На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
С 1630-х - Чугуевский уезд, в 1708 г. - в Азовской губ., в 1779 г. - в Слободско-Украинской губ., с 1797 г. - в составе Змиевского уезда Слободско-Украинской губ., с 1835 г. - в Харьковской губ.
Административно-территориальное деление Чугуева и уезда (составлено Vladim)
Управление Чугуевым происходило по трем направлениям: административному, военному и церковному.
Город Чугуев со времени его основания в военном и административном отношении подчинялся Белгородскому воеводе. Воеводы назначались Разрядным приказом в Москве после утверждения царём и боярской думой. В 1639 г. был назначен свой чугуевский воевода. Им стал кн. Петр Иванович Щетинин. Текущее управление производилось Белгородским столом Разрядного приказа.
Уезды существовали на Руси с 13 в., состояли из города и подчиненных ему станов и волостей. Первоначально уездами управляли княжеские наместники, с начала 17 в. - воеводы. В 18 в. уезды превратились в составную часть губерний. Учреждение станов, то есть мест пребывания должностных лиц феодальной администрации, где они взимали дань и осуществляли суд над окрестным населением, относится к середине 10 в. В 14 - 15 вв. станами стали называть и территорию, подсудную этим представителям власти, что превратило станы в административно-территориальную часть уездов с конца 15 в.
Указом Петра I от 18 декабря 1708 г. территория Российского государства была разделена на восемь губерний. Города Чугуев и Змиев вошли в Азовскую губернию . По переписным книгам 1710 – 1712 гг. Чугуевский уезд состоял из двух станов: 1. Удского с селами: Покровское (Старое), Веденское, Терновое, Шубино, Васищево, Каменная Яруга; 2) Верховского (или Верхнего) с сёлами: Кочеток, Пятницкое, Большая Бабка, Пещаное, Тетлега.
29 мая 1719 г. Чугуев отнесен к Белгородской провинции Киевской губернии , причем по переписи 1710 г. в Чугуеве было 528 дворовых мест, а расстояние до центра провинции Белгорода составляло 80 верст.
Конец 1726 г. – начало 1727 г. Из Киевской губернии выделена Белгородская губерния, состоящая из Белгородской провинции. В том же 1727 г. к ней присоединены Севская и Орловская провинции. В состав губернии включены также часть Украинской линии и в административном отношении пять полков слободских казаков Киевской губернии (Сумской, Ахтырский. Харьковский, Изюмский и Острогожский). Губернии стали делиться не только на провинции, но и на уезды, включая Чугуевский. Всего было восстановлено 166 уездов. В Полном Собрании Законов указ об образовании Белгородской губернии отсутствует, нет его и в сохранившихся материалах Верховного Тайного Совета. Примерная датировка указа принята по Викитеке . В Интернете можно встретить и точную дату 1 марта 1727 г., но подтверждения этой даты нами не было найдено. Местный административный орган - Чугуевская приказная изба.
11 октября 1764 г. Определен "список городам и пригородам в штат положенным" по губерниям. Чугуев был зачислен в штат Белгородской провинции Белгородской губернии. Города Чугуев, Вольной и Алешня, Хотмыжск и Салтов были объединены в одно воеводство.
28 июля 1765 г. Из частей Белгородской и Воронежской губерний образована Слободско-Украинская губерния. Чугуевский уезд в нее не был включен, а оставлен в Белгородской губернии.
1779 г. – После расформирования Белгородской губернии Чугуевский уезд полностью был передан в Слободско-Украинскую губернию.
25 апреля 1780 г. – Указом императрицы Екатерины II образовано Харьковское наместничество c 15 уездами: Ахтырским, Белопольским, Богодуховским, Валковским, Волчанским, Золочевским, Изюмским, Краснокутским, Лебединским, Миропольским, Недригайловским, Сумским, Харьковским, Хотмыжским и Чугуевским. В названии указа вообще-то фигурирует Харьковская губерния. В 1780 г. составлен новый большой Чугуевский уезд (округ) — из старого Чугуевского уезда, части Салтовского уезда с Салтовом, Хотомлянского комиссарства, Печенежского комиссарства и части Балаклейского комиссарства (без Балаклеи, со Змиевым).
12.12.1796 г. - вновь была возобновлена Слободско-Украинская губерния, разделённая по указу 31.12.1796 г. губернатором на 10 уездов: Ахтырский, Богодуховский, Валковский, Волчанский, Змиевский (центр слобода Змиев, Чугуев - заштатный город), Изюмский, Купянский, Лебединский, Сумской и Харьковский.
