 Пожалуйста, по своим личным поискам (по фамилиям рода) и отдельным населенным местам открывайте фамильные или дневниковые темы. Географический раздел по Киевской губернии разбит на уезды/волости. Придерживайтесь, пожалуйста, выбранной схемы, открывая новые темы.
В настоящее время архив ЦГИАК не работает (см. новости TV). Пользуйтесь папками с микрофильмами, которые собрали участники форума - Украинские архивы https://drive.google.com/drive...X3RUrhN9eb
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ на то, что ВСЕ украинские разделы и темы закрыты для редактирования... Напечатав свое сообщение, не поленитесь проверить его на предмет грамматических ошибок и неточностей в изложении через опцию "Предварительный просмотр"...и только потом отправляйте на форум через опцию "Отправить"..
Коллеги, просьба не забалтывать ИНФОРМАТИВНЫЕ темы, которые (без вопросов/ответов).
Ведем дискуссии в рамках приличия, не нанося друг другу взаимных обид и оскорблений. Взвешенно и аргументировано обсуждаем вопросы/ответы участников, работающих по регионам раздела. |
Богуславский район (цетр - г. Богуслав)
(Бывш.) Каневский уезд Киевской губ.
SBARGOLGA Участник
Сообщений: 60 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
16 сентября 2013 23:06 Не заслуженно забытый замечательный город, где жили мои предки. Почти 3 года пытаюсь найти все,что с ними связано и по крупицам собираю информацию и воспоминания о Богуславщине. Уверена,что найду единомышленников. Буду рада совместным усилиям ! | | Лайк (1) |
SBARGOLGA Участник
Сообщений: 60 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
16 сентября 2013 23:09справочная информация Богуслав (укр. Богуслав)
Административно-территориальное деление Богуслав (укр. Богуслав)— город, районный центр, центр городского совета, Богуславского района Киевской области. В ХІХ столетии местечко Каневского уезда Киевской губернии. Город относится к историко-этнографическому региону Среднее Поднепровье (Надднепрянщина).
Большая Советская Энциклопедия 1969 — 1978 гг.
Богуслав, город, центр Богуславского района Киевской области УССР, на р. Рось (бассейн Днепра). Ж.-д. станция. 12,1 тыс. жителей (1968). Фабрики: суконная, мебельная, художественных изделий; заводы — консервный, маслодельный, по обработке гранита. Педагогическое училище. Историко-краеведческий музей. Памятники градостроительства и архитектуры УССР 1983 г. Троицкая церковь, 1862 г. (ул. Карла Маркса, 4). Расположена на холме в центральной части города. Доминирует над окружающей застройкой. Кирпичная круглая в плане ротонда с прямоугольным притвором с запада и надстроенной над ним двухъярусной колокольней, увенчанной шпилем. Перед западным фасадом — четырехколонный портик тосканского ордера. Ротонда окружена колоннадой, продолжением которой служат выступающие из стены алтарной части полуколонны. Памятник выполнен в стиле позднего классицизма. | | |
SBARGOLGA Участник
Сообщений: 60 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
16 сентября 2013 23:13 [b]Похилевич Л. И. Сказания о населенных местн. Киевской губ. Похилевич Л. И. Сказания о населенных местностях Киевской губернии 1864 г.
Богуславль местечко. Основание Богуславля относят к XI веку, когда Ярослав строил города по Роси и заселял их пленными Поляками; но первое известие о существовании Богуславля встречается в летописях под 1195 годом, по случаю уступки его вместе с 4-мя другими городами со стороны Киевского князя Рюрика Росгиславича великому князю Владимирскому (на Клязьме) Всеволоду Георгиевичу. В 1239 году, подобно другим городам, Богуславль разрушен монголами, а в 1320 году подпал под власть Гедимина и с того времени находился под властью Литвы и Польши. В 1576 году был главным местом казачьего полка своего имени, о коем в 1650 году, при разделении Малороссии Богданом Хмельницким на полки, уже не упоминалось. Но в начале прошлого века Самусь именовался полковником Богуславским Прежде здесь был крепкий замок Во время польского владычества Богуславлю даваемы были привиллегии в 1589 году Янушом Острогским на пользование грунтами и хуторами и 1620 Сигизмундом Ш, на право получения мещанами наследств после своих родных и продажи друг другу своей собственности. Должно быть дошло до того, что жители лишились и этих естественных прав. Люстрации 1615, 1622, 1765 и 1789 годов выписаны у Балинского (Сгарож. Польска т. П сгр. 519). Из них между прочим видно, что герб Богуславля изображал голубую реку, текущую между зелеными берегами, а на ней 3 скалы с желтыми крестами; что евреев было мало, именно в 1622 году 15 домов, в 1765-123, в 1789-100; между тем как христиан было в 1622-100, в 1765-392, в 1789 с предместьями 457; и что когда мещане условились выгнать евреев из местечка: то они отзывались люсгратору в 1789 году, что пребывание их в местечке основано на позволении Речи Посполигой, что они доставляют выгоду краю и что они, во время последней колиивщины (1768г.) потеряли имущества на 284000 злот., бью изгнаны из места и лишившись своих домов и проч. и что старосгво состояло из 37 сел, приносило доходов: в 1622 году до 4000 флоринов, в 1765-139380 зл. в 1789-235638 злот. В 1702 году Богуславлем овладел полковник Самусь и не допускал собирать доходы до 1715 года. С 1740 года старосгво было во владении князя Юрия Любомирского, а после него Францишка Ржевусского, маршалка надворного коронного. Конституцией 1774 года Богуславль отдан в вотчину, с старосгвом, королю Станиславу Поняговскому, который немедленно этот подарок пожаловал одному из составителей конституции, своему родственнику, князю Станиславу Поняговскому, а сей продал в 1785 году графу Ксаверию Браницкому, деду нынешних владельцев. 