Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Familio
(реклама)

Староверы Ветки

Староверы, выходцы из России целый век жили в Гомельском районе со 2-й половины XVII века до 1764 г.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2  3 4 5 6 7 ... 18 19 20 21 22 23 Вперед →
Модератор: dobby
РОДАСИ

РОДАСИ

Россия
Сообщений: 1182
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 793
Немного о поселениях староверов близ Гомеля, в Гомельской волости.

Переселение старообрядцев
Еще в начале 18 века при Петре I и его преемниках в Гомельскую волость через рубеж стали переходить русские-калужане, орловцы и тверяне, искавшие свободного отправления богослужения по старопечатным книгам и привлеченные в здешний край молвой о непроходимости лесов, об отсутствии двойных налогов, рекрутчины и паспортов и о полной готовности панов уступать им землю.
Все это было верно. Движимые своекорыстными и отчасти политическими соображениями гомельские старосты Василий Красинский, а затем его преемники Фома и Николай Красинские не останавливали этого массового переселения. Великорусские выходцы расходились по всей волости, занимали все понравившиеся им лужайки и пролески, строили около источников келлии и небольшие монастырки и основывали поселки, презрительно сторонясь от местных жителей и братски поддерживая друг друга. Старостам и панам они вполне исправно платили за землю, требуя одного, чтобы те не вмешивались в их дела. Благодаря этому, старообрядцы составили особый мирок, чуждавшийся местных нужд и живили собственными интересами. Один из их поселков незаметно вырос под самым Гомелем в полуверсте от замка и вскоре обратился в Спасову слободу (т. е. свободную общину), насчитывавшую до сотни дворов.
Гомельские старообрядцы соперничали зажиточностью даже с соседними ветковцами, у которых тогда был собственный епископ Епифаний, и выстроили у себя церковь во имя Преображения Господня, во всем подобную ветковской. Стоявшие во главе их попы Иоаким и Матвей убеждали их устроить у себя раскольничью епископскую кафедру и, если ветковцы не отдадут Епифания, то насильно увести его в Гомель. По их советам, гомельские старообрядцы 31 марта 1735 года толпами пошли на Ветку добывать Епифания, но неожиданное вмешательство расстроило их планы.
Правительство императрицы Анны Иоанновны, пользуясь бессилием Польши, из фискальных соображений приказало полковнику Сытину вступить в польские пределы и вывести обратно в Россию ветковских старообрядцев. Это было исполнено 1 апреля 1735 г.; гомеляне, увидав, что полки Сытина окружают Ветку, спешили по домами, а некоторые из них тут же решили добровольно уйти в Россию: разобрали свою церковь и во главе с Варлаамом Казанским переселились в Клинцы(см.).
Но с уходом их приток старообрядцев в окрестности Гомеля не ослабевал. Около 1750 г. пришел из Вереи некий Макарий, положивший начало Макарьеву-Терловскому скиту; около того же времени возникли скиты:
Филатов в 15 верстах от города;
Спасский в предместьи города с игуменом Валаамом;
Анфимов, основанный в 1750 году псевдо-епископом Анфимом над Сожом в 10 верстах выше Гомеля, в урочище Боровицы, на месте уцелевшей от 1735 года часовни;
в 1760 г. Пахомьев и одновременно Асафов скит, построенный выходцем из Гжатска, старцем Иосафом в урочище Чолнский или Чонский обрыв;
первенствующее место среди всех их принадлежало Лаврентьеву, основанному еще в 1735 году калужским выходцем Лаврентием.
Недостаток в священнослужителях побуждал гомельских старообрядцев обращаться еще в 1759 г. к Святому Синоду с просьбой о поставлении им епископа по старым книгам, но это было отклонено. Их зажиточность и взаимная поддержка были соблазном к тому, что некоторые из православных и ушатов стали переходить в их согласия, чему, конечно, много способствовало легковерие простодушных белоруссов.
После присоединения Гомеля к России, старообрядцы нашли себе могущественных покровителей в лице Румянцевых, и их самобытность была надолго обеспечена.
---
Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны
vam

vam

Москва
Сообщений: 13459
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 2315
ф248 д1838

