Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Нача Борисовского уезда (сейчас Крупский р-н)


← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3  4  Вперед →
Модератор: dobby
Ad-Reg-Tu

Ad-Reg-Tu

Беларусь
Сообщений: 2900
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 4080
Урублеўскі В.В. Праваслаўны прыход у сяле Нача Барысаўскага павета: замалёўкі са штодзённага жыцця ў часы Расійскай імперыі // Гісторыя Друцка-Бярэзінскага краю: Матэрыялы Першых грамадскіх навукова-краязнаўчых чытанняў, Мінск–Крупкі–Магілёў, 28 сакавіка – 20 чэрвеня 2015 г. / Уклад. А.П. Аляхновіч; рэдкал.: В.У. Арцюховіч [і інш.]. Мінск: “Медысонт”, 2015. С. 163–169.


Прикрепленный файл (Замалеукі са штодзеннага жыцця у часы Расійскай імперыі.pdf, 133422 байт)
---
В личных сообщениях не консультирую! (на сообщения типа "рассмотрите мой поиск", "подскажите какие-нибудь источники по моему поиску", "поделитесь информацией по моему региону" и т.д. отвечать не буду)

Мой дневник
Лайк (2)
NataliaE
Новичок

Сообщений: 4
На сайте с 2024 г.
Рейтинг: 8
Добрый день, дорогие форумчане,

ищу метрики по д. Начи за 1875-1877, но насколько понимаю, НИАБ Минска не принимает запросы пока(

Если кому-то попадалась информация о предках, буду очень благодарна:

- Козел Прохор Артемиев (то ли 1877, то ли 1876 г.р.). Знаю, что родители Козел Артем Данилов и Мирина (скорее всего, поженились за год до этого, т.к. первый ребенок).
Wladzislaw

Частный специалист

Менск (Беларусь)
Сообщений: 3840
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 1982

NataliaE написал:
[q]
НИАБ Минска не принимает запросы пока(

Если кому-то попадалась информация о предках, буду очень благодарна:

- Козел Прохор Артемиев (то ли 1877, то ли 1876 г.р.). Знаю, что родители Козел Артем Данилов
[/q]

Пока к метрикам 1876 доступа нет -- смотрите более ранние, до 1865 сканировали мормоны и выставили в интернет.

Найдёте Артёма Даниловича и пойдёте вверх. Или сверху, с 1795 выписывайте всех Козелов в приходе.
---
Собрание Белорусской Шляхты — nobility.by

Исследования на заказ: Беларусь (шляхта), Литва (шляхта), Латвия (шляхта Латгалии и Курляндии; католики), Украина (шляхта; католики Киевщины, Волыни, Черниговщины), Россия (дворяне; католики). В Личные — только заказы.
Лайк (2)
znich07
Начинающий

г.Борисов
Сообщений: 33
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 17
Доброго дня.
Ищу информацию про Маляревичей.
Поиски меня привели в деревню Нача.
И так, предыстория. Ошибочно считалось, что родовое гнездо Маляревичей - село Сморки (Борисовский уезд), но товарищ недавно наткнулся про ранее упоминание Маляревичей. На 1779 год Сила Маляревич упоминается как «падданы, належачы до Плябані Нацкей всі Паповшчызны», а избил его "дыспазітар сморацкі" Юзаф Цятрыга.

В Инвентарь-актикация деревни Сморки, год 1738 27 дворов, Маляревичей нет(

Возможно попадались кому-то любые сведения об Маляревичах в Наче или в округе? Буду рад любой помощи. Спасибо

Прикрепленный файл: IMG_1774.jpegIMG_1773.jpeg, 116501 байтIMG_1772.jpeg, 116529 байт
---
Ищу сведения о фамилиях: Никифорович, Сахончик, Маляревич, Стасевич, Деменцевич, Березка, Тарасевич, Вондяйло
Ivan Samtsevich

Ivan Samtsevich

г. Борисов, Беларусь
Сообщений: 589
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 9770
[q]
В Инвентарь-актикация деревни Сморки, год 1738 27 дворов, Маляревичей нет
[/q]

