Нача Борисовского уезда (сейчас Крупский р-н)
Ad-Reg-Tu Беларусь Сообщений: 2900 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 4080 | Наверх ##
21 июля 2024 16:48 Урублеўскі В.В. Праваслаўны прыход у сяле Нача Барысаўскага павета: замалёўкі са штодзённага жыцця ў часы Расійскай імперыі // Гісторыя Друцка-Бярэзінскага краю: Матэрыялы Першых грамадскіх навукова-краязнаўчых чытанняў, Мінск–Крупкі–Магілёў, 28 сакавіка – 20 чэрвеня 2015 г. / Уклад. А.П. Аляхновіч; рэдкал.: В.У. Арцюховіч [і інш.]. Мінск: “Медысонт”, 2015. С. 163–169.
Прикрепленный файл (Замалеукі са штодзеннага жыцця у часы Расійскай імперыі.pdf, 133422 байт)--- В личных сообщениях не консультирую! (на сообщения типа "рассмотрите мой поиск", "подскажите какие-нибудь источники по моему поиску", "поделитесь информацией по моему региону" и т.д. отвечать не буду)
Мой дневник | | Лайк (2) |
NataliaE Новичок
Сообщений: 4 На сайте с 2024 г. Рейтинг: 8 | Наверх ##
11 сентября 2024 22:22 Добрый день, дорогие форумчане,
ищу метрики по д. Начи за 1875-1877, но насколько понимаю, НИАБ Минска не принимает запросы пока(
Если кому-то попадалась информация о предках, буду очень благодарна:
- Козел Прохор Артемиев (то ли 1877, то ли 1876 г.р.). Знаю, что родители Козел Артем Данилов и Мирина (скорее всего, поженились за год до этого, т.к. первый ребенок). | | |
Wladzislaw | Наверх ##
11 сентября 2024 23:00 NataliaE написал: [q] НИАБ Минска не принимает запросы пока(
Если кому-то попадалась информация о предках, буду очень благодарна:
- Козел Прохор Артемиев (то ли 1877, то ли 1876 г.р.). Знаю, что родители Козел Артем Данилов[/q]
Пока к метрикам 1876 доступа нет -- смотрите более ранние, до 1865 сканировали мормоны и выставили в интернет. Найдёте Артёма Даниловича и пойдёте вверх. Или сверху, с 1795 выписывайте всех Козелов в приходе. --- Собрание Белорусской Шляхты — nobility.by
Исследования на заказ: Беларусь (шляхта), Литва (шляхта), Латвия (шляхта Латгалии и Курляндии; католики), Украина (шляхта; католики Киевщины, Волыни, Черниговщины), Россия (дворяне; католики). В Личные — только заказы. | | Лайк (2) |
znich07 Начинающий
г.Борисов Сообщений: 33 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 17 | Наверх ##
23 сентября 2024 15:16 23 сентября 2024 15:17 Доброго дня. Ищу информацию про Маляревичей. Поиски меня привели в деревню Нача. И так, предыстория. Ошибочно считалось, что родовое гнездо Маляревичей - село Сморки (Борисовский уезд), но товарищ недавно наткнулся про ранее упоминание Маляревичей. На 1779 год Сила Маляревич упоминается как «падданы, належачы до Плябані Нацкей всі Паповшчызны», а избил его "дыспазітар сморацкі" Юзаф Цятрыга.
В Инвентарь-актикация деревни Сморки, год 1738 27 дворов, Маляревичей нет(
Возможно попадались кому-то любые сведения об Маляревичах в Наче или в округе? Буду рад любой помощи. Спасибо
   --- Ищу сведения о фамилиях: Никифорович, Сахончик, Маляревич, Стасевич, Деменцевич, Березка, Тарасевич, Вондяйло | | |
Ivan Samtsevich г. Борисов, Беларусь Сообщений: 589 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 9770 | Наверх ##
27 сентября 2024 19:49 [q] В Инвентарь-актикация деревни Сморки, год 1738 27 дворов, Маляревичей нет[/q]
Я бы не торопился с таким категоричным утверждением хотя бы по двум причинам  : 1) Существенная часть указанных в документе глав семейств не с фамилиями, а с отчествами (Гришков, Степанов, Евдокимов...) 2) Это - не посемейные списки. Нельзя исключать вариант, что некий Маляревич проживал в каком-то из дворов, не являясь при этом главой семьи. --- Respect the Past. Create the Future.