л1 книга переписная роскольничьих слобод обретающихся в Малой России в Стародуб и в Чернигов полках … по перепискам полка Ергольского и капна Брянченинова в тех слободах были написаны … в нынеш 1736 г

1об слда Еленка поселение имеет в стародуб полку поселена в прошлом 7192

3 на том же дворе живет безплатежной тихан вас сын Моисеев 53 лет ис Калуги пос человек и оттоль сшед жить за границею в польще вслде ветке а в еленку пришол после перки Ергольского тому 16 лет

21 на том же дворе живет вдова Аксинья Игнатьева дочь ивская жена Кривенкова 60 лет свекор мужа ея отец Семен Сергеев родимец бывал из Москвы дворовой человек помка корабьина а имя и отчества того помка не знает и из Москвы оной ея свекор вышел в малую росию тому лет з 90 и жил прежде в стародуб уде в слде понуровке где и родся муж ея а она аксинья орлов уде помка 21об) Кривцова …

24 отец бывал с Москвы дворов человек помка леонтья мих сына Коробьина

25об Пашахон уду из дни тукалова помка Петра андр сына Татаринова

26 Моск уду дворцов вол из села мячкова

32 отец ево бывал с Москвы дворов человек помка Степана Вас сына Коробьина

36 Балахон у дворцов городец вол из дер Улыбиной крн … живал за полськой грцей в слободе ветке
36об синельник болахон у кержен дворцов вол из села Семенова 37) за польскую грцу


54 слда Воронок … в стародуб полку в топальской сотни прии речке воронку … а в прошлом 7199 г поселена

59 Овчинниковы алатор уду из дерни городища крне льва Кирилова сына Нарышкина

60 голиков Вологод уду из дни половады крне Павлова мря

60об жена сев уду дворцовой камариц волти из села лемешевки

62 жена пашахон уду из села богороцкого крская дочь помка кондратья фомина сына нарышкина

жена сев уду камариц вол из села витижа

62об сын Никифоров из рыльска пос люди

63об Петр Лоскутов 47 лет из Москвы пос челк

69об во дв Василей Борис сын Сирота 75 лет казел уду дворцов Дудинской вол из села мендинцова из оной волти вынесен отцем ево 2 лет и живал в стародуб уде в миклошевском селе понуровке а в воронок пришел тому с 30 лет у него Вася жена анна Исаева дочь 60 лет сев уду камариц дворцов волти из дни хомутовки у негож вася дети …

72об на том же дворе Ульян Антипов сын Коваль 70 лет сев уду камариц дворцов волти из села калиновки и из оного с Калки вышел тому лет с 50 жил в расколнич слде еленке а в воронок пришел тому больше 20 лет ….

74 петр перфил сын долгой 58 лет отец ево бывал твер уду корельской природы … жена Шуйского уду из дерни Дьяковой корельской же природы

74об вдова камариц волти из дер щепятиной

75 Дубан 60 лет изза Москвы Дмитриевского уду из дни дедеревой троицы Сергиева мря бывал крн

75об филат семен сын мошков 55 лет из Москвы из Алексеевской слды пос челка сын … дети акиндин 28 … у акиндина жена Наталья Ульянова дочь 26 лет тоеж слды воронка а отец ея бывал сев уду камариц волти из дни Калиновки

76об клачков галиц уду из дни кавыкиной помка князя ив ив сына Львова

88об отец ея был сев уду камариц дворц волти из села шевякина


97 слда Лужки … в стародуб полку в топальской сотни по речке черемошке … а поселена в прошлом 7202 году