8 декабря 1796 года Богуславль возведен был на степень уездного города, каковым оставался до 1846 года, когда присутственные места переведены в г. Канев. Богуславль расположен по обеим сторонам р. Роси, живописно текущей в этом месте по гранитным скалам. От г. Канева отстоит в 30 верстах. Жителей об. пола: православных 2260, из коих большая половина принадлежит к свободным сословиям, потомкам давних Богуславских мещан, римских католиков 322, евреев 5986, из коих 44 купца 3-й гильдии. В1790 году в Богуславле считалось без евреев 3398 жиг. и 513 дворов. В настоящее время в Богуславле становится, кроме торгов по воскресеньям, понедельникам, пятницам, 8 годовых ярмарок на всеедной неделе, всредопосгную среду, на Вознесение, на Прокопия 8-го июля, 6-го августа, 8-го сентября, 26-го октября и 6-го декабря. Значение местечку придают также местоприбывание почтовой станции, становой квартиры, а также главноуправляющего Богуславским имением графов Браницких, к коему принадлежат следующие села и деревни Каневского уезда с 88373 десятинами земли: Богуславль, Чайки, Кидановка, Шупики, Дыбинцы, Биевцы, Мисайловка, Бородани, Москаленки, Карапыши, Синица, Яновка, Зеленьки, Расава, Пусговойгы, Мироновка, Хохогва, Дешки, Исайки, Яцюки, Баранье Поле, Красногородка, Медвин, Дмигренки, Ольховец, Семигоры, Вахугенцы, Юхны, Яхны, Микитяне. Еще недавно в Богуславле было 3 проходские приходские церкви: Троицкая, Покровская и Параскевская. Ныне остались только первые две, а Параскевская, построенная «a prima radice» в 1747 году, с переводом присутственных мест в Канев, закрыта, так как число жителей в местечке значительно уменьшилось. О Троицкой церкви в визиге 1746 года Богуславского деканата говорится, что она 1739 года построена около старой; железные кресты еще не были подняты на церковь. Когда церковь эта совершенно обветшала, то построена каменная на том месте, где прежде существовала Параскевская церковь, которая и освящена митрополитом Арсением в 1862 году. Троицкая церковь по штатам сельских церквей причислена к 5-му классу. Земли имеет 100 десятин К приходу ее причислена деревня Туники, в 2-х верстах отстоящая, имеющая жителей об. пола 340 душ. Покровская церковь деревянная, на противоположной правой стороне Роси; построена в 1726 году и также около старой и также причислена к 5-му классу, земли имеет меньше, именно 35 дес. Она стоит на каменистом острове, с левой стороны коего течет река Рось, а с правой обтекает ручеек Сваволка; от чего во время полноводья весной, недели на две, сообщение с прихожанами затрудняется. К ней причислена дер. Раскопаны, в1 версте отстоящая, в коей жителей об. пола 453. Богуславская, как и все окрестные церкви, состояли с 1737 по 1767, а потом с 1769 по 1795 год в униатстве. В местечке в 1825 году построен графом Владиславом Браницким весьма хороший каменный латинский костел, считающийся ныне приходским Жалованья от казны причт костельный получает 275 р. и пользуется особенной благосклонностью владельца имения и его управляющих. Богуславский Николаевский (с 1851 г. успенский) монастырь заштатный, на правой стороне Роси немного ниже местечка. Он стоит на горе, окруженной со всех сторон оврагами. Начало Богуславского монастыря, наши церковные исследователи относят к половине XVI века, когда польский король Стефан Баторий даровал Малороссиянам и их православному духовенству многие преимущества и привиллегии на построение церквей и монастырей и когда Богуславль сделался главным городом Богуславского малороссийского полка. Однако, если придавать какое-либо значение народной молве, то основываясь на ней, мы готовы отнесгь основание Богуславского монастыря еще к отдаленнейшей эпохе и при том на другой местности, именно там, где теперь селение Лесовичи, а в древности город Самбор, откуда в Богуславль монахи могли перейти вследствие разорении, произведенных монголами (см Лесовичи). Впрочем монастырь переведенный в Богуславль был расположен немного далее нынешнего своего места, к селению Хохогве, в урочище, ныне называемом Чернений яр. Урочище это обнесено очень древним валом, без сомнения существовавшим прежде построения монастыря, и в нем еще ныне приметны следы давних жилиш, а место давней монастырской церкви обозначает дикая груша. Несколько древних книг церковных оставшихся от этого первоначального монастыря, свидетельствуют, что главная церковь его была во имя Рождества Пресвятой Богородицы Из некоторых разысканий видно, что этот монастырь имел приход и прихожан, как в самом Богуславле, так и селение Хохотву, которое до 1751 года не имело особой своей церкви и в древности принадлежало монастырю, как вотчина. (О принадлежности села Хохотвы Богуславскому монастырю свидетельствует во первых сохранившееся у жителей предание, во вторых показание в 1800 году игумена Богуславского монастыря, в описании оного находящееся, в сих словах: «Притомъ до сего монастыря належало