Коммерческой генеалогией не занимаюсь и на вопросы в личку по этой тематике не отвечаю
Актуальный поиск:
Молчаны (дер. Ляды. Смиловичская вол.);
Жуки (дер. Жуки, Кореличская вол.);
село Верхняя Сыроватка, Сумский уезд | | Лайк (2) |
EbrikЛосось Генеологии  Москва Сообщений: 439 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 414 | Наверх ##
26 ноября 2024 14:31 РГИА ф.823 оп. 2 д.1879 (1765 год)
Попробую добыть по Нацкой
 | | Лайк (2) |
Ivan Samtsevich г. Борисов, Беларусь Сообщений: 589 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 9770 | Наверх ##
26 ноября 2024 22:09 26 ноября 2024 22:11 Ebrik написал: [q] РГИА ф.823 оп. 2 д.1879 (1765 год)
Попробую добыть по Нацкой[/q]
Это, скорее всего, другая Нача - та, которая в Речи Посполитой находилась в Полоцком воеводстве, а в Российской Империи - в Лепельском уезде - это видно по перечислению храмов в аннотации к документу --- Respect the Past. Create the Future.
Коммерческой генеалогией не занимаюсь и на вопросы в личку по этой тематике не отвечаю
Актуальный поиск:
Молчаны (дер. Ляды. Смиловичская вол.);
Жуки (дер. Жуки, Кореличская вол.);
село Верхняя Сыроватка, Сумский уезд | | Лайк (1) |
erlin Новичок
Минск, Беларусь Сообщений: 9 На сайте с 2024 г. Рейтинг: 6 | Наверх ##
3 января 12:23 3 января 12:47 Ivan Samtsevich написал: [q] 3) Словча ещё не упоминается в документе конца 18 века, но уже упоминается в документе 1820 года[/q]
Немного раньше. В МК Начского православного прихода, Словчь (Словча Нацкая) – Слоўч, у Слоўчы(на белорусском), упоминается с 1811года. Если я ничего не прозевал, то это запись о рождении от 10.06.1811 дочери Акилины в семье Павла Барана. Причём в Исповедальных ведомостях за 1813г. ( 136-1-42183) фигурирует 72 человека в 9 дворах. По два двора у семей Игнатович, Баран, Драница. По одному - Гаро(-а), Синяк и ещё одной непонятной фамилии( она не указана в документе, а сопоставить пока не удаётся). Такое количество людей не появилось в Словчи быстро и из ниоткуда. А значит деревня жила и существовала точно раньше 1813 года. Другое дело, почему только в 1811 году появились первые записи в Православных документах?На всякий случай оставлю здесь "исторический след" из истории Начского православного прихода... « Свято-Троицкая униатская церковь в селе Нача на момент своего перевода в православье в 1795 была деревянной и одноэтажной, построенной на средства прихожан»… Благодаря этой фразе из работы, ссылку на которую любезно предоставил Ad-Rec-Tu… Урублеўскі В.В. Праваслаўны прыход у сяле Нача: гісторыя і біяграфістыка (1794-1913 гг.) // …понятно, почему записи из МК по Начскому (Натчскому, Нацкому) православному приходу, мы видим, начиная с 1795г. А предшествовали этому геополитические события второй половины 18 века, во время которых Великое Княжество Литовское (ВКЛ), перестало существовать после трехэтапного передела. Из данной карты, которую можно найти в сети Интернета…  … хорошо видно, что река Березина (выделил сердечком) со своими притоками и прилегающими территориями вошла в состав Росийской Империи к 1793г. А в 1794 году, православный епископ Виктор (Садковский) разослал обращения с призывом к грекокатоликам переходить «в правую веру», которые зачитывались в городах и сёлах как государственные акты. Если появлялись желающие перейти в православие, то власти записывали их в книги, выплачивали им денежное пособие и присылали священника с отрядом солдат, которые изымали церковь у грекокатоликов и передавали православным, а грекокатолических священников высылали вместе с семьями. Предписывалось упразднять грекокатолические приходы, если к ним приписаны менее 100 дворов, но в случае, если они хотели перейти в православие, им разрешалось существовать. Грекокатолические епархии за исключением Полоцкой были упразднены, а епископы отправлены на пенсию или за границу. Павел I запретил насильственные методы обращения в православие. В 1800 году он вернул большинство сосланных грекокатолических священников из Сибири, вернул грекокатоликам часть храмов и василианских монастырей. Было разрешено существовать 3 грекокатолическим епархиям: Полоцкой, Луцкой и Брестской (Википедия)