01.05.1797 г. - в высочайше утвержденном докладе Сената, изданном во исполнение указа от 12.12.1796 г., сообщается, что: 1) учрежденная в 1765 г. Слободско-Украинская губ. существовала до 1780 г. и делилась на 5 провинций (Харьковскую, Ахтырскую, Изюмскую, Острогожскую, Сумскую) и что затем, при учреждении Харьковского и смежных с ним наместничеств, Острогожская провинция была присоединена к Воронежской губ., от Изюмской провинции некоторые селения были отчислены к Воронежскому наместничеству и Новороссийской губ., а к Харьковскому наместничеству были приписаны города Чугуев, Салтов, Хотмыжск, Мирополье, Алешня и бывший г. Вольный с селениями; 2) Слободско-Украинская губ. при своем учреждении в 1765 г. «точных пределов не имела»; 3) слободско-украинский губернатор, согласно предписанию штата от 31.12.1796 о разделении губернии на 10 уездов, назначил уездными городами Харьков, Ахтырку, Богодухов, Богучар, Изюм, Купянск, Острогожск, Сумы и слободы Змиев (вместо Чугуева) и Старобельск (вместо Беловодска).
1835 г. – Слободско- Украинская губерния переименована в Харьковскую губернию по названию губернского города. В составе губернии было 11 уездов: Ахтырский, Богодуховский, Валковский, Волчанский, Змиевской, Изюмский, Купянский, Лебединский, Старобельский, Сумской, Харьковский. Заштатный город Чугуев входил в Змиевский уезд.
Органом церковного управления было Чугуевское духовное правление (годы?, в ЦГКИАК. Ф. 2008. Чугуевское духовное правление отложились дела с 1763 г. Сначала, скорее всего, было Белгородское духовное правление Белгородской епархии (1780), с 1799 г. Харьковской епархии. До 1799 г. церкви Слободской Украины находились под ведением Белогородского архипастыря, как и в гражданском отношении Слободская Украина находилась под ведением Белогородских воевод и Белогородской губернской канцелярии. Имя Слободско-Украинского архипастыря введено было в официальное употребление только с 1799 г.
Надобно, однако, заметить, что до открытия в 1667 г. Белогородской кафедры, переселенцы из-за Днепра с нуждами о храмах и священниках относились прямо в Москву, другие же в Киев.
Обиды чугуевских служилых людей на воеводу Харькова
Харьковский и Чугуевский уезды, находясь за Белгородской чертой, управлялись назначаемыми из Разрядного приказа городовыми воеводами. Чугуевский уезд появился ранее Харьковского, часть его земли с поместными дачами и русскими служилыми людьми затем отошла к Харькову. Город Харьков оказался более «удачливым» чем Чугуев, его население и значимость в регионе росли значительно быстрее. Харьков стал не только крупным административным центром, но и торговым. С 3-й четверти XVII века в нем начали проводиться ярмарки, на которые стали приезжать с товарами и жители соседнего Чугуева.