село Хохотва фундушемъ, то есть владеніем и парохіею. Но когда монастьерь сей обращень вь унію, то село тое отойиш въ жономію староства Богуславского; вмгесто же оного, Базилянамъ определена пенсія деньгами; а благочестивымъ монахам, когда они после Базилянъ приняли монастырь, оной уже не дано и село не возвращено»). Неизвестно по какому случаю этот монастырь, хотя восстановленный полковником Богуславским Самусем, перестал существовать. Кажется, что он разорен Татарами и наследником Мазепы Орликом, противником Самуся, также претендентом на гетманство, в досаде, что его не признавали в гетманском достоинстве ни Русское, ни Польское правительство. Бывшие Богуславские польские старосты восстановили его, но уже сделали Базилянским или греко-униатским и перенесли ближе к г. Богуславлю, на нынешнее место, в коем прежде был монастырский хутор, где, при помощи их, построена деревянная церковь во имя Св. Николая, истребленная пожаром 1787 года. По этой церкви Богуславский монастырь стал именоваться Николаевским. В 1768 году, во время последнего восстания Малороссиян против Поляков, Богуславский монастырь опять сделался православным, а Базиляне, по усмирении восстания, построили себе каплицу в самом местечке, близ Троицкой церкви; по обветшании же каплицы, воздвигнут был римско-католический ныне существующий каменный костел. Но возвращение монастыря к православию и несогласие монахов принять опять унию, по усмирении восстания, имели для Богуславского монастыря пагубные последствия. Тотчас прекращено производство из казны пенсии за Хохотвянское имение и обнаружилось у римско-католических владельцев м. Богуславля покушение отнять сначала часть земельных угодий до 300 дес. простиравшихся, а потом, уже при русском владычестве в 1806 году, — всю землю принадлежащую монастырю. Даже пожар главной монастырской церкви в 1787 году был приписываем поджогу. При всех неблагоприятных обстоятельствах, в каких находился монастырь после пожара в 1787 году, он заботился о построении на место сгоревшей новой церкви Заведовавший православными монастырями и церквами в польском королевстве Виктор Садковский, архиепископ Минский, Изяславский и Брацлавский, 15 декабря 1793 года дал храмсвданную грамоту на построение новой каменной церкви и даже положил ее фундамент; но, по бедности средств монастыря, построение каменной церкви было отложено; и уже митрополит Киевский Иерофей пожертвовал уііразднявіїгуюся в Голосиевской пустыне деревянную церковь, которая была перевезена усердными жителями, и поставлена на каменном фундаменте и освящена во имя Св. Николая в 1799 году. Она существовала до 1851 года, в котором на том же месте и фундаменте заложена, ачрез два года построена новая каменная церковь, на счет 10000 р. сереб. пожертвованных протоиереем Иаковом Ковалевским. Новая церковь трехпрестольная: главный во имя Успения Пресвятой Богородицы; боковые: во имя Св. Николая и Апостола Иакова. Кроме ее в монастыре находится теперь деревянная во имя Великом. Варвары, построенная в 1780 году. При Богуславском монастыре с 1818 года существует духовное уездное училище, в котором постоянно находится до 5-ти учителей и до 80 учеников. Училище имеет в самом монастыре принадлежащие ему два здания и начальник монастыря почти всегда считается и ректором училища. Монашествующих в настоящее время с послушниками находится не более 18-ти человек Средства содержания их очень скудны Земли монастырю оставлено только 49 дес. Мельницей, которую он недавно построил из последних своих средств, на правом берегу реки Роси, запрещено пользоваться, впредь до решения в судебных местах дела о правах его на отнятые у него земли и на береговое право, которое владелец признает своей привиллегией Пособием в содержании монастырю служат проценты из принадлежащих ему капиталов до 6000 руб. и 85 р. 71 к, отпускаемьіе из казны Монастырем заведовали иногда игумены, иногда строители из иеромонахов. Бот список настоятелей Игумен Вассиан Копыстенский, 1729 года. Игумен Анемподист с 1779 г. При нем произошел 1787 года пожар, от коего сгорела главная монастырская церковь и почти все келий. Игумен Аркадий с 1788 г.; заложил фундамент новой церкви. Он откупал мотстырскую землю, которой, по нерадению настоятелей, завладели Богуславские мещане. Игумен Варахиил с 1792 года. Он составил по требованию начальства описание монастыря, ныне к нему находящееся При нем в 1794 году освящена церковь. - Варфоломей до 1810 года переведенный в Медведовский монастырь с должностью благочинного монастырей. Иеромон.: Игнатий с 1815 года. - Иустин до 1823 года. - Феогност. Игумены: Владимир до 1832 года. - Пантелеймон, до 1833 года; переведен в Курскую семинарию. - Григорий (Гречка), умерший начальником Китаевской пустыни. - Митрофан, переведенный в Жаботинский монастырь. Он построил досчатую ограду вокруг монастыря. - Ефрем до 1845 года, удалившийся на покой в Выдубицкий монастырь. - Феодор с 1845 года, с ревностью, хотя неудачно, заботившийся о возвращении монастырю принадлежащих ему некогда земель. - Макарий (Сорокин) с 1861 года, переведенный в Мотроненский монастырь. | | |
SBARGOLGA Участник
Сообщений: 60 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
16 сентября 2013 23:13 Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона 1890 — 1907 гг.