Я бы не торопился с таким категоричным утверждением хотя бы по двум причинам a_003.gif :
1) Существенная часть указанных в документе глав семейств не с фамилиями, а с отчествами (Гришков, Степанов, Евдокимов...)
2) Это - не посемейные списки. Нельзя исключать вариант, что некий Маляревич проживал в каком-то из дворов, не являясь при этом главой семьи.
---
Respect the Past. Create the Future.
Коммерческой генеалогией не занимаюсь и на вопросы в личку по этой тематике не отвечаю
Актуальный поиск:
Молчаны (дер. Ляды. Смиловичская вол.);
Жуки (дер. Жуки, Кореличская вол.);
село Верхняя Сыроватка, Сумский уезд
Лайк (2)
Ebrik
Лосось Генеологии

Ebrik

Москва
Сообщений: 439
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 414
РГИА ф.823 оп. 2 д.1879 (1765 год)

Попробую добыть по Нацкой

Прикрепленный файл: Screenshot_20241126_141552.jpg
Лайк (2)
Ivan Samtsevich

Ivan Samtsevich

г. Борисов, Беларусь
Сообщений: 589
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 9770

Ebrik написал:
[q]
РГИА ф.823 оп. 2 д.1879 (1765 год)

Попробую добыть по Нацкой
[/q]

Это, скорее всего, другая Нача - та, которая в Речи Посполитой находилась в Полоцком воеводстве, а в Российской Империи - в Лепельском уезде - это видно по перечислению храмов в аннотации к документу
---
Respect the Past. Create the Future.
Коммерческой генеалогией не занимаюсь и на вопросы в личку по этой тематике не отвечаю
Актуальный поиск:
Молчаны (дер. Ляды. Смиловичская вол.);
Жуки (дер. Жуки, Кореличская вол.);
село Верхняя Сыроватка, Сумский уезд
Лайк (1)
erlin
Новичок

Минск, Беларусь
Сообщений: 9
На сайте с 2024 г.
Рейтинг: 6

Ivan Samtsevich написал:
[q]
3) Словча ещё не упоминается в документе конца 18 века, но уже упоминается в документе 1820 года
[/q]


Немного раньше.
В МК Начского православного прихода, Словчь (Словча Нацкая) – Слоўч, у Слоўчы(на белорусском), упоминается с 1811года. Если я ничего не прозевал, то это запись о рождении от 10.06.1811 дочери Акилины в семье Павла Барана.
Причём в Исповедальных ведомостях за 1813г. (136-1-42183) фигурирует 72 человека в 9 дворах.
По два двора у семей Игнатович, Баран, Драница.
По одному - Гаро(-а), Синяк и ещё одной непонятной фамилии( она не указана в документе, а сопоставить пока не удаётся).
Такое количество людей не появилось в Словчи быстро и из ниоткуда. А значит деревня жила и существовала точно раньше 1813 года.

Другое дело, почему только в 1811 году появились первые записи в Православных документах?

На всякий случай оставлю здесь "исторический след" из истории Начского православного прихода...

«Свято-Троицкая униатская церковь в селе Нача на момент своего перевода в православье в 1795 была деревянной и одноэтажной, построенной на средства прихожан»…
Благодаря этой фразе из работы, ссылку на которую любезно предоставил Ad-Rec-Tu…

Урублеўскі В.В. Праваслаўны прыход у сяле Нача: гісторыя і біяграфістыка (1794-1913 гг.) //

