Сморки и Сморецкий приход
mtessa Начинающий
Минск, Беларусь Сообщений: 39 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 213 | Наверх ##
19 февраля 2022 23:12 19 февраля 2022 23:13 Namelles_One написал: [q] А где искать информацию по евреям села Сморки?
Мой прадед Копель Исарович Клебанов был земледельцем в Сморках, со своей женой Ривой Ицковной, все его дети родились там. Жили они там до 1928 года, потом переехали в Минск.[/q]
Я, возможно, влезу немного не в тему, потому что с документами по евреям не работала и подсказать ничего дельного не могу. Но фамилия показалась знакомой, и я нашла её дважды в своих выписках. Правда, не в Сморках, а в относительно соседней Миотче и Велятичах той же волости (крестьяне, например, между собой активно женились и мигрировали туда-сюда), так что пусть будет на всякий случай: НИАБ 242-1-16319 лист 3 Жалоба крестьян Велятичской волости в Минское губернское по крестьянским делам присутствие подписались 68 человек домохозяев села Велятич среди них: Саналь?? Клебанов (неграмотный) Со вторым упоминанием сложнее, у меня не сохранились реквезиты дела, но это загсовские документы в ГАМО, так что либо ГАМО 2295-1-31, либо 2295-1-7 лист 305? 15.02.1922 родился Берка? Клебанов, родители из Миотчи Иосиф? и Роха, отец - кузнец, отцу 39 лет, матери 35, 4-ый ребенок. Завляение подавала мать?, неграмотная --- Сканы и индексации по Велятичской волости - https://t.me/gendryhva/3 | | Лайк (2) |
Namelles_One | Наверх ##
20 февраля 2022 8:40 >> Ответ на сообщение пользователя mtessa от 19 февраля 2022 23:12 Ой, спасибо. ГАМО - это что за архив, Минский областной? Надо начинать с НИАБа - в этих Сморках у них была какая-то своя Клебановская атмосфера. Мой прадед - Копель Клебанов, но его жена Фрида-Рива была Клебанова так же - ещё до замужества. Согласно дневникам моего деда - сестра Фриды-Ривы, Фейга - была замужем за Аароном, но я нахожу на неё документ об эвакуации - и вижу, что в замужестве она все ещё Клебанова. Такое ощущение, что все женились на двоюродных. | | |
Ivan Samtsevich г. Борисов, Беларусь Сообщений: 579 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 9667 | Наверх ##
20 февраля 2022 11:00 20 февраля 2022 11:18 [q] Надо начинать с НИАБа[/q]
я бы поступил не так. Генеалогия - движение поступательное, и, коль в ГАМО (Минский облархив) сохранились метрические записи - т.е., прямые генеалогические источники (пусть только за пару лет начала 1920-х (спасибо Марии aka mtessa)) - то их надо проработать. Вы сами сказали, что ветка на j-roots фактически ваша. Там есть информативные посты по ГАМО от Jazz1 (она есть и здесь, на ВГД). Я просматривал многие из тех дел, о которых она пишет, только с упором на своих предков-христиан - эти дела действительно кладезь информации по местным евреям. Не помешает и по материалам переписи 1926 года в минском НАРБе поработать - тогда сложится более полная картина того, какой была еврейская община в Сморках в 1920-е годы. А вот потом уже - дорога в НИАБ. Наиболее реально найти к-л документы об аренде или судебные дела. Поищите тут . Даже в бесплатной версии "всплывает" пара-тройка НИАБовских дел о Клебановых из с.Сморки и соседних Велятичей - сделайте донат, и получите более полную инфо, помогите этому проекту - и тоже сможете узнать о названиях десятков дел по Клебановым, в т.ч. и из фонда 155. В общем, планируйте поиск, и, или приезжайте сами, или ищите платного исполнителя. Удачи! p.s. в 1860-е годы сморецкую корчму арендовал (и жил там с семьёй) борисовский еврей Мовша Мазо, а соседнюю велятичскую - Мейер Айзенштадт, тоже из Борисова --- Respect the Past. Create the Future.