Богуслав— м. Киевской г., Каневского у., 49° 3′ сев. шир. и 48° 10′ вост. долготы, в 53 вер. от уездного города и 162 — от губ., при pp. Роси, впадающей в Днепр, и Богуславке. В первый раз Б. как город упоминается под 1195 г., когда вел. кн. владимирский Всеволод III выпросил его себе вместе с Торческом, Триполем, Корсунем и Каневом у киевского кн. Рюрика Ростиславича; но основание его безошибочно можно отнести к XI в., когда Ярослав I ставил города по Роси и населял их пленными поляками. В 1238 г. он был разрушен монголами, а в 1320 г. взят был Гедимином и с этого времени почти в продолжение 4-х столетий был под властью Литвы и Польши. В 1576 г. он был главным местом казачьего полка своего имени. В 1589 г., когда Б. был староством, кн. Иван Острожский, краковский кастелян, желая поднять еще не оправившийся от татарского погрома город, дал ему разные права и льготы, которые с прибавлением новых подтвердил в 1620 году Сигизмунд III. В 1648 г., во время восстания Хмельницкого, Б. претерпел много бед, а в 1702 г. он сильно пострадал от взбунтовавшихся под предводительством Самуся казаков. В 1765 г. город вместе с крепким замком, подъемным мостом и валом окружен был палисадами; он был староством и находился во владении великого коронного гетмана Яна Браницкого, краковского кастеляна. В 1774 г. Речь Посполитая отдала это староство в вотчину королю Станиславу Августу (Понятовскому), который в 1777 г. подарил его своему племяннику, генерал-лейтенанту кн. Станиславу Понятовскому. Этот же король в 1778 г. даровал городу разные вольности и пользование магдебургским правом. В 1793 г. город перешел к России и в 1796 возведен на степень уездного города. В 1837 г. уездное управление хотя и было перенесено в Канев, но уезд назывался Богуславским до 1844 г. Число жителей 13000 душ об. пола и 1400 дворов. Николаевский мужской заштатный монастырь, основанный в XVIII в., имеет 2 церкви. В Б. 2 православных церкви, костел, синагога, духовное училище, школа, 3 постоял. дв., 181 лавка, 2 суконные фабрики, винокуренный завод, пивоваренный, машиностроительный, выделывающий и починяющий машины для свеклосахарных заводов. | | |
SBARGOLGA Участник
Сообщений: 60 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
16 сентября 2013 23:14 Из Люстрации Киевского воеводства: описание староств Каневского, Переяславского, Корсунского, Черкасского, Богуславского, Белоцерковского. 1622 год
Староство Богуславское.
Город Богуслав над рекою Росью. В нем 100 послушных мещан; остальные казаки никакой повинности не несут, ни податей не платят; только исполняют военную службу, которую должны нести при пане старосте. Конных бывает 100. Шинкарей находится 15. Должны в год [39] платить 1 фл., помимо овса. Есть 4 мельницы; в них 19 колес, которые весною разрушаются водой, так и при нас вода все на куски разнесла. Буды поташные. При владении покойного пана хорунжего в этом старостве имелись буды, которые арендовал еврей Копель, внося за каждую буду по 750 фл. арендной платы в год, что явствует из обязательства этого еврея. На 2 буды из этих 4-х, которые находятся в Тукиче на краю Богатырского леса, предъявил достаточные права и указал границы шляхетный пан Станислав Рокош, белоцерковский подстароста, а белоцерковские мещане ничего не предявили, отчего мы оставляем эти буды при Белой Церкви до тех пор, пока ревизия от королевского двора определит, какому староству должны принадлежать те земли. Другие же 2 буды оставляем при Богуславе и назначаем с них приход, который, согласно договору еврея, составляет 1500 фл. в год. Села или хутора, принадлежащие этому староству: Биевцы, Олеховец, Бильмаче, Тептиевка, Охматов, Дубинце, Мисайловка, Исайки, Щербановка, Туники, Лыки, Уле, Семерхово. Во всех этих селах нет послушных и подданных, за исключением нескольких; все – казаки. Аренда. Покойный пан Снопковский, хорунжий коронный, будучи арендатором Канева и Богу слава, сдал в аренду оба эти староства белоцерковскому еврею Копелю, с мельницами, корчмами, водкою, поташными будами, чиншами, пенями, рыбными ловлями, перевозами, пошлинами, весовыми и со всеми, какие-либо имеются в этих староствах доходами на 2 года, по 9500 фл. в год, каковую сумму этот еврей должен был выплачивать в определенные сроки согласно договору, который он показал нам с собственноручной подписью и приложением печати покойного пана Снопковского, из чего видно, что староство Богуславское приносило в год со всеми прибылями и доходами 5500 фл. А из-за того, что 2 названные буды на Тукиче присоединены к Белой Церкви, отсчитываем из этой суммы 1500 фл. Из этого распределения и прочих условий, описанных в нем более подробно, узнаем, что староство Богуславское, кроме этих 2-х буд, приносит всяких доходов 4000 фл. ежегодно. Откуда, по выплате 300 фл. годичного содержания подстаросте остается сумма 3700 фл. Следует 740 фл. кварты. | | |
SBARGOLGA Участник
Сообщений: 60 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
16 сентября 2013 23:17 17 сентября 2013 0:17 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
Богуслав — в эпоху исторической Польши город Киевского уезда, Киевского воеводства: встречается в летописях 12 в. В 1589 г. Б. получил разные права и льготы от кн. Ивана Острожского, подтвержденные королем Сигизмундом в 1620 г. Евреи, жившие здесь с начала 17 в. (а может быть, и ранее), сильно пострадали от неприятельских набегов, особенно в 1672 г., казаков под предводительством Самуся в 1702 г. и в эпоху гайдаматчины 1768 г. Кроме того, они постоянно должны были вести борьбу с мещанами на экономической почве. В привилегии 1620 г. сказано, что последние жаловались на притеснения со стороны евреев, вследствие чего король Сигизмунд приказал, чтобы никто из евреев не держал в аренде "броваров", солодовен и городских "грунтов". Ввиду того, что евреев было довольно много и они занимали своими домами и лавками почти весь рынок и все улицы города, король отправил в Богуслав особую комиссию, чтобы исследовать условия, в каких живут евреи, и определить размеры уплачиваемых ими податей. В люстрации 1622 года числится 15 шинкарей, однако не указано, евреи ли они. По официальным данным 1765 г., в кагале Б. и в соседних местностях, ему подчиненных, числилось 875 человек (в самом Б. 574), в 1775 г. — 355 (251), в 1778 г. — 514 (297), в 1784 г. — 896 (622) и в 1787 г. — 851 (587); число домов в последние два года — 56 и 137. По другим сведениям в 1765 и 1789 гг. постоянно жило 123 евр., а число домов в 