В состав данного прихода, немалого по площади, c 1795 входили следующие населенные пункты (из данных Familysearch.org): Село Нача, дер. Выдрица, дер.Гумны, дер.Узножь, дер.Мо(-а)салаи, дер.Новохросты, зас.Голубы, дер. Городно Вышшее(Верхнее, Большое), дер. Городно Нишшее(Нижнее, Малое), зас.Щаповка(1801), чуть позже зас.Можа(1803) и зас.Запрутковый(1811) Опять же, судя по записям в МК, с 1805г. начала функционировать православная Выдрицкая церковь Святых безсребренников Космы и Дамьяна (Космо-Демьяновская церковь позже). Деревню Выдрицу подняли до статуса села и часть деревень левого берега реки Бобр, отошли к Выдрицкому православному приходу: Село Выдрица, дер.Гумны, дер.Узножь, зас.Можа. По деревням Б.Городно и М.Городно в 1805 году вышла неразбериха. Несколько раз жители этих деревень записались в Выдрицкой МК, но большая часть записей продолжилась регистрироваться вплоть до 1816г. включительно, по Начскому приходу, именно по этим двум деревням. С 1817г., деревни Большого и Малого Городно окончательно перешли в Выдрицкий приход. Что логично с точки зрения расстояния от этих деревень до села Выдрицы. Речь о записях рождения и смерти. Браки могли записываться как в приходе жениха, так и в приходе невесты (если они из разных приходов). Версий почему только с 1811 года жители Словчи начали православную жизнь, можно набросать: - остались верны католической вере и все обряды совершали в ближайшей действующей униацкой церкви; - жили без веры в широком смысле, надеясь, что православие ненадолго; - вообще были безбожниками, т.к. жили далековато от всех сёл, в лесу и совершать все обряды им было достаточно тяжело, особенно в зимнее время (в условиях бездорожья и отсутствия транспорта, кроме лошадей). Но это версии, интересна правда. --- Ищу сведения по фамилиям Лучина, Драница из деревни Словчь(Словча) Крупского района (теперь) Минской области | | Лайк (1) |
Ivan Samtsevich г. Борисов, Беларусь Сообщений: 589 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 9770 | Наверх ##
3 января 21:55 3 января 22:04 erlin написал: [q] Немного раньше. В МК Начского православного прихода, Словчь (Словча Нацкая) – Слоўч, у Слоўчы(на белорусском), упоминается с 1811года.[/q]
Я не вижу здесь противоречия с тем, что уже сказал: [q] Словча ещё не упоминается в документе конца 18 века, но уже упоминается в документе 1820 года[/q]
Теперь по вашему вопросу: [q] почему только в 1811 году появились первые записи в Православных документах?[/q]
[q] - остались верны католической вере и все обряды совершали в ближайшей действующей униацкой церкви; - жили без веры в широком смысле, надеясь, что православие ненадолго; - вообще были безбожниками, т.к. жили далековато от всех сёл, в лесу и совершать все обряды им было достаточно тяжело, особенно в зимнее время (в условиях бездорожья и отсутствия транспорта, кроме лошадей).[/q]
Прикольные версии! [q] Но это версии, интересна правда.[/q]