15 февраля 7206 (1698) г. в Москву в Разрядный приказ чугуевский сын боярский Сава Воронин привез отписку чугуевского воеводы и городовую челобитную жителей. В «отписке» (сопроводительном письме), чугуевский воевода Степан Коробьин уведомлял царя Петра Алексеевича, что 27 января 7206 (1698) г. к нему в приказную избу чугуевцы принесли челобитную на харьковского воеводу Семена Дурова. Среди челобитчиков были рейтарский поручик, копейщики, рейтары, солдаты, дворовые и городовые дети боярские, станичники, полковые казаки и пушкари. В своей челобитной жители писали:
«…живем мы холопи твои в Чюугуеве на новопостроенной черте а в Чюгуеве Государь у нас холопей твоих торгов и никаких промышленых людей нет а торги и ярмонки бывают в Харкове и для покупки соли и для всяких своих нужд ездим мы холопи твои из Чюгуева к ярмонком и торгом в Харков и харковской воевода Семен Абросимов сын Дуров об ярмонках о Тройцыне и о Успеневе и о Богоявленеве днях емлет с нас холопей твоих проезду с воза по два алтына а с пеших людей по две денги с человека а в торговые во всякие дни емлет же по две денги с человека и для взятья с нас холопей твоих того проезду в ярмонки на проезжих улицах и в переулках ставить он людей своих и харковских жителей руских людей и черкас человек по дватцати и болши з дубем и которым из нас холопей твох того проезду платит нечим и те ево заставные люди на заставах нас холопей твоих задерживают и бют смертным боем»
Кроме жалоб на необоснованные поборы на ярмарках в Харькове, которые бывали на Троицу, Успение и Богоявление, русские служилые люди Чугуева били челом царю, что харьковский воевода сажает приезжающих в Харьков чугуевцев за караул и в колоды «…держит недели по две и по три из за кораула отпущая берет рубля по два и болши». Но и кроме ярморочных дней, воевода Семен Дуров посылает из Харькова своих людей в Чугуевский уезд на поместья чугуевцев, где посланные угоняли лошадей и скотину, после чего, отведя в Харьков требовали выкуп по одному и по два рубля. Об этих притеснениях со стороны харьковских воевод чугуевцы били челом в 7197 (1689) и 7201 (1693) годах в Белгороде перед боярином и воеводой Борисом Петровичем Шереметвым. Отсюда можно сделать вывод, что такие действия были не личной инициативой действующего харьковского Семена Дурова, а способом «кормления» приезжающих на воеводство в Харьков служилых людей. В своей челобитной чугуевцы отмечали, что после их предыдущих прошений о притеснениях, в Харьков из Белгорода воеводам приходили отписки «…что им того проезду и напрасных взятков с нас холопей твоих имать невелено». Жаловались чугуевцы в 1698 году и на то, что такие «взятки» и «грабеж» харьковский воевода производит и с других приезжающих на ярмарки людей городов по новой Изюмской черте.
2 марта 7206 (1698) г. в Разрядном приказе была рассмотрена челобитная, поданная чугуевцами. Белгородскому воеводе, князю Якову Федоровичу Долгорукому, было указано расследовать дело. Как только царская грамота придёт в Белгород, Долгорукому следовало послать в Чугуев «…кого пригож да с ним приказные избы старого подячего людей добрых а не корыстовских» для сыска «…чюгуевцы всяких чинов людми во всех статях подлинно вправду». О результате проведенного сыска, князь Я.Ф. Долгоруков должен был доложить в Разрядный приказ, боярину Тихону Никитичу Стрешневу.
РГАДА, Ф.210, Оп.12, д.135 (7146-49/1638-41 гг.) I. Документы о служилых людях: 1-50, 55-95+108-110+115-119+139-167+185-188+221-227+302-308+311-313 (об иноземцах), 186-187, 189-220, 240-301, 309-310, 313-318. -318л.
*Дело представляет собой челобитные, поданные на имя Царя с прошениями о пожаловании за "за службу и смерть родственников", о "поверстании поместным и денежным окладами" и т.д. В ряде случаев челобитчики говорят о собственной службе, службе отцов, дедов и родственников, участии в военных кампаниях и сражениях. Иногда присутствуют разрядные выписки из десятен, разборных и смотренных книг, а также решения Разряда в виде "наказов" воеводам и переписки между "столами". Знак "?" - неуверенное/неточное прочтение. Цифра в скобках - численность поданных челобитных или документов.
Добрый день ! Извините что не в тему. Скажите пожалуйста, почему в Харьковской и Сумской областях у всех жителей русские фамилии, значит ли это, что жители были этнические русские, такие же как и в какой нибудь центральной России? Или это русских с центральной России туда переселили? В настоящее время в Украине тоже 50% граждан с русскими фамилиями, особенно на юго западе. Они говорят что это политика русификации и всех заставили поменять фамилию на русский лад. Да, такое тоже было, но не в таких обьемах ? Но ведь в метриках на этом сайте за 18 век у жителей Харькова Чугуева и т д почти ни одной Украинской фамилии у них нет, почему они вообще решили, что они - украинцы? Только потому что территориально отдали эти земли современной Украине ?
>> Ответ на сообщение пользователя Kathryna от 22 февраля 2025 23:28
Ваш вопрос несколько провокационно может быть оценен. Но попробую ответить максимально нейтрально и взвешенно. Действительно, в Сумской, Харьковской и других областях процент людей с фамилиями на "-ов", "-ев", "-ин" значительно выше, чем в областях Запада. Это связано как с тем, что действительно, великороссы осваивали эти пустынные земли в XVI-XVIII веках, точно как и малороссияне переселялись сюда же. Этот регион условно называется "Слободской Украиной" и он носил формат "слоёного пирога": великороссийские селения существовали рядом с малороссийскими и длительное время население не смешивалось. Традиционные малороссийские фамилии пришлых людей на "-енко", "-чук" и т.д. зачастую подвергались в XVI-XVIII веках написанию на великороссийский лад или вовсе замене. Когда "Иваненко" становился придя сюда "Иваненковым" или вовсе "Ивановым", но при этом по происхождению малороссиянин.