1789 г. — 100; посреди рынка имелось 18 каменных лавок. В это время, незадолго до раздела Польши, мещане относились довольно враждебно к евреям. Кагал обратился по этому поводу в 1789 г. со следующей просьбой к ревизорам, производившим люстрацию: "Не следовало бы мещанам восставать против нас и желать выселять евреев из города, когда Речь Посполитая разрешила нам здесь жить. Ведь, кроме специальных податей, которые мы платим, мы приносим пользу государству вывозом польских продуктов в чужие края и ввозом оттуда товаров, за которые вносим пошлины в казну... В торговле мы мещанам не препятствуем; мы привозим из заграничных городов (из Лейпцига и Франкфурта) разные товары, которыми торгуем, католики же этим не занимаются. Когда бунт черни был подавлен (имеется в виду гайдаматчина 1768 г.), мы, вернувшись в город, не нашли ни домов своих, ни своего имущества" (ограблены на 284 тысяч золотых). — Ср.: Baliński-Lipiński, Starozytna Polska, II, 643; "Арх. Юго-Зап. России", ч. V, т. II; Slownik geograficzny, I. M. B. Раздел5. Ныне — мест. Каневск. уезда, Киевск. губ. В 1796 г. местечко назначено уездным городом Киевского наместничества; в 1837 году уездное управление перенесено в Канев, но до 1844 г. уезд назывался Богуславским. В уезде, вместе с местечком, в 1797 г. евреев-купцов 19 (христ. 10), мещан 1680 (христ. 3265); в 1805 г. купц. 19 (христ. 62). мещ. 1921 (христ. 2165); в 1847 г. богуславское еврейское общество состояло из 5294 душ; по переписи 1897 г. — жит. 11372, из них евреев 7445, правосл. 3690. Имеются: Большая синагога и 15 молитвенных домов (молельня портных, сапожников, ткачей, скорняков, столяров, общества погребальщиков, и др.). О времени возникновения молитвенных домов нет точных данных; но предание относит основание Большой Синагоги к самому зарождению еврейской общины, "Старый клауз" — к началу 18 в.; прочие молельни возникли частью в конце 18 и начале 19 веков ("Желтая школа" была устроена в 1821 г. местным богачом и деятелем Ямпольским). В свое время устройство некоторых молелен было вызвано борьбой с хасидами. В большом бет га-мидраше сохранился старинный служивший при богослужении так наз. "ציץ", на котором имеется дата ת''קד (1743/4 г.). Существуют два кладбища. Старое, которое относится ко времени возникновения общины; здесь сохранился лишь один памятник над могилой цадика р. Ионы, сына Элиезера из Острога (товарища р. Леб Суреса и Арье-Леба, так наз. "дед из Шполы"); тут также похоронен р. Шая, родоначальник нынешних Ржищевских цадиков. Новое кладбище устроено в 1816/7 г. ( תקע''ז ); впрочем, на нем встречаются и более старые памятники, так как сюда перенесены были останки со старого кладбища, которое, находясь над оврагом, постепенно разрушалось. Здесь похоронены цадик р. Герш-Менахем, сын цадика р. Зуся из Ганополя и раввин р. Моше-Ейкел Гуревич. Имеется также ряд братских могил, где погребены скончавшиеся от холеры в 1847/8 г. — В местном населении сохранилась память ο событиях, известных под общим названием "бегства" ( הנדיחית ), как следует полагать, от казацких преследований. Очень популярна память ο р. Моше-Ейкеле Гуревиче, раввине р. Аврааме Рапопорте, авторе ידח היתנים, и рав. р. Давиде Кругляке; помнят также ο типографии, бывшей в Б. в начале 19 века. Имеются пинкосы (с 1819 г.) погреб. братства и общества погребальщиков ( חנדת נושאי המטה ); в пинкосе последних есть собственноручная подпись известного цадика р. Мордехая, сына р. Нухима из Чернобыля. Сохранились также два отрывка из старинных пинкосов погребального братства; более старинный писан на пергаменте в 1749 году ( ת''קט ), другой составляет часть устава погребального братства, написанного в 1780/1 г. ( ת''קמא ) острожским раввином р. Меером. В отрывке 1747 г. имеется, между прочим, следующая заметка: "... У нас уже давно существовало священное братство ( חנדת קדישא ) и пинкос с уставом ( הקנות ), как водится; но вследствие бегств "חנדיחות", бывших в нашей общине, мы лишились всего этого... Теперь же мы возобновили все это по-прежнему и учредили хорошие и справедливые установления, как это было прежде" (о каких "бегствах" говорится, неизвестно; набеги Гонты последовали 20 лет спустя). Из пинкоса видно, что наряду с погребальным братством здесь некогда существовало "больничное общество" ( חנדת נקוד חולים ), заботившееся ο бедных и оказывавшее услуги богатым больным. Пинкос указывает на то, что выборщики ( נודידים ) погребального братства выбирали "габая" Большой синагоги, членов "биккур-холим", главу общины и других. В отрывках имеется характерное постановление не допускать ремесленников, а также фельдшеров, к занятию общественных должностей, если же они будут избраны по жребию ( קלפי ), то для исполнения этих почетных обязанностей их следует заменять другими, более достойными ( יודת חשונים ) членами общины. — Ныне (1909) существуют: больница, в течение долгого времени функционировавшая в виде так наз. "Гекдеша", попечительства ο сиротах и общество пособия бедным, расходующее ежегодно более 8000 рубл., талмуд-тора с 130 ученик., три частных мужских училища и более 20 хедеров с 400 учен., три женских училища с 150 ученицами (одно бесплатное), училище 2-го разряда, учрежденное богуславским просветительным обществом, во главе которого стоит христианин и где обучаются более 50 еврейских учеников. Общая сумма коробочного сбора около 6000 рублей в год, из коих на еврейские нужды идет лишь 2600 p., остальные на общие потребности (пожарный обоз 900 р. и др.). — Ср.: Семенов, "Стат. геогр. словарь"; М—н, "Уст. евр. общ."; Анкетные сведения (сообщены Д. Лучинским); арх. матер. | | |
SBARGOLGA Участник
Сообщений: 60 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
16 сентября 2013 23:18 Коробочный сбор — Первоначально К. сбор имел, как полагают, целью погашать долги еврейских обществ римско-католическому духовенству, каковые образовались двояким путем: с одной стороны, католическое духовенство налагало на евреев денежные взыскания, пользуясь для этого разными поводами (напр. после религиозных диспутов, к которым оно принуждало евреев), с другой стороны — еврейские общества, не имея средств, чтобы оплатить чрезмерные государственные и поземельные повинности, делали займы у духовенства. С этой же целью делались займы и у частных лиц. Однако впоследствии, не позже чем во второй половине 18 века, К.-С. в отдельных местах получил и другие назначения. К.-С. существовал не во всех обществах; кое-где он вводился лишь на время ярмарок.