Коммерческой генеалогией не занимаюсь и на вопросы в личку по этой тематике не отвечаю
Актуальный поиск:
Молчаны (дер. Ляды. Смиловичская вол.);
Жуки (дер. Жуки, Кореличская вол.);
село Верхняя Сыроватка, Сумский уезд | | |
Namelles_One | Наверх ##
20 февраля 2022 18:07 Ivan Samtsevich написал: [q] метрические записи[/q]
«Фондовый каталог государственных архивов Республики Беларусь» мне в этом поиске не помог, там только метрики по Сморковским церквям, а по синагоге я ничего не вижу. НИАБ мне сообщал, что регистрировались евреи деревни Сморки по Борисовскому и Крупковскому еврейским обществам, но в самом НИАБе не сохранилось метрик этих обществ, как минимум, начиная с 1900 года. Вот пообщаться с Jazz1 надо обязательно, да и про перепись 1926 я давно уже думаю, обращусь в архив. В НИАБ же, из самого очевидного пока видно только "Фонд 1608, Борисовский раввин, город Борисов Борисовского уезда Минской губернии" - там сохранилась ровно одна книга бракосочетаний евреев за 1905 год :D Ivan Samtsevich написал: [q] Даже в бесплатной версии "всплывает" пара-тройка НИАБовских дел о Клебановых из с.Сморки и соседних Велятичей[/q]
А как вы формулируете запрос? Я вижу отдельно поиск по Сморкам, вижу по Клебановым, но не увидел ничего вместе, мб что-то делаю неправильно. Ivan Samtsevich написал: [q] в 1860-е годы сморецкую корчму арендовал (и жил там с семьёй) борисовский еврей Мовша Мазо[/q]
А вот тут есть веселое: "НИАБ, ф. 299, оп. 2, д. 7972" - "Дело по жалобе мещан м. Докшицы Борисовского у. Анселевича и Глайхенгауза на закрытие питейных заведений, дело по обвинению мещан Борисовского у. Мазо, Клебанова и др. в беспатентной продаже вина" в годы 1881-1893. Допускаю, что это кто-то из моих :D | | |
Ivan Samtsevich г. Борисов, Беларусь Сообщений: 579 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 9667 | Наверх ##
20 февраля 2022 18:58 20 февраля 2022 19:00 [q] НИАБ мне сообщал, что регистрировались евреи деревни Сморки по Борисовскому и Крупковскому еврейским обществам, но в самом НИАБе не сохранилось метрик этих обществ, как минимум, начиная с 1900 года.[/q]
Внимательно читайте: речь идёт не о НИАБ, а о ГАМО, и это будут уже ЗАГСовские книги [q] мб что-то делаю неправильно.[/q]
Вбейте запросы в разных падежах --- Respect the Past. Create the Future.
Коммерческой генеалогией не занимаюсь и на вопросы в личку по этой тематике не отвечаю
Актуальный поиск:
Молчаны (дер. Ляды. Смиловичская вол.);
Жуки (дер. Жуки, Кореличская вол.);
село Верхняя Сыроватка, Сумский уезд | | Лайк (1) |
Namelles_One | Наверх ##
21 февраля 2022 11:38 Ivan Samtsevich написал: [q] не о НИАБ, а о ГАМО[/q]
О важности ненаписания ответов на бегу. Да, конечно же, полностью согласен. ГАМО, фонд 2295, "Коллекция документов отделов записей актов гражданского состояния (ЗАГС)", в частности "Отдел записей актов гражданского состояния Борисовского уезда" за 1919-1922 года, вот то, что мне нужно. Спасибо ещё раз, будем посмотреть. | | |
tacci | Наверх ##
29 июня 2023 18:07 >> Ответ на сообщение пользователя mtessa от 11 января 2022 18:40 Здравствуйте и большое спасибо за проделанную огромную работу. Подскажите пожалуйста, индексы по рождениям-бракам-смертям по Сморкам -- по каким номерам дел НИАБа составлялись? Мормонские микрофильмы я вижу, но у них же там явно не все... Был бы благодарен за уточнения архивных шифров. --Кирилл --- Кирилл Чащин
kir@otdel1.org
| | |
mtessa Начинающий
Минск, Беларусь Сообщений: 39 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 213 | Наверх ##
30 июня 2023 0:16 tacci написал: [q] >> Ответ на сообщение пользователя mtessa от 11 января 2022 18:40
Подскажите пожалуйста, индексы по рождениям-бракам-смертям по Сморкам -- по каким номерам дел НИАБа составлялись? Мормонские микрофильмы я вижу, но у них же там явно не все...