В каждом отдельном случае и фамилии нужно разбираться кто носитель её: потомок великоросса или малоросса.
>> Ответ на сообщение пользователя Yaroslav_Don от 22 февраля 2025 23:39
Спасибо за ответ !
Я ни в коем случае не хочу никого провоцировать или обижать, это ведь история и факты, а мне хочется именно этот момент для себя прояснить, максимально объективно и вне контексте какой либо политики.
К примеру, жителям условно каких нибудь Мари Эл или Якутии тоже дали русские фамилии, но у них своя национальность и происхождение. А вот с юго востоком Украины было не очень понятно. Ну в советское время при строительстве заводов тоже понаехали русские, но это было сравнительно недавно. Русифицированных фамилий а ля Лаченков и Кондратенков там очень мало. Все таки большинство именно чисто русских. Ну либо крикун стал крикуновым, такое было на примере моих родственников из Воронежской области.
Может ли или это быть связано с массовыми переселениями русских по происхождению людей на земли Слобожанщины, вопрос почему в таких больших количествах, что и по сей день фамилий Украинского (малороссийского) происхождения там не больше 30% (а сейчас в любом российского города процент малороссийских фамилий такой же).
Все же многие граждане Украины путают свое гражданство и этническое происхождение (говорю без провокаций, хотя бывает обидно, когда люди имеющие в роду русских высмеивают русский этнос и русских крестьян). Впрочем, в России точно также путают. А потому что никто не хочет изучать свое генеалогическое древо и происхождение, а мне кажется, это очень интересная тема.
Бежавшая из Чугуева семья черкас сотника оставила сноху
Ряд эпизодов о побегах черкас из города Чугуева обратно в Литву до их открытой измены царю в апреле 1641 году были введены в научный оборот в «Историко-статистическом описании Харьковской епархии. Отделение 4.» Ф. Гумилевским (Харьков, 1857 г.) и повторены в «Очерках из истории колонизации степной окраины Московского государства» Д.И. Багалием (Москва, 1887 г.).
Таким эпизодом стал побег сотника Гаврилы Розсохи, состоявшийся в 23 сентября 7149 (1640) г. Длительное время Розсоха состоял в оппозиции к гетману Якову Острянину, что наверняка, и сыграло немаловажную роль в его решении возвращения в Литву. Примечательно, что ещё 3 сентября 1640 г. сотник Розсоха был послан за бежавшими из Чугуева 4 человеками черкас, но поймать их так и не смог или не захотел. До этих событий сотник Розсоха был в Москве и получил дорогие подарки, но, как видим, и это не удержало его от измены.
26 сентября 7149 (1640) г. в Москву из Чугуева сыном боярским Артемом Кучиным была доставлено отписка чугуевского воеводы Петра Щетинина. В своем письме воевода так описывал дело:
«…в нынешнем Государь в 149-м году сентебря в 24 день в другом часу ночи пришол ко мне холопу твоему чюгуевских черкас ясаул Пронка а скозал ходил де он ясаул ношной сторожи по кароулом роставливал и послышал плачет жонка сотника Гаврила Росихина сноха сына ево Расохина Микиткина жена Маланица Федорова дочь а скозала ему есаулу та жонка что поехол де свекор ее Гаврила Разсоха з женою своею и з дочерми и с мужам ее с Микитою а скозали поехоли на пасеку а прикозали ей Маланице будем де мы с пасеки домо вскоре не замешков…»
Весь день 23 сентября сноха прождала свою семью и, наконец, на следующий день поехала сама на пасеку. Приехав на пасеку, она обнаружила, что там никого нет, и вернулась обратно в Чугуев, где её рыдающую и обнаружил есаул Пронка. Маланьица была приведена к воеводе Щетинину и допрошена – те же речи: «…а песеке де Государь свекра ее Гаврила Рассохи з женою и з детми и с мужам ее Микитком нет а где делся тово де она не ведает». Воевода послал на Розсохину пасеку 3 пятидесятников во главе с Петром Головановым, 5 человек черкас и русских служилых людей. 25 сентября посланные вернулись с пасеки и донесли воеводе, что «…Рассохи на пасеке нет со всем и з животиною а сокма пошла к литовскому рубежу побежал в Литву а сокма пошла не малоя а чает Государь что по нево из Литвы подежали в ту ночь как Государь Россоха побежал у черкас покрадены у меногих людей лошеди». Воевода послал людей с обыском на дом изменившего сотника Разсохи. В тот же день посланные доставили к воеводе обнаруженное имущество: «…и тово ж числа приенсли перед меня холопа твоего два сундука замкнуты и я холоп твой те сундуки велел перед черкасы отомкнут и в сундуках положено рагожу да каменя». Сотник все забрал с собой при побеге.