Смета К.-С. по мест. Богуславу Каневского уезда Киевской губ. (1908 г.):
1) На губернские надобности 797 руб. 66 коп. 2) На пособие Городскому Управлению 100 руб. 62 коп. 3) На содержание десятских и полицейских 844 руб. 00 коп. 4) На содержание пожарного обоза 900 руб. 00 коп. 5) На устройство фонарей и освещение 300 руб. 00 коп. 6) На очистку площадей и улиц 100 руб. 00 коп. 7) На оспопрививание для бедных 20 руб. 00 коп. 8) На лечение бедных евр. в больницах 100 руб. 00 коп. 9) На молитвенный дом в с. Карапишах 30 руб. 00 коп. 10) На больницу (официально богадельню) 1400 руб. 00 коп. 11) На Талмуд-тору 1100 руб. 00 коп. 12) На метрическ. книги и губерн. ведом. 16 руб. 22 коп. Остаток ежегодный 9 руб. 50 коп. Всего 5718 руб. 00 коп. | | |
AppSR1a  Україна Сообщений: 1983 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1646 | Наверх ##
16 сентября 2013 23:27 [q] Не заслуженно забытый[/q]
Ну все в школе проходят "Думу про Марусю Богуславку", про дівку-бранку, которая помогла невольникам сбежать, но сама не вернулась домой: «Ой, козаки, Ви, біднії невольники! Кажу я вам, добре дбайте, В городи християнські утікайте, Тільки, прошу я вас, одного города Богуслава не минайте, Моєму батьку й матері знати давайте: Та нехай мій батько добре дбає, Грунтів, великих маєтків нехай не збуває, Великих скарбів не збирає, Та нехай мене, дівки-бранки, Марусі, попівни Богуславки, 3 неволі не викупає, Бо вже я потурчилась, побусурменилась Для роскоші турецької, Для лакомства нещасного!» | | |
SBARGOLGA Участник
Сообщений: 60 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
16 сентября 2013 23:37 Народное образование на Богуславщини имеет свою историю, но, к сожалению, данных о школах и учащихся района до 1917 года мало. В Киевской губернии в тысяча восемьсот шестьдесят-пять - одна тысяче восемьсот шестьдесят-шесть годах было открыто 38 училищ, из них 20 народных были на содержании казны. Вместе. с открытием уездных училищ для учителей был введен «Устав о службе», в котором говорилось, что «учителя науки утверждаются в чине двенадцатого класса по выслуге четырех лет» в должности учителя. Учитель, плохо выполняет свою работу, должен внести деньги, которые назывались «штрафными», «за неисправность по должности». В школах преподают Закон Божий, святинна и церковная истории, русский язык, арифметика и геометрия, история государства Российского, правописание. Украинский язык в школах не преподавали. В 1892 году из учеников в 100 человек закончило училище только 15 парней и одна девушка. Закон Божий вел Павел Петрович Тихвинский 14 парней и одна девушка закончили второй Богуславское училище в 1895-96 учебном году - и это из 92 учеников. В этом году удилище была введена «военная» гимнастика, которую вел отдельный учитель, которому платили 75 рублей. В 1899 году закон божий вел священник Павел Евграфович Циприанович. Обучалось в училище 110 учащихся (91 парень и 19 девушек). В Богуславе в 1888 году существовала частная мужская еврейская школа (училище) 3-го (ряда в, наемном доме. Учеников в ней было 14. Удерживал училище и преподавал русский язык, арифметику и правописание Лейба тапир. В 1899 году было два частных еврейских училища . Мужская удерживал Моисей Гинзоург за счет платы родителей за обучение. Учеников в нем было 25. Вторым было женское училище, которое удерживала К. Гинсберг. В этом платном училище училось 30 девушек. В 1912 году с разрешения Киевского учебного округа открыто в Богуславе женскую гимназию. Директором гимназии стала Квинихидзе Мария Александровна, женщина из дворянской семьи. Гимназия просуществовала до 1937 года, когда дом был изъят в пользу еврейской школы, а затем передан школе № 1. Первые школы, которые открывались в селах были церковно, заведовал в них поп. Церковь финансировала работу школы, поп вел уроки закона божьего. Такие школы действовали в селах Мисайловка, Саварка, Тептиевка, Москаленки, Медвин, Исайки, Дмитренко, Побережка и в городе Богуславе. Церковно школы просуществовали по селам до революции. Позже открывались четырехлетней школы, а также семилетние школы. В период войны большинство школ в районе были закрыты и не работали. После войны началось восстановление помещений и большинство школ стали средними. На Богуславщини учились и учительствовали многие из всемирно именами: Галик Алимпий - выдающийся художник, иконописец; Сошенко Иван Максимович живописец; Шолом Алейхем - еврейский писатель-классик; Кошиц Александр Антонович - украинский композитор; Кравчук Михаил Филиппович - ученый-математик: Лойцкер Ефим Борисович - литературовед; Кротевич Евгений Максимович - писатель; Левицкий Федор Петрович - крепостной певец; Нечуй-Левицкий Иван Семенович - писменник-классик; Васильченко Степан Васильевич - писатель; Люлька Архип Михайлович - академик, конструктор авиационных двигателей; Тимошеико Александра Александровна - олимпийская чемпионка по гимнастике ; Гальчинский Анатолий Степанович - советник президента Украины; Василенко Василий Яковлевич - директор Одесского театра оперы и балета. С 2000 года Богуславская ООШ I-III степени стала специализированной школой с углубленным изучением украинского, английского языков, математики, правоведения. В том же году в Богуславской ООШ I-III ступеней № 2 начал функционировать профильный класс естественно-математического цикла. В Богуславский ООШ I-III ступеней № 2 и Богуславский СШ I-III ступеней № 1 открыты музеи образования района. http://boguslavschool2.at.ua/index/istorija_zakladu/0-20 | | |
