 года, и то ли по причине ветхости, то ли пожара была заменена на новую, которая существует и поныне. Однако разбивки прихода по деревням в описании нет. Хотя, по большому счёту, это не меняет сути дела. Даже если «оттолкнуться» не на 200, а на 175 лет от даты постройки последней русановской церкви (1886 г.), то время открытия прихода выпадает на 1711 год! Как верно и то, что этот же год возникает, если отнять два века от года 1911-го! Страшно подумать, как давно это случилось, но и особых оснований не доверять историко - статистическому описанию епархии у меня нет, хотя несколько смущает слово «около». В то же время, по данным В.А. Прохорова, село Русаново «возникло в начале XVIII века. Название - патрономическое: от какого-то лица с фамилией Русанов. В документах 1708 года отмечена Русанова Поляна». Это означает, что Русанова Поляна некоторое время была деревней, как были деревнями в своё время практически все сёла. И именно из неё, родимой, из деревни русской вышел также и город… Размышления по поводу возникновения названия села заставили меня направить свои усилия в другую плоскость. Меня не покидала мысль о том, что в такой сложной стране, как Россия, очень редко встречаются «штучные» населённые пункты, подобные нашей Сукмановке. Ведь если слова «сукманина» и «сукман» попали в известные дореволюционные издания, а само изделие было столь популярным, то неизбежно должны были существовать и другие селения с похожими или однокоренными названиями. Говоря иными словами, я не поверил утверждению предполагаемого автора «белгородской» версии о том, что в списках населённых пунктов других губерний идентичных названий не обнаружено. И интуиция меня не обманула. В одном из дореволюционных сборников, посвященных волостям и важнейшим селениям европейской России второй половины XIX века, под №1000 обнаружилось сельцо с двойным названием Плоское (Сукманово)! Этот населённый пункт, в 105 дворах которого проживали 704 человека, находился в Дупенской волости Чернского уезда Тульской губернии и был населён бывшими владельческими крестьянами. Невероятно, но это сельцо не только сохранило первоначальное название, но и выжило в вихре противоречивых событий XX века! В настоящее время на территории Чернского района Тульской области находится сельское поселение Поповское, в состав которого, помимо более трёх десятков различных населённых пунктов, входят сразу три деревни с одинаковым названием Сукманово (1-е, 2-е, и 3-е) и деревня Сукмановские Выселки! Что же касается происхождения названия, то вряд ли кто даст гарантию, что сельцо Сукманово не было названо по фамилии владельца, или кого-либо из первопоселенцев, или по аналогии с известным продуктом, а в других регионах страны больше нет поселений с такими исходными данными. В то же время, я не сомневаюсь, что подобного рода открытия не заставят себя долго ждать. Следует только приложить максимум усилий и желания для достижения поставленной цели. Спустя примерно четыре-пять месяцев после начала работы над первой главой книги я понял, что писать её можно бесконечно долго. Дело в том, что в субботу, восемнадцатого августа 2012 года на моё имя поступило письмо из села Александровка, которое с одной стороны заставило задуматься над возможностью когда-либо ответить на поставленные мной вопросы, но одновременно часть этих вопросов и закрыло, фактически полностью перечеркнув версию Шаталова. Автором письма является заведующая клубом села Александровка Чернянского р-на Белгородской обл. Астахова Нина Николаевна. Намеренно цитирую отрывки из него, так как некоторые существенные моменты требуют уточнения. «…В 1945 году после войны была создана тракторная бригада. Назвали её Сукмановской МТС. В 1959 году Сукмановскую МТС перевели в село Александровка, а в 1960 году на базе МТС открыли ПТУ-31, стали готовить механизаторов, училище просуществовало до 1997 года. Во времена перестройки его закрыли. Наше село было создано в 1800-х годах князем Даниилом Всеволожским. Его поместье было в селе Малотроицком, сейчас остался хутор Петровский, в котором и была Сукмановская МТС. Почта в Александровке всегда была Александровской, к МТС никогда не относилась. Есть версия названия Сукмановка от слова Цукмановка. Цук – цукор – в переводе с немецкого – сахар (правильно-Zucker, В.К.), ман – мужчина. Фамилию его никто не знает, знают, что он по национальности немец. Он занимался выращиванием сахарной свёклы на Тамбовщине, в Воронежской губернии, Курской, Белгородской губернии, часть Белгородской территории раньше относилась к Курску. Земля была хорошая - чернозём. Вот он и возделывал, выращивая сахарную свёклу». После получения этой информации сама собой отпадает очень красивая цепочка передачи названия села: Тула – Белгород –Тамбовщина. Поясню, не вдаваясь в подробности, что Тула (1146г.) возникла почти на пять веков раньше Белгорода (1596г.), давшего название и жизнь одноимённой засечной черте, где несли службу однодворцы. Зато на горизонте замаячила фигура немца Цукермана - сахарного человека… В то же время не даёт покоя почти стопроцентное совпадение названий районов: Чернский в Тульской, и Черняновский в Белгородской областях. И ещё об одной, лежащей на поверхности проблеме, разрешить которую, по - видимому, никто и никогда не пытался. Речь идёт о названии речки, на берегах которой раскинулось село Сукмановка. Ни в одном из известных и доступных мне исследований по краеведению и топонимике, словарей и других академических источников я не нашёл и намёка на объяснение названия Шинокость (или Шинкость). Здесь ясно лишь одно: своё название речка, как и другие источники, получила задолго до появления первых поселенцев или же оно было перенесено ими из других областей центральной России. В противном случае как-то странно получается: есть речка Шинкость (Шинокость), протекающая между прочим по территории Тамбовской и Воронежской областей, была (и есть!) поблизости от неё одноимённая деревня, наконец, существует почти 300 лет по обе стороны речки село Сукмановка, некогда называвшееся Шинокостью, а вот объяснения названию этой самой речки нет. Как, впрочем, нет объяснения и происхождению названия речки Казачки, упоминаемой в «Экономических примечаниях» к плану Генерального межевания Борисоглебского уезда конца XVIII века. Да и кто видел её, эту призрачную речку Казачку? Но это не самая большая и не самая неразрешимая тайна нашего исследования. Следует только внимательнее взглянуть на окрестности. И немного подумать…
Добрый день! Помогите советом и подскажите пожалуйста, получается метрические книги и исповедные ведомости по Сукмановке хранятся в Воронежском архиве а не в Тамбовском?или возможно что что-то и в Тамбовском архиве находится? Заранее благодарю за ответ
Добрый день! Помогите советом и подскажите пожалуйста, получается метрические книги и исповедные ведомости по Сукмановке хранятся в Воронежском архиве а не в Тамбовском?или возможно что что-то и в Тамбовском архиве находится? Заранее благодарю за ответ
[/q]
Добрый день!
1916 год находится в Тамбове. Но бумажный. Исповедок нет как класс. Выявлена перепись 1858 года.
--- в том обыске за ветхостью иатодранием начала нет