Местным жителям было чуждо православие, и они как могли придерживались своей старой веры - униатства. Если интересно, то изучайте документы НИАБовского фонда 136 описи 1 конца 18 - начала 19 века: там десятки дел с жалобами православных священников на своих "совращённых в унию" прихожан и униатских священников. По той же Наче, например, в деле 136-1-571 Рапорты благочинных епархий об отношении униатских священников к лицам, перешедшим и не перешедшим в православие, 1796 г. есть рапорт благочинного Борисовской округи в Минскую Духовную консисторию. Перескажу вкратце суть: православного священника Троицкой церкви села Натча Фомы Мироновича прихожане в православную церковь не ходят. А вместо этого поначалу местный шляхтич Яроцкий приютил у себя бывших униатских священнослужителей этой же церкви отца и сына Александра и Ионаша Самовичей, и викарного соседней, Сморецкой, Якова Константиновича, и они служили службы по униатскому обряду то у него, Яроцкого, дома, то в гумне. А, после того, как власти приняли меры и униатских священников выдворили, жители выбрали одного сельчанина, знающего обряд и молитвы, и избрали его "как за священника". Там же и иные любопытные факты: допустим, что один житель Начи держал двух новорождённых детей брата более трёх недель некрещёными, чтобы затем отвезти покрестить в соседний униатский приход, а житель села Выдрица Панкратий Шутко о новорождённом православному священнику ничего не сказал, а "родившееся дитя окрещено бабою" по униатскому обряду. Нача - не мой приход и я по нему больше ничего особо не выбирал, но, при целенаправленной работе ещё наверняка найдётся что-то интересное. Все подобные дела доступны для просмотра в читальном зале НИАБа. --- Respect the Past. Create the Future.
Коммерческой генеалогией не занимаюсь и на вопросы в личку по этой тематике не отвечаю
Актуальный поиск:
Молчаны (дер. Ляды. Смиловичская вол.);
Жуки (дер. Жуки, Кореличская вол.);
село Верхняя Сыроватка, Сумский уезд | | Лайк (4) |
erlin Новичок
Минск, Беларусь Сообщений: 9 На сайте с 2024 г. Рейтинг: 6 | Наверх ##
4 января 10:18 4 января 10:21 Ivan Samtsevich написал: [q] Я не вижу здесь противоречия с тем, что уже сказал: [/q]
Поймать Вас на противоречии - даже мысли не возникало Просто подвинул вниз дату. Уверен, что реально она еще ниже. В книге памяти Крупского района, была высказана мысль, что большая часть поселений современного Крупского района, в прошлом, имели небольшое значение для происходящих исторических процессов в регионе. Отсюда и упоминались нечасто в архивных документах. Вот Большому Городно повезло и то случайно. Благодаря Немецкому дипломату и путешественнику Сигизмунду Герберштейну. При своих поездках в Москву, он дважды, в 1517 и 1526гг., на обратном пути проезжал через Городно по пути В Борисов (через Оршу и Друцк). О чём отметил в своих дневниках. Благодаря этой случайности, официально Городно старше даже Начи. Раскапывая свои семейные частности, мы косвенно или прямо достаем историю и их поселений. Ivan Samtsevich написал: [q] Там же и иные любопытные факты: допустим, что один житель Начи держал двух новорождённых детей брата более трёх недель некрещёными, чтобы затем отвезти покрестить в соседний униатский приход, а житель села Выдрица Панкратий Шутко о новорождённом православному священнику ничего не сказал, а "родившееся дитя окрещено бабою" по униатскому обряду.[/q]
Спасибо, очень показательные факты. Понятное дело, что насильственное насаждение веры - это процесс непростой. Может и посмотрю что-нибудь из предложенных Вами фондов с оказией. Но, вопрос был конкретный, про Словчь. Все приходские деревни, застенки и хутора, практически сразу стали проводить обряды в православной церкви. И только Словчь через 16 лет. Почему? Например, жителям Большого Городно, Выдрицы, Гумны и т.д. до Начи еще дальше, чем из Словчи. Но они добирались и отмечались. --- Ищу сведения по фамилиям Лучина, Драница из деревни Словчь(Словча) Крупского района (теперь) Минской области | | |
|