106об стряпчей из белева пос человек
107 потемкин из белева пос человек
109 глибин из донского города черкаского
110 во дворе Фрол Терентьев сын Лыжин 50 лет костромского уезду дворцовой волти из дерни кущугиной и оттоль вышел он з женою своею в слду лужки тому 111) лет с 30 жена ево Ирина михва дочь 45 лет у негож Фрола дети осип 15 иван 12 Февронья 9 лет у негож Фрола родная сестра вдова Марья 60 лет у ней вдовы сын Гаврило 25 лет у Гаврила жена Марфа ивва дочь 20 лет тоеж слды Лужков а отец ея в ту слду отколь пришлой и чей того они оставшаяся в малолетстве не знает у гаврилыж дети Петр 3 лет Дарья году по перепискам Ергольского и брянченинова он Фрол и сестра ево написаны окладу в год платит 5 рублев а в подушной оклад в великоросии нигде не написан

Пресветой костом уду дворцов волти из дни Матвейкова

112 костром уду двороцов волти из села даниловского
112об костром уду двороцов даниловской волти из дер починка

121 Капаница каломен уду дворцов волти из села Дедилова крн

123 жена камариц дворцов волти из дер демениной

123об вдова анна андр дочь ивская жена вас сына Глибина 53 лет сказывал ей малолетной отец ея что бывал крн сев уду камариц дворцов волти а которого села или дерни про то не слыхивала

127об во дв вдова Пелагея Афон дочь степанская жена Карпова сына Долгалина 70 лет московская из дому помка кн ив Федорова сына Козловского

139об Зависной Рузского уду из села петровского крн Воскресенского мря

142об из оной слободы из старых жителей бежали безвестно
а имянно
…бежавшие из старых жителей которые написаны по перепискам Ергольского и брянченинова …

Степан Яковлев сын Лыжин с сестрою Марьею бежал в том же 718 году оклад на нем было 2 рубли 50 копеек

145об слда митковка поселение имеет в Стародубском уде в топальской сотни при речке митковке на землях бывшаго гетмана Ивана Скоропадского в дачах ропских и могилевецких а поселена в прошлом 1709 г

148 вд Саламонида ив д Осипов жена ив сына Носова 85 лет у нея вдовы дети терентей 60 федор 35 лет у терентья жена … она вдова и муж ея бывали с вятского уду из дни черевух и оттоль вышли … тому з 20 лет

151об Суворин польской нацыии

152 Вязем уду помка графа Платона Ив сына Пушкина


171 слда Климова … в стародуб полку в топальской сотни при речке Ирпе …. поселена в прошлом 1708 г
Katarina

Минск
Сообщений: 813
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 210
Просмотрела книгу Горбацкого АА. "Старообрядчество на белорусских землях".Книга нстолько информативна,что цитировать ее в рамках этой темы просто невозможно.История возникновения староверческих поселений,история развития и гонений,множество фамилий и фактов.В самом начале написано,что на юго-восточные земли Белоруссии,а это места возле Орши,Сенно,Черикова,Могилева,Копыси,Гомеля,Ветки,Мстиславского воеводства и Речицкого уезда Минской губернии, попадали поповцы и,в небольшом количестве,беспоповцы( поморцы и федосеевцы).
---
Ищу: Блистиновы(Блистановы)-везде,Дунаевы,Чернеевы,Агаповы- Поволжье,Полосухины,Прорубщиковы-Тверская губерния,Лисичины- Витебская губерния
РОДАСИ

РОДАСИ

Россия
Сообщений: 1182
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 793
vam
Огромная Вам благодарность за предоставленный материал. В каком архиве Вы его нашли? Мой Вам +
Есть ли еще у Вас информация по старообрядцам, ушедшим к Польским границам?
---
Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны
РОДАСИ

РОДАСИ

Россия
Сообщений: 1182
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 793
Katarina
Katarina написал:
[q]
Просмотрела книгу Горбацкого АА. "Старообрядчество на белорусских землях".
[/q]

Я знакома с автором монографии, более того, оцифровала его книгу, у него был один экземпляр. Если будет интерес, буду выкладывать в этой теме.
Спасибо Katarina за внимание.
---
Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны
vam

vam

Москва
Сообщений: 13459
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 2315
РГАДА фонд Сенат

171 слда Климова … в стародуб полку в топальской сотни при речке ирпе …. поселена в прошлом 1708 г

173об жена Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из деревни Фетивижа
177 жена Севского уезду дворцовой волости из села Крупца