SBARGOLGA Участник
Сообщений: 60 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
16 сентября 2013 23:45 21 сентября 2013 10:19 Образование Богуславщины автоперевод с украинского Первыми известными учебными заведениями Богуславщины были духовное и приходское училища. Известно, что в начале XIX в. Киевская епархия была разделена на благотворительные и училищные округа. К Богуславской училищного округа входили: 5 округ Каневского уезда, в которых насчитывалось 108 церквей, 5 округ Звенигородского уезда с 61 церковью и 2 округа Таращанского уезда с 32 церквями. Дети священников этих благотворительных округ имели обязанность учиться в Богуславском духовном училище, основанном 1818. Находилось оно в пригороде Богуслава возле Николаевского монастыря. Училище имело свое правление от духовенства, которое избиралось, надзирателя и его заместителя. В училище было 3 класса: инфими, средний класс и синтаксис. Срок обучения в каждом классе длился по два года. Однако Синод ввел еще и подготовительный, который назывался заправляльним. 1884 училище перешло в новое помещение (ныне старый корпус Богуславского гуманитарного колледжа им. И.С.Нечуя-Левицкого). Существовало оно до 1902 года. Когда Киевская духовная семинария переселилась в новой постройки, то старые помещения перешли к епархиального духовенства, которое решило объединить Богуславское и Подольское духовные училища в одно и разместить в освобожденных помещениях. Синод дал на это согласие. И тогда Богуславское духовное училище вместе с учительским составом переводят в Киев. С этого же училища вышли будущие оперные певцы: Павел Кошиц, Орест Левицкий. Олейников, Сикачинский, Трезвинський. В 1818 в Богуславе открывается и приходское училище (школа). Находилось оно рядом Параскевского церкви в помещении, которое принадлежало Духовному правлению. Пожаром 1826 училище было уничтожено. Но, чтобы не остановить процесс обучения, надзиратель училища протоиерей Федор Андриевский нанял дом. Приходское училище существовало до 1828 года. "Памятная книга Киевской губернии за 1900 год" дает сведения о училища (школы), открытые в 1900 Такими школами были классных начальных народных училищах в Богуславе, Исайках и Чайках, открытые 1862. Богуславское одноклассное училище народное училище находилось в общественном здании. Содержалось казной и обществом. В 1862 году обучалось 58 детей. От учителей тогда не требовали успеваемости, однако следили за качеством проведенного урока. Школу заканчивали не все ученики. Часто оставляли учебу едва научившись читать и писать. При каждой школе должен быть обязательно хор. 1882 года в доме Удельного ведомства открывается второе народное училище (ныне - это помещение райвоенкомата). Содержалось на средства Киевской удельной конторы. 1884 построено деревянное помещение Министерской четырехклассной школы в Богуславе на горе Лобунка. 1888 года открыто мужскую еврейскую школу (частную). Удерживал ее Лейба Тапир. 1899 было 2 частных еврейских училища. Мужское удерживал учитель Моисей Гинзбург. Содержалось в наемном помещении и содержалось за счет платы за обучение. Обучалось 25 мальчиков. Вторым было женское училище, которое содержалось учительницей Гинсбург. Содержалось тоже в наемном помещении (Каменица или желтая школа). Содержалось тоже за счет платы за обучение. Обучалось 30 девочек. Относительно сельских школ Богуславщины известны следующие данные: 1870 г. - открылась школа в Дешках, 1876 г. - Медвинской одноклассное народное училище, 1879 г. - Мисайловская одноклассное народное училище, 1880 г. - Михайловское народное училище, 1881 - двухклассное училище в Биевцах, 1895 - Дмитренковская одноклассная школа, 1889 - САВАРСКИЙ трехклассная школа. А в 1890 г. - построен земскую школу в Мисайливке. 1910 открываются Розкопанецьке и Медвинской двухклассные земские приходские училища (школы). А в 1912 г. в Богуславе на Лобунци рядом с министерской школой открывается приходское училище (кирпичное помещение). Строил и занимался им протоиерей Николай Кротевич. Этот же 1912 с разрешения попечителя Киевского учебного округа в Богуславе открыла двери женская гимназия, директорм которой была Мария Александровна Квинихидзе. Находилась она по улице Кочубеевские (Франко). Образование в гимназии была семилетней. Учились девочки из украинских и еврейских семей. 1915 М.О.Квинихидзе обращалась в Министерство народного просвещения с ходатайством ввести в младших классах совместное обучение мальчиков и девочек. Однако Министерство отклонило его, как такое, что отрицает Закона об образовании. Но, принимая во внимание численность населения Богуслава значение его как торгового и административного центра, позволили открыть восьмой общеобразовательной класс, при условии точного соблюдения процентной нормы евреев. Министерство предложило также открыть мужскую гимназию. Вероятно, что Мария Александровна приняла это предложение. Поскольку гимназия открыта 1915 года. Однако, самой М.О.Квинихидзе была не под силу такое дело. Расходы на аренду помещения, оборудование должны быть серьезные. Вероятно этим замыслам помог осуществиться предприниматель Покрас. Гимназия находилась по Почтовой улице (Шевченко). Теперь на том месте - участок завода "Мулит". Начальником гимназии был киевский педагог Волошинов. Богуславскую женскую гимназию закончили скульптор О.