…понятно, почему записи из МК по Начскому (Натчскому, Нацкому) православному приходу, мы видим, начиная с 1795г. А предшествовали этому геополитические события второй половины 18 века, во время которых Великое Княжество Литовское (ВКЛ), перестало существовать после трехэтапного передела. Из данной карты, которую можно найти в сети Интернета…
image.jpg
… хорошо видно, что река Березина (выделил сердечком) со своими притоками и прилегающими территориями вошла в состав Росийской Империи к 1793г.
А в 1794 году, православный епископ Виктор (Садковский) разослал обращения с призывом к грекокатоликам переходить «в правую веру», которые зачитывались в городах и сёлах как государственные акты. Если появлялись желающие перейти в православие, то власти записывали их в книги, выплачивали им денежное пособие и присылали священника с отрядом солдат, которые изымали церковь у грекокатоликов и передавали православным, а грекокатолических священников высылали вместе с семьями. Предписывалось упразднять грекокатолические приходы, если к ним приписаны менее 100 дворов, но в случае, если они хотели перейти в православие, им разрешалось существовать. Грекокатолические епархии за исключением Полоцкой были упразднены, а епископы отправлены на пенсию или за границу.
Павел I запретил насильственные методы обращения в православие. В 1800 году он вернул большинство сосланных грекокатолических священников из Сибири, вернул грекокатоликам часть храмов и василианских монастырей. Было разрешено существовать 3 грекокатолическим епархиям: Полоцкой, Луцкой и Брестской (Википедия)

В состав данного прихода, немалого по площади, c 1795 входили следующие населенные пункты (из данных Familysearch.org):
Село Нача, дер. Выдрица, дер.Гумны, дер.Узножь, дер.Мо(-а)салаи, дер.Новохросты, зас.Голубы, дер. Городно Вышшее(Верхнее, Большое), дер. Городно Нишшее(Нижнее, Малое), зас.Щаповка(1801), чуть позже зас.Можа(1803) и зас.Запрутковый(1811)

Опять же, судя по записям в МК, с 1805г. начала функционировать православная Выдрицкая церковь Святых безсребренников Космы и Дамьяна (Космо-Демьяновская церковь позже). Деревню Выдрицу подняли до статуса села и часть деревень левого берега реки Бобр, отошли к Выдрицкому православному приходу:
Село Выдрица, дер.Гумны, дер.Узножь, зас.Можа. По деревням Б.Городно и М.Городно в 1805 году вышла неразбериха. Несколько раз жители этих деревень записались в Выдрицкой МК, но большая часть записей продолжилась регистрироваться вплоть до 1816г. включительно, по Начскому приходу, именно по этим двум деревням.
С 1817г., деревни Большого и Малого Городно окончательно перешли в Выдрицкий приход. Что логично с точки зрения расстояния от этих деревень до села Выдрицы. Речь о записях рождения и смерти. Браки могли записываться как в приходе жениха, так и в приходе невесты (если они из разных приходов).

Версий почему только с 1811 года жители Словчи начали православную жизнь, можно набросать:
- остались верны католической вере и все обряды совершали в ближайшей действующей униацкой церкви;
- жили без веры в широком смысле, надеясь, что православие ненадолго;
- вообще были безбожниками, т.к. жили далековато от всех сёл, в лесу и совершать все обряды им было достаточно тяжело, особенно в зимнее время (в условиях бездорожья и отсутствия транспорта, кроме лошадей).

Но это версии, интересна правда. a_003.gif
---
Ищу сведения по фамилиям Лучина, Драница из деревни Словчь(Словча) Крупского района (теперь) Минской области
Лайк (1)
Ivan Samtsevich

Ivan Samtsevich

г. Борисов, Беларусь
Сообщений: 589
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 9770
erlin написал:
[q]
Немного раньше.
В МК Начского православного прихода, Словчь (Словча Нацкая) – Слоўч, у Слоўчы(на белорусском), упоминается с 1811года.
[/q]

Я не вижу здесь противоречия с тем, что уже сказал:
[q]
Словча ещё не упоминается в документе конца 18 века, но уже упоминается в документе 1820 года
[/q]

Теперь по вашему вопросу:
[q]
почему только в 1811 году появились первые записи в Православных документах?
[/q]

[q]
- остались верны католической вере и все обряды совершали в ближайшей действующей униацкой церкви;
- жили без веры в широком смысле, надеясь, что православие ненадолго;
- вообще были безбожниками, т.к. жили далековато от всех сёл, в лесу и совершать все обряды им было достаточно тяжело, особенно в зимнее время (в условиях бездорожья и отсутствия транспорта, кроме лошадей).
[/q]

Прикольные версии!
[q]
Но это версии, интересна правда.
[/q]