182об Сухарев польской нацыи жена от рода еврейска
187об Акулов отец ево бывал из рыльска пос челк
189 пашах у из дер козловой бывали помка як Никит сына Корсакова

190об григорей торофимов … он гр и жена ево Камарицкой волости из села Дубовицкого дворцов крне сходил он за грцу в польшу и жил в слде косицкой 191) а в прошлом 735 … определен на житье в слду Климову

192об лаврентей Платонов сын еловицкой 40 лет от народа он еврейского жыл и крещен в прошлом 730 году за польскою грцею в слободе ветке
193 а живет он Лаврентий с шурином своим для своего лекарского промыслу в стародубе

199 она пападья и муж ея Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села Савицы

207об слда чуровичи поселение имеет в стародуб полку в топальской сотни при урочище долгом логу на землях бывшаго стародуб полков сотника ив маркова сына чернолужского а поселена в прошлом 1706 г

217 киселев гор торопца пос челк

220 он Никифор Павлов и жена ево Севского уезду из села крупцов дворцовые крне

224 вас ивв 60 лет Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села новоселок

227об в том же вас кудрявцова дворе у живущаго на том же дворе у Петра Климова сына Дуба живет наемной рабк Антон Ильин сын метлов 30 лет у него антона жена зеновья Гаврилова дочь 20 лет он и жена Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села Хомутовки по перепискам Ергольского и брянченинова не написаны по неже во время Ергольского переписки в той слде не жил а в переписку брянченинова был в отлучке для прокормления

234 слда злынка поселение имеет в стародуб полку в топальской сотни при речке злынке на землях полковничьих а поселена в прошлом 1703 г

во дв алексей гр сын шахов 80 лет вдов галиц уду из села бокланова бывал крн помка ив исаева сына Скрыпицына и из за оного помка сшел он в слду злынку тому лет с 30

говядинов (от туда же)

243об слда деменка поселение имеет в стародуб полку в топальской сотни при речке деменке на землях полковничьих тростянских а поселена в прошлом 1692 г

244об на том же дворе вдова Евгения Афон дочь клементьевская жена як сына Жукова 60 лет муж ея бывал Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села Калиновки крн а она из Смоленска пос челка дочь а в слду деменку пришла с мужем после переписки Ергольского тому лет з 20 у ней вдовы Евгении сын Никифор 245) 20 лет у Никифора жена просковья казмина дочь 22 лет из той же слды деменки а отец ея бывал дворцов же крн оногож села Калиновки по переписке брянченинова она вдова платит в год 75 копеек а в подушном окладе в великоросии сын ея не написан

245об во дв Иван петров сын безъугольной 50 лет Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села Калиновки и оттоль вышел с отцом своим тому 35 лет и жили в малой росии

246 сухоруков Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из дерни Толченой

247 федяев мещев уду из села Зимницы дорогожансго мря бывал кркой сын

248 на том же дв Андрей Никит сын 248об гомов 50 лет Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села Калиновки и оттоль пришел в деменку после перси Ергольского тому лет з 20 у него Андрея жена Февронья як дочь 30 лет Рыльского уду из села Черемошок аднадворческая дочь у негож Андрея дочь Дарья полугоду

249 Картавой Камарицкой дворцовой волости из дерни гламаздиной дворцов крн

бутарев ис Курска бывали посацкие

249об кублов 82 лет вдов польской нацыи из Варшавы

пузевской белев уду из дер пузевской крн кн ив юрча Трубецкого

253 повидаков смолен губ Бельского уду из дни жаркиной бывал крн смолен шляхтича мих ив сына потемкина

259об слобода тимошкин перевоз поселение имеет в стародуб полку в топальской сотни над рекою ипутью на землях полковничьих в дачах тростянских в прошлом 1700 г