В.Квинихидзе и научный сотрудник Белоцерковской селекционной станции К.В.Квинихидзе. а в мужской гимназии учился известный писатель Федор Бурлака (Горшковский). Автор романов "Накануне" и "Потопленные пороги" о судьбе двух семей К.И.Запорожця. Женская гимназия закрылась 1920 года. Помещение 1921 национализирован, а с 1924 года открыто еврейскую школу, директором которой был Рывкин Моисей Григорьевич. Ее так и называли "школа Рывкина". В этом помещении учились ученики 5-7 классов, а в бывшей мужской гимназии - учащиеся 1-4 классов. С 1930 по 1939 гг была десятилетка. С 1939 года становится российской. До 1917 года на Богуславини было 15 двухклассных и трехклассная школ. А в 1921 году почти в каждом селе открывается начальная школа. В Богуславе, Медвине, Саварке - семилетние. В 20-30-е годы осуществляется общая начальное образование детей и молодежи. Проводится ликвидация неграмотности взрослого населения. 1931 года в с. Ивановна открыто семилетку. А 1936-37 учебного года - средние школы в Богуславе, Медвине, Ивановне, Саварке, Ольховец. Период оккупации почти не исследован. Правда известно, что работали все учреждения оккупационной власти. Руководителями этих учреждений, в основном, назначались члены ОУН или те, кто разделял идеи самостийности. С 1941 по 1943 годы заведующим отделом образования и культуры был талантливый богуславский педагог Петр Солуха. Был он и редактором газеты "Освобожденная Украина". Областным отделом образования были разработаны временные положения об общей школу, которая ставила перед собой цель "... Дать ученикам систематический курс общеобразовательных знаний, воспитать у детей лучшие общественные и личные добродетели, любовь к украинскому народу ... " Обучение в общей школе быть обязательным и бесплатным. Делилась общая школа на начальную (1-4 кл.) И высшую начальную (5-7 кл.). ученики, окончившие 4 класса и имели не менее 12 лет, могли вступать в ремесленные училища. Выпускники 7 класса имело право поступления по экзаменами в средних профессиональных школ. Областной отдел образования утверждал учебники и пособия для использования. Норма нагрузки на класс составляла 40 учеников. Иногда разрешалось снижать количество учащихся в 30-35. при недостаточном количестве разрешалось создавать двух-и три комплектные школы. но количество учащихся не должна была превышать 20 на одного учителя. Открытие или закрытие школы разрешалось только с санкции отдела образования и культуры. В 1-3-х классах нагрузка составляла 20 часов., А 4-7-х классах - 15 час. Школа подлежала руководству государственных органов: отдела культуры и образования, районной инспектуры и непосредственно директору школы, который предназначался отделом образования. В штат общей школы входили: директор, инспектор, учителя-классоводы 1-3-х классов, преподаватели отдельных предметов 4-7-х кл., учитель по основам религии, врач, библиотекарь. Оценивались знания по системе: 5 (видминно), 4 ( хорошо), 3 (достаточно), 2 (недостаточно), 1 (плохо). При приеме в школу родители должны подавать соответствующие сведения о национальности, вероисповедания, состояния здоровья, метрику. Отделом образования и культуры разрабатывались предметные программы, давались пояснения к ним. Подаю для примера программу по географии без комментариев. Программа по географии География, предмет, имеющий претерпеть в своем преподавании изменения по сравнению с тем, что нам придется подавать ученикам. Это особенно касается черт хозяйства и политического строя отдельных государств, освещались в учебниках так, чтобы занехаяты, унизить все в других странах и хвастаться своим советским. Этой тенденцией пропитано очень много в учебниках. Всю агитацию мы должны искоренить и дать детям правдивую картину жизни народов за рубежом, их экономику и вместе с тем развить национальное чувство любви к нашей Украины и показать возможность развития свободного и богатой жизни без московского империализма, который забирая богатства Украины, сделал их нищими ... Относительно карт, то придется к получению новых, пользоваться старыми, но детям давать названия не большевистские, а такие, которые принимались ранее. Вопреки большевистским идеям безбожия, новая украинская школа должна прививать веру в Бога, бессмертие человеческой души, уважение к родителям и стариков, любовь к своей Родине, к ее героям, культуры, истории ... В период войны большинство школ в районе были закрыты и не работали. После освобождения территории от оккупантов школы Киевщины работают по старым программам. В 1944 году в районе было начальных школ - 26 в них 101 класс и 2016 учеников, 63 комплекта, 16 неполных средних школ, в них 119 классов, 3426 учащихся, 72 комплекта, 5 средних школ, 5 классов, 1637 учащихся, 29 комплектов. Во время войны немцы жгли школьные библиотеки. В 1947 году в библиотеках начальных школ было всего до 200 книг, в семилетних и средних - до 800. С 1950 г. соответствующими постановлениями партии и правительства узаконивается обязательное семилетнее образование. В настоящее время по району 408 классов, 371 комплект, 11843 ученики, в том числе в городе 51 класс и 51 комплект, 1707 учащихся. В районе 7 вечерних школ, в которых обучалось 129 учеников. 8-10 классы средних школ были платными. С 1956 года узаконивается общая восьмилетнее образование. http://osvitaboguslav.at.ua/index/0-17 | | |
|