Поскольку вскрытие сундуков происходило при свидетелях (черкасах), воевода Петр Щетинин стал укорять их в побеге сотника: «…и я холоп твой на смотру говорит сотником и черкасом что оне пришли из Литвы к тебе праведному Государю из воли а никово по них перезыват в Литву не посылона и крест тебе праведному Государю целовали что им во всем тебе Государю служить правдою а ныне и ночалныя люди быв твою Государскую милость и крестноя целованя почели бегот и оне бы сотники и черкасы на то не сумневалис что своровал вор сотник Гаврилка Россоха побежал в Литву и служили тебе Государю исполняютчи твое Государева крестноя целованя».
Присутствующие при речи воеводы черкасы стали оправдываться, что кто «…де ворует и бегает в Литву мы де тово не ведаем». Рассказали черкасы воеводе и о ходивших в их среде слухах, «…что будет роздор по городам и Чюгуеву отдача… и мы де тому не верим». О бежавшем сотнике черкасы сказали, что «…Рассоха с товарищи и в Литве нами мутили». Также, рассказали черкасы воеводе и о слухе, что бежавшего сотник Разсоха «…всякова дурна ждать… с литовскими людми пришев над городом и над твоею Государевою казною дурна какова не учинили».
К этому известию воевода Петр Щетинин отнесся с особенным вниманием, к тому же, у бежавшего Разсохи в доме были найдены два письма из Литвы. Чугуевский воевода ещё больше стал опасаться измены со стороны черкас и просил царя о прибавке в городе русских служилых людей. На сентябрь 1640 г. в Чугуеве было 190 чел. городовых русских казаков, 70 человек городовых стрельцов. Городовые русские казаки употреблялись воеводой для посылки на отъезжие сторожи (26 чел.), в станицы (24 чел. казаков и 3 чел. стрельцов). Стрельцы несли караулы в городе и по воротам (20 чел. в ночь). На черкас воевода не надеялся и жаловался, что «…по острогу стерегут черкасы и сторожа у них почела быт оплошна гораздо». Заканчивал своё письмо царю чугуевский воевода следующим: «…без прибавки Государь руских людей быти на Чюгуеве немочна для всякова опосеня и о том Государь мне холопу своему что ты Государь укажеш».
Здравствуйте. ф 210_12_1599 1 Сказки о службе, семейном составе и имущественном положении Валуйки-1697. Нашел такую запись: 1.К сей скаски волуйския площади подьячей Петрушка Брянцов вместо Шевякова Я. руку приложил
2. К сей скаски чюгуевская площади подьячей Антошка Жакав вместо Шевякова В. руку приложил .
В скаске оба родных брата из Валуек, а записаны в разных городах разными подьячими. У меня только одно предположение - один из братьев служил в Чугуевском полку. Кто то может подсказать, как такое могло быть?
Здравствуйте. ф 210_12_1599 1 Сказки о службе, семейном составе и имущественном положении Валуйки-1697. Нашел такую запись: 1.К сей скаски волуйския площади подьячей Петрушка Брянцов вместо Шевякова Я. руку приложил
2. К сей скаски чюгуевская площади подьячей Антошка Жакав вместо Шевякова В. руку приложил .
В скаске оба родных брата из Валуек, а записаны в разных городах разными подьячими. У меня только одно предположение - один из братьев служил в Чугуевском полку. Кто то может подсказать, как такое могло быть?
[/q]
Никакого "Чугуевского полка" в тот момент не существовало. Чугуев - рядовой город Белгородского Разряда. Подьячие могли служить в любом городе от Воронежа до Харькова, если там была вакансия.