во дв Иван Фролов сын коновалов 60 лет польской нацыи из местечка мира и оттольвышел он в слду Тимошкин перевоз тому з 25 лет у него Ивана жена анна Антон дочь 50 лет из Москвы посацкая у негож Ивана дети казма 20 матрена 16 дарья 10 лет ульяна полугоду да у негож Ивана двоюрод брат Кондрат Логинов 40 лет полской же нацыи у Кондрата жена аксилья гр дочь 30 лет 260) из роскольничей слды деменки где ныне живет отец ея гр ив сын коробейников у кондратаж сын Илья 2 лет

журавкин 65 лет Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села чаянки
266 войскобойников из севска пос челк


261 работник логин Тарасов сын сапожников лет Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села Дубровки

271 слда свяцкая в стародуб полку в новомеской сотни при речке часе на землях киево Печерского мря а поселена в прошлом 1714 г

271об фоломыкин 70 лет слеп из Курска пос челк
275об подребинников 276 40 лет из Курска пос челк
277об кожемяка 278 из москвы посацкие
топальцов малороссиянин стародубовском уду из села топали

282об матвей гавр сын козачеев 51 году он и жена Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села Гламаздина
родн брата жена 283 из тогож села гламаздина
из сев уду выходил он Матвей … за польскую грцу и жил в слде ветке и из грцы вышел … 735 г

285 кобанов из Москвы пос челк
288 у негож Леонтия карнеева во дворе живет в соседстве вдова Марья иевлева дочь михайловская жена ив сына лоскутова 70 лет у нея вдовы дети вас болшой 38 вас же меншой 32 лет из курска посацкие и оттоль вышли она з детьми своими за польскую грцу и жили в слде ветке 30 лет у вас большого жена анна Алексеева дочь 32 лет полской нацыи у васж большого дети вас 5 гр 4 тимофей 3 лет михла году у вас меньшого жена 288об Пелагея фдр дочь 30 лет ис Калуги отец ея бывал пос челк у васж меньшого дети ив 7 акулина 2 лет а в прошлом 731-м году по объявлении ея имп велва указу из слды ветки вышед она вд с оными детьми своими и явилась в глухов в канцелярии министерского правления и по доношению детей ея из оной канцрии указом определены на житье в слду свяцкую и по тому указу положено на детей ея платить подушных денег с 6 душ по 70 по 2 копейки с полукопейкою з души в год итого 4 рубли 35 коп а в великоросии в подушной оклад нигде дети ея не написаны

логутин из рыльска пос челк

297об работник сухоменок сев уду из села Дмитровки крн дворцов камариц волти
наемн рабк плотников лет Севского уезду Камарицкой дворцовой волости а какова села или дерни … в малолетстве сказать не знает

299об гольской москов уду из села коломенского крн дворцов волти

307 слда шеломы … в стародубовском полку в топальской сотни при речке карне на землях бывш влца значкового товща афанасья зенченка а поселена в прошлом 1656 г

401 ложкарев болахон у из села хохломы крн дворцов волти

407 ардонь а поселена в прошлом 1710 г
425об
на том же дворе безплатежная в хатке вд Аксинья Титова д ильин жена Титова 65 лет муж ея и она Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села хомутовки крне 246 и от толь сошла она с мужем и жили в малой росии а в ардонь пришла она вдова после переписки Ергольского тому 12 лет
РОДАСИ

РОДАСИ

Россия
Сообщений: 1182
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 793
vam
vam написал:
[q]
РГАДА фонд Сенат
[/q]

Спасибо огромное! Буду ждать еще Ваших подарков, в виде архивных данных. + 101.gif
---
Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны
РОДАСИ

РОДАСИ

Россия
Сообщений: 1182
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 793
Факторы толерантности в контексте развития белорусского общества (на примере Гомельского региона)
Ирина Безручка, историк
(Гомель)

На сегодняшний день межнациональные отношения в Беларуси не носят ярко выраженного характера и не перерастают в открытые конфликты, но, тем не менее, проблема развития толерантности в большей или меньшей степени актуальна для любого общества, в том числе и для Беларуси.