Местным жителям было чуждо православие, и они как могли придерживались своей старой веры - униатства.
Если интересно, то изучайте документы НИАБовского фонда 136 описи 1 конца 18 - начала 19 века: там десятки дел с жалобами православных священников на своих "совращённых в унию" прихожан и униатских священников. По той же Наче, например, в деле 136-1-571 Рапорты благочинных епархий об отношении униатских священников к лицам, перешедшим и не перешедшим в православие, 1796 г. есть рапорт благочинного Борисовской округи в Минскую Духовную консисторию.
Перескажу вкратце суть: православного священника Троицкой церкви села Натча Фомы Мироновича прихожане в православную церковь не ходят. А вместо этого поначалу местный шляхтич Яроцкий приютил у себя бывших униатских священнослужителей этой же церкви отца и сына Александра и Ионаша Самовичей, и викарного соседней, Сморецкой, Якова Константиновича, и они служили службы по униатскому обряду то у него, Яроцкого, дома, то в гумне. А, после того, как власти приняли меры и униатских священников выдворили, жители выбрали одного сельчанина, знающего обряд и молитвы, и избрали его "как за священника". Там же и иные любопытные факты: допустим, что один житель Начи держал двух новорождённых детей брата более трёх недель некрещёными, чтобы затем отвезти покрестить в соседний униатский приход, а житель села Выдрица Панкратий Шутко о новорождённом православному священнику ничего не сказал, а "родившееся дитя окрещено бабою" по униатскому обряду.
Нача - не мой приход и я по нему больше ничего особо не выбирал, но, при целенаправленной работе ещё наверняка найдётся что-то интересное.
Все подобные дела доступны для просмотра в читальном зале НИАБа.
---
Respect the Past. Create the Future.
Коммерческой генеалогией не занимаюсь и на вопросы в личку по этой тематике не отвечаю
Актуальный поиск:
Молчаны (дер. Ляды. Смиловичская вол.);
Жуки (дер. Жуки, Кореличская вол.);
село Верхняя Сыроватка, Сумский уезд
Лайк (4)
erlin
Новичок

Минск, Беларусь
Сообщений: 9
На сайте с 2024 г.
Рейтинг: 6

Ivan Samtsevich написал:
[q]
Я не вижу здесь противоречия с тем, что уже сказал:
[/q]


Поймать Вас на противоречии - даже мысли не возникало a_003.gif
Просто подвинул вниз дату. Уверен, что реально она еще ниже.

В книге памяти Крупского района, была высказана мысль, что большая часть поселений современного Крупского района, в прошлом, имели небольшое значение для происходящих исторических процессов в регионе. Отсюда и упоминались нечасто в архивных документах. Вот Большому Городно повезло и то случайно. Благодаря Немецкому дипломату и путешественнику Сигизмунду Герберштейну. При своих поездках в Москву, он дважды, в 1517 и 1526гг., на обратном пути проезжал через Городно по пути В Борисов (через Оршу и Друцк). О чём отметил в своих дневниках.
Благодаря этой случайности, официально Городно старше даже Начи.

Раскапывая свои семейные частности, мы косвенно или прямо достаем историю и их поселений.


Ivan Samtsevich написал:
[q]
Там же и иные любопытные факты: допустим, что один житель Начи держал двух новорождённых детей брата более трёх недель некрещёными, чтобы затем отвезти покрестить в соседний униатский приход, а житель села Выдрица Панкратий Шутко о новорождённом православному священнику ничего не сказал, а "родившееся дитя окрещено бабою" по униатскому обряду.
[/q]


Спасибо, очень показательные факты. Понятное дело, что насильственное насаждение веры - это процесс непростой.
Может и посмотрю что-нибудь из предложенных Вами фондов с оказией.

Но, вопрос был конкретный, про Словчь.
Все приходские деревни, застенки и хутора, практически сразу стали проводить обряды в православной церкви. И только Словчь через 16 лет.
Почему?
Например, жителям Большого Городно, Выдрицы, Гумны и т.д. до Начи еще дальше, чем из Словчи. Но они добирались и отмечались.





---
Ищу сведения по фамилиям Лучина, Драница из деревни Словчь(Словча) Крупского района (теперь) Минской области
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3  4  Вперед →
Модератор: dobby
Вверх ⇈