[/q]
У мормонов МК есть с 1795 по 1865 включительно. Ссылки на первые кадры за каждый год вот тут - тыкПосле 1865: НИАБ 136-22-76 Метрическая книга Сморокская (Сморки, село) Успенской церкви о родившихся за 1864-1880 годы - год назад было расшито. Когда еще выдавали на руки, то выписки делала только по своим фамилиям и жителям соседних приходов. Ссылка на сканы трех листов здесь - тыкНИАБ 136-22-77 Метрическая книга Сморокская (Сморки, село) Успенской церкви о родившихся за 24.12.1882-27.12.1899 - об этом деле писала выше, на самом деле оно не только о родившихся, а полноценный РБУ, только в середине вырвана львиная доля листов за 1885 им 1886. Проиндексировано должно быть всё, что читалось без усилий (то бишь без учёта вырваннных и надораванных листов). НИАБ 136-34-106 - много МК разных церквей, в том числе "...Сморковской Успенской церкви Борисовского уезда о рожденных за 1899-1900 годы, бракосочетавшихся и умерших за 1900 год". НИАБ-136-34-191 Метрические книги Сморковской (Успенской) церкви Борисовского уезда о родившихся за 1894-1898, 1919-1920 годы - выписывалось очень наскоро и выборочно НИАБ-136-34-192 Метрические книги Сморковской (Успенской) церкви Борисовского уезда о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1907 год НИАБ-136-34-193 Метрические книги Сморковской (Успенской) церкви Борисовского уезда о родившихся и умерших за 1912-1913, 1915-1917 годы, бракосочетавшихся за 1912-1913, 1915, 1917 годы НИАБ-136-34-194 Метрические книги Сморковской (Успенской) церкви Борисовского уезда о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1918 год Последние 3 дела скорее всего не смотрела и выписки вряд ли из них. Есть еще отдельный фонд НИАБ 818 по этой церкви, но он совсем грустный - никаких метрик и брачных обысков, лишь парочка исповедок за 1830-е и парочка клировых ведомостей, если память не изменяет - можете перепроверить по описи. | | Лайк (3) |
mtessa Начинающий
Минск, Беларусь Сообщений: 39 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 213 | Наверх ##
8 октября 2023 21:01 9 октября 2023 21:07 Наконец закончила работать над ревизскими сказками крестьян Сморецкого казённого имения. Смотреть здесь - жмяк* Проиндексированы все сказки по казенным крестьянам этого имения, которые существуют в НИАБ (1811, 1816, 1834, 1850, 1858) * Сказки за 1850 и 1858 выкладываю впервые, остальные сказки были вычитаны и приведены в читабельное состояние * За разные годы сказки включают жителей села Сморки, а также следующих деревень и застенков: Дроздино, Заполье, Забродье, Приямно(оно же Подъямно(е)), Рудня (она же Занагатье), Беги, Миговщина, Колпыница * Быстрая навигация по каждому человеку между сказками (где это было возможно), что особенно актуально для РС 1816 и 1834, где перевод в другой дом/деревню никак не обозначался, и для РС 1858, где была изменена нумерация семей. И, конечно, для женщин. Больше не нужно искать человека по документу, а можно просто в два клика (так и не понятно, как в гугл доках сделать это в один) перейти на запись об этом же человеке в предыдущей или следующей сказке * Ссылки на кадры с метриками о смерти на FS Предупреждения: * Текст между / / - комментарии, поправки от меня, можно игнорировать при желании * Покрас таблицы можно также игнорировать - так мне было проще обозначать, кого внесла в дерево, а по кому есть вопросики * РС 1858 была частично выписана от руки на листы в тетрадь много лет назад, перевести в электронный формат руки дошли только сейчас. К сожалению, листы с выписками местами плохо сохранились, поэтому именно в РС 1858 я не уверена в номерах листов по всем деревням, кроме Дроздино. Также есть вопросы по некоторым датам смерти (именно для этого стала обозначать ссылки на метрики о смерти) --- Сканы и индексации по Велятичской волости - https://t.me/gendryhva/3 | | Лайк (4) |
erlin Новичок
Минск, Беларусь Сообщений: 9 На сайте с 2024 г. Рейтинг: 6 | Наверх ##
15 июля 2024 21:14 19 сентября 2024 8:13 mtessa написал: [q] Смотреть здесь - жмяк[/q]
Здорово. Я уж не знаю, почему Вы так подробно изучали это направление, но Ваши выкладки, помогли мне увидеть историю своей семьи, гораздо глубже, чем я мог себе представить. Мои родители (оба) родом из деревни Заполье (сейчас Минская обл., Крупский район). И я вижу эти две фамилии в Ваших файлах. Удивительно, в те годы, эта небольшая деревня, на берегу речушки Нача, с её небольшим количеством домов и фамилий так интересовала её владельцев. Оно как бы понятно. Человеческий ресурс был важным элементом на земле, где основой являлась сельхоз. продукция. Волы, кони и люди (тракторов тогда не было), тянули лямку всей цепочки жизнедеятельности на селе. В настоящем, деревня Заполье, находится несколько (порядка 1км) в стороне от старого поселения (на запад). Когда пришла Советская власть после революции 1917 года и начали формироваться колхозы и совхозы, старое поселение было не очень удобным для создания более современных ферм и других сельхоз. построек. В итоге, новое поселение обустроили в стороне и первоначально оно состояло из двух частей - Язвины и Красная Нива. Существуют даже записи во время ВОВ о призыве Крупского РВК из деревни Язвины. В какой-то момент, времени кто-то решил, что новое поселение Язвины и Красная Нива будут деревней Заполье, а старое поселение обозвали Старым Запольем. Сейчас и Старое Заполье, и Заполье - это почти исчезнувшие деревни. Еще раз спасибо за бесценную информацию. Мне буквально не хватает несколько десятков лет, чтобы соединить прошлое с настоящим. От 1858 до 1900гг. | | Лайк (1) |
|