Достаточно большой по количеству этноконфессионной группой на Гомельщине были староверы (старообрядцы), которые не приняли церковную реформу 17 столетия в России и до 1906 года преследовались российским правительством. Их еще до недавнего времени называли “москали” или “московцы”. Еще в 60-е годы 20 века это было широко распространенное название. После раскола Русской православной церкви они бежали через границу Речи Посполитой от преследования российского правительства. Здесь они получали земли. И, что для нас важно отметить, они получали свободу вероисповедания. Они могли быть здесь староверами.
Староверы создали ряд слобод, которые и сейчас видны в нашей топографии. В Гомеле – Великая Спасова слобода – сразу за парком, где стоит красивая деревянная церковь. Белица некогда также была в основном староверской. Ветка – также слобода, которая стала крупным центром староверов. В середине 19 столетия староверов в Гомеле – 11 % населения. Чем занимались староверы? Некоторые занимались земледелием, огородничеством, но в основном -- торговлей. В начале 20 века на гомельском рынке “старовер с окладистой бородой” – примечательная фигура. Ветковские староверы контролировали всю торговлю. Документы не фиксируют конфликтных ситуаций белорусского населения со староверами, так как существовало экономическое разделение – белорусы в то время были преимущественно крестьянами.
Граф Николай Румянцев (1754 – 1826 гг.), который фактически являлся владельцем Гомеля, очень поддерживал староверов, они для него были “свои” на фоне местных униатов и католиков. Как пишет российский писатель Мельников–Печерский, “под покровительством Румянцева гомельские старообрядческие монастыри достигли цветущего состояния”. Старообрядцы выполняли торговые поручения графа, управляли его фольварками.
Таким образом, вместе с белорусской культурой существовала культура переселенцев из России. Характерным было то, что культуры эти мирно сосуществовали, но не смешивались. Хотя существовали взаимные культурные влияния. Ярким примером влияния культуры Беларуси на субкультуру староверов является “ветковская иконопись”, в которой заметен отход от византийского канона под влиянием барочного искусства Беларуси. В 18 столетии, когда в Беларуси господствовала барочная культура, на иконах ветковских старообрядцев появляются элементы интерьера, костюма, некоторые бытовые реалии, более живыми становятся образа. Влияние Ветковской школы иконописи пошло на Украину, в Молдавию, где также жили староверы. Языковеды отмечают влияние полесских говоров на язык старообрядцев, которые жили на Гомельщине. В быту белорусские староверы также отступали от традиций, которые они принесли с собой из России. Например, согласно традиции, староверам запрещалось иметь самовар и пользоваться им. Белорусские староверы обошли этот запрет, придумали, что они будут ставить самовар не на стол, а на лавку – тогда можно пользоваться.
Чернобыльская катастрофа ударила и по последним селам староверов. Тех деревень, где еще совсем недавно можно было найти интересные проявления жизни староверов, теперь просто нет. Деревни выселены, и таким образом самобытная культура отошла. Хотя на сегодняшний день в Республике Беларусь насчитывается около 20 тысяч человек, которые называют себя староверами, зарегистрированы 33 общины.
С течением времени на Гомельщине происходят значительные этнические и конфессионные изменения в составе населения, но общество не становится более однородным, не исчезает проблема сосуществования представителей разных культур и возможных конфликтов.
---
Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны
РОДАСИ

РОДАСИ

Россия
Сообщений: 1182
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 793
РУССКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ В БЕЛАРУСИ
На территории современной Беларуси старообрядцы появились во второй половине XVII - первой половине XVIII в.
Всего на территории Речи Посполитой к моменту её первого раздела насчитывалось до 100 тыс. русских старообрядцев.
Старообрядцы Беларуси не составляют однородной среды. Здесь сосуществуют и находятся в сложных отношениях несколько старообрядческих согласий: два поповских, три беспоповских (поморское, федосеевское и филиппоновское), много единоверцев.
В дореволюционное время именно старообрядцы составляли значительную часть (до 1863 г. преимущественное большинство) русского населения. Наибольшие группы в середине XIX в. проживали в Гомельском, Витебском, Полоцком, Сенненском, Дисненском, Бобруйском и Борисовском поветах. Около 28% старообрядцев жило в городах.
Сейчас основные места проживания старообрядцев-беспоповцев - Минск, Витебск, Полоцк, Гродно, Борисов, Бобруйск. Старообрядцы-поповцы в основном проживают в Гомельской области.
Важнейшим духовным и организационным русского старообрядчества на территории Белоруссии была Ветка. Бежавшие из России старообрядцы основали в 1685 г. старообрядческую слободку в Ветке, которая вскоре становится центром старообрядчества поповского (беглопоповского) направления. В 1764 г. Ветка была разорена и эта ее роль перешла к Стародубью.
Благодаря компактному расселению, приверженности своей вере и эндогамным бракам, они долгое время сохраняли свой традиционный уклад жизни и быта, поэтому долгое время не были втянуты в активные ассимиляционные процессы.
В одежде старообрядцев долгое время сохранялись черты русского костюма. Мужчины носили длинный кафтан, жилет или поддевку, рубашку-косоворотку навыпуск, широкие штаны, сапоги с высокими голенищами, лапти. Женщины - сарафан, девушки - блузу с юбкой, зимой - длинный тулуп, шубу, меховой салоп.
Костюм, предназначенный для совершения молитвы, который так и называется "моленный костюм", сохранился дольше. К примеру, обязательными атрибутами женского моленного костюма были и остаются большие платки, сколотые под подбородком и покрывающие большую часть фигуры.
Исследователь русских старообрядцев в Беларуси С.Е. Никитина пишет: "Казалось бы, яркая и мощная культура автохтонного населения должна "подмять под себя" культуру пришельцев. Но этого не произошло. В настоящее время мы имеем две культуры, четко противопоставленные друг другу и отчетливо осознающие свои различия, т.е. две культуры с развитым самосознанием. Культурная рефлексия особенно присуща старообрядцам в силу сознательно стимулируемой отгороженности от конфессионально чуждых соседей" (http://philologos.narod.ru/nikitina/Part_09.htm)
В советский период старообрядчество в Беларуси претерпевает существенные изменения: сокращается количество общин, наблюдается отток верующих, происходит стирание различий между старообрядческими толками и направлениями.
В настоящее время в республике имеется старообрядческое Древлеправославное религиозное объединение, в которое входят 27 общин поморского толка и 10 старообрядческих общин разных толков, действующих автономно (http://president.gov.by/rus/map2/cult/cult2.html#4).
Издания:
Абрамов И. Старообрядцы на Ветке // Живая старина, 1907. № 3.
Воронцова А.В. О полемике "ветковцев" с дьяконовцами: малоизученные полемические сочинения представилей "ветковского" согласия // Мир старообрядчества. Вып. 1. Личность. Книга. Традиции. Москва - Санкт-Петербург, 1992. С. 117-126.
Кобяк Н.А., Кукушкина О. В. Филологические задачи в рамках комплексных исследований района старообрядческих слобод Брянщины и Гомельщины //Из истории фондов научной библиотеки Московского университета. М., 1978.
Лилеев М. И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII- XVIII вв. Киев, 1895.
Лилеев М. И. Новые материалы для истории раскола на Ветке и в Стародубье в XVII-XVIII вв. Киев, 1893
Мальцев А. Н. Россия и Белоруссия в середине XVII в., М., 1974.
Манаенкова А.Ф. Язык Ветки: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Минск, 1974.
Поташенко Г. Русские старообрядцы в Великом княжестве литовском: становление древлеправославной традиции // Мир истории. 2002. № 4 (http://www.historia.ru/2002/04/potashenko.htm)
Сморгунова Е.М. Лингвистические проблемы в археографических исследованиях: (Языковые особенности русского старообрядческого населения) // Русские письменные и устные традиции и духовная культура. М., 1982.
---
Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны
VLXY
Новичок

Сообщений: 4
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 2
А могли ли староверы Купреевки оказаться в Рославльских лесах и осесть там?
---
ищу родственников д.Скоторж, д.Гутнево (Фроловы, Слеповы)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2  3 4 5 6 7 ... 18 19 20 21 22 23 Вперед →
Модератор: dobby
Вверх ⇈